Исследовательская работа "образ петра первого в русской литературе". "Петр Первый" (Толстой): анализ романа, образ Петра, система персонажей Краткая характеристика петра 1 толстой


Начиная работу над романом «Петр Первый», Алексей Николаевич Толстой признавался: «На «Петра» я нацеливался давно. Я видел все пятна на его камзоле, я слышал его голос, но Петр оставался для меня загадкой в историческом тумане». Позже центральную проблему своего романа писатель определял как «становление личности в эпохе». В начале книги рисуется допетровская Русь. Нищая, темная, разоренная бунтами, воровством и непомерными налогами. «Над Москвой, над городами, над сотнями уездов, раскинутых по необъятной земле, кисли столетние сумерки - нищета, холопство, бездолье». «Ни ремесел, ни войска, ни флота… Одно - три шкуры драть, да и те худые…» Все слои населения недовольны существующим порядком жизни. Необходимость коренных преобразований понятна и «мужику с поротой задницей», и бедному дворянину, и князю Василию Голицыну.

Стране был необходим реформатор. Сама история выбирает для этой миссии Петра, который явился выразителем не только своей личной воли, но и требований эпохи. В первых главах юный Петр весьма далек от предназначенной ему великой миссии. Его целиком поглощает борьба за власть, увлекает яркий, шумный, лишенный скуки мир Кукуйской слободы, жестокие потехи, вино, женщины. «Кукуйский кутилка» начинает осознавать необходимость перемен, когда видит настоящие морские торговые корабли в Архангельске и «гордое презрение иностранцев, прикрытое любезными улыбками». Оглянувшись на прошлое, он думает: «А что сделано за эти годы - ни дьявола: баловался!» Петр осознает необходимость «замахиваться на большее»: воевать за выход России к Черному и Балтийскому морям - без этого России не быть! Неудача и позор под Азо-вом «бешеными удилами взнуздали его». Кончились потехи, начались великие дела на благо России.

Личная судьба Петра теснейшим образом переплетается с судьбой России. Как наиболее ценную черту его личности Толстой отмечает безотказное служение Отечеству. Он без ханжеского высокомерия признает справедливость речей иностранцев и учится у Европы торговать, строить корабли, плавать по морям. Без преклонения и самоуничижения учится ремеслу сам и заставляет учиться других, нанимает учителями лучших европейских специалистов. Сурово и решительно расправляется он с личными врагами (Софья, восставшие стрельцы, бояре), но не столько из личной мести, сколько из-за того, что они стали тормозом на пути преобразования России. Заставляет бояр брить боровы, чистить зубы, одеваться в иноземное платье, собираться на ассамблеи, знать «политес», учить языки. Петр озабочен развитием культуры, образования, а значит - процветанием России.

Любое начинание, направленное на пользу России, встречает безоговорочную поддержку государя, воспринимается им как личная победа, вызывает гордость за то, что русские становятся на ноги и успешно могут конкурировать с европейцами. Трудолюбивый и неприхотливый, Петр ценил людей по уму, таланту, деловым и нравственным качествам, а не по знатности рода. Он выдвигал и приближал к себе только тех, кто так или иначе послужил России. Алексей Толстой изображает царя как талантливого военачальника, реформатора армии, умеющего даже из поражений извлечь полезные уроки. Проезжая по полю, где когда-то случилась «нарвская конфузил», Петр с беспощадной откровенностью говорит: «Здесь погибла моя армия… На этих местах Карл нашел великую славу, а мы - силу. Здесь мы научились - с какого конца надо редьку есть, да похоронили навек закостенелую старину, от коей едва не восприняли конечную погибель…» Войну он считает исторической необходимостью, «нуждой государственной», в отличие от Карла, которого война интересует ради войны. Шведский король не думает о своей стране, о своей армии, которой рискует, он ничего не желает от жизни, кроме «грохота и дыма пушек, лязга скрещенного железа, воплей раненых солдат и зрелища истоптанного поля, пахнущего гарью и кровью». Как отличается от него Петр, когда, готовясь к решающему штурму Нарвы, говорит Меншикову: «Второй раз отступить от Нарвы нельзя… Нарва - ключ ко всей войне… Город брать нужно быстро, и крови нашей много лить не хочется…» А при взятии Юрьева приказывает Шереметеву: «Сам делай свое дело, для Бога только не теряй людей напрасно…» Здесь Пётр изображается как истинный гуманист, мудрый военачальник.

Писателю удалось воссоздать многогранную личность Петра, сформированную определенной средой и исторической эпохой. Жестокость, грубость, деспотичность сочетаются в нем с талантливостью, жизнелюбием, упорством, широтой души, патриотизмом. Эта двойственность Петра объясняется реалиями русской жизни. Петр действует так, как диктует взрастившая его эпоха, он в огромной степени - сын своего времени. Сначала - влияние исторических событий на Петра, затем - все увеличивающееся влияние самого Петра, его реформаторской деятельности на события эпохи - такова логика развития образа царя в романе. В центре повествования оказывается мощный процесс возрождения России, движимый умом и волей центрального героя романа, обеспечивший политическую, экономическую и национальную независимость государства, ставшего из отсталой страны европейской державой.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

по культурологии

ОБРАЗ ПЕТРА I

Введение

2. Образ Петра I в литературе

3. Образ Петра I в искусстве

Заключение

Введение

Моя работа посвящена Петру I. Считаю эту тему актуальной, так как образ этого человека многолик и освещается неоднозначно писателями и художниками. Целью моей работы является определение образа Петра I в литературе и искусстве. В рамках поставленных целей работы можно выделить следующие задачи:

Ближе познакомиться с произведениями А.С. Пушкина и А.Н. Толстого, затрагивающими петровскую эпоху, и глубже изучить их;

Выявить их тематическую и идейную направленность;

Определить особенности изображения Петра I художниками и скульпторами;

Сравнить образ Петра I в литературе и искусстве;

Обобщить и систематизировать результаты исследовательской деятельности;

Сделать выводы по теме, обозначив положительные и отрицательные черты в образе Петра I.

1. Петр I как историческая фигура

Петр I - первый русский император, самый яркий и известный политик XVIII столетия, поставивший страну на твердый курс. Почему же тогда до сих пор столько споров именно о царе-реформаторе? Петровские реформы во многом определили исторический путь России, значит, обращаясь к Петру, мы обращаемся во многом к истокам нашей культуры, нашей цивилизации, пытаемся понять очень важное для самих себя. «Мы просыпаемся. Какой сегодня день? 1 января 1841 года? Петр Великий велел считать месяцы от рождества Христова. Пора одеваться - наше платье сшито по фасону, данному Петром, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которые развел он.

Попадает на глаза книга - Петр ввел в употребление этот шрифт. Вы начинаете читать ее - этот язык сделался при Петре письменным, литературным, вытеснив церковный. Приносят газеты - Петр их начал.

За обедом от соленых огурцов до сельдей, до картофеля, который указал он сажать, до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить нам о Петре…», - так писал Погодин Михаил Петрович, говоря о результатах деятельности Петра I в своей работе «Петр Великий» в 1841 году. Познакомившись с характеристикой Петра Великого, я попыталась разобраться в его личности - противоречивой и сложной. Таким породила его эпоха. От своего отца и деда унаследовал он черты характера и образ действий, мировоззрение и замыслы на будущее. Он был яркой индивидуальностью во всём, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями и делами, заимствовать нужное и полезное у других народов.

“Потешные игры” и английский бот не остались только детской игрой. Они стали началом будущего грандиозного дела, преобразовавшего Россию. Щедро одарённый от природы человек, имел влечение к любым видам техники и к самым различным ремеслам. С детских лет он искусно плотничал, столярничал, малярничал. Пятнадцатилетний Петр увлекался прикладными математическими дисциплинами, в частности геометрией. С годами он приобрел обширные технические познания.

Этот интерес у него сохранился на всю жизнь. Инженерные увлечения Петра давали ему возможность изобретать новые принципы вооружения и тактические новшества. Знание баллистики навело Петра на мысль о принципиально новом виде открытой артиллерии - редутах, блестяще опробованных в Полтавской битве.

Нарвская катастрофа заставила царя критически оценить вооружение солдат. И он находит простейшее решение: привинчивание трехгранного штыка к стволу ружья пехотинца. Это сделало атаку русской пехоты основным тактическим приемом, причём задолго до Суворова. На этапе знакомства с биографией Петра I, меня поразило крайне разностороннее развитие человека и его бурная, но целенаправленная деятельность почти в любых сферах общественной и государственной жизни.

2. Образ Петра I в литературе

Сложная личность Петр I был привлекательна для писателей и поэтов. В то время они воспевали монархов потому, что они олицетворяли государство, героев - потому, что они служили государству, мир - потому, что он способствовал процветанию государства. Мне было интересно узнать больше о человеке уже не как историческом деятеле, а как герое литературных произведений.

Русская философская мысль по-разному относилась к Петру I и его деятельности. Михаил Васильевич Ломоносов почитал Петра - великого собирателя земель, неутомимого работника и ученого мужа.

Рожденны к скипетру, простер в работу руки,

Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки,

Когда он строил град, сносил труды в войнах,

В землях далеких был и странствовал в морях,

Художников сбирал и обучал солдатов,

Домашних побеждал и внешних супостатов.

Не мог обойти стороной этого великого человека А.С. Пушкин. Он собрал огромный материал о Петре, писал заметки о нём, создал его образ в поэмах «Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Великого». Пушкин понимал противоречивость характера Петра и намеревался посвятить ему одно из своих будущих творений. Но даже гениальному поэту осуществление этого замысла представлялось необычайно сложным: «Я ещё не мог доселе постичь и объять умом этого исполина: он слишком огромен для нас, близоруких, и мы стоим к нему близко,- надо отвернуться на два века, - но я постигаю его чувством». Для раскрытия образа Петра I в поэме «Полтава» Пушкин использует антитезу, противопоставляя ему Карла XII. Петр "весь, как божия гроза», «движенья быстры», «он промчался пред полками». Он воплощает в себе силу и энергию молодого российского государства. А Карл XII, наоборот, «бледен, недвижим», «несомый верными слугами в качалке». Автор использует устаревшие слова и формы: «лик», «прах», «сии», «глас». Эти слова придают речи приподнятость и торжественность. Петр - подлинный национальный герой, присутствие которого вселяет во всех мужество, отвагу и уверенность в победе:

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза…

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой.

Пушкин восхищается благородством Петра на пиру:

Пирует Петр. И горд, и ясен,

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

При кликах войска своего,

В шатре своём он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок подымает.

Пушкин мечтал о реформах, подобных петровским по своим масштабам и значительности. Он писал: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны…».

Стремясь определить, кем был Петр, Пушкин писал в черновике: «После смерти деспота». А рядом: «После смерти великого человека». Эти строки помогли мне понять, как ясно видел Пушкин двойственность, противоречивость исторической деятельности Петра. Это осознание нашло отражение в поэме «Медный всадник». Противоречия в основателе новой столицы отражаются и в облике самого города. Богатство и роскошь соседствуют с бедностью («Город пышный - город бедный»). Именно Петр закрепил это социальное неравенство, закрепил абсолютную монархию в России. Впервые поэт ставит вопрос - так ли уж идеален Петр на самом деле? Город Петра I стоит на ненадежном месте. Но этот город, безусловно, нужен России, государству:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно…

А как сам автор относится к своему герою - Медному всаднику? Это отношение неоднозначно. В великом преобразователе он видит грозного, ужасного царя, который, совершая великие деяния в интересах государства, совсем не думает о простых, бедных людях. За время царствования Петра население России сократилось на одну треть. Пушкин не идеализирует Петра, как делал это Ломоносов, он не забывает, каким тяжелым трудом сотен и тысяч простых людей был построен этот красавец, ставший тюрьмой для одних и праздником для избранных. Поэт становится на сторону обездоленных, он от имени миллионов вопрошает у царя:

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

Пушкин показывает не только величие Петра, но и его недостатки. В грозных событиях наводнения не хватает заботы о маленьком человеке. Пётр велик в государственных замыслах и жесток и жалок в отношении к личности. Я решила выяснит, почему же Пушкин особо интересовался личностью Петра?

Во-первых Пётр - величайший исторический деятель, буквально перевернувший всю русскую жизнь.

Во-вторых Пётр был интересной, сложной личностью. Это привлекательно для писателя.

В-третьих Пушкин, зная историю своего предка - арапа Ганнибала, чувствовал свою особую связь с Петром.

Используя опыт А. С. Пушкина в работе над темой Петра, многие современники создали свои замечательные произведения. Мне стало интересно, как же рассматривается этот образ писателями 19-20 века. Я узнала, что Л.Н. Толстой увлеченно работал над петровской темой. В одном из писем к Н.Н. Страхову, литературному критику, автор сообщал: «Обложился книгами о Петре и его времени». И всё же русский гений отказался от мысли писать роман о Петре и его эпохе, признавая, что ему трудно «проникнуть в души тогдашних людей»: «…Читаю, отмечаю, порываюсь писать - не могу. Но что за эпоха для художника. На что ни взглянешь - всё задача, загадка, разгадка, которой только и возможна поэзией. Весь узел русской жизни сидит тут».

Моё внимание привлёк роман А.Н. Толстого «Петр I». Прочитав данное произведение и критические статьи В.О. Ключевского, С.М. Соловьева, Н.М. Карамзина о нём, я поняла, какую цель ставит в своём историческом романе писатель: воссоздать время, представляющее важнейший этап русской жизни. Интерес А.Н. Толстого к той эпохе отразился в ряде его ранних произведений: «Наваждение», «День Петра». Автор вспоминал так: «Скорее инстинктом художника, чем сознательно, я искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности». Жизнь Петра Первого в романе автор показывает на протяжении 25 лет. Я решила проследить, как из неуверенного в себе и пугливого подростка, каким он встаёт в начале романа, герой произведения вырастает в сильную личность. И обнаружила, что через взгляд, жест и голос показана душевная борьба: «Пётр взглянул, наконец», «вдруг густо начал багроветь, надулась жила поперёк вспотевшего лба», «бешенство метнулось по лицу его». Писатель сумел отразить, трудно рождалось и крепло мужество Петра, его государственный ум, его преодоление себя.

На мой взгляд, наиболее ценной чертой его личности Толстой считает безотказное служение Отечеству, ради которого Петр признаёт справедливость речей иностранцев и учится у Европы торговать, строить корабли, плавать по морям. Не унизительным считает самостоятельно обучаться ремеслу, заставляя учиться и других. Нанимает учителями лучших европейских специалистов.

Я думаю: обладая огромными организаторскими способностями, он сплачивает вокруг себя таких же волевых, смелых и инициативных людей, с помощью которых одержит в дальнейшем военные и трудовые победы. Толстой не приукрашивает своего героя, он показывает, что царь не щадит не только себя, но и окружающих.

На смену умирающим строителям Санкт-Петербурга прибывают новые и новые, но эти жертвы не бессмысленны. Толстой правдиво показал жестокое время, когда отдельная жизнь ничего не стоила, особенно жизнь крестьянина. Петр по-своему заботится о людях, он требует от Меньшикова, генерал-губернатора Санкт-Петербурга, чтобы тот обеспечивал людей нормальным питанием, одеждой, не губил людей зря.

Читая роман, я обращала внимание на жестокость, грубость Петра, но нельзя было не заметить и его талантливость, жизнелюбие, упорство, широту души, патриотизм. Эта двойственность Петра объясняется реалиями русской жизни. Петр действует так, как диктует его эпоха, он - сын своего времени. Таким мне представился образа царя в романе.

Я обратила внимание, какое поразительное единомыслие объединяет писателей в раскрытии образа Петра Великого: «я постигаю его чувством» (писал А.С. Пушкин), «загадка, разгадка которой только и возможна поэзией» (отмечал Лев Толстой), «скорее инстинктом художника, чем сознательно…» (Алексей Толстой).

3. Образ Петра I в искусстве

Образ Петра I получил яркое воплощение в отечественной литературе, в театре, живописи, кино. Одним из первых русских композиторов, создавших образ великого государя, был Владимир Щербачев, автор комической оперетты «Табачный капитан». Произведение Андрея Павловича Петрова «Петр Первый», в отличие от его предшественников, охватывает путь Петра от юности до победы над шведами. Десять фресок оперы рисуют картины жизни царя на историческом фоне, раскрывая борьбу новой России и старой, которая яростно сопротивлялась преобразованиям. В музыке получили отражение судьба народа, испытания, выпавшие на его долю, мужество, сила и красота народной души. А как же изображали образ Петра Первого живописцы и скульпторы?

Рассматривая самые известные работы мастеров искусства, я обратила внимание, как авторы стремились выразить своё отношение к личности царя в самых разных формах:

Во-первых, художниками ярко представлен образ идеального правителя, выдающейся личности, способной перевернуть ход истории;

Во-вторых, отражается образ мудрого полководца, смелого воина, победителя, героя Полтавской битвы;

В-третьих, противоположными по характеру я увидела работы одного художника, которые открыли мне Петра с новой стороны.

В честь Петра Великого возведены памятники в разных городах России и Европы. Самым первым и наиболее известным является «Медный всадник» в Петербурге, созданный скульптором Этьеном Морисом Фальконе. Его изготовление и возведение заняло более 10 лет. С предельной простотой скульптор стремился выразить свою идею "Я ограничусь только статуей героя, которого не рассматриваю ни как полководца, ни как победителя. Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны, он простирает свою десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей пьедесталом, - это эмблема побежденных трудностей".

В 1716 году скульптору Карло Бартоломео Растрелли поручили создание памятника Петру I. Но при жизни императора осуществить задуманное не удалось. Отливку памятника осуществил его сын. Однако обстоятельства сложились таким образом, что скульптор был отстранен от дел взошедшей на престол императрицей Екатериной II, вследствие чего памятник так и не был установлен и отправлен на хранение на склад Канцелярии строений.

В 1800 году император Павел I приказал установить памятник перед своей новой резиденцией - Михайловским замком. Он же приказал сделать на постаменте надпись «Прадеду Правнук». Петр I изображен в виде римского императора, увенчанного лавровым венком победителя, сидящим на мощном коне и сжимающим в правой руке жезл полководца.

В ходе исследования я обратила внимание на то, что все крупнейшие скульпторы того времени были иностранцами. В первой половине XVIII в. скульптура, не имевшая в России давних традиций, развивалась медленнее других видов изобразительного искусства.

Современный российский мастер Шемякин Михаил Михайлович в памятнике Петру Первому добился эффекта магического воздействия. Образ императора он создал в гротескной манере: худые ноги с острыми коленями, нервно изогнутые тонкие пальцы. На мой взгляд, трудно поверить, что их владелец был человеком большой физической силы, знакомый со многими ремеслами, владеющий и топором и другими инструментами.

Ещё я представила, что сидящий в кресле бронзовый император продолжает вести допрос царевича. Без парика, лысый, с мертвым взором, он всматривается в историческую судьбу основанного им города.

Ещё одна скульптура М.М. Шемякина «Петр Первый с подзорной трубой» находится в Лондоне, там где царь постигал премудрости мореплавания и кораблестроения. Другой памятник стоит в Стрельне, под Санкт-Петербургом, изображает «Царскую прогулку»: самодержец идет к любимому заливу в сопровождении своей супруги и охотничьих собак.

На уроках истории в школе рассматривают знаменитое полотно русского художника Николая Николаевича Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе". Автор картины писал: "Я питал симпатии к Петру, но, изучив многие документы, увидел, что симпатий быть не может. Я взвинчивал в себе симпатии к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость, но убивало идеал". Конфликт, положенный Н. Ге в основу сюжета картины, перерастает из чисто семейного и отражает уже историческую трагедию. Эта трагедия была характерна для всей России, когда Петр I, ломая старину, на крови строил новое государство.

Я обратила внимание ещё на одно произведение, специально написанное для серии "школьных картин" по русской истории. Это картина Валентина Александровича Серова «Петр I». Страшно, судорожно, как автомат, шагает Петр... Глядя на это произведение, чувствуешь, что... в императора Петра I вселился грозный, страшный бог, спаситель и каратель, гений с такой гигантской внутренней силой, что ему должен был подчиниться весь мир и даже стихии", - писал о картине Александр Бенуа. Картина В. Серова представляет не только Петра, но и его столь же "ужасное и прекрасное", как и он сам, творение - Петербург. Петр со свитой шествует по необжитой, суровой земле, где бродят коровы, "по мшистым, топким берегам", к которым подступают тяжелые невские волны. На дальнем же плане - панорама города, ряд построек вдоль берега реки, среди которых возносится сверкающий, словно озаренный солнцем, шпиль Петропавловского собора. Известно, что строительство Петропавловского собора с его знаменитым шпилем было завершено лишь почти десятилетие спустя после смерти Петра. Зрелище на дальнем плане - прекрасное видение, словно пророчество о будущем великом городе:

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пылко, горделиво (А.С. Пушкин).

«Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастера». Всё это об Иване Никитиче Никитине. Портреты этого талантливого живописца открывают нам Петра с революционно новой стороны. С его полотен на нас смотрит обычный человек, которому свойственна и усталость, и мягкость, которому необходимо естественное тепло. Картина «Петр I на смертном ложе» - это тихая скорбь. Небольшой по размеру холст. Петр удивительно человечен. Тема усопшего на ложе смерти решалась многими художниками, не представляла ничего особенного, нового, но то, как подошел к ней Никитин, было совершенно необычным. Лицо Петра ничем не выдает свершившегося. Оно в глубоком оцепенении сна, и лишь взволнованная живопись, неверный свет, широкие мазки, напряженность цвета говорят о трагизме минуты. Подушка, лицо, взгляд живого, но ушедшего - с высоты роста вниз. Слово Никитина было словом о Петре-человеке.

Историк С.М. Соловьев в своих книгах писал: «Народ поднялся и собрался в дорогу, но кого-то ждали, ждали вождя, вождь явился». По его мнению, главную задачу император усматривал во внутреннем преобразовании России. А как же относились к преобразованиям современники царя? Очень часто в речах москвичей можно было услышать, что Петр не похож на настоящего царя, что его предки так не поступали, что это и не настоящий царь. Многие обвиняли его в самозванстве, а некоторые и вовсе полагали, что он - новоявленный антихрист.

Но и впоследствии великий преобразователь не избежал упреков в свой адрес со стороны потомков.

Заключение

Проанализировав высказывания критиков, познакомившись с произведениями литераторов, скульпторов, живописцев, я расширила своё представление о деятельности Петра Великого. Так же я выяснила, как в литературе, так и в искусстве образ Петра рассматривается как противоречивая личность: искусство живописец композитор

С одной стороны царь-реформатор;

С другой заботливый хозяин своей страны и своего народа.

Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие наоборот - стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях. Рассматривая жизнь и деятельность царя-реформатора, нельзя забывать о том, что он творил в условиях внутренней и внешней борьбы: внешняя - постоянные военные действия, внутренняя - оппозиция.

На фоне всех произведений искусства, изученных мною, резко выделяются портреты И. Никитина. Тонкий психологизм его работ может быть объяснён близостью самого художника к царю. Меня поразил трагизм произведения Н.Н. Ге в котором автор, как бы разыгрывает на шахматной доске конфликт отца и сына. Очень необычным и неординарным является образ Петра I работы скульптора М. Шемякина, взгляд Петра, по-моему, это оценка будущего России.

Нововведения Петра I существуют и в наше время, с эти мы живём, считая привычной обыденностью. Хочется лишь добавить, что, несмотря ни на что, меня поразило разностороннее развитие и бурная, но целенаправленная деятельность почти в любых сферах общественной и государственной жизни. Народ по сей день помнит Петра, величает Великим, и считает его наиболее близким к народу по духу, чем другие цари.

Список использованной литературы

1. Бушуев С.Н. История государства российского, историко-библиографические очерки - М. Книжная палата 1994 г.

2. Казимир Валишевский Петр Великий - М. Квадрат 1993 г.

3. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России - М. Лит. Учеба 1988 г.

4. Ключевский В.О. Курс Русской истории, том IV - М. Мысль 1989 г.

5. Кнабе Г.С. Воображение знака: Медный всадник Фальконе и Пушкина. - М.: 1993 г.

6. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом - М. Наука 1984 г.

7. Солоневич И.Л. Народная монархия - М, 1991 г.

8. Страхов К.К., Страхова Л.Д. А.Н.Толстой «Петр Первый» - Дрофа, 2007 г.

9. "Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002 г.

10. Толстой А.Н. Петр Первый - Изд. "Правда", М., 1974 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Описание личности и масштабов деятельности Петра I. Особенности отражения образа царя-реформатора, завоевателя, сильного и могущественного, идеального правителя в произведениях Ж.М. Натье, Каравакка, Растрелли-старшего, П. Фальконе и многих других.

    реферат , добавлен 16.12.2010

    Первые портреты Петра I, выполненные приглашенными в Россию художниками, а также русскими мастерами. Исторические изображения императора. Передача воли, неукротимого характера, величия и силы царя в скульптурах Растрелли, Фальконе и Антокольского.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2011

    Основные моменты истории жизни Девы Марии. Образ Богородицы как пример материнства, жертвенной любви, кротости, смирения. Отображение ее образа в разные исторические эпохи от древности до современности. Образ Мадонны в искусстве, поэзии, музыке.

    реферат , добавлен 24.12.2010

    Влияние античности на последующие эпохи. Наследие эпохи Ренессанса. Трансформация образа Венеры, созданная в античный период и представленная в работах художников Ренессанса. Сочетание античности и христианства в работах ренессансного художника.

    контрольная работа , добавлен 29.11.2013

    Эпоха Возрождения как революционная для истории всей человеческой культуры. Тематика эпохи Возрождения. Образ Давида в творчестве Донателло, Микеланжело и Бернини. Особенности и различия каждого образа Давида и влияние эпохи на изображение его образа.

    дипломная работа , добавлен 04.07.2009

    Использование образа героя греческой мифологии Прометея, несущего огонь на Землю, в литературных произведениях эпохи античности. Переосмысление образа титана Прометея Эсхилом: тетрология, посвященная герою. Образ Прометея в живописи и скульптуре.

    презентация , добавлен 14.09.2013

    Характеристика эволюции анималистического направления в искусстве от древних времён до наших дней на примере образа лошади. Знакомство с репродукциями картин и текстовым материалом об истории образа лошади, о многих художниках и о художественных стилях.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2010

    Внутренняя структура образа: описание и отличительные особенности различных концепций. Художественный образ как целая система мыслей, единство типического и индивидуального. Особенности и главные принципы исследования структуры художественного образа.

    реферат , добавлен 06.01.2011

    Использование образов в искусстве. Символическое значение сада как художественного образа, его использование в кинематографе. Сад как образ целой жизни, символ преемственности поколений, общей культуры и традиций в фильмах "Земля", "Черный монах".

    эссе , добавлен 15.01.2011

    Рассмотрение этимологии слов "ад" и "рай". Ознакомление с некоторыми работами художников, скульпторов и писателей, связанными с дефинициями ад, рай, Судный день. Изучение творчества Иеронима Босха - нидерландского художника эпохи Северного Возрождения.

Образ Петра I в романе «Петр Первый»

В начале романа автор дает картину состояния государства в конце семнадцатого века. Необходимость перемен в России стала очевидной для всех слоев общества. Но пути решения назревших экономических и социальных проблем были понятны немногим. Князь Василий Васильевич Голицын в беседе с де Невиллем рассказал о своей программе преобразований: землю у помещиков отобрать; посадить на ней крестьян вольных; бывшие крепостные кабалы разрушить; помещикам взамен дать жалованье; обложить всех единым умеренным налогом; дворянских детей посылать на учебу в Польшу, Францию, Швецию для изучения военного дела, завести академии; силой заставить дворянство следовать начинаниям, если будет сопротивление. Этот проект не нашел поддержки у бояр и у правительницы Софьи. В юности и молодости Петру пришлось бороться за власть. Петра пытались отравить, зарезать.

На протяжении романа автор показывает колоссальное развитие личности Петра от пятнадцатилетнего юноши до тридцатилетнего опытного государя. Юность Петра заполнена организацией Семеновского и Преображенского батальонов, учебой: военной науке, математике, фортификации, строительству судов. Немецкий и голландский языки Петр выучил самостоятельно.

Очень ценил Петр Лефорта, правильно объяснявшего необходимость выхода России к Балтийскому, Черному и Азовскому морям в интересах расширения выгодной торговли и развития экономики.

Реформатором Петр становится постепенно, решая одну за другой первоочередные задачи. Сначала он подавляет сопротивление сторонников Софьи. Ему приходится участвовать и в пытках. Он едет с Лефортом в Архангельск посмотреть настоящие суда. Начинает строительство судов на Двине, и это вызывает радость у русских купцов. Англичанин Сидней подсказывает, что на эллингах Англии заложены корабли по пять сот тонн. В Грановитой палате Петр объявляет боярам, что необходимы выход к морям и развитие морской торговли.

С февраля 1695 года он начинает подготовку к первому военному походу в Крым. «Что за крепость Азов? И как ее воевать? Про то хорошо не знали: на месте будет виднее». Отсутствие военного опыта не позволило взять Азов. «От беды и позора под Азовом кукуйский кутилка сразу возмужал, неудача бешеными удилами взнуздала его. Даже близкие не узнавали- другой человек: зол, упрям, деловит». По приказу Петра был построен флот, войска пополнены, в Паншине и Черкасске поставлены большие запасы продовольствия, из Голландии выписаны инженеры и командиры полков. Азов был взят. Заложен Таганрог. Начато строительство сорока судов. Решено строить канал Волго-Дон. Пятьдесят московских дворян послано на учебу за границу.

В итоге реформ Петра основные устои феодально-крепостнической системы сохранились. Петр использует крепостнические приемы для реализации своих целей. Что касается ситуации в Европе, Петр вполне оценил благоприятное для России соотношение сил и начал активно осуществлять русскую политику по отношению к Швеции, Турции, Польше, Германии.

Пониманию конкретных задач по развитию экономики и армии в России в немалой степени способствовало то, что Петр сам освоил четырнадцать ремесел. От главного артиллерийского инженера Штейт-нера фон Штернфельда он получил аттестат бомбардира. Всю зиму работал плотником в Саардаме. В Англии освоил геометрическую пропорцию судов, черчение корабельных планов. Двухпалубный пяти-десятипушечный корабль «Предестинация» построен по чертежам Петра. За границей он набирал для службы в России специалистов: командиров, штурманов, боцманов, лекарей, матросов, коков, математиков, шлюзных мастеров и других.

После первого неудачного штурма Нарвы Петр преобразовал армию, потому что дворянская иррегулярная конница не была надежна. В драгуны стали набирать «по вольной охоте за одиннадцать рублей в год кормами».

Петр поощрял инициативных людей в любой области деятельности. Борис Петрович Шереметев отметил, что Петр «...ставил в вину не столько то, что ты сделал, но то, что мог бы сделать доброго, а не сделал...» За победу над Шлиппенбахом под Дерптом Петр присвоил Б. П. Шереметеву «...еще небывалое звание генерал-фельдмаршала, вручил портрет, усы-панный алмазами, а солдатам было выдано по серебряному рублю». Кузнецу Кондратию Воробьеву он сказал, что кто «...всем доволен, да не хочет хорошее на лучшее менять, тому - все потерять». Петр одобрил замысел Меншикова переодеть войско в шведскую форму, что позволило разбить отряд Маркварта, составлявший треть гарнизона Горна в Нарве. Под Юрьевом Петр поверил в свой воинский талант. За десять дней он сделал то, что Шереметеву и иноземцам казалось невозможным. В результате успешных действий русскими войсками были взяты Нарва, Юрьев. По чертежам Петра начали строить Крон-шлот.

Развернуто строительство Питербурха. Россия вышла к Балтийскому морю.

Для преобразования страны нужны были образованные люди. В доме Бровкиных Петр пообещал, что скоро за ум графами будет жаловать. Петр побудил к активной деятельности массу людей, используя принцип «знатность по годности считать». К таким людям относятся Бровкины, Скляев, Меншиков, Буда, Тараканов и другие.

В России образовался значительный контингент промышленников, представителями которых в романе представлены Иван Бровкин, Демидов и другие. На заводах использовался труд крепостных, арестантов. Считая развитие промышленности крайне необходимым, Петр разрешил старообрядцам в Выгорецкой Даниловой обители беспрепятственно жить по своим обычаям с условием, чтобы они развивали добычу руды, выплавку железа, строительство судов.

Петр не был скупым. Так, он отдал пригоршню червонных для больной Анны Монс. Но в государственном масштабе Петр научился следить за расходованием средств. Он упрекнул Шереметева за неудачный обстрел Юрьева двумя тысячами «бомбов».

Личная жизнь Петра с Евдокией Федоровной Лопухиной и Анной Монс не сложилась. В обоих случаях Петр решительно обрывал отношения.

В детстве Петр не получил светского воспитания. Например, разговаривая с курфюрстинами в Коппенбурге, Петр для выразительности пытался не раз толкнуть локтем Софью-Шарлотту, ввертывал матросские словечки, вытирал руки о скатерть. Но уже через несколько лет мы видим другое поведение. После взятия Нарвы Петр ведет себя, «как прилично государю». «Дело было европейское: шутка ли - штурмом взять одну из непристойнейших крепостей в свете»,

Роман А. Н. Толстого дает яркое и обширное представление о личности Петра, о России первой половины его царствования.

    На создание исторического романа «Петр I» Толстого побудила созвучность Петровской эпохи и эпохи, современником которой он являлся. Во главу угла в романе поставлена необходимость показать становление личности в истории, взаимное влияние личности на...

    Могучая, противоречивая, постоянно движущаяся вперед, натура Петра Первого всегда привлекала к себе внимание поэтов и писателей. Ломоносов почитал Петра - великого собирателя земель, неутомимого работника и ученого мужа. Рожденны к скипетру, простер...

    П-н очень любил Россию, хорошо знал ее историю и часто обращался к прошлому своей страны. В этом прошлом его заинтересовал образ Петра I, его характер (сложный и противоречивый) и неоднозначное отношение к его реформам как современников, так и последующих...

    Яркая, колоритная фигура Петра Великого и его эпоха волновали и волнуют воображение художников многих поколений, от Ломоносова до наших дней. Одним из значительных произведений на эту тему является роман Алексея Толстого, содержание которого составляют...

    Большая заслуга А. Н. Толстого состоит в том, что он в своем историческом романе создал правдивые образы Петра Первого и его сподвижников, но еще более велика заслуга писателя в том, что он попытался раскрыть женские образы в их развитии. Это Софья -...

    Эпоха петровских преобразований и личность Петра I привлекли пристальное внимание Толстого еще до появления романа. Очевидно, автор находит определенные параллели и переклички того времени и периода двадцатых - тридцатых годов XX века в России. ...

Образ Петра Великого характеризуется стремительностью, динамичностью, непоказной простотой. У Алексея Толстого как бы сама история России, подхлестнутая волей Петра, убыстряет свое течение.

Военные походы, кампании были неотъемлемой частью политики Петра. И хотя они очень изнуряли государство, вести их приходилось вследствие исторической необходимости. Исконные русские земли на юге были захвачены татарами и турками, преградившими путь России к Черному морю. Выход к Балтике закрыт шведскими гарнизонами. Первоначально проигранные сражения только закалили молодого царя. "От беды и позора под Азовом Кукуйский кутилка сразу возмужал, неудача бешеными удилами взнуздала его. Даже близкие не узнавали - другой человек: зол, упрям, деловит".

В Воронеже возводятся верфи, поспешно строится флот. На следующий год Петр берет Азов: "... в первую голову это была победа над своими: Кукуй одолел Москву". Писатель показывает Петра, овладевшего 14-ю ремеслами, на приеме послов и у кузнечного горна, крепящим снасти на паруснике и в пороховом дыму баталий, в царских покоях и в сцене трактирной пирушки. Во время войны со шведами Петр "не умывался, ел на ходу". С лицом, обожженным солнцем, с ладонями в кровавых мозолях, в пыльном, пропахшем табаком и потом кафтане - таким предстает царь Петр на страницах романа. Мы видим императора на верфи, за столом военного совета, в пыточном застенке, на ассамблеях и у прелестной Анхен.

Третья книга романа не была окончена из-за смерти писателя. Здесь Петр изображен несколько иным, чем в первых двух книгах. Главный герой становится опытным, зрелым властителем. Ощущением уверенности дышит его крупная фигура, лишенная резких, порывистых движений, которые подмечались прежде. Но выпуклые глаза царя по-прежнему "строгие, страшноватые", у него еще случаются вспышки необузданного гнева, однако во всем облике уже больше сдержанности, характерной для государственного мужа - дальновидного, проницательного, властного, даже жестокого.

На страницах романа, запечатлевших победный штурм Нарвы, Петр олицетворяет "грозное величие" монарха, вдохновленного высокой государственной целью: "Дело было европейское: шутка ли - штурмом взять одну из неприступнейших крепостей в свете". Свежий ветер с Балтики рвет паруса петровских фрегатов и бригантин, идущих кильватерным строем после победы под Юрьевом. Так молодая Россия, напрягая свои силы в битвах с внешними и внутренними врагами, неудержимо устремилась в будущее.

С большим художественным мастерством воссозданы и другие исторические деятели: Меньшиков, Лефорт, Ромодановский, царевна Наталья. Но центром романа, к которому стягиваются все нити повествования, является образ Петра, вылепленный Алексеем Толстым крупно, выпукло, мощно. В его натуре воплощены основные противоречия того времени. Петр Первый - национальный деятель большого масштаба. После "Полтавы" Пушкина роман Алексея Толстого - это самая большая удача в создании образа Петра в русской литературе.

Писатель не идеализировал Петра I. Горячность и темперамент, с которыми Петр принимается за ломку и искоренение старых порядков, нередко приводят к издевательству над людьми. Деспотизм царя-самодержца проявляется, например, в том, что он с издевкой режет боярам бороды, бесчинствует в их домах, устраивает дикие шутовские шествия по улицам Москвы.

Но по отношению к родовитым боярам, недовольным реформами и тяготеющим к старому укладу жизни, деспотизм царя вполне оправдан. Толстой рисует в романе запоминающиеся типы спесивых, чванливых бояр родовитых фамилий, способных только сокрушаться по поводу старых порядков, ушедших теперь из жизни. Таков старый боярин Буйносов, медлительный и вялый тугодум, который олицетворяет вырождение этого привилегированного сословия в петровскую эпоху. На смену ему приходят энергичные, деятельные представители служилого дворянства и купечества, которые активно участвуют в преобразованиях Петра. Такие герои, как Александр Меньшиков, Андрей Голиков, семья Бровкиных, сделали головокружительную карьеру, став близкими сподвижниками царя.

Высоко оценив значение петровских реформ для развития и процветания России, Толстой указал на негативные явления эпохи правления Петра. Через весь роман проходят картины нищеты, забитости, угнетения и бесправия народа. Мы видим крестьян, холопов, солдат, беглых людишек, тех, кто невыносимо страдает от поборов и притеснений.

В роман Алексея Толстого отражено все многообразие проблематики петровской эпохи. И тем не менее это не историческая хроника, а широкое социально-психологическое и драматическое полотно, вместившее в себя бури и страсти переходного периода жизни России.