Что такое гобелен определение. История возникновения гобеленов

Гобелен – это плотный тканый материал, который долгое время считался признаком роскоши и достатка. Свое современное название ткань получила по фамилии французской семьи Gobelin, которая в 17 веке впервые наладила промышленное производство гобелена. Однако тяжелые ковры без ворса с причудливыми орнаментами и замысловатыми сюжетами впервые появились много веков назад.

Сегодня гобеленом принято называть любой плотный и тяжелый текстиль, который производят путем переплетения нитей шерсти и шелка. Тканые ковры, приятные на ощупь, производятся при помощи станков. Как создавались прекрасные полотна в старину, когда о подобных машинах приходилось только мечтать?

История происхождения и состав материала

Создание гобеленовых картин – это древнейшее искусство, которое уходит корнями во времена правления египетских фараонов. Гробницы древних императоров украшали тяжелые ткани с античными сюжетами, выполненные в технике гобелен. Позже искусство ткать ковры перешло к древним грекам – свои жилища люди украшали полотнами, на которых были вышиты мифологические герои и изображения богов.


В Америке задолго до ее открытия индейцы создавали тканые ковры по особой технологии. В Китае и Японии ткацкое искусство также было освоено на высшем уровне (см. фото). Каждая страна привносила в процесс создания свои тонкости, благодаря чему сегодня существует огромное разнообразие видов гобелена.

Ручное создание гобеленовых тканей – процесс трудоемкий и кропотливый. За 1 год мастер мог сплести ковер размером 1,5 на 1,5 метра. Нити шелка и шерсти разбавлялись чистым золотом и серебром, поэтому стоило такое полотно баснословных денег. Позволить себе гобеленовые полотна могли только очень богатые и состоятельные люди.


Производство гобеленов

Только в конце 17 века производство по созданию гобеленов приобрело промышленные масштабы. На первой в России шпалерной фабрике (шпалера – это другое название гобелена) работали исключительно французские мастера. Чтобы обучиться нелегкому ремеслу, ученик должен был практиковаться у опытного мастера на протяжении 12 лет.

За основу материала берется натуральное полотно – обычно, лен. Основа изделия должна быть твердой и прочной, держать форму. Для переплетения берутся нити шелка, шерсти, хлопка, вискозы, акрила, люрекса и полиэстера. В дорогих изделиях ручной работы можно встретить серебряные и золотые нити.

Разновидности гобелена и их особенности

Ручное ткачество – древнейший вид рукоделия. Каждая страна привносила в искусство создания шпалеры свои особенности.

По смысловому сюжету различают следующие разновидности гобелена:

  • аррас – европейская технология создания гобелена, для которой характерны яркие детали и незамысловатые сюжеты;
  • алентур – создание пейзажей на полотнах, которые затем помещаются в деревянную оправу;
  • вердюра – картины в темно-синих и зеленых тонах, с изображением животных и птиц на фоне природы (см. фото);
  • фламандские шпалеры – особенностью этих картин является многосюжетность, копирование и присутствие одинаковых элементов на полотне;
  • персидские ковры – ткани с характерным восточным орнаментом, изображающие диких зверей, медальоны или вазоны причудливой формы;
  • турецкие ковры – характерна яркая расцветка, красный фон и арабески синего и желтого цвета.

Вердюра

По плотности гобеленовые ткани подразделяют на:

  • легкие – 180 г/кв. м;
  • средние – 280–380 г/кв. м;
  • тяжелые – 700 г/кв. м.

Достоинства и недостатки ткани

Любое описание гобеленовых полотен характеризует их как привлекательный вид текстиля, отличающийся превосходным дизайном и великолепием. Однако, кроме эстетики, эта ткань обладает весомым набором других преимуществ:

  • прочность – материал практически невозможно порвать руками и очень сложно разрезать ножницами;
  • износостойкость – ткани из гобелена сохраняют свой безупречный внешний вид на протяжении десятилетий, картины могут храниться веками, цвета не тускнеют и не выгорают на солнце;
  • многообразие цветов и техник переплетения – из гобелена можно создать декоративные изделия на все случаи жизни;
  • гипоаллергенность – в основе материала лежат натуральные нити высокого качества, ткань способна отталкивать пыль;
  • антистатический эффект – гобелен не притягивает к себе статическое электричество;
  • неприхотливость в уходе – ткань устойчива к загрязнениям и не требует частых стирок.

Антикварный гобелен

К недостаткам ткани можно отнести:

  • тяжелый вес – гобелен непригоден для создания предметов одежды ввиду жесткости и тяжести, его заменяют более удобным и легким жаккардом;
  • низкая способность пропускать воздух;
  • ограничения в уходе – полотна нельзя стирать в машине и гладить утюгом;
  • высокая стоимость.

Области применения


В средние века главной целью создания гобеленовых полотен являлось украшение жилища знати. Коврами с изображением знаковых для страны войн, портретов правителей или моментов охоты декорировали стены замков и дворцов.

Сегодня гобелен пользуется огромной популярностью в легкой промышленности. Если несколько сотен лет назад покрывало из тканого полотна мог позволить себе лишь очень состоятельный человек, сейчас декоративные шпалеры доступны многим. Многие именитые дизайнеры используют гобелен для создания декоративных шедевров.


Диванная подушка из гобелена

Основные сферы применения гобелена:

  • производство мягкой мебели (обивка для диванов и кресел);
  • изготовление предметов интерьера для создания домашнего уюта: диванные подушек (см. фото), покрывал, пледов, штор, картин, настенных ковров;
  • изготовление аксессуаров (сумочек, косметичек, поясов, клатчей).


Современные гобеленовые ткани очень разнообразны и удачно вписываются в интерьер большинства помещений. Сумочки из данного материала по прочности не уступают изделиям из натуральной кожи. Шторы из гобелена выглядят дорого и эффектно, к тому же на 100% препятствуют проникновению солнца в помещение. Особого внимания заслуживают картины и ковры, созданные ручным способом, – изделия поражают своей красотой и качеством (см. фото гобелена).


Уход за гобеленом

Уход за гобеленом специфичен и во многом отличается от привычного ухода за другими тканями. Стирка – ручная или в машинке – для тканого материала противопоказана. Обивку диванов и кресел обрабатывают специальными чистящими составами, которые можно приобрести в мебельных магазинах.

Ткань, в состав которой входит шелк или шерсть, чистится при помощи салфеток из безворсовых тканей или сухой щетки. Если на поверхности образовалось пятно, лучше отдать изделие в химчистку, чтобы не повредить дорогой материал. Художественные ткани в домашних условиях чистят с помощью пылесоса. При намокании изделие необходимо тщательно просушить на солнце.


Чтобы декоративные полотна отлично сохранились на долгие годы, необходимо следовать рекомендациям по уходу:

  • ковры нельзя вешать рядом с камином во избежание скопления копоти;
  • для удаления пыли следует использовать сухую щетку;
  • пылесосить ткань нужно с обеих сторон;
  • поскольку гладить утюгом гобелен не рекомендуется, во избежание образования заломов при длительном хранении следует намотать ткань на пластиковую бутылку или другое изделие цилиндрической формы.

На протяжении веков гобелен был неотъемлемой частью убранства королевских замков и императорских дворцов. Почему монархи всего мира отдавали своё предпочтение именно этому жанру прикладного искусства? Кто привёз гобелен в Россию? Как складывается судьба этого трудоёмкого и элитарного ремесла в наши дни?

Гобелен (от французского gobelin) - вытканный вручную по живописному рисунку-образцу (картону) ковёр-картина (шпалера) из шерстяных, шёлковых (иногда с включением серебряных и золотых) нитей.

Искусство изготовления шпалер (гобеленов) имеет древнюю историю. Точные дата и место возникновения гобелена не известны. Но уже мумии в древнеегипетских гробницах лежали завёрнутыми в красочные одежды - прообразы современной шпалеры.

Самые ранние европейские шпалеры - немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках шпалеры не только украшали помещения, но и помогали сохранить в них тепло. Средние века и эпоха Возрождения в Западной Европе - время расцвета шпалерного ткачества. Центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, несколько позднее - Брюссель.

Изготовление шпалер было делом очень дорогим и кропотливым (на создание одной шпалеры уходило порой несколько месяцев), поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей (Франциск I, Генрих II, Генрих IV, Людовик VIII) и самые знатные и состоятельные феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные шпалерные мастерские. В этих мастерских была создана знаменитая серия гобеленов «Дама с единорогом» (XV век), а также «Жизнь и смерть Христа», «История Сципиона», «История Константинополя», «История Дианы». Большинство из этих шпалер можно увидеть в экспозициях самых известных музеев Европы.

Шпалеры ткали из шёлковых, шерстяных и даже серебряных и золотых нитей по живописным эскизам, размеры которых соответствовали размерам будущего ковра. Шпалеры заказывали сериями, в которых насчитывалось иногда до 12 и более ковров, объединённых общей темой.

Ценились они дорого по всей Европе. За серию шпалер был выкуплен из турецкого плена французский принц. Но, несмотря на значительную стоимость шпалер, их красота привлекала всё новых и новых поклонников среди вельмож и знати. Шпалеры вошли в моду, ими украшали интерьеры и развешивали на трибунах для зрителей во время рыцарских турниров. Шпалеры являлись убранством храмов во время литургии, служили передвижными стенами в рыцарских замках. Из шпалер составляли передвижные коридоры на улицах во время мистерий и шествий. Интерес к шпалерному ткачеству проявляли многие великие художники. Эскизы для их создания писали Рафаэль, Рубенс, Ван-Дейк.

Гобеленами шпалеры начали именоваться в XVII веке, когда на основе созданной в XV веке красильщиками Гобеленами мастерской в предместье Парижа была создана королевская ткацкая мануфактура.

В Россию гобелен попал в XVIII веке, когда Пётр Великий пригласил в Петербург мастеров по плетению гобеленов. Они и основали первое на Руси гобеленовое ателье. Русская шпалера соединила в себе европейские традиции и самобытность русского искусства. Первые мастера воспроизводили из шерсти, шёлка и льна картины русских и французских художников.

ХХ век стал эпохой нового расцвета этого древнего вида декоративно-прикладного искусства. В 40-х годах французский архитектор Жан Люрса создал гобеленовую мануфактуру, изделия которой возродили славу французского гобелена и привели к настоящей революции в шпалерном деле. Наряду с огромными сюжетными гобеленами, напоминающими старинные шпалеры и предназначенными для выставочных залов, всё чаще стали появляться декоративные настенные панно, использующие не предполагаемые ранее технологические приёмы, новые образные возможности.

Эскизы для гобеленов рисовали такие выдающиеся художники, как Пабло Пикассо, Бове Матисс, Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий Кандинский. Художники-гобеленщики доказали правомерность выхода гобелена за рамки прикладного ремесла и включения его в систему современных пластических искусств.

Утвердившись в качестве высокого искусства, гобелен вернулся в интерьер. В последние годы, после наметившегося в 90-е упадка, снова возрос интерес декораторов к этому благородному и трудоёмкому жанру прикладного искусства. Не случайно, что это произошло в эпоху масштабного строительства, когда свежие идеи и нестандартные решения в оформлении помещений необходимы, как воздух. В эпоху холодного хай-тек-стиля в архитектуре и дизайне тёплые и благородные шерстяные картины пришлись, как ни странно, весьма кстати.

Обзор составила: Ольга Мичурина

Благодаря необычному виду и текстуре гобелены очень часто привлекают внимание дизайнеров и заказчиков. Разобраться со всеми тонкостями создания интерьера и ухода за таким изделием помогут некоторые знания о нем.

Что это такое?

Гобелен, или шпалера является результатом одного из видов прикладного искусства. Готовое изделие носит как утилитарные, так и декоративные свойства. В современном же дизайне к гобелену относятся как к произведению искусства, живописной картине. В создании полотна не используются кисти и краски, материал чисто тканый.

Благодаря разнообразным переплетениям цветных нитей создается уникальное произведение, которое выполнено на определенную тему, например, любовный сюжет или один из моментов летней охоты, а может носить и абстрактный смысл.

История возникновения

Истоки создания шпалер проследить очень сложно. Это обусловлено тем, что многие народы независимо друг от друга занимались и развивали ткачество внутри своей этнической группы. Самые древние гобелены родом из Египта. В гробнице Тутмоса IV (XV до н. э.) найдено льняное полотно с изображением скарабеев и лотосов, а в гробнице Тутанхамона (XIV до н. э.) – платье и перчатки, созданные по подобию шпалеры. Но и такие веские причины утверждать, что это самые первые гобелены, не являются доказательством этого.

Историки утверждают, что этот вид ткачества египтяне переняли у народов Месопотамии, этому свидетельствуют записи древних авторов.

В поэме Гомера «Одиссея» существует упоминание о предметах погребения, выполненных в технике гобелена. Этот факт свидетельствует о существовании ткачества в Древней Греции и Риме.

На другом конце света, в доколумбовой Америке, преимущественно в древнем Перу, при раскопках были найдены элементы шпалер, более всего по применению соответствующих современным представлениям о гобеленах. Ткаными картинами перуанцы не только украшали стены, но и использовали их, прячась от сквозняков.

Изысканностью и особой тонкостью отличались древние шпалеры из Китая. Китайские мастера для создания таких элементов декора и одежды использовали мотивы, взятые у природы: необычайно красивые и экзотические цветы, перевитые стебли, утонченные пейзажи. Искусство такого вида ткачества у китайских народов переняла Япония.

Широкую известность в Европе в Средние века гобелены получили благодаря массовым походам крестоносцев. Гобелены были особо ценным трофеем и высоко ценились.

Каждому народу было присуще свое название шпалер: у греков – «тапес», в Италии – «арецци», в латинском языке – «тапетум». Само слово «гобелен» родом из Франции. В XVII веке открылась королевская мануфактура Гобеленов, давшая название своей продукции.

При чем специалисты утверждают, что только изделия данной фабрики могут по праву называться «гобеленами», остальные же – шпалеры.

Стоит отметить, что область применения тканого искусства велика и многообразна. Помимо утилитарных и декоративных свойств, шпалеры используются по сей день в качестве обивки для мягкой мебели, как элементы одежды или одежда в целом (для создания традиционных нарядов), в качестве замены классической иконописи, в геральдическом смысле и так далее.

Техника изготовления

Традиционно гобелены создаются вручную. Процесс напоминает плетение безворсовых ковров, но он более трудоемкий и кропотливый, так как нити гораздо тоньше, а рисунок очень детализированный.

Изначально в качестве основного инструмента для создания изделия была обыкновенная рама, на которую натягивались нити основы. Чтобы добиться нужного натяжения использовали гвозди, вбитые в раму или равномерно проделывали специальные отверстия на внутренней стороне самой рамы. Нить утка, намотанная на катушку или просто смотанная в клубок прокидывается между нитями основы, а после завершения ряда прибивается пальцами или с помощью специальной колотушки.

Более техническим считается процесс с использованием станка. Его особенность заключается в том, что станок можно разместить как горизонтально, так и вертикально.

Мастер работает по нарисованному на картоне эскизу, причем размер рисунка и цвета полностью совпадает с размерами и цветами будущей шпалеры. Но несмотря на то, что ткачу приходится копировать другое произведение, он должен обладать художественными задатками, уметь сохранить цветопередачу, разбираться в тонкостях изображения светотени, представлять, как будет выглядеть готовое тканое произведение, чтобы подобрать нужную нить в данном ряду.

Большие мануфактуры, производящие изделия в глобальных масштабах, даже устраивали при своих фабриках художественные училища, что повышало качество готовой продукции.

Так как процесс создания этого полотна очень трудоемкий и затратный по времени, над одной шпалерой могут трудиться до 5-6 человек. Таким образом, одно произведение делится на несколько частей, которые потом сшиваются шелковой нитью. Понять это можно было, взглянув на изнаночную сторону: на ней присутствовали швы.

Благодаря большому количеству техник возможно добиться разнообразных эффектов при изготовлении шпалеры. Если в классическом виде нити основы остаются невидимыми, то в современном исполнении мастера могут нарочито оставить их на лицевой стороне рисунка. Такой прием получил название репсового, потому что ткань принимает определенный рельеф в рубчик, что в переводе на французский звучит как «репс».

Современный гобелен как элемент декора за последние десятилетия претерпел большие изменения. Такой вид украшения стен и разных поверхностей стал настолько популярен в последние годы, что просто обязан был стать более доступным в массах.

Полностью тканое изделие – это дорогое удовольствие, такой изыск могут позволить себе немногие. А вот нетканый гобелен очень прост в исполнении, а внешне почти не отличим от оригинала.

Создается такое изделие с помощью особой выкладки рисунка цветными волокном или нитями на основе. Изделие сложно назвать гобеленом в традиционном смысле этого слова, ведь «гобелен» – это, прежде всего, сотканное полотно. Однако выложенный рисунок имеет тканую текстуру и очень детализированный и динамичный рисунок.

Китайские мастера придумали еще один вид нетканой шпалеры. Панно изготавливаются без использования спиц или крючка. Все элементы изготавливаются из картона, на который впоследствии наматывается пряжа. На полностью обмотанную основу и раму мастер клеит уже готовые детали, создавая композицию.

Преимущества и недостатки

Преимуществ у гобелена как у элемента декора немало. Смотрится такая картина очень изысканно, ее хочется разглядывать, запомнить каждый элемент, она волшебным образом привлекает внимание, создает уют и теплую атмосферу в доме.

В практичном смысле такое приобретение тоже станет полезным. Полотно обладает антистатическим свойством и не притягивает пыль, ткань хорошо держит форму, не коробится и не деформируется, проста в уходе. Гобелены подходят к любому стилю в интерьере, главное – грамотно подобрать рисунок.

К недостаткам можно отнести сравнительно большой вес, что не позволяет использовать технику применительно к повседневной одежде. В домашних условиях изделие лучше не стирать и не гладить, так как это может повлиять на его внешний вид.

Основные характеристики

У каждого народа был свой способ плетения гобеленов. Отличаются они по фактуре и по использованному материалу. В настоящее время для создания определенного рельефа мастер подбирает любой необходимый способ изготовления.

  • Полотняное плетение считается самым распространенным и имеет более широкое применение у умельцев. Для создания изделия нить утка в шахматном порядке проходит через нити основы. Таким образом первая прокидка перекрывает четные нити основы, а вторая – нечетные.
  • Египетское плетение создает из нитей утка подобие обычной косички. Такой эффект получается благодаря тому, что нить, создающая рисунок, оплетается вокруг нити основы узлом и затягивается. Этот процесс один из самых трудоемких. Зачастую лишь определенные элементы плетутся данным способом.
  • Греческое плетение образует не плотную, рыхлую поверхность. Для провязывания ряда требуется 2 или 3 нити утка, которые переплетаются между собой нитями основы как обычная коса.

Более сложные в исполнении способы плетения: вязка, сумаховое плетение, саржевое, гиордес, сене. Каждый отличается по плотности, рельефу, возможности изготовления элементов разной сложности. Каждому способу соответствует свой материал.

Шерстяные, хлопковые, шелковые нити способны либо подчеркнуть рельефность, либо наоборот, создать идеально ровную поверхность.

Разновидности ткани

В современном представлении гобелен как материал является разновидностью жаккардовой ткани. Жаккард – это крупноузорчатая ткань сложного или простого переплетения более 24 нитей, которая отличается высокой плотностью, прочностью, сложностью узора, многогранностью фактур, расцветок и узоров. Основа обычно льняная, а вот нити утка шелковые, шерстяные или синтетические.

Тонкие, изящные, с подробной прорисовкой гобелены получаются из шелковых нитей. Из такого материала шьется одежда, шторы, покрывала.

Для утилитарных целей, таких, как защита от сквозняков, подойдут изделия из шерсти. Шерстяные нити – самый удобный и менее трудозатратный материал для плетения, но очень тяжелый. Из него получаются ковры на стены и на пол. Обивку мягкой мебели лучше всего производить из хлопковых материалов. А скатерти и постельное белье – изо льна. Металлические нити применяются в декоративных целях, придают блеск и переливаются на свету.

Модные узоры и расцветки

Так как эти изделия имеют вековую историю и считаются атрибутом древности, в наше время считается модным подчеркнуть именно это свойство. Исходя из этого, тематика рисунка гобелена отражает моменты, не связанные с современной жизнью – это иллюстрации к средневековой книге или тканая репродукция произведения эпохи Возрождения, изображение сцены охоты на Руси.

Такие полотна, даже изготовленные на современных фабриках, заставят задуматься о том, что, возможно, когда-то именно этот гобелен висел во дворце короля Франции. Интерьер сразу приобретет «историю».

Еще одной «классикой» в исполнении гобеленов считается изображение природы на полотнах. Шпалеры с оленями, медведями, лошадьми и просто шикарными пейзажами – более демократичный вариант, чем, например, классические батальные сцены.

Для романтических особ, предпочитающих такие стили, как шебби-шик, цветы на гобеленах прекрасно дополнят дизайн интерьера. Шикарные пионы, розы, гибискусы – основные атрибуты стиля под старину. Более инфантильные сюжеты – это кадры из фильмов аниме или изображение милых котиков и щенков на полотнах. Тканые календари – оригинальный способ узнать дату и подчеркнуть стилистическую направленность интерьера.

В историческом смысле гобелены не имеют слишком яркие расцветки. Раньше не существовало пигментов, способных создать, например, сочный цвет лайма или небесно-голубой, все оттенки приглушенные, мягкие, но глубокие. Отталкиваясь от этого выбирайте гобелен для классических и минималистических интерьеров в таких цветах. В ярких поп-арт-дизайнах с красками можно поэкспериментировать. Для сюжета здесь обязательно найдется пища для размышления.

Области использования

В современном мире область использования гобеленов несколько сузилась. Из-за своей тяжести шпалеры не годятся для полноценного изготовления одежды, хотя в древности традиционной одеждой в Японии и Китае считались тканые халаты и платья. Дизайнеры в мире высокой моды продолжают создавать наряды от кутюр в этой технике, но едва ли такие модели дойдут до коллекций прет-а-порте.

А вот элементы – обработка края рукава или лацкана на пиджаке, можно встретить в обычной жизни.

В интерьерах область применения их шире. Из жаккардовой ткани шьют обивку для мебели, наволочки, покрывала. Если говорить о древних областях применения шпалер, то достаточно вспомнить «Одиссею» Гомера, в которой Пенелопа ткала для своего свекра саван, так как технологии строительства жилья были на низком уровне, и шерстяные ковры плелись для укрытия от сквозняков и холода. Для королей во время путешествий и военных походов готовились целые шатры из гобеленов.

Лучшие производители

Существует множество ткацких фабрик, специализирующихся на производстве гобеленов или имеющих одно из направлений, связанных с ними, и в России и по всему миру.

Город Иваново славится изготовлением самых разных тканей. Ивановские шпалеры применяются для изготовления наволочек, картин, панно, портьер, покрывал, салфеток, сумок, календарей. На фабриках трудятся дизайнеры, художники, специалисты по проектированию и работники, отвечающие за бесперебойную работу станков. Все оборудование преимущественно изготовлено за границей, а опыт по созданию рисунков перенят у мастеров из Китая, Турции и Италии.

Приобрести ивановские гобелены можно на выставках ивановской продукции, в розничных точках сбыта, а также через интернет-магазины.

Начиная с конца ХV века Фландрия взяла первенство на три века вперед по цеховому производству шпалер самого высшего класса. Основными центрами стали города Бельгии – Брюгге и Антверпен, а чуть раньше Аррас. Главное отличие бельгийских гобеленов – введение в ткань нитей «кипрского золота» – крученый шелк или лен обвивался золотой или серебряной проволокой. В изделие включаются драгоценные металлы, что придает особую цену полотну.

По настоящий день бельгийские гобелены уникальны и считаются недешевым приобретением.

Наряду с ними французские и итальянские изделия вобрали в себя традиционные аспекты ткачества, совместимые с новейшими технологиями. Европейские фабрики предлагают панно со средневековыми мотивами, а также готовы создать репродукцию современных художников.

Франция, Бельгия и Италия с давних времен и по сей день считаются классическими производителями гобеленов.

Для уникальных и колоритных решений рекомендуется обратить свое внимание на Восток. Здесь ручные работы представлены индийскими, китайскими и японскими мастерами. Тематика гобеленов из Индии – традиционные орнаменты, изображения слонов, бога Шиввы и других божеств.

Китайские гобелены также отражают элементы истории и традиций. Множество мотивов посвящено изображению природы, удивительных и красивых цветов, значимых событий.

Японские изделия поражают своей красочностью. Частой темой является японские женщины в национальных нарядах со всевозможной культурной атрибутикой, ветви цветущей сакуры, пейзажи, архитектурные элементы.

Человеческая потребность украшать свое жилище издавна порождала разнообразные формы прикладного мастерства, но, пожалуй, только гобелен занял прочное место в богатых домах Европы на такое длительное время.

Благодаря этому упоминания о гобеленах неоднократно появляются в художественных произведениях классиков и даже играют свою роль в сюжетах, как, например, в рассказе Эдгара Алана По «Метценгерштейн». Что же наделило эти изделия поистине мистическим значением?

Что такое гобелен

Гобелен – это безворсовый ковер, уточная нить которого, создавая ткань, одновременно создает изображение. Рисунок на гобелене может быть сюжетный или орнаментальный. Известное нам название «гобелен» возникло не так давно – в ХVІІ веке, во Франции.

Именно тогда в Париже была создана первая фабрика – мануфактура – объединившая фламандских ткачей и красильщиков Гобеленов, чья фамилия и послужила названием всем изделиям.

Однако само искусство ткачества подобных гладких ковров возникло гораздо раньше. Можно даже сказать, что к тому времени они были настолько популярны в Европе, поэтому ради их изготовления объединялись мастера разных цехов, создав отдельную отрасль текстильного искусства.

Экскурс в историю

Тканые ковры, которые еще называют «шпалеры», известны со времен Древнего Египта. Небольшие панно, в сюжетах которых объединились египетские и эллинские традиции, изображающие героев античных мифов, являются доказательством их распространения и популярности также и в древнем античном мире.

В Европу искусство гобелена попало во время Крестовых походов, когда рыцари впервые завезли эти изделия в качестве военных трофеев. Начав свое распространение в христианском мире, гобелены стали полотном для разнообразных библейских сюжетов. Со временем на них начали запечатлевать и светские сюжеты: милые сердцу феодалов битвы и охоту.

Постепенно роль гобеленов приобрела новые формы: если на Востоке они служили исключительно для украшения, то в Европе гобелены начали использовать и для сохранения тепла: в качестве обивки для стен, пологов для кроватей, ширм и перегородок в больших помещениях: это повлияло на размер полотен: европейские гобелены стали гораздо больше и длиннее.

Как делают гобелен

В старые времена гобелены ткались вручную, и это была очень трудоемкая работа: лучшие мастера в год изготовляли около 1,5 метров гобеленовой ткани. С появлением ткацких автоматических машин ситуация изменилась: гобеленовая ткань с затейливым узорным рисунком прочно заняла свое место среди других тканей, отличаясь прочностью и красотой.

Современный гобелен уже вышел за рамки традиционного представления об этом изделии. Сейчас он представляет собой не только предмет украшения, но и прочно вошел в повседневный быт людей, соединив в себе не только разнообразные стили, но и техники.

Гобеленовые ткани используют в качестве материала для штор, покрывал, наволочек, для обивки стен и наиболее широко – для обивки мебели, потому что долговечность гобеленовой ткани не оставляет сомнений в качестве.

Сейчас гобелен широко представлен разнообразными стилями: можно найти гобелен в классическом, современном или авангардистском исполнении, а гобелен для детской мебели отличается яркостью и забавными детскими рисунками.

Особенности и использование

Для изготовления гобеленов используют шерсть, иногда с добавлением шелка, в качестве обивки для мебели его делают из хлопка, но часто добавляют и искусственные волокна, что увеличивает их износостойкость. Такие ткани не выгорают, их можно стирать и чистить при помощи химических средств.

Современные гобеленовые ткани, используемые для обивки мебели, имеют специальную противопылевую и грязеотталкивающую пропитку, поэтому за ними несложно ухаживать: достаточно просто почистить пылесосом. Такая обивка приятна на ощупь и не электризуется.

Мебель с гобеленовой обивкой способствует созданию в комнате ощущения добротности, стабильности и высокого достатка ее владельца. Она послужит прекрасным украшением и дополнением любого интерьера, внеся в него нотки классики, успешно выдержавшей испытание временем.

Гобелен – это плотная ткань, на которой особым образом выткана полноценная картина, способная переместить человека, как во времени, так и в пространстве. И это неудивительно, поскольку гобелены были известны еще со времен Древнего Египта, и пришли к нам сквозь века. Рассматривая старинную гобеленовую картину можно представить себя сидящим перед камином в средневековом замке или танцующим в дворцовом зале на блистательном королевском балу. Естественно, технологии производства гобеленовой ткани сегодня изменились, но изделия из нее, в том числе и занавеси из гобелена за прошедшие века ничуть не утратили популярности.

Секреты производства

Естественно, что со временем технологии производства и качественный состав сырья меняется. Меняются и ткани. Неизменными остаются только их названия и возникает вопрос: «Современные гобелены и ткани из них: что это такое?» Попробуем разобраться. Вплоть до XVII века ткани такого типа носили название шпалеров, а потом за их производство взялась именитая французская ткацкая фамилия Gobelin, и давшая впоследствии название уникальному текстилю. На протяжении веков безворсовые ковры изготавливались исключительно вручную, но когда француз Жаккард изобрел свой знаменитый станок, гобелены стали производиться в больших объемах и гораздо быстрее.

Принципы жаккардового плетения при производстве гобеленовых тканей используют до сих пор, но в сравнении с жаккардом, гобелен в разы прочнее, благодаря использованию в десятки раз большего количества нитей. Благодаря этому удается создавать великолепные картины, передавая мельчайшие цветовые оттенки.

Структура гобеленов обычно состоит из двух или трех слоев, что сказывается на весе материала. Можно также изготавливать и двухсторонние изделия, тогда слоев будет соответственно 4–6.

Ведущее требование, которое выдвигается к гобеленовой основе – это прочность. Вплоть до XVIII века для нее применяли овечью шерсть, а ближе к XIX столетию стали использовать натуральный шелк. Сейчас же в промышленности активно применяют синтетические и смесовые нити.

Уток для гобелена непременно должен быть эластичным. Именно благодаря этим нитям можно получить великолепную основу, создавать чудесную картину из шерсти, шелка, акрила, вискозы, люрекса, полиэстера, серебряных и золотых нитей. А объем и структурность изделиям позволяют обеспечить сочетание нитей разной толщины и использование разнообразных способов плетения.

Как правило, картины на гобеленах копируют произведения известнейших художников. А благодаря современным технологиям на них может появиться даже фото заказчика.

Чем хорош или плох гобелен

Любая ткань для штор, в том числе и гобеленовая, характеризуется собственными достоинствами и недостатками.

  • Непревзойденная прочность. Материал абсолютно не рвется, его даже сложно разрезать ножницами.
  • Долговечность. Картины на ткани можно различить и через столетия, первоначальная же свежесть красок сохраняется минимум 10 лет.
  • Разнообразие и универсальность. Благодаря возможности нанести любой узор на гобелен, с его помощью можно украсить интерьер практически в любом стиле.
  • Гипоаллергенность. Если при создании гобелена использованы качественные натуральные материалы, то он не будет притягивать к себе пыль и электризоваться, соответственно, не поспособствует развитию аллергии.
  • Стойкость к загрязнениям. Чтобы изделие оставалось чистым, его обрабатывают специальными средствами.
  • Гобелен нельзя использовать при создании одежды, поскольку материал характеризуется жесткостью и тяжестью.
  • Нельзя стирать в машинке.
  • Гладить изделие тоже нельзя из-за вероятности образования заломов и загибов.

Сфера применения

Многие дизайнеры интерьеров и производители мебели активно генерируют идеи по использованию гобеленов:

  • Гобелен используют для обивки диванов и кресел, изготовления покрывал и подушек. Также изготавливают панно и картины, что позволяет добавить аристократизма в любое помещение.
  • Помещение, где располагается гобеленовая картина, невероятным образом преображается, наполняется характером. Если недостает брутальности, помогут картины со сценами царской охоты или сражений. Цветочные узоры в пастельных тонах помогут добавить нежности в спальню.
  • В мире моды гобелены стали использовать относительно недавно. С тканевыми картинами делают пальто, сумки, костюмы, кошельки.
  • В последнее время в моду вошли .

Гобелен – очень практичный материал. Он прост в уходе, ведь его не нужно стирать, достаточно только почистить щеткой, а после пропылесосить. Если необходимо, можно отдать изделие в химчистку.

Использование гобелена в интерьере гарантированно придает обстановке нотки аристократической роскоши. В такой комнате хочется находиться как можно дольше, поскольку в ней царит дух благополучия, и поэтом тканые картины и портьеры из гобелена так долго остаются в тренде и не выходят из моды.

[Оценивших: 2 Средняя оценка: 5]