Кто такие гетеры во время. Чем занимались древнегреческие гетеры

По афинским законам женщина была ограничена в политических правах и не могла сама выбирать себе мужа. До замужества она следовала слову родителей, после замужества подчинялась мужу. Браки по любви были редким явлением. Если развода желал супруг, это осуществлялось по первому его требованию, дети оставались у него. Если расторгнуть брак хотела женщина, государство всячески этому препятствовало.

Alcibiades with Hetaerae. Athena Parthenos.


Женщины в основном занимались домашним хозяйством и воспитанием детей, имели ограниченный духовный кругозор, не принимали участия в зрелищных мероприятиях и пиршествах, не вовлекались в общественную и интеллектуальную сферу. Добродетель их заключалась в послушании, верности, скромности и умении быть как можно менее заметными. Такие жены быстро наскучивали мужчинам, и те тянулись к гетерам — интересным, блестяще образованным собеседницам, съезжавшимся в Афины со всего мира, общение с которыми считалось роскошью и высоким удовольствием.

Греческое "ἑταίρα" переводится как подруга, спутница.
Нetaira - это предшественница куртизанки, женщина разносторонне образованная, тонко разбирающаяся в поэзии, музыке, литературе и искусстве, умеющая поддержать интересную беседу на любую тему.
Для гетер существовали специальные школы, где им преподавали не только искусство любви и флирта, но и риторику, литературу, живопись, музыку, обучали уходу за лицом и телом.
Искусство красоты требовало немалого умения, так как девушки не были приучены к этому с детства. Приличным дамам краситься не полагалось и считалось дурным тоном. Знатные матроны могли себе позволить лишь массаж, уход за волосами и притирания восточными благовониями. Гетерам же краситься не только полагалось, но и считалось обязательным. После бурных ночей это помогало маскировать следы усталости. Гетера Аспазия написала "Трактат о сохранении красоты" в двух частях, где привела множество рецептов масок для лица и волос, средств для омолаживания и всевозможные способы ухода за телом, в который тайно с большим интересом заглядывали благородные афинянки.
Макияж гетеры был долгим и сложным и не обходился без помощи служанки. Чтобы выбелить кожу на лицо толстым слоем накладывались свинцовые белила, как это делали японские гейши, щёки подрумянивали соком тутовника или алканны. Ресницы тогда еще не красили, а брови соединяли в сплошную линию, что считалось красивым, и густо подводили сурьмой. Губы и соски подкрашивали кармином, а все волосы на теле удаляли специальными смолами. Специально обученная рабыня завивала локоны и с помощью золотых игл и шпилек укладывала волосы в сложную причёску. Завершала туалет полупрозрачная туника, украшенная живыми цветами. Убранная таким образом гетера в любом возрасте выглядела прекрасной.

Гетера развлекала мужчин интеллектуально и вполне могла отказаться от близости с мужчиной, если он ей не нравился. Социальный статус гетер был очень высок, позволить себе такую роскошь могли не многие, а добиться ее благосклонности было непросто. Чтобы встретиться с гетерой, мужчина писал ей послание на специально установленной в Афинах городской доске - Керамик, и если та соглашалась на свидание, то посылала слугу указать внизу "визитки" время и место свидания.

В античную историю вошли такие имена подруг великих людей, как Белистиха — подруга египетского фараона Птолемея II, Археанасса - подруга Платона, Компаста и Таис - любовницы Александра Македонского, Аспазия - вторая жена афинского правителя Перикла, легендарная гетера Фрина, муза и вдохновительница многих великих.

Леэна из Афин.
Вошла в историю в связи с заговором Гармодия и Аристогитона об убийстве правителя-тирана Гиппия, в который Леэна была посвящена. Заговорщики были раскрыты и план провалился. Гармодий был сразу убит телохранителями Гиппия, Аристогитон сумел скрыться, но вскоре был схвачен, подвергнут пыткам и казнен. Леэна также предпочла смерть предательству и по легенде, перед пыткой откусила себе язык, чтобы не выдать заговорщиков. За это афиняне воздвигли на Акрополе в честь ее статую, изображающую львицу без языка, а еще позже в честь ее воздвигли храм. (Леэна переводится как Львица)

Лаис из Коринфа
Родилась на Сицилии. В возрасте семи лет попала в число пленников армии генерала Никия, была отвезена в Афины и продана в рабство художнику Апелессу. Подросшую девушку он первым посвятил в тайны любви, а через несколько лет, пресытившись, отпустил на свободу. Лаис отправилась в Коринф и окончила там специальную школу для гетер, где обучалась искусству любви, музыке, философии и риторике. Завершив обучение, по древнему обычаю, она пожертвовала доход от своей "первой ночи" коринфскому храму Венеры и осталась в этом городе навсегда.

Ганс Гольбейн Младший. Lais of Corinth. 1526. Базель. Художественный музей.

Лаис считала роскошную гетеру Фрину своей соперницей, все заработанные деньги вкладывала, чтобы также окружить себя роскошью и преуспела настолько, что народ толпами собирался смотреть на ее выезды в свет. Одетая в самые драгоценные ткани Востока, в шикарной колеснице, она блистала и поражала своей красотой и грацией. Слава о ней разлетелась по Греции, Персии и Египту, привлекая богатых поклонников, готовых платить за ее любовь баснословные суммы.
Потерявший от нее голову Демосфен не просто добивался ее любви, но и готов был жениться, а жениться на гетере считалось тогда позорным. Но вздорная и капризная Лаис не оценила жертву и потребовала за ночь 10 000 драхм, зная, что он не имел и десятой части этой суммы. Из мести Демосфен сочинил на Лаис свою знаменитую язвительную речь, которую по сей день считают эталоном ораторского искусства.
Тогда Лаис назло Демосфену предложила себя Ксенократу, ученику Платона, совершенно бесплатно, даже не предполагая как будет разочарована. Ксенократ отказался от нее. Возможно, он просто не интересовался женщинами, но это больно ударило по ее самолюбию. "Я взялась соблазнить человека, а не статую", - сказала Лаис, добавив кое-что нелестное о мужских достоинствах философа, но в веках эта фраза так и осталась в урезанном виде.

Лаис прославилась незаурядным умом, несравненной красотой, чрезмерным корыстолюбием и контрастами в любовном выборе, будучи одновременно любовницей изящного тонкого умом Аристиппа и грубого циника Диогена, которому отдавалась чуть ли не публично.
Плата за ее услуги была огромна. Она была так богата, что передавала часть денег на строительство храмов в своем родном городе. В Коринфе на ее деньги построены храмы Венеры и Афродиты.
Сохранилась биография Лаис, написанная Плутархом, где он описывает ее смерть. Якобы Лаис влюбилась в Гиппострат и оставила Коринф чтобы следовать за ним в Фессалию. Но фессальские женщины не захотели принять в городе распутницу. Они объединились, и заманив ее в храм Афродиты, забили там до смерти.
Коринфяне, в благодарность за царскую щедрость и дары их городу, воздвигли в честь Лаис памятник, изображавший львицу, разрывающую на части барашка. На том месте, где она была убита, была построена гробница с эпитафией: "Славная и непобедимая Греция покорена божественной красотой Лаис. Дитя любви, воспитанная Коринфской школой, она отдыхает на цветущих полях Фессалии". (340 до н.э.)


Lais_in_Hades. Print of Lais. 1902

Sappho.
Знаменитая античная поэтесса с острова Лесбос. Родилась 625-570 до н.э. (все биографические данные очень приблизительны). Ее отец Скамандроним занимался торговлей, был представителем знатного рода и "новым" аристократом. В шесть лет Сапфо осиротела, и родственники отдали ее в школу гетер, где она смогла развить врожденное природное чувство ритма, начав писать оды, гимны, элегии, стихотворные эссе, праздничные и застольные песни.

Фреска в Помпеях
После пришествия к власти тирана Мирсила (612-618 до н.э.) многие аристократы, в том числе род Сапфо, были вынуждены бежать из города. Сапфо находилась в изгнании на Сицилии и смогла вернуться на родину только после смерти Мирсила (595-579 до н.э.)
На Сицилии Сапфо вышла замуж за богатого андрийца Керкиласа, от которого родила дочь. Муж и ребенок Сапфо прожили недолго. В честь дочери Сапфо написала цикл стихов.


Густав Климт. Сапфо с дочерью. Венский исторический музей.

Сафо приписывают страстную любовь к юноше Фаону, отказавшему поэтессе во взаимности, отчего она якобы бросилась в море с Левкадской скалы. Выражение "броситься с Левкадской скалы" стало поговоркой, означающей "окончить жизнь самоубийством от отчаяния".

Женщины на острове Лесбос пользовались большей свободой, чем в остальных частях Греции, не имели почти никаких социальных ограничений, даже часть семейного имущества могла передаваться по женской линии. Как и мужчины, они могли объединяться в содружества - фиасы. Сапфо возглавляла культовый фиас в честь Афродиты, который называла "своим домом муз". Одной из целей фиаса была подготовка к замужеству знатных девушек, которых там обучали музыке, танцам и стихосложению.


Рафаэль. Sappho. 1510—1511. Ватикан.

О лесбийских отношениях Сапфо ходило немало вымыслов и неоднозначных мнений, толковавшихся превратно. Именно здесь, на острове Лесбос было заложено понятие лесбийской любви. Слово лесбиянка по происхождению также связано с Сапфо и ее фиасом.
Однополая любовь между женщинами считалась такой же нормой в социально-культурной традиции того времени, как и однополая любовь мужчин, никто не осуждал спартанских эфебов или Сократа за его отношения с учениками.
В узком кругу фиаса девушки писали друг другу стихи откровенного страстного содержания, отражающие древние культы женственности, свободы чувства и действия. Это было что-то вроде литературно-поэтического соревнования. Такая поэзия в узком женском кругу естественным образом приобретала откровенное содержание.

Яркая, эмоциональная, страстная и мелодичная манера письма Сапфо оказала влияние на творчество многих поэтов ее времени и будущих эпох. Ее поэзия пользовалась уважением и почитанием Алкея, Солона, Платона и Горация, Катулла. Ммитиленцы помещали на своих монетах ее изображения.
Солон, услышав на пиру одно из ее стихотворений, тотчас выучил его наизусть, добавив, что "не желал бы умереть, не зная его на память". Сократ называл ее своей "наставницей в вопросах любви" (уж кого он только не наставлялся)), Страбон говорил, что "напрасно искать во всем ходе истории женщину, которая могла бы выдержать хотя бы приблизительное сравнение с Сапфо в поэзии".
Платон назвал Сапфо десятой музой:
"Девять лишь муз называя, мы Сапфо наносим обиду. Разве мы в ней не должны музу десятую чтить?"

Alma Ser Lourens. Сапфо и Алкей.

Таис афинская
Таис вошла в историю как возлюбленная Александра Македонского, сопровождавшая его во всех военных походах. В отличие от Фрины, вечно закутанной в плотные одежды, Таис не прятала своё тело, а гордо выставляла напоказ, проезжая обнаженной по улицам покоренных персидских городов. Во многих исторических источниках можно найти сведения о том, что именно Таис была зачинщицей пожара в захваченном Александром царском дворце в Персеполе. Во время празднования победы над персами, Таис обратилась к Александру и всем пирующим с воззванием сжечь царский дворец.
Ее речь была очень пылкой, дерзкой и воинственной. Играя на тщеславии Александра, она сумела убедить его в том, что из всех великих дел, этот смелый поступок будет самым прекрасным - как месть Ксерксу, предавшему огню Афины, месть варварам. Она взывала к тому, что хочет получить хоть небольшую награду за все те лишения, которые испытала в скитаниях по Азии, и наградой ей будет разрешенение Александра позволить ей собственноручно, на глазах у всех первой поджечь дворец.
"И пусть люди говорят, что женщины, сопровождающие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота!". Ее слова потонули в гуле одобрения и рукоплесканий захмелевших воинов. Александр первым метнул свой горящий факел, а следом за ним Таис и все остальные.
Огромное строение из кедра сразу заполыхало и дворец вскоре был полностью уничтожен.

Александр Македонский с гетерами в захваченном Персеполисе.
Таис призывает царя предать дворец огню. Рисунок Г.Симони

Почти нет сведений о судьбе Таис после смерти Александра. Известно, что после возвращения в Египет Таис стала второй женой царя Птолемея I и родила ему двоих детей.

Campaspe.
Легендарная гетера, чьи многие изображения историки до сих пор не могут отделить от изображений Фрины. Плиний полагает, что не Фрина, а именно Кампаспа послужила Апеллесу моделью для Aphrodite Anadyomene. В 1960 году раскопали хорошо сохранившуюся фреску в Помпеях, где изображен похожий сюжет с Венерой и некоторые исследователи считают, что эта фреска может быть римской копией картины Апеллеса, попавшей в коллекцию кого-то из римских полководцев. Другие исследователи настаивают на том, что моделью служила именно Фрина, которая вошла в историю, хорошо при этом заработав на позировании.


John William Godward. Campaspe. 1896.

Кампаспа была любовницей и первой женщиной, которой по настоящему увлекся Александр Македонский. О Кампаспе оставил свидетельство Плиний Старший: "Александр, восхищаясь её выдающейся красотой, привлек Апеллеса нарисовать Кампаспу обнаженной. Она была самой любимой из всех его гетер. В процессе работы Апеллес страстно влюбился в свою модель.

Charles Meynier. 1822. Apelles, Alexander and Pancaspe.

Александр, решив, что великий Апеллес сможет как художник оценить красоту Кампаспы лучше него самого, преподнес Капмаспу ему в подарок. Так он доказал себе, что велик не только в отваге, но еще более велик в самообладании и щедрости." (Pliny the Elder).

Ланглуа. Александр уступает Компаспу Апеллесу. 1819.


Оттин. Кампаспа раздевается перед Апеллесом по приказу Александра. Фасад Лувра.


Жак-Луи Давид. Апеллес пишет Кампаспу в присутствии Александра. 1813. Рисунок на бумаге, акварель, чернила. Sotheby’s.

Jacques-Louis David. Alexander the Great Presenting Campaspe to Apelles.
Wood, (96 x 136 cm.) Musee des Beaux-Arts, France.


Giovanni Battista Tiepolo. Alexander the Great and Campaspe in the Studio of Apelles. 1740.


Apelles Painting Campaspe. 1720.

Gaetano Gandolfi.Alexander Presenting Campaspe to Aptlles. 1797.

Jodokus Winghe. Apelles paints Campaspe. 1686.
(210 x 175 cm.)Венский исторический музей.

Споры об этом продолжаются и по сей день. Их ведут историки, грековеды, литераторы и простой люд. Образованная, незамужняя, свободных взглядов женщина, ведущая образ жизни абсолютно независимый. Таковыми считают гетер древней Греции. Были среди этих дам и те, что играли основополагающие роли в общественной жизни Греции. Дома таких гетер были центром для общения политиков, деятелей искусства, общественников.

В переводе с древнегреческого языка слово «гетера» означает «подруга». Гетеры находились на содержании у богатых покровителей. В этом ли вся независимость? А как же этим женщинам удавалось собрать вокруг себя таких влиятельных людей, быть участниками обсуждений общественной жизни не только какого-либо полиса, но и страны в целом? Все исключительно благодаря их уму, образованности и сообразительности.

Чтобы получить благосклонность таких женщин, нужно было платить немалые деньги. Историки выявили случаи, когда мужчины высекали на каменных плитах цены, предлагаемые гетерам за их общество. Впрочем, не стоит думать о том, что гетеры были банальными проститутками. Считается, что назвать их женщинами легкого поведения нельзя. Они отдавались только тем, с кем их связывали любовные чувства. И еще один довод в пользу того, что гетер не назовешь представительницами первой древнейшей профессии, что параллельно с ними «трудились» действительно проститутки, в том самом понимании, котором привыкли это знать современные люди.

О них слагали стихи поэты

Демосфен - древнегреческий оратор любил говаривать, что грекам-мужчинам надобно иметь сразу 3 женщин. Одна из них продолжательница рода и являлась официальной женой. Другая - рабыня для утех в постели. Третья - гетера. Вот в ней мыслитель видел достижение душевного комфорта.

Гетерам не воспрещалось замужество. Так, у Перикла была жена из ряда гетер. Ее звали Аспасия. Эта очень умная женщина блистала красотой, была образована. По заявлениям некоторых историков, гетеры «рождались» по велению хозяек рабыгь. Девушек обучали и отпускали на волю, либо сразу отдавали достойному покровителю.

Культ гетер связывали с самой Афродитой. Историки и грековеды находят в источниках памятниках, датированных многими веками до н.э., упоминания об этих женщинах. Жили они еще во времена Солона. В Афины проникнуть им довелось довольно просто. Для этого им понадобилось применить немного ума, тонкостей общения с величайшими мужами. Так они быстро достигли и политического влияния. Их чествовали, создавали изваяния, им посвящали стихи и целые поэмы.

Среди имен наиболее известных гетер: Миррина, Леена, Аспасия , Ламия, Лайда, Фаида, Фрина, Фаргелия. Впрочем, были в рядах «почитателей» гетер и те, что называли их простыми шлюхами. Но историки, все же, говорят об обратном. Это образованные, начитанные и даже прогрессивные женщины своего времени.

Кстати, гетеры выгодно отличались от жен. Те, как только попадали под покровительство мужей, становились, можно сказать, затворницами. Они вели домашнее хозяйство, рожали и следили за детьми. Гетеры же оставались свободными. Эти женщины вели активную общественную жизнь, и их нельзя было назвать затворницами, даже несмотря на усиленное покровительство со стороны влиятельных государственных мужей.

Гетеры прекрасно разбирались в философии, художественном искусстве, музыке, литературе. Они вели диалоги о «высоком», при этом в интеллектуальном развитии не уступали мужчинам, а во многом даже превосходили их.

Почему их нельзя назвать проститутками?

Все очень просто. Проститутки древней Греции, как и в нашем стандартном, современном понимании, исполняли лишь роль удовлетворения физиологических потребностей мужчин. От них не требовалось ведения «высоких» бесед об искусствах, ремеслах, культуре разных стран или и вовсе философствовать.

Гетеры были намного интеллектуальнее проституток и выполняли скорее роль собеседниц, нежели утешительниц в физиологическом плане. В социальной лестнице они стояли выше стандартных шлюх на несколько ступенек. Кстати, гетеры пользовались в обществе намного большим уважением, чем проститутки. Что стоит даже то, что с гетерами часто советовались великие деятели политики, философии, литературного дела.

Гетеры могли отказывать тем, кто им не по нраву, но были верными своим возлюбленным, оставаясь постоянно с ними рядом. Гетеры легко писали речи политикам для их выступлений. Кстати, и себе тоже гетеры создавали речи. К примеру, Византийская императрица Феодора в молодости была гетерой. Да и подруга Македонского известна своей необычной красотой и блестящим умом. Догадаться несложно. И она была гетерой. Таис Афинская после смерти Александра Македонского вышла замуж за царя Египта Птолемея Первого.

Фрина - наиболее известная афинская гетера была очень красивой и стала даже моделью для скульптора, создающего статую Афродиты. За это общественность Фрину возненавидела и даже обвинила в противоправных действиях. Гетера предстала перед судом, но была оправдана. Почему? Просто обнажилась перед главным судьей.

Кстати, Фрина назначила цену за свои услуги царю Лидии. Гонорар оказался столь весомым, что в стране пришлось значительно поднять налоги. Иначе бюджету было не вытянуть основных нужд населения. А вот Диоген, умом которого Фрина восхищалась, был удостоен чести пользоваться услугами гетеры абсолютно бесплатно.

Кстати, историки не советуют судить о деятельности гетер только лишь по вышеназванным особам. В Античной Греции к возможности «купить» любовь относились весьма снисходительно и потворствуя данным фактам. Гетеры часто оказывали услуги интимного характера. При этом они были служительницами известных храмов: Афродиты, Венеры

Гетеры процветали не во все времена

В эпоху Античности у умных и образованных дам, которые по желанию оказывали интимные услуги, были ярые противники. Они состояли в философской школе Киников. Представители этого сообщества считали гетер распущенными, а также приверженками получения выгод ради выгод. Фрину осудили за позирование, а памятник Афродите, созданный по ее образу, именовали позорищем, высмеивали.

Противником гетер был и Диоген. Он часто вступал в диалоги с философами иных школ и учений и не переставал ругать их за связи с гетерами, именуя их шлюхами. И еще он утверждал, что этими женщинами пользуются. В прямом и переносном смыслах.

Гетерам приписывали не только исключительно женственные, любовные качества, ум и рассудительность, но и смелость, отвагу, умение дерзить, гордость, озорство и даже некоторую непокорность и отчаяние.

Плутарх писал в воспоминаниях о деве по имени Таис, подруге Македонского. В период пиршества во дворце, девушка вела себя довольно развязно и дерзко. В то же время казалась хитрой и изворотливой, довольно умной. Александра она умудрялась и прославлять, и подшучивала над ним, причем весьма колко. Все смеялись, а некоторые даже гомерически хохотали.

В отместку царю Ксероксу, Таис, когда все гости, да и она сама, уже изрядно захмелели, предложила сжечь дворец. Причем сделать она вызвалась все собственноручно. «Так персам отомстили за Грецию», - писал Плутарх. При этом вид Таис имела весьма воинственный. Во время своей речи то и дело трясла, находившимся в ее руке, факелом. Еще через миг дворец персов пылал.

Считается, что своими поступками гетеры могли вдохновлять воинов и великих политиков на разнообразные «подвиги». Впрочем, не всегда они имели разрушительные цели. Феодора - императрица Византии, в прошлом гетера, была настолько мудра, что лишь созидала. Один раз она бросила королю Болгарии такую фразу, которая потворствовала предотвращению военизированного конфликта и предотвратила разрушение государства.

Так вот, ей достаточно было всего лишь сказать: «Если ты победишь, все заговорят о победе над слабой женщиной, а если поражение потерпишь ты, то люди скажут, что женщина победила тебя!». Так король понял, что любой исход нападения губителен и является заведомым проигрышем. Король тогда заявил, что Феодора славится не силой, в непосредственном понимании, а силой ума и мудростью.

Гетерам, очень умным и начитанным, удавалось не только блистать собственной красотой и смекалкой. Показывая свою женскую слабость и в силу своей мудрости, они делали так, что мужчины казались умнее. «Пусть мужчина сильный и могущественный и с успехом это демонстрирует перед всеми, а я не побоюсь показаться немного глупее, в то время как на самом деле все наоборот», - думали многие гетеры и за счет этого много выигрывали.

Кстати, греческих гетер часто сравнивают с японскими гейшами. Без них избранникам было скучновато проводить свои вечера и ночи. В то время как беседы с гетерами были весьма занимательными и увлекательными. Гетеры прекрасно умели не только говорить, но и слушать своих покровителей. И эта немаловажная особенность делала их в глаза избранников еще ярче, красивее, умнее.

Что может быть мудрее, чем согласиться в споре с мнением оппонента, но в тайне остаться при своем? Доброжелательность, простота в общении, совершенное владение искусством любовных утех. Все это делало гетер незаменимыми подругами и музами.

    Тайное общество-"Филики Этерия" в Одессе

    В начале 19-го века большинство молодых греков стремилось вступить в некое тайное общество, целью которого было свержение османского владычества и провозглашение независимости Эллады. Называлась эта подпольная организация «Филики Этерия» (в переводе с греческого языка «Общество друзей»).

    Остров Корфу(Керкира)

    С самой глубокой древности остров Корфу был в самом центре политических, экономических и культурных событий Средиземноморья. Через него проходили главные торговые артерии, что делало остров лакомым кусочком для многих завоевателей. За всю свою почти 3000 летнюю историю Корфу видел греков, римлян, византийцев, крестоносцев, норманнов, венецианцев, анжуйцев, русских, французов и англичан. И все они пытались утвердить свою власть на нем. Примечательно то, что турки, несмотря на свои многочисленные попытки захватить остров, так и не смогли овладеть им.

    Развалины Микен и Львиные ворота

    Какие острова посетить в Греции в первую очередь.

    Лето в Греции – это в первую очередь, море и экскурсии по знаменательным местам. Также, Греция знаменита своими островами, с которыми связано множество мифов и слышал их, наверно, каждый. Так, какие же острова Греции посетить в первую очередь? Каждый из островов этой страны по-своему уникален - не только рельефом, но и растительным миром, климатом, и, конечно же, своей историей. На каждом из них хорошо развита инфраструктура, обслуживание в отелях соответствует мировым стандартам. Все сделано для того, чтобы туристы могли просто наслаждаться отдыхом. Сюда ежегодно съезжаются тысячи туристов, и этому есть целый ряд причин.

    Греческая прическа – создайте образ греческой богини

    Когда идешь по улицам греческих городов всегда обращаешь внимание на внешний вид людей. Издревле в Греции люди проявляли большой интерес к своему внешнему виду. Известно, что аристократы обращались за помощью к костюмерам, парфюмерам и к самым лучшим парикмахерам, создающим сложные и продуманные до мелочей прически.

О гетерах ходит столько же легенд, сколько об античных богах и героях. Их называют то содержанками и проститутками, то самыми образованными и прогрессивными женщинами своего времени. Оратор Демосфен, выступая на суде в защиту гетеры Нееры, утверждал: «Гетеры каждому нужны для радости!». Какие же радости приносили мужчинам гетеры и чем они занимались на самом деле?




В переводе с древнегреческого, гетера – это «подруга». Эти женщины вели свободный образ жизни, в отличие от жен, которые становились затворницами сразу после замужества и занимались исключительно детьми и домашним хозяйством. Гетеры хорошо разбирались в музыке, литературе, философии и искусстве. Они могли поддержать диалог на любую тему, их интеллектуальное развитие не уступало мужскому.




Можно ли гетер назвать проститутками? Дело в том, что гетеры стояли на более высокой ступени социальной лестницы, чем проститутки из публичных домов, и пользовались уважением в обществе. С ними советовались видные государственные деятели, философы и писатели. Кроме того, они имели право выбирать своих спутников, отказывали тем, кто им не нравился, и подолгу оставались рядом с теми, кого любили.


Они становились для мужчин настоящими музами. Эпикур всю жизнь хранил верность гетере Леонтии и говорил о ней: «Она живет со мной и во мне». Афинский полководец Перикл был женат на гетере Аспасии, часто советовался с ней в решении государственных проблем, она помогала ему готовить речи для выступлений. Византийская императрица Феодора до замужества была гетерой. Гетера Таис Афинская – подруга Александра Македонского – после его смерти стала женой египетского царя Птолемея І.


Фрина, которую называли самой известной и красивой гетерой Афин, стала моделью для Праксителя, ваявшего статую Афродиты, за что ее обвинили в кощунстве. Она предстала перед судом, но ее оправдали – она обнажилась перед вынесением приговора и покорила судей. Фрина сама назначала цену за свои услуги – царю Лидии из-за выплаченного «гонорара» пришлось поднять налоги в стране, чтоб восполнить бюджет, а Диогену это не стоило денег, поскольку Фрина восхищалась его умом.




Конечно, вряд ли можно судить обо всех гетерах только по самым известным и достойным представительницам этого рода занятий. В эпоху античности к идее продажной любви относились без предрассудков. При храмах Афродиты в Греции и Венеры в Риме служили сотни гетер, оказывающих интимные услуги.


Впрочем, и в эпоху античности у гетер были противники. Киники (философская школа) часто выступали против них. Кратет говорил, что статуя Фрины – это памятник греческой распущенности, высмеивал ее любовь к золоту и холодность. Диоген в диалоге с другим философом возмущался: «Как ты можешь быть близок со шлюхой? Или становись киником, или перестань ею пользоваться».


Их можно называть как угодно, но нельзя отрицать роль, которую сыграли гетеры в античной истории и культуре. Большую или меньшую, чем , – решать вам.

"Половое наслаждение считалось самым высоким из всех законных удовольствий", и обязанностью гетеры, жрицы любви в Древней Индии, было дарить это наслаждение мужчинам. В трактате о любви "Камасутре" есть много глав, посвященных искусству доставления сексуального наслаждения. Эта книга была адресована каждому индусу, но для гетеры она была живой "библией".

Вся индуистская литература, и религиозная, и светская, изобилует намеками сексуального смысла, половой символикой и откровенными эротическими описаниями. В средние века сам процесс космического творения изображался как брачный союз бога и богини (Шивы и Шакти), и фигуры переплетенных пар высекались на стенах храмов. Некоторые религиозные секты даже ввели в свой культ - ритуальное половое сношение, считавшееся средством обретения божественности.

Гетеры были особым видом женщин, не связанных правилами и ограничениями, регламентировавшими поведение представительниц других каст. Многие бедные и дешевые проститутки кончали свои дни в нищете, либо становились служанками или работницами. Однако всегда были и блистательные куртизанки. Красивые, образованные, богатые они занимали высокое положение и пользовались не меньшей известностью и почетом, чем знаменитые Таис Афинская, Аспазия или Фрина в античной Греции.

"Возвышенная благодаря искусствам гетера, наделенная приятным нравом, красотой и достоинствами, зовется "ганика" и занимает высокое место в собрании людей. Ее всегда чтит царь и восхваляют достойные люди; к ней стремятся, ее посещают, в ней видят образец" (Камасутра.).

Куртизанки считались наиболее образованными женщинами Индии, наряду с царевнами и дочерьми вельмож. Основным отличием древнеиндийских куртизанок от современных нам жриц любви было то, что они, как правило, обслуживали клиента не ночь и не две (хотя, конечно, были и такие гетеры).

Гетера должна была в совершенстве владеть 64-мя видами искусств. Среди них пение, игра на музыкальных инструментах, составление цветочных гирлянд, украшение дома, колдовство, фокусы, знание пьес и рассказов, резьба по дереву, строительное дело, металлургия, загадывание загадок, придумывание головоломок, изготовление благовоний и косметических средств, логика, химия, фехтование, стрельба из лука, художественное плавание, разведение бойцовских петухов и т.д.

Гетера, как правило, искала себе "возлюбленного", с которым жила постоянно. В их отношениях была и любовь, и ревность, и ухаживания, и разлука. Гетеры, унаследовав свою профессию от матерей, находились под их надзором. По крайней мере, на начальном этапе работы. Мать гетеры должна была устраивать любовные дела дочери: подыскивать богатых клиентов, следить, чтобы их дочери не полюбили всерьез, особенно малоимущих.

В древней Индии существовало множество видов гетер. Все они отличались друг от друга знатностью, богатством, кругом клиентов и т. д. Ватсьяяна выделяет в Камасутре девять видов, хотя и не говорит, чем они отличались друг от друга. Современные исследователи выделяют до пяти видов гетер.

К первому и самому почетному виду относятся царские куртизанки. Фактически они мало, чем отличались от наложниц. За этими женщинами наблюдал специально назначенный надзиратель, они должны были рассказывать царю о своих посетителях и доходах. Кроме того, царским проституткам выплачивалось жалование, которое иногда не отличалось от жалования вельмож и царских сановников.

В их обязанности входило ублажение царя, хотя, судя по всему, они предоставлялись и любому придворному, к которому царь проявлял благосклонность. Для того чтобы выглядеть особенно привлекательно, царские проститутки брали из казны дорогие украшения (без права продажи или заклада). Такие проститутки повсюду сопровождали царя и даже находились с ним во время военных действий.

Ко второму виду гетер относятся городские гетеры. Если быть более точным, городские гетеры соединяли в себе два вида: первый - богатые и знатные гетеры, второй - гетеры, живущие в публичных домах и борделях. Лучшие городские гетеры жили в особом доме, который принадлежал царю и предназначенном для досуга мужчин. О том, как роскошен был дом гетер можно судить по описанию из дошедшей до нас пьесы "Глиняная повозка":

"О! Как роскошен вход в дом Васантасены! Все обрызгано водой, подметено, повсюду зелень! Пол покрыт пестрым ковром из принесенных в жертву всевозможных ароматных цветов. Венец портала поднят так высоко, словно он хочет заглянуть в глубину небосвода! Стены портала украшены гирляндами из цветов жасмина, которые свисают, качаясь, как хобот слона Айраваны! Его арка кажется сделанной целиком из слоновой кости. Здесь вывешено множество приносящих счастье цветных флажков, усыпанных жемчугом. Эти флажки, раскачиваясь от порывов ветра, словно пальцы, манят меня, говоря: "Войди сюда!" С обеих сторон между колонн, поддерживающих арку входа, расставлены хрустальные вазы, приносящие счастье, а в них - зеленые побеги мангового дерева. Золотые, усыпанные алмазами двери крепки, как грудь демона! Роскошный вид этого портала мучит душу человека, впавшего в бедность, и властно притягивает к себе даже взгляд людей, равнодушных ко всему мирскому".

Дом гетер состоял из восьми дворов с садом. В первом находились роскошные, богато украшенные постройки. Второй двор снимал напряжение, возвращая посетителя к миру природы, в нем царила атмосфера умиротворенности и спокойствия. Следующий обращался к интеллектуальным способностям человека (там были кресла для отдыха, игральные доски, рукописи). Четвертый двор был посвящен музыке и пению, стихам и танцам. Пятый обращался к чувственной стороне человека, здесь находились кухня с лакомствами. В шестом дворе снова начинается напряжение, благодаря ярким украшениям, камням и драгоценностям, а в седьмом напряжение спадало, благодаря идиллическому саду с павлинами, фламинго, голубями и журавлями. Восьмой двор - переход в сад, где царит "главная" гетера, венец всех прочих чудес.

Над всеми городскими проститутками стоял особый надзиратель, который наблюдал за их работой и собирал налоги в виде двухдневной выручки. Свиту городских гетер составляли воры, бродяги, разорившиеся ремесленники, тунеядцы и т. д., но все, как правило, образованные и с хорошими манерами. Так как эти люди составляли своеобразную прослойку общества, государство настаивало на том, чтобы публичные дома и дома богатых гетер находились под специальной охраной и надзором.

Третьим видом проституток была часть городских гетер, более бедная и находящаяся в более приниженном положении. Жили они, как правило, на окраинах города, в публичных домах, притонах, рядом с торговыми лавками. Эти женщины обслуживали клиента обычно одну ночь, тут уже не было постоянных "возлюбленных" или просто временных содержателей. Об оплате они договаривались заранее. Расплачивались клиенты не дорогими подарками, а деньгами, иногда зерном или мелким скотом.

Иногда услуги предоставлялись даже в долг. Заработок этих гетер зависел исключительно от умения зазывать клиентов. С них взимался тот же налог в объеме оплаты за две ночи. Именно этих бедных гетер широко использовали власти в качестве осведомительниц в уголовных делах. Потерявшие свою красоту престарелые публичные женщины использовались для работ на царских складах или по заказу занимались прядением шерсти или ткачеством.

Четвертый вид гетер - совершенно особый вид проституток, чья деятельность была окружена ореолом святости. Это храмовые гетеры девадаси (рабыни бога). Их занятие уходило корнями в древние религиозные традиции. Божество в храме почитали по аналогии с земным царем. У него тоже были жены, советники, прислужники, он имел все удобства, существовавшие при царском дворе, в том числе и гетер. Их профессия передавалась по наследству, хотя иногда миряне приносили девочку в виде подношения богу.

Эти женщины служили богу танцами, песнями, ублажая верующих, исправно платящих подать храму.

Актрисы в Индии тоже считались девушками легкого поведения. Все они в большинстве своем были замужними, и муж мог запретить жене заниматься развратом и вести вольный образ жизни, но этого, как правило, не происходило. Актрис, певиц и танцовщиц в древней Индии называли женщинами, чьи мужья позволяют им жить свободно.

В гетер рекомендовалось превращать наиболее красивых женщин, взятых в плен на войне, но они не были рабынями, хотя им запрещалось оставлять свою профессию. Чтобы стать свободной женщиной, нужно было выплатить сумму десятилетнего заработка гетеры и добиться особого разрешения царя.

В свете гетеры, видимо, принадлежали к сословию шудр - низшему слою индийского общества. До гетер было запрещено дотрагиваться монахам. В "Законах Ману" говорится, что тот, кто убил проститутку, не совершил греха и не подлежит наказанию, хотя в "Глиняной повозке" из-за убийства гетеры брахмана, представителя высшей касты, приговаривают к смертной казни.

Реальное положение гетеры в обществе зависело от ее богатства, хотя никакое богатство не могло смыть в индийском обществе с гетеры оттенка презрения. В этом и заключается парадокс положения гетер в Древней Индии: презренные женщины из низших сословий, пользовались большой популярностью и даже почетом.

"Нарядных гетер и их сыновей можно счесть за небесных фей и гандхарвов (это райские певцы, танцоры и музыканты), а этот дом - за небесный дворец". "Воистину, дом гетеры мне кажется небесным садом", - восклицает Майтрея в "Глиняной Повозке".

Но гетеры не так безобидны, как кажется на первый взгляд. Они были мощным оружием в политической борьбе. В Древнем мире не редки случаи, когда царю, которого не удавалось победить на поле боя, в знак примирения приносили богатые дары, в том числе искусную гетеру. Этот “подарок” за несколько недель истощал своими бесконечными ласками непобедимого правителя, и тогда заговорщикам уже не составляло никакого труда отобрать у него власть.

Гетеры были искусны не только в любви, но и в убийствах. Из индийских источников IV века до н. э. мы знаем об аконитине, яде, содержащимся в растениях рода аконит, который использовался индийскими куртизанками для убийств. Они покрывали свои губы специальным водонепроницаемым веществом, а сверх него, в виде губной помады наносили на губы аконитин. Одного поцелуя или укуса, было достаточно, чтобы возлюбленный гетеры скончался в ужасных судорогах.

Существуют также истории про небесных гетер - апсар, которые, согласно древним легендам, живут на райских планетах. Если какой - то йог на земле совершал много аскез, а аскезы, как известно, придают силу, то полубоги на высших планетах начинали волноваться, что он займет их должность во вселенной, подсылали ему апсару. Стоило такой апсаре, увешанной с ног до головы драгоценностями, позвенеть ножными колокольчиками, как йог забывал обо всем на свете. Что же тогда говорить о простых смертных, которые бессильны перед искусными гетерами.

Екатерина Некрасова

Гетеры – уникальное явление в мировой истории, которое мы можем встретить только в Древней Греции. Сам перевод слова «гетера», означающий «подруга», говорит об их основном занятии, далеком от постельных утех. Хорошо образованные, окружённые роскошью и великими мужчинами, эти свободные независимые женщины создавали вокруг себя атмосферу соревнования в искании красоты, облагораживали вкусы, содействовали развитию науки, литературы и искусства — очарованные ими, влюбленные поклонники старались сделаться достойными предмета своего обожания. И в то же время гетеры были причиной расточительности и прочих безумств. Однако некоторые из этих удивительных женщин стали настоящей легендой и украшением своего народа. На этой странице вы найдёте десять имён самых знаменитых гетер в истории…

1. Лаиса из Коринфа


принт Лаис, 1902

Гетера Лаиса была рабыней, привезённой в Афины с острова Сицилия ещё ребёнком. Известный художник Апеллес выкупил ее, и впоследствии, подросшая красавица позировала ему, когда он изображал на картинах Афродиту. В благодарность за любовь, художник отпустил Лаису на свободу. Девушка отправилась в знаменитую школу гетер в Коринф и, обучившись там искусству обольщения, философии, музыке и риторике, осталась в этом городе. Впоследствии она жертвовала деньги Коринфу на возведение в нем храмов Афродиты.

Известно несколько исторических анекдотов о Лаисе — знаменитый оратор Демосфен просил куртизанку о благосклонности, самонадеянно полагая, что она не откажет ему как любимцу афинян. Но Лаиса сказала, что проведёт с ним ночь за десять тысяч драхм, а, если таких денег у него нет, то пусть любящие его афиняне соберут ему такую сумму. Еще Лаиса как-то поспорила, что соблазнит одного из учеников Платона — Ксенократа, известного аскетическим образом жизни, но, Ксенократ, собрав всю свою волю, не поддался ласкам красавицы. Тогда Лаиса, оправдывая своё поражение, произнесла: «Я хотела пробудить страсть в человеке, а не в статуе».

Слава о роскошной гетере разлетелась по всей Греции, Персии и Египту, привлекая богатых поклонников, готовых платить за ее любовь баснословные деньги. В любви прославленная гетера любила контрасты: она одновременно была любовницей изящного Аристиппа и грубого циника Диогена, которому она отдавалась чуть ли не публично. Сохранилась биография Лаисы, написанная Плутархом, где он описывает ее смерть — гетера страстно влюбилась и последовала за возлюбленным в Фессалию, но, фессалийские женщины из зависти к ее красоте убили Лаису. Коринфяне, в благодарность за царские дары их городу, воздвигли в честь Лаисы памятник, изображавший львицу, разрывающую на части барашка. На том месте, где она была убита, была построена гробница с эпитафией: «Славная и непобедимая Греция покорена божественной красотой Лаис. Дитя любви, воспитанная Коринфской школой, она отдыхает на цветущих полях Фессалии»…

2. Фрина


Фрина на празднике Посейдона в Элевзине, Генрих Семирадский

Знаменитая Фрина влюблёнными в красоту греками почиталась как воплощенная на земле богиня любви Афродита. Она послужила моделью живописцу Апеллесу для его Афродиты Анадиомены и гениальному скульптору Праксителю для статуи Афродиты Книдский. Паломники, преклоняясь перед статуей, шептали: «Как прекрасна твоя красота, Фрина».

Фрина была родом из посвященного музам города Фесписа. В отличие от других известных гетер, она предпочитала держаться вдали от света и жила уединенно. Но, тем не менее, поклонники платили ей такие большие деньги, что гетера стала самой богатой женщиной Греции. Каждый год, во время празднества в честь богини любви Афродиты Фрина на ступеньках храма сбрасывала с себя одежды и под восторженные крики толпы шла к морю, погружалась в волны, а затем выходила из воды, как рождённая из морской пены Афродита.

В гетеру влюбился бедный оратор Гиперид. Он предложил за одну ночь с Фриной отдать свою жизнь. Красавица согласилась, но, когда утром он взял в руки чашу с ядом, гетера не позволила ему лишить себя жизни. Спустя некоторое время Фрина отказалась провести ночь с одним богачом. Оскорбленный поклонник подал на гетеру в суд — он обвинял ее в том, что, обнажаясь во время праздника Афродиты, Фрина развращает народ и оскорбляет богов. Защищал возлюбленную Гиперид. Его речь не убедила судей, и, когда они уже хотели вынести смертный приговор, Гиперид сорвал с Фрины одежды, воскликнув: «Вот, посмотрите!» Поняв, что обвинительный приговор означал бы оскорбление богов, создавших такое совершенное тело, поражённые красотой гетеры судьи оправдали ее. Ещё при жизни Фрины в храме Афродиты ей была установлена статуя, отлитая из чистого золота.

3. Аспасия

Аспасия, художник М.Ж.Бульярд

Аспасия — самая знаменитая из всех греческих гетер. Она прославилась не только красотой и невиданной образованностью, но и огромным влиянием на политику Греции. В Афины юная Аспасия прибыла из Милета (территория современной Турции), который называли царством гетер. Веселые пиры, деньги и дорогие подарки богатых поклонников интересовали девушку во вторую очередь — она серьезно занималась философией и была знакома со всеми новыми философскими течениями того времени. В открытом Аспасией светском салоне собирались самые известные люди древних Афин — философы Сократ и Софокл, драматург Еврипид, скульптор Фидий, влиятельные политики Алкивиад и Перикл. У гетеры была свита красивых учениц, которые не давали скучать именитым гостям ни во время философских бесед, ни после них.

Со временем Аспасия сделала своим избранником правителя Афин Перикла. Из-за нее он развёлся с женой и женился на гетере. Влияние Аспасии на Перикла было так велико, что через него она, чужестранка, фактически управляла Афинами. Многим афинянам это не нравилось, и гетера была обвинена в развращении юных девушек и сводничестве, а также втягивании афинского полиса в войну с другими греческими городами из-за того, что у неё похитили нескольких подруг-гетер. Это привело к судебному процессу, в котором сам Перикл с большим трудом смог добиться оправдательного приговора.

Сын афинянина от чужестранки признавался незаконнорожденным, но, когда у Перикла умерли сыновья от первой жены, он убедил народное собрание вопреки закону признать его сына от Аспасии афинским гражданином. После смерти Перикла гетера сохранила еще достаточно сильное влияние для того, чтобы дать возможность одному из своих любовников, молодому богатому Лизиклу занять видное положение в республике.

4. Таис Афинская


кадр из фильма «Таис Афинская» по книге И. Ефремова

Самая известная у нас гетера благодаря уникальной книге Ивана Ефремова «Таис Афинская», в которой автор описал биографию этой удивительной женщины, объединив художественный вымысел с реальными историческими событиями, для исследования которых он проделал огромную работу по изучению античных и более поздних источников и авторов от Плутарха до Алигьери.

Таис вошла в историю как возлюбленная Александра Македонского, сопровождавшая его во всех военных походах. В отличие от Фрины, обычно закутанной в плотные одежды, Таис не прятала своё тело, а гордо выставляла напоказ, проезжая обнаженной по улицам покоренных персидских городов. Во многих исторических источниках можно найти упоминания о том, что именно Таис после покорения Александром столицы персидского царя Персеполиса уговорила его сжечь царский дворец в знак мести за разрушение персами Афин. Впоследствии Таис вышла замуж за полководца Александра — основателя новой египетской династии Птолемея I, и исполняла обязанности царицы в Мемфисе.

30 лучших книг о куртизанках, гетерах, гейшах — .

5. Диотима из Мантинеи

Эта выдающаяся женщина была увековечена Платоном в его знаменитом «Пире». По словам Сократа, будучи храмовой жрицей, Диотима в юности преподавала ему «философию любви», а также она дала ему «генеалогию Эроса». В платоновском «Пире» Диотима говорит: «Все люди беременны как телесно, так и духовно, и, когда они достигают известного возраста, природа наша требует разрешения от бремени. Разрешиться же она может только в прекрасном, но не в безобразном», — и добавляет: «Соитие мужчины и женщины есть такое разрешение». По мнению гетеры, любовь — это средство достижения блага и бессмертия. Для Диотимы и Платона красивый человек, будучи проникнут «платонической» любовью, должен направлять внимание к вечным вещам, не отказываясь от земной жизни.

Жрица Диотима, чьё имя в переводе с греческого означает «уважаемая Зевсом», по утверждению Сократа, успешно победила бушевавшую в 429 в. до н.э. эпидемию чумы в Афинах.

6. Сапфо

фреска в Помпеях

Платон называл великолепную Сапфо десятой музой: «Девять лишь муз называя, мы Сапфо наносим обиду, разве мы в ней не должны музу десятую чтить?» А историк Страбон говорил, что «напрасно искать во всем ходе истории женщину, которая могла бы выдержать хотя бы приблизительное сравнение с Сапфо в поэзии». Творчество этой поэтессы в античной Греции оно было таким значительным, что Сапфо включили в канонический список «Девяти лириков».

Отнести эту талантливую поэтессу с острова Лесбос к гетерам было бы неправильно, но в седьмом веке до н.э. образ жизни Сапфо иначе трудно классифицировать. Будучи патрицианского происхождения, девушка была вынуждена бежать на Сицилию, но после смерти тирана, ставшего причиной побега, поэтесса возвращается на Лесбос и собирает вокруг себя учениц, которым преподаёт основы стихосложения, правила игры на музыкальных инструментах, учит их пению и танцам. Сапфо возглавляла культовый фиас в честь богинь Артемиды и Афродиты, который называла «своим домом муз». В узком кругу фиаса девушки писали друг другу стихи страстного содержания, отражающие древние культы женственности, но из-за этого Сапфо превратно приписывали лесбийскую любовь с ее ученицами.

По одним сведениям, на Сицилии Сапфо выходила замуж за богатого андрийца, от которого родила дочь, но муж и дочь прожили недолго. Также Сапфо приписывается, что она свела счёты с жизнью, прыгнув в пучину с отвесных скал из-за безответной любви к красавцу Фэону, но многие исследователи называют это выдумкой, основанной на мотиве одного из стихотворений поэтессы. Как бы там ни было — яркая, эмоциональная, страстная и мелодичная манера письма Сапфо оказала огромное влияние на творчество многих поэтов ее времени и будущих эпох. Ее соотечественники даже помещали несравненную Сапфо на своих монетах.

7. Родопида

античный рисунок

Кто из нас не знает сказку о Золушке, и многие удивятся, узнав, что прототипом главной героини стала… гетера. Согласно преданию, Родопида попала из Греции в Египет. Во время купания орёл унёс ее сандалию, а потом уронил ее на колени фараону. Тот был поражён размером сандалии, и приказал отыскать девушку, которой она принадлежит. Сандалию примеряли многим красавицам, но всем она оказывалась мала. Родопиду, в конце концов, нашли — и фараон взял ее в жены.

Это предание впоследствии стало основой европейской народной сказки, а Шарль Перро написал одно из самых известных произведений мировой литературы — «Золушка, или Туфелька, отороченная мехом» (впоследствии она стала хрустальным башмачком). Так гетера Родопида вошла в историю человечества.

8. Кампаспа


Charles Meynier. 1822. Apelles, Alexander and Pancaspe

Эта гетера, любовница Александра Македонского, была настолько прекрасна, что историки не могут отличить многие ее изображения на фресках от легендарной Фрины. Кампаспа стала источником вдохновения для знаменитого художника Апеллеса. Александр Македонский восхищался красотой гетеры, и привлёк Апеллеса изобразить красавицу обнаженной. Художник так влюбился в Кампаспу в процессе работы, что Александр преподнёс ему гетеру в подарок, доказывая себе, что хоть он и великий царь в отваге, но ещё более велик в самообладании.

Римский писатель I века Плиний Старший предполагал, что для знаменитой картины Апеллеса «Афродита Анадиомена», моделью послужила именно Кампаспа.

9. Теодота


Смерть Сократа, художник Ж.Л.Давид, 1787

Гетера Теодота стала причиной смерти Сократа. Она пылко любила философа, несмотря на то, что он был некрасив — куртизанка преклонялась перед его умом. Влюбленный в Теодоту знаменитый драматург Аристофан, желая отомстить счастливому сопернику, высмеял Сократа в одной из своих комедий, а потом обвинил в развращении юношей и безбожии. Сократ был приговорён к смерти и выпил чашу со смертельной цикутой. Но Аристофан так и не добился любви Теодоты.

10. Герпилис

Герпилис и Аристотель, средневековая гравюра

Гетера Герпилис была любовницей Аристотеля и родила от него сына. Философ завещал куртизанке все своё имущество. По утверждению поздних историков, Аристотель ценил ласки Герпилис выше своей философии и исполнял все её прихоти и причуды — чтобы развлечь возлюбленную, он позволял ездить на нем. Средневековая гравюра, изображающая Герпилис верхом на Аристотеле, стала символом победы чувственных наслаждений над возвышенным философствованием…