Что было необычного в балете золушка. Прокофьев

С. Прокофьев балет «Золушка»

Столь известная сказка постоянно привлекала многих композиторов, на её основе были написаны оперы и балеты в разных странах. Возможно, дело в необычайном тонком сюжете, в котором неизменно добро побеждает зло. Написан балет был в непростое для страны время - в период с 1940 по 1944 год. Начав работу над спектаклем, Прокофьев был вынужден ее прекратить и взяться за написание своей монументальной оперы «Война и Мир », лишь позже он вновь обратился к балету. Премьера спектакля состоялась в ноябре 1945 года в Большом театре, где в то время танцевала знаменитая Галина Уланова, собственно, для которой и задумывал Сергей Прокофьев произведение. Удивительный мир сказки, грациозные танцы артистов и потрясающая музыка композитора – это все вас ждет в необычайно красивом балете.

Краткое содержание балета Прокофьева «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

девушка, вынужденная выполнять всю работу в доме по приказу мачехи
Отец золушки родной отец главной героини
Мачеха злая мачеха Золушки, которая не любит свою падчерицу
Кривляка и Злюка сводные сестры главной героини, которые всячески пытаются ей напакостить
Принц наследник престола, влюбленный в Золушку
Фея-бабушка волшебница, помогающая Золушке попасть на бал
Феи времен года добрые волшебницы, помогающие Золушке собраться на бал

Краткое содержание «Золушки»


Сюжет спектакля следует за своим литературным источником и начинается в доме Мачехи. Сестры Кривляка и Злюка примеряют шаль и ссорятся из-за этого, в это время Золушка как всегда сидит за работой. Ее родной отец не может противостоять своей супруге и защитить дочь от постоянных нападок. В этот момент в их дом приходит нищенка, но сестры прогоняют ее, лишь Золушка предложила старушке отдохнуть и накормила, и чуть позже таинственная гостья исчезает.

В доме начинается суматоха, все готовятся к грандиозному событию. Сестры приглашены на бал во дворец и мечтают, что их там заметит принц. Собравшись, они вместе с Мачехой в спешке покидают дом, оставляя там лишь одну Золушку. Девушка тоже очень хотела бы посетить бал и в тайне мечтает об этом, но злая Мачеха нагрузила ее домашней работой, да и пойти Золушке совершенно не в чем. На помощь к доброй девушке приходит та самая нищенка, которая оказалась настоящей Феей-бабушкой. Благодаря ей и Феям Времен Года девушка облачается в ослепительный наряд и отправляется на танцевальный вечер в настоящей карете, слово принцесса. Конечно это все создано с помощью настоящего волшебства и в полночь оно рассеется, поэтому Золушка должна успеть в вовремя вернуться домой.

Как только девушка появляется во дворце, все взгляды тут же приковываются к прелестной и таинственной незнакомке. Ее никто не узнает, даже сестры и Мачеха с отцом. Принц настолько очарован красотой Золушки, что влюбляется с первого взгляда. С наступлением полуночи, героиня вынуждена покинуть дворец и в спешке убегает, случайно обронив на ступеньках свою хрустальную туфельку. Ее то и находит Принц.


Юноша пытается найти незнакомку по всему Королевству и за его пределами, но все безуспешно, даже сапожники не помогли ему, которым он показывал потерянную туфельку. Тогда он решает примерять её всем девушкам Королевства, в надежде найти свою возлюбленную. Так, он оказывается в доме Мачехи. Увы, но сестрам хрустальный башмачок оказывается слишком мал. Когда он предлагает примерить ее Золушке, та пытается отказаться, но случайно из ее кармашка выпадает вторая туфелька, к большому удивлению всех присутствующих. Теперь то Принц уверен, что нашел ту самую таинственную незнакомку и счастью возлюбленных теперь уже ничего не может помешать.


Фото
:





Интересные факты

  • Интересно, что в различных постановках роли мачехи и сестер Золушки были исполнены мужчинами.
  • Сказка Ш. Перро неоднократно привлекала внимание различных композиторов. Так, Дж. Россини создал на этот сюжет оперу, а композитор Ф. Сора написал балет, который был представлен в Большом театре в 1825 году. Одноименный спектакль есть и у Иоганна Штрауса . Стоит отметить, что это единственный балет этого композитора, премьера которого успешно прошла в 1901 году.
  • Примечательно, что сама музыка спектакля часто исполняется отдельно, как симфоническое произведение. Также на ее основе созданы оркестровые сюиты.
  • Существует несколько хореографических редакций спектакля разными балетмейстерами. Так, свои версии представили: К. Сергеев в 1946 году, Ф. Аштон в 1948 году, Р. Нуриев – 1987 год, А. Ратманский – 2002 г.
  • Известный поэт Бальмонт называл Сергея Сергеевича «русским богачом» из-за его солнечной и яркой музыки.
  • Всего Прокофьевым создано семь балетов.
  • В своих произведениях, композитор часто использовал «расширенную тональность», которую иногда еще называют «двенадцатиступенной», также ему принадлежит новое созвучие – «прокофьевская доминанта» с повышенной квинтой и септимой.
  • Музыковеды любят отмечать, что в сцене «Угощение гостей» композитор использовал марш из своей оперы «Любовь к трем апельсинам », которая на тот момент еще не исполнялась в стране.
  • Режиссер А. Таиров, после премьеры спектакля отметил, что «Золушка» принадлежит к числу тех произведений, которые только появившись уже становятся классическими.
  • Впервые спектакль был представлен публике в 1945 году и поэтому он воспринимался слушателями, как салют Великой Победе, не случайно, премьера прошла с огромным размахом и щедростью.
  • Балет был несколько раз экранизирован, первая запись (телебалет) появилась в 1960 году благодаря работе А. Роу и хореографа Ростислава Захарова. Вторая запись сделана была в Парижской национальной опере в 2007 году.
  • Прокофьев получил Сталинскую премию за свой балет. На тот момент это была самая престижная награда.
  • Когда Сергей Сергеевич трудился над этим произведением, в стране велась идеология по значительному укреплению национально-патриотических чувств. Автору пришлось ссылаться на то, что Золушка – это героиня из русской народной сказки А. Афанасьева, а все действие он и вовсе перенес во время правления Елизаветы.
  • В свою партитуру Прокофьев включил множество танцев, в том числе и достаточно редкий и чрезвычайно красивый па-де-шаль. Он был популярен в XIX веке в различных салонах и представлял собой танец с большим легким шарфом.

Популярные номера из балета «Золушка»

Вступление (слушать)

Вальс из I действия (слушать)

Полночь (слушать)

Галоп Принца из III действия (слушать)

Принц нашел Золушку (слушать)

Музыка


Что касается музыкальной части, то балет чутко продолжает традиции классических спектаклей. В нем присутствует множество ярких и колоритных номеров, вариации, дивертисменты, а также яркая звукоизобразительность, достаточно привести в пример знаменитую «Сцену с часами», в которой композитор мастерски передал бег времени. Прокофьев отмечал, что очень хотел, чтобы произведение получилось наиболее танцевальным и это у него удалось в полной мере. Пожалуй, одним из главных танцев является вальс , причем он каждый раз разный, особенный. Это нежный и поэтичный танец из сцены «Отъезда Золушки на бал», яркий и пышный «Большой вальс» или вовсе прекрасный и торжествующий финальный, который символизирует собой мечты и любовь главной героини.

История создания «Золушки»

После успешной премьеры балета «Ромео Джульетта» , автор был настолько впечатлен Галиной Улановой, которая исполняла партию Джульетты, что у него сразу же возникла мысль сочинить балет именно для нее. В качестве основы была взята хорошо известная сказка Шарля Перро «Золушка», которая входила в сборник «Сказки матушки Гусыни».

Либретто для балета было написано Н. Волковым, талантливым искусствоведом и драматургом. Прокофьев с энтузиазмом взялся за эту работу и уже к лету 1941 года сочинил два акта. Но в связи с началом военных действий планы композитора изменились, а работа над балетом была временно приостановлена. Возобновилась она лишь спустя два года, когда композитор приехал в Пермь, в то время там временно находился Театр имени Кирова. Обсудив мельчайшие детали с Н. Волковым он продолжил написание балета и смог завершить его лишь когда вернулся в столицу. Примечательно, что этот балет Прокофьев сочинял опираясь на классические образцы романтического спектакля, в нем присутствуют все необходимые элементы, присущие этому жанру.

Так как Г. Уланова в то время выступала в Большом театре, то постановка была перенесена именно туда. Первоначально планировалось, что премьера состоится в Ленинграде, под руководством В. Чабукиани. В Москве балетмейстер Р. Захаров сразу же приступил к работе над спектаклем.

Постановки


Долгожданная премьера балета состоялась в ноябре 1945 года в Большом театре. Постановкой занимался Ростислав Захаров. Главную роль исполнила Ольга Лепешинская, лишь в следующих представлениях в этой партии перед публикой предстала Галина Уланова.

Весной 1946 года спектакль был поставлен в Кировском театре в Санкт-Петербурге. Балетмейстером выступил Константин Сергеев. Именно эта версия спектакля появилась в записи, сделанной в 1980 году.

В Новосибирском театре Олег Виноградов представил свой балет «Золушка» в 1964 году. Балетмейстер решил пойти по новому пути и убрать классическую хореографию. В этой версии спектакль трансформировался в философское размышление о поиске души. Теперь на первом плане не противопоставление добра и зла, а глубокие размышления о поиске красоты и духовности в современном мире.

В 2002 году балетмейстер А. Ратманский представил свою версию балета в Мариинском театре. Партию Золушки блестяще исполнила Диана Вишнева, принца – А. Меркурьев. Действие балета неожиданно начиналось с танца парикмахеров, в роли Фей времен года были и вовсе мужчины, с ирокезами на головах.

Стоит отметить, что балет Прокофьева успешно ставился не только в России, но и за рубежом. Фредерик Аштон, вместе с труппой «Сэдлэрс-Уэллс» поставил «Золушку» в 1948 году, причем ранее он никогда не ставил многоактные спектакли. А в 1987 году Рудольф Нуриев познакомил французскую публику в «Парижской опере» со своей версией «Золушки». В этом спектакле все действие разворачивается уже в Голливуде, а главная героиня получается не только любимого, но и контракт с киностудией.


Среди необычных версий, стоит отметить постановку Маги Марен 1985 года, когда на сцене волшебница Фея расхаживала с мечом, а в партитуру добавили детскую речь. Швейцарский балетмейстер Хайнц Шперли переместил все действие в балетную студию, а Кирилл Симонов в своем спектакле, поставленном в Новосибирске в 2000 году, предпочел и вовсе все события представить в предвоенные годы. В этой версии Золушка отправлялась на бал на Единороге. Примечательно, что именно эта работа балетмейстера получила специальный приз «Золотой маски» за столь яркое воплощение партитуры Сергея Сергеевича.

Среди современных постановок, следует отметить работу Алексея Мирошниченко, представленную в декабре 2016 года в Пермском театре оперы и балета. Этот спектакль уже не назовешь детским, ведь налет волшебства и сказки исчезает, их затмевают исторические факты из эпохи СССР, все действие переносится в 1957 год.

Балет «» обладает удивительной силой, он яркий, искрящийся и невероятно волшебный, такой, каким и должна быть настоящая, добрая сказка, где справедливость обязательно восторжествует, а добро будет вознаграждено. Не даром Владимир Блок отметил, что Прокофьев был наделен удивительным талантом – «подбирать особые ключи к детским сердцам» с помощью своей невероятной музыки. Это действительно так, ведь произведения для детей – это особая и немаловажная часть творчества композитора. Предлагаем вам прямо сейчас познакомиться с творчеством Сергея Сергеевича Прокофьева и посмотреть балет «Золушка». Уверены, это произведение заинтересует не только маленьких любителей классической музыки, но и взрослых.

Видео: смотреть балет «Золушка» Прокофьева

о балете "Золушка"

Сценарий балета

I акт
Сказочник задумывает сочинять новую историю для детей и взрослых. Его помощница по прозвищу Пташка убирает их маленькую планету и защищается от непрошенных гостей.
История про униженную и верную Золушку увлекает Пташку. Чтобы возбудить воображение Сказочника, она согласна стать Золушкой - тем более, что за эту роль он обещает ей сказочное вознаграждение.

Сказка начинается. Золушка сразу же попадает в нешуточную перебранку в своей новой семейке. Мачеха с двумя дочками Кривлякой и Злюкой заключают ее в свои щупальца.
Сказочник сам развозит приглашения на бал к Принцу, но Золушке оно не достается.
Мамаша с дочерьми спешат на бал и нанимают самого модного Учителя танцев на планете - поучиться последним движениям и манерам. Проводив своих родственниц, Золушка грустит и находит утешение в компании новых друзей.

Сказочник не забыл Золушку. Он просит маленьких фей и воронов, облюбовавших его планету, исправить недоразумение и одеть ее к балу. Однако предупреждает: сила его волшебства не безгранична и без пяти минут двенадцать Золушка должна покинуть дворец Принца.

II акт
Золушка не решается появиться на балу. Она готова в своей тыкве вернуться домой, но двери бала вдруг сами перед ней открываются.
Ее Мачеха и сестрицы заняты обольщением влиятельных друзей Принца, но так и не достигают взаимности: Мачеха из-за злоупотребления шампанским, сестры из-за своей неповоротливости.
В какой - то момент Мачеха почти узнает в таинственной незнакомке Золушку… Сказочник вовремя отвлекает ее ослабленное внимание.

Принц врывается как огненная комета. Своими церемониями и знаками внимания гости долго не дают Принцу узнать заинтересовавшую его незнакомку.
Сказочник это предусмотрел. Всем подают сказочный десерт - апельсины, очевидно приправленные возбуждающим зельем. Оттого многие гости тут же теряют голову и вообще забывают о том, где находятся.
Золушка с Принцем получают возможность уединиться.

Про условие Сказочника Золушка, конечно, забыла. Вместе с двенадцатым ударом часов она в ужасе убегает из дворца и теряет на лестнице туфельку.

III акт
Принц близок к помешательству. Он требует от своих друзей разыскать Золушку, но ее маленькая туфелька не подходит ни к одной девичьей ножке.
Он посылает даже в другую галактику к самым неприступным и почитаемым: звезде немого кино по прозвищу Голубой Ангел и мировой оперной Диве. Но в каждой богине ему по-прежнему мерещится Золушка.

Нагруженные апельсинами, Мачеха с дочерьми возвращаются с бала. Злые на весь белый свет, они готовы вцепиться друг другу в глотки.
Золушка на этот раз не будет их разнимать, сносить оскорбления и обиды. Она твердо решила уйти из этой сказки… но тут друзья вносят почти бездыханного Принца, сраженного тяжелой депрессией.

Уже не в силах видеть ничьих ножек, он просит срочно вернуть его во дворец, но на его пути встает Золушка.
Принц близок к новому помешательству - на этот раз от счастья. Браки совершаются на небесах, - каркают сытые вороны, которые, оказывается, не такие и вредные.

Золушка остается в своей сказке. Сказочник благодарит ее за терпение и верную службу и благословляет на брак с Принцем. Они понимают, что расстаются навсегда.

Юрий Борисов
/по мотивам сказки Шарля Перро и либретто Николая Волкова/

В трех актах, шести картинах. Либретто H. Волкова (по сказке Ш. Перро). Балетмейстер Р. Захаров, художник П. Вильямс, дирижер Ю. Файер.

Действующие лица:

  • Золушка
  • Отец Золушки
  • Мачеха Золушки
  • Кривляка и Злюка (в другом варианте - Худышка и Кубышка), дочери мачехи
  • Принц
  • Фея-бабушка
  • Феи времен года (Весны, Лета, Осени, Зимы)
  • Танцмейстер
  • Кавалеры, иноземные принцессы, церемониймейстеры, портнихи, парикмахеры, гномы, птички, кузнечики, снежинки, арапчата, эфиопы, музыканты

Действие происходит в сказочном королевстве в сказочные времена.

История создания

После того как балет «Ромео и Джульетта » был наконец поставлен в Ленинградском Кировском (Мариинском) театре, Прокофьев, на которого исполнительница роли Джульетты Галина Уланова произвела огромное впечатление, решил написать балет специально для нее. Сюжетом послужила всем известная сказка о девушке, которую злая мачеха превратила в служанку и которая с помощью доброй феи обрела заслуженную счастливую судьбу. «Золушка», волшебная сказка Ш. Перро (1628-1703) из его сборника «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями» (1697), много раз привлекала композиторов разных времен. На ее основе написаны несколько опер, из которых самая известная - опера Россини; неоднократно ставились и балеты. В частности, именно «Золушкой» - «Сандрильоной» композитора Ф. Сора открылся московский Большой театр 6 июня 1825 года.

Либретто для Прокофьева написал театральный критик, искусствовед и драматург, юрист по образованию Н. Д. Волков (1894- 1965). Постановщиком спектакля должен был стать талантливый артист балета и хореограф В. Чабукиани, работавший тогда в Ленинграде. Сочинение шло успешно: до лета 1941 года были написаны два акта. Однако начало Великой Отечественной войны перечеркнуло все планы. Прокофьев скитался по стране; отложив балет, он работал над захватившим его замыслом патриотической оперы «Война и мир», сочинял инструментальные произведения. Лишь в 1943 году, приехав в Пермь, где находился эвакуированный Театр имени Кирова, он обсудил все детали балета с либреттистом и, вернувшись в Москву, закончил музыку в клавире. «Я писал «Золушку» в традициях старого классического балета, - сообщал композитор, - в ней есть pas de deux, adagio, гавот, несколько вальсов, павана, паспье, бурре, мазурка, галоп. Каждое действующее лицо имеет свою вариацию». Ленинградский театр его больше не привлекал: Чабукиани еще в 1941 году переехал в Тбилиси, Уланова танцевала на сцене Большого театра. Именно там балетмейстером Р. Захаровым (1907-1984) и была осуществлена постановка балета. На премьере, состоявшейся в Москве 21 ноября 1945 года, партию Золушки танцевала О. Лепешинская. Лишь на следующих спектаклях Уланова вошла в роль. Менее чем через пять месяцев в Ленинграде, в Кировском театре К. Сергеев (1910-1992) также поставил «Золушку». В дальнейшем балет шел на многих сценах мира в различных постановках.

Сюжет

В доме отца Золушки Злюка и Кривляка вышивают шарф, Золушка тихо сидит у очага. Сестры ссорятся из-за шарфа, и Мачеха разрезает его пополам. Помирившись, Злюка и Кривляка начинают дразнить Золушку, но она не отвечает обидчицам. Все расходятся, оставляя Золушку за домашней работой. Обратившись мыслями к умершей матери, Золушка отодвигает занавеску, закрывающую ее портрет, и заслоняет ею портрет Мачехи. Возвращается отец, он хочет приласкать дочь, но врываются жена и ее дочери. Увидев, что ее портрет задернут, Мачеха в ярости бросается на Золушку. В комнате тихо появляется старушка-нищенка, просящая подаяние. Мачеха и сестры презрительно отворачиваются, а Золушка робко протягивает ей кусок хлеба. Незаметно старушка исчезает. Комнату заполняют портнихи, парикмахеры, танцмейстер с музыкантами. После суматохи, вызванной сборами, все, кроме Золушки, уезжают на бал в королевский дворец. Девушка грустит. Появляется та же старушка. Это Фея-бабушка. Она дарит Золушке хрустальные башмачки и вызывает фей времен года, которые собирают Золушку на бал. Фея предупреждает девушку: ровно в полночь исчезнет прекрасный наряд, она снова превратится в замарашку. О наступлении полночи ей напомнят двенадцать гномов, которые появятся из старинных часов. Фея-бабушка уходит. Перед Золушкой появляется роскошная карета, запряженная кузнечиками. Золушка уезжает во дворец.

Бал во дворце, танцы, веселье. Приезжает Золушка в роскошном платье, ее принимают за принцессу. Принц влюбляется в прекрасную незнакомку. Арапчата подносят Золушке три апельсина, которыми она угощает не узнавших ее сестер. Счастливая Золушка забывает о времени, но появляются гномы, и Золушка убегает. Бьет полночь, Золушка в спешке теряет туфельку. За ней мчится Принц, но видит лишь туфельку на ступенях дворца.

Принц призывает сапожников, чтобы они сказали ему, кто и кому сделал найденную туфельку, но у тех нет ответа, и Принц решает отправиться на поиски девушки.

Принц странствует по свету, встречает разных красавиц, но ни одна не похожа на ту, что пленила его сердце, ни одной туфелька не приходится впору.

Дома в уголке спит Золушка, прижимая к груди хрустальную туфельку. Лучи солнца будят ее, она вспоминает бал, который кажется ей прекрасным сном. Но туфелька убеждает ее, что то была явь. Появляются сестры с подаренными апельсинами и снова начинают ссориться. Поспешно вбегают Отец и Мачеха, извещая о прибытии Принца. Он дает примерить туфельку Кривляке и Злюке, потом ее примеряет и Мачеха, но туфелька всем мала. Неожиданно Принц видит, как наклонившаяся Золушка случайно роняет вторую такую же туфельку. За окном медленно проходит Фея-бабушка, словно благословляя Золушку и Принца.

Принц и Золушка в чудесном саду. Они нашли свое счастье.

Музыка

«Золушка» - типично классический балет, продолжающий традиции романтического сказочного спектакля, с обилием вариаций, дивертисментом и апофеозами, построенными на вальсах, с колоритными изобразительными моментами. Один из них - «Сцена с часами», где равномерное движение и повторяющиеся краткие поддевки рисуют неумолимый бег времени. «Отъезд Золушки на бал» - поэтичный, полный очарования вальс. «Большой вальс» - один из самых ярких прокофьевских вальсов, пышный, радостный, с мелодией огромного диапазона. В «Угощении гостей» использован марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» . Финал акта - «Полночь» - врывается, словно пробуждая от прекрасного сна. Завершает балет еще один прекрасный вальс с тихим, но торжествующим звучанием тем Золушки, ее мечты и любви.

Л. Михеева

Издавна считалось, что лучшие сюжеты для балетов - сказки. А такая, как «Золушка», рассказанная Шарлем Перро, - сущий клад. Волшебные превращения, придворный бал, замарашка, которая подобно гадкому утенку превращается в «прекрасного лебедя», а затем и в настоящую принцессу. Хореографический театр откликнулся разнообразным и «Ченерентолами» (Италия, 1810) и «Сандрильонами» (Петербург, 1815; Лондон, 1822; Москва, 1824). Известно, что и Мариус Петипа в 1893 году показал свою версию «Золушки» (музыка Бориса Фитингоф-Шеля), где знаменитая Пьерина Леньяни впервые продемонстрировала 32 фуэте подряд. Эта постановка указала на первую опасность - превратить нежную сказку в феерию.

Не об этом думал известный драматург балета Николай Волков: «Я испытывал чувство внутренней необходимости вернуть Золушку в наш балетный театр, как обаятельную „сказку для балета". Мне казалось также, что русскому балету стоит вспомнить о „Золушке" еще и потому, что в работе над этим сюжетом он сумеет продолжить лучшие традиции русской классической хореографии». В союзники сценаристу удалось привлечь самого Сергея Прокофьева. После успеха «Ромео и Джульетты» Кировский театр постарался закрепить сотрудничество с композитором, а Прокофьев, покоренный уникальным талантом Галины Улановой, мечтал создать для нее новый балет.

Композитор уже в начале работы, как всегда четко, сформулировал свой замысел: «Балет „Золушка" я вижу как современный классический балет с его характерными особенностями формы: как па д"аксьон, гран па и т. д. Одновременно с тем мне хочется видеть в героине не сказочный, полуреальный персонаж, а живое лицо с человеческими переживаниями, то есть по возможности расширить ее роль».

Работа над новым балетом началась интенсивно. Балетмейстером был утвержден Вахтанг Чабукиани, художником - Симон Вирсаладзе. Композитор увлеченно писал музыку. Война застает Прокофьева за этой работой и заставляет отложить ее. К счастью, ленинградский театр был настойчив, несмотря на эвакуацию в город Молотов и на отъезд обоих намечавшихся постановщиков. Уже летом Волков и Прокофьев встречаются в Молотове, а к осени, в целом закончив сочинение музыки, композитор пишет: «Основное, что мне хотелось передать в музыке „Золушки" - поэтическая любовь Золушки и Принца: зарождение и расцвет чувства, препятствия на его пути, осуществление мечты». В хореографической эпопее Сергея Прокофьева музыка «Золушки» - пленительное интермеццо между трагедийной мощью «Ромео и Джульетты» и философской драмой «Каменного цветка». Образ героини непривычно скромен, неуловимо привлекателен и явно подсказан уникальным дарованием Улановой. Композитор подчеркивал: «Я писал „Золушку" в традициях старинного классического балета, в ней есть па-де-де, гавот, несколько вальсов, павана, паспье, буре, мазурка, галоп. Каждое действующее лицо имеет свою вариацию».

Может быть, такое изобилие танцев смущает балетмейстеров, а для создания полноценной драматургии им недостаточно лишь насмешливой иронии в обрисовке отрицательных образов? Чем иначе объяснить, почему при достаточно большом числе весьма разных постановок «Золушки» так мало удачных, достойных прокофьевской музыки.

Мировая премьера состоялась в Большом театре, где с 1944 года работала Галина Уланова. Правда, по разным причинам первой Золушкой стала Ольга Лепешинская, вылепившая свою героиню «лихо и дерзко». Да и весь спектакль вышел пышным, праздничным и помпезным. Героем феерии был художник Петр Вильямс. Ослепительный блеск театрального зрелища явно вторил недавним салютам победы. Герои терялись в этом «великолепии». Найдя Золушку, Принц оказывался окруженным бьющими фонтанами и, вместо того, чтобы обняться с любимой в прокофьевском «аморозо», почему-то доверял ее четырем мальчикам-кузнечикам. К тому же Большой театр позволил себе отказаться от прозрачной и намеренно неброской оркестровки Прокофьева, усилив и отяжелив музыкальную ткань спектакля. Композитор «ответил» по-прокофьевски: сославшись на болезнь, он смотрел «свою» «Золушку» в три приема - каждый раз по одному акту. Уланова танцевала в очередь с Лепешинской и Мариной Семеновой и, как и позже в «Сказе о каменном цветке», не смогла преодолеть недостатки спектакля. Впрочем, официально первая «Золушка» считалась едва ли не триумфом. Газета «Правда» оценила балет как выдающееся произведение, которое «достойно продолжает и развивает...». Сталинская премия первой степени стала наградой всем авторам спектакля, для Прокофьева она была четвертой. Захаровская «Золушка» находилась в репертуаре до 1951 года, была возобновлена через два года, но вскоре уступила сцену новым спектаклям. В период переоценки ценностей ее справедливо относили к образцам упадка эры «драмбалета», но в начале нынешнего века общая ностальгия по «славному» прошлому снова предлагает с теплотой вспоминать ее бесхитростно праздничный характер. Впрочем, для особо любознательных сохранился кинофильм-балет «Хрустальный башмачок», снятый в 1961 году режиссерами Александром Роу и Ростиславом Захаровым.

Для Константина Сергеева постановка «Золушки» 8 апреля 1946 года в Кировском театре была балетмейстерским дебютом. В Ленинграде в отличие от Москвы партитура композитора была сыграна полностью, причем в авторской инструментовке. Балетмейстер декларировал: «Музыка Прокофьева обязывала к очень четкому и лаконичному мышлению, она давала превосходный материал для создания рельефных хореографических образов и яркой драматургии балетного спектакля».

Чуть позже Вера Красовская так оценивала результат: «В противоположность Захарову, чья „Золушка" была решена как обстановочная феерия с минимальным количеством танцев, Сергеев отдал танцу ведущую роль в спектакле. Задача была трудна, так как музыка Прокофьева предъявляла особые требования к академическим формам танца. И Сергееву удалось многое. В сочетании намеренно угловатых, резких партерных движений, акцентированных прыжков и заостренной, „колючей" пальцевой техники он сочинил партии недобрых сестер Золушки: гневной и властной Злюки в исполнении Аллы Шелест и смешной капризницы Кривляки, как ее показывала Татьяна Вечеслова. С их танцем контрастировал прозрачно-хрустальный танец самой Золушки - Натальи Дудинской. Особенно интересной получилась партия Принца у Сергеева. Ирония окрашивала этот образ в музыке, ирония выглядывала и во внешнем облике рыжекудрого принца, в неожиданной стремительности его повадок».

В ленинградской «Золушке» танцевали все: портнихи, парикмахеры, танцмейстер, сапожники. Особый успех у зрителя имели дети - гномики, в танце изображающие ход часов. Спектакль Сергеева с успехом возобновлялся в 1956 и 1964 годах, фрагменты из него до сих пор входят в учебный репертуар Академии Русского балета. В 1985 году по спектаклю был создан телефильм.

После Москвы и Ленинграда «Золушку» ставили в Киеве и Риге, Ереване и Горьком. Ею восхищались любители балета Японии и Югославии, Италии и Польши, Франции и Англии. Из первых постановок наиболее известен спектакль Фредерика Эштона (1946, Лондон). Любопытно, что именно «Золушка» стала первым многоактным балетом театра Сэдлерс Уэллс (ныне прославленный Королевский балет). Гротесковые роли уродливых сестер и их матери исполняли мужчины. Введенная в спектакль роль Шута дополняла мир фарса и эксцентрики, оттенявший лирическую линию героев.

В 1964 году в Новосибирске состоялся дебют молодого хореографа Олега Виноградова. Сочиненная им «Золушка» поразила не только зрителей Сибири, но и специально приехавших столичных критиков. Опираясь на прекрасную музыку Прокофьева, балетмейстер увидел в старой сказке мысль о двух взглядах на жизнь. Миру потребителей жизни, обуреваемых суетностью и тщеславием, противостоит отношение к жизни людей одаренных и незаурядных. Для хореографа Золушка - прежде всего талантливый человек. Добрая Фея помогает девушке не по обязанности крестной матери, а потому что видит в ней еще не раскрывшуюся, но родственную душу. Подарив ей мир классического танца, Фея открывает перед Золушкой неведомые горизонты, доступные лишь творческой личности. В свою очередь, Золушка, обретя Принца, уводит его за собой в волшебный мир. Впоследствии хореограф перенес свой спектакль в различные города и страны, в том числе в ленинградский Малый театр оперы и балета (1977) и московский Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко (2006).

В двадцать первом веке балетмейстеры по-прежнему не оставляют скромную Золушку в покое. Они пытаются усовершенствовать сценарий, «обогатив» его своими нестандартными находками. Так в спектакле Марии Большаковой (2001, Ленинградский театр оперы и балета имени М. Мусоргского) Золушка вообще не попадает на бал, а видит его лишь во сне. В небезынтересной в целом «Золушке» Алексея Ратманского (2002, Мариинский театр) вместо фей времен года героине являются панки, а в последнем акте Принц ищет владелицу волшебной туфельки в гей-клубе. В спектакле Юрия Посохова (2006, Большой театр) вместо феи выступает Автор спектакля, живущий на Луне со «свитой» из ворон. Видимо, нежная прокофьевская балетная сказка заколдована, и разгадать ее может человек особого дарования, который способен сочетать поиски нового с уважением к авторам балета.

А. Деген, И. Ступников

Любовь Пастухова
Балет С. С. Прокофьева «Золушка»

Все мы знаем сказку под названием "Золушка". Давайте вместе вспомним ее содержание.

У одного человека умерла жена, и он женился во второй раз. Но эта женщина не взлюбила его дочку. У нее самой было две дочери - она их любила и баловала, а падчерицу заставляла делать по дому всю грязную работк. Бедная девушка все терпела, а вечерами она любила отдыхать возле камина с остывающей в ней золой. За это ее и прозвали Золушкой.

Однажды в королевстве, где жили эти герои, объявили королевский бал, на котором принц должен был выбрать себе невесту. Мачеха и сестры отправились на бал, а Золушке дали много работы по дому. Но к Золушке в гости пришла ее крестная - волшебница, которая решила наградить ее за терпение и труд. Она подарила Золушке красивое платье, хрустальные туфельки, карету с лошадьми и разрешила поехать на бал. Только было одно условие: Золушка должна была вернуться с бала до того, как часы пробьют 12 раз. Иначе все волшебство пропадет, ее платье снова станет стареньким, а карета и кони исчезнут. Золушка поехала на бал и очень сильно понравилась принцу. Но она забыла о том, что наказывала ей фея, и убежала с бала только тогда, когда часы принялись отбивать 12 часов. Золушка бежала по лестнице дворца так торопливо, что с одной ее ножки соскочил хрустальный башмачок. Этот башмачок поднял принц и на другой же день он принялся разыскивать ее, примеряя башмачок всем девушкам королевства. Когда пришли в дом, где жила Золушка и примеряли ей башмачок, то он пришелся ей как раз по ноге. Она достала из кармана второй такой же башмачок, и все удостоверились, что это и есть та самая неизвестная принцесса, которая приезжала на бал. Принц женился на ней, и они были счастливы.

Эту сказку написал сказочник Шарль Перро.

Но героиня сказки "Золушка" французского писателя, получила вторую жизнь в балете русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. И можно сказать, что вторая жизнь Золушки не уступает в знаменитости первой. Ведь музыку балета знают и любят не меньше, чем сказку.

Теперь познакомимся с музыкальными отрывками из балета композитора С. С. Прокофьева "Золушка".

"Гавот"

Эта мелодия звучит в самом начале балета, когда в доме,где живет Золушка, начинается урок танца. Ее сестры, которых в балете зовут Злюка и Кривляка, собираются на бал и берут уроки танцев. Но танцуют они невпопад, все время плохо. Поэтому урок прерывется, учитель танцев уходит. Когда Золушка остается одна, она мечтает попасть на королевский бал и танцует этот танец сама, мечтая о счастье. Гавот - это старинный придворный танец, поэтому мелодия у него такая неторопливая, величественная, как будто дамы кавалеры все время кланяются друг другу. Как, по-вашему, о чем думала Золушка, когда танцевала гавот?

Идет слушание "Гавота", дети говорят о характере музыки - мечтательная, неторопливая. Наверное, Золушка, исполняя этот танец, сама мечтала станцевать его в королевском дворце.

"Тема феи"

В дом к Золушке приходит бедная старушка, которая просит покормить ее. Но злая мачеха выталкивает старушку вон. Только Золушка пожалела ее и подала ей кусок хлеба. И никто не догадывается, что эта старушка - волшебница. В момент ее появления звучит таинственная музыка, напоминающая переливы света. Когда мачеха и злые сестры уезжают на бал, то тема феи возвращается снова, и мы видим, как из бедной нищенки она превращается в красивую девушку. Вместе с ней приходят феи времен года, каждая дарит Золушке подарок - золотую карету, нарядное платье, хрустальные туфельки.

Ижет слушание темы феи

"Тема часов"

Когда Золушка отправляется на бал, фея предупреждает, что надо вернуться домой до 12 часов ночи, иначе все волшебство исчезнет. Об этом Золушке в балете напомнит музыка - она звучит так, как будто тикают часы, отсчитывая минуты и секунды. Обратите внимание на то, какой необычный характер у темы часов.

Идет слушание темы часов, дети отмечают, что она - резкая, громкая, даже пугающая.

"Вальс"

Первое действие балета заканчивается одним из самых красивых номеров всего балета - вальсом. В нем чувствуется ожидание счастья, которое так хочет встретить Золушка. Потом этот вальс будет звучать во время сцены королевского бала. Но в него внезапно ворвется тема часов - до 12 осталось совсем мало времени, Золушка должна покинуть бал. Тогда, стремительно убегая, она потеряет хрустальный башмачок, по которому ее найдет потом принц. А пока вальс звучит легко и безмятежно.

Звучит вальс, о котором дети говорят, что эта музыка - плавная, волшебная, счастливая.

"Мазурка"

Во время бала звучит много важных придворных танцев. Один из таких танцев - стремительная легкая мазурка. Ее исполняют придворные в нарядных одеждах, парами. Принято считать, что мазурка - польский танец, а когда его танцуют, то почти все время подпрыгивают. Мазурка - танец с пражками. Вот и музыка сейчас нарисует этот танец - весь построенный на прыжках.

Идет слушание мазурки.

"Полонез"

Второй придворный танец - полонез. Этот танец более важный, чопорный. Придворные, которые его исполняют, чинно шествуют под руку друг с другом. Не зря же полонез иногда называют танец-шествие.

Идет слушание полонеза.

"Полночь"

В сцене бала второй раз звучит вальс, но в этот раз его мелодия становится более тревожной, как будто предчувствует что-то недоброе. Так и есть - в мелодию счастливого вальса Золушки внезапно врывается тема часов, которая напоминает о том, что Золушка должна покинуть бал. Убегая, Золушка теряет свой хрустальный башмачок, и дальше все мы знаем, что сказка завершится хорошо - прину найдет ее по этому башмачку. Обратите внимание на то, как меняется музыка после того, как прозвучала тема часов. Из веселой, счастливой, музыка становится резкой, грустной.

Идет слушание отрывка "Полночь" с обсуждением двух музыкальных тем - счастливого вальса и горстной темы потерянного счастья.