Пантеон богов шумера и аккада. Шумерская и аккадская мифология

В представлении древнего жителя Месопотамии мир был населен добрыми и злыми духами, а также могущественными божествами, управляющими всеми силами природы. Каждый род, община, город-государство в Шумере имели своих богов-покровителей, иногда считавшихся мифическими предками. Каждый человек имел своих персональных духов-хранителей – шеду и ламассу – и покровительствующих бога и богиню. Но, с другой стороны, жизни человека угрожали многочисленные злобные демоны – олицетворение болезней и смерти (никуб, лилу, лилит). Судьба человека была записана клинописью у богов в «Таблице судеб», и в час смерти за ним приходила «Судьба» – бог Намтар («Похититель») – и уводила обреченного в царство смерти – подземный мир, где правили бог Нергал и богиня Эрешкигаль вместе с советом из семи богов земли – демонов Ануннаков. В преисподней душа умершего была обречена на жалкое существование в вечной темноте, голоде и жажде. При мысли о такой безрадостной посмертной судьбе человек мог утешать себя только тем, что в зависимости от рода смерти он получит более или менее милостивый приговор от суда Ануннаков и сможет пользоваться едой и питьем от тех жертвенных даров, которые приносили ему оставшиеся на земле родственники.

На небе также существовало свое «небесное» царство с советом богов. Главный из них – Энлиль, бог воздуха, повелитель земли («Среднего мира»), царь всех богов и покровитель земных царей. Его культ отправлялся в особом храме в священном городе Ниппуре, и чтили этого энергичного и всемогущего бога по всему Шумеру.

Не менее важен был в пантеоне и Ан (Ану) – бог Неба, а также мудрый и очень благосклонный к людям Энки (Эа), божество подземных вод и мирового Океана. Замыкает четверку «великих богов» богиня-мать Нинхурсаг.

Илл. 73. Бог Солнца Шамаш, плывущий на своей волшебной ладье.

Прорисовка оттиска цилиндрической печати.

Телль-Асмар (Эшнунна). Аккадский период

К сильнейшим богам относились также Уту (Шамаш) – бог Солнца, блюститель справедливости, открывающий людям будущее в гаданиях и предсказаниях оракулов; синебородый бог Луны – Нанна (Син); своенравная красавица Инанна (Иштар) – богиня планеты Венера, покровительница плотского вожделения и любви, земного плодородия, но и одновременно богиня распрей и раздора.

Среди других значительных божеств можно назвать бога-громовника Адду, приносящего грозовые тучи и ливневые дожди; воинственного сына Энлиля – бога войны, покровителя воинов Нинурту; бога чумы и болезней Эра.

В каждой общине, в каждом «номе» чтили своего местного бога (или богиню), рассматривая его (ее) прежде всего как божество плодородия. В Уруке такими главными божествами были бог Неба Ан и его дочь – богиня Инанна (Иштар), в Уре – бог Луны Нанна и его супруга Нинлиль; в Сиппаре – бог Солнца Уту (Шамаш).

Итак, помимо местного «номового» божества-покровителя с его женой и свитой все жители Шумера почитали и четверку «великих», «космических» богов. Это были Ан (Ану) – бог Неба, Энлиль – бог воздуха, Энки – бог подземных вод и, наконец, богиня-мать Нинхурсаг, носившая в разных шумерских «номах» разные имена (Нинхурсанг, Нинмах, Дингирмах). Именно они создали вселенную, землю, воду, каналы, растительность, животных и людей. Именно они занимали вершину месопотамского «Олимпа».

Илл. 74. Гений с головой орла, держащий сосуд с чистой водой и сосновую шишку. Он сопровождал человека в его повседневной жизни и защищал от болезней и злых сил. Нимруд.

Ассирийский рельеф. 885 г. до н. э.

Ан (Ану) – царь небес
Считался самым могущественным божеством на небесах и занимал первое место в шумерском пантеоне. Он был отцом и предком всех других богов, а также множества демонов и злых духов. Ан – первоисточник и носитель всякой власти: и родительской, и хозяйской, и царской.

«Ан, – пишет известный историк Торкильд Якобсон из США, – это сила, которая выводит существование из хаоса и анархии и превращает его в упорядоченное целое. Как строение покоится на фундаменте и выявляет заложенную в нем основу, так и древнемесопотамская вселенная поддержана созидательной волей Ана и отражает ее».

Однако Ан, по крайней мере в классической шумерской мифологии, не играл сколько-нибудь важной и действенной роли в земных делах и всегда оставался от них в стороне, сидя в своих небесных чертогах и представляя собой величественную и несколько абстрактную фигуру.

Энлиль – владыка обитаемого мира
Его имя переводится как «Владыка Ветер» или «Господин Дуновение». Это божество со множеством функций. Энлиль – повелитель воздуха и ветра, властитель мира, расположенного между небом и землей; он – второй глава Собрания богов, утверждающий царя на престоле; он – господин чужих стран; он – предводитель всех внешних сил; но он же – устроитель гибельного потопа. Он – бог-покровитель царской власти, карающий царя за пренебрежение к древним праздникам и постоянным жертвам.

Со временем Энлиль сумел перехватить кормило верховной власти в содружестве богов даже у самого «владыки неба», главы пантеона – Ана.

Илл. 75. Чудовище с головой льва, один из семи злых демонов, родившийся в Горе Востока и обитающий в ямах и развалинах. Он вызывает раздор и болезни среди людей. Гении, как злые, так и добрые, играли большую роль в жизни вавилонян. I тыс. до н. э.

Теологи Ниппура сделали, однако, Энлиля и повелителем всего человечества, «царем царей». Если Ан и сохранял еще формально инсигнии царской власти, то именно Энлиль выбирал и сажал на трон правителей Шумера и Аккада, «возлагая на их головы священную корону».

Илл. 76. Энлиль

Коленопреклоненные божества возле священного дерева, поднявшие руки в защитном жесте, вероятно представляют Энлиля или Бэла, бога земли. Рельеф из Нимруда. 900 г. до н. э.

Следует также подчеркнуть, что не всякая деятельность Энлиля была благотворной для рода людского. Потенциальная враждебность Энлиля соотносится с двойственной природой ветра, бывающего и мягким освежающим зефиром и разрушительным ураганом. Именно в буре находят выражение свирепость и губительный нрав, присущие этому богу:

Могучий Энлиль,

слово его нерушимо,

он ураган, разрушающий хлев,

сметающий загон для овец.

Большое напряжение между светлой и темной сторонами природы Энлиля отчетливо выявляется в мифе «Энлиль и Нинлиль», в котором рассказывается, как юная и прекрасная дева Нинлиль, ослушавшись матери, купается одна в канале, а увидевший ее Энлиль насильно овладевает ею. За это преступление Собрание богов приговаривает его к изгнанию из Ниппура (где и произошло это событие) в Подземный мир. Энлиль, подчиняясь суровому вердикту, отправляется в Преисподнюю, а Нинлиль, зачавшая сына (бога Луны – Нанну или Сина), следует за ним на некотором расстоянии. Не желая отдавать своего будущего сына демонам Нергала, Энлиль снова и снова убеждает Нинлиль возлечь с ним и каждый раз зачинает нового ребенка, который мог бы занять место Нанны в загробном царстве и избавить его от заточения в нем. Так родились еще три божества хтонического характера: Месламтаза, Ниназу и Эннуш.

Наконец, в «Мифе о потопе» (шумерская версия) и отчасти в «Эпосе о Гильгамеше» Энлиль неизменно пребывает в дурном расположении духа и подвержен вспышкам буйного гнева. Именно он насылает на землю катастрофический потоп, призванный истребить все человечество.

Энки (Эа) – «Господин Земли» (и воды)
Имя этого важного божества шумерского пантеона переводится буквально как «Господин Земли», видимо, потому, что земля без воды в Месопотамии мертва, а Энки и был как раз богом пресной воды, которая текла в реках, ручьях и родниках, принося жизнь и процветание обитателям месопотамской равнины. Семиты называли его Эа, что можно перевести как «Дом (или Храм) Вод». В ведении Энки-Эа находились и воды Мирового Океана, на дне которого, близ древнего города Эреду (Энки – покровитель этого города), он построил свой неприступный и роскошный дворец.

Энки стоял выше других богов по своей учености и мудрости, был покровителем (и изобретателем) ремесел, искусств, науки и литературы, патроном магов и колдунов:

Большой Брат богов, который обеспечивает процветание,

Который составляет отчеты о вселенной,

Ухо и мозг всех земель и стран.

Именно Энки составил и хранил у себя ме - божественные законы, управляющие вселенной. Он заботится о плуге, ярме и бороне, назначает бога

Энкимду для присмотра и ухода за этими орудиями. Он изобретает и вводит в культуру все злаки и плоды на земле.

Существует миф о том, что Энки был (вместе с богиней Нинхурсаг) главным участником акта сотворения человека. Повествование начинается с рассказа о тех трудностях, которые испытывали боги шумерского «Олимпа» в добывании себе пищи. Боги горько жалуются на свою незавидную участь. Но Энки, бог воды и, одновременно, бог мудрости, каковой и должен был, по логике вещей, помочь своим собратьям, спокойно почивает в своем дворце в морской пучине и не слышит этих жалоб и стенаний. Тогда его мать Нинхурсаг отправляется в апсу («бездну»), будит его и заставляет искать выход из сложившейся драматической ситуации. Вдвоем они изготовили из глины и божественной крови первых людей, но они получились не совсем удачными. Лишь вторая попытка увенчалась успехом, и люди приступили к своему главному призванию на земле – верно служить богам, обеспечивая их всем необходимым.

Энки, как отмечается в большинстве мифов, всегда был очень благосклонен по отношению к людям. Он не только создатель и покровитель человечества. Пытаясь передать людям некоторые секреты своей мудрости, Энки сначала обучает своим искусствам группу младших богов, с тем чтобы те принесли затем его премудрость роду человеческому. Энки – покровитель шумерских школ и патрон шумерских писцов. Он любил (наперекор Энлилю) преодолевать и даже нарушать естественный закон: именно его своевременный совет спасает семью праведника (Утнапиштима, Зиусудры) от губительного потопа. Энки лечит больных, помогает людям во всех добрых делах и начинаниях.

С именем Энки связаны и еще два важных шумерских мифа: «Энки и Инанна» и «История семи божественных растений».

Илл. 77. Бог подземных вод, Эа или Энки, изображенный в центре с птицей Анзу.

Справа крылатая богиня Инанна с финиковой ветвью в руке и рождающийся из Горы Востока солнечный бог Уту-Шамаш. I тыс. до н. э.

Содержание первого мифа состоит в следующем: во времена глубокой древности богиня Инанна, «царица небес» и «царица Урука», желая возвеличить свое имя и умножить могущество своего города, задумала превратить Урук в центр всего Шумера. Для этого нужно было добром или обманом заполучить ме - чудесные глиняные таблички с записанными на них божественными законами жизни, которые со всем тщанием оберегал в своем подводном дворце Энки. И богиня отправляется в Эреду, в дом Властелина Мудрости, облачившись перед этим в свои лучшие одежды и надев самые дорогие украшения. Увидев ее еще издали, Энки призвал своего слугу Исимуда и сказал ему:

Впусти юную девушку в Абзу города Эреду,

Впусти Инанну в Абзу города Эреду.

Угости ее ячменной лепешкой с маслом,

Налей ей холодной воды, освежающей сердце,

Напои ее пивом из кувшина,

За священным столом, за Столом Небес

Встреть Инанну словами приветствия.

Слуга выполнил все, что приказал его господин. Энки сел с красавицей Инанной за «священный стол», угостил ее и сам поглотил немало еды и хмельных напитков. Подвыпив и разомлев, бог легко поддается чарам «царицы Урука» и во время пира одну за другой отдает ей священные таблички ме , после чего крепко засыпает. Богиня спешно погрузила свою ценную добычу на «Небесную Барку» и отплыла в «милый ее сердцу Урук». Придя в себя, Энки замечает пропажу божественных законов и посылает за Инанной погоню – Исимуда и несколько морских чудовищ с приказом отнять «то, что принадлежит Абзу», утопить барку, а юную красавицу отпустить с миром: пусть она идет в свой город пешком. Однако с помощью богатыря Ниншубура Инанна сумела отбиться от преследователей и благополучно приплыла в Урук со своей драгоценной добычей – табличками ме.

В мифе «Энки и Нинхурсаг» говорится о том, как Повелитель Подземных Вод получил, вместе с богиней Нинхурсаг, во владение остров Дильмун (Тельмун). Но на острове совсем не было пресной воды, и Энки в изобилии дал ее, превратив этот пустынный и бесплодный прежде кусочек суши в чудесный райский уголок, утопающий в зелени садов и пальмовых рощ. Здесь же он построил для богини прекрасный просторный дом и однажды ночью попытался овладеть ею. Но, встретив решительный отпор, вынужден был сделать Нинхурсаг официальное предложение и вступить с нею в законный брак. Плодом их союза стала богиня Нинсар («Госпожа Растений»). Однажды, будучи уже взрослой девушкой, она гуляла по берегу моря, где ее встретил Энки. Похотливый бог соблазнил юную красавицу, и в итоге на свет появилась Утту – богиня ткачества. Девочка быстро росла, хорошела, и обеспокоенная Нинхурсаг решила оградить ее от посягательств распутного мужа. Она крепко-накрепко заперла ее в своем доме, запретив выходить наружу. Однако и здесь Энки ухитрился преодолеть все препятствия, выманил свою дочь наружу и овладел ею.

Затем он совершил еще одно тяжкое преступление: съел восемь волшебных растений, которые долго и заботливо выращивала Нинхурсаг. Узнав об этом, богиня пришла в дикую ярость и прокляла своего мужа: восемь растений превратились в чреве Энки в восемь смертельных болезней, и он стал медленно умирать в страшных мучениях. Сама же Нинхурсаг, зная, что ее будут искать другие боги, желающие помочь своему страдающему собрату, спряталась в самом глухом месте. Долго поиски не давали результата. Но вот в это дело вмешалась хитроумная лисица. Она нашла Нинхурсаг, передала ей просьбу Совета богов о помощи умирающему «Повелителю Пресных Вод», и успокоившаяся богиня быстро вылечила Энки.

Посмотрел я на шумерских богов и увидел много знакомых слов. Но учёные не находят никакого сходства и в учебниках таких примеров вы не сможете найти.

Абзу (шумер.), Апсу (аккад.), в шумеро-аккадской мифологии мировой океан подземных пресных вод, окружающий землю. Ср. тюрк. "су " - "вода".

Тиамат - мировой океан-хаос солёных вод из которого родилось всё (в том числе и боги) в шумеро-вавилонской мифологии. Согласно шумеро-аккадскому космогоническому эпосу "Энума элиш", Тиамат смешала свои воды с Абзу, тем самым дав начало миру. Торкильд Якобсен и Вальтер Баркерт считают, что оно может происходить от аккадского слова "тамту" (tâmtu) - море, ранняя форма которого "тиамтум" (ti’amtum). Или же в этом имени объединились два шумерских слова: "ти" (ti)- жизнь и "ама" (ama) - мать. Ср. кит. "ци " - "энергия жизни". Ср. "мат" с ие. "mater " - "мать", рус. "мать". Ср. "ама" с тюрк. и ие. "мама ", в тюрк. также "эмма" означает женскую грудь и вымя у домашних животных.

Эа (аккад. Хайя, или по принятому в науке, но неправильному чтению - Эйа; шум. Энки) - один из триады великих богов (наряду с Ану и Энлилем). Божество мудрости, подземных (пресных) вод и подземного мира, культурных изобретений; благосклонно к людям. Ср. шум. "ки" с тюрк. "жир " - "земля".

Ки или Нинхурсаг (букв. «Владычица лесистой горы») - богиня земли, с которой был первоначально неотъемлемо связан верховный бог неба Ану, и от которой породил бога воздуха - Энлиля, отделившего небо от земли. Ср. шум. "хур" со слав. "гора ", а также тат. "курган ". Шум. "саг" с тюрк. "агач " - "дерево" или "сач " - "волос".

Энлиль (букв. «Владыка-ветер», аккад. Эллиль) - один из триады великих богов (наряду с Ану и Эа). Сын Ана (неба) и богини Ки (земли). Персонификация природных сил, бог воздуха и, видимо, бог плодородия. Ср. тат. "жиль " - "ветер".

Ану (шум. Ан) - в шумеро-аккадской мифологии - верховный бог неба, возглавлявший сонм богов. Наряду с Энлилем и Энки входил в число старейших и самых могущественных богов месопотамского пантеона. Его титул - "отец богов". Ср. тюрк. "тэнгри " (в шум. также для обозначения верховного бога использовался знак "дингир"), тат. "тәнре " - "бог", "небо". Также, тюрк. "тан " - "восход". Также, кит. "тян " - "небо". Также, у алтае-саянских народов "янг ", "ан " - "разум", "сознание".

Гильгаме́ш (gilgameš) - царь (лугаль) шумерского города Урука, правил в конце XXVII - начале XXVI веков до н. э. Представитель 1-й Династии Урука. Гильгамеш - это аккадское имя; шумерский вариант, по-видимому, образован от формы "Бильга-мес". Ср. тюрк. "бел " - "знание", "-га " (тюрк.) - "аффикс образует дательный/направительный падеж", "" (тюрк.) - аффикс принадлежности, "образует формы со значением принадлежности первому лицу", "-ес " (-ец) (тюрк., слав.) - суффикс "образует существительное со значением "тот, кто занимается указанной в основе деятельностью". То есть "Бильгамес" - "Тот кто стремится к знаниям", "стремящийся к знаниям" или просто "мудрец".

Думузи (DUMU.ZI шумер. "Истинный сын", от DUMU - "ребенок, сын" + ZI(D), "верно, истинно") - полулегендарный правитель шумерского города Урука, правивший в XXVII веке до н. э. Из I династии Урука. Первоначально был рыбаком. Его родным городом был Кубари (или Шубари, поселение в окрестностях Эреду). Соответствует шумерскому богу Думузи (вавилонскому Таммузу). Таммуз или Фаммуз - сиро-финикийское божество, тожественное с Адонисом из древнегреческой мифологии. Шумерский вариант имени - Думузи (или Думу-зид-абзу букв. "Истинный сын водной бездны", аккад. Ду’узу, у западных семитов Таммуз) - божественный пастух, умирающий и воскресающий бог плодородия. Сын Энки, но не от главной жены, а от некой Дуттур. Супруг Инанны. Культ Думузи - это демонстрация веры в вечное движение жизни: заточение природы в подземном царстве - с последующим её воскрешением. Думузи соответствовал также полулегендарному царю Первой династии Урука. Ср. тюрк. "Тимер " (от сюда имена Темир, Тимур, Тамир, Дамир, Тумур) - "железо".

Инанна (аккад. Иштар) - центральное женское божество. Первоначально Инанна считалась покровительницей продовольствия, была символом обильных урожаев, богиней плодородия и любви. При неизвестных нам обстоятельствам культ этой богини вытеснил в Уруке культ бога Ана. Заняв место Ана, Инанна одновременно выполняла функции и богини победы, и богини урожая, и богини правосудия, являлась покровительницей семейной жизни и т. д. Ср. тат. "әни " ("әнкәй", "ана"), сиб.тат. "инәу " ("инәкәу") - "мама, мать".

Ишкур (аккад. Адад) * покровительствовал животноводству, охоте, земледелию, военным походам. Ср. тюрк. "иш " - "профессия, служба, дело", также "товарищь, друг". "Ишкә " в дат. падеже от "иш". Суффикс "-ур" (-ир) (тюрк., ие.) образовывает существительное муж. р. со значением профессии, рода деятельности. То есть "Ишкур" - тот кто даёт работу, тот кто способствует сплочённости, дружбе.

Кингу - в аккадской мифологии чудовище, созданное, согласно космогонической поэме Энума элиш, праматерью Тиамат, первоокеаном солёной воды. Возможно принадлежал к первому поколению богов. После убийства молодыми богами праотца Абзу, первоокеана пресной воды, Тиамат сделала Кингу своим мужем и соправителем, поставила во главе армии из верных ей богов и одиннадцати чудищ и вручила ему таблицы судеб. Однако армия была разбита, Мардук убил Тиамат, рассёк её тело и создал из его половин землю и небо. Поэтому Тиамат ассоциируется с Землёй, а Кингу с Луной, которая защищала Землю от ударов. Молодые боги долго праздновали эту победу, а для того, чтобы празднование продолжалось вечно, были созданы люди, которые должны были работать и кормить богов. Несколько попыток создания окончились неудачей, потом выяснилось, что требуется божественная кровь. Находящийся до этого в плену Кингу был убит, из его крови и глины были созданы люди. Ср. тюрк. "Кан " - "кровь".

Нинсун (шумер. "Хозяйка диких коров") - в шумерской мифологии богиня, супруга Лугальбанды, правителя Урука, и мать героя Гильгамеша. В других источниках она также изображается матерью Думузи, возлюбленного Инанны / Иштар. Главное святилище Нинсуны - Эгальмах находилось в Уруке, и она была богиней - покровительницей пастухов и стад. Эта роль отражала происхождение Думузи как божественного пастуха. Ср. тюрк. "сут " - "молоко". "Нин" ср. тюрк., алтайский, финно-угорск. "чин " - "дух".

Кулла - бог строительства. Ср. тюрк. "кул " - "рука".

Гушкинбанд - бог-покровитель золотопромышленного ремесла. Ср. тюрк. "хуш " (куш, хош) - "Добро, благо, хорошо".

Нин-Курра - бог, покровительствующий каменщикам и резчикам по дереву. Ср. рус. "кора " и тат. "кайры " - кора.

Ашнан - бог пшеницы. Ср. тюрк. "аш " - "пища, еда". Тат. "арыш " - "рожь". Ср. "нан " (тюрк., тадж.) - "хлеб".

Сирис - бог вина. Ср. тат. "исерек " - "пьяный, пьяница".

Нин-езен - бог растительности. Ср. тат. "үсемлек " - "растение", "үсү " - "рост".

Дингир - для обозначения верховных божеств использовался знак "Дингир". Ср. тюрк. "тәнре " - "бог".

В начале IV тыс. до н.э. в Нижней Месопотамии расселяется новый, пришлый для данной местности народ - шумеры, переселившиеся, по предположению современных ученых с востока. Тем не менее, вопрос о прародине шумеров остается неразрешенным, т.к. их язык не имеет аналогов ни с одной из ныне известных языковых групп.

С приходом шумеров культура Убейд сменяется в Нижней Месопотамии культурой Урук (IV тыс. до н.э.). Шумеры смешались с местными субареями и ассимилировали их, переняв от них элементы ремесла и искусства. Так, например, храмовые здания периода Урук продолжают постройки убейдской эпохи. Подобное же имело место быть и в религиозной культуре, дав основу для развития одной из главенствующих религий Востока на рубеже IV - III тыс. до н.э.: «На протяжении III тысячелетия до н. э. шумеры выработали религиозные идеи и духовные концепции, которые оказали огромное влияние на современный мир, особенно через иудаизм, христианство и магометанство. На интеллектуальном уровне шумерские мыслители и святые отцы, в результате размышлений о происхождении и природе вселенной и ее движущих силах, разработали космологию и теологию, которая была столь убедительна, что стала базовым кредо и догмой большей части Ближнего Востока», - отмечал исследователь-востоковед С.Н.Крамер.

Уже самые ранние шумерские документы свидетельствуют о том, что в жизни города центральное место занимал храм. Во главе города стоял уважаемый человек, носивший титул энси («жрец, ведающий закладкой храма»). Характерным является тот факт, что шумеры говорят не об энси города, а об энси бога (бога - покровителя городской общины и ее территории). Храм в Древнем Шумере являлся не просто религиозной организацией, но и представлял из себя определенную общественно-политическую систему - организацию, формирующую идеологическое сознание масс. Храму разрешалось иметь собственные земельные владения, храмовый персонал обслуги, бюджет, храмовые архивы, школы, вооруженные отряды, что обусловливалось пониманием церкви как своеобразного моста между Богами и человеком. Именно об этом свидетельствуют и памятники шумерского искусства - глиняные статуэтки богов и их почитателей. Боги наделяются разными атрибутами, свидетельствующими об их величии (головные уборы, астральные знаки и т.д.). Земные же их почитатели совершенно безличны и лишены всякой индивидуальности. Единственное, что выражают их молитвенно сложенные у груди руки - богобоязненную преданность. Отношения с богом не имеют характера личной связи: человек лишь участник общинного культа.

В дошедшем до нас источниковом наследии не имеется ни одного документального источника, целостным образом отражающего философскую концепцию божественного пантеона и системы мироустройства общества Древней Месопотамии. Таким образом, почти все сведения о религиозной философии, теологии и космологии древних шумер современным исследователям приходится добывать посредством критического анализа значительной массы мифов, эпических сказаний и гимнов. Работу исследователей осложняет так же тот факт, что к современному нам периоду в оригинальном виде уцелело немного документов Древнего Шумера с религиозным контекстом, относящихся к III тыс. до н.э. Большинство же сохранившихся произведений были переписаны жрецами во II - I тыс. до н.э., уже после кризиса шумерской цивилизации и падения государственности Древних Шумер, когда основные положения шумерской религии были восприняты и усвоены иными племенами и народами, в основном - семитской группы.

В функции пантеона богов, согласно шумерской теологии входило управление всеми процессами, имевшими место быть во вселенной и ее составляющих элементах - великих сферах (небо, земля, море), главных небесных телах (солнце, луна, планета), атмосферных явлениях (ветер, буря, ураган и т.д.), культурных единицах человеческой цивилизации (город, государство). Каждый из данных процессов находился во власти того или иного антропоморфного, но сверхчеловеческого существа - Бога.

В шумерской религиозной философии главными элементами мироздания были земля и небо, что и определило на долгий период времени господство в божественном пантеоне шумеров, а также понимание главенствующей роли вселенной как «ан - ка» («небо - земля»), Мирового океана («абзу»), Земли, Небесного свода, Солнца, Луны. Данные силы природы неравномерно распределялись в системе религиозных взглядов древних шумер и главенствовали в зависимости от изменения геополитической обстановки в регионе Месопотамии. Отдельное место в мировоззрении древних шумер образовывал Потусторонний мир, где обретали покой души умерших. Вселенная мыслилась в образе шара или пузыря, окруженного солевым первичным океаном.

Четкую структурную иерархию положений религиозной философии и теологических взглядов древних шумер дал исследователь И.М.Дьяконов.

В соответствии с данными исследователя сакральное пространство шумерской культуры имело вертикальную и горизонтальную ориентацию и меняется в зависимости от главенствующей роли того или иного бога. Божественная вертикаль по И.М.Дьяконову выглядит следующим образом:

Верхний мир (ан) состоит из семи ярусов небесного свода и управляется мудрым старейшиной богов, божеством Неба Аном, который восседает на троне на седьмом небе и управляет всей вселенной. Верхний мир в пантеоне шумеров считался образцом стабильности и порядка, центром законов мироздания.

Средний мир состоял из т.н. «нашей страны» (калам), «степи» (эден) и «чужих земель» (кур). Им управлял бог воздуха и ветра Энлиль.

«Наша страна» (калам) - это территория конкретного шумерского города-государства с храмом божества - покровителя в центре и с глинобитным ограждением города. За пределами городских стен располагалась «степь» - область не плохая и не хорошая, где могут действовать как добрые боги, так и злые силы демонов.

Все чужие земли, лежавшие за пределами «степи», называются как и страна мертвых в нижнем мире, т.к. «чужие земли» неведомы человеку « нашей страны», а законы их жизни ему просто непонятно.

Нижний мир образован двумя областями: областью пресных подземных вод (абзу) и областью мертвых (кур).

Область подземных вод подчиняется Энки, богу-мудрецу, создателю человечества, хранителю ремесел, искусства и знаний

Область мира мертвых - место пребывания душ, царство ужасной пары - бога и богини смерти Нергалаь и Эрешкиталь, где семь богов Ануннаков вершат суд за грехи человечества, зачитывая при этом положения «Книги Судеб» - аналога египетской «Книги мертвых».

Кроме того, каждый род, община, город-государство в Шумере имели своих богов-покровителей, считавшихся мифическими предками. Каждый человек имел собственных, низших в положительном пантеоне богов, персональных духов - хранителей - шеду и ламассу - и покровительствующих бога и богиню, защищавших личность и душу человека от отрицательных духов - никуб, лилу, лилит.

Судьба человека была записана клинописью у богов в «Таблице судеб», и в час смерти за его душой приходил бог судьбы - Намтар («похититель»), уводя душу в подземный мир - владения бога Нергала и богини Ануннаков.

Центральное место в религии древних шумеров с IV тыс. до н.э. имел небесный свод с советом богов. Шумерские боги часто упоминаются в древних документах, однако общешумерскую значимость имели три из них: Энлиль, Ан, Энки.

На протяжении долгого периода времени главным из богов являлся Энлиль - бог, культ которого исповедывали шумеры эпохи Урук, образовавшие племенной союз с центром в Ниппуре - протогороде.

Энлиль («Владыка Ветер», «Господин Дуновение») представляет из себя божество с большим количеством функций: повелитель ветра и воздуха; властитель мира, расположенного между небом и землей; второе после Ана главенствующее лицо в Собрании богов, утверждающее царя на престоле; господин чужих стран; предводитель всех внешних сил; устроитель гибельного потопа; покровитель государственной власти царей, карающий царей за пренебрежение к древним праздникам и постоянным жертвам; бог войны.

Постепенно, с изменением геополитической обстановки на территории Древней Месопотамии изменяется и статус почитания Энлиля, который становится выше нежели почитание верховного бога Ана. Таким образом Энлиль отныне становится во главе всего божественного пантеона шумеров.

Теологи Ниппура сделали, однако, Энлиля и повелителем всего человечества, «царем царей». Если Ан и сохранял формально регалии царской власти, то именно Энлиль выбирал и сажал на трон правителей Шумера, «возлагая на их головы священную корону».

Тем не менее, бог Энлиль не был полновластным владыкой-деспотом. По важным вопросам собирался весь совет богов, и порой, что отражено в шумерских мифах, он был вынужден уступать во мнении некоторым другим богам. Таким образом, порядки в пантеоне шумерских богов напоминают общественную систему периода «военной демократии», характерную для варварского общества, стоящего на пороге формирования государства.

Следует подчеркнуть то, что не всякая деятельность Энлиля была благотворной для человечества. Потенциальная враждебность Энлиля соотносится с двойственной природой ветра.

Не менее важным в пантеоне трех главных богов были Ан (Ану) - Бог Неба, олицетворявший собой небосвод, Энки (Эа) - божество подземных вод и мирового Океана, олицетворение всей водной стихии.

Ан (Ану) считался самым могущественным божеством на небесах и занимал центральное главенствующее место в божественном пантеоне древних шумеров. Его считают отцом и предком всех других богов, а также демонов и отрицательных духов. Ан считается первоисточником и носителем всякой власти: родительской, бытовой (хозяйской), государственной.

«Ан - это сила, которая выводит существование из хаоса и анархии и превращает его в упорядоченное целое. Как строение покоится на фундаменте и выявляет заложенную в нем основу, так и древнемесопотамская вселенная поддержана созидательной волей Ана и отражает ее».

Тем не менее, в классической шумерской мифологии не играл значительной роли в земных делах и всегда оставался от них в стороне, размещаясь в небесных чертогах, представляя при этом величественную и несколько абстрактную фигуру.

Имя важного божества шумерского пантеона - бога Энки переводится как «Господин Земли» «Дом Вод», что напрямую связано с географическим положением и климатом Месопотамии - в большей степени пустынной территорией и резкими перепадами температур, где наличие воды являлось необходимым для человечества условием жизни в месопотамской равнине. В ведении Энки (Эа) находились и воды Мирового океана, на дне которого, по преданию, он соорудил свой дворец.

Энки в мировоззрении древних шумеров стоял выше других богов по своей учености и мудрости, являясь при этом еще и покровителем ремесел, искусств, науки, литературы, магии и колдовства, шумерских школ и писцов, врачебного дела.

Именно Энки составил и хранил у себя «ме» - божественные законы, управляющие вселенной. Существует также миф о причастности Энки к акту сотворения человека

Этим трем богам шумеры и предписывали создание вселенной, земли, воды и т.д. и почитали, долгий период времени своей истории.

В религиозных представлениях шумеров отражались черты социальной действительности или следы прошедшей эпохи. Огромную роль в повседневных обрядах играли женские божества, шумерские имена которых включали слово «нин» («госпожа»): Нинхурсаг - богиня - прародительница, богиня-мать, Инана - богиня плодородия.

Инанна, по одной из версий являлась дочерью бога Неба Ана, а по другой - дочь бога Луны Нанны (Сина) и богини Нинлиль, сестра бога Солнца Уту (Шамаша).

Древнешумерская мифология нарекла Инанну царицей небес, богиней любви, богиней планеты Венера, покровительницей плотского вожделения, земного плодородия, распрей и раздора, супругой бога - пастуха Думузи. Инанна представляет собой сложное божество шумеров. Первоначально Инанна считалась богиней продовольствия и символом обильных урожаев, богиней грозы и дождя. Тем не менее впоследствии культ этой богини вытеснил в г.Уруке культ бога Ана Заняв место Ана, бога - покровителя Урука, Инанна одновременно выполняла функции и богини победы, и богини урожая, и богини правосудия, и покровительницы семейной жизни. Именно с ней был связан культ умирания и возрождения жизни.Однако, при этом, богиня Инанна являлась также богиней раздоров и распрей.

Можно согласиться с мнением некоторых ученых, которые утверждают, что у истоков этого культа было соединение легендарного правителя Урука, пастуха Думузи, с богиней плодородия и урожаев, покровительницей его города Инанной. Культ данной пары возник в Уруке. Заняв в какой-то период шумерской истории главенствующее положение в стране, жрецы Урука создали религиозно-политическую теорию, согласно которой один из древних царей Урука женился на богине, чем обеспечил городу процветание. Поскольку эта концепция не противоречила верованиям и магическим обрядам других регионов страны, она была принята повсеместно. Бракосочетание царя Шумера с богиней Инанной превратилось в обряд, четко сформировавшийся к III тыс. до н.э., который в религиозной практике шумеров был представлен в виде мистерий, совершавшихся во время празднования Нового года. Возник сложный ритуал: царь торжественно вступал в брак с богиней; ее роль исполняла выбранная для этого жрица. Царь становился Думузи, жрица - Инанной, что обеспечивало подтверждение царской власти божественным покровительством. Таким образом, обеспечивалась неприкосновенность царской власти, противоправность оппозиционных ей действий.

К сильным и почитаемым древними шумерами и шумерскими полисами-городами богам относились: Уту (Шамаш) - бог Солнца, справедливости, прорицатель людских судеб в гаданиях и предсказаниях оракулов; бог Луны - Нанна (Син); Инанна (Иштар); Адду - бог-громовник; Энлиль; Нинурту - покровитель воинов и Эра - бог чумы и болезней. Так, в каждой общине, в каждом «номе» чтили своего местного бога (богиню) рассматривая его прежде всего как божество плодородия. В Уруке такими главными божествами были бог Неба Ан и его дочь - богиня Инанна (Иштар), в Уре - бог Луны Нанна и его супруга Нинлиль, в Сиппаре - бог Солнца Уту (Шамаш).

В целом же можно утверждать тот факт, что политическая история периода Древнего Шумера на всем своем протяжении отмечена тенденцией постепенно нарастающей борьбы между отдельными номовыми полисами-государствами за гегемонию. Характерной чертой этой борьбы была склонность правителей - гегемонов добиваться официального признания за ними гегемонии и титула «лугаль» от Ниппурского храма Энлиля. Цари Шумера долгое время пытались следовать традициям общешумерского единства эпохи Урук и осознавали, что единственным институтом, способным утверждать и подкреплять государственную власть царя является храм г.Ниппура.

На протяжении III тысячелетия до н.э. многие шумерские города заявляли свои претензии на главенство в регионе. Возникавшие в результате неравноправные союзы городов-государств были в высшей степени непрочными. Тем не менее, ни один центр в течении долгого периода времени не мог утвердить собственную гегемонию.

Шумерские боги, первоначальные знания о космологии, мифология и представления об антропоморфных божествах сформировались в момент образования шумерского государства. Шумеры – народ неизвестного происхождения, в конце четвертого тысячелетия до нашей эры освоивший долину рек Тигр и Евфрат и образовавший первые в истории человечества города-государства. Боги древних шумер являлись в первую очередь покровителями общины, воплощениями стихий природы и сил, с которыми в повседневной жизни сталкивались жители древней империи. Из письменных источников, которыми была богата шумерская религия, можно узнать имена таких богов как Иннана и Энлиль, которые воплощали собой силы земли и неба. Самые ранние религиозно-литературные тексты, коими являются гимны богам, молитвы богам шумера, сказания и легенды, списки пословиц, происходящие из раскопок Абу-Салябиха и Фары, дают представления о мифологии и культе божеств шумерского государства.


Шумерские боги – прообразы творцов вселенной.


Шумерская цивилизация – государство с многовековой историей. Древнейший список божеств, обнаруженный в Фаре, в котором содержалась информация о всех богах древних шумер той эпохи, выделял шесть верховных существ, а именно Энниля, Ану, Инанна, Нанна, Уту и Энки.


Боги шумер на протяжении всей истории сохраняли функцию покровителей плодородия земель, урожая. Один из наиболее часто встречаемых образов шумерских богов – образ матери-земли, защитницы человечества с ребенком на руках.

В мифологии шумерского, а позже вавилонского народа, богини шумер, кормящие своих детей, были известны под именами Нинхурсаг, Нинмах, Нинту, Мами и Дамгальнуна. Этот образ праматери людей и шумерских богов встречается также в аккадских сказаниях – богиня Белетили, в ассирийских мифах – Аруру и даже в поздних вавилонских легендах – богиня-мать Энкиду. Не исключено, что с ликом богини-земли, которой обязаны жизнью боги-шумеры, были связаны и богини, служившие покровительницами шумерских городов-государств, например Бау и Гатумдуг. К слову шумеры боги-женщины, защищавшие поселения людей, в сказаниях и гимнах упоминаются под эпитетами “мать” и “мать всех городов”.


В легендах шумерского народа, раскрывающих, каким богам поклонялись древние шумеры, прослеживается тесная зависимость мифологии от культа и наоборот, культа от мифологии. В культовых песнях из города Ура, датируемых третьим тысячелетием до нашей эры, говорится о любви жрицы к царю, а главное подчеркивается официальный статус и характер их связи. Гимны, в которых упоминаются шумерские боги, сказания, посвященные обожествленным правителям Ура, показывают, что между царем и верховной жрицей ежегодно осуществлялся обряд брака, во время которого царь, представитель шумерских богов, представал в образе Думузи, а жрица в обличии Инанны. Сюжет произведений цикла “Инанна и Думузи” содержит в себе описания ухаживаний и свадьбы героев, коими являлись покровители шумер, боги этого народа, а также детали снисхождения богини в подземное царство и ее спасения ценою жизни бога-мужа. Сказания подобного характера, описывающие препятствия, с которыми сталкивались шумерские боги, на деле являются драмой-действом, составляющей основу метафорического ритуала “жизнь-смерть-жизнь”. Многочисленность мифов трагедий, затрагивающих жизнь шумерских богов и самих божеств, встречающихся в этих повествованиях, объясняется в первую очередь разъединенностью шумерских религиозных общин.

Шумерские боги, преисподняя и испытания души.


Легенды, имеющие прямое отношение к культу шумерских богов плодородия, дается представления о мифологическом подземном царстве. О местоположении преисподней, именуемой Эден, Иригаль, Арали или Кур-Ну-Ги, что в переводе “страна без возврата”, практически ничего не известно. Ясно лишь то, что шумерские богини и божества создали подземное царство таким образом, что туда можно не только спуститься, но и провалиться. Мифология, которую создали шумеры, религия этого народа, говорит, что границей преисподней являлась подземная река, через которую при помощи перевозчика переправлялись души людей. Шумерские боги могли быть благосклонными, а могли и жестокими. Участь погибшей людей была тяжела, хлеб их горек, а вода не была водою. Подземный мир, который создали шумерские боги, - это темный мир, мир полный пыли.


Сказания о шумерских богах не содержат конкретного описания суда мертвых, где погибших судили бы по правилам и нормам, установленным божествами, имеются лишь догадки и теории исследователей. Можно утверждать, что сносной жизни в загробном мире шумерские боги удостаивали лишь тех людей, что были погребены под землею или принесены в жертву, а также тех, кто погиб в бою. Судьями подземного мира являлись древние шумерские боги, ануннаки, восседавшие на пьедестале перед владычицей подземного царства. Верховный бог шумер подземного царства, богиня Эрешкигаль выносила лишь смертные приговоры. Имена мертвых в книгу заносили шумерские боги – ануннаки, а также женщина-писец, именуемая Гештинанна. В число “почетных” жителей подземного царства согласно сказаниям входили шумерские боги, многочисленные легендарные герои и деятели шумерской цивилизации, например Сумукан и Гильгамеш, первый являлся основателем третьей династии Ура, второй был богом по происхождению.

Шумерские боги, главенствующие в подземном царстве, не погребенных при смерти людей, приносящих несчастье, возвращали на землю, а тех, кто был похоронен по правилам, отправляли через границу преисподней, темную реку, в царство мертвых душ. Души мертвых и все боги шумера, которым не посчастливилось оказаться в преисподней, переправлялись через реку Ур-Шанабом на лодке.

Шумерская религия – космология и мифология происхождения человека.


Шумерская цивилизация была по-своему практичным народом. Однако, космология, которой обладали шумеры, религия этого народа, как не странно, не содержат каких-либо конкретных теорий и однозначных гипотез происхождения человека. Практически все боги древних шумеров участвовали в создании человека, по крайней мере, к такому выводу можно прийти при беглом изучении мифологии шумерской и вавилонской империи. Конкретно в шумерской религии можно судить лишь о времени создания человечества и сотворении подземного царства. В тексте, который создала шумерская религия, “Гильгамеш, Энкиду и подземный мир”, говорится о том, что священные события, а именно создание человечества, происходили в период, когда земля была отделена от небес и когда боги цивилизации шумеров, Ан и Энлиль, поделили между собой мировые владения. В легенде о мотыге и топоре говорится, что земля была отделена богом Энлиль, после чего пантеон богов шумера перебрался жить на небеса, а те, кто не успел, отправились на землю и под нее. Известен и еще один факт, которым оперирует шумерская религия: первозданным раем до разделения вселенной являлся остров Тильмун.


О сотворении людей до наших дней дошло несколько мифов, которые создала шумерская религия. Но полностью самостоятельным из них является всего один – об Энки и Нинмах. Шумерские сказания говорят, что боги Энки и Нинмах слепили человека из глины. Помогала им Намму, богиня, жизнью которой обязаны все боги шумеров и как оказывается - человечество. Цель, для которой создавались люди – трудиться во славу богов. Из этой легендой становится ясно, почему и каким богам поклонялись шумеры. Мифология шумер обладает уникальным взглядом на жизнь людей и на их роль в этом мире. Шумерская религия говорит, что люди были обязаны обрабатывать землю, собирать плоды, пасти скот, а главное – питать богов своими жизнями, жертвуя их. Религиозные пения, которые устраивали шумеры, молитвы к богам также являлись неотъемлемой обязанностью простого человека. Когда рождались первые люди, создавались богами, которыми богата шумерская религия, обитатели пантеона определяли их будущую судьбу и устраивали по этому случаю великий пир. Шумеры поклонялись богам, которые полностью заведовали их жизнью. Древние сказания, легенды, шумерские мифы и фото шумерских богов, показывают, что на пиру захмелевшие создатели Нинмах и Энки создавали плохих людей. Так шумерами объяснялись человеческие болезни и недуги: бесплодность, уродства и т.д.

В мифах, а конкретно в легенде о мотыге и топоре, в которой описывается древний шумер, религия, необходимость создания человека объясняется в первую очередь тем, что первые боги были неспособны вести хозяйство. В этой же легенде упоминаются шумеры и имена богов, которые якобы проросли из-под земли, а поэтому не знали ничего о труде. Люди же, которые также появились из-под земли, уже были наделены знаниями о сельском хозяйстве, а значит, на славу могли послужить своим создателям.

Боги древних шумер – происхождение обитателей пантеона.


Значительная часть мифов древних шумер и Вавилона посвящена происхождению божественных существ. Боги древних шумер вообще широко представлены в мифологии. В качестве творцов-демиургов в легендах выступают боги древних шумер Энлиль и Энки, позже создавшие и человечество. Также побывали в качестве первых богов, создавших древний шумер, богини Нинкаси и Утту, ответственные за пивоварение и ткацкое ремесло. Упоминается в шумерских легендах о сотворении мира и богов и еще один значимый персонаж, архаический царь Энмедуранки, который считался предсказателем будущего. Вообще шумерская цивилизация и ее боги четко разделяла роли, так например, один из первых богов Нингаль-Папригаль был изобретателем арфы, а великий Гильгамеш – создатель градостроения и праотец архитектуры. Линия отцов и матерей, создателей и прародителей, относящаяся к богам древних шумер, отчетливо прослеживается в мифах о потопе и “гневе Инанны”.


К сожалению, в шумерской мифологии сохранилось крайне мало информации о богах древних шумер, которые совершали героические поступки, об уничтожающих природных силах и великих чудовищах. Известно лишь два сказания, повествующих о великих божественных деяниях, а именно о борьбе Нинурты с демоном Асагом и о противостоянии Инанны с чудовищным Эбихом. По сути, героические поступки были прерогативой людей.

Шумеры-боги, фото, гравюры и изображения, описывающие их, представляют древних создателей мира, как существ двух настроений и ипостасей. Одни боги древних шумер были злыми по отношению к человечеству и пассивными, другие – добрыми и снисходительными. Так наиболее живыми образами богов являлись Инанна, Энки, Думузи и Нинхурсаг, а также некоторые второстепенные и локальные божества. Боги шумера, фото, скрижали и древние тексты, говорят, что злыми, а следовательно и пассивными по отношению к людям были Ан, Энлиль и Энки. Эти боги древних шумер, их лики и образы, обладали элементами комизма: люди не любили их, а значит, и представляли их в соответствующем свете и составляли про них неоднозначные легенды и сказания. Отчасти очевидно, почему союз, в который заключены боги шумер и 2012 год наделен такими неблагоприятными предсказаниями.

Характерное для многих мифологических и космологических систем развитие эпической традиции представлять богов в качестве героических деятелей, не свойственно для шумерской империи. Шумерская цивилизация и их боги развивались по собственному, уникальному сценарию. Их связь не отличалась любовью, а шумеры не проникались глубоким уважением к своим создателям, наоборот, боги древних шумер, по крайней мере, сегодня, предстают в виде тиранов, которые всячески препятствовали спокойному образу жизни. Хорошо это или плохо? Кто знает? Но одно можно сказать с уверенностью: шумерский народ с таким неоднозначным пантеоном божеств просуществовал многие столетия, в то время как цивилизации с более щадящими и добродушными богами были стерты с лица земли практически сразу после своего образования.

Боги Иту и Инанна. Барельеф. Около 23 в. до н.э.

О бщие представления о мифологии шумеров. Мироздание. Боги. Сотворение человека.

Шумерийцы представляли собой племена, которые освоили территорию долину Тигра и Ефрата в конце IV тысячелетия. Когда были образованы первые города-государства в Двуречье, формировались и представления о богах и божествах. Для племен божества были покровителями, которые олицетворяли собой творящие и производящие силы природы.

Самые первые письменные источники (это были пиктографические тексты конца IV — начала III тысячелетия) называют имена богов Энлиля и Инанны.

Со временем, в каждом городе-государстве появлялись свои особенные божества, циклы мифов, а также формировались свои жреческие традиции.

Все же, несколько общешумерских божеств было.

Боги Ану и Энлиль. Вавилонский камень. Ок. 1120 г. до н.э.

Энлиль . Владыка воздуха, а также царь богов и всех людей. Он являлся богом города Ниппур, который был центром древнейшего союза шумерских племен.

Энки . Владыка мирового океана и подземных пресных вод, позже стал известен как божественная сущность мудрости. Он являлся главным богом города Эреду, который был древнейшим культурным центром Шумера.

Ан . Бог неба.

Инанна . Богиня войны и любви. Вместе с Аном они являлись божествами города Урук.

Наина . Бог Луны, его почитали в Уре.

Нингирсу . Бог-воитель, которого чтили в Лагаше.

Бог Энки с птицей Анзуд. Ок. 23 в. до н.э.

Самый древний список богов, который датируется 26м тысячелетием до н.э. выделяет 6 верховных богов: Энлиль, Ану, Энки, Инанна, Нанна, Уту (бог Солнца).

Наиболее типичный образ божества представлялся как образ матери-богини, которая держит на руках ребенка. Это означало, что покровительница плодородна. Ее почитали под разными именами, например, как Нинмах, Нинту, Нинхурсаг, Дамгальнуна, Мами, Мама.

Мировоззрения шумерских племен о зарождении Вселенной можно найти в тексте «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир». Бог Ану является владыкой неба, а Энлиль распоряжается на земле. Эрешкигалю же принадлежит Кура. О первозданном рае рассказывается в мифе «Энки и Нинхурсаг», где этим самым раем выступает остров Тильмун. О том, как был создан человек, наиболее полно описано в мифе про Энки и Нинмах, которые лепят из глины человека.

Ворота богини Иштар. 7-6 вв. до н.э. Ирак, Вавилон.

Человек был создан для того, чтобы служить богам и исполнять их волю, в его обязанности входило пасти скот, обрабатывать землю, заниматься собирательством, а также соблюдать культы жертвоприношения.

Когда человек готов, боги награждают его судьбой и пируют в честь нового создания. На этом самом пиру Энки и Нинмах, немного захмелев, вновь занимаются лепкой людей, но теперь у них получаются уроды, например, человек без пола или женщина, не способная выносить ребенка.

В одном из мифов про богинь скота и зерна даже дается объяснение создания человека. Все дело в том, что боги ануннаки не приспособлены вести хозяйство, поэтому им нужны были люди.

Шумерская мифология пронизана мифами о создании и рождении богов, но также часто встречаются и мифы о героях.