Функции фантастики. Сочинение на тему «Роль фантастики и гротеска в творчестве Н

  • Расширение представлений учащихся о творчестве Гоголя, помочь увидеть мир реальный и фантастический в повести "Портрет".
  • Формирование умений исследования, сравнительного анализа.
  • Укрепить веру в высокое назначение искусства.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, два варианта повести, иллюстрации к повести.

Подготовка к уроку. Заранее учащимся дается задание прочитать повесть "Портрет": первой группе - вариант "Арабесок", второй группе - второй вариант. Подготовить ответы на вопросы:

  1. Каково идейное содержание повести?
  2. Каким образом портрет появился у героя?
  3. Кто изображен на портрете?
  4. Как художник пытался избавиться от страшного портрета?
  5. Как происходит духовное падение художника?
  6. Какова дальнейшая судьба портрета?

Ход урока

Организационная часть. Сообщение темы и цели урока.

Вступительное слово учителя.

Одна из особенностей творчества Н.В. Гоголя - видение мира через фантастику. Его как романтика увлекали фантастические сюжеты, сильные характеры людей из народа. Любимые многими читателями повести "Ночь перед Рождеством", "Майская ночь, или утопленница", "Вий", "Страшная месть", "Заколдованное место" похожи на сказку, потому что в них мир поделен на обычный, реальный и необычный, "потусторонний". В его произведениях реальная действительность причудливо переплетается с фантастическим вымыслом.

Такую связь реальности с фантастикой мы видим и в повести "Портрет". Она считается одной из самых противоречивых и сложных повестей петербургского цикла; интересна не только как своеобразное выражение эстетических взглядов писателя, но и как произведение, в котором сказались противоречия мировоззрения Гоголя. Мир Петербурга у Гоголя - реальный, узнаваемый и в то же время - фантастический, ускользающий от понимания. В 30-годы пользовались особой популярностью повести о людях искусства, музыкантах, художниках. На фоне этих произведений гоголевский "Портрет" выделялся значительностью идейного замысла, зрелостью обобщений писателя.

Беседа об истории создания повести.

Учитель. Обратите внимание на дату издания повести.

Первоначальный вариант повести был напечатан в сборнике "Арабески" в 1835 году. Второй, переработанный вариант напечатан в 1942 году в журнале "Современник". Они и похожи, и различны.

Оказывается, первоначальная редакция повести вызвала ряд отрицательных отзывов критики. Особенно резко отозвался о ней великий критик В.Г. Белинский. В статье "О русской повести и повестях г. Гоголя" он пишет: "Портрет" есть неудачная попытка Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество юмористических картин и очерков во вкусе г. Гоголя: Но вторая ее часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия: Вообще надо сказать, фантастическое как-то не совсем дается г. Гоголю".

Под воздействием критики Белинского Гоголь переработал повесть в 1841-1842 годах во время пребывания в Риме и послал Плетневу для издания, сопровождая словами: "Она была напечатана в "Арабесках", но вы этого не пугайтесь. Прочитайте ее: вы увидите, что осталась одна только канва прежней повести, что все вышито по ней вновь. В Риме я ее переделал вовсе, или, лучше, написал вновь, вследствие сделанных еще в Петербурге замечаний" - писал он Плетневу.

Сравнительный анализ произведения.

Учитель. О чем же эта повесть?

В центре внимания писателя - трагическая судьба художника в современном обществе, где все продается, вплоть до красоты, таланта и вдохновения. Столкновение идеалов искусства, прекрасного с действительностью составляет основу содержания и первой, и второй редакции.

Талантливый, но бедный молодой художник приобрел на последние деньги старый портрет. Странность портрета - в глазах, пронзительном взгляде изображенного в нем таинственного человека. "Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью... Это были живые, это были человеческие глаза! Они были неподвижны, но, верно, не были бы так ужасны, если бы двигались". Молодой художник провел ночь, полную кошмаров. Он видел то ли во сне, то ли наяву, как изображенный в портрете страшный старик выпрыгнул из рам: Вот он стал приближаться к художнику, стал разворачивать свертки, а там - золотые монеты: "Боже мой, если бы хотя часть этих денег!" - мечтал художник, и его мечта сбылась. Но с этого дня стали происходить странные изменения в душе молодого человека. Польстившись богатством, не без вмешательства портрета постепенно он превратился из подающего надежды талантливого художника в жадного, завистливого ремесленника. "Скоро нельзя было в нем узнать скромного художника: Слава его росла, работы и заказы увеличивались: Но даже достоинств самых обыкновенных уже не было видно в его произведениях, а между тем они все еще пользовались славою, хотя истинные знатоки и художники только пожимали плечами, глядя на последние его работы. Золото сделалось его страстью и идеалом, страхом и наслаждением, целью. Пуки ассигнаций росли в сундуках его". Чартков опускался все ниже, дошел до того, что стал уничтожать талантливые творения других мастеров, сошел с ума и, наконец, умер. После смерти на аукцион были выставлены его картины, среди них был и тот портрет. Узнанный одним из посетителей, таинственный портрет исчез, чтобы продолжить свое губительное влияние на людей.

Учитель. Сравним два варианта повести. Какое различие между повестями двух редакций вы найдете?

Каким образом портрет появился у героя?

Кто изображен на портрете?

Как художник пытался избавиться от страшного портрета?

Как происходит духовное падение художника?

Какова дальнейшая судьба портрета?

Редакция "Арабесок". Вторая редакция.
1. Картина появилась у художника Черткова таинственным образом. Чертков заплатил за портрет 50 рублей, но, ужаснувшись его глаз, убежал. Вечером портрет загадочным образом появился у него на стене. (Мистический элемент) 1. Чартков купил в лавке портрет за последний двугривенник и "потащил с собой". (Вполне реальное событие)
2. На портрете изображен таинственный ростовщик, то ли грек, то ли армянин, то ли молдаванин, которого автор назвал "странным существом". Но он имеет конкретную фамилию - Петромихали. Перед смертью он умолял, заклинал художника "нарисовать с него портрет". Половина его жизни перешла в портрет. 2. Неизвестный ростовщик, "существо во всех отношениях необыкновенное". Никто не знает его имени, но не сомневается о присутствии нечистой силы в этом человеке. "Дьявол, совершенный дьявол! - думает о нем художник, - вот бы с кого мне следовало написать дьявола". Будто узнав о его мыслях, ужасный ростовщик сам явился к нему заказать портрет. "Какая дьявольская сила! Он у меня просто выскочит из полотна, если только хоть немного буду верен натуре:" - Как он был прав, этот художник!
3. Автор портрета сжег его в камине, но страшный портрет снова появился, и художник пережил много несчастий. 3. У автора картину выпросил приятель, и портрет стал приносить людям несчастья одно за другим.
4. Клиенты каким-то загадочным образом узнают о славном художнике Черткове. Духовное падение художника происходит в результате вмешательства "дьявола". 4. Чартков сам заказывает объявление в газету "О необыкновенных талантах Чарткова". Из-за склонности к светской жизни, щегольству, любви к деньгам он опускается все ниже и ниже.
5. В конце портрет таинственно и бесследно исчез с полотна. (Опять мистика!) 5. Портрет украден. Но он продолжает существовать и губить людей. (Реалистический смысл)

Учитель. Каково идейное содержание повести?

Если в первой редакции "Портрет" - это повесть о вторжении таинственных демонических сил в творчество и жизнь художника, то во второй редакции - это повесть о художнике, изменившем искусству, понесшем возмездие за то, что он стал относиться к творчеству как к выгодному ремеслу. Во второй повести Гоголь значительно ослабил фантастический элемент и углубил психологическое содержание повести. Нравственное падение художника вовсе не было случайным, объяснялось не магической силой портрета, а склонностями самого художника, обнаружившего "нетерпеливость", "чрезмерную бойкость красок", любовь к деньгам. Таким образом, финал во второй редакции приобрел реалистический смысл.

Учитель. В повести Гоголь осудил коммерциализацию творчества, когда автор и его талант покупаются. Как автор предупреждает гибель таланта художника?

Гибель живописца Чарткова предопределена в самом начале повести в словах профессора: "Смотри, брат, у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь: Берегись: тебя уж начинает свет тянуть: Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант:". Однако молодой человек не обратил особого внимания на предупреждение наставника.

Учитель. Искусство призвано открыть человеку святость, тайну жизни, ее оправданность. О примиряющей миссии искусства говорит в "Портрете" художник, написавший таинственный портрет. Годами уединения и смирения он искупает зло, содеянное им невольно. Он передает свое новое понимание искусства сыну, тоже художнику. Эти идеи особенно близки, дороги Гоголю. Он пытается постичь сложнейшую природу творчества; поэтому в повести соотнесены судьбы трех художников. Назовите их.

Во-первых, Чартков, наделенный искрой Божьей и утративший талант; во-вторых, художник, создавший в Италии картину, которая поражает всех гармонией и тишиной; в-третьих, автор злополучного портрета.

Подведение итогов урока.

Учитель. В повести Гоголь постепенно разворачивает причину гибели не только таланта, но и самого художника. В погоне за богатством гоголевский персонаж теряет цельность духа, уже не может творить по вдохновению. Погубленная "светом" душа ищет спасения в материальном благе и мирской модной славе. Читатель верит, что в этом есть и участие мистических сил. Результат подобной сделки, а Гоголь считает это сделкой с дьяволом, - гибель таланта, гибель художника. В этом заключается слияние фантастического и реалистического в повести.

­Роль фантастики

Одна из главных особенностей произведений Н. В. Гоголя – это видение мира через фантастику. Впервые элементы фантастики у него проявились в небезызвестных “Вечерах на хуторе близ Диканьки”, написанных примерно в 1829-1830 гг. Повесть “Портрет” была написана несколькими годами позже все с теми же элементами необъяснимой мистики.

Гоголь любил изображать характеры людей из народа и сталкивать своих героев с фантастическими явлениями. В его произведениях реальная действительность каким-то интересным образом переплеталась с вымыслом.

Первоначальный вариант повести “Портрет” был издан в 1835 году, но после авторской правки еще раз ее напечатали в 1842 году. Главный герой – молодой, подающий надежды художник по фамилии Чартков, который живет бедно и старается изо всех сил достичь совершенства в своем творчестве. Все меняется после покупки необычного портрета, встреченного им в одной из петербургских картинных лавок. Портрет настолько живо выглядел, что, казалось, натурщик вот-вот оживет и начнет разговаривать.

Именно эта живость и

Привлекла молодого Чарткова, а также высокое мастерство художника.

По сюжету портрет обладал сверхъестественной силой и привносил в жизнь своих владельцев беды и несчастья. На нем был изображен какой-то старик азиатской внешности с пронзительными, почти “живыми” глазами. На следующий день после покупки Чартков обнаружил в раме портрета мешочек с червонцами, которыми он смог расплатиться за квартиру и арендовать для себя роскошные апартаменты. Здесь нужно отметить, что счастливой находке предшествовал странный сон.

За ночь до этого ему показалось, что портрет ожил, а старик, выйдя из рамы, держал в руках как раз этот мешочек с надписью “1000 червонцев”.

Во второй части автор раскрывает нам секрет этих мистических явления и самой картины. Как оказалось, нарисована она была талантливым коломенским Мастером, когда-то расписывающим храмы. Начав работу над этим портретом, мастер не знал, что сосед – Ростовщик является настоящим олицетворением зла, а узнав, оставил картину незавершенной и ушел в монастырь искупать свои грехи. Дело в том, что злой ростовщик косвенно приносил несчастья всем, кому одалживал деньги.

Эти люди либо сходили с ума, либо становились жуткими завистниками и ревнивцами, либо кончали жизнь самоубийством, либо теряли близких.

Предчувствуя свою скорую кончину, ростовщик пожелал остаться живым на портрете, поэтому и обратился к живущему по соседству художнику-самоучке. По словам автора, теперь незавершенная картина путешествовала из рук в руки, принося сначала богатство, а затем несчастья своим новым владельцам. В первой редакции в конце повести облик ростовщика испарился с портрета, оставив окружающих в недоумении.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. ­Мистика и реализм Одна из особенностей творчества Н. В. Гоголя – видение мира через фантастику. Мистические мотивы присутствуют во многих его произведениях, в том числе в повести “Портрет”. Для того чтобы понять их сущность, лучшего всего исследовать их связь с народным творчеством­ и объективной реальностью, которая окружала писателя. За основу своих произведений Гоголь часто брал […]...
  2. ­Два художника Повесть “Портрет” была написана Н. В. Гоголем в 1835 году, а затем отредактирована в 1842 году. Общественность восприняла ее неоднозначно, так как произведение было мистическим. В нем автор рассказал историю жизни двух художников, столкнувшихся с одним и тем же портретом, обладающим сверхъестественной силой. Мотив был использован традиционный: богатство в обмен на душу. В […]...
  3. Один из самых значительных критиков своего времени, В. Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести “Портрет”: “это есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом”. Вероятно, успех пушкинской “Пиковой дамы” побудил Гоголя рассказать историю о человеке, которого погубила жажда золота. Автор назвал свою повесть […]...
  4. ­Образ Петербурга Повесть Гоголя “Портрет” состоит из двух взаимосвязанных частей. В первой части мы узнаем о молодом художнике, который однажды приобретает в картинной лавке загадочный портрет. А во второй, автор рассказывает о причинах сверхъестественных способностей данного портрета. Мистика и реальность в произведениях Н. В. Гоголя зачастую сливаются в одно и трудно разглядеть грань между ними. […]...
  5. ­Гибель души человеческой Повесть Н. В. Гоголя “Портрет” рассказывает нам о жизни и участи двух талантливых художников. Главным героем можно считать Чарткова Андрея Петровича, так как его единственного автор наделил именем. Его творческий путь описан в первой части произведения, а судьба второго художника, описанная­ во второй части, проливает свет на обстоятельства, связанные с портретом одного […]...
  6. ­Выбор жизненного пути Повесть “Портрет”, написанная Н. В. Гоголем в 1835-м году и отредактированная через семь лет, вызвала резонанс среди литературных критиков, некоторые из которых дали низкую оценку произведению. Сюжет повести довольно замысловатый и связан с горячо любимой автором мистикой. При этом использован традиционный мотив: деньги в обмен на душу. Главный герой повести молодой и […]...
  7. ­Идейное содержание Николай Васильевич Гоголь всегда славился любовью к мистике и его произведение “Портрет” в этом смысле не исключение. Повесть была написана в первой половине 19-го века и прошла вторую авторскую редакцию. Поначалу она была напечатана в сборнике “Арабески”, а затем в журнале “Современник”. По сюжету, живущий в бедности молодой художник Чартков, покупает на последний […]...
  8. ­Искусство Повесть Н. В. Гоголя “Портрет” была написана в первой половине 19-го века и состоит из двух почти равнозначных частей. Не последнее место в творчестве этого автора занимает тема мистики, поэтому и в данном произведении она проявляется со всей силой. В нем автор рассказал об одном портрете, обладающем сверхъестественными способностями. В то же время он […]...
  9. ­Анализ повести Николай Васильевич Гоголь любил описывать мистические истории, а после выхода в свет “Пиковой дамы” Пушкина в 1834 году, решил написать что-то аналогичное, в то же время уникальное. Повесть “Портрет” впервые была опубликована в 1835 году в книге “Арабески. Разные сочинения Н. В. Гоголя”, а после второй авторской редакции еще раз в 1842 году […]...
  10. ­Чартков Чартков – главный герой повести Н. В. Гоголя “Портрет”; молодой и подающий надежды художник; житель Петербурга. Полное имя – Андрей Петрович Чартков. Это обедневший дворянин, у которого в услужении всего один крепостной – слуга Никита. У него нет денег даже на лишнюю свечу, чтобы не сидеть в потемках. По сюжету Чартков снимает комнату на […]...
  11. Повесть “Собачье сердце” стала откликом М. Булгакова на культурную и социально-историческую ситуацию в советской России первой половины 20-х годов 20 века. Научный эксперимент, изображенный в повести, – это картина пролетарской революции и ее результатов. А результаты были довольно плачевными: писатель на примере калабуховского дома показал трагические перемены, произошедшие во всей стране. Сюжет повести строится вокруг […]...
  12. В 1834 году русское общество восторженно обсуждало “Пиковую даму” Александра Пушкина. Это мистическое произведение подтолкнуло Николая Гоголя к написанию повести “Портрет” , в которой важную роль также играет элемент мистики. Писатель опубликовал свой труд в сборнике “Арабески”. Многим критикам произведение не понравилось. Белинский считал, что “Портрет” был неудачной попыткой, где талант автора начал падать. После […]...
  13. Анализ произведения Эта повесть ставит важнейшую проблему – взаимоотношения искусства и действительности, художника и общества. Гоголь по­казывает, что меркантильность и денежные интересы губитель­ны для настоящего искусства. Повесть построена на фантастической основе. В ней можно выделить две части. В первой дана история жизни художника Чарткова. Вторая часть – история страшного портрета, история ростовщика и художника-монаха, искупающего […]...
  14. В. И. СУРИКОВ. ПОРТРЕТ ОЛЬГИ ВАСИЛЬЕВНЫ СУРИКОВОЙ С моей точки зрения, главная заслуга автора этого портрета в том, что он нашел образ “девочки-вишенки” (сочетание боль­ших темных глаз и вишневого платья невольно подсказывает такое сравнение), создал атмосферу “детского детства”. Оля стоит у белой кафельной печки и держит в руках куклу. На де­вочке красное платье с белым […]...
  15. В творческом наследии известного английского писателя О. Уайльда есть много разнообразных по жанрам литературных произведений: это и стихи, и сказки для детей, и комедии. Но более известен он как писатель-романист, а самым известным его произведением считается роман “Портрет Дориана Грея”, написанный в 1890 году. В этом произведении нашла свое отражение философия автора о том, что […]...
  16. (1834 г.) Повесть начинается с трагической истории, которая случилась с талантливым, но очень бедным художником Чартковым. Однажды он за последний двугривенный купил в лавочке на Щукинском дворе портрет азиата, старика в национальных одеждах. Портрет выделялся из общей массы картин тем, что глаза старика на нем были как будто живые. Принеся портрет домой, Чартков узнает, что […]...
  17. Портрет Печорина, главного героя романа Михаила Юрье­вича Лермонтова “Герой нашего времени”, возникает перед гла­зами читателей не на первых страницах романа, а только тогда, когда им уже известен весьма драматический эпизод из жизни этого персонажа, описанный в повести “Бэла”. Там о событиях из его жизни и поступках мы узнавали от его сослуживца Мак­сима Максимыча; теперь же […]...
  18. Повесть Гоголя “Портрет” делится на две части. В первой говорится о неком молодом художнике Чарткове, увидевшем портрет старика в каком то захолустном магазинчике, и этого живописца зацепили глаза старика, они были настолько выписаны, что казались просто живыми. На последние деньги он купил этот портрет, и принеся его домой ему показалось, что старик, изображенный на портрете, […]...
  19. ­Какую общую мысль выразил Гоголь в повести Николай Васильевич Гоголь много лет прожил в Петербурге и знал его с разных сторон. В своих петербургских произведениях он зачастую изображал его как положительным, так и отрицательным городом. Он один из немногих мог показать все пороки большого города, скрывающиеся за внешней красотой. Невский проспект – это, конечно же, […]...
  20. Трагедия Тараса Бульбы Повесть “Тарас Бульба” относится к разряду исторических и повествует события из жизни запорожских казаков. Центральным героем повести является старый казацкий полковник, атаман, удалой воин Тарас Бульба. Он был одним из лучших казаков в Сечи верой и правдой защищавший свой народ и православную веру. Всю жизнь он провел в битвах и не представлял […]...
  21. Сыновья Тараса Бульбы: Остап и Андрий Сыновья Тараса Бульбы, Остап и Андрий, являются центральными персонажами в повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”. Это братья-герои, участвовавшие в освободительных сражениях за отчизну. Несмотря на одинаковое воспитание и образование, Остап с Андрием сильно отличались друг от друга. Остап, старший сын старого казацкого полковника Тараса Бульбы, был смел, суров […]...
  22. Запорожская Сечь: ее нравы и обычаи Повесть “Тарас Бульба”, написанная Н. В. Гоголем, описывает события происходящие, в среде запорожских казаков. Запорожская Сечь представляется казацкой республикой со своими порядками и обычаями. Это своеобразное царство свободы и равенства. Автор на протяжении всей повести прославляет законы этой земли. Он называет Сечь “гнездом”, откуда появляются гордые и крепкие воины, […]...
  23. Словосочетание “литературный портрет” трактуется двояко: как разного рода указания на внешний облик литературного героя и как развернутая характеристика конкретной исторической личности. В данном случае речь пойдет о портрете как изображении персонажа художественного произведения. Обычно такое изображение усматривают в описании видимых примет героя. В словарях, справочниках, учебниках держатся за старинный принцип говорящей живописи: изобразить – значит […]...
  24. Н. В. Гоголь Портрет Трагическая история художника Чарткова началась перед лавочкой на Щукинском дворе, где среди множества картин, изображающих мужичков или ландшафтики, он разглядел одну и, отдав за нее последний двугривенный, принес домой. Это портрет старика в азиатских одеждах, казалось, неоконченный, но схваченный такою сильной кистью, что глаза на портрете глядели, как живые. Дома Чартков […]...
  25. Краткое содержание Чартков начинает свою творческую деятельность скромным и незаметным художником. Единственным его увлечением явля­ется искусство. Ради высокой цели он способен переносить лише­ния и материальные трудности. Перемена в его жизни наступает неожиданно и связана она с покупкой странного портрета на аук­ционе. Портрет начинает роковым образом влиять на судьбу ху­дожника. Все его порывы теперь обращены в […]...
  26. Роль бабушки в жизни Алеши Повесть “Детство” – это первая часть автобиографической трилогии Максима Горького. Произведение вышло в свет в 1913-1914 году. В нем наглядно описаны детские воспоминания, впечатления и переживания главного героя – маленького Алеши Пешкова. После смерти отца, он был вынужден переехать в дом Бабушки с Дедушкой в Нижнем Новгороде. Помимо них в […]...
  27. Классный час на тему “Портрет” (учитель изобразительного искусства Высшей категории МАОУ гимназии №23 г. Челябинска Огаркова Е. Ю) “Игровой метод” 4 класс – 1 четверть “Каждый народ – художник”/Л. А. Неменская Игровой метод Цели учебного занятия; Дать первоначальное понятие о возникновение жанра “Портрет” Обучить навыкам изображения элементов портрета через ассоциации, на примере составления портретов итальянским […]...
  28. Гоголь написал повесть “Портрет” в 1835 году; в 1842-м отчасти переработал ее. Такое произведение – переработанное, но сохранившее прежнюю сюжетную и стилистическую основу – в науке о литературе принято называть редакцией. Открывая современные переиздания гоголевской прозы, мы с вами обычно читаем вторую редакцию “Портрета”, то есть вариант 1842 года; его и будем анализировать. Итак, кого […]...
  29. (СОЧИНЕНИЕ-ИССЛЕДОВАНИЕ: ПОРТРЕТ ПУШКИНА В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ) В 1832 году великий русский писатель Н. Гоголь сказал: “Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, един­ственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двес­ти лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в той же […]...
  30. Намек о божественном, небесном заключен Для человека в искусстве, и потому одному Оно уже выше всего… Н. Гоголь, “Портрет” Гоголя всегда интересно читать. Даже известные, потертые вещи начинаешь читать и увлекаешься. А тем более повести малоизвестные. Казалось бы, серьезный классический писатель, философ, но берешь его книгу и переносишься в интереснейший мир, порой мистический, а порой […]...
  31. Всемирно известный автор “Путешествия Гулливера” Джонатан Свифт был не только одарен литературным талантом, но и активно использовал его в политических целях – в борьбе за мир и справедливость. Вот почему “Путешествие Гулливера” нельзя назвать книгой для детей — она писалась Свифтом для взрослых, и в ней отразились реальные взгляды автора на ненавистные ему порядки и […]...
  32. Урок в 8-м классе Эпиграфом к уроку служит изречение Т. Драйзера: “Искусство – это нектар души, собранный в трудах и муках”. К нему мы обратимся в конце занятия, подводя итог собственным размышлениям. В начале урока стоит вспомнить о времени, когда создавалась повесть (1834). В те годы в обществе велись споры о сущности искусства. Героями романтических […]...
  33. Этой повестью завершается вторая книга “Вечеров на Хуторе близ Диканьки”, вышедшая в первом издании в 1832 году. Судя по тому, что “Заколдованное место” снабжено тем же подзаголовком, что и повести “Вечер накануне Ивана Купала” и “Пропавшая грамота” – “Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви”, – ее можно отнести к группе ранних повестей “Вечеров”, написанных в 1829-1830 […]...
  34. Повесть “Портрет” была написана Николаем Васильевичем Гоголем в 1842 году. Автор использует традиционный мотив: деньги, Богатство в обмен на душу. Она затрагивает многие проблемы: борьба добра и зла в душе человека, власть денег над человеком, но самая главная – проблема назначения искусства (искусство истинное и мнимое). Повесть состоит из двух частей, в каждой из которых […]...
  35. ПОРТРЕТ МОЕЙ БАБУШКИ На стене в гостиной нашего загородного дома висит чудесное полотно. Это портрет моей бабушки, маминой мамы. На картине темного колорита высвечены лицо и руки по­жилой женщины, а детали одежды и обстановки написаны неясно, размыты. Седые волосы гладко зачесаны назад, они открывают лицо бабушки. Высокий лоб с неглубокими мор­щинками, складки твердо сжатых губ… […]...
  36. В поэме “Мертвые души” известного писателя Н. Гоголя есть глава, посвященная капитану Копейкину. Участвуя в военной кампании 1812 года, он потерял руку и ногу. С такими физическими недостатками мужчина не смог найти себе работу. Его отец отказался кормить сына-инвалида, так как и самому было нечего есть. Вот и решил тогда капитан отправиться в столицу к […]...
  37. “Путешествие Гулливера” – замечательное произведение английского писателя Джонатана Свифта, принесшее ему всемирную известность. Над этой книгой писатель работал почти пять лет. Он поставил себе цель – изобразить и высмеять ненавистные ему порядки Англии того времени. Именно фантастика помогла ему нарисовать в иносказательной форме картину всего общества и создать отдельные сатирические образы” которые полностью отразили его […]...
  38. Часть первая Молодой художник Чартков заходит в картинную лавку на Щукином дворе. Среди посредственных лубочных картинок он обнаруживает старый портрет. “Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлен в них. Он был драпирован в широкий азиатский […]...
  39. До прихода Жуковского в русской литературе все было спокойно, торжественно, чинно, и, даже если лились слезы на берегу Лизиного пруда, это были слезы пассивные и ни к чему не ведущие. И вот он появился, будто распахнув дверь, и вместе со свежим ветром ворвались внутрь призраки, журавли, праведные и грешные девицы, мрачные убийцы и преданные влюбленные. […]...
  40. Когда люди совершенно ограблены, Как мы с тобой, они ищут Спасения у потусторонней силы. М. Булгаков. Мастер и Маргарита Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” необычен уже тем, что в нем тесно переплелись реальность и фантастика. Мистические герои погружены в водоворот бурной московской жизни 30-х годов, и это стирает границы между миром действительным и […]...

«Портрет» - повесть, организованная сходным образом с «Сорочинской ярмаркой» и «Майской ночью…».
Почти вся вторая половина повести - рассказ сына художника - выполняет роль фантастической предыстории. Часть фантастических событий сообщается в ней в форме слухов. Но часть фантастики, и притом важнейшая (о перевоплощении ростовщика в портрет), охвачена интроспекцией повествователя, который сообщает о чудесных событиях как об имевших место в действительности: «Он видел, как чудное изображение умершего Петромихали ушло в раму портрета…».
В сегодняшний временной план переходит только этот портрет, а персонифицированные фантастические образы устраняются. Обо всех странных событиях сообщается в тоне некоторой неопределенности. Чертков после появления портрета в его комнате стал уверять себя, что портрет прислал хозяин, узнавший его адрес, но эта версия, в свою очередь, подрывается замечанием повествователя: «Короче, он начал приводить все те плоские изъяснения, которые мы употребляем, когда хотим, чтобы случившееся случилось непременно так, как мы думаем» (но, что оно случилось не «так», как думал Чертков, определенно не сообщается).

Видение Чертковым чудесного старика дается в форме полусна-полуяви: «<…>впал он не в сон, но в какое-то полузабвение, в то тягостное состояние, когда одним глазом видим приступающие грезы сновидений, а другим - в неясном облаке окружающие предметы». Казалось бы, то, что это был сон, окончательно подтверждает фраза «Чертков уверился <…>, что воображение его <…> представило ему во сне творение его же возмущенных мыслей». Но тут обнаруживается осязаемый «остаток» сновидения - деньги (как в «Майской ночи…» - письмо панночки), чему, в свою очередь, дается реально-бытовая мотивировка («в раме находился ящик, прикрытый тоненькой дощечкой»). Наряду со сном щедро вводятся в повествование такие формы завуалированной фантастики, как совпадения, гипнотизирующее воздействие одного персонажа (здесь - портрет) на другого и т.д.
Одновременно с введением завуалированной фантастики возникает реально-психологический план Черткова-художника. Отмечается его усталость, нужда, дурные задатки, жажда скорого успеха и т.д. Создается параллелизм фантастической и реально-психологической концепций образа. Все происходящее можно интерпретировать и как роковое влияние портрета на художника, и как его личную капитуляцию перед враждебными искусству силами.
Для более полной картины надо добавить, что «Невский проспект» обнаруживает дальнейшее «вытеснение» прямой фантастики, так как фантастический план ограничен здесь формой словесных образов: сравнений, метафор и эпитетов.
В «Портрете» эпитет «адский» несколько раз применялся к действиям и планам Черткова «<…>в душе его возродилось самое адское намерение, какое когда-либо питал человек»; «адская мысль блеснула в голове художника…». Здесь этот эпитет соотнесен был с Петромихали, персонифицированным образом ирреальной злой силы («Бесчисленны будут жертвы этого адского духа»,- говорится о нем во второй части). Однако в «Невском проспекте» подобного образа нет, но его словесное стилистическое соответствие остается. Красавица-проститутка «была какою-то ужасною волею адского духа… брошена с хохотом в его пучину»; ночью на «Невском проспекте» «сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде» и т.д. Итак, в своих исканиях в области фантастики Гоголь развивает принцип параллелизма фантастического и реального. Видимо, это был общий закон эволюции фантастических форм на исходе романтизма, - и гоголевская линия до поры до времени развивалась во многом параллельно гофмановской.
У Гоголя никогда фантастические образы (черта, ведьмы и т.д., а также людей, вступивших в связь с ними), то есть персонифицированные сверхъестественные силы, не вступают в современном временном плане, но только в прошлом. Этим определяется существование двух типов фантастических произведений в его творчестве. Гоголь отодвигает образ носителя фантастики в прошлое, оставляя в последующем времени лишь его влияние.
В «Портрете» (редакция «Арабесок») религиозный живописец говорит: «<…> Уже давно хочет народиться антихрист, но не может, потому что должен родиться сверхъестественным образом; а в мире нашем все устроено всемогущим так, что совершается все в естественном порядке…». Божественное в концепции Гоголя - это естественное, это мир, развивающийся закономерно. Наоборот, демоническое - это сверхъестественное, мир выходящий из колен. Гоголь особенно явственно к середине 30-х годов воспринимает демоническое не как зло вообще, но как алогизм, как «беспорядок природы».
Гоголь считает «дьявольским наваждением» не земное начало (в том числе и языческое, чувственное в нем), но как раз его разрушение - разрушение естественного полнокровного течения жизни, ее законов. С этой точки зрения, возникновение странного портрета связано с концепцией повести теснейшим образом. Никакое самое высокое искусство не в состоянии удержать на полотне жизни оригинала. Это могло произойти только «мимо законов природы». И Чертков, созерцая портрет, формирует альтернативу. «Что это… искусство или сверхъестественное какое волшебство, выглянувшее мимо законов природы?».
Во второй редакции «Портрета», в поэтике фантастики, произведен ряд изменений. Усилена завуалированная фантастика первой части; если можно так сказать, она сделана более завуалированной (нет таинственного появления портрета в комнате Чарткова - художник просто забирает его с собой; старик в сновидении Чарткова не обращается к нему с речью-увещанием, он только считает деньги и т. д). Усилен реально-психологический план эволюции Чарткова; так ещё до обнаружения гибельного действия портрета вводится предупреждение профессора художнику: «Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец».
Самое характерное изменение: фантастическая предыстория (во II части) переводится из формы прямой в форму завуалированной фантастики. Все, что касается чудесных поступков ростовщика, дается строго в форме слухов, с подчеркнутой установкой на возможность различного толкования, параллелизма («Так, по крайней мере, говорила молва… Было ли это людское мнение, нелепые суеверные толки, или с умыслом распущенные слухи - это осталось неизвестно»). В тоне неопределенности сообщается и о прямом появлении дьявола в образе ростовщика. Гоголь не устраняет в «Портрете» персонифицированного носителя фантастики, но после того, что было сделано в «Носе», он все же значительно ущемляет его права.

Менее полувека назад был совершён первый полёт человека в космос. Отступая во времени, это событие представляется всё более значительной вехой в истории нашей планеты. Сейчас становится особенно важно понять вектор дальнейшего движения человеческой мысли и найти те критерии, что позволят дать верную оценку прошедшему. Ведь только сейчас мы начинаем осознавать, насколько переломным оказался минувший век для всей нашей цивилизации. Человек, до того слепо ползающий по поверхности планеты, вдруг выпрямился и с невероятной быстротой разорвал оковы земного притяжения. Перед ним воочию раскрылась неисчерпаемость мира, подарив непредставимые ранее возможности.

Совершенно ясно, что искусство непременно должно было откликнуться на происходящие изменения в жизни. Так и произошло. В литературе появилось и окрепло направление научной фантастики, призванное выразить неиссякаемое стремление людей заглянуть за горизонты познания, понять будущее и как-то спланировать его. В науке это называется принципом опережающего отражения.

Естественно, что безоглядное устремление в будущее - системное качество молодых людей, беззаботно ощущающих перед собой океан долгой жизни. Избыток сил и впечатлительности позволяют выстраивать желаемый образ будущего и со всей пылкостью романтического энтузиазма стремиться к его осуществлению. Качественная фантастическая литература помогает структурировать ожидания и туманные мечты, лучше понять свои собственные предпочтения. Она будит не только чувства, конкретизируя их, но и мысль. Разумеется, фантастику любят отнюдь не только молодые люди, а о будущем задумываются люди всех возрастов. Само появление фантастики - важная ступень развития массового сознания. Пластичность же юношеской психики и её открытость всем проявлениям жизни делают всякое воздействие на неё исполненным особого смысла.

Между тем, в школе на уроках литературы о фантастике ничего не говорится, хотя самые читаемые школьниками книги - именно этого жанра. Получается, что существенная и, что самое важное, перспективная часть молодёжной культуры никак не стыкуется с соответствующим школьным предметом. А ведь именно наши дети будут строить будущее, выбирать пути его развития. И нам придётся так или иначе смиряться с их выбором, потому что у младшего поколения всегда есть преимущество во времени. Не лучше ли уже в школьном возрасте направлять соответствующий интерес молодого человека? Ведь если интерес произволен, то произвольны и, следовательно, более поверхностны результаты в целом по обществу.

Сейчас молодёжь читает преимущественно фантастику, в которой нет чётких нравственных ориентиров и минимально представление о связи с реальной жизнью. Увлечение жанром превращается в отвлечение от проблем агрессивного внешнего мира, не вызывая стремления изменить существующее положение. Об этом свидетельствует успех направления фэнтези, а также космической оперы и киберпанка.

Фэнтези - фантастическая сказка, в которой в мире магии и колдовства, как правило, действует непобедимый герой с мечом. Часто он попадает в волшебный мир из нашего мира; происходит это случайно и никак не объясняется. Действие развивается по законам боевика, соответственно и поведение персонажей. Классикой фэнтези считается творчество Р. Толкиена, создавшего огромный мир с многовековой историей и особенным языком.

Движение так называемых «толкиенистов» ярко демонстрирует все стадии последствий массового гипноза, оказываемого талантливо написанным произведением, которое почти не имеет точек соприкосновения с объективной реальностью. Главного героя постоянно склоняют к сотрудничеству светлые и тёмные силы. Если в классике жанра выбор в пользу светлых сил был однозначен, то в последнее десятилетие гораздо чаще стали звучать мотивы «серого» пути, ведущего к совершенному самодовлению ни от кого не зависящей личности. Более того, появились и окрепли мотивы выбора «чёрного» пути, а само представление о добре и зле размывается не только на примере частностей, но и в целом в концепции автора (Н.Д.Перумов, С.В.Лукьяненко).

В произведении, построенном по принципу космической оперы, магический антураж заменяется на топорно нарисованный техногенный. Киберпанк характеризуется ещё большей технологичностью и депрессивностью подачи материала.

Фактически мы имеем дело с зеркальным отражением происходящих в нашей стране коллизий. Распад нравственного стержня есть желанное явление для бездушного мира бизнеса, озабоченного сиюминутной личной выгодой. Этический релятивизм в сочетании с эскапизмом - вернейшее средство для нивелирования островков самостоятельно ищущей мысли.

Можно и нужно привлекать внимание подрастающего поколения к лучшим образцам русской фантастики, но именно научной, с чёткой пространственно-временной фабулой и ясными целями изложения, благо на таком материале можно апеллировать не только к душе, но и к интеллекту юного читателя.

К вящему сожалению, современное литературоведение позволяет скорее получить представление о таких «писателях», как Эдуард Лимонов или Венедикт Ерофеев, в то время как огромный пласт нашей литературы фактически не востребован. Серьёзнейшие футурологические изыскания глубоко и многопланово образованных людей, постановка действительно важных и актуальных проблем современности и будущего, - всё это оказывается за бортом современной науки и, соответственно, школьного преподавания. В школе же изучаются малозначительные и малочитаемые Н.И.Тряпкин и В.С.Розов…

Говоря о литературной традиции, будем строго различать фантастику как метод целостного построения от фантастики как подчинённого приёма. У Н.В.Гоголя самостоятельную жизнь ведёт нос, но это не означает, что автора «Носа» можно записать в предшественники А.Р.Беляева с его «Головой профессора Доуэля». Фантастика в произведениях М.А.Булгакова также отнюдь не самодостаточна, хотя, например, «Собачье сердце» и перекликается формально с творчеством того же Беляева. Между тем многие из «рассказов о необыкновенном» И.А.Ефремова, несмотря на минимум фантастического элемента, вполне подходят под определение фантастики. Без фантастической идеи, пускай и совсем маленькой, этих рассказов нет, в то время как произведения Булгакова вполне могут обойтись и без выдуманного.

Работа с фантастическим произведением на школьном уроке - совершенно особое занятие, требующее от преподавателя готовности вести разговор одновременно по нескольким линиям - научно-технической, социальной, этической, эстетической и философской.

Почему так важно обращение именно к отечественной научно-фантастической традиции? Русской литературе вообще свойственны особый гуманизм и постановка самых глубоких вопросов жизни. Насыщенная оригинальными техническими идеями, значительная часть американской фантастики совершенно отчуждена от самого человека. Редкие взлёты духа в ней выражают явление случайное и ничем кроме личного предпочтения персонажа не обусловленное. Человек в массе произведений либо занят решением какой-либо остроумной технической проблемы, либо «галактической» политикой, а его характер, манеры, желания и представления о жизни полностью соответствуют современному западно-американскому стандарту. Ясно, что на фоне стремительно изменяющейся жизни такое плоское понимание человека будущего недопустимо.

В отечественной научной фантастике проблема человека стоит на первом плане и выражена она многопланово. Герои вынуждены по ходу действия решать сложные нравственные задачи, для чего привлекается значительный багаж наук не только технических, но и гуманитарных. Ещё Беляев, сознавая неполноту своего творчества, указывал на то, что содержанием научной фантастики должны стать новые общественные отношения и попытка изображения людей нового мира.

Мечта о приложении научных достижений к преобразованию природы, общества и самого человека составляет сущность настоящей научной фантастики, тесно связанной с традицией философии русского космизма. Повышение интеллектуальной сложности жизни неуклонно требует и высшей тонкости моральных решений. Радикальный перекос в сторону экстенсивного познания и обмена поверхностной информацией привёл к тоталитаризму, с одной стороны, и демагогическому плюрализму, с другой. Соответственна и задача школьной литературы - способствовать углублению впечатления от прочитанного и умению рефлексировать происходящее в жизни, отстраиваться от частного, понимая целое. Лучшие произведения русской научной фантастики несут универсальную идейную нагрузку, их многосторонность и наличие стержневого нравственного начала в состоянии сыграть огромную педагогическую роль.

Прежде всего - это И.А.Ефремов, чьи произведения необычайно насыщены и многовекторны. Образы ефремовских героев - явление в мировой литературе беспрецедентное. Эти люди будущего (а мы сейчас говорим лишь о фантастических произведениях мастера) наделены даром глубокого понимания законов мироздания и своего в нём места.

Мысль - слово - дело. Такая триада - основа духовного развития человека, в котором в силу естественного соотношения положительных качеств больше, иначе он бы не состоялся как вид. Диалектика глубинных основ бытия раскрывается автором в каждом эпизоде, отчего возникает ощущение полноты и монолитности текста. Будучи одновременно крупным палеонтологом, писатель утверждал единство эволюционных механизмов. На биологическом уровне преуспевали те виды, которые меньше зависели от окружающей среды. Человек в этом смысле универсален. Но он должен быть столь же универсален и психологически, не растворяться бездумно в сопутствующих социальных условиях, а сознательно понимать их границы и условность. Индивид, полностью отдавший своё «я» окружающей жизни, - тупик развития, изменения мира психологически сломают его, так же как погибнет узко приспособленное животное при изменении условий жизни в ареале его обитания.

Человек - это не только сумма знаний, но сложнейшая архитектура чувств, но развитие умственных и психических сил будет полноценно лишь на фоне физического здоровья, потому что пламя напряжённой мысли и ярких чувств не может полыхать в бумажном стаканчике. Красота - не личное произвольное предпочтение, но объективная целесообразность того или иного построения, а сознание бесконечности пространства и времени - необходимая составляющая плодотворного творческого процесса. Вселенная обязательно обитаема, потому что появление человека - следствие закономерностей развития материи, которые едины в наблюдаемом космосе.

Огромная роль на этом сложнейшем пути принадлежит женщине. Ефремов преклонялся перед женским началом. Женщина - вдохновительница и охранительница, и прекрасное всегда более закончено в женщине и отточено в ней сильнее. Восхождение любого общества неизбежно начинается с возвеличивания женщины; там, где женское начало угнетается или уподобляется мужскому, наступает деградация. Галерея «ефремовских женщин», выписанных с великой любовью и уважением, достойна отдельного места в литературоведении. Сильные и весёлые, преданные и бесстрашные, такие женщины могут создать вокруг себя пространство, очищающее ноосферу.

Как видно, даже простое перечисление вытекающих один из другого выводов Ефремова занимает немалый объём. Писатель был весь устремлён в будущее, но ясно понимал, что только на основе исторической памяти возможно жизнеспособное построение. Он предвидел неизбежное развитие третьей сигнальной системы (интуиции) - аналога звездолёта «прямого луча» с их общей способностью мгновенного достижения необходимого результата.

Различение связей между внешне отстоящими друг от друга явлениями, понимание громадных сил, заключённых в человеке, героический реализм и романтика в изображении персонажей свойственны творчеству Ивана Ефремова.

Схожей силой убедительности обладают фантастические повести В.П.Крапивина - ныне здравствующего патриарха детской литературы и педагога - основателя знаменитого детского отряда «Каравелла». Вот строки из устава отряда: «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы я их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то другой раньше меня. Если мне когда-нибудь станет страшно, я не отступлю. Смелость - то, когда человек боится и всё-таки не сворачивает с дороги...»

Серьёзнейшие проблемы детства, а именно - взросление, социализация и взаимодействие с миром взрослых - раскрываются в крапивинских повестях с особенно пронзительной силой и точностью. Крапивин задаётся вопросом: почему современная школа ценит и формирует в учениках лишь два свойства: не получать двоек и быть послушными? Разве в этом её высокое предназначение? Разве обществу прежде всего и главным образом нужны нерассуждающие исполнители, винтики и болтики?

Не надо адаптироваться к реальности. Надо её менять. Это - основа крапивинского мировоззрения. Обращённое к детям, такое понимание жизни сталкивается с яростным сопротивлением тех взрослых, для которых дети - вечная помеха для ни к чему не обязывающего существования.

В цикл «В глубине Великого Кристалла» вложено то же жизнеутверждающее начало осознания разомкнутости, беспредельности мира. Идея Великого Кристалла с Дорогой между гранями - внешнее отражение важности овладения пространством своей души. Неудивительно, что именно дети, не стеснённые предрассудками и стереотипами, становятся вестниками этой беспредельности, навигаторами по различным граням Кристалла, и от них зависят те или иные перемены огромного мира. Глубокая взаимосвязанность событий, чуткость к «моментам истины» - этим акупунктурным точкам жизни - находятся в полном соответствии с пространственными «точками перехода» и физическим преодолением вселенских просторов.

Но эти дети, свободно шагающие по сопределью и дружащие со звёздами, беззащитны и уязвимы, как всякие другие дети, и даже ещё больше, потому что их необычность - источник неприятия их взрослыми и многими сверстниками. Охрана детства, особая чуткость к необычным способностям детей - основа гуманной педагогики, провозглашаемой ныне Ш.А.Амонашвили. В полной мере соответствует этим представлениям творчество Крапивина с его бьющимся нервом ранимой детской души.

Нравственная чистота и бесстрашие «крапивинских мальчиков» сродни энергетичному обаянию и самоотверженной твёрдости «ефремовских женщин». В этих ребятах, открывших в себе те самые ефремовские способности «прямого луча», заключено будущее мироздания. Будущему нужны люди, умеющие мыслить и чувствовать космическими категориями. А нам нужна молодёжь, имеющая опыт подлинной, духовной жизни. Книги командора Крапивина повышают иммунитет сердца - последний барьер на пути мутного потока развязной идеологии потребительского общества.

Ранняя фантастика В.В.Головачёва проникнута целой гирляндой уникальных идей, сплавленных воедино с оригинальными фигурами людей будущего. Характеры целеустремлённых, сильных и великодушных спасателей и звёздных пограничников, которые проходят сквозь осознание неисчерпаемости и таинственности космоса, открывая свои собственные резервы, невольно вызывают желание подражать. Вечные вопросы любви, долга, дружбы и границ адекватного ответа на агрессию ставятся писателем со всей остротой. Понятия космоэтики, вселенской экологии и терпимости к иному существованию являются центральными в таких романах как «Реликт», «Чёрный человек», «Реквием машине времени»… Герои этих и ряда других произведений обладают достоинствами и способностями, далеко превосходящими нашу действительность. Но это не делает их «суперменами», все способности с приставкой «сверх» - лишь необходимое условие для решения сложнейших проблем выживания человечества в космосе. Герои Головачёва тонко вслушиваются в мелодику происходящего, а их лиричность и разнообразные знания нисколько не мешают быстроте мысли и действия.

Особую роль в общественной организации занимает СЭКОН - служба Социально-Этического Контроля и Наблюдения (аналог ефремовской Академии Горя и Радости). Эксперты-соэтики обладают правом «вето» при разработке и воплощении в жизнь тех или иных решений, чья этическая ценность представляется им сомнительной.

Головачёв зримо продемонстрировал, что обыватели обречены на погрязание в созданной ими самими или навязанной извне виртуальности. Легко доступные материальные блага в мире головачёвского будущего не решили экзистенциальной проблемы человека, а лишь ярче высветили её. Домом обновлённого человечества должна стать вся Вселенная, для чего необходимо познание самих себя и бережное отношение к тайнам космоса. Для нас, стоящих на пороге технологической революции с приставками нано- и био-, такой подход представляется единственно возможным.

Характерны и стилистические достоинства этих писателей.

Язык Ефремова густ и тяжёл, но удивительно пропорционален, подобно дорическим колоннам Парфенона. Это тяжесть золотого самородка. Чеканные формулировки соразмерно выстроены и уравновешены. Ефремов владеет словом, точно алмазным резцом, и этим резцом вытачивает на друзе минералов выпуклое изображение совершенного мира.

Отблески лучей окаймляли контуры медных гор серебристо-розовой короной, отражавшейся широкой дорогой на медленных волнах фиолетового моря. Вода цвета густого аметиста казалась тяжёлой и вспыхивала изнутри красными огнями, как скоплениями живых маленьких глаз. Волны лизали массивное подножие исполинской статуи, стоявшей недалеко от берега в гордом одиночестве. Женщина, изваянная из тёмно-красного камня, запрокинула голову и, словно в экстазе, тянулась простёртыми руками к пламенной глубине неба. Она вполне могла бы быть дочерью Земли - полное сходство с нашими людьми потрясало не меньше, чем поразительная красота изваяния. В её теле, точно исполнившаяся мечта скульпторов Земли, сочетались могучая сила и одухотворённость каждой линии лица и тела. Полированный красный камень статуи источал из себя пламя неведомой и оттого таинственной и влекущей жизни.

Язык Крапивина совсем иной. Но, как говорил один ефремовский герой: «Оттенки красоты бесконечно разнообразны - в этом богатство мира». Главное, чтобы была соблюдена мера. Для каждой подробности и мелкой частной детали Крапивин находит удивительно ёмкое слово, вливающееся в общее повествование единственно возможным образом. Это не увесистое золото, но прозрачный хрусталь. Лёгкость и кажущаяся простота крапивинского языка напоминает более воздушный вариант «лаконизма и динамики пушкинской прозы». Сравнение отнюдь не надуманное. Вчитайтесь сами:

Однажды мальчишки принесли и показали мадам Валентине монетку из города Лехтенстаарна… Да-да, в точности такую же: с профилем мальчика, числом «десять» и колоском. Эту монетку разглядел издалека (а вернее ощутил с помощью нервов-лучей) маленький кристалл, который подрастал у мадам Валентины на подоконнике среди кактусов.

И сейчас он, Яшка, сразу узнал монетку! А узнав её - вспомнил остальное!

Да-да, он вырос в обычном цветочном горшке. Но вовсе не из обычного зерна, а из редчайшей звёздной жемчужины, какие иногда прилетают на Землю из космоса в период густых августовских звездопадов… И растила его мадам Валентина не просто так. Она создавала крошечную модель всеобщего Мироздания. Потому что была уверена: Вселенная имеет форму кристалла…

Наверно, мне показалось или просто придумалось потом, но сейчас вспоминается, как при каждом взмахе его коричневой ломкой руки вдали открывалась то улица с причудливыми домами, то панорама целой столицы, размытая в предзакатном воздухе, то морская даль с жёлтыми от солнца парусами... Гибкий, с разлетевшимися волосами, покрытый бронзовым налётом, Сашка дирижировал пространствами. Смеясь, он оглядывался на меня... И это одно из самых хороших воспоминаний в моей жизни.

Язык Головачёва уникален по-своему. В русской литературе особое место уделено пейзажу, портрету и психологическим характеристикам; описания Льва Толстого, Шолохова или Астафьева при всей внешней различности являются выдающимися фактами владения словом и демонстрируют удивительное взаимодействие между силой впечатления и осознанной ясностью его выражения. Головачёв пошёл ещё дальше - он добился поразительных результатов при описании космических катаклизмов, необычных состояний материи или сознания, не похожих ни на что человеческое. То есть раздвинул границы воображения, проникнув скальпелем русского слова в самые экзотические глубины мироздания.

Мрак в углу комнаты вдруг загустел, стал плотным, как желе, потёк струёй на середину помещения. Повеяло холодом, звёздной пылью и г л у б и н о й…

- Уходи, - раздался в теле Шаламова, в каждой его клеточке, звучный бархатный голос. - Уходи в инобытиё, человек. Оставаться на Земле опасно, сородичи не поймут тебя, и всё, что ты там делаешь - лишнее. Ищи Вершителя, он - Единственное и Вечное Начало всему, что называется бытиём, он поможет тебе.

- А ты? Значит ты - не Вершитель?

Вихрь мрака посреди комнаты в з м а х н у л к р ы л о м, раздался тихий смех, раскатистый, гулкий, но необидный. Впрочем, смехом эту песнь излучений и пляску полей мог назвать только маатанин.

- Я - Посланник, ещё один богоид, если пользоваться твоей терминологией. Уходи, пока не поздно. Твоя дорога не ведёт на Землю, жизнь которой хрупка и ранима.

- Но мне необходимо кое-что земное, я не могу без… некоторых… вещей.

- Сможешь. - Тот же смех и, следом, стремительное падение в глубину мрака… звёзды… ветер в лицо… слёзы, тоска… свет!

Смех и слёзы всё ещё жили в его памяти, когда Шаламов открыл глаза. С в о и глаза, человеческие, способные видеть лишь в узкой полосе электромагнитного спектра.

- Сон, - вслух проговорил Шаламов. - Это был сон.

Представленные авторы триедины в существе воздействия на читателя. Однако каждый при этом имеет различные установки мировосприятия. Ипостась Ефремова - это устремление к вершинам духа. Ипостась Крапивина - погружение в прозрачные глубины души. Ипостась Головачёва - раскрытие всей широты поля деятельности творческого интеллекта и воли.

Писатели предлагают гипотезы, которые заинтересуют «технарей», ставят проблемы, близкие гуманитариям, завораживают красотой слога. Современность и своевременность их произведений велика не только по содержанию, но и по форме, на которую школьники обращают внимание в первую очередь.

Будем помнить, что пассивно-созерцательное отношение многих ребят к действительности с потугами скрыться от неё - результат идейной инертности взрослых. А эпизодическое негодование на сегодняшнюю жизнь в семье или школе воспринимается подростками со снисходительными улыбками. Потому что такое негодование стихийно и в лучшем случае призывает к прошлому. Но возвращение никогда не достигает цели. А молодёжь всегда смотрит в будущее. И если положительный образ будущего не будет вовремя сформирован, его место займёт другой образ, который перерастёт в бессознательную убеждённость, что нас ждут одни катастрофы, войны с киборгами или жизнь в матрице. А раз приговор подписан - можно всё. И одновременно ничего не нужно… Две крайности, смыкающиеся в отрицании изначальной плодотворности жизни. Но человек всегда должен быть на пороге нового, потому что он сам нов каждое мгновение. И лишь огнём мысли и ярким чувством можно складывать облик грядущего.

Основная функция фантастики в художественных произведениях - доводить то или иное явление до логического предела, причем неважно, какое именно явление изображается с помощью фантастики: это может быть, скажем, народ, как в образах былинных богатырей, философская концепция, как в пьесах Шоу или Брехта, социальный институт, как в «Истории одного города» Щедрина, или же быт и нравы, как в баснях Крылова.

В любом случае фантастика позволяет выявить в исследуемом явлении его главные черты, причем в максимально заостренной форме, показать, что будет представлять из себя явление в полном своем развитии.

Из этой функции фантастики прямо вытекает другая - прогностическая функция, то есть способность фантастики как бы заглядывать в будущее. На основе тех или иных черт и черточек сегодняшнего дня, которые пока малозаметны или же им не придается серьезного внимания, писатель строит фантастический образ будущего, заставляя читателя представить себе, что будет, если ростки сегодняшних тенденций в жизни человека, общества, человечества разовьются через некоторое время и проявят все свои потенции. Прекрасным примером прогностической фантастики может служить роман-антиутопия Е. Замятина «Мы».

На основе тех тенденций, которые Замятин наблюдал в общественной жизни первых послереволюционных лет, он смог нарисовать образ будущего тоталитарного государства, предвосхитив в фантастической форме многие его основные черты: стирание человеческой индивидуальности вплоть до замены имен номерами, полная унификация жизни каждого индивидуума, манипулирование общественным мнением, система слежки и доносов, полное принесение личности в жертву ложно понимаемым общественным интересам и т.д.

Следующей функцией фантастики является выражение разных видов и оттенков комического - юмора, сатиры, иронии. Дело в том, что комическое основывается на несоответствии, несообразности, а фантастика - это и есть несоответствие изображенного в произведении мира миру реальному, а очень часто - и несообразность, нелепость.

Связь фантастики с различными разновидностями комического мы видим в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в «Дон Кихоте» Сервантеса, в повести Вольтера «Простодушный», во многих произведениях Гоголя и Щедрина, в романе Булгакова «Мастер и Маргарина» и во многих других произведениях.

Наконец, не следует забывать и о такой функции фантастики, как развлекательная. При помощи фантастики повышается напряженность сюжетного действия, создается возможность строить необычный и тем интересный художественный мир.

Тем самым возбуждается читательский интерес и внимание, а интерес читателя к необычному и фантастическому носит устойчивый характер на протяжений веков.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М., 1998г.