Гимнастика массаж для ребенка 3 4 месяца. Уроки, советы, рекомендации по детскому массажу

Как делать массаж ребенку в возрасте 3 месяца? Что стоит помнить родителям о детском массаже в этом возрасте? Ответы на эти и другие вопросы вы можете найти на сайте Твой ребенок.ру!

Краткая характеристика умений и возможностей ребенка в 3 месяца

Что нового появилось в поведении малыша?

Во-первых, увеличилось время бодрствования, до 4-5 часов в сутки. Вы уже знаете, когда лучше заниматься с ребенком гимнастикой: утром, в середине дня или вечером до купания. Главным показателем удачного выбора времени служит хорошее настроение ребенка в течение занятий и после них.

В возрасте трех месяцев ребенок, лежа на животе, приподнимает верхнюю часть туловища, опираясь на согнутые руки, хорошо держит голову. Поэтому старайтесь чаще выкладывать малыша на живот. Это можно делать не только на пеленальном столе во время ежедневной гимнастики, но и на любой твердой поверхности (на полу, в кроватке, на диване и т.п.) в течение дня*. Благодаря повторениям, движения рук и ног начинают совершенствоваться, становясь по своей природе двигательными. Упираясь в пол и производя эти беспорядочные движения, ребенок обнаруживает, что переместился назад, вперед, вправо, влево. Обнаружив это, благодаря тому положению головы, которое позволяет ему смотреть перед собой, ребенок поймет пользу от тех движений, которые перемещают его вперед. Он осознает чувства, которые испытывает при движении вперед.

В 4 месяца ребенок уже приподнимается на выпрямленных руках, опираясь только на ладони. Важно, чтобы кисть малыша была хорошо раскрыта, пальцы расправлены. Для достижения этого хлопайте ладошками ребенка по своим ладоням, по различным твердым поверхностям (стол, стены и т.д.).

Трех-четырехмесячный ребенок становится более общительным: начинает "гулить", часто улыбается. На обращение взрослых и ласковый разговор отвечает "комплексом оживления": радость выражается улыбкой, звуками и активными движениями рук и ног (ребенок как бы смеется всем телом). Поддерживайте эту исключительно полезную реакцию частым общением с малышом.

Подберите несколько ярких, удобных для захвата игрушек. Желательно, чтобы погремушки имели длинную округлую ручку; предметы с плоской или граненой ручкой не рекомендуются, так как, захватывая их рукой, ребенок не противопоставляет большой палец, что в дальнейшем тормозит развитие ручной умелости. Вы, наверное, обращали внимание на то, как школьники по-разному держат ручку или карандаш, - этот навык формируется еще в младенчестве.

При рождении ребенок хватает предметы совершенно случайно и нерегулярно. Главное при этом не в том, что он может держать, а в том, что не может выпустить. Но по мере того как малыш растет, движения его рук становятся более целенаправленными. Теперь он может выпустить опасный или болезненный предмет, взять привлекательную игрушку. К трем месяцам исчезает физиологический гипертонус мышц-сгибателей рук, а затем, к четырем месяцам - и ног. Движения конечностями становятся свободными и более точными. Значит, можно вводить в занятия пассивные упражнения, начиная с самых простых и переходя в дальнейшем к более сложным. Во втором комплексе даются пассивные упражнения для рук и ног ребенка, причем вначале их лучше делать с легким встряхиванием (вибрацией).

Для тренировки мышц спины, живота, шеи и ног продолжаем использовать врожденные рефлексы, особенно рефлексы положения (позы) тела. Вы уже знаете, что в горизонтальном положении на весу ребенок отклоняет голову в корригирующую сторону: на животе - назад, на спине - вперед, на правом боку - влево, на левом - вправо. Смело переворачивайте малыша в воздухе, тренируйте его вестибулярный аппарат.

Занятия становятся более продолжительными, но длительность их подбирайте индивидуально, исходя из возможностей вашего ребенка. Те упражнения, которые вы не успели сделать, перенесите на другое удобное для вас и малыша время.

Массаж становится более интенсивным: вводится новый прием - растирание, его выполняют подушечками чуть согнутых пальцев или применяют кольцевое растирание.

Массаж всех частей тела должен начинаться и заканчиваться поглаживанием, что успокаивает ребенка и хорошо расслабляет мышцы, Итак, целью занятий с ребенком в возрасте 3-4 месяцев является:

  • нормализация тонуса ног;
  • воспитание первых навыков в изменении положения тела;
  • развитие ручной умелости.

Этому способствуют:

  • частое общение с ребенком;
  • вкладывание в ручки удобных для захвата игрушек;
  • теплые ванны и плавание;
  • более энергичный массаж;
  • активные движения на базе врожденных рефлексов;
  • пассивные упражнения с вибрацией.

Второй комплекс упражнений для массажа в 3 месяца

План занятий массажем с ребенком

1. Массаж рук:

  • поглаживание, 5-6 движений по каждой руке;
  • кольцевое растирание, 2-3 раза;
  • поглаживание, 2-3 движения.

2. Скрещивание рук на груди, 6-8 раз.

3. Массаж ног:

  • поглаживание, 2-3 движения по каждой ноге;
  • кольцевое растирание, 5-6 раз;
  • поглаживание, 2-3 движения по каждой ноге.

4. Скользящие шаги (с вибрацией), 5-6 раз каждой ногой.

5. Поворот на живот, 2-3 раза в каждую сторону.

6. Массаж спины:

  • поглаживание, 2-3 раза;
  • растирание подушечками пальцев, 2-3 раза всю поверхность спины;
  • поглаживание, 2-3 раза.

7. Пригибание позвоночника в положении лежа на боку (рефлекторное упражнение), 2-3 раза на каждом боку.

8. Положение "пловца", 1 раз.

9. Массаж живота:

  • поглаживание круговое, 2-3 раза;
  • поглаживание встречное, 2-3 раза;
  • поглаживание по косым мышцам живота, 2-3 раза;
  • растирание подушечками пальцев, 2-3 раза всю поверхность живота;
  • поглаживание (все приемы по 2-3 раза).

10. Приподнимание головы и туловища из положения на спине 2-4 раза.

11. Массаж стоп:

  • поглаживание, 2-3 раза каждую стопу;
  • растирание, 5-6 раз каждую стопу;
  • поколачивание, 8-10 ударов по каждой стопе;
  • поглаживание, 2-3 раза.

12. Сгибание и разгибание стоп, 5-6 раз каждое движение.

13. "Ходьба" - рефлекторное упражнение.

14. Массаж груди:

  • поглаживание, 2-3 раза;
  • вибрационный массаж, 3-4 раза;
  • поглаживание, 2-3 раза.

15. "Бокс" - упражнение для рук, 5-6 раз.

16. Упражнение на мяче.

Методические замечания по детскому массажу

1. Массаж рук. Выполните 5-6 поглаживаний по всей длине руки ребенка (см. I комплекс, упражнение 1) от кисти к плечу. Следующий прием - кольцевое растирание. Придерживайте кисти ребенка (левой рукой - правую, правой - левую), вложив в нее ваш большой палец. Большим и указательным пальцами свободной руки обхватите кольцом ручку ребенка в области запястья. Делайте энергичные кольцевые растирания с акцентом на наружной поверхности руки. Таким образом в 3-4 оборота продвигайтесь до локтя, затем в 5-6 оборотов - до плеча. Повторите этот прием 2-3 раза. Желательно, чтобы кожа ребенка порозовела. Закончить массаж рук необходимо 2-3 поглаживаниями.

2. Скрещивание рук на груди. И. п.: ребенок лежит на спине. Вложите большие пальцы своих рук в ладони ребенка, остальными - слегка придерживайте его кисти. Разведите руки малыша в стороны, можно это делать с легким встряхиванием, затем ведите их навстречу друг другу до перекреста на груди и обратно. При перекрещивании сверху должна ложиться то правая, то левая рука попеременно. Темп движений медленный, избегайте резких толчков. Повторите скрещивание 6-8 раз.

3. Массаж ног. Начните с 2-3 поглаживаний по всей длине ноги (см. I комплекс, упражнение 2) в направлении от стопы к бедру. Кольцевое растирание выполняется следующим образом. Большим и указательным пальцами обеих рук обхватите кольцами (вплотную одно над другим) голень ребенка в нижней ее части. Делайте энергичные расходящиеся кольцевые растирания и в 3-4 оборота продвигайтесь до колена по зад ненаружной поверхности голени Важно не задевать подколенную ямку и не тереть ахиллово сухожилие. Передне-наружную поверхность бедра удобнее растирать подушечками пальцев. Повторить 5-6 раз. Завершите массаж ног 2-3 поглаживаниями.

4. "Скользящие шаги" с вибрацией. И, п.: ребенок лежит на спине. Обхватите голени ребенка так, чтобы большие пальцы были расположены на передней поверхности голени, а остальные - на задней. Затем, с легким встряхиванием, выпрямите ногу ребенка и, скользя стопой по поверхности стола, согните ее. Повторите движение другой ногой". И так 5-6 раз каждой ногой. Это упражнение, напоминающее езду на велосипеде, хорошо укрепляет мышцы ног и воспитывает опорную реакцию. Если пассивное разгибание ног дается с трудом (в силу повышенного тонуса мышц-сгибателей), не спешите, отложите выполнение этого упражнения до более старшего возраста. Пока можно просто "потопать" стопами по поверхности стола. Скользящие шаги делаются медленно и очень осторожно, без рывков.

5. Поворот на живот (через правый бок - влево). И. п.: ребенок лежит на спине. Вложите указательный палец левой руки в левую ладонь ребенка, остальными пальцами обхватите его кисть. Правой рукой удерживайте обе ноги в области голеней "вилочкой" и, слегка выпрямив их, поверните таз ребенка влево. Непосредственно вслед за этим малыш самостоятельно поворачивает голову и верхнюю часть туловища в ту же сторону. Задержите малыша в положении на боку, пусть он потренирует мышцы шеи, удерживая голову. Затем выведите левую ручку ребенка чуть вперед - и малыш уже лежит на животе. Поправьте руки у него под грудью, расправив кисти. В упражнении используется врожденный вестибулярный рефлекс расположения частей тела. При выполнении этого сложного движения работают мышцы всего туловища ребенка. Последовательность отдельных моментов такая же, как при самостоятельном повороте здорового ребенка более старшего возраста. Иногда и 3-месячный малыш во время своих беспорядочных движений случайно запрокидывает одну ногу за другую, и таз поворачивается на бок (I момент). Это влечет за собой движение головы и верхней части тела в ту же сторону (II момент). Остается самое трудное: вытащить из-под себя ручку, и ребенок - на животе (III момент). Особенно важно воспитать правильный механизм поворотов, описанный выше, у детей ослабленных, недоношенных. Эти дети часто поворачиваются следующим образом: лежа на спине, упираются затылком и ягодицами, прогибая позвоночник вверх, что влечет за собой перевешивание тела на живот. В результате подобных упражнений усиливается прогиб позвоночника в области поясницы, а это нежелательно. Поворот выполняется по 2-3 раза в каждую сторону. Это упражнение очень полезно, и дети делают его с удовольствием, поэтому повторяйте повороты несколько раз в течение дня. При повороте через левый бок соответственно поменяйте руки.

6. Массаж спины и ягодиц. Начните с поглаживания всей спины, включая ягодицы. Ребенок уже устойчиво лежит на животе, поэтому поглаживание выполняется обеими руками 2-3 раза. Растирание лучше делать подушечками слегка согнутых пальцев. При прямолинейном растирании, в то время как пальцы правой руки смещают кожу вверх, пальцы левой руки - вниз, затем наоборот, с продвижением по всей спине. При круговом (спиралевидном) растирании пальцы правой руки смещают кожу по часовой стрелке, пальцы левой руки - против. Возможно растирание тыльной стороной согнутых пальцев. Важно, чтобы ваши руки двигались попеременно, иначе кожа ребенка будет растягиваться. Растирать ягодицы лучше поочередно. Завершать любой массаж надо поглаживанием.

7. Прогибание позвоночника в положении на боку (см. I комплекс, упражнение 5). Проведите энергично вдоль позвоночника ребенка подушечками выпрямленных пальцев. Повторите этот прием по 2-3 раза на каждом боку,

8. Положение "пловца". И. п.: ребенок лежит на животе. Указательным и большим пальцами правой руки обхватите снизу правую ногу ребенка в нижней части голени, остальными пальцами прихватите на том же уровне левую ногу. Затем, приподнимая ноги ребенка, подведите свободную ладонь под живот, создавая ему опору, и поднимите малыша над столом. При этом ребенок лежит горизонтально на ладони, как на площадке. Голова и верхняя часть туловища его приподняты, позвоночник разогнут, работают все мышцы задней поверхности тела. Упражнение делается 1 раз и длится несколько секунд.

9. Массаж живота. Начните с поглаживания в трех направлениях (круговом, встречном и по косым мышцам живота - см. I комплекс, упражнение 6). Каждое движение повторяйте по 2-3 раза. Растирание выполняется подушечками чуть согнутых пальцев. Вначале прием проводится правой рукой по расходящимся окружностям, начиная от пупка, затем обеими руками по прямым мышцам живота. Следите за тем, чтобы круговое растирание было по ходу часовой стрелки, и избегайте надавливания на область печени. В завершение массажа повторите поглаживание.

10. Приподнимание головы и туловища из положения на спине. И. п.: ребенок лежит на спине. Дайте ребенку обхватить большие пальцы ваших рук, остальными придерживайте его кисти. Затем выпрямите руки ребенка. Ласковыми словами и легким потягиванием за ручки побуждайте ребенка приподнять голову и верхнюю часть туловища, не доводя до сидячего положения. Затем медленно и осторожно поднимите малыша, лучше на бок, чтобы не ударить затылок. Это упражнение активное, очень полезное для укрепления мышц передней поверхности шеи и брюшного пресса. Повторите приподнимание 2-4 раза с укладыванием на правый и левый бок.

11. Массаж стоп. Погладьте, а затем энергично разотрите подошвы ребенка. Положение рук (см, I комплекс, упражнение 8). Растирание также выполняется подушечкой большого пальца круговыми движениями или в виде "восьмерки". Затем разотрите наружный и внутренний края стопы в направлении от пятки к пальцам. Новый прием - поколачивание стоп - выполняется следующим образом: тыльной стороной выпрямленных пальцев (указательного и среднего) правой руки наносим легкие ритмичные удары по стопе ребенка. Повторите это движение 8 - 10 раз в направлении от пятки к пальцам и обратно.

12. Сгибание и разгибание стоп. Надавливание в области основания пальцев на подошве вызывает рефлекторное сгибание стопы, энергичное растирание по наружному краю стопы - разгибание (см. I комплекс, упражнение 9).

13. "Ходьба". Врожденный рефлекс ходьбы сохраняется у детей до 4-месячного возраста. Поддерживая ребенка под мышками, ведите его к себе или от себя, слегка перенося вес тела с одной ноги на другую. Следите за правильным положением стоп (см. I комплекс, упражнение 12).

14. Массаж груди. Выполните поглаживание 2-3 раза (см. I комплекс, упражнение 11). Вибрационный массаж немного усложните: легкие, ритмичные надавливания пальцами на грудную клетку ребенка делайте при одновременном движении рук от середины к боковым поверхностям груди. Старайтесь не сильно надавливать на ребра. Повторите этот прием 3-4 раза, Завершите массаж поглаживанием.

15. Упражнение для рук "бокс". И. п.; ребенок лежит на спине. Вложите большие пальцы своих рук в ладони ребенка, остальными - слегка придерживайте его кисти. Попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша, т. е. при сгибании одной руки другую разогните, и наоборот. При разгибании следует двигать ручку вперед и к центру, слегка приподнимая плечо. Таким образом, имитируя движения боксера, слегка поворачивайте ребенка с боку на бок. Во время этого упражнения работают все мышцы рук и плечевого пояса. Повторите по 5 - 6 раз каждой рукой в медленном темпе избегая резких рывков.

16. Упражнение на мяче. Положите ребенка животом на мяч, широко разведя его ноги в стороны. Покачивайте малыша, при движении вперед-назад следите, чтобы он опирался стопами или раскрытыми ладонями о поверхность стола, и побуждайте его самостоятельно отталкиваться. Для лучшего раскрытия кистей похлопайте ладошками ребенка мяч. Затем положите ребенка на мяч спиной и, поддерживая его в области груди, покачивайте его в разных направлениях. Надувной мяч - одна из многих полезных и любимых игрушек детей грудного возраста. Положите его в детскую кроватку к ногам ребенка, пусть малыш пинает его, тренируя опорность стоп.

Время. Главное - это хорошее настроение крохи, чтобы занятия ему приносили только положительные эмоции, и, по завершении гимнастики, он также оставался в хорошем расположении духа. После трех месяцев карапуз довольно уверенно держит головку. Ручки неплохо укрепились, поэтому он уже может приподнять грудную клетку. Частое выкладывание на животик по прежнему является очень актуальным, способствует дальнейшему развитию мышц , включающих мышцы шейного отдела.

Утренняя гимнастика для малышей.

В комплекс утренней гимнастики для малыша трех месяцев можно включить упражнения с вибрацией (встряхиванием). Положите ребенка на спинку ножками к себе. Вложите свои большие пальцы в ладошки карапуза, а остальными держите его за кисти. Разведите ручки крохи в стороны, сведите, скрестив их на груди. Положение правой и левой рук меняйте: левая сверху, затем правая. Проделывайте упражнение не торопясь, при разведении рук, нежно их встряхивайте. Повторить 6-7 раз. Следующее упражнение - выпады руками или боксирование. Оно полезно для суставов и мышц рук и плеч. Исходное положение крохи как и в предыдущем, так же берем его за ручки. Поочередно «боксируйте» ручками, выпрямляя одну вверх, а вторая в это время согнута в локте. Плечико вытянутой руки слегка приподнимайте, ребенок поворачивается из стороны в сторону. Следите, чтобы малыш не сделал резких движений - это может причинить травму. Повторите 6 раз.

Гимнастика для ножек малышей.

Начните с легких поглаживаний от стопы к бедру (гимнастика для ), повторив 2-3 раза. Далее проведите кольцевое растирание. Большим и указательным пальцами сделайте обхват ноги малыша в районе голеностопного сустава. Получившимся кольцом энергично пройдите в 3-4 приема ножку по наружной и задней поверхности голени до колена. Ахиллово сухожилие не растирайте и аккуратно обойдите подколенную ямку. От колена вверх таким же энергичным способом подушечками пальцев промассируйте переднюю и наружную часть бедра до паха. Повторите 5-6 раз, потом сделайте 2-3 поглаживания.
Очень полезны растирания и поглаживания стоп. Делайте их подушечками больших пальцев в виде цифры 8 или круговыми движениями. Затем нужно растереть края стопы от пяточки к пальчикам . Теперь сделайте поколачивание стоп: прямыми средним и указательным пальцами (наружной стороной) наносите ритмично легкие удары по стопе от пятки к пальчикам и обратно. Повторите 8-10 раз, затем произведите легкие поглаживания.

Гимнастика на шаре для малышей.

Разместите кроху на надувном пляжном мяче, разведя ножки в стороны. Покачайте его вправо-влево, вперед-назад. В последнем варианте проследите, чтобы он опирался ладошками или стопами о поверхность стола. При этом ребенок должен самостоятельно отталкиваться то ручками, то ножками. Чтобы раскрыть зажатые ладошки карапуза, похлопайте ими по мячу.
Затем переложите его спинкой на мяч. Покачайте в разных направлениях, поддерживая за грудку. По окончании занятия, положите мяч к кроватку ребенку, чтобы он мог потренировать свои стопы, пиная его своими ножками.

Итак, Вашему малышу исполнилось три месяца. Основным методом проведения массажа является вибрация, встряхивание, о которых упоминалось в статье про массаж и гимнастику детей 1-3 месячного возраста. Кроме перечисленных там, в общий комплекс введите новый массажный прием — растирание, основанное на легком массировании поверхности тела подушечками пальцев.
Начинать и заканчивать процедуру массажа следует поглаживанием, потому что этот прием способствует успокоению нервной системы ребенка и расслаблению его мышц.
Постепенно приемы массажа должны становиться все более активными и интенсивными.

В гимнастику вводятся упражнения с применением гимнастических снарядов . Одним из таких снарядов должен стать яркий цветной надувной мяч.

Уже в этом возрасте малыша полезно учить плавать , потому что плавание не только укрепляет суставы и мышцы ребенка, но и благотворно влияет на весь его организм.

Важно знать:

Длительность занятий детей 3-4-месячного возраста следует постепенно увеличивать. Если до 3-х месяцев их продолжительность составляла 15 минут, то в возрасте 3,5-4-х месяцев их можно довести до 20-25 минут.
. Ваши руки должны быть теплыми и чистыми, а ногти на руках подстрижены. Часы, кольца и браслеты нужно снять, так как ими можно травмировать кожу ребенка.
. Во время упражнений пойте, разговаривайте, играйте с ребенком - тем самым вызывая у него положительные эмоции, чтобы занятия гимнастикой ассоциировались у него с удовольствием и игрой. Например, каждое упражнение сопровождайте счетом. Ребенок почувствует ритм. Или просто включите ритмическую музыку
. Увеличение продолжительности занятий допускается в том случае, если ребенок здоров и принимает все упражнения с удовольствием. Иначе необходимо проконсультироваться у врача-педиатра. Напомним, если какое-либо упражнение вызывает у ребенка отрицательные эмоции, то его нужно исключить.
. Очень важно в ходе массажа и гимнастики наблюдать за ребенком, выделяя те приемы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. Последующие сеансы массажа и гимнастики следует начинать именно с них.
. Гимнастика и массаж должны проводиться не менее чем через полчаса после приема пищи малышом.

Техника проведения массажа и гимнастики для детей 3-4 месяцев

Массаж ног

И. п. — лежа на спине.
. Поглаживания. Делайте легкие поглаживания по направлению от пятки к бедру (не более 4-х движений). После этого следует перейти к кольцевому растиранию ног. Вся процедура заканчивается несколькими поглаживающими движениями каждой ноги.
. Кольцевое растирание ног
Захватите большими и указательными пальцами ногу ребенка так, чтобы левая рука располагалась выше правой. Затем нужно начать делать круговые движения руками по наружной стороне голени и в 3 оборота достигнуть колена. Колено растирать нельзя.
Перейдите к растиранию мышц бедра. Данную процедуру следует повторить 6 раз. В процессе процедуры кожа должна слегка покраснеть.
Закончите упражнение поглаживанием.
. Скользящие шаги (с вибрацией)
И. п. — лежа на спине.
Данное упражнение благотворно влияет на развитие и укрепление мышц и суставов ног ребенка.
Возьмите в руки голень ребенка так, чтобы большой палец Вашей руки находился на внешней стороне голени, а остальные пальцы — на внутренней.
Выпрямите левую ногу ребенка и слегка ее встряхните. Затем снова ее согните так, чтобы его пятка плавно скользила по столу, не отрываясь от его поверхности (см. рис.). Повторите это и с правой ногой.
Повтор 4 раза каждой ногой.

Внимание! Если у ребенка в возрасте 3-4 месяцев все еще не исчез гипертонус мышц-сгибателей, это упражнение нужно отменить или заменить его рефлекторным упражнением “ходьба” (см. статью Гимнастические упражнения и массаж детей от 1,5 до 3 месяцев).

Массаж ступней

И. п. — лежа на спине.
Начните процедуру с трех поглаживаний. Затем переходите к растиранию внешней и внутренней части ступни по направлению от пятки к пальцам ребенка.
После поглаживания и растирания можно начать поколачивание ступней малыша. Для этого просто 8-10 раз слегка ударьте по ступне ребенка тыльной поверхностью указательного пальца (см. рис.).
Делайте это по направлению от пятки к пальцам и обратно. Массаж нужно закончить поглаживаниями каждой ступни ребенка.

Сгибание и разгибание ступней

И. п. — лежа на спине.
Данная процедура способствует развитию и укреплению мышц ног.
Слегка надавите на основания пальцев со стороны подошвы.
В этом случае ступня ребенка будет рефлекторно сгибаться. После этого следует осторожно растереть внешний край ступни и она сразу распрямится.
Повтор 4 раза.

Массаж и гимнастика рук

И. п. — лежа на спине.
. Поглаживания. Вложите большой палец в ручку ребенка и сожмите ее в кулачок. Затем, придерживая рукой кисть ребенка, нужно погладить руку 5 раз, по направлению от ладони к плечу.
. После этого можно перейти к кольцевому растиранию рук.
Возьмите кисть ребенка большим и указательным пальцами и растирайте ее активными круговыми движениями (см. рис.). В 4 оборота Ваши пальцы должны достичь локтя, а в 6 оборотов дошли до плеча.
В процессе процедуры кожа на руке малыша должна слегка покраснеть.
Повтор 5 раз.
Закончите упражнение поглаживанием (3 раза).

Скрещивание рук на груди
И. п. — лежа на спине.
Руки ребенка должны быть скрещены на груди.
Вложите большие пальцы рук в ладони ребенка и сожмите ладошки в кулачки.
Оставшимися пальцами необходимо придерживать его за кисти рук.
Затем, слегка встряхивая ручки ребенка, несколько раз разведите их в разные стороны и снова скрестить на груди (см. рис.).
Не забывайте чередовать положение рук: сначала правую располагаете сверху, затем — левую.
Повтор 6 раз.

Поворот на живот

И. п. — лежа на спине.
Данное упражнение способствует развитию и укреплению многих мышц ребенка.
Поддерживая правой рукой ноги малыша возьмите руку малыша, вложив в его ладошку свой указательный палец левой руки. Ножки младенца выпрямлены.
Затем осторожно поворачивайте его таз на правый бок. Во время процедуры ребенок самостоятельно начинает поворачивать влево голову, грудь и плечи (как на рисунке). Когда ребенок повернулся на правый бок, задержите его в этом положении на несколько секунд. Затем вытяните левую руку ребенка вперед, и он сам перевернется на животик! Следите, чтобы его руки располагались под грудью, а ладони лежали прямо.
Поворот на живот через левый бок сделайте так же.
Повтор 2-3 раза, несколько раз в день.

Приподнимание головы и туловища из положения на спине

И. п. — лежа на спине.
Упражнение способствует развитию и укреплению мышц живота и шеи.
Вложите большие пальцы в ладони ребенка и сжать их в кулачки, а другими пальцами обхватите кисть руки. Осторожно потяните ребенка за руки так, чтобы у него слегка приподнялись голова и плечи (как на рисунке). Сажать ребенка нельзя.
Повтор 3 раза.

Массаж живота

И. д. — лежа на спине.
Как мы уже писали, основными приемами массажа живота являются поглаживания — по косым мышцам живота, встречные и круговые.
Теперь, после поглаживаний следует перейти к растиранию мышц живота: сначала к круговому, а затем — по прямым мышцам.
. Для выполнения кругового растирания живота делайте круговые движения одной рукой по направлению от пупка до ребер (как на рисунке). Затем двумя руками разотрите животик по прямым мышцам. Все движения должны быть активными и ритмичными, но аккуратными. К концу процедуры кожа ребенка должна слегка порозоветь.
. В конце процедуры нужно снова сделать несколько приемов поглаживания.
Повтор по 4 раза.

Массаж спины

И. п. — лежа на животе.
Основной метод процедуры - поглаживание. Двумя руками делайте плавные поглаживания ягодиц и спины. Внешней стороной ладоней делайте движения вверх, а внутренней стороной — вниз.
Повтор 4 раза.

Прямое растирание спины

После плавных поглаживаний следует перейти к прямому растиранию спины. При выполнении массажа сочетайте прямые и круговые движения. Просто сдвигайте кожу крохи пальцами левой руки сверху вниз, и наоборот, пальцами правой руки — снизу вверх.

Растирание спины по спирали

Как и предыдущее упражнение, оно выполняется двумя руками, причем пальцы левой руки должны перемещать кожу против часовой стрелки, а пальцы правой руки — в противоположную сторону. В процессе массажа периодически меняйте руки. Делайте растирания, пока кожа ребенка слегка не покраснеет.
Упражнение завершите плавным поглаживанием.

Рефлекторное прогибание позвоночника

И. п. — лежа на боку.
Для этого большим и указательным пальцем осторожно проведите по спине малыша вдоль позвоночника, а свободной рукой придерживайте его ножки. При этом ребенок рефлекторно будет сгибать и разгибать позвоночник.
Повторите по 3 раза на правом и левом боку. Желательно делать это упражнение 2-3 раза в день.

Массаж груди

И. п. — лежа на спине.
Основными приемами массажа груди является поглаживание и вибрация.
. В начале процедуры сделайте несколько круговых поглаживаний груди, а затем перейдите к обычным поглаживаниям по межреберьям ребенка. Они производятся расставленными пальцами (как на рисунке).
. После поглаживания можно приступить к вибрации. Для ее выполнения следует очень осторожно нажимать на грудь ребенка по направлению от середины грудной клетки к бокам.
Повтор 3-4 раза.
Заканчивайте процедуру несколькими круговыми поглаживаниями грудной клетки.

Упражнение “боксер” (выпады руками)

И. п. — лежа на спине.
Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц и суставов плеча и рук.
Вложите большие пальцы в ладони ребенка, а остальными захватите его запястья.
Поочередно осторожно но активно сгибайте и разгибайте ручки малыша. Например, если правая рука ребенка согнута, то левая должна быть вытянута (как на рисунке).
При вытягивании руки ребенка следите, чтобы его плечо было слегка приподнятым. Эти движения во многом напоминают боксирование.
Повтор по 6 раз каждой рукой.

Упражнение на мяче

И. п. — лежа на животе.
Данная процедура способствует развитию и тренировке вестибулярного аппарата, а также расслаблению мышц конечностей.
Возьмите большой
надувной красочный мяч. Такой снаряд сразу вызовет у ребенка положительные эмоции. Только проследите, чтобы мяч не был холодным.
Положите кроху на мяч животом вниз и разведите его колени в разные стороны. После этого ребенка осторожно покачайте на мяче по кругу и из стороны в сторону. Чтобы малыш не упал с мяча и не получил травму, его нужно постоянно придерживать одной рукой за спинку (как на рисунке).

Сегодня пятница – а это значит, что у нас идет продолжение темы “Игры с рождения до года ” Надеюсь, что материал окажется полезным для организации досуга с вашим малышом. В прошлый раз мы остановились на теме: “ ”, а сегодня пойдем далее и узнаем, какие физические упражнения подойдут трехмесячному ребенку .

Мама, что я умею?

Трехмесячный ребенок уже значительно подрос. Период бодрствования теперь может длиться от 1,5 часа до четырех, а общее время для сна составляет 14-15 часов в сутки. Малыш активно начинает интересоваться ручками : размахивать ими, подносить к лицу, играть пальчиками, а в 3,5 месяца примерно уже тянется к определенному предмету с с намерением схватить его и отправить в рот. На яркую игрушку смотрит с удовольствием, хорошо следит за движением объектов на расстоянии 20-80 см, может сосредоточиться на маме, фиксируя ее черты лица и прислушиваясь к родным звукам ее голоса. Начинает гулить, растягивая гласные, двигать губами, подражая взрослому. Плач приобретает разные оттенки – мама уже может определить, капризничает ли он, голоден ли или требует развлечения. Ориентировочный слуховой рефлекс хорошо развит – малыш легко определяет, откуда возник звук и поворачивает голову в соответствующую сторону.

Лежа на животе, хорошо держит головку в течение минуты, поворачивает ее направо и налево, может опереться на согнутые ручки. Если взять ребенка на ручки – может удержать голову в течение 30 сек. Начинает поворачиваться со спины на бок .

Еще очень интересное новообразование: в период 7-16 недель вы услышите от малыша первые звуки смеха Малыш улыбается в ответ, смеется во время игр, с удовольствием тянется “пообщаться”. Это важная составляющая социализации.

А теперь позанимаемся с трехмесячным ребенком физическими упражнениями . Старайтесь находить хотя бы 10 мин. в течение дня для этого – польза будет огромная.

Готовимся к речи

Поглаживайте подушечками пальцев его ушки и щечки, легкими барабанными движениями постучите по подбородку, губкам. Симметрично проведите нежными руками от уголков рта к щечкам и обратно, приговаривая с улыбкой любые напевные слоги: “ма-а, ба-а, да-а”.

Это упражнение подготавливает речевой аппарат ребенка .

Поработаем с ручками

Если ручки ребенка не напряжены, можно выполнять данное упражнение, в противном случае постарайтесь их предварительно расслабить: взявшись за кисти малыша, легонько потрясите их.

Ребенок лежит на спине. Возьмитесь за его кисти и ритмично (осторожно) начинайте движения рук вверх над головой на вдох малыша и вниз вдоль тела на выдох.

Теперь попробуйте аналогично, но ручки разводите в разные стороны по бокам и скрещивайте на груди малыша, как бы обнимая самого его собственными ручками. Перекрещивайте (сверху правая или левая рука) по очереди.

Так повторите два вида упражнений до 5 раз. Используйте любые ритмические стишки или вы можете просто проговорить: “И – раз-два-и-раз-два...”

Так вы потренируете у ребенка глубину и ритмичность дыхания , столь необходимые компоненты для развития речи, а также разовьете дыхательные мышцы, мышцы рук и плеч .

Хватаем ножку!

Поскольку малыш уже интересуется ручками и активно засовывает их в рот, пришла пора познакомить его с ножками.

Положите ребенка на спинку, разведите его коленки в разные стороны. Обхватите своей рукой его левую ручку и ножку и поднесите к его рту. Аналогично проделайте с его правой ручкой и ножкой. Затем вложите в его левую ручку ножку, чтобы тот подержал ее немного в своей руке и поднесите их ко рту ребенка.

Таким образом, мы учим малыша доставать ручкой до ножки и засовывать в ротик, помимо этого можно ножкой касаться щечки, носика, ушек, лобика ребенка. Внимание! Ребенок не должен при этом запрокидывать голову при поднятии ног и других движениях – если это происходит, проконсультируйтесь с врачом.

Это упражнение развивает тазобедренные суставы, гибкость позвоночника, учит малыша ощущать свое тело.

Учимся поворачиваться!

Ваш кроха лежит на спине с чуть согнутыми коленками. Легонько обхватите своими ладонями его коленки и немного отклоните их вправо от себя – малыш отклонится на левый бочок. Верните его в исходное положение и повторите это движение в обратную сторону, т.е. влево от себя. Следите, чтобы ребенок не протестовал. Если он стремится повернуться на бок – помогайте ему, фиксируя своими ладонями его ножки.

Ножки “бегут”

В положении крохи на спинке возьмите в каждую руку по его ножке (голень и стопа) и с ритмичным стишком весело начните движения сгибания и разгибания ног малыша, прижимая их к животику и выпрямляя обратно. Затем можно чередовать ножки по очереди: одна сгибается, прижимаясь к животику, а другая в это время разгибается.

Поехали- поехали

С орехами, с орехами!

Поскакали-поскакали

С калачами, с калачами

И в ямку – бух!

Поворачиваемся со спины на животик!

Положите малыша на спинку, отведите его правую ручку вверх, а согнутую левую ножку – на выпрямленную правую. Больше ничего не делайте и наблюдайте за ребенком. Он рефлекторно захочет повернуться плечом и головой туда же, куда “повернулась” его левая ножка. Немного задержите кроху на боку – пусть потренирует мышцы шеи и удержит голову. Так повторяйте с каждой стороны по 2-3 раза несколько раз в день.

Значение данного упражнения трудно переоценить – в нем задействованы все мышцы туловища и развивается вестибулярный аппарат .

Опираемся на ручки и на ножки

Подложите под грудь малыша простой валик (свернутое одеяло или подушка) так, чтобы ручки были выпрямлены и едва касались поверхности стола или дивана. Теперь начните небольшие раскачивания, чтобы кроха при касании ручками поверхности выпрямлял ладошки и опирался на них.

Положите ребенка на фитбол (мяч) так, чтобы его ножки не доходили до поверхности стола или дивана и, придерживая его за ягодицы одной рукой, а другой – за вытянутые вдоль мяча ручки, медленно раскачивайте мяч назад, добиваясь, чтобы малыш дотянулся ступнями до “пола” и оттолкнулся.

Упражнение помогает распрямлять ладошки, развивать опору ручек и ножек малыша .

Шершавое, колючее, мягкое, холодное, гладкое, пушистое….

Подберите образцы различных на ощупь тканей (чем больше разнообразных видов – тем лучше). Это может быть мех от шубки, шерсть, шелк, замша, также различные предметы: резиновый коврик, металлический диск, деревянная разделочная доска, пластмассовый ежик и т.д. По очереди поглаживайте различными тканями по коже малыша, вложите их в его ручки, чтобы он пощупал. Не забудьте проговорить его ощущения: “Это мягкое, это шершавое, это гладкое…”

Все это помогает развивать тактильные ощущения ребенка, приучает его осмысливать возникающие ощущения .

Растите ребенка вместе с нами – подписывайтесь на RSS!