Конспект занятия «Россия - страна, в которой мы живем. Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Страна, в которой мы живем! Игра «Накрой стол российскими блюдами»

Организация: МБДОУ «Детский сад № 40»

Населенный пункт: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское

Цель : формирование знаний детей о родном городе.

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнить представления детей о родном городе
  2. Формировать у детей понятие «малая Родина».
  3. Закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.

Развивающие:

  1. Развивать внимание, связную речь, мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать гражданско-патриотические чувства: гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше.
  2. Прививать уважение и любовь к традициям и обычаям своей малой и большой Родины.

Образовательные области :

Приоритетная: познавательное развитие.

В интеграции : социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Словарная работа: Родина, Россия, малая Родина, большая Родина.

Предварительная работа: беседы о родном городе, рассматривание фотографий достопримечательностей города, беседы о городе, словесные игры и сюжетно-ролевые игры детей.

Материал: карта России и Иркутской области, изображение герба и флага России, города Усолье - Сибирское, цветные карандаши, игрушка-сердечко, мяч,

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Организационный момент:

На широком просторе,

Предрассветной порой,

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом все краше,

Дорогие края

Лучше Родины нашей

Нет на свете друзья.

О чем, ребята, говорится в стихотворении? (о Родине)

У каждого человека на земле есть Родина.

Дидактическая игра: «Что такое Родина?»

  • Родина - это страна, в которой мы родились и живем.
  • Родина - это земля, на которой жили, трудились наши дедушки и бабушки.
  • Родина - это наш город Усолье-Сибирское
  • Родина - это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, брат, сестра.
  • Это место, где стоит наш детский сад.
  • Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.

Вопросы:

  • Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).
  • Да, наша Родина - Россия.
  • А как называется главный город в нашей стране? (Москва).
  • Как зовут президента нашей Родины?

А сейчас посмотрите на карту, как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина.

Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем - это наш родной край, это наша малая Родина.

У каждого из нас есть малая Родина. Как же называется город, в котором, мы все с вами живем? (Усолье - Сибирское) Город Усолье - Сибирское - это наш родной край, наша малая Родина. (Показать на карте город Усолье - Сибирское)

У каждой страны есть свой флаг и герб. Давайте вспомним и найдём герб, флаг России и города Усолье-Сибирское

Дидактическая игра «Будь внимателен»

Выберите из предложенных вам флагов и гербов:

1. Флаг и герб нашей страны.

2. Герб нашего города.

Дети рассказывают, что изображено на гербе и флаге.

Воспитатель дополняет ответы детей.

Ребята, кто из вас знает, как появился наш город, что дало название городу?

Посмотрите, что лежит перед вами? (соль)

Именно благодаря ей появился город, в котором мы с вами сейчас живем.

Хотите узнать, как выглядел наш город много - много лет назад? Послушайте рассказ об этом.

Рассказ с презентацией

Города тогда совсем не было, сначала появилось маленькое село Усолье на левом берегу реки Ангары. Люди выбрали это место, потому, что здесь было большое количество рыбы, пышная растительность. А еще в этом месте из земли бил родник с соленой водой. Тогда два брата Михалевы решили выпаривать соль из воды, так появились первые соляные варницы. Постепенно село значительно расширилось, появились промышленные предприятия, и село Усолье было преобразовано в город Усолье-Сибирское.

Я вам сейчас буду показывать картинки, а вы попробуйте угадать, что на них изображено.

Дидактическая игра «Угадай, что это»

Показ слайдов с изображением зданий города.

В городе появились предприятия, многоэтажные дома, магазины, поликлиники. И, конечно, появилось много улиц с различными названиями.

Дидактическое /упражнение «Улицы нашего города»

Утром солнышко встает,

Нас на улицу зовёт.

Выхожу из дома я:

Здравствуй, улица моя!

Ребята, я знаю, что вы любите гулять со своими родителями по городу и, наверняка, помните названия улиц города. Назовите их.

Физминутка:

Мы по городу шагаем, - Шагаем на месте

Много видим, называем: - Поставить руку «Козырьком» к голове

Светофоры и машины, - держим в руках воображаемый руль

Ярмарки и магазины, - показываем рукой направо

Скверы, улицы, мосты,- показываем рукой направо

И деревья, и кусты. – Встаем на цыпочки, поднимая руки, затем приседаем на корточки

Мы по городу гуляем, - Шагаем на месте

Мы свой город изучаем. - Поставить руку «Козырьком» к голове

Справа есть высокий дом, - Поднять правую руку

Обойдём его кругом - Шагаем вокруг себя

Слева домик ниже - Левую руку вниз

Подойдём поближе. - Шагаем на месте

Это наш детский сад. Тише! - Указательный палец к губам.

Там ребятки спят. - Присесть, ладошки под голову.

Словесная игра с мячом «Назови ласково» (стоя в кругу)

Воспитатель бросает мяч детям, они называют существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и бросают мяч обратно.

Дом - домик

Двор - дворик

Улица - улочка

Мост - мостик

Сквер - скверик

Город - городок

Дорога - дорожка

Газон - газончик

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая, малая Родина. Для нас малая Родина – это город Усолье-Сибирское. Наш город красивый, зелёный, уютный. А вы любите свой город? Давайте же вспомним, за что мы так любим свою малую Родину.

Словесная игра «Передай сердечко и скажи словечко».

Дети говорят, за что они любят свой город и передают игрушку-сердечко.

  • Я люблю свой город, потому что он красивый.
  • Я люблю свой город, потому что он зелёный.
  • Я люблю свой город, потому что уютный и т.д.

Молодцы, ребята! Как вы думаете, что надо делать, чтобы и дальше наша малая Родина - оставался таким же прекрасным и только хорошел год от года? Ответы детей:

Любить свой город, заботиться о нем, не мусорить, не ломать, благоустраивать его, сажать цветы, деревья.

Дорогие ребята! Любите свою Родину - большую и малую. Старайтесь больше узнать о
ее истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции, живите и трудитесь ради
ее блага!

Вспомните, как выглядят флаги России и Усолья.

У меня есть черно-белые заготовки, которые я предлагаю вам раскрасить в нужные цвета.

А нашу игрушку-сердечко мы поставим в наш уголок, будем рассказывать нашим гостям, как заботиться о нашем городе, благоустраивать его, беречь природу, хранить обычаи и традиции нашей малой и большой Родины.

Список использованных ресурсов:

1. http://сезоны-года.рф/стихи%20о%20Родине.html

2. Шаманский В.Ф.Усолье - Сибирское. Иркутск,1994

1. Организационный момент

Воспитатель:

Давайте с вами, ребята, попробуем ответить на вопрос «Что такое Родина?»

1 ребенок :

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

2 ребенок:

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

3 ребенок :

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем!

Индивидуальные ответы детей.

2. Основная часть.

Воспитатель (обобщает ответы детей):

Родина - это страна, где мы с вами родились и живем. Наша Родина - это русские поля, леса, реки и моря. Это земля, на которой много лет назад жили и трудились наши предки (прабабушки и прадедушки) и защищали ее от врагов. Родина - это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама и папа. Родина - это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне. Родина-это край, город, где стоит наш детский сад. Давайте вспомним, где это? (город Александров, Владимирская область, а детский сад находится по адресу Красный переулок, дом 15).

Ответы детей.

Воспитатель :

Молодцы! Все верно.

Воспитатель (обращает внимание на карту мира, которую они рассматривали раньше):

Ребята, посмотрите на карту. Кто сможет показать мне границы нашего государства, нашей страны России? (Предлагает 2-3 детям обвести границу России по карте).

Дети показывают границу страны.

1 ребенок:

Если долго-долго-долго

В самолете нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы…

2 ребенок:

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

3.1 Игра « Кто где живет» (знание городов России и их жителей).

В Москве - москвичи;

В Петербурге -

В Ярославле -

В Воронеже -

В Саратове -

В Курске -

В Белгороде -

Воспитатель :

Ребята, у нас, как и в каждой стране, есть главная песня-гимн. Он звучит при встрече гостей, на торжественных мероприятиях, во время спортивных побед. Когда исполняется гимн России, все присутствующие встают, мужчины снимают головные уборы и этим выражают уважение и почтение к нашей земле.

Звучит гимн, дети подпевают и правую руку кладут на свое сердце.

Ребенок:

Величаво и спокойно

Гимн России прозвучал

Каждый думал, тихо стоя,

Затаил дыханье зал.

С этой музыкой взрослеем,

С этой музыкой растем,

Эту музыку по жизни

В нашем сердце пронесем!

Воспитатель:

Наша Родина - государство очень древнее, оно возникло много-много лет назад. В те давние времена еще не было ни городов, ни домов, в которых мы живем. А были небольшие деревянные домишки по берегам рек. В них и жили наши предки - восточные славяне. Они селились возле рек Ока, Днепр, Волхов.

Показывает на карте.

Славяне были очень гостеприимными: когда к ним заходил какой-нибудь странник, они ласково его принимали и хорошо угощали. Этот обычай остался до сих пор. Когда к вам приходят гости, ваша мама обязательно готовит что-то вкусненькое. А как вы, ребята, думаете, что можно назвать истинно русской едой?

Ответы детей.

3.2 Игра «Накрой стол российскими блюдами».

Воспитатель :

Ребята, мы с вами частые гости музея «Александрова Слобода». Вспомните предметы быта, которые вы видели в русской избе (светец, рукомой, ухват и т. д.)

Дети называют предметы быта и показывают иллюстрации.

Воспитатель :

Самым главным у наших предков был князь. У каждого из них был свой герб. Эти гербы у князей остались, а у нового русского государства появился свой герб. Этот герб и сейчас является гербом нашей страны. Давайте его рассмотрим.

Показывает крупное изображение герба России.

Ребенок:

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он России дух свободный.

Воспитатель:

Орел на гербе обозначает силу. Это значит, что государство у нас сильное и непобедимое. Головы орла смотрят на запад и восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. В одной лапе у орла жезл или скипетр-это символ царской власти, об этом говорит и корона на его голове, а шар в другой лапе - это держава, страна, которой он правит. Этому российскому гербу много-много лет. Конечно, нет сейчас царей. Но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что наша Родина очень древняя.

3.3 Игра «Когда-то и сейчас»

Правила игры.

Выслушав предложение, вы должны определить, какого времени оно касается (настоящего - разводите руки в стороны или прошлого - прячете руки назад - «было когда-то».)

Если из сеней войти в светлицу, то с одной стороны можно увидеть печь.

Высокое многоэтажное здание из стекла и бетона поражает своей красотой и величием.

Во дворе на каруселях развлекаются ребятишки, а совсем рядом - парк отдыха.

Между дверью и печью стоит кочерга, ухват, хлебная лопата, а возле полки для посуды - веник, ушат.

Воспитатель:

Молодцы, все верно угадали. А теперь отгадайте еще одну загадку-стишок:

Белый цвет - березка

Синий - неба цвет,

Красная полоска -

Солнечный рассвет.

Ответы детей.

Воспитатель:

Правильно. У каждой страны обязательно есть не только герб, но и флаг. Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздников.

У России флаг трехцветный, он состоит из трех полос - белой, синей и красной. Что же они обозначают? Белый цвет - это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий цвет - это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей. Красный цвет - это цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.

Воспитатель:

Вот как много могут рассказать о стране ее герб и флаг.

Входят мальчик и девочка, одетые в русские народные костюмы, и проводят русскую народную игру.

3.3 Русская народная игра «Капустка»

Дети берутся за руки, образуя длинную вереницу. Идут плавно, неторопливо поют:

Вейся, вейся, капустка моя,

Вейся, вейся, белая.

Как мне, капустке, виться,

Как мне зимой не валиться!

Ведущий проводит хоровод через «ворота» - поднятые руки, которые держат дети, последние в веренице. Когда все проходят, то самый последний поворачивается и «завивает капустку», т. е. перебрасывает через плечо руку, которой держится за товарища. Затем хоровод проходит через вторые ворота, третьи т. д. до тех пор, пока не «завьются» все играющие.

После этого последний в веренице остается на месте, а хоровод «завивается» вокруг него, постепенно охватывая все плотнее и плотнее, пока не получится «вилок капусты». Это получается очень весело. Затем «капустка» начинает «развиваться», пока не придет опять в исходное положение. Игра все время сопровождается пением, то громким, то более тихим, но неизменно плавным и протяжным.

4. Рефлексия

Воспитатель:

Мы много сегодня говорили о нашей Родине - России, играли в русские народные игры и закончить эту встречу я хочу стихотворением «Наш дом» В.Степанова:

На карте мира не найдешь,

Тот дом, в котором ты живешь,

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но мы всегда на ней найдем

Свою страну - наш общий дом.

Прослушивается запись песни «С чего начинается Родина» (сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера.) Воспитатель, дети и гости подпевают.

Воспитатель приглашает детей и гостей на чаепитие с пирогами.

Формировать представление о Родине, государственных праздниках на основе ознакомления с ближайшим окружением. Расширить представления детей о родной стране и родном городе, познакомить детей с российскими гербом, флагом, гимном.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи на неделю

Цель: Формировать представление о Родине, государственных праздникахна основе ознакомления с ближайшим окружением. Расширить представления детей о родной стране и родном городе, познакомить детей с российскими гербом, флагом, гимном. Рассказы о людях, прославивших Россию; о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная многонациональная страна; Москва - главный город, столица нашей Родины. Сообщение детям элементарных сведений об истории России. Углубление и уточнение представлений о Родине - России. Поощрение интереса детей к событиям, происходящим в стране, воспитание чувства гордости за ее достижения. Познакомить с родным городом, его историческим прошлым и настоящим; бережное отношение к истории родного города, закрепить название города, в котором живут дети, символику города. Формировать представление у детей, что планета Земля – общий дом для всех.

Задачи:

Воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к Родине, родному городу, чувства гордости, восхищения красотой родной страны.

Воспитание уважения к различным национальностям России, их культуре, языку; воспитание дружеских взаимоотношений в детском коллективе; воспитание чувства гордости за свой народ, за его подвиги.

Существительные: планета Земля, страна, государство, Россия, Родина, Отечество, президент, Москва, столица, флаг, государство, гимн, герб, улица, дом, двор, площадь, парк, памятник, достопримечательность, музей, жители, россиянин, горожане,

Прилагательные: большая, дружная, сильная, добрая, независимая, непобедимая, многонациональная, красивый, большая, многолюдный, уютный, любимый, родной, российский.

Глаголы: любить, помнить, строить, возводить, гордиться, восхищаться.

План образовательной деятельности

Подготовительная группа №9 «Гномики»

ТЕМА НЕДЕЛИ «Страна, в которой я живу» Итоговое мероприятие: Создание альбома с символами России ко Дню народного единства.

Центры активности

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утренний сбор

Приветствие

Пальчиковая гимнастика «Российская семья»

Беседа: «Что такое Родина?». Цель: подвести детей к выводу, что Родина – это и дом, в котором мы живём, и любой уголок - парк, детский сад, игровая площадка, родители, мама, папа, т. е. всё то, что для нас очень дорого.

Д/и. «Один - много»

Город – города - много городов (поселок, деревня, поле, река, гора, озеро, лес…)

Приветствие

Пальчиковая гимнастика «Российская семья»

Беседа: «Из прошлого нашей Родины». Цель: пополнить знания детей об истории нашей страны; побуждать интерес к жизни предков.

Игра «Посчитай-ка»

1 река- 2 реки -…5рек (озеро, дорога, мост, 1 российский флаг…, 1 российский герб…)

Приветствие

Пальчиковая гимнастика «Российская семья»

Беседа «Моя страна». Цель: знакомство с государственными праздниками, воспитывать гордость за свою страну.

Игра «Cлова друзья»

Воин, солдат, защитник, боец.

Родина, отчизна, отечество.

Смелый, храбрый, отважный.

Приветствие

Пальчиковая гимнастика «Российская семья»

Познавательное: «Россия. Москва». Цель: Закрепление представлений детей о Родине и её столице

1 – с.95. Примерная общеобразовательная программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста

Игра «Скажи наоборот»

Смелый – трусливый

Горе- радость

Родина- чужбина

Приветствие

Пальчиковая гимнастика «Российская семья»

Беседа: «В каком городе ты живешь?» Цель:формировать представления детей о родном городе .

Игра «Моя Родина»

1.Найди флаг России.

2.Найди герб России.

3.Найди столицу России.

4.Найди президента России.

Центр искусства

Рисование

« С чего начинается Родина?»

(оформление коллективного альбома). Цель: Создать условия для отражения в рисунке представления о месте своего жительства как одном из «уголков» своей Родины. Продолжать учить рисовать несложные сюжеты или пейзажи (по выбору). Развивать творческое воображение, способности к композиции. Воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию своей Родины. 1 – с.42

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа.

Аппликация.

«Герб Российской Федерации». Цель: расширить знания детей о символики Российской Федерации.

Аппликация

«Летят перелётные птицы»

(по мотивам сказки М. Гаршина). Цель: Учить детей создавать сюжеты по мотивам знакомой сказки, комбинируя изобразительные техники (рисование и аппликацию). Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления и эстетические переживания. 1 – с. 66. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа.

Художественный труд

Качели – карусели (мобили)

Художественное конструирование. Цель: вызвать интерес к созданию интересных композиций;

Познакомить со способом конструирования мобиля из фигурок животных в форме качелей и каруселей (одна планка или две крест – накрест);

С. 25Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Подготовительная группа.

Оригами

Композиция «Наш любимый город». Цель: учить создавать единую композицию в технике оригами.

Центр грамотности

Буква Ы

Цель:

Продолжать учить проводить звуковой анализ слов с применением

правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;

Познакомить с буквой ы;

Учить составлять предложения из трех слов с союзом и;

Продолжать учить называть слова с заданными звуками. 1 – с. 94 – 95

Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие/ Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова.

«Составление текста-поздравления»

Цель: учить составлять текст-поздравление.

Закрепить правильное произношение звуков «с», «ш», научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации. Развивать внимание, память.

Воспитывать интерес детей к слову.

1 – с. 150Развитие речи детей 5 – 7 лет.

Центр матеатики

Тема: Ломаная линия. Многоугольник.

Сформировать представления о ломаной линии и многоугольнике;

Уточнить представления о замкнутых и незамкнутых линиях, тренировать умение выделять и называть кривую, ломаную, отрезок, рисовать линии;

Закрепить представления о геометрических фигурах, их признаках;

Сформулировать первичный опыт самостоятельного формулирования алгоритма действий, опыт самопроверки по образцу, нахождения и исправления ошибок.

1 – с.101

Работа в тетради: занятие 14 стр. 27-28

Дидактическая игра:

Центр сюжетно-ролевых игр

«Семья». Цель:способствовать творческому использованию представлений по данной теме информации. Формировать умение подбирать атрибуты для игры.

«Экскурсия по городу в общественном транспорте»

Цели: развивать диалогическую речь, эстетический вкус; формировать культуру общения.

«Путешествие в Москву». Цель: Совершенствовать умение передавать в игровых действиях сюжет игры; расширять игровые замыслы; воспитывать активность; подбирать необходимое оборудование к игре, распределять роли.

«На кухне». Цель: развивать игровую деятельность детей, приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками.

«Больница», «Безопасность движения» Цель: создать игровой сюжет, который бы напомнил детям о правилах дорожного движения и поведения вблизи шоссе; побуждать скорее оказать помощь; активизировать в словаре детей понятия травма, боль, аптечка, бинт, лекарство.

Центр науки

Воздух повсюду

Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство - невидимость.

Материалы: воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

Описание. Загадать детям загадку о воздухе.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?

  • Игровое упражнение «Почувствуй воздух» - дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.
  • Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

Центр строительства

Строительная игра

Конструктивно-модельная деятельность: «Роботы».

упражнять детей в создании схем и чертежей; развивать внимание, воображение, сообразительность, стремление к экспериментированию.

Строительные игры в центре игровой деятельности

конструирование по собственному замыслу. Схемы для игр с конструктором и построек домов.

Строительная игра «Улицы моего любимого города». Цель: развивать фантазию, чувство любви к родному городу.

Центр кулинарии

«Сладкие хлебцы»

Цель: учить детей готовить полезные хлебцы простым способом.

Открытая площадка

Наблюдение за птицами. Цель: формировать умение описывать результаты; формулировать выводы.

П/и «Гуси и волк» Цель: развивать навыки быстрого бега по сигналу

Д/и «Назови растение с нужным звуком».

Цель: развивать у детей фонематический слух.

Трудовая деятельность:

Цель: упражнять в ходьбе приставным шагом вправо и влево.

Опытно-экспериментальная деятельность:

« Воздух повсюду ».

Закрепить знание о том, что воздух повсюду, что большинство предметов заполнены воздухом, что воздух прозрачен, формировать навык делать выводы самостоятельно.

Наблюдение за облаками (перистые или кучевые). Цель: вызвать желание полюбоваться небом, облаками; развивать творческое воображение; формировать представления о том, как образуются перистые или кучевые облака.

П/и « Иголка, нитка, узелок », «Удочка». Цель: развивать ловкость.

Трудовая деятельность: выполнение сезонных работ на участке детского сада .

Индивидуальная работа по ФИЗО. Цель: развитие движений - перебрасывание мяча друг другу

Предложить детям назвать приметы осени, которые они видели. Вспомнить стихи, загадки, приметы осени.

Цель: установить взаимосвязь между явлениями живой и неживой природы.

Сюжетно- ролевые игры по желанию детей.

Предложить детям собрать семена, растущие на территории детского сада.

Цель: развивать трудовые навыки.

Наблюдение за одеждой взрослых и детей. Цель: продолжать формировать умение устанавливать простейшие связи между изменениями в живой и неживой природе (холод заставляет животных отрастить длинную шерсть, человек тоже готовится к холодной зиме – одежда, пища, жилище).

П/и «Караси и щука». Цель: развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве.

Д/и «Кто где живет?». Цель: расширять знания детей о диких животных».

Индивидуальная работа по ФИЗО. Цель: способствовать развитию меткости, внимания при бросании мяча в цель.

Напомнить детям о правилах поведения на участке. Цель: сохранение здоровья детей.

Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом.

Наблюдение за распространением семян берёзы. Цель: расширять представления детей о плодах деревьев; предложить провести сравнительный анализ семян березы и сирени.

П/и «Совушка». Цель: совершенствовать умение действовать по сигналу, выполнять роль ведущего.

П/и «Замри». Цель: учить понимать схематическое изображение позы человека.

Д/и «Найди что опишу». Цель: научить узнавать предметы по перечисленным признакам.

Трудовая деятельность: выполнение сезонных работ на участке детского сада.

Продолжать учить подгруппу детей двигаться колонной. Цель: развитие движений.

Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом.

Опытно-экспериментальная деятельность , предложить рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок.

Наблюдение за работой дворника. Цель: расширять знания о труде взрослых осенью, воспитывать уважение к труду.

Д/и «Виды спорта». Цель: закреплять знания детей о видах спорта, воспитывать интерес к спорту.

П/и «Кто быстрее». Цель: развивать быстроту, реакцию, учить играть дружно.

Трудовая деятельность: выполнение сезонных работ на участке детского сада .
Цель: развивать трудовые навыки.

Упражнять в прыжках в длину. Цель: развивать и закреплять двигательные навыки.

Предложить детям собрать веточки для изготовления поделок. Цель: развивать фантазию.

Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом.

Индивиду

альная работа

РЭМП

Д/и «Живая неделя». Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Развитие речи

Д/и «Воздух, земля, вода» Цель: способствовать расширению знаний об обитателях земли, воды, воздуха-

ИЗО

Работа по лепке Цель: формировать умение расписывать пластину из пластилина, создавать узор стекой.

ФИЗО

ООМ

Игра «Кто, где живет и чем питается». Цель: расширять представления о природных сообществах, о цепях питания; упражнять в умозаключении

Вечерний сбор

Беседа«Страна, в которой мы живём».

Задачи: Закрепить знания детей о названии страны, её природы. Вызвать желание познакомиться с географической картой, «читать» её. Расширить знания о богатстве России, способствовать воспитанию стремления беречь и приумножать их, чувства гордости за свою страну.

Д/и «Наша страна».

Цель: Выявить знания

детей о нашей

Родине, ее столице

Чтение Ознакомление с жанром басни.

Басня

И. Крылова «Стрекоза и муровей». Цель: закреплять представление о басне, ее жанровых особенностях;

Подводить детей к пониманию аллегории басни, ее идеи;

Воспитывать чуткость к образному строю языка басни;

Раскрыть значение пословиц о труде, показать связь значения пословицы с определенной ситуацией. 1 – с. 148

Ушакова О. С.

Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи.

Игра – путешествие по карте России. Цель: расширять представления о стране: территория, жители; обеспечить запоминание в нахождении страны на глобусе, карте мира

Беседа

Д/и «Поступи правильно». Цель: формировать представления о положительных и отрицательных поступках.

Рассматривание неофициальных символов России – матрёшки, балалайка, самовар, берёза.

Д/и «Опиши, мы отгадаем». Научить описывать предметы и находить их по описанию.

Ситуативная беседа «Почему нельзя загрязнять природу». Цель: расширять кругозор ребенка.

Беседа: «Илья Муромец – богатырь земли русской». Цель: формировать представление о прошлом русского народа Древней Руси.

Итоговая беседа по теме недели

«Моя страна. Мой город» Цель: систематизировать и закрепить, знания детей, полученных за неделю.

Д/и «Кто больше назовёт городов России». Цель: побуждать детей узнать, как можно больше городов России.

Развивающая среда

Оформить выставку фотографий «Москва наша столица».

Дежурство в уголке природы и по столовой. Цель: закрепить навыки исполнения обязанностей дежурных.

Подготовить атрибуты к с/р игре «Семья».

Самостоятельные игры детей. Цель: приучать детей играть дружно.

Самостоятельные игры в центрах занятости.

Дежурство по столовой. Цель: закрепить навыки исполнения обязанностей дежурных.

Самостоятельная игровая деятельность детей. Цель: оказание детям помощи в организации игр.

Выложить дидактическую игру «Подбери пару». Совершенствовать умение подбирать пары предметов, совпадающих по заданному признаку (длинный -короткий, пушистый -гладкий, теплый -холодный»).

Внести альбом в патриотический уголок. Знакомство с государственной символикой России.

Внести карту России и предложить рассмотреть границы страны, реки, горы.

Стимулировать возникновению сюжетно-ролевой игры «Путешествие в Москву».

Предложить детям работу в тетрадях «Прописи». Развивать моторику руки, координацию движений, цветовое восприятие

Выложить настольно-печатные игры. Воспитывать желание играть настольными играми, прививать интерес к родной стране.

Предложить игры на музыкальных инструментах (бубны, свистульки). Содействовать активизации самостоятельных действий детей во время творческого задания: моделирование ритмического рисунка.

Самостоятельные игры в центрах занятости, настольно-печатные игры, трафареты.

Совместный труд (мытье игрушек, строительного материала).

Самостоятельные игры в центрах занятости.

Активизировать внимание детей на рассматривании альбома «История моей страны».

Взаимодействие с родителями

Оформление родительского уголка по теме.

Консультация. «ОРЗ. Профилактика ОРЗ».

Предложить повторить с детьми название своей Родины, название столицы России.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса.

Консультация «Расскажите детям о героях».

Цель: способствовать установлению взаимодействия в процессе беседы о защитниках нашего Отечества.

Индивидуальное консультирование по запросам родителям.

Внесение материалов в родительский уголок «Государственная символика России».

Консультация «Что рассказать детям о родном городе».

Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

Предварительный просмотр:

ПИСЬМО К РОДИТЕЛЯМ

милые мамы и папы,

бабушки и дедушки, сестры и братишки!

Мы с ребятами на этой неделе расширяем свои знания

Технологическая карта, организованной учебной деятельности детей старшей группы.

Тема: "Страна, в которой я живу".

Образовательная область: «познание» + «коммуникация»

Раздел : «Ознакомление с окружающим миром» + « рисование, лепка, конструирование».

Цель:

Познакомить с символикой страны.

Развивать представление о Родине и Президенте.

Развивать умение вести диалог и поддерживать беседу.

Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Материалы: портрет Президента, карта России, карта НСО, медали и звёзды, пластилин, бумага для рисования, краски, карандаши, конструктор, квадратики трех цветов(красные, синие, белые) по количеству детей для деления на группы.

Словарная работа: Президент, Россия, Родина, флаг, герб, гимн.

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно –

побудительный

Вносит конверт, в нём медали. Предлагает их «заработать».

За каждый правильный ответ я буду давать звезду, а в конце занятия посчитаем их. У кого звёзд будет больше 10, тот получит медаль.

Рассматривают содержимое конверта и выражают желание получить медаль.

Организационно –поисковый

Круг пожеланий.

Чтобы на занятии вам было легче справляться с заданиями, давайте пожелаем, друг другу удачи и улыбнёмся.

Беседа о Родине.

Где мы сейчас находимся?

А детский сад?

А наш поселок где находится?

Как называется наш поселок?

В какой стране мы живем?

Воспитатель на карте показывает и объясняет, что наша страна очень большая. Она делится на области и края. Показывает расположение Новосибирской области. На карте Новосибирской области просит ребят найти наш поселок выделить его флажком.

Символика страны.

А вы знаете, что такое символика? Наша страна тоже имеет свою символику. Это герб, гимн и флаг.

Кто из вас знает как они выглядят.

Рассматриваем из каких цветов состоит флаг. В каком порядке они расположены.

Работа в группах.

Воспитатель делит детей на три группы. (деление происходит по жребию, какой цвет выпадет: красный, синий, белый) Одна группа лепит из пластилина флаг, другая рисует карандашами, третья составляет из кубиков.

Пока дети выполняют задания, воспитатель включает гимн. По завершению работы:

Что звучало?

Это еще один из символов страны -гимн.

Физ - минутка.

Беседа о Президенте.

Как зовут нашего Президента?

Что означает слово Президент?

Зачем нам нужен Президент? Что он делает?

Как вы думаете ему легко руководить нашей страной? Почему?

Каким должен быть президент?

Мечтания .

Чтобы вы сделали для своей Родины, если бы стали Президентами?

Давайте на секунду представим, что наша группа это маленькая страна, и каждый из вас может быть президентом этой страны. Давайте все вместе придумает символы для нашей маленькой страны.

Словарная работа:

Какие новые слова вы сегодня узнали? Что они означают?

Стоят в кругу.

Улыбаются соседу справа, соседу слева и желают удачи.

Рассматривают карту, находят поселок и выделяют его флажком.

Называют символы государства. Рассматривают флаг.

Называют цвета

Дети работают по группам.

Выполняют ритмические упражнения под музыку.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Высказывают свои мечты.

Придумывают название страны.

Придумывают символику используя разные материалы, краски, пластилин, конструктор.

Дети вспоминают слова и что они означают.

Рефлексивно –

корригирующий.

Поощряет активных детей, благодарит за работу на занятии и награждает детей звёздами и медалями.

Ведут подсчёт звёздочек.

Ожидаемый результат:

Знать:

Символику страны, значение слов – Президент,герб, гимн, флаг Знать название своего поселка и страны.

Иметь:

Представление о Родине и Президенте.

Уметь:

Излагать свои мысли, поддерживать беседу о Родине.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 20 г Владивостока»

Конспект урока на тему «Страна, в которой мы живем»

подготовила воспитатель Чеплыгина Светлана Леонидовна

Владивосток 2013г

Цель: Закрепить понятие Родина. Формировать у детей представление о Родине, как о родной стране, чувство любви к своей родной стране. Закрепить знание детей о государственных символах России. Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны. Иллюстрации к занятию: герб, флаг России. Аудиозапись: гимн России.

Содержание -Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия! А мы с вами, граждане России,- россияне! Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. -Что означает слово- Родина? (Ответы детей Родина значит родная, как отец и мать.) -Послушайте стихотворение о Родине. Родина моя - бескрайняя Россия, И Сибирь, и Волга, и Урал…. Все места для русского святые, Где бы ты в России ни бывал. Каждая березка, кустик каждый, Задремавшие в снегу поля- Все напомнит нам о самом важном Только здесь родимая земля! И куда б судьба ни заносила, Не дано забыть нам об одном- Это ненаглядная Россия Есть единственный наш общий дом. Т. Коти -Наша Родина- это великая страна Россия. -Какие вы знаете пословицы о Родине? (Ответы детей нет земли краше, чем Родина наша, Родина поучает, Родина выручает.) -Какие государственные символы нашей страны вы знаете? (Ответы детей герб, флаг, гимн.) -Государственные символы - это официальные знаки отличия одной страны от других стран. Это символы, которые объединяют граждан одной страны, нас с вами. -Посмотрите на флаг России. Показ иллюстрации флага. -Наш флаг состоит из горизонтальных полос разного цвета. Назовите, какого цвета полосы на нашем флаге? (Ответы детей белого, синего, красного.)

В России эти цвета почитались издавна и имели свое символическое значение: белый цвет означал благородство, синий честность, красный смелость и великодушие. -Флаг можно увидеть на государственных праздниках. Кремль- место работы президента России. Когда президент в Кремле, над зданием поднят государственный флаг России. Флаг можно увидеть на самолетах, космических кораблях. На международных соревнованиях тоже поднимается государственный флаг, когда наших спортсменов награждают за победу. -Посмотрите на герб России. Это темно- красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. -Что вы знаете, об орле? Какая это птица? (Ответы детей гордая, красивая, сильная птица.) -Орел золотого цвета, потому что на Руси золотого орла народ сравнивал с солнцем, которому поклонялся. Неслучайно так много пословиц и поговорок о золотом солнце придумано русскими людьми. Солнце встает, так и день настает. Солнца не закроешь, а правду не скроешь. -Русский блин- это тоже символ солнца. Жизнь русского человека связанна с солнцем. Наши предки- славяне изображали символ солнца на всех предметах быта, которыми пользовались. На национальных костюмах, прялках, рушниках, наличниках. Люди считали, что солнце встает утром и едет на огненной колеснице по небу, а вечером садится за горизонт и умирает. Но утром рождается вновь. Вот почему орел золотого цвета. -На груди орла- изображение всадника на белом коне, который копьем поражает черного змея. Это добро побеждает зло. Звучит фонограмма гимна (отрывок). -Это гимн России - самая главная торжественная песня страны. Под звучание гимна самым выдающимся людям страны – артистам, спортсменам, ученым, писателям – вручают награды. Молодые воины принимают присягу, то есть дают Родине клятву в верности, обещании защищать ее от врагов. -Как надо слушать гимн? (Ответы детей стоя, проявляя уважение к ней.) -Кто авторы гимна? (Ответы детей слова Сергея Михалкова музыка Александра Александрова.) -Вот и подошло наше занятие к концу. Надеюсь, что когда вы вырастите, будете уважать и любить свою страну.

Список использованной литературы Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданское - патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 112с.