Культура древней цивилизации месопотамии. Культура древней месопотамии

    Общие закономерности возникновения древневосточных цивилизаций.

    Культура Древней Месопотамии.

    Культура Древнего Египта.

    Культура Древней Индии.

1.Общие закономерности

Одной из закономерностей исторического процесса является неравномерность его развития не только во времени, но и в пространстве. В древности то одни, то другие народы становились носителями общественного прогресса. Причем на ранних стадиях истории, когда человек был еще значительно зависим от природы, очень важным оказывался географический фактор .

В конце IV- начале III тыс. до н. э . создателями первых цивилизаций на Земле стали народы, заселявшие долины великих рак – Тигра, Евфрата, Нила , Инда, Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Решающую роль в этом сыграло наличие очень плодородных наносных земель, образующихся при частых разливах рек. Такие почвы трудны для индивидуальной обработки, но по мере накопления наблюдений за временем разлива рек, опыта ирригационных работ, объединения усилий крестьянских общин становится возможным получение богатейших урожаев. Даже каменные, деревянные, медные орудия труда позволяли вести здесь масштабные земляные работы и получать значительный прибавочный продукт, а, следовательно, создавать условия для имущественного расслоения и возникновения государства. Складывается особый тип государства – восточная деспотия . Его особенности – 1 . жесткая централизация власти ,

2. полное всевластие и даже обожествление правителя ,

3. бюрократический аппарат,

4. применение рабского труда, но при этом

5. сохранение сельской общины – связаны именно с необходимостью создавать и поддерживать ирригационную систему.

Эти общие закономерности имели свое конкретное своеобразное проявление в различных странах Древнего Востока.

2. Культура Древней Месопотамии

Месопотамией называют область между реками Тигром и Евфратом (по-русски – Междуречье или Двуречье). Эта территория сейчас принадлежит Ираку. Древняя Месопотамия – историческая область, где, раньше всего на планете складывается государство.

Очень долго эта цивилизация оставалась практически неизвестна науке. Основным источником сведений была Библия , где есть рассказы о строительстве Вавилонской башни, о семидесятилетнем пленении евреев и правителе Навуходоносоре, о халдеях – жителях Вавилона, о столице Ассирии – Ниневии («великой блуднице»), о чашах гнева, которые семь ангелов излили на приевфратские земли. Эти места описывал Геродот: он восхищался стенами Вавилона (такой ширины, что на них могли разъехаться две боевые колесницы), причислил к чудесам света «висячие сады Семирамиды». Эти свидетельства долго вызывали сомнения. Было непонятно, куда могла исчезнуть такая цивилизация. В XIX в. был сделан ряд археологических открытий в долинах Тигра и Евфрата, раскопаны крупнейшие города Месопотамии. Удалось расшифровать клинописную письменность. Это позволило выделить историческую основу библейских рассказов, убедиться в достоверности повествований Геродота, достаточно подробно реконструировать прошлое Двуречья.

Государства Древней Месопотамии. Особенность древнейшей политической истории Месопотамии состоит в том, что здесь существовало не одно, а несколько государств, которые поочередно добивались главенства в регионе. В конце IV - начале III тыс. н. до н.э. на юге Двуречья возникают и возвышаются несколько городов-государств, объединенных историками собирательным названием Шумер (по имени жившего там народа). В III тыс. до н.э. большая часть Месопотамии объединяется под властью Вавилонского царства. Затем, с XVI в. до н.э. усиливается мощь Ассирии (ее столица - город Ниневия). После нового недолгого возвышения Вавилона в VI в. до н.э. Междуречье было завоевано северным соседом - Персией (Иран). При имеющихся различиях легко увидеть преемственность, общие черты культуры всех государств Междуречья.

Месопотамию часто называют колыбелью человеческой цивилизации. Многое из того, что составляет современную культуру и окружает нас в повседневной жизни, возникло именно там.

Строительство и архитектура. В Месопотамии очень рано (по последним данным, раньше, чем в Египте) начинают строиться ирригационные сооружения. Ирригация носила планомерный, крупномасштабный характер. Разливы Евфрата бывают очень сильными, но редкими. Поэтому рылись огромные котлованы, они заполнялись водой во время разлива – так создавался запас воды на время засухи. Геродот описывает судоходный канал, прорытый между Тигром и Евфратом.

Накопленный опыт стал использоваться в строительстве. В конце IV тыс. до н. э. шумеры строят первые на планете города – Ур, Урук, Лагаш. В них складываются и первые государственные структуры. Возникает монументальная архитектура. Во время раскопок была найдена статуя жреца, правителя шумерского города Лагаша по имени Гудеа (XXI в. до н. э.) Он изображен с планом будущего храма в руках. Это свидетельство и высокой строительной техники, и той значимости, которую правители придавали строительным работам. Монументальное строительство, как и ирригация, –пример победы человека над неблагоприятными природными условиями. Дело в том, что в Месопотамии нет готовых строительных материалов – камня, дерева. Все гигантские строения возводились из глиняного кирпича .

Основными монументальными сооружениями были храмы и дворцы. Храмы часто размещались на вершине особой ступенчатой башни – зиккурата . Зиккураты состояли из нескольких, убывающих кверху платформ, сложенных сплошной кирпичной кладкой. Подняться к храму, находившемуся на верхней площадке, можно было по длинным, идущим в обход лестницам. Такие шествия составляли часть религиозных церемоний. «Храмы-горы», создаваемые трудам и крестьян-общинников, и рабов становились символами всемогущества государства. Отзвуки славы месопотамских строителей отразились в библейском рассказе о Вавилонской башне. Кстати, при раскопках древнего Вавилона был найден фундамент ги­гантского зиккурата, который, вероятно, и был ее прообразом.

Столь же величественными, как и культовые постройки, были: дворцы правителей Шумера, Аккада, Вавилонии и особенно Ассирии, так, вход в царский дворец в Ниневии был украшен множествам огромных изваяний божеств – крылатых человекобыков и крылатых человекольвов. На стенах залов – сюжетные рельефы, подробно изображающие жизнь правителя. Самый знаменитый из рельефов посвящен охоте – любимому занятию ассирийской знати. Зверей содержали в специальных вольерах – первых предшественниках современных зоопарков, а перед охотой их выпускали. Рельефы прекрасно передают динамику движения, азарт погони. Но особенно поражают своим драматизмом сцены гибели животных – львицы и льва, газелей, диких лошадей. Раскопки в Вавилоне позволили уточнить, как выглядели легендарные «висячие сады» царицы Семирамиды. Это было каменное строение, состоящее из сводчатых террас. На каждой террасе был слой земли, где и разбивали сад. Вода наверх подавалась при помощи лопастного водопровода.

Постоянные войны диктовали необходимость оборонительных сооружений. Города Междуречья становятся настоящими крепостями. О столице Ассирии Ниневии говорили: «Та, которая своим сиянием отбрасывает врагов». Зубцы ее стен, достигавших около 20 м в высоту, были украшены кирпичом, покрытым голубой глазурью с золотой блестящей полосой. Вавилон окружали четыре кольца стен. Главные ворота были посвящены богине Иштар. По приказу царя Навуходоносора к ним была построена дорога необычайной красоты и абсолютной неприступности для неприятеля. С двух сторон возвышались семиметровые стены. Вымощена она была огромными плитами из белого известняка. На каждой плите выбита надпись: «Я – Навуходоносор, Вавилонскую улицу вымостил». Bce, что делалось в государстве, считалось заслугой исключительно его правителя.

Письменность и литература . Безусловно, величайшее достижение культуры Месопотамии – письменность. Впервые создают ее шумеры в IV тыс. до н. э. Появляется вначале рисуночное письмо – пиктография. Затем постепенно отдельные знаки начинают передавать уже не слово, а слоги и звуки, меняют свое начертание – возникает клинопись . Самый распространённый природный материал в Двуречье – глина – стал использоваться для письма. Из очень тщательно очищенной глины изготавливали табличку, надпись наносили тростниковой палочкой или металлическим стержнем (по форме клинообразных черточек письменность и получила свое название);готовую табличку обжигали в специальных печах. На основе шумерской сформировались клинописные системы Аккада, Вавилонии, Ассирии. Причем имела место интересная ситуация: расшифровав ассирийскую, а затем вавилонскую клинопись, лингвисты предсказали открытие еще более древней культуры. Лишь значительно позднее археологи раскопали шумерские памятники.

К настоящему времени найдены и прочтены тысячи табличек самого разного содержания: царские приказы, хозяйственные записи, ученические тетради, научные трактаты, религиозные гимны, художественные произведения. Замечательная находка была сделана при раскопках Ниневии – первая в истории человечества библиотека. Ее создали по приказу ас­сирийского царя Ашшурбанипала . Сохранилась и табличка со строгим приказом, разосланным по всей стране: собирать или переписывать глиняные таблички. Библиотека была блестяще организована даже по современным меркам: внизу каждой таблички – полное название книги и номер «страни­цы», ящики расставлены по полкам в соответствии с темами, на каждой полке – бирка с номером.

В библиотеке Ашшурбанипала сохранилась самая древняя в мировой литературе эпическая поэма . Она была создана ещё в шумерские времена и рассказывает о царе Урука герое Гильгамеше . Гильгамеш и его друг Энкиду совершают множество подвигов. После смерти Энкиду Гильгамеш не может примириться тем, что боги сделали людей смертными. Он отправляется искать секрет бессмертия. Поиски приводят его к первому человеку – Ут-напишти. Ут-напишти рассказывает Гильгамешу историю своей жизни. Этот рассказ, когда был переведён на европейские языки в XIX в., вызвал на­стоящую сенсацию, так как практически полностью совпадал с рассказом о «великом потопе» в Библии: гнев богов, постройка большого корабля, земля, покрытая водой, даже остановка на вершине большой горы. К концу своих путешествий Гильгамеш, так и не обретя волшебного средства, понимает: вечно живет в памяти потомков тот, кто совершает добрые дела.

Очень многие образы и сюжеты шумерской, вавилонской, ассирийской мифологии продолжают жить и после гибели этой цивилизации. Например, мифы о сотворении мира, о создании людей из глины, об умирающем и воскресающем боге Таммузе. Современное семидневное членение недели сложилось у ассирийцев и вавилонян, которые поклонялись семи главным богам.

Научные знания. Благодаря расшифровке «глиняных книг» получены довольно точные представления об уровне научных знаний в Междуречье. Хранителем высшей мудрости было жречество. Умственный труд уже отделился от физического, но наука носила характер тайного знания.

Особое развитие получило наблюдение за звездами. Звездам приписывалась магическая сила. Храмы на вершинах зиккуратов служили своеобразными обсерваториями. Вся звездная карта, которая может быть получена без телескопа, была уже известна в Вавилоне. Жрецы установили связь Солнца со знаками Зодиака. На основе астрономических наблюдений был разработан очень точный лунный календарь. Вавилоняне пользовались солнечными и водяными часами.

Сложились и математические знания: четыре арифметических действия, возведение в квадрат и извлечение квадратного корня, вычисление площади геометрических фигур. Современное деление круга на 360° и часа на 60 минут восходит к шестидесятеричной ассиро-вавилонской системе счета.

Искусство вавилонских врачей славилось на Востоке. Их часто приглашали в другие страны. В Вавилоне были две медицинские школы, которые содержало государство. Сохранилось множество научно-медицинских табличек, составленных по одному образцу. Начинаются они словами: «Если человек болен...», далее следует перечисление симптомов, а затем рекомендации по лечению. Завершают запись слова: «Он поправится». Любопытный обычай описывает Геродот: когда врачи не знали, как помочь больному, его выносили на рыночную площадь, и каждый прохожий был обязан дать совет.

Законы Хаммурапи. Определенным итогом развития политической мысли стало оформление первых письменных сводов законов. Древнейшие законодательные памятники относятся к шумерскому периоду. Как царь-законодатель вошел в мировую историю Хаммурапи, подчинивший власти Вавилона все Двуречье (XVIII в. до н. э.). В Париже, в Лувре хранится черная мраморная «Стелла Хаммурапи». В ее верхней части – изображение самого царя, получающего от Бога символы власти, а в нижней – клинописью выбиты законы. Большое место среди них занимает долговое право – займы, проценты на долги, залог. Денежной единицей тогда был талант (слово, которое, изменив смысл, вошло в современные языки). Регулируются семейные отношения: заключение брака, наказание за неверность, имущественные права супругов, наследование, развод. Оговорено, что раб – полная собственность господина. Суд вершили жрецы, они могли вызывать свидетелей, которые давали показания, принося клятву. Наказания порой предусматривались жестокие, вплоть до смертной казни (отсечение головы, закапывание живьем в землю, сажание на кол). Очень сурово карался врач за неудачное лечение: «Если врач, делая кому-нибудь надрез бронзовым ножом, причинит смерть этому человеку или, снимая катаракту бронзовым ножом, повредит глаз этого человека, то ему должно отсечь руку». Войско было регулярным, за службу получали деньги и участок земли. Высшую власть воплощал царь.

С увеличением размеров государств, усложнялась и структура управления. В Ассирии, опять же впервые, возникает четкое деление на местные административные единицы – сатрапии (потом его позаимствует Персия).

Приведенная характеристика не исчерпывает перечень достижений в области науки, искусства, впервые появившихся у народов Междуречья, но и она дает представление о том высоком уровне, которого достигла здесь культура.

Архаические культуры доосевого времени: Египет и Месопотамия

1. Культура древней Месопотамии (Двуречья)

2. Культура древнего Египта

Литература:

1. Лалетин, Д.А. Культурология: учебное пособие / Д.А. Лалетин. – Воронеж: ВГПУ, 2008. – 264 с. – Режим доступа:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/lalet/index.php

Неолитическая революция осуществлялась неравномерно, и наиболее интенсивно её процессы шли в немногих регионах. Там и возникли первые великие цивилизации древности, своеобразные острова культуры, качественно более сложной по сравнению с первобытностью. Наиболее известны в настоящее время цивилизации (слайд), возникшие в междуречье Тигра и Евфрата, в долине Нила, в долине реки Инд, в долине реки Хуанхэ и в центральной Америке.

Наибольшее непосредственно влияние на развитие европейской (следовательно, и славянской) культуры оказали первые две, поэтому их рассмотрим более подробно.

Культура древней Месопотамии (Двуречья)

Месопотамией (слайд) (Междуречьем, Двуречьем) древние греки называли земли, лежавшие между Тигром и Евфратом – двумя великими реками древности, в долине которых сформировалась столь же высокая, как и в Египте, культура. Однако, в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и существовало одно и то же государство – Египет, в Двуречье сменилось несколько народов и несколько государств.

Долина между Тигром и Евфратом была заселена примерно с 5000 года до н.э. людьми, с помощью ирригационных сооружений сделавшими плодородной эту неприветливую землю. То было началом революционного переворота в истории человечества: от земледелия к созданию городской культуры и образованию государства.

На территории древней Месопотамии (ныне – территория современного Ирака) в течение трех тысячелетий сформировались три великие культуры: Шумера и Аккада, Вавилона, Ассирии (слайд).

Последние исследования археологов и генетиков позволяют считать, что именно в верховьях Тигра и Евфрата началось одомашнивание растений. В южных районах Месопотамии раньше, чем в долине Нила, уже с V-IV тыс. до нашей эры, начали складываться городские поселения (слайд), которые стали первыми государствами: Убейд, Ур (слайд), Урук, Лагаш и др. Ряд учёных вообще считают, что настоящие города, где жители связаны не кровным родством, а функциями – ремесленным производством, управлением, торговлей – впервые появились именно в Месопотамии, так что шумеры являются изобретателями города как такового.

Своеобразие локальных культур Древней Месопотамии во многом определяется природными условиями. Нынешние природные условия мало чем отличаются от времён неолита и Шумера. Месопотамия – бывший морской залив, заполненный осадочными породами (песок, глина), принесёнными за миллионы лет Тигром и Евфратом. Местность здесь плоская, почвы, соответственно, глинистые и песчаные. Климат жаркий, очень солнечный и засушливый. Вместе с тем бывают дожди, которые поздней осенью и зимой нерегулярны и редки. Тигр и Евфрат каждое лето разливаются, причём разливы происходят в непредсказуемое время; реки могут часто менять русло: некогда все главные города Месопотамии находились на берегах Евфрата, а сейчас их развалины находятся посреди пустыни. Низины заняты болотами, где много рыбы, водоплавающих птиц, водились дикие кабаны и даже львы. Между речными лагунами и болотистыми местностями, где нет воды, лежат обширные пустыни. Почвы у воды очень плодородны. Лесов нет, как нет в больших количествах пригодного для строительства камня и вообще полезных ископаемых.

Поэтому хозяйственная культура Месопотамии основывалась на сельском хозяйстве, в котором важнейшее значение имели системы оросительных каналов и водохранилищ. Ячмень, пшеницу, просо выращивали не только для потребления в общинах, владевших полями, но и для торговли. Продавали также шерсть и кожу. Изо льна и шерсти делали ткани. Выращивали финиковые пальмы, виноград, многие фруктовые деревья. Разводили коз, овец, свиней на мясо и шерсть, крупный рогатый скот сначала в качестве тягловых животных, позднее появились лошади, которых запрягали в боевые колесницы.

Наиболее распространёнными местными материалами были глина, тростник, шерсть, кожа и лен. Все другие необходимые для ремесла материалы, включая камень и древесину, приходилось ввозить. Это определило широкое распространение торговли в Месопотамии.

Из тростника делали лодки, корабли, использовали его для циновок, плели паруса для кораблей, теми же циновками укрепляли берега водохранилищ. Глина шла на изготовление самых разнообразных гончарных изделий, от домашней утвари до статуэток, украшений и печатей; на глиняных табличках писали; из глины формовали строительные кирпичи. Мастера использовали гончарный круг, покрывали сосуды эмалью и глазурью. Поскольку топливо было дефицитным, строители использовали в основном сырцовые, то есть не обожжённые, а высушенные на солнце кирпичи. Из-за этого подавляющее большинство древних построек дошли до наших дней как глиняные бугры и холмы. Позднее научились делать изразцы – кирпичи, покрытые глазурью. Они использовались для облицовки зданий.

Несмотря на отсутствие металлов и камня, в Месопотамии появились искусные ремесленники, которые умели работать с драгоценными металлами, с медью, владели технологией литья по выплавляемым моделям.

Первую цивилизацию создали на юге Месопотамии в IV – первой половине III тысячелетия до н.э. шумеры (слайд) – народ, происхождение которого до сих пор не ясно. Именно они продолжили начатое ещё в V тыс. до н.э. развитие убейдской культуры, превратив Урук, Ур, Лагаш и ряд других городов в настоящие государства. Там возникли все признаки цивилизации, включая государственные системы с мощным чиновничьим аппаратом центральной власти и письменной документацией (слайд) в управлении и экономике, более или менее упорядоченный пантеон признаваемых всеми богов с соответствующими мифами. Сегодня доказано, что создание первой в истории системы письма, клинописи (слайд), определилось потребностями управления. Власть принадлежала поначалу жрецам различных храмов, а затем установилась монархия. В III тыс. до н.э., за несколько веков (по меньшей мере за восемь) до знаменитого Кодекса Хаммурапи, в Лагаше и Уре существовали своды законов. Общество имело сложную социальную структуру, низшими по положению были рабы.

Шумеры достигли замечательного мастерства в строительстве (слайд). Из сырцового кирпича возводили мощные крепости, ступенчатые пирамиды – зиккураты (слайд), величественные многоэтажные дворцы с сотнями помещений. Археологи раскопали в городе Киш остатки царского дворца, который в 2800 году до н.э. превосходил размерами Версаль. На зиккуратах помещали храмы.

Эти храмы поначалу были и центрами власти, но светская верховная власть довольно скоро перешла к царям. Жрецы в храмах остались хранителями языческой религии и различных практических знаний, предсказателями и мудрецами.

Они, в частности, записали целый ряд мифов о происхождении мира, человека и культуры, которые впоследствии вошли даже в Ветхий Завет: о том, что человек был вылеплен из глины, что женщина создана из ребра мужчины, о всемирном потопе, о существовании райского сада – Эдема (он, кстати, практически так же и назывался), о вражде братьев – скотовода и земледельца, параллели мифа об Аврааме. Есть мифы о том, как один из богов изобрёл мотыгу и плуг и подарил их человеку, научив затем земледелию. Записывались также молитвы и гимны в честь значительных событий, а также заклинания.

Со временем корпус этих текстов стал настолько разнообразен, что его с полным основанием определяют как шумерскую литературу. Молитвы, заклинания, мифы написаны ярким, эмоциональным языком, содержат метафоры и сравнения, сложные сюжеты. Это не только мифы и заклинания, но и художественные произведения. Самый известный из таких текстов – поэма о Гильгамеше (слайд).

Фигура Гильгамеша восходит к реальному царю Урука, который со временем стал легендой. Гильгамеш пытался сделать людей бессмертными, не побоявшись для этого вступить в конфликт с богами.

Есть на табличках и тексты, в которых просматриваются размышления над «вечными» вопросами – о добре и зле, жизни и смерти, смысле жизни («беседа господина и раба»).

Жрецы не только отправляли культы богов (местных и признаваемых всеми общих, самых главных), но и наблюдали за звёздным небом. Уже тогда были выделены некоторые созвездия, возникло то знание, которое сегодня называют астрологией. Именно шумерские жрецы начали делить день и ночь на двенадцать частей. Они изобрели солнечные (гномон) и водяные часы (клепсидра), стали делить год на 12 месяцев (в соответствии с фазами Луны). Они же лечили людей, накапливая эмпирические знания о болезнях, лечебных свойствах трав и различных веществ, о строении человеческого тела. Это тоже известно по текстам глиняных таблиц, дошедшим до наших дней. Оказалось, что в Европе в Средние века врачи применяли многие шумерские рецепты, не догадываясь об их древнейшем источнике.

Систематическое использование письменных документов в практике государственного управления привело к возникновению школ. Археологи раскопали множество остатков школ вместе с «учебниками» и «тетрадями учеников» на глиняных таблицах. Обучившись грамоте, шумер получал возможности серьёзной карьеры. В школах, как выяснилось по расшифрованным клинописным текстам, обучали не только грамоте.

Шумерские мудрецы начали разрабатывать основы математики. Они пользовались шестидесятиричной и десятиричной системами исчисления, знали дроби, рассчитывали площади сложных фигур и объёмы тел различной конфигурации, применяли уравнения с неизвестными. Многие математические знания шумеров позднее были забыты.

В Месопотамии всегда жили многие народы, и в разные периоды доминировали шумеры, их северные соседи аккадцы (культуру этих времён называют шумеро-аккадской), государство с центром в Вавилоне, ассирийцы со столицей в Ниневии. Непосредственными прямыми наследниками шумеро-аккадской культуры и цивилизации были вавилоняне (слайд). Они, как и их соседи ассирийцы, говорили на аккадском языке, что определяло преемственность культуры.

Все достижения шумеро-аккадской культуры в Вавилоне были восприняты и усовершенствованы. Там, например, был построен зиккурат (слайд) со стороной в 92 метра и высотой около 90 метров, имевший семь ступеней-платформ. Он стал поводом для мифа о Вавилонском столпотворении. Там же находились знаменитые «висячие сады Семирамиды» (слайд) – многоэтажный царский дворец, на террасах которого росли многочисленные деревья и кустарники, которые поливались сложной водоподъёмной системой. Вавилоняне были ещё более искусными ремесленниками, чем шумеры. Они умели делать красочные изразцы и украшали ими здания и крепостные стены (слайд). Их торговые караваны и корабли достигали гораздо большего числа гаваней и городов. Кодекс царя Хаммурапи (ХVII век до н.э.) был подробно разработан, многие вавилонские цари вели успешные завоевательные войны.

С ХVI века до н.э. Месопотамия попадает под власть Ассирии (слайд). Поэтому Вавилон утрачивает роль столицы (ею становится Ниневия), но остаётся величайшим городом Востока. Ассирийцы полностью восприняли вавилонскую культуру (слайд), наследницу шумеро-аккадской, и продолжили её традиции, добавив к ним традиции и достижения своих племён. Храмы Вавилонии оставались хранителями знаний, ассирийцы стали пользоваться письменностью вавилонян – той же шумерской по происхождению клинописью.

Сохранилась в основном вавилонская языческая религия, продолжали передаваться и жить все основные мифы, определяя картину мира ассиро-вавилонской культуры. В религиозной картине мира выстраивается чёткая иерархия богов с верховным, самым главным богом во главе, связанная с формированием деспотической монархии.

Более жёсткой и разветвлённой стала государственная система, имевшая уже все особенности восточной деспотии. Поражает жестокость памятных надписей и рельефов, прославлявших военные победы царей.

Ещё более искусными стали строители, возводившие неприступные крепости и величественные дворцы для царей (например, Синахериба, Ашшурбанипала в Ниневии, Саргона II в Дур-Шаррукене). Ремесленники изготавливали тончайшие украшения, сложные цилиндрические печати для рельефных оттисков-подписей на глиняных табличках. Скульптуры, барельефы и росписи стен стали более монументальными и вместе с тем реалистичными (например, барельефы во дворце Ашшурбанипала, изображающие охоту на львов (слайд), умирающую львицу (слайд), бегство арабских воинов на верблюдах). Идейное содержание ассиро-вавилонского монументального искусства – возвеличивание царей.

Ассирийские цари создали настоящие библиотеки, где были пронумерованы страницы книг, сами книги размещались в определённом порядке, был даже каталог с карточкой на каждую книгу. В сохранившейся библиотеке Ашшурбанипала (слайд) было около 25 тысяч глиняных таблиц.

В 539 г. до н.э. Вавилон был разрушен персами (слайд). Однако достижения шумеро-аккадской и наследовавшей ей ассиро-вавилонской культуры вошли в культуры Египта и ближневосточного средиземноморья. Известно, что их изучали мыслители античного мира, прежде всего греческие мудрецы. Отсюда они впоследствии вошли и в европейскую культуру.

«Цивилизация» в данном контексте обозначает конкретное общество, культура которого достигла определённого уровня развития (слайд).

Культура древнего Египта

Культура Древнего Египта развивалась в долине Нила. От неё сохранилось гораздо больше памятников, чем от культуры Месопотамии, так что она изучена сегодня намного полнее. Объясняется это, как и многие особенности самой культуры Египта, природными условиями.

Египет, в отличие от Месопотамии, расположен не на равнине из песка и глины, а в долине, которую за миллионы лет вырезал себе Нил в коренных породах северной Африки. Её длина около 1000 километров, ширина от 1 до 20 километров. За пределами долины Нила лежат иссушающие пустыни, которые занимают 96 % площади Египта. Перед впадением в море Нил течёт по плоскому побережью и разливается на сотни рукавов, образуя знаменитую дельту. Дождей практически не бывает, земледелие возможно только за счёт полива из реки. Нил каждое лето разливается с редкостной регулярностью - всегда 19 июля. Вода несёт с собой большое количество ила, который является эффективным естественным удобрением; это обеспечивает высокое плодородие заливаемых угодий. Коренные берега Нила прорезаны в камне, имеют форму террас. По берегам растут леса, финиковые и кокосовые пальмы, в самой воде у берегов папирус, в дельте ещё и лотос. В Египте достаточно материалов для строительства и ремесла, множество месторождений меди, золота, других полезных ископаемых, камня. Иначе говоря, здесь, в отличие от Месопотамии, имеется всё необходимое для жизни. Высказаны предположения, что именно этим объясняется длительная самоизоляция Египта и не слишком интенсивная внешняя торговля.

Ещё одно отличие от Месопотамии - моноэтническое население. В долине Нила с очень давних времён жили люди, исстари говорившие на одном языке и считавшие себя одним народом. Видимо, поэтому здесь возникла первая в истории система единого национального государства, просуществовавшая во много раз дольше всех других.

Это произошло около 3300 – 3000 гг. до н.э. Примерно в это время начинают делать папирусные свитки, разрабатывается система иероглифов, осваивается счёт. Для фараонов, жрецов, вельмож возводят монументальные гробницы-мастабы, в них пытаются сохранять мумифицированные тела покойных. Тогда же формируется особый менталитет, в котором царь - воплощение бога Гора, божественный владыка Обеих Земель.

Несмотря на сложную историю, включавшую упадки и расцветы, завоевания иностранцами и новые возвышения, Египет в течение тридцати веков (с 4-го тыс. до н.э. до 332 г. до н.э.) сохранял преемственность и своеобразие своей культуры. Её достижения позднее вместе с месопотамскими вошли в предпосылки античной культуры. 332 год до н.э. - это год завоевания Египта Александром Македонским, когда эпоха исконной, древней культуры сменилось эллинистическим периодом.

Важнейшим фактором, определявшим особенности египетской культуры, была религия. В отличие от Месопотамии, религиозные нормы и идеи были в Египте несравненно более влиятельны. Древние египтяне были язычниками. Они верили, что их страна создана богами. Считалось, что ими же созданы ремёсла, искусство, письменность, счёт и магия.

Боги были антропоморфны (похожи на людей) или соединяли черты человека и животного: Анубис - человек с головой шакала, Гор - с головой сокола, Мут - женщина с головой львицы и т.п. Были и зооморфные боги, например, скарабеи - навозные жуки, богиня Баст (Бастет) - кошка, Хатор - небесная корова. Самые почитаемые боги: Амон (Ра), бог солнца; Анубис - покровитель мёртвых; Гор - бог неба, солнца, покровитель царской власти; Осирис - владыка подземного царства, умиравший каждую осень и воскресавший зимой; Сет - повелитель сил зла; Исида - богиня семейной любви и верности, покровительница мудрости и магии, близкая к Иштар-Астарте-Иннане, ипостась единой богини любви. Высоко почитался бог мудрости Тот, покровитель литературы, писцов, лекарей и магов.

Богом при жизни считался царь Египта, называвшийся фараоном. Его скульптуры ставились в храмах, ему возносились молитвы. Считалось, что даже вся судьба Египта зависела от земного и загробного благополучия фараона.

Древнеегипетская мифология объясняла возникновение и устройство мира и, главное, место и судьбу человека в нём. Мировосприятие и менталитет жителей Древнего Египта включали в себя представления о том, что каждый человек имеет душу, которая может жить и после смерти земного тела. Поэтому очень многие аспекты земной жизни были подчинены заботам о последующей судьбе души. Загробная жизнь мыслилась точно такой же, как и земная, как простое продолжение известной всем повседневной жизни. Это одна из причин, почему в Египте сохранилось так много артефактов древней культуры: в могилу старались поместить всё, что необходимо для жизни. Если что-либо не помещалось, в могилу укладывали модель (например, большого корабля или повозки) или рисовали этот предмет на стенах погребальной камеры, на саркофаге и т.п. По той же причине египтяне стремились сохранить и тело умершего. Для этого они разработали технологию мумификации трупов, настолько эффективную, что мумии сохранились до наших дней.

Ряд сюжетов и образов египетской мифологии, вслед за месопотамскими, вошли в христианскую религию. Это представления о посмертном суде, о возможности вечной жизни души в благоденствии (у христиан - «во спасении, в вечном блаженстве»), о воскрешении бога после мучительной смерти. Специалисты указывают, что в христианской иконографии образ Исиды с младенцем Гором перевоплотился в Богоматерь с младенцем Иисусом, повергающий Сета Гор стал Георгием Победоносцем, шакалоголовый Анубис - святым Христофором Псеглавцем.

Египтяне выращивали ячмень, полбу, лён, виноград и многие садовые фрукты. Разводили они и домашних животных: овец, коз, ослов, позднее лошадей и верблюдов. Для охоты использовались собаки.

Ремесленники Древнего Египта успешно использовали ресурсы своего края и достигли замечательного мастерства.

Строители и камнерезы возвели знаменитые пирамиды и храмы с замечательными скульптурами, барельефами и резьбой. Самые знаменитые из них: пирамида Хеопса в Гизе (высотой 147 метров) и сфинкс, храмы в Карнаке, Луксоре и Абу-Симбеле, заупокойный храм женщины-фараона Хатшепсут. Именно зодчие Древнего Египта создали классические архитектурные формы: пирамида, пилон, колонный зал, обелиск (первоначально символизировавший солнечный луч). Многие скульптуры были замечательно реалистичными и точными портретами. Всемирно известен, например, бюст Нефертити - жены фараона Аменхотепа IV (Эхнатона).

В гробницах найдены различные изделия из меди, изготовленные как литьём, так и ковкой. Из меди делались инструменты (топоры, пилы, долота и проч.), оружие, сосуды (кувшины, чаши и т.п.), статуи, украшения. Позднее медь сменила бронза. Утварь и крашения тщательно отделывались.

Древнеегипетские ювелиры в громадных количествах делали всевозможные бусы и ожерелья из цветного стекла, подвески, а также разнообразные украшения из золота, меди, электрона и полудрагоценных камней. Во многих украшениях виртуозно сочетаются золото и цветное стекло. Шедевром ювелирного искусства является саркофаг фараона Тутанхамона, отлитый из золота и полностью повторявший облик фараона.

Очень многое делалось из дерева: корабли, мебель, статуэтки, сельскохозяйственные орудия, молотки каменщиков, колонны храмов и т.п.

Высокого мастерства достигли мастера Древнего Египта в обработке кожи, в ткачестве изо льна и шерсти. Сохранилось также множество гончарных изделий, всевозможных керамических сосудов и скульптур. Типично местным было применение папируса, из которого строили лодки и суда, а также делали материал для письма.

Основную массу населения составляли свободные люди, хотя были и рабы. Считается, что рабами становились пленённые во время войн иноземные воины. Рядовые работники подчинялись чиновникам и надсмотрщикам. Вся работа тщательно фиксировалась в письменных документах, чем занимались специальные чиновники-писцы. Все чиновники, от рядовых до самых высокопоставленных вельмож, находились на службе у фараона. Особое сословие составляли жрецы многочисленных храмов, посвящённых различным богам.

Жрецы очень рано начали наблюдать за небом, чтобы определять смены сезонов, предугадывать разливы Нила. В египетских храмах сохранились древние карты звёздного неба, где звёзды объединены в созвездия. Жрецы умели даже предсказывать солнечные затмения. На основе своих наблюдений жрецы составили солнечный календарь, который лежит в основе современных европейских календарей.

Фараоны издавна начали строгий учёт своих владений, и прежде всего земли; для описи всех земель их измеряли, что требовало развития геометрии. Геометрические знания и вычисления применялись в строительстве пирамид и храмов, в сооружении ирригационных систем. Египтяне пользовались десятиричной системой исчисления, знали простые дроби. Египетская математика, как и месопотамская, не знала доказательств и выводов, аксиом и теорем. Каждая решаемая задача была уникальной, и изучение математики сводилось к запоминанию ранее найденных решений задач.

Египетские медики довольно много знали о строении человеческого тела. Несомненно, эти знания в значительной степени были получены при бальзамировании умерших. Египтяне догадывались о роли и значении головного мозга. В древнеегипетских текстах перечисляются многие известные сегодня заболевания. Были выработаны и методы лечения. Правда, врачи большей частью были жрецами, и лечение включало в себя очень большую долю молитв и магических процедур.

Всё это, и прежде всего учёт, требовало письменности. Египтяне почти одновременно с шумерами развили систему письма. Её основой были и остались иероглифы - знаки-картинки. Древнеегипетские иероглифы сумел расшифровать французский учёный Ж.Ф. Шампольон.

На папирусных свитках, на стенах усыпальниц и храмов сохранилось множество текстов. Среди них множество хозяйственных документов, а также записей о важных событиях. Наибольший объём имеют тексты, связанные с религией. Так, на стенах гробниц записывались сведения о земной жизни похороненного. В усыпальницах записывались также своеобразные подсказки - фразы, которые надлежало произносить во время суда над душой в загробном царстве. Эти тексты в совокупности составили так называемые «Тексты пирамид» и более позднюю «Книгу мёртвых». Записаны также многочисленные мифы, жизнеописания, сказки, исторические произведения, поучения. О трактатах научного характера уже упоминалось. Сохранились и тексты философской направленности, например, «Разговор разочарованного со своей душой». Тексты Древнего Египта содержит яркие и точные образы, имеет несомненные литературные достоинства.

Культура Древнего Египта, как и Древней Месопотамии, изучалась греческими мудрецами и римскими мыслителями, она является одной из предпосылок становления культуры античного мира.

В 6-м тысячелетии до н. э. в долине между реками Тигр и Евфрат, там где сегодня находится современный Иран, возникла самая древняя цивилизация. Она называется шумеро-аккадской или Месопотамией (от греч. Междуречье).

Первые поселения Месопотамии возникли еще в середине 7-го тысячелетия до н. э. Культура, которая развивалась в ее северной части в безлесной степи, называется Ум Дабагия. О ней можно сказать лишь то немногое, о чем свидетельствуют факты, добытые археологами при раскопках: строились дома с несколькими окрашенными в черный, красный и желтый цвета комнатами, окнами, нишами в стенах, оштукатуренными подполами для хранения продуктов. Люди занимались охотой, земледелием, разводили домашних животных. На стенах в домах сохранились рисунки охоты на онагров, а среди вещей домашнего обихода - много раскрашенной яркой красной керамики. Около 6000 г. до н. э. культура Ум Дабагии закончила свое существование, но на ее месте появились три новые культуры - хассуна, саммара и халаф, которые просуществовали в течение целого тысячелетия. Вся северная Месопотамия была занята поселениями этих культур.

На юге население, вероятно, появилось только в V тыс. до н. э. и образовало Убейдскую цивилизацию, поселения которой расположились недалеко от древнего города Ура, немного южнее современного Багдада. Скорее всего на юг люди пришли с севера, и так же, как в

Северной Месопотамии, стали земледельцами и скотоводами, научились строить храмы, создали культ бога-быка, который расцвел потом в Шумере и Вавилоне.

Страна Шумер получила свое название от народа, поселившегося около 3000 г. до н. э. в низовьях реки Евфрат. Происхождение шумеров до сих пор является полной загадкой. В древних текстах говорится, что откуда-то с гор пришли шумеры, язык которых не похож ни на один из древних языков. Шумеры появились мирно и ассимилировались местными племенами, стали обрабатывать земли малярийных болот и обнаженных пустынь. Они владели высокой культурой земледелия и создали целую систему каналов для осушения болот и сохранения воды на период засухи. Шумеры принесли с собой письменность, именно им принадлежит самое древнее литературное произведение - эпос о Гильгамеше. Они были великими изобретателями: изобрели гончарный круг, плуг-сеялку, колесо, парусную лодку, литье из меди и бронзы, лунный календарь, который был ориентирован на фазы Луны, имел месяц, состоящий из 28 дней. Шумеры установили также продолжительность солнечного года, точно ориентировали свои постройки на четыре стороны света, были опытными математиками, астрономами, астрологами и землемерами, первыми в истории ввели в строительство такие элементы, как арка, купол, пилястры, фриз, мозаика, освоили резьбу по камню, гравировку и инкрустацию. Шумеры создали медицину, которая была в основном гомеопатической, учитывала влияние звезд на судьбы людей и их здоровье, о чем свидетельствуют найденные многочисленные глиняные таблички с рецептами и магическими формулами против демонов болезни. У шумеров была развита система воспитания и образования. Богатые шумеры посылали своих сыновей в школу, где те писали на табличках из мягкой глины, обучались чтению, письму и арифметике.

Шумер был страной городов-государств, крупнейшие из которых имели своего правителя, являвшегося одновременно и верховным жрецом. Значительным вкладом в развитие политико-правового устройства человеческого бытия было то, что они создали развитую законодательную систему.

Города застраивались без всякого плана и обносились наружной стеной, достигавшей значительной толщины. Жилые дома горожан были прямоугольными, двухэтажными с обязательным внутренним двориком, иногда с висячими садами, канализацией. Центр города составлял храмовый комплекс, который включал в себя храм главного бога - покровителя города, дворец царя и храмовое усадебное хозяйство. Храм мыслился аналогом горы, местом обитания бога и представлял собой трех- и семиступенчатую пирамиду с маленьким храмом наверху, возводился на платформе или на высоком месте, что предохраняло от наводнения или разлива рек. На ступенчатых террасах высаживались деревья и кустарники. Дворцы правителей Шумера соединяли в себе светское здание и крепость, поэтому обносились стеной.

Искусство Шумера нашло развитие в многочисленных барельефах, основной их темой является тема охоты и сражений. Лица на них изображались в фас, а глаза и ноги - в профиль, плечи в трехчетвертном развороте, при этом пропорции человеческих фигур не соблюдались, но обязательным было стремление передать движение.

Монументальной скульптуры в Шумере не было, но мастера изготавливали небольшие культовые статуэтки, в которых часто изображали людей в позе моления. У всех скульптур подчеркнуто большие глаза, так как они должны были напоминать всевидящее око. Большие уши подчеркивали и символизировали мудрость, не случайно «мудрость» и «ухо» в шумерском языке обозначаются одним словом.

Музыкальное искусство, безусловно, нашло свое развитие в Шумере. За три с лишним тысячелетия шумеры сложили свои песни-заклинания, легенды, плачи, свадебные песни и др. Они создали очень высокую инструментальную культуру, музыканты использовали арфы, двойные гобои, большие барабаны. «Страсти», посвященные Мардуку и юному богу весны Таммузу, включали бытовые сцены, лирические песни и плачи, где раскрывалась связь музыки с повседневной жизнью народа. Именно шумеры и аккадцы выработали теорию, отчасти родственную древнеегипетской, по которой в музыке господствуют числовые отношения, свойственные явлениям природы. Эта теория была связана с астрологическим миросозерцанием, согласно которому небесные тела управляют судьбой человека и определяют ход исторических событий.

В конце 3-го тысячелетия до н. э. народ Шумер соединился с аккадцами. Во 2-м тысячелетии на территории Месопотамии возникла вавилонская держава.

В шумеро-аккадской цивилизации представление о мироздании было выражено в мифологии. Согласно мифам над круглой землей возвышалось в форме купола небо, а вся Вселенная представлялась как небо-земля (ан-ки), под землей было место для умерших. До Вселенной существовал только бесконечный Океан - хаос, из которого вышли первые боги. Они отвоевали у дракона Тиамата, олицетворявшего безбрежный хаос, пространство, где установили порядок - закон. С тех пор мир управляется непреложными законами, которые стали обожествляться, а подчинение законам, имеющим происхождение от бога, свято. Следствием этого стало то, что шумеро-аккадская, а затем и вавилонская цивилизации являются родиной первых сборников законов, по которым люди стали жить, а царь ими управлять, вершить правосудие. В Месопотамии впервые историки обнаружили правовую систему и развитый институт права. В XIX в. до н. э. на базальтовом столбе были начертаны 282 статьи известного судебного сборника царя Вавилона - Хаммурапи. В истории Месопотамии это был третий сборник законов, в котором главным был принцип составления «равное за равное», т. е. тяжесть наказания должна быть равна тяжести преступления. В этом суть мирового равновесия, согласно которому то, что способствует хаосу, а не порядку, должно быть уравновешено наказанием. Кроме того, важно, что законы составлял не человек, не царь, а они даны были человеку самим богом. В Месопотамии появляется важная идея для понимания объективного значения законов, выраженная в том, что они имеют божественное происхождение, а правопорядок является основой общественной жизни. Кроме того, право начинает представлять определенную культурную ценность, обеспечивающую развитие общественной свободы и духовных ценностей.

Согласно шумеро-аккадским представлениям, отраженным в мифах, дух умершего тоже проходил через суд. Он спускался в темную область под землей - Кур, где его ожидало мрачное, унылое существование, которое могла скрасить только память о нем живых на Земле. Такое грустное представление шумеров и аккадцев о жизни и смерти вступало в противоречие с их светлой культурой и духовным обликом народа, но именно оно, как ни странно, давало им духовные силы и творческую устремленность в обыденной жизни. Убеждение, что нужно оставить о себе память на земле, побуждало их к творчеству и созданию памятников культуры.

Литературный эпос сохранил еще одну грустную идею этого народа. Человек не мог согласиться с тем, что у него есть только один путь после смерти - вниз, под землю. Его взор и мысль стремились к небу, туда, где живут боги, которые отличаются от людей тем, что они не только всесильны, но, главное, они бессмертны. Эпос говорит о том, что и боги готовы дать людям вещество бессмертия, но люди (такова их природа) не могут его взять по разным причинам. Здесь имеет место глубокая мысль о понимании человеком себя как существа конечного, но по природе бесконечного. Он стремится осуществить свою природу, но ограниченность конечного не дает ему ухватить бесконечное. В их единстве скрыта недостижимость и грусть тщетности человеческих усилий стать бессмертным. Эта мысль встречается и в известной поэме о Гильгамеше, царе города Урука. Философская проблема единства единичного и всеобщего, конечного и бесконечного, жизни и смерти была центральной темой размышления шумеро-аккадского эпоса. Шумер-аккадская культура оказала огромное влияние на все последующие культуры, став образцом для подражания на всей территории Месопотамии. Шумеро-аккадской клинописью пользовались многие народы, приспособив ее к своим языкам. Шумерские представления о богах, о строении мира, человеческой судьбе отразились во многих восточных религиях.

По мнению М. Олифанта, выраженному в книге «Древние цивилизации», космогонические мифы и географические карты, календари со знаками зодиака, сборники законов, словари, лечебники, справочные математические таблицы, литературные произведения, тексты для гадания - нельзя сказать, что шумерская цивилизация умерла, потому что достижения ее стали достоянием многих народов и она послужила основой многих современных наук. Многие шумеро-аккадские предания переняли древние евреи, позднее они были записаны в Библии.

При возвышении города Вавилона возник тезис о важности в верованиях Междуречья идеи установленности свыше порядка на земле: все божественно и целесообразно. Общая же структура небесной иерархии мыслилась древними вавилонянами следующим образом: во главе богов стоял Энлиль либо Мардук (иногда они сливались в образ владыки - Бела). Однако верховный бог был лишь избран царем богов советом из числа семи основных божеств. Миром управляла шумерская триада - Ану, Энлиль и Эйя. Именно их окружал совет богов, каждый из приближенных при этом сознавал значимость трех первых. Ану правил на небе, в Мировом океане - Эйя, а вот для людей самым значительным действительно был Энлиль, которому досталось во владение все меж и небом и омывающим землю океаном. Особенно в Вавилоне уважали покровителей небесных светил, которые персонифицировались в образы восходящих на небо Луны, Солнца, планет. Шамаш и Син, божества Солнца и Луны, почитались больше всего. Планету Венеру с ее загадочным поведением очень скоро стала олицетворять богиня Иштар.

В отношении культовой архитектуры кроме этажности храмовых башен мы можем говорить также о пышности и величественности построек. Сами сооружения не сохранились, однако все свидетельства современников подчеркивают громадные размеры храмов Междуречья, грандиозность ступенчатых башен-зиккуратов. Некоторое представление о состоянии архитектуры той эпохи может дать сохранившийся комплекс в Дур-Унташе в Эламе: стены обычно расчленялись выступами и белились, у входа в храм возводилось два зиккурата.

Скульптуры больших размеров отличались монументальностью и некоторой грузноватостью фигур- Напротив, «образки» для домашнего культа были довольно живыми и выразительными.

Географами Вавилонии была составлена карта мира, где земля изображалась плавающим в океане островом, размером намного превосходящим Междуречье. Однако реальные географические познания семитов были значительно шире. Купцы, несомненно, пользовались морским путем в Индию (позже дорога туда была забыта), они знали о существовании страны Куш (Эфиопии), слышали о Тартессе (Испании).

После смерти царство Хаммурапи начало медленно клониться к упадку, и в конце концов Вавилон отошел на второй план в связи с возвышением и ростом Ассирии. Ассирийская держава достигает своего могущества во время правления царя Саргона II (722-705 гг. до н. э.). Столицей государства был город Ниневия. Архитектура Ассирии испытала влияние шумеро-аккадской культуры. Основными сооружениями являлись храмы-зиккураты, которые были легче шумеро-аккадских и не доминировали над дворцами. Для ассирийского искусства характерно ремесленное, хотя и квалифицированное использование заранее разработанных трафаретов. Тематика ассирийского искусства ограничена военными, культовыми и охотничьими сценами, идейное содержание ее сводится к восхвалению могущества ассирийского царя и ассирийского войска а также к посрамлению врагов Ассирии. У ассирийских художников не было интереса к изображению конкретного образа человека и его окружения. В имеющихся же изображениях, дошедших до нас, сохраняется трафаретный тип лица, условный разворот тела и т. п. Канон в скульптуре Ассирии жестко закрепился в изображении правителей. Это идеальный образ могучего повелителя, физически совершенного, в подчеркнуто пышном убранстве. Отсюда монументальная статичность фигур и внимание к мелким деталям.

В религии ассирийцев большое значение отводилось ритуалам и обрядам магического характера. Как правило, боги представлялись сильными, завистливыми и грозными в своем гневе существами, в то время как роль человека по отношению к ним сводилась всего лишь к роли раба, который постоянно кормит их своими жертвами.

В целом о культуре Месопотамии можно сказать, что шумеры и аккадцы через своих преемников - вавилонян и ассирийцев - передали грекам, евреям и другим народам многие свои достижения: основы науки и техники, понятие о троичной схеме Вселенной, поэмы и притчи, художественные стили в архитектуре, живописи скульптуре, некоторые религиозные представления.

Плодородная долина, находящаяся между реками Тигр и Евфрат называется Месопотамией или Междуречьем. На этой территории в древности существовало в разные периоды несколько государств:
 Шумер (28-22 века до н.э.);
 Аккад (24-22 века до н.э.);
 Вавилон (19-7 века до н.э.);
 Ассирия (10-9 века до н.э.).
Все эти государства, объединенные общим именем Месопотамия, считаются выдающейся древней цивилизацией. В Междуречье была очень развита наука, культура и искусство. Особенно были развиты такие науки, как математика и астрология. В Вавилоне начали изготавливать стекло очень рано, примерно в 17 веке до н.э. Мало кто знает, что идея делить циферблат часов на 12 частей принадлежит именно народам Междуречья.
Месопотамия известна своими достижениями в архитектуре, например, дворцовыми и храмовыми сооружениями. Европейскими археологами в 50- х годах 19 века были обнаружены при раскопках три огромных кургана. При вскрытии их нашли руины храмов и дворцов, потрясающих своей величественностью.
Культурному развитию Шумера и Аккада, а в дальнейшем и Вавилона с Ассирией способствовала необходимость орошения полей для занятия земледелием и скотоводством. Жители междуречья строили весьма внушительные ирригационные системы. А при разливе Тигра и Евфрата приходилось сооружать дамбы для остановки воды.
Общеизвестно также, что письменность появилась именно на территории Междуречья. Ее появление ученые датируют 5 тысячелетиями до н.э. Писали в Месопотамии на табличках, изготовленных из глины, пока она была мягкой. Вместо современной ручки выступала деревянная палочка. Такое письмо называлось клинописью. До сегодняшнего дня дошли некоторые такие «книги» различного содержания: и научного и литературного. Но еще раньше клинописи пользовались иероглифами, где каждый знак обозначал слово. Эпос междуречья сохранился в виде таких памятников литературы, как «Поэма о Гильгамеше». В этом произведении повествуется о полубоге, который познает себя и получает жизненный опыт, путешествуя по миру.
Музыкальное искусство также пользовалось уважением в Двуречье. Существовали даже ансамбли, выступающие перед народом. Известно, что шумеры считали своих богов приверженцами музыки. В те времена уже были музыкальные инструменты, такие, как флейта, лютня, барабаны.
Очень интересны религия и мифология Древнего Двуречья. Как и в Египте народ Месопотамии основополагающим считал космический порядок. Но, как ни странно, в космосе все было устроено довольно хаотично. Там сталкивались воли и интересы различных богов. Сами же боги несколько походили на людей, и имели что-то вроде своего государства, где главными были бог земли Анну и его сын Энлиль. Помимо них существовало еще множество богов: луны, земли, воды, ветра и т.д. Причем боги создали людей как собственных слуг. Практиковалось жертвоприношение. Кроме богов верили и в существование добрых и злых демонов.
Из правителей Месопотамии один из самых известных – царь Хаммурапи. Его имя связано с эпохой расцвета Вавилона. Он объявил верховным божеством Мардука, бога солнца. Но самое знаменитое деяние этого царя – создание первого в мире свода законов. Номы и правила, зафиксированные на камне, регулировали жизнь вавилонян.
По сей день Древняя Месопотамия является примером для подражания станам Дальнего и Ближнего Востока. Очень тудно оценить в полной мере весть вклад, который внесли государства Междуречья в развитие мировой Цивилизации. Невероятно впечатляют их достижения в различных сферах деятельности. Многие государства, существовавшие в более поздний временной период не могут похвастаться подобными достижениями в науке и культуре.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

«Культура Месопотамии»

I. Религия и мифология

Шумеры были убеждены в том, что они созданы богами только для того, чтобы те приносили им жертвы и работали на них. Боги заранее определили судьбу каждого человека, которому остается только слепо подчиняться року, безропотно принимая все, что уготовано ему судьбой. Шумерские божества не умели вести хозяйство, поэтому они и сотворили первых людей.

Существует два основных варианта шумерского мифа о сотворении человека. Согласно первому, бог Энки и богиня Нинмах вылепили первых людей из глины подземного мирового океана, замешанной на крови какого-то убитого ими бога. Затем Энки и Нинмах определили судьбу первого человека и устроили по этому поводу пир. Охмелев, они снова начали лепить людей, но теперь у них стали выходить уроды. Во втором варианте рассказывается, что раньше люди росли под землей, как трава. Бог Энлиль пробил мотыгой дыру в земле, через которую люди вышли на поверхность.

Энки создал Эреду и поднял его со дна подземного океана на поверхность. Продвигаясь к верховьям Тигра и Евфрата, бог Энки создает плуг, мотыгу, обучает изготовлению кирпичей, определяет судьбу городов и стран, назначая им богов-покровителей. Этот бог является устроителем мирового порядка на земле.

Вторым по святости для шумеров был город Ниппур -- культовый центр бога плодородия и жизненных сил Энлиля. Энлиль -- один из первых примеров умирающего и воскресающего бога, представления о котором связаны со сменами времен года и циклами жизни природы.

Завершал триаду самых могущественных шумерских богов Ану -- бог неба, символ высшей власти. Главной женской богиней шумерского пантеона была Инанна -- «звезда утреннего восхода».

Поскольку вера не стремилась установить диктат над человеком, его жизнь регулировалась не столько религиозными предписаниями, сколько экономическими и политическими реалиями. Участие обычных жителей города в религиозной жизни сводилось к наблюдению за различными праздничными и траурными церемониями, которые устраивали жрецы.

Смерть воспринималась как нечто обычное и естественное. После смерти жители Шумера и Аккада попадали в мрачное подземное царство, где более или менее сносное существование ведут только души тех, по ком был исполнен погребальный обряд и принесены жертвы, а также павших в бою и многодетных родителей. Все остальные влачили довольно жалкое существование среди облаков пыли в кромешной темноте, питаясь отбросами и утоляя жажду соленой водой.

В Вавилоне пантеон древних шумеров был значительно расширен и усложнен. При этом пантеон пополнялся за счет личных (семейно-общинных) богов древних семитов. На вершину возносились личные покровители царей и их приближенных.

Общая структура вавилонских богов была следующей: во главе находился бог Эллиль либо Мардук (иногда они сливались в образ «Владыки» -- Бела). Однако верховный бог был только избран царем богов советом из числа 7 основных божеств. Миром же по-прежнему правила триада шумеров -- Ану, Эллиль и Энлиль. Именно их окружал совет богов, каждый из которых понимал трех первых. Ану правил на небе, в мировом океане -- Энлиль, а вот для людей самым значимым, действительно, был Эллиль, которому было подвластно все между небом и омывающим землю океаном.

Символом природы, умирающей и оживающей, являлся бог Таммуз -- возлюбленный богини Иштар (шумерская Инанна). Миф о Таммузе и Иштар является еще одним примером легенды об умирающем и воскресающем боге. Таммуз не занимал первых мест среди божеств, которым поклонялись вавилоняне. Он для них был богом земледелия и духом растительности. Некоторые исследователи считают, что бог-пастух, возлюбленный и супруг богини Иштар, был отдан ею в подземное царство вместо нее. По другой версии, в преисподнюю приходится спускаться Иштар, чтобы получить волшебный напиток.

Вкратце история такова. Умирающий и воскресающий бог Думузи (шумерское имя Таммуза) проводит под землей каждые полгода. Культ Думузи-Таммуза, вероятно, вследствие интенсивного месопотамского влияния, получил распространение и в сиро-палестинском регионе, где он сохранялся довольно долго.

Согласно Библии, у северных ворот Иерусалимского храма Яхве женщины оплакивали Таммуза. По-видимому, этот культ отправляло и сиро-арамейское население Сирии и Месопотамии в I тысячелетии до н. э. По свидетельству арабского автора X века н. э. ан-Надима, обряд, аналогичный описанному в Библии, существовал у сабиев в Харране (Северная Месопотамия). Женщины оплакивали Таммуза, которого его владыка убил, размолов его кости и пустив их по ветру. Во время церемонии ели сырое зерно, фрукты и овощи.

II. Письменность, литература и наука

Сама идея зафиксировать и передать мысли при помощи рисунков и понятных условных значков пришла в голову людям многих неолитических племен. Так появились петроглифы -- знаки, передававшие понятия, как правило, сакрального (священного) характера. Однако там, где экономика развивалась достаточно бурно, очень скоро потребовалось вести учет ценностей. У людей возникла потребность в достаточно сложной системе знаков, которые могли передавать человеческую речь и выражать достаточно сложные понятия.

Первые шумерские иероглифы, появившиеся в Протописьменный период, были сначала только своего рода подсказками, неким сигналом, при помощи которого можно было вспомнить зафиксированное сообщение. Чтобы передать какую-либо сложную информацию, древнейшим * шумерам приходилось составлять настоящие ребусы. Сначала этого вполне хватало, чтобы вести простые хозяйственные расчеты. Но с развитием шумерского общества, когда понадобилось более или менее точно передать на письме человеческую речь, данная система усложнилась и изменилась самым коренным образом. После 2500 года до н. э. шумерское письмо развилось до такой степени, что стало возможным записывать сложные тексты религиозного характера и даже поэмы.

Шумеры писали на самом доступном и дешевом материале -- на плитках из чистой глины, выдавливая знаки тонкой тростниковой палочкой. Затем исписанную табличку обжигали в печи, что давало возможность хранить ее практически вечно. Первоначально иероглифические знаки шумерского письма были округлыми и достаточно сложными. Но чем сложнее становилась сама письменность, тем проще становились ее знаки -- они превратились в набор прямых черточек, которые делались нажимом ребра прямоугольного среза палочки. Этот нажим делался под углом, в результате чего черточка была похожа по форме на маленький клинышек -- поэтому месопотамское письмо и было названо клинописью.

Вавилонская клинопись была унаследована от шумеров и к II тысячелетию до н. э. стала довольно запутанной и своеобразной. Сложности возникли оттого, что в письменности старались сохранить старые приемы шумерского письма для записей слов на семитско-аккадском языке. Несмотря на сложность клинописи, именно она была в те годы общепризнанным языком дипломатического общения. Сохранилось большое количество документов, религиозных текстов, сообщений, записанных в различных регионах Древнего Востока клинописью на аккадском языке. Вавилонскую клинопись изучали даже в писцовых школах далекого Египта. Нет сомнения, что в этих регионах знали о существовании богатой литературы на аккадском языке, литературы, достойной самого пристального изучения.

Обычное деление вавилонской литературы на светскую и культовую в немалой степени искусственно, ибо влияние религиозных воззрений ощутимо сказывается практически в каждом произведении. Общими чертами литературных памятников древней Вавилонии следует, помимо этого, признать их обычно небольшой объем (это связано с ограниченностью размера глиняных табличек), преимущественно стихотворную форму и необычайно пристальное внимание к вопросам жизни и смерти.

Своеобразие некоторых произведений трудно бывает объяснить без учета еще одной особенности вавилонской литературы: она создавалась совсем не для «индивидуального пользования». Скорее всего, записанные на табличках тексты не читались «про себя», в одиночестве. Чтение литературы в древнем Вавилоне походило на некое мистическое действо: декламатор-грамотей ритмично выкрикивал певучие строки собравшимся слушателям, изредка останавливаясь, дабы уловить сложности мест, где нестрогий характер текста требовал импровизации исполнителя, привнесения личностного начала в запечатленную на табличке схему произведения.

Чаще других декламаторы исполняли различные версии «Сказания о Гильгамеше». До наших дней дошли три варианта этого древнего литературного шедевра. В сказании поэтами не просто соединялись шумерские сказки, былины о славном герое. Гильгамеш -- аккадское имя; шумерский вариант, по-видимому, образован от формы «Бильгамес», что, возможно, означает «предок героя». Весьма вероятно, что Гильгамеш был реальной исторической личностью -- пятым правителем I династии города Урука в Шумере (конец XVII -- начало XVI века до н. э.). Вскоре после смерти он был обожествлен, и в «царском списке» III династии Ура Гильгамеш выступает уже как мифическая личность.

Шумеры изобрели достаточно гибкую систему школьного образования, которая оказалась необыкновенно эффективной, что позволило ей на тысячелетия пережить своих создателей. Обучение было разбито на несколько этапов.

К концу III тысячелетия до н. э. была создана математика древней Вавилонии. В основу правил вычислений легла практика крупных сельскохозяйственных поместий. Использовалась позиционная шестидесятиричная система счета. Одна и та же цифра в зависимости от места приобретала различное значение. Это упрощало проведение расчетов и экономило знаковый материал. Шестидесятиричная система" вавилонского исчисления предопределила деление часа на 60 минут и 3600 секунд, она отразилась в привычном делении окружности на 360 градусов.

Математики в Вавилонии умели решать квадратные уравнения, знали теорему Пифагора о свойствах прямоугольных треугольников, могли решать достаточно сложные задачи стереометрии (например, вычисляли объемы различных тел, в том числе усеченной пирамиды).

Скорее всего чисто интуитивным методом подбора они решали даже уравнения с тремя неизвестными, могли извлекать квадратные и (в некоторых случаях) кубические корни. Число я, отношение длины окружности к ее диаметру, вавилоняне грубо принимали равным трем.

Наряду с математикой в Междуречье появилась и астрономия. Столь большое внимание к достоверности наблюдений за звездным небом часто объясняется потребностями земледелия, но не только этим. Жителей интересовал астрологический аспект жизни звезд. В Междуречье была в основных чертах составлена картина доступного для изучения невооруженным глазом звездного неба. Это заложило основу астрономических достижений греческой и других европейских цивилизаций Средиземноморья.

Астрологический аспект наблюдений за звездами сказался в несовершенстве принятого в Междуречье календаря.

После возвышения Вавилона он стал единым (до этого в каждом городе вели свой календарь), но под нужды земледелия принятая система отсчета времени была не приспособлена. В добавление к двенадцати 29- и 30-дневным месяцам приходилось вводить «високосные» месяцы.

История в Междуречье трактовалась с точки зрения астрологии. Путем сравнения карт и исторических хроник изучали влияние расположения светил на события земной жизни.

Известны записи медицинских и химических рецептов на аккадском языке. Они обязательно сопровождаются описанием колдовских действий, необходимых для получения «правильного» продукта. С XII века до н. э. в Вавилоне занимались изготовлением стеклянной глазури.

Были неплохо изучены анатомия животных й особенности их поведения, что объясняется потребностями гаданий и предсказаний.

Географы Вавилонии составили карту мира, где земля изображалась плавающим в океане островом, размером чуть больше Междуречья. Но реальные географические познания семитов были гораздо шире. Купцы, несомненно, знали морской путь в Индию (позже дорога туда была забыта) и о существовании страны Куш (Эфиопия), слышали о Тартессе (Испания).

III. Архитектура и искусство

Главной архитектурной формой шумерского зодчества был храм. Расцвет храмостроительства приходится еще на Протописьменный период, когда древние шумеры начали сооружать святилища из глинобитного кирпича с деревянными перекрытиями, которые возводились на высоком каменном фундаменте. Как правило, для строительства выбирали возвышенность, куда до время разлива не добиралась вода. Сам храм состоял из трех основных частей: собственно святилище -- длинный дворец (целла), где помещали статую бога, и два боковых помещения, разделенные на четыре предела. В одном конце целлы помещали алтарь, а на другом -- стол для жертвоприношений. Наружная стена храма представляла собой правильное чередование ниш и выступов. Первоначально целла была просто открытым внутренним двором, но затем превратилась в закрытое помещение. Обычай строить храмы на возвышенностях и никогда не переносить его на новое место привело к тому, что при перестройках платформа-фундамент все время увеличивалась, что привело к возникновению совершенно оригинальной формы архитектуры Месопотамии -- зиккурата. Зиккурат представляет собой прямоугольный высокий ступенчатый храм, на вершине которого было расположено святилище, попасть в которое можно было по широкой наружной лестнице. Уже в Раннединастический период территорию храма начали обносить высокой стеной.

До наших дней в наиболее сохранном виде дошел зиккурат царя Ур-Намму в городе Уре. Глинобитные кирпичи рассыпались от времени, и сегодня храм представляет собой огромный холм высотой около 20 м, возвышающийся над окрестностями. Первоначально верхние ярусы зиккурата опирались на громадную усеченную пирамиду. Нижний ярус храма был выкрашен в черный цвет, средний -- в красный, а верхний -- в белый. Позднее, когда начали строить семиярусные зиккураты, добавились желтый и голубой цвета.

Шумерские правители возводили себе дворцы; Примером этому служит раскопанное в Кише сильно укрепленное здание, которое являлось соединением дворца и храма. Система мощных оборонительных стен защищала дворцовый комплекс не только от внешнего врага, но и от самого города. Во дворце было множество жилых комнат, имелась парадная лестница, ведущая во двор собраний, у вершины которой энси выступал перед народом. Также во дворце находилась галерея с колоннами, стены которой были украшены мозаикой с батальными сценами.

Шумерские города застраивались стихийно, без какой-либо единой планировки. Между глухими стенами, окружавшими глинобитные прямоугольные дома без окон, пролегали кривые и узкие не мощеные улицы. В каждом шумерском доме обязательно был внутренний дворик, многие имели канализацию. Сами города обносились высокими и толстыми стенами.

В Шумере существовала достаточно высокоразвитая пластика. Скульптуры изготавливали из алебастра иди мягкого камня -- песчаника или известняка. Это искусство было весьма далеко от реалистичного. Мастера не ставили перед собой задачу правильно передать пропорции тела человека или черты лица. Шумерские скульптуры угловаты, приплюснуты, они кажутся слишком массивными и тяжелыми. Вместо лиц -- застывшие маски с несколько птичьими чертами и непропорционально огромными, широко раскрытыми глазами. Часто вместо глаз и бровей вставлялись драгоценные камни, скульптуры украшались ожерельями, кольцами и браслетами, в которых ювелиры чередовали три основных цвета: синий (лазурит), красный (сердолик) и желтый (золото).

Широко распространенные рельефы изображали сцены охоты или мифологические сюжеты. Изображение было поделено на несколько параллельных друг другу частей, которые следовало «читать» снизу вверх. Особенно искусно были выполнены многочисленные цилиндрические печати. Резчики изображали людей в строго определенных позах: полный поворот плеч, профильное изображение ног и лица, глаза -- в фас. Животные и птицы также изображались в профиль, только некоторые детали (рога, глаза, крылья) -- в фас. Собственно, из глубокого рельефа и родилась скульптура, появление которой говорит о начале пространственно-художественного мышления. Сам шумерский рельеф представлял собой небольшую плитку из мягкого камня, созданную в честь какого-либо значительного события. Классическим примером этого является так называемая «стела коршунов» энси Лагаша Эанатума, выполненная около 2500 года до н. э.

Искусство аккадцев отличалось гораздо большим реализмом. Впервые скульпторы стали правильно передавать пропорции человеческого тела, они пытались если не добиться портретного сходства, то выработать единый тип реалистического изображения человеческого лица. Все это свидетельствовало о появлении у художника интереса к отдельной человеческой личности. Работы, выполненные в «аккадской» манере, отличают: тщательная проработка мельчайших деталей одежды, прически, правильная передача мускулатуры и движения человеческих тел. Подлинными шедеврами аккадской пластики являются: стела царя Нарамсина и медная голова царя Саргона Древнего.

В конце II тысячелетия до н. э. начался невиданный расцвет ассирийской культуры, вобравшей в себя черты шумерской, аккадской, хеттской, хурритской и египетской культур. Раскопки, благодаря которым были -обнаружены Ниневия, Ашшур и царские резиденции, явили миру скрытую на протяжении тясячелетий под слоем земли великую культуру исчезнувшей Ассирийской империи.

Практически все города Ассирии являлись мощно укрепленными крепостями с толстыми стенами и глубокими рвами. В храмовом строительстве по-прежнему господствовал зиккурат, который, однако, больше не господствовал над городом, уступив ведущее место дворцу. Застройка носила следы единой планировки, что особенно заметно в царских резиденциях. Каждый ассирийский царь строил для себя новую резиденцию, являвшуюся по сути дела городом. Наиболее известной резиденцией является Дур-Шаррукин, выстроенная Саргоном II.

Дворец-цитадель в Дур-Шаррукин представлял собой целый комплекс, выстроенный на гигантской 14-метровой платформе площадью в 10 га. К этой платформе вели два широких пандуса, по которым можно было подъехать к дворцу, состоявшему более чем из 200 помещений. У входа в здание стояли огромные 5-метровые каменные статуи крылатых львов с человеческими лицами -- добрых духов-хранителей шеду.

Комнаты и галереи дворца были покрыты росписями или облицованы глазурованными цветными кирпичами, а также украшены множеством рельефов и статуй. Ассирийская скульптура была довольно сильно связана с архитектурой. Сами статуи первоначально являлись декоративно обработанной колонной. Для ассирийских мастеров была характерна педантичная проработка мельчайших складок одежды и завитков прически, создание массивных гипертрофирован--но мускулистых форм.

Многочисленные громадные ассирийские рельефы невольно наводят на мысль о целых армиях художников, которые трудились над их созданием. Главными их темами были сцены войны и охоты. Тщательно выполненные рельефы было принято раскрашивать, что еще больше увеличивало впечатление помпезности и блестящей роскоши империи. Скульпторы подчеркивали физические качества человека -- тяжелые руки, массивные ноги, вздутые мускулы, каменная, даже в движении статичная поза -- все это создавало образ сильных, железных и жестоких правителей-воинов.

На руинах Ассирии ненадолго расцвело Нововавилонское Царство, главными памятниками которого являются развалины Вавилона. Самый крупный город на Древнем Востоке представлял собой прямоугольник площадью более 10 км 2 . Он был разделен Евфратом на восточную (старую) и западную (новую) части. Обе половины города соединялись деревянным мостом на каменных опорах. Вавилон был обнесен рвом и тремя рядами высоких стен с 360 башнями. Первая стена была толщиной 7 м, вторая -- 8 м, а третья -- 3,5 м. Все они были облицованы глазурованными кирпичами, некоторые из них составляли рельефы, изображавшие животных и воинов. Кроме того, хитроумные инженерные сооружения позволяли в случае угрозы затопить водой всю раскинувшуюся перед Вавилоном плоскую, как стол, равнину.

Город имел четкую планировку, проявившуюся в системе пересекающихся прямых улиц, так называемых «дорог процессий». Однако кварталы между этими улицами были застроены, как правило, беспорядочно. Через весь город с северо-запада на юго-восток проходила главная улица, которая соединяла храм бога Мардука с главными воротами города, посвященными Иштар. Сейчас эти ворота, облицованные синими глазурованными кирпичами, находятся в Пергамон-музее в Берлине.

В Новом Вавилоне было более 50 больших и маленьких храмов. Среди них выделялся семиярусный зиккурат Этеменанки -- знаменитая вавилонская башня, «Дом основания неба и земли». Высота этого храма, в последний раз восстановленного при Набопаласаре и Навуходоносоре II, превышала 90 м. Всего вавилонскую башню выстраивали заново не менее 5 раз. До наших дней от этого сооружения сохранился только фундамент.

Другим не менее знаменитым вавилонским зданием были Висячие сады Семирамиды, которые древние греки считали вторым из семи чудес света. Предание гласит, что это строение было возведено по приказу Навуходоносора II для его любимой жены-мидянки, скучавшей в непривычной для нее пустынной равнине, окружавшей Вавилон. В начале XX века немецкая археологическая экспедиция раскопала мощный фундамент Висячих садов. По-видимому, наземная часть этого сооружения представляла собой сложную конструкцию из стен или столбов в несколько этажей, на которых были расположены террасы с оранжереями, куда при помощи специальных устройств подавалась вода из Евфрата.

Подобные документы

    Зарождение и особенности существования мифологии, культуры и религии наиболее известной из древнейших цивилизаций - Древнего Египта. Литература, просвещение и наука египтян. Культура Древней Месопотамии, мораль, письменность и музыка ассиро-вавилонян.

    реферат , добавлен 16.11.2010

    Древнейшая культура народов Месопотамии: вавилоно-ассирийская, шумеро-аккадская. Расцвет городов, изобретение клинописи, летоисчисления. Культ и его особенности. Научные знания: медицина, математика, литература, развитие астрономии и астрологии.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Как возникла культура в Двуречье Тигра и Евфрата, основные этапы ее развития. Культура Шумера, его письменность, наука, мифологические сказания, искусство. Культура Ассирии: военное устройство, письменность, литература, архитектура, искусство.

    реферат , добавлен 02.04.2007

    Изучение истории становления культуры Месопотамии - страны, занимавшей равнинную область между Тигром и Евфратом, расположенной в их нижнем и среднем течении. Этапы развития письменности (клинописи), литературы и науки. Угасание культуры Месопотамии.

    реферат , добавлен 17.05.2011

    Общая характеристика территории Древней Месопотамии, описание культуры и архитектуры. История появления письменности, распространения шумерской клинописи. Литература и словесность в Междуречье, уровень развития наук. Архитектурные постройки - Зиккураты.

    реферат , добавлен 16.05.2013

    Образование Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата) и ее социальное устройство. Предыстория Двуречья: шумеро-аккадская культура. Мировоззрение: культы, верования, письменность, литература и мифология. Технические достижения, строительство и архитектура.

    реферат , добавлен 29.06.2009

    Развитие знаний народов Месопотамии. Междуречье - своеобразный перекресток Древнего Мира. Загадка возникновения шумерского этноса. Пантеон богов Месопотамии. Шумерская мифология. Основные черты вавилонского архитектурного и изобразительного искусства.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2012

    Расцвет культуры и искусства Месопотамии во время существования Ассирийской державы. Господствующая роль религии в идеологической жизни Древней Месопотамии. Роль письменности в становлении культуры древнего общества. Упадок месопотамской цивилизации.

    презентация , добавлен 06.04.2013

    Возникновение и развитие культуры Двуречья, её значение для мировой культуры. Культура Шумеро-аккадского государства: клинопись, наука, мифологические сказания, архитектура, искусство. Древний и Новый Вавилон, культура Ассирии, мифология Месопотамии.

    реферат , добавлен 01.03.2010

    Зарождение культур Месопотамии и Руси. Религиозные факторы формирования культуры Месопотамии и Киевской Руси. Образование и наука. Литература. Летописи–особый жанр древнекиевской литературы. Архитектура. Особенности искусства Ассирии и Киевской Руси.