Гимнастика для детей 3 4 месяца. Уроки, советы, рекомендации по детскому массажу

Как и массаж, многие гимнастические упражнения благотворно влияют на организм ребенка. При постоянных занятиях гимнастикой происходит укрепление сердечно-сосудистой системы, улучшается кровообращение и дыхание. Такие упражнения не только развивают двигательные навыки ребенка, но и способствуют регулированию процессов нервного возбуждения и торможения.

Когда ребенку исполняется 3 месяца, он ведет более активный образ жизни. Так как в этом возрасте он бодрствует на несколько часов больше, для занятий гимнастикой нужно выбрать такое время, когда у малыша бывает хорошее настроение. В 3,5 месяца малыш уверено держит головку, способен приподнимать грудь и опираться на руки. В этом возрасте его надо как можно чаще класть на живот. Эта процедура способствует укреплению различных мышц, в том числе и мышц шеи.

В 4 месяца ребенок уже может держаться на вытянутых руках, опираясь ладонями на кровать. Чтобы у ребенка развивались связочный аппарат суставов кистей и мышцы ладоней, нужно научить ребенка хлопать в ладоши и ударять ими по какому-нибудь ровному твердому предмету. Кроме того, укреплению мышц и суставов активно способствует детская игра “ладушки”.

В 4 месяца ребенок впервые начинает разговаривать. Если ему что-то нравится, он начинает лепетать на своем, только ему понятном языке и улыбаться. Кроме того, он активно двигает руками и ногами, а это упражнение очень полезно для развития и укрепления мышц и суставов ребенка.

В возрасте 4-х месяцев у ребенка появляется интерес к различным игрушкам. Он все чаще берет их в руки и пытается их удержать. Родители должны способствовать развитию этого интереса, так как при захвате игрушек у малыша развиваются и укрепляются суставы и мышцы рук. Чтобы это развитие происходило без осложнений, рекомендуется покупать ребенку погремушки с удлиненной круглой ручкой. Кроме того, необходимо следить, чтобы ребенок во время игры отставлял большой палец. В 3-месячном возрасте, у детей, как правило, исчезает гипертонус мышц-сгибателей рук, а в 4 года - мышц-сгибателей ног. В этом возрасте можно начать различные пассивные упражнения, укрепляющие мышцы-сгибатели рук и ног. В первое время они достаточно простые и легкие, но постепенно должны становиться все более и более сложными.

Основным методом проведения пассивных упражнений является вибрация, или встряхивание. Кроме того, в комплекс процедур следует ввести новый массажный прием - растирание, основанное на массировании поверхности тела подушечками согнутых пальцев. Начинать и заканчивать процедуру массажа следует поглаживанием, потому что этот прием способствует успокоению нервной системы ребенка и расслаблению его мышц.

Постепенно приемы массажа должны становиться все более активными и интенсивными. Кроме того, в этом возрасте допускается введение в комплекс таких упражнений, выполнение которых связано с применением гимнастических снарядов. Одним из таких снарядов должен стать ярко раскрашенный надувной мяч.

Нужно следить за гигиеной ребенка и как можно чаще проводить водные процедуры (теплые ванны). Уже в этом возрасте его нужно учить плавать, потому что плавание не только укрепляет суставы и мышцы ребенка, но и благотворно влияет на весь его организм. Длительность занятий детей 3-4-месячного возраста следует постепенно увеличивать. Если до 3-х месяцев их продолжительность составляла 15 минут, то в возрасте 3,5-4-х месяцев их можно довести до 20-25 минут. Увеличение продолжительности занятий допускается в том случае, если ребенок здоров и у него отсутствует отрицательная реакция на занятия гимнастикой. В противном случае необходимо проконсультироваться у врача-педиатра. Если какое-либо упражнение вызывает у ребенка отрицательные эмоции, то его нужно исключить.

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ

Массаж ног

Данная процедура выполняется методами поглаживания и кольцевого растирания. Ее следует начинать легким поглаживанием по направлению от пятки к бедру (не более 4-х движений). После этого следует перейти к кольцевому растиранию ног. Вся процедура заканчивается несколькими поглаживающими движениями каждой ноги.

Кольцевое растирание ног

Для того, чтобы правильно выполнить данную процедуру, следует большими и указательными пальцами захватить ногу ребенка так, чтобы левая рука располагалась выше правой. Затем нужно начать делать круговые движения руками по наружной стороне голени и в 3 оборота достигнуть колена. Необходимо помнить, что колено растирать строго запрещается.

После этого нужно перейти к растиранию мышц бедра. Данную процедуру следует повторить 6 раз. В процессе процедуры кожа должна покраснеть.

Как уже отмечалось выше, все упражнение заканчивается поглаживанием.

Скользящие шаги (с вибрацией)

Исходное положение - лежа на спине.

Данное упражнение благотворно влияет на развитие и укрепление мышц и суставов ног ребенка. Во время процедуры нужно избегать резких движений, чтобы ребенок не получил травму.

Для выполнения упражнения следует взять в руки голень ребенка так, чтобы большой палец руки массажиста находился на внешней стороне голени, а остальные пальцы - на внутренней.

Основным приемом выполнения данного упражнения является встряхивание. Для этого нужно выпрямить левую ногу ребенка и слегка ее встряхнуть. Затем снова ее согнуть. При этом необходимо следить, чтобы его пятка плавно скользила по столу, не отрываясь от его поверхности. Такую же процедуру нужно провести и с правой ногой. Данное упражнение следует повторить 4 раза каждой ногой. Если у ребенка в возрасте 3-4 месяцев не исчез гипертонус мышц-сгибателей, это упражнение нужно отменить или заменить его рефлекторным упражнением “ходьба”.

Рефлекторное упражнение “ходьба”

Исходное положение - стоя на ногах.

Для выполнения данного упражнения следует повернуть ребенка лицом к себе и приподнять его за подмышки так, чтобы подошва его ног слегка касалась поверхности стола. Почувствовав твердую поверхность, ребенок начнет рефлекторно передвигать ногами.

Это упражнение подробно описано в разделе “Гимнастические упражнения и массаж детей от 1,5 до 3 месяцев”.

Массаж ступней

Исходное положение - лежа на спине.

Основными приемами массажа ступней являются поглаживание, растирание и поколачивание. Начинать процедуру нужно с трех поглаживаний. Затем следует перейти к растиранию внешней и внутренней части ступни по направлению от пятки к пальцам ребенка. После поглаживания и растирания можно начать поколачивание ступней малыша. Для выполнения упражнения необходимо 8-10 раз слегка ударить по ступне ребенка тыльной поверхностью указательного пальца. Данный прием следует проводить по направлению от пятки к пальцам и обратно. Массаж нужно закончить поглаживаниями каждой ступни ребенка.

Сгибание и разгибание ступней

Исходное положение - лежа на спине.

Данная процедура способствует развитию и укреплению мышц ног. Для выполнения нужно слегка надавливать на основания пальцев со стороны подошвы.

В этом случае ступня ребенка будет рефлекторно сгибаться. После этого следует осторожно растереть внешний край ступни и она сразу распрямится. Данную процедуру необходимо повторить 4 раза.

Массаж рук

Исходное положение - лежа на спине.

Для выполнения упражнения следует большой палец массажиста вложить в ручку ребенка и сжать ее в кулачок. Затем, придерживая рукой кисть ребенка, нужно сделать 5 движений приемом поглаживание, выполняя их по направлению от ладони к плечу. После этого можно перейти к кольцевому растиранию рук. Все упражнение нужно закончить поглаживанием (3 раза).

Кольцевое растирание рук

Для выполнения этой процедуры нужно взять кисть ребенка большим и указательным пальцами и растирать ее активными круговыми движениями. Упражнение следует делать таким образом, чтобы в 4 оборота пальцы массажиста достигли локтя, а в 6 оборотов дошли до плеча. В процессе процедуры кожа на руке малыша должна покраснеть. Данную процедуру рекомендуется повторить 5 раз.

Скрещивание рук на груди

Исходное положение - лежа на спине. Руки ребенка должны быть скрещены на груди.

Для выполнения упражнения следует вложить большие пальцы рук в ладони ребенка и сжать ладошки в кулачки. Оставшимися пальцами необходимо придерживать его за кисти рук. Затем, слегка встряхивая ручки ребенка, несколько раз развести их в разные стороны и снова скрестить на груди. Чтобы правильно выполнить упражнение, надо периодически чередовать положение рук: сначала правая располагается сверху, затем - левая. Данную процедуру повторить 6 раз.

Поворот на живот

Исходное положение - лежа на спине.

Данное упражнение способствует развитию и укреплению многих мышц ребенка. Его необходимо повторять несколько раз в день.

Для выполнения процедуры правой рукой следует поддерживать ноги малыша за нижнюю часть голеней. Вложить в ладонь ребенка указательный палец левой руки, сжать ее в кулачок, а другими пальцами держать на его запястье. При этом нужно следить, чтобы ноги ребенка были выпрямлены.

Упражнение начинается с того, что массажист осторожно поворачивает его таз на правый бок. Во время процедуры ребенок самостоятельно начинает поворачивать влево голову, грудь и плечи. Когда ребенок повернулся на правый бок, его нужно задержать в этом положении на несколько секунд. Затем еледуэт вытянуть левую руку ребенка вперед, и он рефлекторно перевернется на живот. При этом его руки должны располагаться под грудью, а ладони лежать прямо.

Поворот на живот через левый бок делается так же, как и предыдущее упражнение. Для его выполнения необходимо переворачивать ребенка не левой, а правой рукой.

Приподнимание головы и туловища из положения на спине

Исходное положение - лежа на спине.

Упражнение способствует развитию и укреплению мышц живота и шеи. Для его выполнения следует вложить большие пальцы в ладони ребенка и сжать их в кулачки, а другими пальцами обхватить кисть руки. Затем нужно осторожно потянуть ребенка за руки так, чтобы у него слегка приподнялись голова и плечи. Сажать ребенка запрещается . Упражнение повторить 3 раза.

Массаж живота

Исходное положение - лежа на спине.


Основными приемами массажа живота являются различные виды поглаживаний - по косым мышцам живота, встречные и круговые. Все процедуры нужно повторять по 4 раза.

После поглаживаний следует перейти к растиранию мышц живота: сначала к круговому, а затем - по прямым мышцам. Для выполнения кругового растирания живота нужно делать круговые движения одной рукой по направлению от пупка до ребер.

Затем двумя руками нужно сделать растирание по прямым мышцам живота. Все движения должны быть активными и ритмичными. К концу процедуры кожа ребенка должна слегка покраснеть. В конце процедуры нужно снова сделать несколько приемов поглаживания.

Массаж спины

Основным методом проведения процедуры является поглаживание. Производятся плавные поглаживания ягодиц и спины, которые следует выполнять двумя руками. Внешней стороной ладоней нужно делать движения вверх, а внутренней стороной - вниз. Данную процедуру необходимо повторить 4 раза.

Прямое растирание спины

После плавных поглаживаний следует перейти к прямому растиранию спины. При выполнении массажа можно сочетать прямые и круговые движения. Процедура заключается в сдвигании кожи пальцами левой руки сверху вниз, и наоборот, пальцами правой руки - снизу вверх.

Растирание спины по спирали

Как и предыдущее упражнение, оно выполняется двумя руками, причем пальцы левой руки должны перемещать кожу против часовой стрелки, а пальцы правой руки - в противоположную сторону. В процессе процедуры необходимо периодически менять руки. Данную процедуру нужно проводить, пока кожа ребенка слегка не покраснеет. Упражнение следует завершить плавным поглаживанием.

Рефлекторное прогибание позвоночника

Исходное положение - лежа на боку.

Описание упражнения в разделе “Гимнастические упражнения и массаж де-; тей от 1,5 до 3 месяцев”. В возрасте от 3 до 4 месяцев упражнение следует повторять по 3 раза на левом и правом боку.

Массаж груди

Исходное положение - лежа на спине.

Основными приемами массажа груди является поглаживание и вибрация.

Поглаживания проводятся в 2 этапа: круговые поглаживания и обыкновенные. В начале процедуры нужно сделать несколько круговых поглаживаний груди, а затем перейти к обычным поглаживаниям по межреберьям ребенка, которые следует проводить расставленными пальцами.

После поглаживания можно приступить к вибрации. Для ее выполнения следует очень осторожно нажимать на грудь ребенка по направлению от середины грудной клетки к бокам. Данную процедуру нужно повторить 3-4 раза.

Закончить процедуру необходимо несколькими круговыми поглаживаниями грудной клетки.

Упражнение “боксер” (выпады руками)

Исходное положение - лежа на спине.

Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц и суставов плеча и рук. Для его выполнения следует вложить большие пальцы в ладони ребенка, а остальными захватить его запястья. Упражнение основано на чередовании сгибания и разгибания рук. Например, если правая рука ребенка согнута, то левая должна быть вытянута.

При вытягивании руки ребенка необходимо следить, чтобы его плечо было слегка приподнятым. Эти движения во многом напоминают боксирование. Данное упражнение повторяется 6 раз каждой рукой. Во избежание травмы во время занятий нужно следить, чтобы ребенок не делал резких движений.

Упражнение на мяче

Исходное положение - лежа на животе.

Данная процедура способствует развитию и тренировке вестибулярного аппарата, а также расслаблению мышц конечнрстей. Она должна проводиться через полчаса после приема пищи. Для ее выполнения необходимо использовать большой надувной ярко раскрашенный мяч. Такой снаряд вызовет у ребенка положительные эмоции. Кроме того, необходимо следить, чтобы мяч не был холодным. В противном случае он может вызвать отвращение и неприязнь ребенка.

Упражнение начинается с того, что ребенка кладут на мяч животом вниз и разводят его колени в разные стороны. После этого ребенка следует осторожно покачать на мяче по кругу и из стороны в сторону. Чтобы ребенок не упал с мяча и не получил травму, его нужно постоянно придерживать одной рукой за спинку.


Сегодня пятница – а это значит, что у нас идет продолжение темы “Игры с рождения до года ” Надеюсь, что материал окажется полезным для организации досуга с вашим малышом. В прошлый раз мы остановились на теме: “ ”, а сегодня пойдем далее и узнаем, какие физические упражнения подойдут трехмесячному ребенку .

Мама, что я умею?

Трехмесячный ребенок уже значительно подрос. Период бодрствования теперь может длиться от 1,5 часа до четырех, а общее время для сна составляет 14-15 часов в сутки. Малыш активно начинает интересоваться ручками : размахивать ими, подносить к лицу, играть пальчиками, а в 3,5 месяца примерно уже тянется к определенному предмету с с намерением схватить его и отправить в рот. На яркую игрушку смотрит с удовольствием, хорошо следит за движением объектов на расстоянии 20-80 см, может сосредоточиться на маме, фиксируя ее черты лица и прислушиваясь к родным звукам ее голоса. Начинает гулить, растягивая гласные, двигать губами, подражая взрослому. Плач приобретает разные оттенки – мама уже может определить, капризничает ли он, голоден ли или требует развлечения. Ориентировочный слуховой рефлекс хорошо развит – малыш легко определяет, откуда возник звук и поворачивает голову в соответствующую сторону.

Лежа на животе, хорошо держит головку в течение минуты, поворачивает ее направо и налево, может опереться на согнутые ручки. Если взять ребенка на ручки – может удержать голову в течение 30 сек. Начинает поворачиваться со спины на бок .

Еще очень интересное новообразование: в период 7-16 недель вы услышите от малыша первые звуки смеха Малыш улыбается в ответ, смеется во время игр, с удовольствием тянется “пообщаться”. Это важная составляющая социализации.

А теперь позанимаемся с трехмесячным ребенком физическими упражнениями . Старайтесь находить хотя бы 10 мин. в течение дня для этого – польза будет огромная.

Готовимся к речи

Поглаживайте подушечками пальцев его ушки и щечки, легкими барабанными движениями постучите по подбородку, губкам. Симметрично проведите нежными руками от уголков рта к щечкам и обратно, приговаривая с улыбкой любые напевные слоги: “ма-а, ба-а, да-а”.

Это упражнение подготавливает речевой аппарат ребенка .

Поработаем с ручками

Если ручки ребенка не напряжены, можно выполнять данное упражнение, в противном случае постарайтесь их предварительно расслабить: взявшись за кисти малыша, легонько потрясите их.

Ребенок лежит на спине. Возьмитесь за его кисти и ритмично (осторожно) начинайте движения рук вверх над головой на вдох малыша и вниз вдоль тела на выдох.

Теперь попробуйте аналогично, но ручки разводите в разные стороны по бокам и скрещивайте на груди малыша, как бы обнимая самого его собственными ручками. Перекрещивайте (сверху правая или левая рука) по очереди.

Так повторите два вида упражнений до 5 раз. Используйте любые ритмические стишки или вы можете просто проговорить: “И – раз-два-и-раз-два...”

Так вы потренируете у ребенка глубину и ритмичность дыхания , столь необходимые компоненты для развития речи, а также разовьете дыхательные мышцы, мышцы рук и плеч .

Хватаем ножку!

Поскольку малыш уже интересуется ручками и активно засовывает их в рот, пришла пора познакомить его с ножками.

Положите ребенка на спинку, разведите его коленки в разные стороны. Обхватите своей рукой его левую ручку и ножку и поднесите к его рту. Аналогично проделайте с его правой ручкой и ножкой. Затем вложите в его левую ручку ножку, чтобы тот подержал ее немного в своей руке и поднесите их ко рту ребенка.

Таким образом, мы учим малыша доставать ручкой до ножки и засовывать в ротик, помимо этого можно ножкой касаться щечки, носика, ушек, лобика ребенка. Внимание! Ребенок не должен при этом запрокидывать голову при поднятии ног и других движениях – если это происходит, проконсультируйтесь с врачом.

Это упражнение развивает тазобедренные суставы, гибкость позвоночника, учит малыша ощущать свое тело.

Учимся поворачиваться!

Ваш кроха лежит на спине с чуть согнутыми коленками. Легонько обхватите своими ладонями его коленки и немного отклоните их вправо от себя – малыш отклонится на левый бочок. Верните его в исходное положение и повторите это движение в обратную сторону, т.е. влево от себя. Следите, чтобы ребенок не протестовал. Если он стремится повернуться на бок – помогайте ему, фиксируя своими ладонями его ножки.

Ножки “бегут”

В положении крохи на спинке возьмите в каждую руку по его ножке (голень и стопа) и с ритмичным стишком весело начните движения сгибания и разгибания ног малыша, прижимая их к животику и выпрямляя обратно. Затем можно чередовать ножки по очереди: одна сгибается, прижимаясь к животику, а другая в это время разгибается.

Поехали- поехали

С орехами, с орехами!

Поскакали-поскакали

С калачами, с калачами

И в ямку – бух!

Поворачиваемся со спины на животик!

Положите малыша на спинку, отведите его правую ручку вверх, а согнутую левую ножку – на выпрямленную правую. Больше ничего не делайте и наблюдайте за ребенком. Он рефлекторно захочет повернуться плечом и головой туда же, куда “повернулась” его левая ножка. Немного задержите кроху на боку – пусть потренирует мышцы шеи и удержит голову. Так повторяйте с каждой стороны по 2-3 раза несколько раз в день.

Значение данного упражнения трудно переоценить – в нем задействованы все мышцы туловища и развивается вестибулярный аппарат .

Опираемся на ручки и на ножки

Подложите под грудь малыша простой валик (свернутое одеяло или подушка) так, чтобы ручки были выпрямлены и едва касались поверхности стола или дивана. Теперь начните небольшие раскачивания, чтобы кроха при касании ручками поверхности выпрямлял ладошки и опирался на них.

Положите ребенка на фитбол (мяч) так, чтобы его ножки не доходили до поверхности стола или дивана и, придерживая его за ягодицы одной рукой, а другой – за вытянутые вдоль мяча ручки, медленно раскачивайте мяч назад, добиваясь, чтобы малыш дотянулся ступнями до “пола” и оттолкнулся.

Упражнение помогает распрямлять ладошки, развивать опору ручек и ножек малыша .

Шершавое, колючее, мягкое, холодное, гладкое, пушистое….

Подберите образцы различных на ощупь тканей (чем больше разнообразных видов – тем лучше). Это может быть мех от шубки, шерсть, шелк, замша, также различные предметы: резиновый коврик, металлический диск, деревянная разделочная доска, пластмассовый ежик и т.д. По очереди поглаживайте различными тканями по коже малыша, вложите их в его ручки, чтобы он пощупал. Не забудьте проговорить его ощущения: “Это мягкое, это шершавое, это гладкое…”

Все это помогает развивать тактильные ощущения ребенка, приучает его осмысливать возникающие ощущения .

Растите ребенка вместе с нами – подписывайтесь на RSS!

Чтобы малыш рос здоровым и крепким, родителям необходимо уделять достаточно внимание его массажу. Такой вид массажа носит название общеукрепляющий. Если же у ребенка обнаружены отклонения в развитии, проводится лечебный массаж.

Первый всегда состоит из поглаживаний и аккуратных растираний, второй несколько усложнен, поэтому проводить его в домашних условиях не рекомендуется, лучше доверить процесс высококвалифицированному доктору.

Зачем делать массаж ребенку в 3-4 месяца

  • правильно проведенная процедура позволит избежать появления нарушений в работе опорно-двигательного аппарата малыша, который пока находится на стадии формирования;
  • улучшает состояние нервной системы, успокаивает и обеспечивает спокойный сон;
  • благотворно действует на рост ребенка;
  • восстанавливает пищеварение, если оно отклонилось от нормы.

Вместе с общеукрепляющим массажем здоровому ребенку часто прописывают делать легкую гимнастику, из каких упражнений она состоит – проконсультируйтесь у врача.

Лечебный массаж применяется, если малышу 3-4 месяца, и его родителям пришлось столкнуться с такими неприятными недугами:

  • при диагностированной кривошее;
  • рахите;
  • сколиозе;
  • плоскостопии;
  • пупочной грыже;
  • косолапости;
  • грыже, образовавшейся у грудничка 3-4 месяца в области паха;
  • недостаточном физическом развитии.

Что еще важно знать

Детям в возрасте 3-4 месяца в домашних условиях следует делать только общий массаж, и чтобы не навредить здоровью грудничка, нужно придерживаться основных правил:

  1. До тех пор, пока крохе не исполнилось 3 месяца, длительность 1 сеанса не может превышать 15 минут, когда малышу исполнилось уже 4 месяца, желательно довести продолжительность до 25 минут.
  2. Прежде чем приступать к процедуре, нужно тщательно вымыть руки, высушить, а ногти подстричь, чтобы ненароком не поранить нежную кожу младенца.
  3. Не относитесь к массажу как к формальной процедуре. Постарайтесь и сами получить удовольствие от общения с крохой – когда еще можно провести с любимым чадом время столь беззаботно? Общайтесь с малышом, разговаривайте, играйте и наблюдайте, как меняются его эмоции. Если при рождении кроха не издавал ни звука и никак не реагировал на окружение, то в 3 месяца он уже начинает улыбаться и получать удовольствие от контакта с близкими людьми. Отлично, если массаж ассоциируется с игрой, иногда добиться этого легко, если тихонько включить ритмичную музыку.
  4. Специалисты рекомендуют увеличивать продолжительность занятий, если малыш здоров и с удовольствием реагирует на массаж.
  5. Детям зачастую особенно нравятся отдельные упражнения, проследите, какие упражнения захватывают малыша и вызывают смех. В следующий раз начинайте делать массаж именно с этих упражнений.

Подготовительный этап

Немаловажно уделить должное внимание подготовке столика, на котором планируется проводить массаж. Место должно быть удобным и комфортным как для родителя, так и для грудничка. Отдайте предпочтение столу с ровной и гладкой поверхностью, который устойчиво стоит на полу. Чтобы не повредить спинку малыша, медики предлагают простелить мягкое одеяльце, но не шерстяное – оно может вызвать аллергическую реакцию и воспаления.

Возьмите также детский крем или воспользуйтесь вазелиновым маслом.

Что касается температуры в комнате, где будет проходить массаж для ребенка возрастом 3 месяца, следует придерживаться диапазона 22-25 градусов, экспериментировать с другими температурными режимами врачи не советуют. Плотно закройте все форточки и не допускайте сквозняков.

Не нужно начинать массаж, когда вы покормили малыша, выждите хотя бы 40 минут после кормления. Не проводите процедуру и за 40 минут до приема пищи. Лучше заниматься массажем в утренние часы, пока малыш еще не успел закапризничать и начать вредничать. Состояние родителя в эту минуту также немаловажно, ведь кроха буквально считывает настроение взрослого и ведет себя соответственно тому, что чувствует и видит. Поэтому если вы чем-то сильно обеспокоены или недавно с кем-то повздорили, лучше отложить массаж в сторону.

Чтобы обеспечить грудничку гармоничное развитие, гимнастика для ребенка 3 месяцев должна включать упражнения, направленные на совершенствование двигательных навыков и приобретение новых. Время идет быстро, подросший грудничок – уже совсем не тот беспомощный карапуз, которым был после выхода из роддома. Он уже многое умеет, а учится молниеносно.

Гимнастика в 3 месяца: что нужно учесть

Упражнения для ребенка 3 месяцев от рождения должны подбираться с учетом его возможностей и умений. Обычно самостоятельно хватать и удерживать в руках предметы, а также удерживать головку на весу, лежа на животе. Его движения становятся более четкими, осмысленными, мышцы крепнут.

Поэтому зарядка направлена на то, чтобы улучшить эти навыки и помочь грудничку приобрести новые.

Например:

Чтобы крохе не было скучно, заниматься можно под музыку, веселые мамины песенки или потешки
  • упражнения для ножек развивают функцию и ;
  • повороты – умение менять положение тела;
  • упражнения для рук улучшают способность брать и удерживать предметы.

Кроме того, ЛФК для грудничков 3 месяцев в совокупности с массажем и водными процедурами помогает устранить гипер- или гипотонус мышц . А еще это минуты полезного общения с мамой, папой или другими членами семьи.

Чтобы гимнастика принесла максимум пользы, следует придерживаться определенных правил:
1
Заниматься лучше в хорошо проветренном помещении, а в теплое время года можно на улице во время . Приступать к зарядке нужно тогда, когда младенец сытый, но не сразу после еды, довольный, не хочет спать. Если во время занятий он начнет капризничать, их нужно прекратить.
2
Максимум пользы позволяет достичь сочетание гимнастики с массажем. Перед началом занятий нужно растереть кожу малыша. Массаж должен быть легким, мягким, без давления. Нельзя давить на позвоночник, область сердца, внутренних органов.
3
Также можно сочетать гимнастику с водными процедурами, в специальной ванночке или бассейне. Хорошо для выполнения упражнений использовать любимые игрушки или фитбол.

Но перед тем как начать делать гимнастику для ребенка 3 месяцев, стоит проконсультироваться с педиатром.

Только врач может обнаружить противопоказания к тем или иным упражнениям, даст ценные советы – на какие группы мышц следует делать упор.

В воде и на мяче

Купание – отличный способ улучшить физическое и психическое развитие грудничка. Приступать к водным упражнениям в ванночке можно, когда . А в 3 месяца уже можно заниматься с малышом в бассейне.

Каликина Е.А., участковый педиатр поликлиника №1, г. Екатеринбург

Возраст 3 месяца – отчасти переходный. До этого времени малышу особо ничего не нужно, кроме маминой заботы и тепла ее рук. В 3 месяца он уже активно развивается.

Чтобы это развитие было гармоничным, необходимо делать ему массаж и включать в ежедневные процедуры несложные упражнения.

Польза гимнастики для ребенка 3 месяцев в воде:

  1. Развивает дыхательные способности – нахождение под водой побуждает его дышать глубже, хорошо вентилируя легкие.
  2. Водные процедуры укрепляют сердце, сосуды.
  3. В воде двигаться легче, но на самом деле на мышцы оказывается существенная нагрузка и они быстрее развиваются.
  4. Плавание заставляет функционировать все группы мышц, формирует правильный мышечный тонус.
  5. Ныряние стимулирует кислородный обмен, благодаря чему к мозгу интенсивнее поступают необходимые ему вещества.

Кроме того, водные процедуры способствуют закаливанию организма, укрепляют иммунитет, снимают перенапряжение, улучшают состояние нервной системы, способствуют крепкому сну . И к тому же они просто нравятся малышам, поднимая им настроение.

Чтобы совместить полезное с другим полезным, в воду для купаний можно добавить морскую соль или отвары трав, рекомендованные для младенца. Вода должна быть приятной теплой температуры, чтобы было комфортно находиться в ней.

Как правильно использовать череду для купания, можно узнать .

Водная гимнастика для малыша 3 месяца включает:

Занятия на большом резиновом мяче, называемом фитболом, популярны среди детей постарше или взрослых. Но, оказывается, это приспособление может быть полезно и для 3-месячных крох.

Занятия с фитболом способствуют лучшему физическому и психическому развитию , благоприятно действуют на его пищеварительную систему, особенно во время кишечных колик, вздутия живота.

Мяч помогает расслабить мышцы при и, наоборот, стимулирует их при гипотонусе. Способствуют такие упражнения развитию вестибулярного аппарата.

Копачану Ю.Ю., педиатр, «Оранж клиник», г. Москва

Гимнастика для маленьких в первую очередь должна быть не гимнастикой, а игрой, общением с мамой или папой. Все должно проходить легко, без принуждения и с хорошим настроением. Только тогда будет польза.

Для того, чтобы малыш хорошо воспринял эту игру, он должен быть сытым, выспавшимся и в чистом , а лучше без него. А вот время болезни проводить гимнастику вообще нельзя.

Комплекс упражнений для занятий гимнастикой

Примерный комплекс упражнений, которые входят в ежедневную зарядку для детей 3 месяцев, должен включать повороты, упражнения для ручек, ножек, сочетаемые с приемами массажа, вибрации.

Предлагаем комплекс из 10 обязательных упражнений:
1
Лежим на животике . Малыш совсем недавно научился , поэтому положение на животе помогает ему укреплять мышцы шеи, плечевого пояса, спины, рук. Причины, по которым ребенок не хочет держать голову, смотрите .
2
Поворачиваемся . Когда малыш находится лежа на животе, надо дать ему палец взрослого человека или какую-то игрушку. Он ухватится, и можно мягко потянуть его, переворачивая с живота на спину. Так он учится делать это самостоятельно.
3
Хлопаем в ладоши . Когда дитя лежит на спинке, мягко, ритмично хлопать одной его ладошкой о другую. При этом укрепляются мышцы рук, суставы, а также формируется чувство ритма.

Гимнастику рекомендуется проводить в утренние часы и совмещать с воздушными ваннами

4
Разводим ручки в стороны . Нужно взять детские ручки своими руками, когда он лежит на спине, и плавно разводить их в стороны, а затем прижимать к телу. Как вариант – двигать руками вперед-назад, по типу «боксирования». Такая гимнастика для грудничков 3 месяцев учит двигаться правильно, самостоятельно брать предметы.
5
Разводим ножки в стороны . Грудничок также лежит на спине. Согнутые в коленях ножки нужно плавно отводить в стороны, в позу «бабочки», а потом возвращать в исходное положение. Это упражнение развивает мышцы ног.
6
Приподнимаемся вверх . Малыш лежит на спине. Держа его за ручки, поднимать в воздух, но не полностью, чтобы оставалась небольшая опора на ноги.
7
Присаживаемся . Как в предыдущем упражнении, нужно поднимать младенца за ручки и позволять ему слегка присаживаться на полусогнутые ножки, но не полностью, чтобы не нарушить осанку. Укрепляет мышцы ног.
8
Плаваем в воздухе . Малыша нужно уложить животом на ладони взрослого человека и приподнять. Очутившись в воздухе, он будет рефлекторно двигать ручками, ножками, совершая плавательные движения. Это укрепляет мышцы не только рук и ног, но и спины, потому что при этом нужно еще и удерживать головку.
9
Тренируем стопы . Это упражнение имеет больше отношения к массажу, но превосходно укрепляет мышцы стопы, что пригодится в процессе обучения ходьбе. Для этого нужно провести пальцем по краю стопы от пятки к мизинцу, ребенок растопырит пальчики. Затем нажать на ступню под основанием пальцев – он их подожмет. Так несколько раз. Об ортопедических ковриках, формирующих правильную стопу у ребенка, читайте .
10
Поглаживаем . Начинать и заканчивать комплекс лучше всего похлопываниями и легким растиранием с вибрирующими движениями пальцев. В конце – обязательно легкое поглаживание.

Упражнения на фитболе

Дополнить классический комплекс можно .

После 3 месяцев на фитбол можно не стелить пеленку, так малыш не будет скользить по мячу

Для ребенка 3 месяцев будет полезна следующая гимнастика на мяче:

1
Положите грудничка на мяч на животик, покачивайте, держа за руки.
2
Положите кроху на мяч на спинку, плавно качайте вперед-назад, придерживая голову.
3
Слегка надавливайте на спинку или животик малыша, чтобы он легонько подпрыгивал на мяче.
4
Положите малыша на спину на пол, подкатывайте мяч к его ножкам – он будет рефлекторно отталкивать его.

Жукова О.В., педиатр, клиника «Детский доктор», г. Воронеж

Главное в гимнастике для таких маленьких – не переусердствовать. Некоторые родители слишком рьяно берутся за это дело, забывая о том, что организм 3-х месячного крохи слишком хрупкий, он формируется.

Без техники безопасности и без знаний правил гимнастики, малышу легко навредить.

По мере того, как ребенок будет расти и развиваться, можно будет выполнять более сложные упражнения с большим мячом. А для 3 месяцев достаточно разнообразных покачиваний .

Как делать массаж ребенку в возрасте 3 месяца? Что стоит помнить родителям о детском массаже в этом возрасте? Ответы на эти и другие вопросы вы можете найти на сайте Твой ребенок.ру!

Краткая характеристика умений и возможностей ребенка в 3 месяца

Что нового появилось в поведении малыша?

Во-первых, увеличилось время бодрствования, до 4-5 часов в сутки. Вы уже знаете, когда лучше заниматься с ребенком гимнастикой: утром, в середине дня или вечером до купания. Главным показателем удачного выбора времени служит хорошее настроение ребенка в течение занятий и после них.

В возрасте трех месяцев ребенок, лежа на животе, приподнимает верхнюю часть туловища, опираясь на согнутые руки, хорошо держит голову. Поэтому старайтесь чаще выкладывать малыша на живот. Это можно делать не только на пеленальном столе во время ежедневной гимнастики, но и на любой твердой поверхности (на полу, в кроватке, на диване и т.п.) в течение дня*. Благодаря повторениям, движения рук и ног начинают совершенствоваться, становясь по своей природе двигательными. Упираясь в пол и производя эти беспорядочные движения, ребенок обнаруживает, что переместился назад, вперед, вправо, влево. Обнаружив это, благодаря тому положению головы, которое позволяет ему смотреть перед собой, ребенок поймет пользу от тех движений, которые перемещают его вперед. Он осознает чувства, которые испытывает при движении вперед.

В 4 месяца ребенок уже приподнимается на выпрямленных руках, опираясь только на ладони. Важно, чтобы кисть малыша была хорошо раскрыта, пальцы расправлены. Для достижения этого хлопайте ладошками ребенка по своим ладоням, по различным твердым поверхностям (стол, стены и т.д.).

Трех-четырехмесячный ребенок становится более общительным: начинает "гулить", часто улыбается. На обращение взрослых и ласковый разговор отвечает "комплексом оживления": радость выражается улыбкой, звуками и активными движениями рук и ног (ребенок как бы смеется всем телом). Поддерживайте эту исключительно полезную реакцию частым общением с малышом.

Подберите несколько ярких, удобных для захвата игрушек. Желательно, чтобы погремушки имели длинную округлую ручку; предметы с плоской или граненой ручкой не рекомендуются, так как, захватывая их рукой, ребенок не противопоставляет большой палец, что в дальнейшем тормозит развитие ручной умелости. Вы, наверное, обращали внимание на то, как школьники по-разному держат ручку или карандаш, - этот навык формируется еще в младенчестве.

При рождении ребенок хватает предметы совершенно случайно и нерегулярно. Главное при этом не в том, что он может держать, а в том, что не может выпустить. Но по мере того как малыш растет, движения его рук становятся более целенаправленными. Теперь он может выпустить опасный или болезненный предмет, взять привлекательную игрушку. К трем месяцам исчезает физиологический гипертонус мышц-сгибателей рук, а затем, к четырем месяцам - и ног. Движения конечностями становятся свободными и более точными. Значит, можно вводить в занятия пассивные упражнения, начиная с самых простых и переходя в дальнейшем к более сложным. Во втором комплексе даются пассивные упражнения для рук и ног ребенка, причем вначале их лучше делать с легким встряхиванием (вибрацией).

Для тренировки мышц спины, живота, шеи и ног продолжаем использовать врожденные рефлексы, особенно рефлексы положения (позы) тела. Вы уже знаете, что в горизонтальном положении на весу ребенок отклоняет голову в корригирующую сторону: на животе - назад, на спине - вперед, на правом боку - влево, на левом - вправо. Смело переворачивайте малыша в воздухе, тренируйте его вестибулярный аппарат.

Занятия становятся более продолжительными, но длительность их подбирайте индивидуально, исходя из возможностей вашего ребенка. Те упражнения, которые вы не успели сделать, перенесите на другое удобное для вас и малыша время.

Массаж становится более интенсивным: вводится новый прием - растирание, его выполняют подушечками чуть согнутых пальцев или применяют кольцевое растирание.

Массаж всех частей тела должен начинаться и заканчиваться поглаживанием, что успокаивает ребенка и хорошо расслабляет мышцы, Итак, целью занятий с ребенком в возрасте 3-4 месяцев является:

  • нормализация тонуса ног;
  • воспитание первых навыков в изменении положения тела;
  • развитие ручной умелости.

Этому способствуют:

  • частое общение с ребенком;
  • вкладывание в ручки удобных для захвата игрушек;
  • теплые ванны и плавание;
  • более энергичный массаж;
  • активные движения на базе врожденных рефлексов;
  • пассивные упражнения с вибрацией.

Второй комплекс упражнений для массажа в 3 месяца

План занятий массажем с ребенком

1. Массаж рук:

  • поглаживание, 5-6 движений по каждой руке;
  • кольцевое растирание, 2-3 раза;
  • поглаживание, 2-3 движения.

2. Скрещивание рук на груди, 6-8 раз.

3. Массаж ног:

  • поглаживание, 2-3 движения по каждой ноге;
  • кольцевое растирание, 5-6 раз;
  • поглаживание, 2-3 движения по каждой ноге.

4. Скользящие шаги (с вибрацией), 5-6 раз каждой ногой.

5. Поворот на живот, 2-3 раза в каждую сторону.

6. Массаж спины:

  • поглаживание, 2-3 раза;
  • растирание подушечками пальцев, 2-3 раза всю поверхность спины;
  • поглаживание, 2-3 раза.

7. Пригибание позвоночника в положении лежа на боку (рефлекторное упражнение), 2-3 раза на каждом боку.

8. Положение "пловца", 1 раз.

9. Массаж живота:

  • поглаживание круговое, 2-3 раза;
  • поглаживание встречное, 2-3 раза;
  • поглаживание по косым мышцам живота, 2-3 раза;
  • растирание подушечками пальцев, 2-3 раза всю поверхность живота;
  • поглаживание (все приемы по 2-3 раза).

10. Приподнимание головы и туловища из положения на спине 2-4 раза.

11. Массаж стоп:

  • поглаживание, 2-3 раза каждую стопу;
  • растирание, 5-6 раз каждую стопу;
  • поколачивание, 8-10 ударов по каждой стопе;
  • поглаживание, 2-3 раза.

12. Сгибание и разгибание стоп, 5-6 раз каждое движение.

13. "Ходьба" - рефлекторное упражнение.

14. Массаж груди:

  • поглаживание, 2-3 раза;
  • вибрационный массаж, 3-4 раза;
  • поглаживание, 2-3 раза.

15. "Бокс" - упражнение для рук, 5-6 раз.

16. Упражнение на мяче.

Методические замечания по детскому массажу

1. Массаж рук. Выполните 5-6 поглаживаний по всей длине руки ребенка (см. I комплекс, упражнение 1) от кисти к плечу. Следующий прием - кольцевое растирание. Придерживайте кисти ребенка (левой рукой - правую, правой - левую), вложив в нее ваш большой палец. Большим и указательным пальцами свободной руки обхватите кольцом ручку ребенка в области запястья. Делайте энергичные кольцевые растирания с акцентом на наружной поверхности руки. Таким образом в 3-4 оборота продвигайтесь до локтя, затем в 5-6 оборотов - до плеча. Повторите этот прием 2-3 раза. Желательно, чтобы кожа ребенка порозовела. Закончить массаж рук необходимо 2-3 поглаживаниями.

2. Скрещивание рук на груди. И. п.: ребенок лежит на спине. Вложите большие пальцы своих рук в ладони ребенка, остальными - слегка придерживайте его кисти. Разведите руки малыша в стороны, можно это делать с легким встряхиванием, затем ведите их навстречу друг другу до перекреста на груди и обратно. При перекрещивании сверху должна ложиться то правая, то левая рука попеременно. Темп движений медленный, избегайте резких толчков. Повторите скрещивание 6-8 раз.

3. Массаж ног. Начните с 2-3 поглаживаний по всей длине ноги (см. I комплекс, упражнение 2) в направлении от стопы к бедру. Кольцевое растирание выполняется следующим образом. Большим и указательным пальцами обеих рук обхватите кольцами (вплотную одно над другим) голень ребенка в нижней ее части. Делайте энергичные расходящиеся кольцевые растирания и в 3-4 оборота продвигайтесь до колена по зад ненаружной поверхности голени Важно не задевать подколенную ямку и не тереть ахиллово сухожилие. Передне-наружную поверхность бедра удобнее растирать подушечками пальцев. Повторить 5-6 раз. Завершите массаж ног 2-3 поглаживаниями.

4. "Скользящие шаги" с вибрацией. И, п.: ребенок лежит на спине. Обхватите голени ребенка так, чтобы большие пальцы были расположены на передней поверхности голени, а остальные - на задней. Затем, с легким встряхиванием, выпрямите ногу ребенка и, скользя стопой по поверхности стола, согните ее. Повторите движение другой ногой". И так 5-6 раз каждой ногой. Это упражнение, напоминающее езду на велосипеде, хорошо укрепляет мышцы ног и воспитывает опорную реакцию. Если пассивное разгибание ног дается с трудом (в силу повышенного тонуса мышц-сгибателей), не спешите, отложите выполнение этого упражнения до более старшего возраста. Пока можно просто "потопать" стопами по поверхности стола. Скользящие шаги делаются медленно и очень осторожно, без рывков.

5. Поворот на живот (через правый бок - влево). И. п.: ребенок лежит на спине. Вложите указательный палец левой руки в левую ладонь ребенка, остальными пальцами обхватите его кисть. Правой рукой удерживайте обе ноги в области голеней "вилочкой" и, слегка выпрямив их, поверните таз ребенка влево. Непосредственно вслед за этим малыш самостоятельно поворачивает голову и верхнюю часть туловища в ту же сторону. Задержите малыша в положении на боку, пусть он потренирует мышцы шеи, удерживая голову. Затем выведите левую ручку ребенка чуть вперед - и малыш уже лежит на животе. Поправьте руки у него под грудью, расправив кисти. В упражнении используется врожденный вестибулярный рефлекс расположения частей тела. При выполнении этого сложного движения работают мышцы всего туловища ребенка. Последовательность отдельных моментов такая же, как при самостоятельном повороте здорового ребенка более старшего возраста. Иногда и 3-месячный малыш во время своих беспорядочных движений случайно запрокидывает одну ногу за другую, и таз поворачивается на бок (I момент). Это влечет за собой движение головы и верхней части тела в ту же сторону (II момент). Остается самое трудное: вытащить из-под себя ручку, и ребенок - на животе (III момент). Особенно важно воспитать правильный механизм поворотов, описанный выше, у детей ослабленных, недоношенных. Эти дети часто поворачиваются следующим образом: лежа на спине, упираются затылком и ягодицами, прогибая позвоночник вверх, что влечет за собой перевешивание тела на живот. В результате подобных упражнений усиливается прогиб позвоночника в области поясницы, а это нежелательно. Поворот выполняется по 2-3 раза в каждую сторону. Это упражнение очень полезно, и дети делают его с удовольствием, поэтому повторяйте повороты несколько раз в течение дня. При повороте через левый бок соответственно поменяйте руки.

6. Массаж спины и ягодиц. Начните с поглаживания всей спины, включая ягодицы. Ребенок уже устойчиво лежит на животе, поэтому поглаживание выполняется обеими руками 2-3 раза. Растирание лучше делать подушечками слегка согнутых пальцев. При прямолинейном растирании, в то время как пальцы правой руки смещают кожу вверх, пальцы левой руки - вниз, затем наоборот, с продвижением по всей спине. При круговом (спиралевидном) растирании пальцы правой руки смещают кожу по часовой стрелке, пальцы левой руки - против. Возможно растирание тыльной стороной согнутых пальцев. Важно, чтобы ваши руки двигались попеременно, иначе кожа ребенка будет растягиваться. Растирать ягодицы лучше поочередно. Завершать любой массаж надо поглаживанием.

7. Прогибание позвоночника в положении на боку (см. I комплекс, упражнение 5). Проведите энергично вдоль позвоночника ребенка подушечками выпрямленных пальцев. Повторите этот прием по 2-3 раза на каждом боку,

8. Положение "пловца". И. п.: ребенок лежит на животе. Указательным и большим пальцами правой руки обхватите снизу правую ногу ребенка в нижней части голени, остальными пальцами прихватите на том же уровне левую ногу. Затем, приподнимая ноги ребенка, подведите свободную ладонь под живот, создавая ему опору, и поднимите малыша над столом. При этом ребенок лежит горизонтально на ладони, как на площадке. Голова и верхняя часть туловища его приподняты, позвоночник разогнут, работают все мышцы задней поверхности тела. Упражнение делается 1 раз и длится несколько секунд.

9. Массаж живота. Начните с поглаживания в трех направлениях (круговом, встречном и по косым мышцам живота - см. I комплекс, упражнение 6). Каждое движение повторяйте по 2-3 раза. Растирание выполняется подушечками чуть согнутых пальцев. Вначале прием проводится правой рукой по расходящимся окружностям, начиная от пупка, затем обеими руками по прямым мышцам живота. Следите за тем, чтобы круговое растирание было по ходу часовой стрелки, и избегайте надавливания на область печени. В завершение массажа повторите поглаживание.

10. Приподнимание головы и туловища из положения на спине. И. п.: ребенок лежит на спине. Дайте ребенку обхватить большие пальцы ваших рук, остальными придерживайте его кисти. Затем выпрямите руки ребенка. Ласковыми словами и легким потягиванием за ручки побуждайте ребенка приподнять голову и верхнюю часть туловища, не доводя до сидячего положения. Затем медленно и осторожно поднимите малыша, лучше на бок, чтобы не ударить затылок. Это упражнение активное, очень полезное для укрепления мышц передней поверхности шеи и брюшного пресса. Повторите приподнимание 2-4 раза с укладыванием на правый и левый бок.

11. Массаж стоп. Погладьте, а затем энергично разотрите подошвы ребенка. Положение рук (см, I комплекс, упражнение 8). Растирание также выполняется подушечкой большого пальца круговыми движениями или в виде "восьмерки". Затем разотрите наружный и внутренний края стопы в направлении от пятки к пальцам. Новый прием - поколачивание стоп - выполняется следующим образом: тыльной стороной выпрямленных пальцев (указательного и среднего) правой руки наносим легкие ритмичные удары по стопе ребенка. Повторите это движение 8 - 10 раз в направлении от пятки к пальцам и обратно.

12. Сгибание и разгибание стоп. Надавливание в области основания пальцев на подошве вызывает рефлекторное сгибание стопы, энергичное растирание по наружному краю стопы - разгибание (см. I комплекс, упражнение 9).

13. "Ходьба". Врожденный рефлекс ходьбы сохраняется у детей до 4-месячного возраста. Поддерживая ребенка под мышками, ведите его к себе или от себя, слегка перенося вес тела с одной ноги на другую. Следите за правильным положением стоп (см. I комплекс, упражнение 12).

14. Массаж груди. Выполните поглаживание 2-3 раза (см. I комплекс, упражнение 11). Вибрационный массаж немного усложните: легкие, ритмичные надавливания пальцами на грудную клетку ребенка делайте при одновременном движении рук от середины к боковым поверхностям груди. Старайтесь не сильно надавливать на ребра. Повторите этот прием 3-4 раза, Завершите массаж поглаживанием.

15. Упражнение для рук "бокс". И. п.; ребенок лежит на спине. Вложите большие пальцы своих рук в ладони ребенка, остальными - слегка придерживайте его кисти. Попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша, т. е. при сгибании одной руки другую разогните, и наоборот. При разгибании следует двигать ручку вперед и к центру, слегка приподнимая плечо. Таким образом, имитируя движения боксера, слегка поворачивайте ребенка с боку на бок. Во время этого упражнения работают все мышцы рук и плечевого пояса. Повторите по 5 - 6 раз каждой рукой в медленном темпе избегая резких рывков.

16. Упражнение на мяче. Положите ребенка животом на мяч, широко разведя его ноги в стороны. Покачивайте малыша, при движении вперед-назад следите, чтобы он опирался стопами или раскрытыми ладонями о поверхность стола, и побуждайте его самостоятельно отталкиваться. Для лучшего раскрытия кистей похлопайте ладошками ребенка мяч. Затем положите ребенка на мяч спиной и, поддерживая его в области груди, покачивайте его в разных направлениях. Надувной мяч - одна из многих полезных и любимых игрушек детей грудного возраста. Положите его в детскую кроватку к ногам ребенка, пусть малыш пинает его, тренируя опорность стоп.