Боровиковский лопухина описание картины. Портрет М.И

В истории были примеры, когда ту или иную картину художника преследует дурная слава. В XIX веке считали, что некоторые работы могут негативно повлиять на в...

Владимир Боровиковский, "Портрет Лопухиной"

От Masterweb

04.06.2018 20:00

В истории были примеры, когда ту или иную картину художника преследует дурная слава. В XIX веке считали, что некоторые работы могут негативно повлиять на владельцев, натурщиков или самого мастера. Объяснить столь странную точку зрения логически нельзя, но...

Такая сомнительная слава было у картины Владимира Боровиковского "Портрет Марии Лопухиной". Давайте приоткроем завесу тайны этого шедевра, изучим историю его создания и проанализируем манеру письма художника.

История создания портрета

Картина Боровиковского "Портрет Лопухиной" была написана с образа дочери отставного генерала Ивана Толстого - графиня Мария Лопухина позировала художнику. Только что вышедшей замуж девушке было 18 лет. Заказчик портрета - ее муж, служивший егермейстером при дворе Павла I. Юная графиня была красивой, здоровой, излучающей счастье, спокойствие и нежность. Но через пять лет после создания картины девушку одолела чахотка, и она скончалась...

В пушкинские времена бытовало мнение, что один взгляд любой красотки на этот портрет приведет ее к смерти. В столичных салонах говорили, что холст Владимира Боровиковского "Портрет Лопухиной" унес жизни около десятка девушек на выданье. Среди суеверных людей ходило мнение, что картина наполнена духом графини Лопухиной, забирающим души юных прелестниц.

Описание картины Боровиковского «Портрет Лопухиной»

В очень поэтичном произведении художника Боровиковского "Портрет Марии Лопухиной" явно прослеживаются нотки сентиментализма. Очаровательную молодую женщину мастер изобразил в уединенном уголке парка с элементами русской сельской природы. Поза Лопухиной томная и ленивая, девушка облокотилась на садовый парапет. Мечтательно настроенной молодой женщине прекрасно подходит пейзаж, подчеркивающий близость к природе.

Мы можем любоваться задумчивым взглядом графини, нежной улыбкой, свободной, чуть усталой позой Марии Ивановны. Рука художника изобразила плавные линии, мягкие округлые формы, нежные оттенки. В глаза бросается голубой пояс на платье, сиреневый шарфик, розы, пепельно-русые волосы, бледная зелень листвы, на дальнем плане - легкая дымка. Портрет получился очень чувственным.


Самое поэтичное создание из всех портретов В. Боровиковского

Художник очень тонко и деликатно изобразил не только фигуру девушки, но и ее душевный мир с задумчивостью и печалью. В облике Лопухиной воплощены чувства, но в целом картина и образ девушки излучают простоту и единение человека с природой. Художник не использовал для работы роскошные аксессуары, дорогие драгоценности и перья. Девушка одета в свободное белое платье, подпоясанное голубым шарфом. На голове красавицы нет шикарного парика, есть только красиво уложенные собственные локоны. Такая лаконичность и простота присущи искусству того времени - сентиментализму.

Средства выражения в картине

Мечтательную настроенность молодой женщины художник Боровиковский подчеркнул с помощью фона. Образ гармонично сочетается со средствами выражения. В портрете все согласовано: от тенистого уголка парка, васильков среди колосьев спелой ржи до слегка увядающей розы. Завораживает непринужденная поза графини, ее прелестное лицо. Проглядывается подлинная красота в томном взгляде, утренней свежей коже, мечтательной улыбке и даже в не совсем правильных чертах лица Лопухиной.

Боровиковскому был важен не статус юной графини, а ее личные качества. Ее молодое лицо далеко не идеал красоты, но в нем полно очарования, душевной прелести. Художник с любовью изобразил нежную, меланхоличную и мечтательную молодую женщину. В образе Марии отсутствует жеманство и кокетство, только спокойствие и естественность. Заметна ее горделивая поза, умение держать себя, что вырабатывалось у девочек с ранних лет.

В чем прелесть портрета Марии Лопухиной?

Портрет считается самым удачным произведением Боровиковского. В облике юной женщины чувствуется магнетический шарм и небольшой драматизм в лице и взгляде. Технике проработки взгляда художник обучался долго: глаза у девушки наполнены светом, легкой кокетливостью, сознанием собственного очарования. Взгляд у девушки не задумчивый, а слегка рассеянный: кажется, что она озабочена собственными мыслями, своим внутренним миром. Ее одухотворенное лицо говорит о том, что героиня не только красива внешне, но и обладает большим сердцем и умом. Чувствуется, что Боровиковкий вложил часть своей души в этот шедевр.

С точки зрения живописи этот портрет считается совершенным. В этом художнику помогла лессировочная техника, которая заключается в том, что сквозь верхние слои краски просвечиваются глубокие основные мазки. Это придает картине нарядность, красочность и колоритность. Цветовой строй картины очень гармоничен: блеклые и пастельные, нежно-зеленый тон фона и нежно-лиловый оттенок шали, голубой пояс и белое платье. С помощью этих важных деталей художник передает жизненные реалии, глубокие чувства и необычайную поэтичность своей героини.


Жемчужина Третьяковской галереи

Конец слухам о том, что шедевр Боровиковского "Портрет Лопухиной" забирает жизни молодых девушек, положил меценат Павел Третьяков. Он купил картину и поместил ее в свою галерею. Этим шедевром любовались многие современники художника, и до сих пор его продолжает рассматривать наше поколение.

Сначала картину Боровиковского хранила племянница Марии, дочь ее старшего брата. Портрет считали семейной реликвией. Именно в гостях у этого семейства П. М. Третьяков и заприметил знаменитый холст. Сегодня никто точно не знает, каким образом меценат уговорил хозяев продать ему картину. В собрание Третьяковской галереи эта жемчужина попала в конце 1880-х годов. В коллекции Павла Третьякова присутствуют и другие работы Боровиковского, но посетителям больше всего нравится этот холст.


Всего два раза портрет выставляли на экспозициях в Москве. За пределы России шедевр никогда не вывозили. Даже сегодня есть ценители творчества Боровиковского, которые приходят в Третьяковку, чтобы полюбоваться именно этим уникальным полотном. Возможно, некоторые из них хотят испытать на себе магию мастерства художника и доказать, что картина не проклята.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

А теперь обратимся ещё к одной удивительной картине кисти современника Левицкого – Владимира Лукича Боровиковского.
Портрет Марии Лопухиной.

Немного истории с биографией

В 1797 году широко известный в России портретист Владимир Лукич Боровиковский, писавший в то время портрет императорской семьи, получает новый заказ. Егермейстер при дворе Павла I пожелал запечатлеть на века образ своей прекрасной невесты - восемнадцатилетней графини Марии Ивановны Лопухиной.

Графиня Мария Ивановна Лопухина, в девичестве Толстая, была старшей дочерью графа Ивана Андреевича Толстого и Анны Федоровны Майковой. Граф Толстой служил в Семеновском полку сначала сержантом, потом бригадиром, и, наконец, дослужился до генерал-майороа. И, кроме того, был предводителем Кологривского дворянства.
Мария Ивановна была не единственной дочерью в семье, у нее было 4 сестры: Вера, Анна, Александра, и Екатерина. Были у Марии и два брата: Фёдор и Петр.

Фигура первая

Самой необычной личностью в этой семье был Федор Иванович Толстой, старший брат Марии, по прозвищу «Американец», скандально известный современникам своими дуэлями и приключениями.



Существует легенда, что однажды он пытался стреляться даже с самим Пушкиным. Однако, великий поэт неожиданно начал есть черешню и с невозмутимым видом выплевывать из неё косточки. Этим он совершенно охладил пыл американца, которому для ощущения полного триумфа были необходимы смятение и страх соперника. Этот знаменитый эпизод Пушкин позднее использовал в сюжете повести "Выстрел".

Однако, бог с ними, родственниками, речь не о них, вернёмся к портрету Марии Лопухиной. Он стоит наособицу в галерее портретов известного портретиста В.Л.Боровиковского. Что же так приковало к ней внимание? Попробуем разобраться.

Фигура вторая

На картине изображена молодая девушка, чуть облокотившаяся на парапет, что придает ее позе некую расслабленность и задумчивость. Гибкая, мягкая линия ее силуэта напоминает античные скульптуры. Складки ее платья, подобные одеждам античных богинь, усиливают это впечатление. Нежные и мягкие черты её лица, пожалуй, не соответствуют идеальным канонам красоты, но зрителя пленяет её образ, полный естественности и гармонии.
В картине улавливается соотношение деталей, их связь с образом девушки. Ее нежность подобна нежности лежащей рядом розы, вьющиеся волосы напоминают курчавость кроны стоящего позади дерева, изгиб фигуры Лопухиной в точности повторяет наклон молодой березки, виднеющейся вдали.

Классический «винегрет»

Безусловно, картина не была написана на природе, пейзаж смоделирован самим художником. Окружающая Лопухину природа как будто «собрана по частям». Это не парк, ведь на заднем плане отчетливо виднеются колосья ржи и голубые васильки, в точности повторяющие цвет пояса на платье. Но и не поле, иначе, откуда бы взялись дикие лилии, растущие в тени дерева.
Весь пейзаж создан искусственно, быть может, для того, чтобы подчеркнуть многообразие качеств Лопухиной - внешних и внутренних. Он перекликается с образом девушки, обозначая гармоничное слияние её чистой души с самой природой. А лилии и розы, цвет которых перекликается с шарфом, подчёркивают изысканность, нежность и грациозность Марии Лопухиной. Кроме того, детали пейзажа могли носить и символическое значение. Лилии – символ чистоты и невинности, розы – символ расцвета и супружества. (В древнем Риме осыпали лепестками роз и фиалок ложе новобрачных. Роза была атрибутом Венеры-Урании - богини возвышенной любви и честного брака). Подобный «винегрет» был вполне в духе классической живописи, и был передан по наследству рококо и сентиментализму, ярким представителем которого и был Боровиковский. Лилии и розы к тому же считались с давних времён цветами Девы Марии.
Но образ Марии Лопухиной далёк от религиозных ассоциаций. Одни видят в нём тщательно замаскированную, точнее даже, завуалированную сексуальность, другие –образ невинного очарования юности, но не беззаботный, а наполненный скрытым смыслом. Прелестная, легкая юная красавица смотрит на нас со странной, «нераскрывшейся» улыбкой, а глаза её серьёзны и печальны.
При взгляде на эту картину возникают противоречивые чувства, выражение лица графини как будто меняется: то девушка смотрит на тебя с аристократическим высокомерием, то по-детски беззащитно и трогательно.
Неудивительно, что девушка произвела на сорокалетнего художника сильное впечатление. Он написал портрет, показывающий глубину и сложность внутреннего мира Марии Лопухиной, написал так проникновенно, что её образ волнует нас до сих пор.


В.Л.Боровиковский. Автопортрет

Реальность и вымысел…

Вскоре после того, как портрет был написан, Мария вышла замуж за Лопухина. Увы, их брак оказался бездетным и несчастливым, а через несколько лет, в 1803 году Мария Лопухина скоропостижно умерла от чахотки… Девушке было всего 24 года.
Наслышанные о ее красоте и печальной участи представители света, которые не были прежде знакомы с нею лично, стали осаждать дом родственников Лопухиной (сначала - вдовца, потом - племянницы), чтобы увидеть прекрасную Марию хотя бы на портрете. И, представьте, многие из юных романтических посетительниц вскоре также заболевали чахоткой и скоропостижно умирали. Назывались цифры до десяти молодых дворянок.
О портрете Лопухиной пошла страшная молва... По слухам, умершая смотрела с холста настолько реалистично, загадочно и живо, что люди стали воображать, что ее отец, магистр масонской ложи, а также известный мистик, граф Иван Толстой, заманил душу дочери в её портрет. Но никакой мистики в этом, безусловно, не было. Просто чахотка в те времена была довольно распространённой, и, увы, практически абсолютно неизлечимой болезнью.
Племянница Лопухиной вскоре стала супругой московского губернатора. Чтобы прекратить все разговоры о вредном влиянии изображения портрета на здоровье московских невест, портрет Марии Лопухиной был «сослан» подальше от людских глаз и пересудов, в загородное имение губернатора.

Только спустя почти 80 лет портрет был куплен известным меценатом и коллекционером П.М.Третьяковым, совершенно случайно увидевшим его в этом имении. После приобретения Третьяковым картины, слухи о её мистическом воздействии окончательно рассеялись.
В 1885 году поэт Яков Петрович Полонский написал бессмертные строки, посвящённые образу Марии Лопухиной.

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.»

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.


Русский поэт Яков Полонский посвятил эти замечательные строки 100 лет спустя после написания портрета Марии Лопухиной художником В.Боровиковским.


Портрет М.И.Лопухиной нередко называют самым поэтичным созданием из всех портретов В.Боровиковского. В нем виден тонкий деликатный рисунок, правильность форм и проникновение в самые глубины душевного мира его героини, выражение не только глубокой задумчивости, но и печали… Однако, как бы ни были высоки живописные качества портрета, как бы ни был характерен для своей эпохи его замысел, работа Боровиковского не могла бы сохранить до наших дней силу своего художественного воздействия, если бы сам образ не был отмечен чертами глубокой и подлинной жизненности. Он сумел воплотить в облике Лопухиной такую напряженную жизнь чувства, какой не знали его предшественники в русской портретной живописи. В то же время от всей картины и образа девушки исходит ощущение простоты, как единение человека и природы, без придания модели тяжеловесных аксессуаров, каких-то дорогих перьев и драгоценностей – как это было принято тогда в изображении парадных портретов. Свободное белое платье, подвязанное под грудью голубым шарфом, нежно-лилового цвета шаль, у неё не парик, а естественные волосы. Всё лаконично и просто, как это было свойственно новому стилю и направлению в искусстве того времени – конца XVIII века, и этот стиль получил название “сентиментализм”.


Пейзажный фон, подчеркивая близость к природе, соответствует мечтательной настроенности молодой женщины. В портрете поражает удивительная гармоничность образа и средств выражения. В картине всё изображено в согласии, в гармонии всех деталей: тенистый уголок парка, васильки среди колосьев спелой ржи, слегка увядшие розы, непринужденная поза молодой женщины, и исполненное удивительного очарования прелестное лицо. В утренней свежести кожи, в томности взгляда, в мечтательной улыбке, даже в некоторой неправильности черт Лопухиной есть подлинная красота, красота душевная и лирическая.


Художник, рисуя портрет Лопухиной, использовал традиционный приём репрезентативного портрета – окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ. Однако Боровиковский попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны её характера. Мария Лопухина стоит в саду, облокотившись на старую каменную консоль. Её лицо, может быть, и далеко от классического идеала красоты, но оно исполнено такого несказанного очарования, такой душевной прелести, что рядом с ним многие классические красавицы покажутся холодными и чопорными. Пленительный образ нежной, меланхоличной и мечтательной молодой женщины передан художником с большой душевностью и любовью. Практически никакого жеманства и кокетства в образе Марии, лишь естественность и спокойствие, в её позе прослеживается достоинство, умение держать себя, об этом говорит горделивая осанка, вырабатываемая у девочек с детства. Задумчивый, томный, грустно-мечтательный, но в то же время открытый смелый взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденность чуть усталой позы, плавные линии, мягкие, округлые формы, простое белое платье, пепельный цвет волос, зеленый фон листвы и, наконец, мягкая воздушная дымка, заполняющая пространство – всё это играет на создание у зрителя прекрасного и незабываемого образа.


Портрет Марии Лопухиной явился одним из самых жизненных и удачных портретов Боровиковского, в том смысле, что действительно ему удалось передать непосредственный человеческий облик этой юной женщины, что-то живое и магнетически-притягательное, и вместе с тем драматическое в ее лице и взгляде. Особенно во взгляде. Боровиковский, в числе некоторых других живописцев (Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий) овладел техникой “писать взгляд”, не просто пустые глаза, но со смыслом, с внутренним выражением. Лопухина смотрит на зрителя задумчиво, но и слегка рассеянно, как бы погруженная в свои мысли, в свою душевную жизнь. И чувствуется в ее живом одухотворенном лице, что эта девушка красива не только внешней красотой, но обладает и умом и сердцем. Всё это художник сумел отразить в портрете, он вложил часть своей души в своё произведение. Ко всему можно прибавить, что портрет технически совершенен с точки зрения навыков живописи – Боровиковский владел техникой “лессировочного” письма. То есть, через верхние красочные слои живописи просвечивают нижележащие слои. Это придает особую нарядность, особую красочность колориту. Портрет вообще красив по цветовому строю. Колорит и его цветовая гамма гармонично строятся на сочетании блеклых, нежных тонов. Это выражено и в цвете пейзажного фона задника, в его нежно-салатовых тонах, и в нежно-лиловом цвете шали, и в голубом цвете пояса, повязанного на талии, и в белом платье Лопухиной. Но это всё детали, хотя и очень важные. Главное, что художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью.


Однако во времена Пушкина портретом Марии Лопухиной пугали молодых девушек, так как она прожила жизнь короткую и несчастливую, а через три года после написания портрета умерла от чахотки. Что-то в этом многим виделось мистическое, как будто портрет забрал жизнь молодой женщины. Ее отец Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Потому и поползли слухи, что де ему удалось заманить дух умершей дочери в этот портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскорости умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не меньше десяти дворянок на выданье. Конец слухам положил меценат Павел Третьяков, который приобрел портрет для своей галереи. С тех пор этим портретом восхищались не только современники, но и зрители следующих поколений.


Портрет Лопухиной долгое время находился в собрании родственников, он хранился у племянницы Марии – дочери её старшего брата Федора Толстого-”Американца”. Портрет высоко ценился как семейная реликвия. И именно в этом доме портрет и увидел Павел Михайлович Третьяков. Как ему удалось приобрести семейную реликвию, сейчас уже точно не узнать. Случилось это уже в конце 1880-х годов и именно тогда картина и попала в собрание Третьяковской галереи. Надо сказать, что Павел Третьяков купил сравнительно немного работ Боровиковского, но портрет Лопухиной среди них настоящая жемчужина. Когда посетители Третьяковки приходят в зал Боровиковского, то сразу обращают на него внимание. Портрет практически никогда не покидает стены галереи. Он побывал всего на двух выставках, да и то в пределах Москвы. Многие зрители приходят в Третьяковку полюбоваться именно портретом Марии Лопухиной. В облике молодой дамы столько обаяния, магнетизм её взгляда притягивает любителей и ценителей живописи. Присутствует в этом портрете и некая загадка, тайна, которую до конца невозможно постичь.


Лёгкая улыбка и грусть, простота и естественность, единение с природой и мечтательность. Это «Мария Лопухина».
Портрет Марии Лопухиной В. Боровиковского находится в Третьяковской галерее. Это настоящий шедевр национальной живописи. Такой русский образ, он был написан в 1797 году. Таинственная улыбка, недосказанность и нежность. Это Мария Ивановна Лопухина, урожденная графиня Толстая, родственница Льва Николаевича Толстого. Толстой – её двоюродный племянник. В год написания портрета, Марию отдали замуж за Степана Лопухина, который был егермейстером и действительным камергером при дворе Павла Первого. Впрочем, портрет кисти известного уже тогда Боровиковского и есть свадебный подарок Лопухина 18-летней супруге.
Семейная жизнь не сделала Марию Ивановну счастливой. Муж её был грубым, и душевных разговоров с ним вести не получалось. Детей у них не было, и в 23 года она умерла от чахотки, лекарства от которой тогда ещё не придумали. Её могилой стала родовая усыпальница Лопухиных в монастыре. Спустя пару лет, там же последний приют нашёл и ее супруг.
Во время написания портрета художнику Боровиковскому было 40 лет. Он был излюбленным живописцем, получал массу заказов, даже от императорской семьи. Портрет Марии Лопухиной стал одним из лучших у художника, и, бесспорно, самым известным. Это портрет эпохи сентиментализма, которая культивировала живые чувства, эмоциональность и нравственность. Естественность красоты и красота естественности, человек в природе. Девушка на картине изображена на фоне парка, и это является дополнением её образа. Природа здесь, как часть самой молодой женщины. Нежный румянец, коснувшийся её щёк, и розы, голубенькие цветы и голубой пояс, изогнутая фигура и наклонившееся дерево. Размытые контуры, переливающиеся оттенки нежной палитры, усиленные повторы – всё это создаёт единство человека и природы. Девушка немного печальна, но печальна красиво, мечтательно. Рядом с ней, вторя её меланхолии, увядает роза, возможно, являясь предметом раздумий художника о мимолётности красоты. Платье Марии простое и снова – естественное. Волосы ниспадают вьющимися локонами и скромно откинуты назад.
Эта картина будит воображение, так и просит домыслить разгадку тайны. Историю любви, некий секрет. Она, как воплощение русской интеллигентной красавицы, является вдохновением для многих своих ценителей.


Впервые в русском искусстве изображается национальный русский пейзаж. Приглушёнными лирическими тонами он выписывает белые стволы берез, золотистые колосья, васильки, розы, лилии. И на их фоне гибкая фигура девушки в простой одежде и без сложной причёски – такой гармоничный образ единения с природой…
Эта грациозная поза, рука, лицо, глаза - Боровиковскому удалось правдиво выразить эмоциональную жизнь человека, написать взгляд – смысл на живом лице, и такое случилось впервые в истории русской живописи. Мысленно художник проник в самые глубины душевного мира героини, нюансы внутреннего состояния, сотворил эстетический идеал...
«Неуловимая подвижность фигуры, изменчивость выражения лица, загадочность улыбки…» Подобными фразами зрители выражают своё впечатление, увидев знаменитую «Мону Лизу» великого Леонардо да Винчи. Схожее впечатление производит и портрет М.И.Лопухиной. Невероятно большой диапазон чувств, мыслей, вопросов о любви и смерти, эфемерности бытия и его вечности, борьбе и единстве добра и зла способны вызвать и одна, и другая картины...
В зале Боровиковского в Третьяковской галерее портрет М.И.Лопухиной – настоящая жемчужина, зрители сразу обращают на него внимание. Сквозь общую неброскость портрета проступает взгляд, он-то и приковывает к себе внимание, держит в напряжении, манит, притягивает, велит остаться. Этот загадочный взгляд то меняется от несколько высокомерного до нежного, то выражает аристократическую надменность, то трогательную детскость юной прекрасной девушки, то вдруг неожиданно тревожно пророчит близкий трагический конец... И до наших дней портрет сохранил силу своего необычайного художественного воздействия. У посетителей Третьяковки есть поверье, вглядываясь в образ на портрете, загадывать на будущее по выражению лица и глаз Марии Ивановны. Говорят, она особенно расположена к влюбленным парам, иногда может даже дружелюбно подмигнуть – на счастье...


(Материалы из интернета)

В истории живописи немало примеров, когда за той или иной картиной тянется шлейф дурной славы. Негативное влияние на владельцев, самого художника или прототипов работ не поддается логическому объяснению. Одна из таких картин – «Портрет М. И. Лопухиной» Владимира Боровиковского . В ХІХ в. об этом портрете ходили нехорошие слухи.


В. Боровиковскому позировала дочь отставного генерала Ивана Толстого графиня Мария Лопухина. На тот момент ей было 18 лет, она недавно вышла замуж, и этот портрет заказал художнику ее муж, егермейстер при дворе Павла І. Она была красива, здорова и излучала спокойствие, нежность и счастье. Но через 5 лет после того, как работа над портретом была завершена, молодая девушка скончалась от чахотки. Во времена А. С. Пушкина ходили слухи, что стоит любой девушке только взглянуть на картину – ее ждет скорая смерть. Как шептались в салонах, жертвами портрета стали не меньше десятка девушек на выданье. Суеверные люди считали, что в портрете живет дух Лопухиной, который забирает к себе души молодых девиц.


Если отвлечься от мистической составляющей, нельзя не отметить высокую эстетическую ценность портрета. Эта работа по праву считается вершиной сентиментализма в русской живописи и самым поэтичным творением Боровиковского. Кроме несомненного сходства с прототипом, этот портрет является и воплощением идеала женственности в русском искусстве конца XVIII в. Естественная красота девушки гармонирует с окружающей природой. Это был золотой век русского портрета, а Боровиковский считался его признанным мастером. А. Бенуа писал: «Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский».


Портрет Марии Лопухиной восхищал и вдохновлял современников. Так, например, поэт Я. Полонский посвятил ему стихотворные строки:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать.
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.


Своей недоброй славой картина была обязана не автору-художнику, а отцу девушки, позировавшей для портрета. Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Говорили, что он обладает сакральным знанием и после смерти дочери «переселил» ее душу в этот портрет.


Конец слухам был положен в конце ХІХ в. В 1880 г. известный меценат Павел Третьяков приобрел эту картину для своей галереи. С тех пор она выставляется на всеобщее обозрение вот уже больше столетия. Ежедневно в Третьяковке бывают сотни людей, и случаев массовой смертности среди них не было зафиксировано. Разговоры о проклятии постепенно поутихли и сошли на нет. Но люди склонны верить в мистические совпадения: говорят, что самая дорогая картина Мунка приносит несчастья, и перечисляют другие


Прошло более двух веков с тех пор, как был написан портрет М.И. Лопухиной. Менялись поколения, художественные стили и вкусы, но портрет, который создал В. Боровиковский, до сих пор остаётся притягательным и загадочным.


Поспешите в Третьяковскую галерею, и вы долго будете стоять возле этого шедевра живописи. Портрет влечёт к себе взглядом карих глаз девушки, направленным куда-то, скорее всего, в себя. В нём грусть и разочарование, она задумчива, её мысли будто обращены в далёкую, но она уже знает, несбыточную мечту. Она пытается улыбнуться, но ей это не удаётся. Ясное лицо девушки, нежная фарфоровая кожа, плавная грация позы и всё внешнее благополучие не могут скрыть от такого гениального художника, как Боровиковский, глубокой внутренней печали.


А Владимир Лукич умел чувствовать чужое настроение и характер, тем более у такой ещё юной особы (М.И. Лопухиной исполнилось в это время 18 лет). Мария Ивановна была дочерью графа Ивана Андреевича Толстого, генерал-майора Семеновского полка, предводителя Хологривского дворянства и Анны Федоровны Майковой.



Машенька вышла замуж за егермейстера С.А. Лопухина, и как говорили, была несчастлива в браке, с мужем не было эмоционального единства. Детей в семье тоже не было, а через шесть лет после замужества, она умерла от чахотки, весьма распространённой болезни того времени. Похоронили Марию Ивановну в родовой усыпальнице Лопухиных, в Спасо-Андронниковском монастыре в Москве, в котором теперь музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.


Она давно прошла – и нет уже тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали…
Но красоту её Боровиковский спас.

В портрете прелесть юности, обаяние женственности, но в нём есть и сложность противоречивых чувств девушки, которая ему позировала. Боровиковский писал портрет так, как чувствовал свою модель. От девушки будто исходит сияние чистоты. Белое платье с нежным серо-голубым оттенком напоминает греческий хитон. Тёмно-голубой пояс, охвативший стройный девичий стан, воздушная дымка, смягчающая чёткие линии, – вся палитра создаёт нежность и воздушность, подчёркивает обаяние юности.


В портрете легко ощущается тишина и прохлада парка, а также кажется, что движения модели в этот день были плавными и даже немного замедленными. Изображение выходило не бестелесным, но и не плотским, в нём ощущается идея возвышенности. Писал ли Боровиковский ту Машеньку, которую видел и чувствовал, или сообщил портрету кое-что из собственных ощущений? Возможно, художник видел перед собой прекрасный идеал женщины своей души, и сблизил его с моделью, трудно сказать.


Лопухина изображена на фоне русского национального пейзажа, конечно здесь много условного и декоративного - колосья ржи, васильки, стволы берёз, поникшие бутоны роз. Склонённые колоски перекликаются с плавным изгибом фигуры Лопухиной, голубые васильки – с шёлковым поясом, белые берёзки мягко отражаются в платье, а душевное состояние - с поникшими бутонами роз. Может быть увядающей розой рядом с прекрасным образом девушки художник наводит нас на размышления о бренности и красоты, и жизни.


Весь мир природы, как часть души девушки, слияние контуров, палитра природы и женского образа создаёт единый гармонический образ. Этим портретом восхищались и современники художника, а затем и потомки следующих поколений. Именно потому, что мы с каким-то внутренним смущением души долго и молча стоим, любуясь образом девушки, можно сказать, что мы стоим перед великим произведением искусства.



Боровиковский, Владимир Лукич


В.Л. Боровиковский в русском искусстве XVIII века был одним из гениальных художников. В 1788 году в декабре он приехал в Санкт-Петербург из Миргорода. Об этом, как и обо всех приезжающих в то время, было доложено самой Екатерине, которая была крайне обеспокоена назревавшей во Франции революцией, а кроме того, частенько вспоминала так напугавший её пугачёвский бунт.


Но прежде чем приехать Боровиковский был всего-навсего способным иконописцем, и работал подобно своему отцу – писал иконы. Изредка миргородцы заказывали ему написать их портреты, украшая свои дома собственными изображениями. Вот за этим занятием и приметил его поэт В.В. Капнист, предводитель киевского дворянства.


Владимира Лукича привлекли к оформлению здания для приема императрицы во время её южного путешествия. Когда он прекрасно справился с непривычной для него темой, в которой ему пришлось писать огромные панно с аллегорическим сюжетом для прославления государыни, В.В. Капнист и его свояк Н.А. Львов предложили ехать в столицу, дабы совершенствоваться в искусстве.


Здесь ему посчастливилось быть учеником самого Левицкого, но всего лишь несколько месяцев. Затем он получил несколько уроков живописи у портретиста Лампи, приехавшего из Вены по приглашению Потёмкина. Во всей видимости, иностранный художник сумел увидеть в молодом Боровиковском талант живописца, так как впоследствии он много сделал для официального признания своего ученика.


Лампи писал портреты, придавая своим моделям внешний блеск, не заботясь о передаче характера на портрете, так как знал, что его чаще всего лучше скрыть, да и сами модели будут довольны, если их алчность или жестокость, тщеславие или агрессивность будет не замечена.


В. Боровиковский в 1795 году получил звание академика, в 1802 году стал советником Академии, причем, не учившись в ней. А всё потому, что в пору его молодости и даже зрелости в Академию принимали лишь в детском возрасте. Только в 1798 году получили доступ в Академию взрослые ученики, для которых, благодаря настойчивости архитектора Баженова, были открыты бесплатные рисовальные классы.



Лизынька и Дашинька


Один за другим выходили из-под кисти Боровиковского портреты. И в каждом из них видна человеческая душа. Среди них много мужских портретов, в том числе и императора Павла. Все они по характеру сложны и противоречивы, как впрочем, и сами модели. В женских портретах больше лирики, обаяния, нежности. В этих портретах художнику удавалось гармонически сочетать человека, а вернее сказать его душу, с природой. Художник наполнял образы своих моделей глубиной чувств и необычайной поэтичностью.


Но с годами художник ощущал, что писать ему становится всё труднее и труднее. В. Боровиковский, религиозный и по характеру робкий и замкнутый, в конце жизни вновь возвращается к тому, с чего начинал – к религиозной живописи и иконописи.



Портрет Е.А.Нарышкиной


За два десятилетия художник написал великое множество придворных портретов, но так и остался «маленьким» и одиноким человеком, не усвоив в себе ни облика, ни привычек придворного художника. В конце 1810-х годов один из его учеников написал портрет Боровиковского, в котором, как и его учитель, сумел заглянуть в душу. На портрете изображён человек, мучимый неразрешимой загадкой, которая угнетала и угнетает его всю жизнь…


Незадолго до смерти он работал над убранством церкви на Смоленском кладбище в Петербурге, где затем и был похоронен в возрасте 67 лет.


А портрет М.И. Лопухиной ещё долгое время хранился у ее племянницы, Прасковьи Толстой – дочери, брата Марии Ивановны, Федора Толстого. Для всего семейства это была семейная реликвия. Когда Прасковья стала супругой московского губернатора Перфильева, у него в доме и увидел этот портрет создатель национальной галереи живописи и коллекционер Павел Михайлович Третьяков. Портрет был куплен им, и впоследствии стал подлинной жемчужиной Третьяковской галереи.