Какими событиями наполнена жизнь екатерины. Тема любви и смерти в рассказе И

Автопортрет Михаила Лермонтова. 1837–1838 год

Грузинки на крыше сакли. Рисунок Михаила Лермонтова. 1837 год Пушкинский Дом (ИРЛИ РАН) / Getty Images

1. Соберите роман из отдельных новелл — тем более если у вас долго не по-лучается написать большую вещь в прозе. Не отчаивайтесь; в конце концов, может быть, исторический роман про демонического горбуна — это просто не ваше? А серия коротких повестей, объединенных историей загадочного и одновременно узнаваемого героя-современника, — это, в сущности, тот же роман, ничуть не хуже.

2. Рассказывайте не историю жизни героя, а историю его души. Сами знаете : «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…»

3. Заинтересуйте читателя своим персонажем — для этого раскрывайте его постепенно. Пусть первым о нем расскажет кто-то совсем на него непохожий, человек другого поколения и иного душевного склада, добрый, честный и, конечно же, не понимающий тайных мотивов эффектных и неординарных поступков вашего героя. Дальше дайте слово тому, кто по социальным, поко-ленческим и прочим качествам стоит гораздо ближе к нему, — например, себе. Но пусть ваша встреча будет мимолетна и по-своему странна. И только после всего этого пусть о себе рассказывает сам герой. Записки нынче пишет всякий — так пусть и ваш герой тоже ведет дневник.

4. Пусть читателя не оставляет ощущение недоговоренности: герой все-таки должен остаться тайной. Пусть его намерения, характер и поступки пробуют истолковать видавший виды старый служака, влюбленная девушка, проницательный друг, давняя возлюбленная и, наконец, он сам, — но все равно никто не сможет объяснить до конца. Ведь «душу можно ль рассказать »?

5. Сделайте героя одновременно и интеллектуально-притягательным, и цинично-ужасным. Наделите его склонностью к самоанализу и рефлексии (чем беспощаднее они будут, тем эффектнее), умением прозревать женское сердце, шерлок-холмсовской дедукцией и способностью просчитывать наперед чужие поступки. Пусть, несмотря на все похождения, он сохранит память об «одной женщине, которую любил в старину», и чувство к ней. Но все это не должно мешать тому же герою убить на дуэли своего приятеля, разрушить жизнь былой возлюбленной, погубить целую семью горского князя, встрево-жить спокойствие мирного круга контрабандистов и многажды обидеть сочувствующего ему пожилого и «простого» давнего знакомого.

6. Запутайте хронологию событий до невозможности. Самое раннее происшествие можно смело рассказывать в начале второй части, а события, произошедшие в одном месте (например, в крепости за Тереком), можно разделить между первой и последней новеллами. И пусть потом филологи, придумав разделить сюжет и фабулу , с удовольствием используют ваш роман в качестве примера.

7. Наполните ваш роман самыми отчаянными и головокружительными приключениями, которые могут произойти с русским человеком, следующим по казенной надобности, в главном экзотическом пространстве отечественной литературы XIX века — на Кавказе. Пусть ваш герой столкнется с дикими и коварными горцами, «честными контрабандистами», бесчестными офице-рами и юнкерами, загадочными иностранцами. Пусть он множество раз будет на волосок от гибели — от черкесской винтовки или кинжала, от рук прелест-ной Ундины-контрабандистки, от шашки пьяного казака, от дуэльного вы-стрела, но из каждой переделки пусть выходит живой, спасаясь от опасности в кульминационный момент. Такие сверхспособности затмят в глазах чита-телей известие о смерти героя (если вы захотите его уморить), особенно если сообщить об этом скупо, в одной фразе , в каком-нибудь рамочном фрагменте.

8. Наведите «мостики» между разными сюжетами. Пусть некоторые эпизоды и фразы из одних повестей «отсвечивают» в других, а действующие лица разных новелл соотносятся друг с другом. Вот, к примеру, говорит ваш герой в первой новелле, что «…любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни…», — покажите любовь героинь обоих типов; вот мрачно бросает: «…авось где-нибудь умру на дороге», — так пусть и умрет на пути из Персии.

9. Щедро пользуйтесь поэтическими приемами, раз уж вы не только прозаик, но и поэт. Они пригодятся вам в создании напряженных внутренних монологов героя, в описаниях экзотических горных и морских пейзажей, в эффектных аллегорических концовках отдельных новелл . Не забывайте про риторические приемы и отточенные афоризмы — они запомнятся не хуже поэтических цитат.

10. Следите за реакцией читателей — и реагируйте в ответ. Вас, конечно, обвинят в том, что вы нарисовали свой портрет и портреты своих знакомых, что вы защищаете своего безнравственного героя. Но вы не обращайте на это внимания, а лучше напишите остроумное предисловие ко второму изданию, где, чтобы еще больше озадачить читателей, скажите, что «Герой нашего времени… точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего… поколения, в полном их развитии». Да и вообще, острая полемика о герое вам только на руку: чем жарче спорят рецензенты, тем больше читателей обратят внимание на ваше сочинение.

11. Поручите издание романа опытному участнику книготоргового бизнеса и умелому редактору. Очень ценно, если он еще и издает журнал, в котором печатается симпатизирующий вам темпераментный критик. В таких руках ваша книга наверняка не пропадет, и если не успеет обогатить вас самих, то принесет некоторый доход вашим дальним пожилым родственникам .

На страницах романа-эпопеи «Война и мир» можно встретить около 600 действующих лиц, каждое из которых имеет свое особое место в произведении. Роман создавался писателем практически семь лет и на сегодняшний день является величайшим достоянием русской литературы девятнадцатого века. По словам литературного критика П. Анненкова, роман «отличается мастерским изображением автором сцен военного быта и психологии человека на войне, сложностью композиции, органически сочетающей историческое повествование с рассказом о частной жизни героев».

В центре сюжета разворачиваются события, относящиеся к войне 1812 года. Параллельно с ними светскую жизнь общества девятнадцатого века. Читателю представлены основные действующие лица, принадлежавшие дворянским родам, важные исторические персоны а также малочисленные персонажи, сгруппированные по сословной принадлежности.

Среди этого многообразия фигурирующих героев хочется уделить внимание особенной личности, обладающей «красотой, очарованием и изяществом». толстой ростова роман

Речь пойдет о молодой княгине Наташе Ростовой, любимой героине Льва Николаевича Толстого.

Частичными прототипами Наташи послужили жена писателя Софья Толстая и его свояченица Татьяна Берс -- музыкальная, с редким по красоте голосом женщина. Толстому приписывается такой отзыв о «моделях» Наташи: «Я взял Таню, перетолок её с Соней, и вышла Наташа» .

Внешность Наташи в начале романа описывается так:

Не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстренькие ножки. Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках…»

Подчеркивая внешнюю непривлекательность своей героини, Толстой утверждает, что гораздо важнее красота души, внутренний потенциал; одаренность, способность к пониманию, чуткость. Простота, естественность и одухотворенность Наташи побеждают ум и хорошие манеры. Наташа -- любимая героиня Толстого. Мир Наташи исполнен живости и очарования молодости, но и ограничен.

Пьер говорит, что Наташа «не удостаивает быть умной». Её отличительные черты -- эмоциональность, естественность, непосредственность, отзывчивость вплоть до самозабвения, интуитивное и внерациональное понимание жизни «умом сердца».

Об уме же героини судить сложно. Ее предназначение состоит в другом: она оказывает влияние на нравственную жизнь других героев, возрождая их к жизни. Эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни.

Во многих сценах романа она помогает окружающим, знакомым и незнакомым, представляя собой пример действенной любви к ближнему. «Сущность её жизни -- любовь» -- так характеризует свою героиню Толстой. Писатель подчеркивает, что то истинное понимание жизненных ценностей, причастность к народному чувству, которое достигается Пьером Безуховым и Андреем Болконским в результате сложнейших нравственных исканий, для Наташи является врожденным, естественным; в романе она служит его воплощением.

Самые точные характеристики других героев зачастую исходят именно от Наташи. В то же время Наташе, как и другим героям Толстого, свойственно ошибаться. Её естественное, инстинктивное стремление к счастью делает Наташу эгоистичной, что выражается в увлечении Анатолем Курагиным.

В эстетике Толстого сложность испытаний сама придает духовные силы героям. На примере Наташи, описывая её духовный кризис после смерти князя Андрея, Толстой описывал силу её переживаний как причину её нравственного выздоровления:

«И все три причины упадка её духа носили в себе причины возрождения ».

В характере Наташи Толстым показана большая внутренняя сила. Внутренний мир героини Толстого открывается нам уже через отдельные штрихи к ее портрету. Достаточно обратить внимание на описание её глаз: “любопытные”, “умоляющие”, “сияющие”, “несколько насмешливые” или “печально-вопросительные”.

В конце романа Наташа показана как жена и мать семейства, полностью погруженная в его заботы.

Наташа выросла в нравственно чистой атмосфере семьи Ростовых, где не было лицемерия, притворства. В общении Наташа ведет себя легко и непринужденно, использует простые, понятные слова. Её речь эмоциональна, выразительна. Во время, когда «когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка», маленькая княгиня вела себя несдержанно, высказывала внешнюю грубость манеры, была «чутка и ловка».

С матерью она была добра и ласкова, умела найти к ней подход, когда та была недовольна:

«…Как бы она не обхватила руками мать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери не было ни больно,ни неприятно, ни неловко.»

В мысленных монологах Наташа выражает все свои эмоции, переживания и искренние чувства. Читая ее мысли, мы как будто слышим каждое ее слово, произносимое ею шепотом, выражающее искренность и неподдельные чувства:

«Иначе разве все это могло бы быть? -- думала она. -- Ежели я могла после этого, прощаясь с ним, могла улыбкой ответить на его улыбку, ежели я могла допустить до этого, то значит, что я с первой минуты полюбила его. Значит, он добр, благороден и прекрасен, и нельзя было не полюбить его. Что же мне делать, когда я люблю его и люблю другого?»

Эпизод первого бала Наташи раскрывает для читателя всю сущность героини, ее мысли, ее характер, темперамент. Вместе с ней мы переживаем самые волнительные моменты:

«Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины?...»

В минуты наивысшего счастья душа ее открыта для всех, она готова подарить свою любовь и князю Андрею, она всей душой хочет помочь Пьеру «передать ему излишек своего счастья», дарит счастливые улыбки отцу.

Наташа обладает чувствительностью и внимательностью ко всему окружающему. Ее манеры, настроение и поступки характеризуют скорее маленькую девочку, наивного ребенка, который всегда останется внутри, помогая смотреть на мир добрыми, доверчивыми глазами.

В эпизоде первого бала автор всячески подчеркивает по-детски возбужденное состояние Наташи, используя в его описании слово «девочка» и изображая ее с «благодарной детской улыбкой». Кажется, что даже будучи хранительницей домашнего очага, являясь женой и матерью она до конца этой истории остается ребенком в душе.

Хочется отметить склонность героини к завышенной самооценке. Вероятно, это обусловлено воспитанием истинной, благородной дамы, которая всегда должна держать себя уверенно и чувствовать себя на высоте.

А может быть это связано с той же детской наивностью и желанием быть замеченной и вызывать восхищение. Курагин говорит о ней:

-Очень мила!

«Наташа знала, что он говорил про нее и это доставляло ей удовольствие»

На протяжении всего произведения подобные мысли часто повторяются:

«Наташа несомненно знала, что он восхищается ею…»

Образ Наташи напрямую связан с образом одухотворенной, чистой и милосердной русской женщины. Об этом говорит ее отношение к природе, ко всему живому. Писатель отмечает поэтичность своей героини. Находясь в Отрадном, Наташа созерцает звездное небо, искренне восхищаясь ночным пейзажем: “Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало”, - говорит она.

"Соня! Соня! -- послышался опять первый голос.

--...Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда, душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так вот бы села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки... и полетела бы. Вот так!"

Этот момент передает истинную сущность героини. В этом проявляется близость героини к природе.В своей речи она использует такие выразительные средства как междометия, что подчеркивает ее простоту и искренность её слов.

В Наташе изначально заложен русский национальный характер. В сцене после охоты она с удовольствием слушает игру и пение дядюшки, который «пел так, как поет народ», а затем танцует “Барыню”. Все окружающие поражаются ее умению понять все то, что было во всяком русском человеке.

Дни, проведенные в Отрадном были полны радостных событий: скачки на тройках святочной морозной ночью, пляски с ряжеными, игры, пение.

В этом эпизоде мы снова встречаем подтверждение того, что Наташа способна понять каждого человека, готова выслушать его и поддержать:

«Она умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери,и во всяком русском человеке».

Она понимает чувства Николеньки, когда тот проиграл почти все состояние. В тот вечер Наташа пела только для брата, и он, слушая ее голос, забыл обо всех неприятностях. Она понимает Денисова, сделавшего ей предложение. Она жалеет его и понимает, что «он не хотел сказать, да уж нечаянно сказал».

Обладая способностью к состраданию, Наташа начинает плакать вместе с Соней, даже не зная причины слез подруги, а «только оттого, что Соня плакала».

Обращая внимание на имя Наташи Ростовой можно сделать следующие выводы.

Полное имя - Наталья Ильинична Ростова. Имя Наташа, в переводе с греческого означает «родная».

Она могла быть и Наталией, и Натали, но Толстой представляет героиню с нежно произносимым именем- Наташа. Вариации этого имени могли быть самыми разнообразными, однако автор не случайно выбирает из всего множества именно это. Благозвучность и мягкость несет за собой имя Ростовой. Носящая его героиня представляется светлой и доброй, живущей с радостью и легкостью. В произведении можно отметить такую черту классицизма в литературе, как говорящие имена и фамилии. Например, как уже было сказано, Наташа Ростова - добрая, мягкая натура. Сочетание имени и фамилии очень приятно слуху. Фамилия говорит о духовном «росте» персонажа. Личность Наташи на протяжении всего произведения действительно «растет» и развивается.

Наташа - очаровательна, мила и способна к чистой, бескорыстной и светлой любви. Первой влюбленностью девушки стал Борис Друбецкой-друг семейства, человек, стремящийся к высокому положению в обществе, заботящийся о своей карьере и статусе. Наташа не испытывала к нему пылких чувств. Рядом с ним, она игриво кокетничала и смеялась, как дитя и чувствовала себя свободно. Борис создавал впечатление “дипломата” и серьезного, делового человека совершенно не подходящего юной барышне, которая стремится любить всем сердцем.

Пройдя это первое испытание в жизни молодой девушки, Наташа вновь влюбляется. Вторым её избранником становится князь Андрей Болконский. Их первая встреча состоялась в 1809-м году в Отрадном, где жил граф Илья Андреевич. Болконского привлекает Наташа буквально с первой встречи. «Болконский увидел бегущую толпу девушек. Впереди других, ближе, подбегала к коляске черноволосая, очень тоненькая, черноглазая девушка.»

В дальнейшем мы видим насколько эта встреча переменила жизнь Андрея, помогла забыть тяжелое горе-потерю жены и воспрянуть духом вновь, снова жить для любви. Его поражает невероятная чуткость и близость Наташи с природой, её доброта и чувствительность. Он слышит её слова о красоте той ночи и это заставляет его снова испытывать сильные чувства:

«Старый дуб, весь преображенный… млел, чуть колтыхаясь в лучах вечернего солнца». «В душе князя Андрея вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни.»

Эпизод первого бала, на котором Наташа и Андрей танцуют вдвоем, становится предисловием к их истории любви. На этом балу присутствует и Борис Друбецкой, которого Наташа больше не воспринимает,как любовное увлечение. Это становится символичным эпизодом произведения, ведь именно в этот момент Наташа будто «отпускает» детскую влюбленность и предчувствует новую встречу:

"То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было не сообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты…»

Этим новым и необыкновенным в жизни девушки становится князь Андрей. Когда князь Андрей танцует с Наташей «один из веселых котильонов перед ужином», он напоминает ей об их встрече в Отрадном. Эта взаимосвязь объединяет молодых людей и они чувствуют друг к другу некое притяжение. «Давно я ждала тебя»,- думает Наташа. Танцуя с ней, князь чувствует себя «ожившим и помолодевшим», а сама Наташа находится «на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастия, горя». Наташа привлекает князя Андрея своей молодостью и естественностью. Сама Наташа чувствует, насколько сильно влюблена в князя.

После происходит важный момент, отделяющий её прекрасную юность, наполненную сильным, искренним чувством любви, от беспечного детства озорной девицы.

Князь Андрей решается признаться девушке в своих чувствах. В этом эпизоде переданы самые яркие эмоции, подтверждающие готовность Наташи «жить ради любви».

Когда князь Андрей уехал к отцу за благословлением, девушка три недели ходила «как тень, праздная и унылая…вечером тайком от всех плакала и не являлась по вечерам к матери».

Когда же ее возлюбленный вернулся, она не помнила себя от счастья, не понимала ничего, что он говорил во время объяснения с ней:

«Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза. «Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться?» …Лицо ее говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, что нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь?»

Они втайне помолвились. За долгий год ожидания Андрея со службы, Наташа увлекается Анатолем Курагиным, соблазнившим её на предательство и позволившим забыться и даже попытаться сбежать с ним. Этот период в жизни Наташи изображен особенно ярко, переданы все чувства героини, выражавшее её забвение и душевные муки, муки совести перед любовью. В тексте произведения слова и мысли героини как нельзя близко выражают внутреннюю борьбу молодой девушки.

Автор через реплики героини показать всю ее тревогу, волнения, стыд и искреннее раскаяние. В диалогах с Соней Наташа смело заявляет, что её любит Анатоль и она готова ответить ему взаимностью. Она твердо убеждена в своем мнении:

«Да, да я люблю его!» думала Наташа, перечитывая в двадцатый раз письмо и отыскивая какой-то особенный глубокий смысл в каждом его слове.»

Писатель старается подчеркнуть явное чувство стыда героини перед собой и перед князем Андреем. В сценах близости с Анатолем, Наташа опускает глаза, « ничего не понимая и не говоря.»

Вскоре, вернувшись со службы, будучи раненым, Андрей погибает буквально на руках у Наташи. Автор очень точно показывает страдания первой юношеской любви, подчеркивая состояние депрессии героини, сопереживая вместе с ней и как можно ближе передавая её чувства.

Эпизод объяснения в любви Пьера Наташе является решающим в любовной сюжетной линии романа. Трогательный момент признания подкрепляется искренними, добрыми словами, выражающими принятие и прощение. Наташа испытывает теплые чувства к Пьеру сама того не ожидая от себя.

По мере развития событий романа Наташа Ростова превращается из живущей в атмосфере постоянной влюбленности непосредственной девочки, в обаятельную и чутко реагирующую на все происходящее девушку. Её естественное обаяние, проживание полноты жизни, внутренняя красота, -- противопоставляется в романе холодной красоте светских дам. В молодой Наташе, Толстой воплотил свое понимание идеальной женской натуры, как гармонии духовного и телесного.

Толстой описывает жизнь Наташи, будто ставя себя на её место. С поразительной точностью и проницательностью он показывает всё чувства героини, наполняя каждое особой искренностью, сочетая с самыми смелыми действиями и сопровождая глубокими мыслями. Он удивительно близко передает истинные женские чувства. Наташа «вырастает» на глазах читателя с помощью описания перемен в её душе. Автор с трепетом и будто заботой пишет о её мыслях в моменты самых напряженных событий. Он «прощает» её сам прежде, чем прощает её Андрей и Пьер. Он дает ей возможность почувствовать угрызения совести, передавая через множество деталей самые важные мысли.

Автор будто ведет под руку свою героиню, сопровождая её на всем жизненном пути и страницах произведения. Он преподносит нам описание её образа, с любовью описывая самые мельчайшие детали, показывая и раскрывая весь смысл существования персонажа с первых страниц. Писатель ведет её через множество препятствий, на каждом подводя итог в контексте произведения. Эти жизненные уроки и делают героиню еще более привлекательной в глазах читателя. Мы видим, с каким вниманием Толстой следит за описанием всех перемен в душе Наташи. И то, что упомянуто в начале романа - Наташа живет ради любви, в конце его подтверждается и становится будто наградой за все испытания судьбой. Счастливый конец и долгожданный “мир” характеризуют произведение,как надежду на светлое будущее для каждого человека. Через образ Наташи Ростовой Толстой рассказывает какими чертами характера и внешности должна обладать истинная женщина того времени. Способная к самопожертвованию, честная, искренняя, милосердная, внимательная и умеющая по-настоящему любить - такой рисует нам Толстой очаровательную Наташу. И именно за её простоту, доброе сердце и умение радоваться жизни, посвящая всю себя любви Толстой любит свою героиню.

Использованные источники

  • 1. wikipedia.org
  • 2. http://citaty.info
  • 3. wikiquote.org
  • 4. http://loveread.ws

Детство - это пора, когда любое эмоциональное переживание чувствуется гораздо глубже, потому что все происходит впервые: первая улыбка, первый шаг, первое слово, первая нежность и любовь, первое несчастье, первая победа, первая обида, первое творчество, первое унижение, первое отчаяние от бессилия. Таких воспоминаний очень много: маленькие, коротенькие, иногда какие-то отпечатки отдельных образов, а порой помнишь лишь чувство, ощущение, оставшееся после события.

А что тогда произошло и с кем, скорее существует в мире фантазии и воображения, чем было в реальности. Этим наполнен человек на протяжении всей жизни. Это и дает ему силу и энергию, чтобы жить, любить весь мир.


Именно оттуда, из детства , у Л. Толстого взялись силы на тот многолетний труд и доброту, которые он отдавал людям. Толстой , будучи уже взрослым, вспоминает случай из детства , за который ему стыдно. Он размышляет над своим поступком, не находя себе оправдания и называя это "...темные пятна на страницах моих детских воспоминаний". Мы узнаем об этом из повести "Детство ", где Сережа Ивин предложил Иленьке встать на голову, как это сделал он сам: "Попробуйте сделать это; право, это нетрудно. Да что ж, в самом деле, отчего он ничего не хочет показывать? Что он за девочка... непременно надо, чтобы он стал на голову!" Все мальчики схватили его и поставили на голову, ногами вверх. Все смеялись.

Автор рассказывает, что в ту минуту он даже не был убежден так, как прежде, "что все это очень смешно и весело". Когда, вырвавшись, Иленька замахнулся на Сережу лексиконом, тот предложил бросить его, "коли он шуток не понимает". Автор рассказывает, что он тогда и не сообразил того, что бедняжка плакал, верно, не столько от физической боли, сколько от мысли, что пять мальчиков, которые, может быть, нравились ему, без всякой причины, все согласились ненавидеть и гнать его.

Автор решительно не может объяснить себе жестокости своего поступка: "Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания, заставляющее меня, бывало плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несет поваренок для супа? Неужели это прекрасное чувство было заглушено во мне любовью к Сереже и желанием казаться перед ним таким же молодцом, как и он сам? Незавидные же были эти любовь и желание казаться молодцом!"

Л. Толстой с благоговением вспоминает свой родной дом, брата. Атмосфера в доме Л. Толстого была наполнена любовью окружающих его близких людей друг к другу в отличие от наполненной "горячим туманом взаимной вражды всех со всеми" атмосферы у Максима Горького . Как сказал о ней сам Горький : "Слишком обильна жестокость ю темная жизнь неумного племени".

Объяснить жестокость в отношениях людей, которую Алексей наблюдал в детстве, можно только тем, что в это время, которое описывает автор, братья его матери настойчиво требовали от деда раздела имущества. "Они боялись, что моя мать потребует приданого, назначенного ей, но удержанного дедом, потому что она вышла замуж "самокруткой", против его воли", - говорит Горький .

Из повести М. Горького "Детство" мы узнаем о жестоком поступке деда в отношении автора в детстве. Когда Алексей окрасил край белой скатерти в синий, дед его высек до потери сознания. Он болел, лежа вверх спиною несколько дней в постели в маленькой комнате с одним окном и красной неугасимой лампадой в углу перед киотом со множеством икон. После этого жестокого наказания у Алексея "явилось беспокойное внимание к людям", "...точно содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой", он стал больше сопереживать, сочувствовать другим людям, жить чужой жизнью, как своей, чувствуя со слезой на глазах чужие страдания. Доброта, забота и понимание бабушки отогревало его сердце, заживляла раны, но "шрамы" всегда будут напоминать о прошлом и оставят отпечаток на дальнейшей жизни автора.

Из похожих ситуаций при столкновении добра и зла, встрече с жестокость ю одни люди выходят с желанием творить добро, а другие с ненавистью. Дед в произведении М. Горького объясняет свою жестокость жестоким отношением к нему его отца. Старшие девочки в произведении "Джен Эйр" Ш. Бронте, вчера ощущавшие на себе несправедливость, жестокость и грубость, сегодня творят то же самое с младшими девочками в приюте: отбирают хлеб, ненавидят окружающих. В отличие от Л. Толстого, М. Горький и Ш. Бронте на себе испытывают эти переживания, впервые сталкиваясь с жестокостью и несправедливостью в детстве. Эти события формируют их отношение к себе и миру: будут ли они ненавидеть весь мир или будут к нему снисходительны и милосердны, стремясь преумножить добро, чувствуя всякое горе и беду каждого, на чью долю оно выпало, как свое собственное, как то, которое никогда не сотрется в памяти, всегда напоминая о том, что оно с кем-то может быть. Но зная, что любое доброе слово, поддержка человека способны облегчить боль и страдание, сделать человека счастливым, дать ему силы, веру и надежду в будущее, в добро и справедливость. Отношение мисс Темпель и Элен Бернс помогает Джен Эйр не упасть духом и не впасть в отчаяние, возненавидев всех вокруг и саму себя. Она начинает жить своими интересами, увлечением к рисованию, раскрывает свой талант, способность к иностранным языкам. Открывая свой внутренний мир, она становится счастливой. Слова Элен Бернс становятся ее путеводной звездой: "Даже если весь мир будет ненавидеть тебя и считать тебя дурной, но ты чиста перед собственной совестью, ты всегда найдешь друзей".

"...может быть вы не поймете, что я вам скажу, потому что я говорю часто очень непонятно, но вы все-таки запомните и потом когда-нибудь согласитесь с моими словами. Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительсского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное из детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение" (Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы").


Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина.
Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в грустную атмосферу кладбища, описывает могилу прекрасной девушки, жизнь которой нелепо и страшно прервалась в самом расцвете сил: «На кладбище, над своей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.
Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит у подножия креста.
В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне – фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.
Это Оля Мещерская».
Бунин заставляет нас проникнуться скорбью при виде могилы пятнадцатилетней девушки, светлой и красивой, которая погибла в самом начале весны. Это была весна ее жизни, а она в ней – как нераспустившийся бутон прекрасного в будущем цветка. Но сказочное лето для нее никогда не наступит. Исчезла молодая жизнь, красота, теперь над Олей вечность: «звенит-звенит», не прекращая, «холодный ветер фарфоровым венком» на ее могиле.
Автор знакомит нас с жизнью героини рассказа, гимназистки Оли Мещерской, в ее четырнадцать и пятнадцать лет. Во всем ее облике сквозит восхищенное удивление необычайным переменам, которые с ней происходят. Она стремительно похорошела, превращаясь в девушку, душа ее наполнилась энергией и счастьем. Героиня ошеломлена, она еще не знает, что с собой, новой и такой красивой, делать, поэтому просто отдается порывам молодости и беззаботного веселья. Природа преподнесла ей неожиданный подарок, сделав легкой, веселой, счастливой. Автор пишет, что героиню отличало «в последние два года из всей гимназии, – изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз». Жизнь восхитительно бурлит в ней, и она с удовольствием обживается в своем новом прекрасном обличье, пробует его возможности.
Невольно вспоминается рассказ «Фиалки», написанный другом Бунина и талантливым русским прозаиком А. И. Куприным. В нем талантливо изображено взрывное пробуждение юности кадета-семиклассника Дмитрия Казакова, который от нахлынувших чувств не может готовиться к экзамену, с умилением собирает фиалки за стенами учебного корпуса. Юноша не понимает, что с ним происходит, но от счастья готов обнять весь мир и влюбиться в первую встреченную им девушку.
Оля Мещерская у Бунина – добрый, искренний и непосредственный человек. Своим счастьем и позитивной энергией девушка заряжает все вокруг, притягивает к себе людей. Девочки из младших классов гимназии гурьбой бегают за ней, для них она – идеал.
Последняя зима жизни Оли как будто специально выдалась такой прекрасной: «Зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице; каток в городском саду, розовый вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой». Но только казалась . Эта психологическая деталь указывает на свойственное юности каждого человека пробуждение сначала природных сил, когда разум еще спит и не контролирует чувства. Неискушенная, неопытная Оля легко летит по жизни, как бабочка на огонь. А несчастье уже идет по ее следам. Бунин сумел в полной мере передать трагизм этого головокружительного полета.
Свобода в суждениях, отсутствие страха, проявление бурной радости, демонстрация счастья считаются в обществе вызывающим поведением. Оля не понимает, насколько раздражает окружающих. Красота, как правило, вызывает зависть, непонимание, не умеет защитить себя в мире, где все исключительное подвергается гонению.
Кроме главной героини в рассказе фигурируют еще четыре образа, так или иначе связанные с юной гимназисткой. Это начальница гимназии, классная дама Оли, знакомый отца Оли Алексей Михайлович Милютин и некий казачий офицер.
Никто из них не относится к девушке по-человечески, не делает даже попытки понять ее внутренний мир. Начальница, по долгу службы, упрекает Мещерскую за женскую прическу, туфли. Пожилой уже человек, Милютин воспользовался неопытностью Оли и соблазнил ее. Видимо, случайный поклонник, казачий офицер, принял поведение Мещерской за ветреность и распущенность. Он стреляет в девушку на вокзале и убивает ее. Пятнадцатилетней девочке далеко до роковой соблазнительницы. Она, наивная школьница, показывает ему листок из тетрадки-дневника. Как ребенок, она не знает выхода из любовной ситуации и пытается отгородиться от назойливого воздыхателя своими же детскими и путаными записями, предъявляя их как некий документ. Как можно было этого не понять? Но, совершив преступление, некрасивый, плебейского вида офицер во всем обвиняет убитую им девушку.
Бунин понимал любовь по преимуществу только как вспыхнувшую внезапно страсть. А страсть всегда разрушительна. Любовь у Бунина ходит рядом со смертью. Рассказ «Легкое дыхание» не исключение. Такова была концепция любви великого писателя. Но Бунин утверждает: смерть не всесильна. Короткая, но яркая жизнь Оли Мещерской оставила след во многих душах. «Маленькая женщина в трауре», классная дама Оли, часто приходит на могилу, вспоминает ее «бледное личико в гробу» и разговор, который однажды она невольно подслушала. Оля рассказывала подруге о том, что главное в женщине – «легкое дыхание»: «А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вдыхаю, – ведь, правда, есть?»
Заканчивается рассказ словами автора: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном ветре». Красоту нельзя уничтожить, она возродится вновь.

Цель: проанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

II Беседа по тексту д. II - IV

Какими событиями наполнена жизнь героини?

Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе Катерины?

(Катерина очень немногословна. Характер ее поведения говорит об уверенности в себе, о само достаточности. Ей незачем самоутверждаться за счет других. Все мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.)

Как характеризует Катерину ее стиль общения? Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

(В этом разговоре Катерина впервые признается в любви к Борису. В нем раскрывается сила чувства Катерины, глубина ее душевной драмы, внутренняя сила, решительность ее характера. («Такая уж я зародилась, горячая»), показана готовность отстоять свою независимость, хотя бы ценой гибели («...уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой... в окно выброшусь, в Волгу кинусь...»). Этими словами предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.)

Д. II, явл. 3, 4, 5 «Проводы Тихона». Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?

Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

(В этой сцене обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)

Как ведет себя Тихон перед отъездом из дома?

(Чтобы понять душевное состояние Тихона перед отъездом, нужно ясно представить себе его положение в доме матери, его желание хотя бы на две недели освободиться от опеки. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену.

Когда наставления Кабанихи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней!» Цель Кабанихи - привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину.)

Д. II, явл. 10. Монолог с ключом.

Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса? Ответ найдем в статье Добролюбова «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?

(Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героини полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение - бросить ключ: «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.

Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Мне хоть умереть, да увидеть его...».)

Задание.

Д. III, явл. 6-8. Сопоставьте картины свидания Кудряша и Варвары, Бориса и Катерины. Сделайте вывод.

(Эти картины показаны на основе контраста. В любви Варвары и Кудряша нет истинной поэзии, их отношения ограниченны. «Катерина любит, готовая искупить эту свою первую страстную любовь смертью, а Варвара только «гуляет», - говорила исполнительница роли Катерины, артистка Малого театра П. А. Стрепетова. Контрастность душевного состояния героев - в ремарках автора. Слова Варвары сопровождаются ремарками «зевая», «зевает, потом целует холодно, как давно знакомого», «зевает а потягивается». Катерина «тихо сходит по тропинке, ... потупив глаза в землю», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею». Как и в сцене с ключом, автор показывает эволюцию душевного состояния Катерины - от растерянности к утверждению права на любовь.)

Д. IV, явл. 3. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?

(Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась... Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной!».)

Задание.

Д. IV, явл. 4, 5. Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины.

(Надвигается гроза, которая, по мнению калиновцев, нам в наказание посылается Мрачный колорит усиливается и сценой действия - вместо панорамы Волги - узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина «вбегает» на сцену, «хватает Варвару за руку и держит крепко!» Ее отрывистые реплики передают крайнее потрясение. Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя виноватой, для нее - пытка. Когда же в толпе появляется Борис, Катерина как бы прося защиты, «приклоняется к Варваре».)

Снова слышны пророчества: «Уже ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет...» Как и в д. I, появляется сумасшедшая барыня; но в д. I ее пророчества имели обобщенный характер («Что, красавицы? Что тут делаете?.. Все в смоле будете кипеть неутолимой!..»), то в д. IV барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что прячешься! Нечего прятаться!..» Ее слова сопровождаются ударами грома.

В чем разница в душевном состоянии Катерины в д. I и д. IV?

(Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни: Д. I «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь», Д. IV «Ах! Умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы - сцене всенародного покаяния Катерины.)

Задание.

Прочитайте явл. 6. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

(Если бы Катерина скрыла свой «грех» научилась бы притворяться и обманывать, продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом.)

Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?

(Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Катерина отвечает: «Не хочу я так. да и что хорошего!» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни, И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)

III Анализ действия V

1. Краткий пересказ действия V.

Пояснение для учителя.

Если есть возможность заслушайте две сценические трактовки образа Катерины в исполнении П. А. Стрепетовой и М. Н. Ермоловой, и попросите учащихся высказать свои суждения о том, какая из этих трактовок более соответствует образу, созданному Островским (см. доп.материал).

2. Беседа.

Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему? Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту-психологу. Какие рекомендации она бы получила?

Современные психологи используют специальные психологические механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Один из таких механизмов хорошо вам известен, так как может использоваться не только в кризисных ситуациях, но и помогает принимать любые решения - это составление двух списков. В один список записываются позитивные последствия решения, в другой - негативные последствия, давайте попробуем составить два списка «для будущей жизни» Катерины, основываясь на тексте пьесы. Составляем таблицу, используя цитаты:


Позитивные стороны

«Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...»

«Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи...»

«Не дают мне весь мир воспринимать свободно, вольно - создам в доме свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять...»

«Запрут - вот и будет тишина, никто мешать не будет...»

«Мою любовь у меня никто не отнимет...»

«Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если я защищу его от его матери...»

«Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...»

«Сколько радости принесут мне дети...»

Негативные стороны

«Найдут, силой поволокут домой...»

«Свекровь заест совсем...»

«Никогда не быть мне свободной...»

«Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо...»

«Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни...»


Итак, позитивного в жизни Катерины - больше. Если колонку с негативом закрыть ладонью, то получится, что жизнь героини будет наполнена такими ожиданиями и надеждами, с которыми можно не только наладить свое существование, но и построить его заново.

Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? В чем специфика окружающей среды?

(Узы брака в то время считались священными и нерасторжимыми. Еще тверже это было в патриархальной среде, в которой выросла Катерина. Даже Варвара, не особенно считающаяся с домостроевскими нравами, говорит Катерине: «Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена».

Если сама Варвара бежит из дома матери, то ведь она не замужем. Положение Катерины куда сложнее. И все же она уходит из дому, нарушив все традиции домостроевской нравственности. Теперь она в положении отверженной. Катерина делает последнюю попытку найти помощь и поддержку у любимого человека. «Возьми меня с собой, отсюда!» - просит она Бориса и получает отказ. Для нее оставалось лишь два выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее. В тот момент в Катерине преобладали эмоции над сознанием. И не оказалось никого, кто смог бы оказать ей психологическую поддержку.)

Конечно, все сказанное не дает основания считать самоубийство Катерины протестом против устоев, нравственности окружающего общества. В ее поведении и слабые, и сильные стороны. да, она своим поведением отвергает принципы домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе.