История создания хора турецкого. Михаил Турецкий: биография, личная жизнь, семья, песни и фото

Известный российский дирижер и его супруга рассказали о том, что побуждает человека к творческому развитию.

Михаил и Лиана Турецкие. Фото: личный архив.

История Михаила и Лианы началась в 2001 году во время гастролей «Хора Турецкого» по Америке. Отец Лианы получил предложение организовать концерт коллектива. Наверное, это была любовь с первого взгляда. Четырех месяцев по большей части телефонного общения хватило Лиане, чтобы променять благоустроенную американскую жизнь на гораздо более скромное существование в России, но зато с любимым. А Михаил, уже достаточно взрослый человек, переживший личную трагедию (в автокатастрофе погибла его первая жена Елена), поверил в то, что именно с этой женщиной он проживет счастливую жизнь.

Михаил, как-то в интервью вы пошутили, что супруга ценит в вас возраст и национальные особенности. Это важно, чтобы люди были из одной среды?
Михаил Турецкий:
«Конечно. Желательно, чтобы из одной песочницы, из одного традиционного измерения, культурного среза, одного цвета кожи. Конечно, исключения бывают — и вдруг совпадает совершенно несовместимый набор деталей, как в конструкторе «Лего». Но такое случается редко. Все-таки хорошо, когда твои бабушка и дедушка исповедовали те же ценности, что и предки твоей избранницы. Русская женщина не поймет, что это за болезненная любовь еврейской мамы к сыну. Ей это покажется странным. А еврейская жена? Наша религия говорит о том, что жена всегда против. Но это и является источником твоего внутреннего роста. Если ты сидишь на диване и ни хрена не делаешь, у тебя растет пузо, а рядом находится женщина, которая принимает тебя таким, как есть, вообще нет стимула развиваться. Это выбор каждого — кто каким путем хочет идти. Я знаю немало евреев, которые выбрали себе благодарную женщину «из другого племени».

Лиана Турецкая: «Русская жена тебя давно бы убила! (Смеется.) Я считаю, дело даже не в национальности, а в семейном воспитании — какие ценности пытались привить человеку. У меня три незамужние дочери. Конечно, я бы мечтала, чтобы они выбрали себе в мужья евреев, и мы бы вместе отмечали праздники, соблюдали обряды, ходили в синагогу. Но старшая дочка Наталья вышла замуж за русского парня, и мы к нему прекрасно относимся, очень любим. Она родила нам потрясающего внука Ванечку, и поэтому все остальное уже неважно. Можно выбрать еврея, который окажется полным идиотом, и бедная девочка будет мучиться всю жизнь. А можно жить душа в душу с русским. Главное, чтобы дети были счастливы!»

Еще психологи утверждают, что мужчина ищет жену, похожую на маму…
Михаил:
«И это совершенно верно. Если у тебя хорошая мама, ты начинаешь искать эти черты в своей избраннице. Лиана на момент нашего знакомства была женщиной с пятилетним ребенком. И я увидел в ней прежде всего заботливую мать. В дальнейшем, когда у нас появились еще дочери, это мнение только укрепилось. Для моей жены дети всегда на первом месте, и я это принял. Ведь и для моей мамы на первом месте были мы с братом, а папа — на втором или даже на третьем. Ни разу я не видел, чтобы она проявляла какую-то активную ласку по отношению к отцу. Она никогда не называла его: „Боречка, дорогой“. Всегда — Борис, и сразу следовал какой-то вопрос. И он, уже слыша свое имя, ждал подвоха. (Смеется.) При этом родители как-то ухитрились прожить уникальную совместную жизнь — шестьдесят шесть лет. И вот эту модель семьи очень легко было представить с Лианой. Я сам с собой договорился: „Михаил Борисович, если вам не хватает внимания, вы найдете его на рынке услуг шоу-бизнеса, где вам внимает миллионная аудитория“. Лиана считает, что я человек самодостаточный, самостоятельный, а дети более уязвимы, им нужно больше заботы».

Лиана, когда у Михаила что-то не ладится, он обращается к вам за участием?
Лиана:
«Конечно, если не к жене, к кому же еще идти? Это нормально. Но это не значит, что я буду Михаила Борисовича жалеть и гладить по головке. Скорее, наоборот, я стараюсь его как-то встряхнуть, чтобы он взял себя в руки».

Михаил: «На моей жене и так всего много: помимо дочерей есть еще родители, которые из Америки приехали. Им тоже надо помогать. Потом, Лиана — предводитель большого девичника, и всегда есть какие-то женские вопросы, которые надо срочно решать. Так что у нее девальвировалось понятие, что такое настоящая проблема. Если я буду ныть, что нахожусь с собой в творческом несогласии, она, конечно, сделает вид, что в это погружается. Но не погрузится. Лиана понимает, что мои проекты успешны, а если я сам с собой договориться не могу, это мои проблемы. Есть более насущные дела, чем мужское нытье».

Лиана, а почему вы зовете мужа Михаил Борисович?
Лиана:
«Муж — это дома. А на работе он Михаил Борисович. Он меня тоже называет Лиана Семеновна, это прикольно».

Но, как я понимаю, в доме на вас все держится?
Лиана:
«Семья — это некое партнерство. Каждый занимается своим делом, и никто друг другу не мешает. Конечно, если надо в чем-то посоветоваться, мы советуемся, но в итоге поступаем так, как считаем нужным».

Михаил, «Хор Турецкого» хорошо принимали в Америке, и у вас была возможность там остаться. Почему вы приняли решение вернуться в Россию?
Михаил:
«Во-первых, у меня перед глазами был пример родителей, которые много раз могли эмигрировать и в Америку, и в Германию, но остались жить здесь. Папа прошел войну, он участник прорыва ленинградской блокады, и для него слово „патриотизм“ — не пустой звук. Он чувствовал себя абсолютно гармонично в этой среде. Мне было двадцать лет, ему — семьдесят. И я помню его в этом возрасте энергичным, бодрым человеком, который прекрасно себя чувствовал, работал, ходил на каток, в танцзал. И я понимал: зачем искать счастье где-то за морями, если оно в самом человеке? Еще в 1997 году, до знакомства с Лианой, нашему коллективу предложили во Флориде life-time контракт. Мы были там на гастролях — и очень понравились. Люди поняли, что с „Хором Турецкого“ можно делать хороший бизнес. Предложение поступило. Я жить в Америке не хотел, у коллектива были смешанные чувства. С одной стороны, в России родственники, друзья, могилы предков, а с другой — вот она, настоящая американская мечта, которая вот-вот станет реальностью. В тот момент я обратился к правительству Москвы с просьбой, чтобы нам дали государственный статус и помещение. И это был некий Рубикон: признает родина — вернемся. И Юрий Михайлович Лужков нам этот статус присвоил, что в перспективе означало государственную поддержку. Мы до сих пор ждем помещение. (Смеется.) Вроде бы его и выделили, но оно аварийное, и денег на реконструкцию нет. Но тем не менее тогда казалось, что все, мы признаны на государственном уровне. Так что в 2001 году, когда мы познакомились с Лианой, вопрос об эмиграции уже не стоял. В США я езжу на гастроли (компьютер показывает, что за двадцать пять лет я пересек границу девяносто четыре раза), но жить в этой стране у меня желания нет. Я ощущаю, что нужен здесь, потому что каждый день выхожу на сцену к большой аудитории и делаю ее счастливее, чем до общения со мной».

А как вам удалось за считанные месяцы перевернуть жизнь Лианы так, что она все бросила и отправилась с вами в Россию?
Михаил:
«Когда Лиана пригласила меня в гости, я был впечатлен ее вкусом и качеством жизни. Двадцатипятилетняя женщина имела шикарный дом, красивую машину. Для этого ей приходилось работать на двух работах (она программист). Но тем не менее все было налажено. Почему уехала? Наверное, любовь. Я не могу сейчас потянуть одеяло на себя: мол, я такой крутой, запудрил ей мозги…»

Очаровал?
Михаил:
«Ну, наверное. Хотя еще и здравый смысл присутствовал. Льщу себя надеждой, что произвел на Лиану хорошее впечатление. И она увидела во мне надежного человека. Я был старше ее. И старше сейчас. Жена говорит: „Ты меня никогда не увидишь старой“. (Смеется.) Я ответственный человек, создал уникальный в своем роде коллектив, не был замешан ни в какой криминальной деятельности, не выражался нецензурно. Словом, ничем ее не испугал. Я говорил о Верди, Брамсе и Чайковском, рассказывал про Ленинградскую государственную филармонию, где я посещал репетиции Евгения Мравинского. Лиана была приятно удивлена, и ей было интересно попробовать что-то другое, получше узнать человека с „другого берега“. Правда, первое время, пока друг к другу притирались, не раз хотела вернуться обратно. Но до аэропорта так и не доехала».

Лиана, вам трудно было решиться на переезд?
Лиана:
«По молодости мы принимаем решения гораздо быстрее и при этом не всегда руководствуемся логикой и разумом. Влюбленному человеку кажется, что он может свернуть горы, а не только перевернуть свою жизнь. Но все-таки я достаточно практична, не бросаюсь в омут с головой. Женское сердце всегда подскажет, какое будущее тебя ждет с этим человеком. Будет ли рядом с тобой мужчина или тряпка. Я в первую очередь выбирала мужа, добытчика и хорошего отца для моих детей. И не прогадала».

Но скучали первое время?
Лиана:
«Скучать было некогда. У старшей дочери Михаила Борисовича Наташи — переходный возраст. Ершистый подросток, с которым пришлось налаживать контакт, искать общий язык. Мою Сарину надо было определять в детский сад, учить русскому языку. Я тоже пыталась найти работу, ходила на собеседования. С работой ничего не получилось, хотя моя специальность вроде бы везде востребована. И я стала ездить на гастроли с „Хором Турецкого“. Так что я не сидела дома, не скучала и не плакала, а активно строила нашу новую жизнь».

Сейчас освоились в Москве?
Лиана:
«Конечно! У меня здесь появились свои любимые места, рестораны, шопинг-центры, театры. Я люблю людей, тусовки, общение. Нашим девичником мы иногда выбираемся то в Париж, то в Германию. Конечно, когда есть время — надо ведь и на гастроли с коллективом съездить, и с детьми на каникулы».

Вы всегда хотели большую семью?
Лиана:
«Я безумно люблю маленьких детей, и для меня такая радость, что у нас четыре дочки! Если каждая родит мне по два-три внучка, я стану самой счастливой бабушкой. В доме должны быть маленькие дети. Мы иногда с Михаилом говорим, что, если бы у нас были только старшие дочки — Наташа и Сарина, наша жизнь стала бы скучной. Они уже взрослые, самостоятельные, мама с папой не так нужны».

Михаил: «Кстати, старшей дочери, мы предлагали поехать в Чикаго, чтобы получить образование там. Она осталась здесь, поступила в МГИМО, на факультет международной журналистики, причем сама. Младшие наши дети — тоже очень целеустремленные, занимаются всем понемногу для общего развития. И музыка, и фигурное катание, рисование, танцы… Младшая, Беата, ходит в балетную школу».

Лиана, Михаил — человек очень загруженный работой. Достаточно ли внимания он уделяет детям?
Лиана:
«Хороший отец — это вовсе не означает, что он двадцать четыре часа должен валяться дома. Это ужасный отец. Хороший — тот, кто может своим детям обеспечить удобную комфортную жизнь, дать образование. У Михаила Борисовича все это получается. И наших дочек он любит и балует. Он никогда не ляжет спать, не обняв их, не поцеловав на ночь. Если он улетает рано утром на гастроли, то встанет пораньше, чтобы отвести их в школу. Он пользуется любым моментом, чтобы побыть с ними подольше. Когда есть возможность, они идут вместе на каток, на лыжах. Что касается музыки — у меня с ней сложные отношения. Мне не один медведь на ухо наступил, хотя Михаил Борисович считает, что слух у меня есть. А наши девочки все поют, Эмма с пяти лет играет на скрипке».

Какие-то идеи по поводу папиной работы они высказывают?
Михаил:
«Репертуар «Хора Турецкого» проверен временем. И, может, по возрасту он нашим девочкам не очень понятен, но они чувствуют энергетику и тянутся к этой музыке, даже к военным песням. Эмма совершенно изумительно выводит: «Полем, вдоль берега крутого, мимо хат». Через себя пропускает эту песню, а малышка ей подпевает. Они очень любят репертуар «Сопрано Турецкого».

Оно был создано в противовес мужскому хору?
Михаил:
«Это некий виток бренда. Я понял, что мне немного тесно в рамках одного коллектива. Есть песни, которые просто неуместны в мужском исполнении: „Ромашки спрятались“, „Один раз год сады цветут“… И потом, я соскучился по проникающему в самое сердце женскому вокалу. Я создал эту группу, и она невероятно успешна. У „Сопрано“ огромный репертуар — сто двадцать композиций, самые разные жанры. В группе две девушки-композитора, которые сами пишут тексты и музыку. Мы делали совместные номера с Игорем Бутманом, Дмитрием Маликовым, Сергеем Мазаевым».

Лиана, вы не ревнуете к красоткам, которые вьются вокруг мужа?
Лиана:
«Если мужа окружают молодые девушки, это продолжает и его молодость, и мужское начало. А во-вторых, чтобы „сходить на сторону“, не обязательно создавать хор. Я доверяю мужу и девочкам из „Сопрано“. Помимо того что они красавицы, так еще и умницы — интеллигентные, воспитанные, начитанные. Это совсем другой уровень, не „поющие трусы“, которые ищут себе богатого мужа».

В интервью вы сказали, что теперь, когда появился внук, будет кому ваше дело продолжить. Собираетесь парня готовить?
Михаил:
«Поскольку Россия — женская страна, вы гораздо сильнее мужиков, то, думаю, скорее продолжателями будут мои дочери. Есть такой персонаж — Эммануэль Турецкая. Ей сейчас девять лет, и она упорная, сильная, талантливая и с большим голосом. Я вижу в ней потенциал — и хорошего музыканта, и менеджера. Она даже пытается влиять на репертуарную политику, протолкнуть своих любимчиков. А когда присутствует на концерте, может выскочить на сцену, вырвать у папы микрофон и что-нибудь спеть».








2015 - Заслуженный артист Карачаево-Черкесской Республики (19 ноября 2015 года) - за многолетнюю творческую деятельность, заслуги в области культуры и высокое исполнительское мастерство
2017 - Лауреат премии Правительства РФ 2016 года в области культуры
2017 - Орден Дружбы - За заслуги в развитии отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность

03.05.2018 Стартовал Международный марафон «Песни Победы»

12.04.2018 Сегодня 12 апреля принимают поздравления с Днем Рождения

24.05.2017 Торжественная церемония вручения Государственных Наград

Михаил Турецкий родился 12 апреля 1962 года в городе Москва. Мальчик появился на свет в семье выходцев из Белоруссии. Жили скромно, в четырнадцатиметровой комнате коммунальной квартиры на станции метро «Белорусская». Отец работал мастером цеха шелкографии на подмосковной фабрике, мама, няней в детском саду.

Музыкальные способности Миши проявились в раннем детстве. Уже в три года повторял множество песен, доносящихся из радиоприемника и телевизора, четко скандируя все слова, еще даже не понимая их смысла. Первой концертной площадкой маленького музыканта стал стул, на котором пел популярную тогда песню «Сиреневый туман».

Спустя некоторое время Михаил сам попросил родителей отдать его в музыкальную школу. Стесненная материально семья могла позволить себе лишь самое недорогое образование. В прейскуранте государственной школы стоимость обучения на различных инструментах разнилась в диапазоне от полутора до двадцати рублей. Так Михаил начал осваивать флейту-пикколо. Параллельно с флейтой отец водил сына в капеллу мальчиков.

Судьбоносным для будущего Турецкого оказался один из визитов двоюродного брата отца, дирижера Рудольфа Баршая. Услышав на семейном обеде, что Михаил занимается игрой на флейте, маэстро предложил ему консультацию у одного из знакомых профессионалов. Узнав, что племянник еще и поет, дядя попросил мальчика исполнить песню. После этого Рудольф Борисович сделал звонок директору Хорового училища имени Александра Свешникова с просьбой не предвзято прослушать Михаила. Мальчику на тот момент исполнилось одиннадцать лет, в то время как средний возраст поступающих: семь. Несмотря на это, его приняли в коллектив.

После окончания училища, выдержав серьезный конкурс, Михаил Турецкий поступает на дирижерско-хоровой факультет Российской академии музыки имени Гнесиных. В 1985 получив диплом с отличием, продолжил обучение в аспирантуре, занимался симфоническим дирижированием. Регулярно присутствует на репетициях Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под руководством Евгения Мравинского, наблюдая за работой маэстро. Вскоре молодой человек становится хормейстером и актером Театра музыкального искусства под управлением Юрия Шерлинга.

В 1989 году Михаил Турецкий начал набор солистов в мужской хор при Московской хоральной синагоге. Все участники коллектива имели профессиональное музыкальное образование. Главной целью хора стало возрождение иудейской духовной музыки в стране. Репертуар коллектива составила еврейская литургическая музыка, которая не исполнялась с начала XX века. По традиции все произведения музыканты пели без музыкального сопровождения, что требовало высокой профессиональной подготовки.

За восемнадцать месяцев хор под руководством Михаила Борисовича подготовил обширную программу еврейской духовной и светской музыки, с которой с успехом выступал в Израиле, Америке, Германии, Великобритании, Франции, Канаде, Испании.

Коллектив достаточно быстро стал востребован за рубежом, однако в России начала 1990-х годов, артистам найти свою аудиторию оказалось сложно. В 1993 году музыкантов кратковременно поддерживали ЛогоВАЗ и президент Российского еврейского конгресса Владимир Гусинский.

В середине 1990-х годов коллектив разделяется на две части: одна остается в Москве, вторая отправляется в США на работу по контракту. Михаилу Турецкому приходится руководить одновременно обеими группами. За время контракта артист совершает около двадцати перелетов из Москвы в Майами! Опыт, полученный коллективом во время работы в США, заметно повлиял на дальнейшую репертуарную политику хора и понимание синкретической природы настоящего шоу.

В период с 1999 по 2002 год у хора появляется свой репертуарный спектакль в Московском государственном театре эстрады под управлением Геннадия Хазанова, который проходит два раза в месяц. На этой сцене и состоялась презентация хора для широкой общественности Москвы.

В 2003 году Михаил Борисович открывает свое понятие в музыке, оставив след в истории мирового и отечественного шоу-бизнеса не только как музыкант-профессионал, но и как создатель такого явления в массовой музыкальной культуре, как «арт-группа». С этого момента его коллектив приобретает современное имя: «Арт-группа Хор Турецкого». Теперь это ансамбль из десяти солистов, в котором представлены все существующие виды мужских голосов: от самого низкого до самого высокого. Перерождение коллектива открыл музыкантам более широкие горизонты. Репертуар хора расширяется и выходит за рамки одной национальной культуры.

Новый стиль, в котором работает «Хор Турецкого», отчасти определяется понятием «classical crossover», однако в творческой деятельности арт-группы есть тенденции, выходящие за рамки этого понятия: многоголосное пение и имитация голосом музыкальных инструментов, интерактивность и внедрение элементов хэппенинга. Таким образом, каждый концертный номер превращается в «мини-мюзикл», а концерт в незаурядное по своей энергетике шоу. Сам Михаил не только поет, но и блестяще ведет и направляет собственное шоу.

С 2004 года «Хор Турецкого» приступает к широкой концертной деятельности, начинает свою светскую жизнь и переживает стремительный взлет эстрадной карьеры, который сопровождается множеством наград и постоянным возрастанием количества поклонников. Коллектив выступает на лучших концертных площадках страны и мира. В их числе: «Олимпийский» и Ледовый дворец, Большой концертный зал «Октябрьский», Альберт Холл, крупнейшие залы США: Карнеги Холл, Dolby Theatre, Джордан Холл.

В 2008 году «Хор Турецкого» собрал четыре аншлага в Государственном Кремлевском дворце и по просьбам зрителей дал дополнительный аншлаговый пятый концерт во Дворце спорта «Лужники», чем установил своеобразный рекорд. Артисты ежегодно выходят на сцену порядка двухсот пятидесяти раз, сто раз в году садятся в самолет, проезжают сто двадцать тысяч километров на автомобилях, автобусах и поездах. Несмотря на то, что коллектив существует уже более двадцати лет, костяк его по-прежнему составляют музыканты, с которыми Михаил Турецкий знаком и дружен со студенческих лет или с момента образования хора.

В мае 2018 года Михаил Турецкий реализовал международную миротворческую акцию «Песни Победы», благодаря которой известные песни военного времени прозвучали в восьми странах мира: от Парижа и Берлина до Нью-Йорка.

Награды и Признание Михаила Турецкого

1994 - 1995 - «Золотая корона канторов мира» (лишь 8 человек в мире награждены этим знаком отличия)
2002 - «Заслуженный артист Российской Федерации»
2004 - Национальная премия «Человек года» в номинации «Культурное событие года»;
2010 - «Народный артист Российской Федерации»
2011 - «Народный артист Республики Северная Осетия - Алания» и «Заслуженный артист Республики Ингушетия»
2012 - Орден Почета - За большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность
2012 - Народный артист Республики Ингушетия - за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в связи с празднованием 20-летия со Дня образования Республики Ингушетия

23 января 2016, 12:04

В 1984 году Михаил Турецкий женится на дочери военного Елене , своей сокурснице по институту имени Гнесиных. Родители с обеих сторон этот союз не поддерживали, желая для детей «пару своей национальности» (Михаил - еврей), но родственные души влюблённых (Елена тоже была музыкантом) отстаивают свое право быть вместе. В том же году у них рождается дочь Наталья . На тот момент Михаилу Турецкому исполнилось 22 года.

Чтобы обеспечить семью всем необходимым, продолжая обучение в аспирантуре, молодой папа работал в нескольких местах одновременно: ночным директором в крупном универсаме, преподавателем. Параллельно начал работать с православным церковным хором и одновременно с ансамблем политической песни «Голос».

В последнем и зарождаются новые художественные принципы некоего синтетического искусства в разной степени сочетающего пение, элементы пластического театра и актёрское мастерство, что в результате приведёт Турецкого к созданию первой в истории арт-группы. Об этом музыкант задумывался и мечтал в те годы.

В августе 1989 года вместе со своим другом и учителем Владимиром Семенюком Турецкий отправился в Клайпеду. Ночью музыканту пришла телеграмма от старшего брата со словами «Срочно позвони. Саша». Наутро Михаил узнал о страшной трагедии: на трассе Минск - Москва в автомобильной катастрофе погибли его тесть, жена и её брат.

Артист остаётся с пятилетней дочерью на руках. В это тяжёлое время поддержку Турецкому оказала его тёща Зоя Ивановна , которая - по словам Михаила Турецкого - до сих пор остаётся для него авторитетом. Именно Зоя Ивановна помогала воспитывать девочку до отъезда Турецкого по контракту на гастроли в США, которые длились два года. В Америке Михаил и Наташа стали настоящими друзьями, много времени проводили вместе. Там дочь неоднократно успешно выходила на сцену и пела вместе с хором, находя горячий отклик в сердцах американских слушателей. Позже отец отговорил девочку заниматься музыкой, опасаясь, что ей трудно будет обеспечить себе будущее. Тогда музыкант ещё не имел нынешнего авторитета и положения.

Во второй раз Михаил Турецкий решается жениться лишь спустя 12 лет. Во время американских гастролей в городе Даллас в Хэллоуин , после очередного концерта, артист встретил Лиану , впоследствии ставшую его женой. Девушка оказалась дочерью агента, который занимался организацией гастролей «Хора Турецкого» в США. К тому моменту жизнь Лианы уже была хорошо устроена: маленькая дочь Сарина , дом, престижная работа ведущего программиста в телекоммуникационной компании в Далласе. Спустя некоторое время Михаил и Лиана поженились, и девушка согласилась переехать в Москву. Вскоре в семье Турецких родились две дочери: Эммануэль (2005) и Беата (2009).

Наталья (1984). Сегодня Наталья, получив юридическое образование, работает в офисе «Хора Турецкого». В 2014 году Михаил стал дедушкой: у Натальи родился сын Иван Гилевич





Сарина (1996)



Эммануэль (Один провидец предсказал артисту, что его дочь, в имени которой две «м», родит короля) и Беата (Борис+Бэла, имена родителей Михаила)



У него также есть дочь Изабель (2001), которая живет со своей матерью в Германии. Сейчас 14-летняя Белла проживает в Германии вместе с матерью Татьяной Бородовской. Дирижер встретил её на одном из своих выступлений в Германии. Встреча перевернула жизнь обоих. Через какое-то время Татьяна переехала в Москву, чтобы чаще видеться с Михаилом. Некоторое время они даже жили вместе. Тогда Михаил был очень взволнован радостным событием, которое должно было произойти по прошествии девяти месяцев. Татьяна беременна! На несколько месяцев музыкант уехал в Штаты, а Таня, чтобы не скучать, отправилась в Германию. Михаил будто в воду канул: не звонил и не приезжал. От стресса у Татьяны начались преждевременные роды. Уже спустя несколько лет она узнала, что там, в Америке, музыкант встретил «свою настоящую любовь» Лиану, которая и стала его второй супругой. Татьяна говорит, что, несмотря на то, что от неё и дочери Беллы он отказался, тем не менее, в свидетельстве о рождении стоит имя Турецкого как отца девочки. Татьяна утверждает, что он иногда приезжает к ним.

Отец пятерых дочерей мечтает о наследнике, которого назовёт в честь своего отца

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Турецкого Михаила Борисовича

Турецкий Михаил Борисович – российский певец, дирижер, народный артист России.

Детство

Михаил появился на свет 12 апреля 1962 года. Случилось это в Москве. Его родители были евреями, выходцами из Белоруссии. Отца звали Борисом Эпштейном. Михаил носит фамилию матери (Турецкая) из уважения к родственникам по материнской линии, которые трагически погибли во время Холокоста.

Талант Михаила был предопределен генетически. Его родной дядя, брат его отца, был выдающимся дирижером. Его имя – Рудольф Баршай.

Михаила можно смело назвать прилежным учеником и весьма старательным и целеустремленным человеком. Он успешно окончил хоровое училище имени Свешникова в Москве, потом с отличием завершил обучение в институте имени Гнесиных (дирижерско-хоровой факультет). Получив высшее образование, Михаил поступил в аспирантуру.

Творческая деятельность

В 1989 году Михаил Борисович занялся набором солистов в «Мужской камерный еврейский хор» при хоральной синагоге в Москве. Среди кандидатов были выпускники ВУЗов, студенты. Чуть позже хор стал профессиональным коллективом, периодически гастролировавшим за границей.

Со временем состав хора менялся, репертуар становился шире, выступлений – больше. Марина Ковалева, президент туристической фирмы «People Travel Club», совершенно случайно услышав выступление хора, активно помогала молодым дарованиям, подарив им возможность петь в синагоге в Майами. Также спонсором талантливого коллектива некоторое время был Березовский. Но к 1996 году обстоятельства изменились в худшую сторону – финансирование прекратилось. Выйти из сложившейся неприятной ситуации Михаилу Борисовичу и его хору помог .

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1998 году хор Турецкого официально стал государственным. Спонсоров стало больше. Например, «МОСТ-банк» и Московский государственный театр эстрады потратили немало сил на поддержку и развитие хора.

К 2003 году хор Турецкого приобрел звучное название – арт-группа «Хор Турецкого». Вместе с названием поменялся и репертуар хора. В то время в арсенале Турецкого появились композиции российской и зарубежной эстрады, оперные арии, православные напевы. В написанной Михаилом Борисовичем книге «Хормейстер» сказано, что Турецкий долгое время пытался убедить солистов своего хора в том, что такие перемены – только к лучшему.

На сегодняшний день «Хор Турецкого» является уникальным сочетанием превосходного вокала и великолепной хореографии. Он по праву считается одним из самых востребованных и популярным музыкальных коллективов России.

Награды

В 1994 году Михаил Турецкий был удостоен знака отличия под названием «Золотая корона канторов мира». Это поистине великое достижение, ведь такую награду во всем мире на данный момент заслужили лишь восемь человек. Спустя шесть лет Михаилу присвоили звание «Заслуженный артист Российской Федерации».

Личная жизнь

Первая жена Михаила Елена погибла в автомобильной аварии. От этого брака у Турецкого осталась дочь Наталья. Вторую супругу Михаила зовут экзотическим именем Лиана. Лиана родила Михаилу Борисовичу трех дочерей – Беату, Эммануэль и Сарину.

10 мужских голосов, разных и неповторимых... Они поют всё, что только можно спеть, и эти произведения становятся шедеврами. Однажды они ворвались в эфир а капелла, без всякого музыкального сопровождения, и прославились.

Как всё начиналось?

Сегодня все знают арт-группу «Хор Турецкого», состав, стиль и репертуар. Ещё в 1990 году пел в и о нём знал лишь узкий круг любителей. Бессменный руководитель ансамбля, Михаил Турецкий, возглавлял его уже тогда. Именно Михаилу пришла в голову идея выйти в мир и попробовать стиль а капелла на широкой публике. Так и родилась будущая группа «Хор Турецкого».

Немного о Турецком

Михаил Турецкий родился в 1962 году в семье белорусских евреев. Его музыкальный талант проявился уже в раннем детстве, и родители решили дать ему подходящее образование.

Михаил окончил хоровое училище и "Гнесинку" - музыкальный Получив диплом, он в 1989 году объявил конкурс среди музыкантов-вокалистов, желающих петь в мужском хоре московской синагоги. Турецкий мечтал таким образом дать второе дыхание еврейской духовной музыке. Иудейская традиция использовала технику пения а капелла, то есть без музыкального сопровождения. Так и зародилась уникальная манера исполнения будущей арт-группы "Хор Турецкого". Состав коллектива предполагался быть сугубо профессиональным.

Богатый гастрольный опыт стал источником новых идей и нового амплуа коллектива. Не прошло и 10 лет с момента рождения хора, как Михаил Турецкий вывел ансамбль на широкую сцену, произнеся совершенно новое слово в музыке - «арт-группа».

"Хор Турецкого": состав группы

Открытый Турецким музыкальный стиль состоит в безграничности вокальных и артистических возможностей исполнителей. Группа объединяет в своём репертуаре не только различные времена и этносы, но и манеры исполнения - от а капелла до эстрадного представления с хореографическими элементами.

Коллектив состоит из 10 солистов, представляющих все разновидности мужских голосов: от самой низкой тональности, называемой бас-профундо, до высокого мужского тембра под названием тенор-альтино. На сегодняшний день у группы «Хор Турецкого» состав таков:

  • Алекс Александров - 1972 г.р., драматический баритон, помощник хореографа, старожил коллектива.
  • Борис Горячев - 1971 г.р., лирический баритон.
  • Вячеслав Фреш - 1982 г.р., самый молодой солист, контр-тенор.
  • Евгений Кульмис - 1966 г.р., поэт и переводчик, бас-профундо.
  • Евгений Тулинов - 1964 г.р., драматический тенор, заместитель художественного руководителя, России.
  • Игорь Зверев - 1968 г.р., бас-кантанто.
  • Константин Кабо - 1974 г.р., баритональный тенор, композитор.
  • Михаил Кузнецов - 1962 г.р., тенор-альтино, заслуженный артист РФ.
  • - 1962 г.р., бессменный лидер и руководитель группы, лирический тенор, заслуженный и народный артист России.
  • Олег Бляхорчук - 1966 г.р., мультиинструменталист, лирический тенор.

Все участники - профессиональные музыканты, не ограничивающиеся только лишь вокалом.

Женская группа - оригинальный ход

Михаил Турецкий никогда не прекращает поиски новых возможностей. В какой-то момент ему показалось, что творчеству коллектива не достаёт специфики женского вокала. Так в 2009 году родилась вариация коллектива «Хор Турецкого» - женская группа «SOPRANO Турецкого».

С самого начала стало понятно, что новое детище Михаила будет столь же уникальным, как и мужская арт-группа. Кастинг прошли только самые блестящие профессионалы, одинаково привлекательные для публики не только внешне, но и в творческом плане.

Тот же авторский бренд, та же форма, наполненная новым женским содержанием. В группе представлены все тональности сопрано и все вариации стилей пения. Коллектив обладает качеством, характерным для «Хора Турецкого»: у девушек практически не существует ограничений в репертуаре, так что «SOPRANO Турецкого» не имеет аналогов в мире музыки и эстрады.

Мужской или женский коллектив Турецкого выступает на сцене - это всегда яркое шоу, экшн, музыкальное событие с мощным энергетическим накалом, оставляющее глубокий след в сердцах зрителей!