Идеальный слух. Музыкальный слух: что это такое и можно ли его развить? Абсолютный слух у ребенка

Абсолютный слух – это особый способ восприятия звуков. Человек, обладающий абсолютным слухом, определяет частоту звука, не сравнивая его с другими, не пропевая их про себя. Это качество отличает абсолютный слух от относительного слуха, при котором человек определяет звук, сравнивая его с другими.

Абсолютный в переводе с латинского absolutes означает «неограниченный». Различают пассивный и активный абсолютный слух.

При пассивном абсолютном слухе человек легко определяет высоту музыкального звука, но не способен его воспроизвести голосом. Активный абсолютный слух не имеет такого ограничения, обладатель этого качества может определить звук и напеть голосом.

Люди с активным абсолютным слухом – абсолютники, отличаются друг от друга быстротой определения, частотным диапазоном восприятия звуков, умением определять звуки разных тембров звучания.

Особенности звукового диапазона

Человек различает звуковые колебания в частотном диапазоне от 16 Гц до 20 000 Гц. Звуки высокой частоты в полном объеме воспринимаются в детстве, с возрастом верхняя граница понижается.

Человек с абсолютным слухом воспринимает звуки в обычном диапазоне, но обладает способностью точно различать звуки разной частоты, причем не на всем диапазоне слышимых звуковых колебаний, а на определенном участке.

Самая высокая точность распознавания звуков соответствует среднему регистру, уменьшается к краям частотного диапазона.

К среднему регистру относятся малая, первая, вторая октавы. В среднем регистре лежит и речевой диапазон, средняя часть диапазона – первая октава.

Эталон звучания

В 1939 году на Международной конференции в Лондоне был принят стандарт для настройки музыкальных инструментов по всему миру. Эталоном звука, по которому и сегодня сверяют свои действия все музыканты мира, служит звучание ноты «ля», соответствующее частоте 440 Гц.

Псевдоабсолютный, гармонический, внутренний слух

Кроме абсолютного, различают псевдоабсолютный слух. При этом способе распознавания звуков человек сравнивает внешний звук со звуком своего голоса. Отсчетом для определения звука может служить самый высокий или самый низкий звук собственного голоса.

Еще одной особенностью людей с абсолютным слухом является умение распознавать звуки при их одновременном звучании. Такой слух называют гармоническим. Абсолютники точно называют количество звуков в гармоническом аккорде, распознают каждый из них.

Для музыканта важно обладать не только хорошим абсолютным и относительным восприятием звуков, но и развитым внутренним слухом.

Это качество основывается на музыкальном опыте, способности мыслить музыкальными образами, представлять гармонию музыкального произведения в целом.

Внутренний слух основывается на музыкальном таланте, совершенствуется всю жизнь. Такие известные композиторы, как Бетховен, Сметана, страдающие в конце жизни глухотой, писали музыку, пользуясь исключительно внутренним слухом.

Абсолютный слух и музыкальные способности

Абсолютная способность распознавать звуковые частоты всегда врожденная, но для того, чтобы она проявилась, человек должен сначала услышать звуки. Частота услышанного звука сохраняется в памяти без изменений всю жизнь. Первым известным абсолютником считается В. А. Моцарт.

С возрастом абсолютный слух не утрачивается, а по некоторым данным, улучшается. Встречается врожденная способность абсолютного распознавания звуков в среднем с частотой 1: 10 000. Среди профессиональных музыкантов эта способность отмечается чаще, примерно у одного на несколько десятков человек.

Количество абсолютников выше у народностей с тональными языками. К таким языкам относятся японский, вьетнамский.

Жители этих стран музыкальны, любят и понимают музыку. Тем не менее, количество композиторов в этих странах в среднем не выше, чем в европейских государствах.

Дело в том, что абсолютный слух — не гарантия музыкальной одаренности. По аналогии с литературой, не достаточно распознавать цвета, чтобы рисовать, знать буквы, чтобы стать писателем.

Можно ли достичь абсолютного слуха тренировкой

Абсолютник отличается от человека с относительным музыкальным слухом способностью сохранять в памяти частоту звука. Поступающий в слуховой анализатор внешний звук сравнивается с имеющимися у абсолютника в памяти частотами и выбирается наиболее близкое значение.

Совершенно идеального звучания внешнего звука добиться сложно. В действительности даже эталон — нота «ля», воспроизводится не на частоте 440 Гц, а с небольшой погрешностью. Диапазон погрешности или звуковысотная зона составляет 435-445 Гц.

Специальной тренировкой обычный человек при желании способен максимально приблизиться к умению различать звуки с абсолютной точностью.

Возможно, не каждому удастся достичь скорости распознавания и точности определения звука, характерных для абсолютного слуха, но приблизить свой музыкальный слух к желаемому идеалу, по силам каждому.

Обязательным условием для начала занятий должно быть наличие относительного музыкального слуха. Этот способ распознавания звуков может быть развит в совершенстве и соответствовать уровню абсолютного распознавания звуков.

Существуют специальные программы – Ear Power, Earope, позволяющие совершенствовать слух самостоятельно. Желающим улучшить свой абсолютный слух предлагаются курсы, где под руководством тренера шаг за шагом постигается мастерство распознавания музыкальных звуков.

Известно большое число успешных, выдающихся композиторов, не обладавших абсолютным слухом с рождения и отточивших мастерство в профессиональной деятельности.

Недостатки абсолютного слуха

Не всегда выдающиеся качества приносят обладателю одну лишь только пользу. Абсолютный слух в обычной жизни создает даже некоторые неудобства.

Так, абсолютники слышат любую фальшивую ноту. Диссонанс режет слух, отвлекает, вносит оттенок неудовольствия в занятия. Абсолютный слух улавливает фальшивые ноты в звучании оркестра на концерте, церковного пения в храме, звуки обычного пения в караоке вызывают шок.

Кроме того, чистый абсолютный слух без развитого относительного слуха позволит человеку играть с листа сложные музыкальные произведения, идеально настраивать инструменты, но не позволит писать музыку. Обладатель абсолютного слуха с неразвитым относительным слухом воспринимает музыкальные звуки в отдельности, не чувствует их взаимного тяготения и гармонии.

Абсолютный слух обнаруживается при занятии музыкой, тренируется и развивается в течение всей жизни, не ослабевает с возрастом. Музыкальные способности человека складываются из умения точно различать высоту звука, способностью определять тембр, длительность, относительную высоту и интенсивность звуков.

Интервалы Тритоны Гаммы, лады Трезвучия Обращения
трезвучий Характерные
интервалы Обращения
доминантсептаккорда Вводные
септаккорды Все разделы

Начать! Начать! Начать! Начать!

Приступаем к работе!

Данный тренажер предназначен для выработки практических навыков слухового анализа чистых, малых и больших интервалов мажорных, минорных, увеличенных и уменьшенных трезвучий обращений мажорных и минорных трезвучий характерных интервалов доминантсептаккорда и его обращений. Ваша задача - научиться определять их на слух.

Для перехода на следующую страницу нажмите "Дальше!". Если необходимо сначала повторить теоретический материал по теме " Интервалы Трезвучия Характерные интервалы Доминантсептаккорд ", перейдите в раздел " Немного теории Немного теории Немного теории Немного теории ".

Проверь себя!

Тренажер предназначен для выработки практических навыков слухового анализа по основным направлениям, использующимся в музыкальной школе. Предполагается, что по каждой теме проведена предварительная тренировка.

Данный раздел носит обобщающий характер, некоторые задания даны в сжатом виде.

Перед началом работы настройте выберите несколько пунктов по пройденным темам или кнопку "Все".

При ответе на каждый вопрос необходимо сначала определить тему ответа, а затем из открывшегося списка выбрать правильный вариант.

Для перехода на следующую страницу нажмите "Дальше!"

Все Случайные Сброс

На главную Дальше!

Какой вариант изложения выбрать?

Прослушать задания можно двумя способами - в гармоническом изложении (оба звука берутся одновременно) и мелодическом (звуки берутся поочередно). Обычно начинающие выбирают мелодическое звучание, которое помогает "пропеть" звуки интервала и определить расстояние между нотами. Но наиболее часто используется гармонический вариант. Так что если есть опыт отгадывания, выбираем гармонический вариант.

Выбираем тему

Перед началом тренировки выберите нужный раздел: Гаммы (различные виды мажора и минора) или Лады народной музыки (для учащихся старших классов).

Какой вариант изложения выбрать?

Так как некоторые виды септаккордов можно определить на слух только по разрешению в другой аккорд, при выборе варианта "Без разрешения" будут предложены лишь малый вводный и уменьшенный вводный в основном виде.

При выборе вариантов с разрешением можно будет прослушать обращения уменьшенного вводного септаккорда. Малый вводный в этом случае не предлагается.

Из-ло-же-ние

Выбираем тему

Гар-мо-ни-чес-кое Ме-ло-ди-чес-кое Гаммы (лады) Лады народной музыки Без разрешения С разрешением Без разрешения С разрешением С разрешением через обращения D7

Приступаем к работе!

Данный тренажер предназначен для выработки практических навыков слухового анализа различных звукорядов чистых, малых и больших интервалов. Ваша задача - научиться определять их на слух.

Данный тренажер предназначен для выработки практических навыков слухового анализа уменьшенных вводных септаккордов.

По разрешению в тот или иной аккорд нужно определить разновидность его обращения.

Перед началом тренировки настройте её параметры: выберите несколько пунктов по пройденным темам или кнопку "Все" (для начинающих количество подразделов должно быть небольшим). Задания будут даваться из выбранного материала.

Для перехода на следующую страницу нажмите "Дальше!". Если необходимо сначала повторить теоретический материал по теме " Гаммы, лады Интервалы Вводные септаккорды ", перейдите в раздел " Немного теории Немного теории Немного теории ".

Вы-бе-ри раз-де-лы для про-слу-ши-ва-ния

Все Случайные Сброс

На главную Дальше!

Тест или тренажёр ?

Если задача - потренировать слуховые навыки, выбираем режим "Тренажёр". Если Вы хотите узнать, насколько хорошо подготовлены, выбираем "Тест" (проверка знаний на оценку). В режиме тренажёра работаем, пока не надоест (и тогда нажимаем кнопку "Завершить"). В режиме теста ограниченное количество заданий, по итогам которых выставляется оценка.

Тре-на-жёр Тест Тре-на-жёр Тест Тре-на-жёр Тест Тре-на-жёр Тест Тре-на-жёр Тест

воспроизводить отдельные музыкальные тоны в отсутствие музыкального первоисточника или стандарта. Эта способность называется абсолютным, или идеальным, слухом. (Обзор литературы на эту тему см. в работе: Gregersen, 1998.) Абсолютный слух - редкость даже среди профессиональных музыкантов, и им обладает менее 1 % всего
населения (Moore, 1989), хотя среди музыкантов, начаших обучение в очень раннем детстве, люди с абсолютным слухом встречаются несколько чаще (Baharloo et al, 1998; Rauschecker, 1999; Deutsch et al., 1999). Хотя продолжительное обучение и способствует развитию абсолютного слуха, он во многом определяется генетическими факторами (Baharloo et al., 1998). Более того, с помощью ПЭТ в слуховой коре левого полушария были идентифицированы «ответственные» за него нейроны (Schlaug et al., 1995; Zatorre et al., 1994).

Поскольку едва ли все обладатели абсолютного слуха начали свое музыкальное образование очень рано (когда им не было еще и шести лет), весьма вероятно, что систематическое общение с музыкой в раннем детстве условие необходимое, но не достаточное для его развития (Baharloo et al, 1998; Miyazaki, 1988; Deutsch et al., 1999). (Кстати, хотя сам по себе ранний музыкальный опыт и не является гарантией развития абсолютного музыкального слуха, исходя из данных, представленных в работе Chan et al., 1998, можно предположить, что он улучшает вербальную память.) В этом смысле абсолютный слух - хороший пример того, как сочетание генетических и средовых факторов способствует развитию сложной перцептивной способности.

О том, что такое абсолютный слух, можно судить по историческому анекдоту, приведенному в работе Stevens & Warshofsky, 1965: гениальный композитор Вольфганг Амадей Моцарт, обладавший абсолютным слухом, в семилетнем возрасте как- то сказал, что его скрипка настроена на четверть тона выше, чем скрипка его друга, на которой он играл накануне!

В известном смысле противоположностью абсолютному слуху является неспособность различать звуковые тоны (tone deafness). Понятно, что сам по себе этот термин некорректен (в дословном переводе с английского tone deafness - «тональная глухота». - Примеч. пер.), ибо большинство из «тонально глухих» ничуть не хуже различают два разных по высоте тона, чем «нормальные» индивидуумы.

Не исключено, что те, кого признают неспособными различать звуковые тоны, всего лишь испытывают большие, чем другие люди, затруднения, когда им нужно воспроизвести или пропеть какой-то музыкальный пассаж, образованный звуками, которыми они обычно не пользуются в нормальной речи (Moore, 1989). Более того, в результате занятий музыкой и практики эти люди заметно прогрессируют, а это значит, что основной причиной неспособности различать звуковые тоны является ограниченный опыт общения с музыкальным материалом.

Музыкальная агнозия: амузия. Несмотря на то что такой диагноз, как «тональная глухота» и может быть подвергнут сомнению, известна определенная форма аудиальной агнозии - недуга, причина которого заключается в нарушении функции определенных участков височных долей, избирательно влияющем на восприятие музыки (Peretz et al., 1994; Peretz, 1993,1996). Этот недуг, называемый музыкальной агнозией, или амузией, проявляется в неспособности распознавать мелодии и тональности. Однако он не влияет на восприятие иной акустической информации, такой, например, как речь и те звуки, которые постоянно сопровождают нас в повседневной жизни (Patel et al., 1998). То, что это неврологическое заболевание касается только восприятия музыки, позволяет предположить наличие в аудиальной системе определенных нейронных контуров (neural circuits) и кортикальных подсистем, избирательно настроенных на обработку музыкальной информации (Peretz & Morais, 1989, 1993; Tramo et al., 1990). В пользу этого предположений свидетельствуют и результаты наблюдений над пациентами, перенесшими операции, в результате которых правое и левое полушария их мозга были отделены друг от друга и начали функционировать самостоятельно. Эти наблюдения свидетельствуют о том, что обработка информации о некоторых отличительных признаках музыки, и в первую очередь тех, которые связаны с гармонией, происходит В правом полушарии (Tramo, 1993; Tramo & Bharucha, 1991).

Трудно удержаться от соблазна высказать предположение, что амузия является поведенческим последствием неспособности извлечь из такого аудиального стимула, как музыка, целостную - в гештальтистском смысле этого слова - информацию. И мы переходим к рассмотрению роли гештальтистских факторов группирования в восприятии музыки.

Все любят музыку, но далеко не каждый человек является музыкальным от рождения. Бывает, наступает момент, когда в эмоциональном порыве хочется исполнить пару строчек из свежего хита Майли Сайрус. Однако после перформанса приходится ловить на себе сочувствующие взгляды и слушать неодобрительные комментарии. Чтобы этого не допустить, нужно разобраться, что такое музыкальный слух и что делать, если у вас его нет.

Кому-то абсолютный слух дан от природы, кто-то воспитал его
со временем

Музыкальный слух - довольно широкое понятие, вмещающее в себя целый список способностей, позволяющих полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать её достоинства и недостатки. Хорошо развитый музыкальный слух является жизненно важной способностью музыкантов, продюсеров, звукорежиссеров. Кому-то он дан от природы, кто-то воспитал его со временем. Любому творческому человеку, даже и несвязанному с музыкой, не помешает добавить в свою копилку скиллов и этот. Недавно специалисты доказали , что музыкальный слух даже помогает осваивать иностранные языки.

Научно установлено, что в мозгу есть определённый участок, отвечающий за музыкальный слух. Этот пучок расположен в слуховой зоне: чем он объёмнее и чем больше нервных волокон содержит, тем лучше развит у человека слух. Как же определить, есть ли у вас слух и как обстоит дело с вашими нейронами в той самой области мозга? Для этого не обязательно идти и делать магнитную томографию, достаточно попытаться точно повторить услышанную мелодию, например, из припева песни Reflektor группы Arcade Fire, при этом стараясь удержать ритм. Не получилось с первого раза - не расстраивайтесь. Вероятно, у вас нарушена координация в работе слухового или голосового аппаратов, и вам нужно больше тренироваться.

Мне кажется, точно определить, есть ли у вас слух или нет, помогут профессионалы. Но, в любом случае, нет смысла отчаиваться, потому что это всё можно развить. Главное, чтобы было желание.

Существуют несколько разновидностей
музыкального слуха:

Абсолютный слух

Это способность точно определять высоту тона (музыкальную ноту) любого звука, не прибегая к сопоставлению его с каким-либо эталоном. Считается, что этот талант - врождённый и присутствует у 1 из 10000, и даже большинство из величайших музыкантов в мире не имеют абсолютного слуха.

Относительный (или интервальный)

Слух, способный определять и воспроизводить музыкальные интервалы в мелодиях, аккордах и т. д. При этом высота звука определяется путём его сравнения с эталоном.

Внутренний слух

Способность к ясному мысленному представлению (чаще всего - по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодических построений.

Интонационный слух

Вид восприятия музыки, позволяющий понимать её характер, экспрессию.

Ладовый слух

Умение слышать, разделять и определять различия в аккордах, созвучиях и отрезках мелодии, например, их устойчивость и неустойчивость.

Ритмический слух

Способность двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма.

Также мастера вокала и музыковеды выделяют гармонический, полифонический, ритмический, фактурный, тембральный и архитектонический слух

Поставив себе серьёзную задачу - во что бы то ни стало натренировать свои уши, конечно, нужно обратиться к специалисту и найти преподавателя по сольфеджио (есть такая специальная дисциплина, предназначенная для развития слуха и музыкальной памяти).

Лучше всего пойти к опытному частному преподавателю и хорошо бы начать осваивать нотную грамоту вместе с желаемым инструментом. Вас научат различать ноты и интервалы, а далее и аккорды целиком, тональности и как с этим всем можно обращаться. Я пошёл на сольфеджио, когда у меня самого возник интерес. Каждое занятие мозг вспухает от новой информации и начинает её болезненно обрабатывать. Самое полезное в сольфеджио для музыканта - это практические занятия, когда тебя на слух натаскивают определять ноты и их соотношения - интервалы, аккорды и т. п.

Самое элементарное упражнение - это, наверное, просто пропевать гамму (до-ре-ми-фа-соль-ля-си) в унисон под фортепиано. Также я бы посоветовал на слух подбирать на инструменте мелодии из любимых треков, пока не будет получаться один к одному. Вдвойне полезно заниматься под метроном и уделять отдельное время упражнениям на чувство ритма.

Позанимавшись некоторое время, начинаешь слышать структуру композиций на гораздо более тонком уровне. Просто слушаешь музыку и адски во всё врубаешься! Отмечаешь крутые ходы или, наоборот, простые, элементарные. В общем, воспринимаешь всё более проницательно.

7 программ и приложений

Если на преподавателя нет времени, можно попробовать натренировать музыкальный слух с помощью специальных веб-сервисов, программ и приложений, которых в последнее время появилось масса. Мы подобрали некоторые из них.

Чтобы натренировать слух и научиться различать и определять интервалы, аккорды, тембры, ритмы и другие базовые элементы музыки, необходимо много практиковаться. Для таких практических занятий просто необходимо иметь партнёра-аккомпаниатора, который играл бы на инструменте те самые интервалы и аккорды для угадывания. Сервис Ear Teach позволяет тренироваться самостоятельно, чётко отслеживая свой прогресс. Программа существует как в веб-версии, так и в виде отдельной программы (правда, пока только для Windows).


Theta Music Trainer - ресурс, включающий в себя несколько десятков флеш-игр для развития слуха, большинство из которых интуитивно понятны. В некоторые игры можно играть бесплатно без всякой регистрации, для доступа к другим придётся ввести свои данные. Для полноценного прохождения всего курса и доступа ко всем материалам сайта нужно завести платный аккаунт (за $7.95 в месяц или $49 в год).


EarMaster 6 - это последняя версия обучающей программы датских разработчиков. В ней вы найдёте 2000 уроков и упражнений, как для самых начинающих, так и для опытных музыкантов. Подключив к своему компьютеру микрофон, вы можете напевать мелодии по нотам, отображающимся на экране. Программа в свою очередь оценит ваш слух, выдав подробный отчёт о попаданиях в тона. Стоимость: €47.95


Auralia 4 - серьёзная программа, которая содержит 41 тему, охватывающую основы сольфеджио: интервалы и гаммы, аккорды и их последовательности, ритмы, гармонии и мелодии. Auralia позволяет устраивать самому себе мелодические диктанты, подключать MIDI-клавиатуру и микрофон. $99.00


Pitch Improver

Простой сборник базовых упражнений, предлагающих воспроизвести мелодии по слуху. Нажмите кнопку Play и попытайтесь повторить услышанное на виртуальных клавишах. Первая нота отмечена буквой, а остальные подсвечены зелёным. Чтобы пройти на следующий уровень, нужно безошибочно сыграть все ноты. Pitch Improver можно попробовать в сетевой версии, а также загрузить на смартфон

Если вы думаете, что “вам слон на ухо наступил” и вы никогда не сможете воспринимать окружающие вас звуки так, как их воспринимают люди, одаренные музыкальным слухом с рождения, то вы глубоко ошибаетесь. Развить музыкальный слух не так уж сложно, как вам кажется. И сегодня мы дадим вам несколько советов, которые помогут вам это сделать.

Для начала давайте разберемся в видах слуха. Чтобы развить музыкальный слух, нам нужно отточить:

  • Ритмический слух. То есть научиться слышать и ощущать ритм.
  • Мелодический слух – умение понимать движение и структуру музыки и слышать ее тонкости.
  • Относительный – слух, позволяющий понимать величину музыкальных интервалов и высоту звука.
  • Внутренний слух – то есть слух, позволяющий ясно представлять музыку и отдельные звуки в своих мыслях.
  • Интонационный слух, позволяющий понимать характер и тон музыки.

Конечно, существует гораздо больше видов слуха, но мы остановимся на этих пяти, так как их достаточно для того, чтобы обрести музыкальный слух.

Итак, что же нам нужно делать, чтобы натренировать эти виды слуха.

1. Музыкальный инструмент

Идеальный способ “прокачать” все виды слуха – это начать учиться игре на каком-либо инструменте. Таким образом вы запомните, как должна звучать каждая нота, натренируете свое чувство ритма и в целом начнете лучше понимать музыку. Но так как у вас, скорее всего, нет времени на обучение игре на музыкальных инструментах, давайте пойдем дальше.

2. Пение

Если у вас нет дома фортепиано – найдите онлайн версию в интернете и каждый день по нескольку раз играйте на нем гаммы и пойте их вместе с фортепиано. Когда вы начнете уверенно чувствовать себя с гаммами, приступайте к интервалам, аккордам и простым мелодиям. Главное не стесняйтесь. Если вы боитесь, что вас кто-то услышит – постарайтесь тренироваться в то время, когда вы одни дома. Но на самом деле, ничего постыдного здесь нет! Вспомните только караоке-бары, где люди, мягко говоря, без голоса и слуха поют так громко, что их слышно и за пределами бара.

3. Медитация

Мы назвали этот пункт так, потому что упражнение, о котором мы сейчас вам расскажем, очень похоже на практики медитации для новичков. Оно поможет вам развить внимательность к звукам.

Гуляйте на улице без наушников, стараясь уловить обрывки разговоров, шум деревьев, звук машин, стук каблуков по асфальту; то, как собака шаркает лапой по земле; то, как кто-то вытряхивает одеяло на балконе….вы заметите, что вас окружает такое количество звуков, что в это и поверить сложно. Дома тратьте пять минут в день на то, чтобы послушать, как доносится жужжание холодильника из кухни, шум воды в трубах, разговоры соседей, шум с улицы.

4. Голоса

Разговаривая с человеком, старайтесь запомнить его голос. Также можно смотреть фильмы, запоминая голоса актеров, а затем прослушивать отдельные части фильма и стараться назвать персонажа, основываясь лишь на его голосе.

Старайтесь замечать манеру разговора вашего собеседника, тембр его голоса; вспоминая разговор с кем-либо, старайтесь проговаривать у себя в голове фразы собеседника его же голосом.

5. Учитесь слышать музыку

Конечно, очень приятно слушать музыку и не думать ни о чем. Но если перед вами стоит цель развить музыкальный слух, то старайтесь вникать в музыку, которую вы слушаете. Учитесь отделять один музыкальный инструмент от другого; изучите, как звучит гитара под разными “примочками”, чтобы не путать ее с другими инструментами; научитесь также отличать разные режимы синтезатора от остальных музыкальных инструментов; послушайте, как звучат настоящие барабаны и электронные.

Такая практика поможет вам не только развить музыкальный слух, но и научит более тонко слышать музыку, что в свою очередь подарит вам еще большее наслаждение от ее прослушивания. Есть один побочный эффект у данной практики – скорее всего впоследствии вы не захотите слушать то, что слушаете сейчас, вам захочется чего-то более сложного и объемного. И это отлично, ведь не это ли является основным показателем вашего продвижения?

6. Ритм

Есть такая классная вещь, называется “метроном”. Вы можете приобрести себе его или же найти онлайн версию в интернете. Каждый день упражняйтесь с метрономом, отстукивая пальцем (рукой, ногой, чем угодно), ритм, который он вам задает.

Когда вы почувствуете себя уверенно с метрономом, переходите к распознаванию ритма в музыке. Начните с той музыки, в которой присутствуют барабаны, по ним проще определиться с ритмом. А затем переходите к работе с музыкой, не содержащей шумовых инструментов, позволяющих без особого труда определить ритм (классическая музыка, например).

Еще один приятный способ улучшить свое чувство ритма – танцы. Запишитесь в танцевальную студию или же танцуйте дома в свое удовольствие.

7. Источник звука

Если у вас есть помощник для этого задания – прекрасно! Закройте глаза и попросите кого-нибудь ходить вокруг вас в комнате и за ее пределами и издавать звуки (голос, хлопок в ладоши, звонок колокольчика и так далее). И каждый раз, когда ваш помощник издает звук, вы должны постараться понять, с какой стороны он доносится. Довольно простое задание, если вы с помощником находитесь в одной комнате, но как только он начнет ходить по квартире, вы заметите, что вам стало сложнее определить, откуда доносится звук.

Если же у вас нет человека, который сможет вам в этом помочь, то вы можете поступить следующим образом. Выйдите на улицу, сядьте где-нибудь на лавочку и прислушайтесь к окружающим вас звукам, как в третьем упражнении. Только в этот раз вам нужно будет еще и понять, с какой стороны доносится этот звук.

Программы и приложения

Конечно же, существует множество программ для развития музыкального слуха, и мы собрали лучшие из них.

1. Earteach

Отличное приложение, содержащее в себе упражнения на гаммы, аккорды и интервалы. Отлично подойдет для тех, у кого музыкальных слух уже более развит. Можно скачать и версию для ПК.

Принцип очень простой – нужно сыграть мелодию, которую вы только что услышали. Приложение также можно скачать на Android и iOS.

Простая игра, которая поможет вам запомнить ноты. Также справа вы сможете найти еще множество игр на развитие музыкального слуха.