Мертвые души описание дороги. Урок литературы Урок Многогранный образ дороги по поэме Н

Урок литературы в 10 классе

Образ дороги, выраженный в слове

(по поэме Гоголя «Мертвые души»).

Тип урока : урок - исследование

Цели урока:

  1. Помочь детям найти точки соприкосновения двух искусств: литературы и живописи.
  2. Уметь определять свою собственную позицию и отстаивать свое личное мнение.
  3. Формировать умения самостоятельно трудиться, искать решение проблемы, всесторонне раскрывая свои личные качества.
  4. Создать благоприятные условия для реализации возможностей каждого ученика, для самостоятельного познания и творчества.

    Задачи урока.

Учебные:

1. Закрепление умений аргументировать свою точку зрения, грамотно строить ответ-рассуждение, опираясь на литературный текст.

2. Закрепление знаний о выразительных средствах языка, и их роли в произведении;

3. Расширение словарного запаса учащихся.

Развивающие:

- развивать общеучебные умения и навыки (анализ, сравнение, обобщение);

Развивать творческие умения;

Развивать умение работать в группе.

Воспитательные:

- развитие познавательного интереса к различным видам искусства;

- воспитание умения слушать друг друга, уважительно относится к чужому мнению

Методы урока:

  1. репродуктивный;
  2. поисковый;
  3. исследовательский.

Формы работы:

  1. индивидуальная;
  2. групповая;
  3. фронтальная.
  • Подготовительная работа: класс делится на группы. Задания разноплановые (индивидуальные, групповые).
  • Группе литературоведов :

Найти во 2 и 3 главах поэмы описание дороги, выписать глаголы движения;

Повторить понятия: риторический вопрос, риторическое обращение, инверсия; определить их роль в поэме (гл.11).

  • Группе лингвистов найти в словарях:

Глагол «колесить»;

Значения слов «жизненный» и «житейский»;

Синонимы к слову «дорога».

  • Индивидуальные задания – подготовить выразительное чтение (желательно наизусть) отрывков (с сокращениями) из поэмы:
  1. «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!»
  2. «Русь! Русь! Вижу тебя»
  3. «И какой же русский не любит быстрой езды?»

Ход урока

Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!

Н.В.Гоголь

Вступительное слово учителя

Слайд № 1. Видеоролик на тему «Дороги»

- Дороги. Проселочные дороги. Размытые осенью. Пыльные летом. Зимние дороги в слепящей снежной мгле. Весенние – похожие на реки, шум дождя, ветра, скрип телеги, звон колокольчиков, цокот копыт. Слышите – это музыка дороги. Дороги вечных странников, дороги вечных путнико в. В дорогу! В дорогу!.. Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей ее беззвучной трескотней и бубенчиками. В жизни каждого человека бывают такие мгновения, когда хочется выйти на простор и отправиться «в прекрасное далеко», когда поманит вдруг тебя дорога в неизвестные дали.

Дорога без конца,

Дорога без начала и конца.

Она когда-то выбрала тебя,

Твои шаги, твою печаль и песню.

Только вот идти по ней

С каждым шагом всё больней,

С каждым словом всё трудней!

Дорога без начала и конца.

Слайд № 2. Тема урока

Думаю, вы догадались, что объектом нашего исследования станет символ дороги. Итак , тема заключительного урока по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» будет называться « Образ дороги, выраженный в слове».

Вопросы:

  • Какое ключевое слово темы? (дорога)
  • В каком значении мы будем употреблять это слово?

Какой синоним к слову дорога вы можете предложить?

«Путь» - движение литературного персонажа в этом пространстве»

Коллективная работа

– Каковы, на ваш взгляд, причины выбора темы?

(1. Необходимость изучения по программе.
2. Необходимость осмысления собственного жизненного пути.
3. Определение траектории собственного пути через осмысление взлётов и падений литературных героев.)

– В чём вы видите актуальность предложенной темы?

(1. Тема важна, потому что человек жив только тогда, когда он движется вперёд.
2. Интересно посмотреть, какой путь человека и страны был предпочтителен для писателей XIX века и т.д.)

– Как вы предлагаете сформулировать проблему исследования?

Слайд № 3. Проблемы исследования – разные грани дороги

(Как изображён в произведениях русской литературы XIX века и живописи путь отдельно взятого человека?

Куда и как движется герой?

Что даёт человеку это движение?

Что Н.В.Гоголь говорит о пути России?)

Слайд № 4. Эпиграф

Эпиграфом станут слова великого писателя: (ученик читает выразительно )

Слайд № 5. Видеоматериал

«Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух… А ночь! небесные силы! Какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, там, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся!.. Боже! Как хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..»

- Очень проникновенные строки! Это ведь сам Гоголь так глубоко любил дорогу, так самозабвенно «хватался» за нее в трудные дни своей жизни. Образ дороги пронизывает всю поэму, раскрывая различные грани. Разные грани гоголевской дороги мы и должны сегодня увидеть и понять.

- Для того, чтобы расширить наши представления о веке XIX, обратим внимание на средства передвижения наших героев.

Слайд № 6 – 11. Средства передвижения в 19 веке.

Творческая словарная работа

1. Карета – большой крытый четырёхколёсный экипаж на рессорах

Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?

Пушкин

2 . Пролётка – лёгкий четырёхколёсный экипаж.

3 . Кибитка – крытая дорожная повозка.

Соседи съехались в возках

В кибитках, в бричках и в санях.

Пушкин . «Евгений Онегин»

4. Коляска – рессорный экипаж на четырёх колёсах с поднимающимся верхом.

Ступай к каретошнику, чтоб поставил коляску на полозки, – сказал Чичиков.

Гоголь . «Мёртвые души»

5. Дилижанс – многоместная крытая карета, запряжённая лошадьми для скорого сообщения, перевозки пассажиров и почты.

Копейкин пройдёт мимо Милютинских лавок: там из окна выглядывает, в некотором роде, семга этакая, вишенка по пяти рублей штучка, арбуз громадище, дилижанс этакий…

Гоголь . «Мёртвые души»

6. Дрожки – лёгкий открытый экипаж.

За коляской следовали всем известные полковые дрожки.

Гоголь . «Коляска»

7 . Бричка – лёгкая дорожная повозка с откидным верхом.

Высунувшись в окно, увидел он (Чичиков) остановившуюся перед трактиром лёгонькую бричку, запряжённую тройкой добрых лошадок.

Гоголь . «Мёртвые души»

- Какое значение имела бричка для Чичикова? (прямое и переносное)

Бричка главного героя имеет очень важное значение. Чичиков – герой пути, и бричка – его дом. Эта предметная деталь. Мало того, что Чичиков путешествует в ней, то есть благодаря ей оказывается возможным сюжет путешествия; бричка мотивирует еще появление характеров Селифана и трех коней; благодаря ей удается спастись от Ноздрева (то есть бричка выручает Чичикова); бричка сталкивается с каретой губернаторской дочки и таким образом вводится лирический мотив, а в конце поэмы Чичиков даже предстает как похититель губернаторской дочки. Бричка – живой персонаж: она наделяется своей собственной волей и иногда не слушается Чичикова и Селифана, едет своей дорогой и под конец вываливает седока в непролазную грязь – так герой не по своей воле попадает к Коробочке, которая встречает его ласковыми словами: «Эх, отец мой, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи! Где так изволил засалиться? » Кроме того, бричка как бы определяет кольцевую композицию первого тома: поэма открывается разговором двух мужиков о том, насколько прочно колесо брички, а завершается поломкой того самого колеса, из-за чего Чичикову приходится задержаться в городе.

Работа с текстом.

Слово учителя: - Обратимся к поэме. Вновь откроем первую страницу… (читаем первое предложение). Начинается поэма образом дороги. Въезд Чичикова не был сопровожден ничем особенным, только…

Слайд № 12. Колесить.

Въезд Чичикова не был сопровожден ничем особенным, только…

Какое уточнение делает Гоголь? (разговор о колесе)

Какова роль разговора о колесе?

Почему бричка Чичикова «В Казань не доедет»? Какой намек скрывается за этой фразой? («колесо», на которое уселся самодовольный Чичиков, «кривовато», русским пространством ему не овладеть)

Какой есть однокоренной глагол к слову «колесо»? Что он обозначает?

Проверим себя: обратимся к словарю В.И. Даля

Слово лингвистам :

Колесить – делать объезд или обход; ездить околицей, кругом; плутать, блуждать; говорить намеками, не прямо.

Как эти значения соотносятся с образом Чичикова?

Дорога - одна из основных пространственных форм, соединяющих текст «Мертвых душ». Все герои, идеи, образы делятся на принадлежащие дороге, устремленные, имеющие цель, движущиеся - и статичные, бесцельные

Слайд № 13. Картинка первого титульного листа

На первом титульном листе была изображена коляска Чичикова, символизирующая путь России, а вокруг мёртвое поле… Как грустна наша Русь!

Какой же представляется нам дорога, по которой едет Чичиков? (первый вопрос проблемы)

Работа с текстом – выписываем ключевые слова

Учащиеся- литературоведы зачитывают найденные эпизоды:

« С громом выехала бричка из-под ворот гостиницы на улицу… Не без радости был вдали узрет полосатый шлагбаум, дававший знать, что мостовой, как и всякой другой муке, будет скоро конец; и еще несколько раз ударившись довольно крепко головою в кузов, Чичиков понесся наконец по мягкой земле». (Гл.2)

«Между тем Чичиков стал примечать, что бричка качалась во все стороны и наделяла его пресильными толчками; это дало ему почувствовать, что они своротили с дороги и, вероятно, тащились по взбороненному полю ». (Гл.3)

«Хотя день был очень хорош, но земля до такой степени загрязнилась , что колеса брички, захватывая ее, сделались скоро покрытыми ею, как войлоком, что значительно отяжелило экипаж; к тому же почва была глиниста и цепка необыкновенно. То и другое было причиною, что они не могли выбраться из проселков до полудня. Без девчонки было бы трудно сделать и это, потому что дороги расползлись во все стороны, как пойманные раки , когда их высыплют из мешка, и Селифану довелось бы поколесить уже не по своей вине». (Гл.3)

- Какую дорогу вы увидели?

Какое сравнение помогает нам представить дорогу Чичикова? (как пойманные раки). В чем символическое значение такого сравнения?

- К каким героям принадлежит Чичиков? Почему у его дороги нет направления (колесит, как раки))?

Слайд № 14. Дорога и путь. Словарная работа.

- Путь Чичикова… Что можете вы сказать о пути героя? О цели его пути?

Слово «путь» часто сочетается с прилагательными жизненный и житейский. Как вы их понимаете? В чем видите различия?

Жизненный –

  1. Относящийся к жизни.
  2. Близкий к жизни, к действительности, к реальности.
  3. Важный для жизни, общественно необходимый.

Житейский – обыденный, свойственный повседневной жизни.

Какое из них более подойдет к «пути» Чичикова?

Как взаимосвязаны дорога и жизненный путь Чичикова? (У Чичикова мелкая, своекорыстная цель и, соответственно с этим, траектория движения коротка, дорога водит его по кругу).

Мы видим, что дорога имеет не только прямое, «вещественное» значение, но и приобретает символические и метафорические смыслы . Какие? (Дорога - путешествие в пространстве с определенной целью - житейский путь Чичикова)

Слово учителя. Мотив жизненного пути, дороги всегда волновала русских художников и находила в их творчестве яркое, запоминающее звучание Уже много веков поднимается вопрос: какой выбрать путь, кому под силу пройти, как его пройти?

Слайд № 15 - 21. Иллюстрации по живописи с изображением дороги


(На доске ребята, определив символическое значение дороги в картинах художников, прикрепляют на доске)

А.К.Саврасов - одиночество, Алексей Бутырский – надежда (свет), Адамов – гармония, обновление, Левитан – вера, путник, дорога к храму, Азовский « Дорога к храму», аллея (познание себя), Томас Кинкейд – поиск, познание себя, путь к вершинам – преодоление, дорога домой – радость, Шишкин – грязно и грустно, Васнецов «Витязь на распутье» - проблема выбора, Лунные небеса – творчество, вера в лучшее, Ю. Клевер «Зимний пейзаж», Ф.Рубо « Тройка»

Вывод:

- Не так ли и мы с вами с замиранием сердца останавливаемся перед художественным изображением и, вглядываясь, ловим себя на мысли, что мы те же путники, бредущие по дорогам, где каждый выбирает свою.

- Какая же из этих дорог Чичикова? Аргументируйте. 20

Слайд № 22. Тема дороги (12, 13) картинки

Тема дороги, движения – одна из важнейших в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Сам сюжет произведения строится на похождениях главного героя – мошенника Чичикова: он путешествует от помещика к помещику, передвигается по губернскому городу с целью покупки «мертвых душ».

«Мертвые души» начинаются и заканчиваются темой дороги . В начале поэмы Чичиков въезжает в губернский город, он полон надежд и планов , а в конце герой бежит из него, боясь окончательного разоблачения.

Вспомним, что, уезжая от Коробочки, Чичиков просит ее рассказать, «как добраться до большой дороги»: «Как же бы это сделать? - сказала хозяйка. - Рассказать-то мудрено, поворотов много…»

- Как добраться до большой дороги? - это вопрос автора, обращенный к читателям. Вместе с писателем он должен задуматься над тем, как выехать на «большую дорогу» жизни.

- Возникает контраст конца и начала, «прежде» и «теперь». На дороге жизни утрачивается что-то очень важное, значительное: свежесть ощущений, непосредственность восприятия. На первый план в этом эпизоде выдвинуто изменение человека на жизненной дороге, что непосредственно связано с внутренней темой главы

Кому из помещиков пришлось пережить поразительные изменения? Какие? Почему?

Слайд № 23. Плюшкин (Сцена из 6 главы)

Слово учителя .

Дорога – основная «канва» поэмы. Пока идёт дорога, идёт жизнь, пока идёт жизнь, идёт рассказ об этой жизни.

Образом дороги и завершается поэма. В одиннадцатой главе, завершающей первый том «Мертвых душ», звучит своеобразный гимн дороге. Это гимн движению - источнику «чудных замыслов, поэтических грез», «дивных впечатлений».

Слайд № 24. «Бричка между тем поворотила…»

Что же видим мы, путешествуя вместе с Чичиковым? Какая Россия предстает перед нами?

Сравнительный анализ эпизодов главы 11:

1) «Бричка между тем поворотила в более пустынные улицы; скоро потянулись одни длинные деревянные заборы, предвещавшие конец города. Вот уже и мостовая кончилась, и шлагбаум, и город позади, и ничего нет, и опять в дороге. И опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колодцы, обозы, серые деревни с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином, бегущим из постоялого двора с овсом в руке, пешеход в протертых лаптях… городишки, выстроенные жнивьем…, чинимые мосты, поля неоглядные …, затянутая вдали песня, сосновые верхушки в тумане, пропадающий далече колокольный звон, вороны как мухи и горизонт без конца…»

- Сравните этот эпизод со следующим.

2) Чтение отрывка наизусть (слайд 11):

«Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе… Открыто – пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая тайная сила влечет к тебе? … Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей песня? Что в ней, в этой песне? Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами… У! какая сверкающая, чудная незнакомая земле даль! Русь!»

- Сравните две картины: что общего вы можете отметить? Что символизирует дорога для главного героя поэмы, автора, который сопровождал нас на протяжении всего повествования и для страны?

Слайд № 25. Сделайте выводы по теме нашего исследования.

Но это абсолютно разные дороги. Дорога одного человека, конкретного персонажа - Павла Ивановича Чичикова. В конце - это дорога целого государства, России, и даже больше, дорога всего человечества.

  • Чичиков мчится по российским просторам, по российским дорогам с мыслью о покупке мёртвых душ и разбогатеть, для автора – это творческий путь .
  • А для Руси?
  • Дорога - это и способность к творчеству, и способность к познанию истинного пути человека и всего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся найти современникам.

Слайд № 26. Финальные кадры из фильма.

Держи, держи, дурак!- кричал Чичиков Селифану.

Вот я тебя палашом! - кричал скакавший на встречу фельдъегерь с усами в аршин. - Не видишь, леший дери твою душу: казенный экипаж! - и, как призрак, исчезнула с громом и пылью тройка.

Слайд № 27 . Финальные кадры из фильма.

Ученик наизусть:

« И какой же русский не любит быстрой езды?... Кажись неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит… летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль… Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем- гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи… Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба?... Эх, кони, кони, что за кони!... Заслышали с вышины знакомую песню, …превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху…»

- Каково направление движения? (Дорога вверх) Каково символическое значение такой дороги?

Слайд 28. Птица тройка Пластининой

Дорога-спасение, дорога-надежда, дорога-вера в лучшее

Любовь к русскому народу, к родине выразились в образе птицы – тройки, несущейся вперёд, олицетворяющей собой могучие и неисчерпаемые силы России.

Здесь автор задумывается о будущем страны, он смотрит в будущее и не видит его, но как истинный патриот верит в то, что в будущем не будет Маниловых, Собакевичей, Ноздрёвых, Плюшкиных, что Россия поднимется к величию и славе.

Итак, необходимо четко разграничивать понятия дорога и путь в этой поэме. Дорога это нечто возвышенное пронизанное гоголевским патриотизмом, восхищением солью Руси - народом. Дороги это еще и вопрос о будущем.

Путь это реальность, это то через что прошел Чичиков, и то через что ему предстоит пройти. Мне кажется, что любой путь напоминает кривую с множеством поворотов, и именно из путей появляется одна главная широкая дорога.



Что будет с Русью, куда веде т дорога, по которой она мчи ҭ ся так, что ее уже не остановить: Русь, куда несешься ҭ ы?... Вот какой вопрос беспокоил писателя, потому что в душе его жила безграничная любовь к России. И, что самое главное, Гоголь, в отличие от многих современников, верил в Россию, верил в ее будущее. Поэтому можно с уверенностью сказать, что дорога в ҭ ворчестве Гоголя это дорога России к лучшему, све ҭ лому будущему.
Путь Гоголя путь возрождения России, путь совершенствования общества, запутавшегося в противоречиях жизни.

Слайд 29. Наставление Н.В. Гоголя

И Гоголь, завершая поэму, пожелал нам: « Забирайте же с собою в путь, выходя из юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте все человеческие движения, не оставляйте их на дороге: не подымите потом!»

Слайд 30. Картинка «Девочка идёт по дороге»

Всё самое хорошее в жизни связано именно с юности и не нужно забывать об этом, как это сделали описанные в поэме герои. Они потеряли человеческое и не смогли найти потом.

Слайд № 31. Домашнее задание.

Напишите небольшое рассуждение на тему:

«Есть ли Чичиковы в наши дни? Какое положение занимают подобные люди в современном обществе?»

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 - Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 - Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

15.01.2017 - ВАЖНО!!! На сайте размещены

Образ дороги в поэме « » достаточно разнообразен и многозначен. Это символический образ, который обозначает путешествие главного героя от одного помещика к другому, это движение жизни, которая развивается на просторах русской земли.

Очень часто в тексте поэмы мы сталкиваемся с запутанным образом дороги, она ведет путника в глушь и только кружит его и кружит. О чем говорит такое описание данного образа? Я думаю, это подчеркивает неправедные цели и желания Чичикова, который хотел нажиться на покупке мертвых душ.

В то время, как главный герой путешествует по окрестностям , вместе ним это делает и автор произведения. Мы прочитываем и вдумываемся в реплики и выражения Гоголя, мы замечаем, что он очень хорошо знаком с данными местами.

Образ дороги по–разному раскрывается в восприятие героев поэмы. Главный герой – Чичиков любит ездить по дорогам, любит быструю езду, мягкую грунтовую дорогу. Окружающие его картины природы не радуют глаз и не вызывают восхищения. Вокруг все разбросано, бедно и неприютно. Но, при всем этом, именно дорога рождает в голове автора мысли о родине, о чем-то скрытном и манящем взор. Именно для главного героя дорогу можно сравнить с его жизненным путем. Путешествие по тропинкам и закаулкам города NN указывают на ложный и не правильно выбранный жизненный путь. В то же время, рядом путешествующий автор видит в образе дороги сложный и тернистый путь к славе, путь писателя.

Если анализировать реальную дорогу, которая описана в тексте поэмы «Мертвые души», то предстает она перед нами вся в кочках и ухабах, с грязью, шаткими мостами и шлагбаумами. Именно такими дорогами была расчерчена вся территория России того времени.

Странствие по Руси невозможно без дорожных впечатлений. Образ дороги в поэме «Мертвые души» – отдельно стоящий персонаж. Причем он живой, меняющийся, вызывающий страсти и наводящий на размышления.

Смысл образа

Дорога встречается в большинстве произведений Н. В. Гоголя. Герои куда-то стремятся, двигаются, несутся. На этом стоит вся Россия. Она в вечном движении. В поэме образ дороги контрастен основной теме – омертвению души. Как при таком вечном движении можно остановиться и потерять человеческие качества? Философский вопрос заставляет заглянуть внутрь человека. Начинают появляться вопросы:

  • Сам человек едет или движется по накатанной?
  • Едет или его везут?
  • Выбирает ли дорогу, путь или движется по тем путям, которые кто-то указал?
  • Вопросы об одном человеке переходят ко всей стране:
  • Куда летит Русь?
  • Что ждет Россию в конце пути и где он этот конец?

В поэме смысл образа многогранен: это история России, символ развития человеческий нации, олицетворение разных судеб, отличие русского характера, эпитет бездорожья. Основная нагрузка на образ – судьба русского народа, каждого его сословия: мужика, чиновника, помещика.

Дорога главного персонажа

Богатый образами язык писателя помогает представить главного героя Чичикова. Дорога характеризует его движение. Он едет на бричке, о колесе которой рассуждают мужики: доедет ли? Шаткое устройство спасает персонаж от Ноздрева. Композиционно колесо, как круг замыкает поэму. Сомнения крестьян о прочности колеса на первых страницах книги завершаются их поломкой. Автор за каждым действием скрывает глубокий смысл. Читателю приходится отвлекаться и рассуждать. Прямых ответов нет. Зачем классик задерживает Чичикова в городе? Может, чтобы он остановился? Выбрал другой путь? Отказался от нелепой затеи, увидев все кощунство, бездуховность, которая в ней скрывается?

Дороги предприимчивого афериста беспорядочны. Сам он не следит за бричкой, доверяя эту работу кучеру. Дорога заводит Павла Ивановича в такие глухие места, что в них страшно оказаться на сломанной телеге.

Помещик смел или безрассуден? Возможно, и то, и то. Дорога – не меняет мошенника, она поглощает его, делая черствым и жадным. Получается у всех людей своя дорога, свой жизненный путь, свое восприятие России.

Лирическое отступление

Автор предлагает несколько лирических отступлений, который можно признать отдельными художественными произведениями. Отступление от текста «О дороге» – одно из самых лиричных, оно помогает понять образ дороги в «Мертвых душах». Без него тема будет раскрыта только поверхностно. Каждое слово приводит в трепет читателя, все точно и реально:

  • «дрожь прохватила члены»;
  • «сап лошадей»;
  • «дремлешь и забываешься и храпишь»;
  • «на вершине неба солнце.

Природа в дороге – это друг, который становится собеседником. Он мил, приятен, умеет слушать, не отвлекает, не мешает, а располагает к откровенности. Сколько мыслей пролетает в голове путников, не перечесть.

Нравится писателю тишина, одиночество. Красиво сияние месяца, мелькают полотняные платки, развешанные хозяйками. Крыши домов блистают. За каждым словом встает образ:

  • верста с цифрой;
  • зажатый в угол сосед;
  • белые дома;
  • бревенчатые избы;
  • открытый пустырь.

Даже холод не пугает в дороге. Он славный, чудный, свежий. По-особенному с волшебством описана ночь: «какая ночь совершается в вышине!», «небесные силы». Темнота не пугает читателя, а завораживает.

Дорога – это помощница писателя. Она выносила и спасала его, когда он «погибающий и тонущий» хватался за нее как «за соломинку». Дорога – писательская муза. В пути родилось множество «чудных замыслов, поэтических грез».

Дивные впечатления ночи отвлекают от тяжелых мыслей гибели души русского помещика. Написать сочинение «Образ дороги в поэме «Мертвые души», опираясь на предложенный материал, станет намного проще.

Тест по произведению

Когда великого русского писателя одолевали жизненные невзгоды и тягостные переживания, он хотел лишь одного - уехать, скрыться, сменить обстановку. Что он и делал каждый раз, когда намечался очередной крах творческих планов. Дорожные приключения и впечатления, которые получал Николай Гоголь во время поездок, помогали ему рассеяться, обрести внутреннюю гармонию и избавиться от хандры. Быть может, именно эти настроения отразил образ дороги в поэме «Мертвые души».

Как ты хороша, далекая дорога!

Это восторженное восклицание включает в себя известное философско-лирическое отступление в романе о приключениях авантюриста, скупщика мертвых душ. Автор обращается к дороге, как к живому существу: «Сколько раз я, погибающий, хватался за тебя, а ты каждый раз великодушно спасала меня!»

Писатель имел обыкновение обдумывать свои будущие творения в дороге. Именно в пути, под стук копыт и звон колокольчиков, обретали свои очертания его персонажи. Во время езды он вдруг начинал слышать их речи, вглядываться в выражения их лиц. Он становился свидетелем поступков своих героев и постигал их внутренний мир. Изображая образ дороги в поэме «Мертвые души», автор отдает должное своей вдохновительнице, произнося следующие слова: «Сколько чудных замыслов в тебе родилось и поэтических грез!»

Глава, написанная в дороге

Но дабы дорожные картины и соответствующие настроения не покинули его и не выветрились из памяти, писатель мог прервать свое путешествие и засесть за написание целого фрагмента произведения. Так родилась первая глава поэмы «Мертвые души». В переписке с одним из приятелей писатель поведал, как однажды, путешествуя по итальянским городам, он случайно забрел в шумный трактир. И такое непреодолимое желание писать его охватило, что он сел за стол и создал целую главу романа. Неслучайно образ дороги в поэме «Мертвые души» является ключевым.

Композиционный прием

Так сложилось, что дорога стала излюбленным в творчестве Гоголя. Герои его произведений непременно куда-то едут, а в пути с ними что-то происходит. Образ дороги в поэме «Мертвые души» - это композиционный прием, характерный для всего творчества русского писателя.

В романе поездки и путешествия стали основными мотивами. Они являются композиционным стержнем. Образ дороги в «Мертвых душах» заявил о себе в полную мощь. Он многогранен и несет важную смысловую нагрузку. Дорога - это и главного героя, и непростой путь в истории России. Этот образ служит символом развития и всего человечества. А еще изображение дороги в рассматриваемом нами произведении - это судьба русского народа. Что ждет Россию? Какая дорога ей предназначена? Подобными вопросами задавались современники Гоголя. Ответы на них автор "Мертвых душ" попытался дать с помощью своего богатого образного языка.

Дорога Чичикова

Заглянув в словарь, можно обнаружить, что слово "дорога" является почти абсолютным синонимом слова «путь». Разница заключается лишь в тонких, еле уловимых оттенках. Путь имеет общее отвлеченное значение. Дорога - более конкретное. В описании Путешествий Чичикова автор использует предметное значение. Дорога в «Мертвых душах» - слово многозначное. Но в отношении деятельного персонажа она имеет конкретное значение, используемое для обозначения расстояния, которое он преодолевает и тем самым приближается все больше к своей цели. Следует сказать, что Чичиков испытывал перед каждой поездкой приятные минуты. Подобные ощущения знакомы тем, чья обычная деятельность не связана с дорогами и переездами. Автор подчеркивает, что героя-авантюриста предстоящая поездка вдохновляет. Он видит, что дорога тяжелая и ухабистая, но он готов ее преодолеть, как и прочие препятствия на своем жизненном пути.

Жизненные дороги

Произведение содержит множество лирических и философских рассуждений. В этом заключается особенность художественного метода Гоголя. Тема дороги в «Мертвых душах» использована автором для передачи его мыслей о человеке как отдельной личности и о человечестве в целом. Рассуждая на философские темы, он использует различные прилагательные: узкая, глухая, искривленная, непроходимая, заносящая далеко в сторону. Все это о дороге, которую некогда выбирало человечество в поисках вечной истины.

Дороги России

Дороги в поэме «Мертвые души» связаны с образом птицы-тройки. Бричка является предметной деталью, которая дополняет Она выполняет также и сюжетные функции. В поэме немало эпизодов, в которых действие мотивировано именно бричкой, мчащейся по русским дорогам. Благодаря ей, например, Чичикову удается спастись от Ноздрева. Бричка также создает кольцевую структуру первого тома. В его начале мужики спорят о прочности ее колеса, в конце происходит поломка этой детали, вследствие чего герою приходится задержаться.

Дороги, по которым едет Чичиков, имеют характер беспорядочный. Они могут неожиданно привести в захолустье, в дыру, где обитают люди, лишенные всяких моральных принципов. Но все же это дороги Руси, которая сама по себе - большой путь, поглощающий человеке, ведущий его неведомо куда.

Дорога в сюжетной композиции поэмы является стержнем, основной канвой. А в создании ее образа играют роль и персонажи, и вещи, и события. Жизнь продолжается, пока тянется дорога. И автор будет рассказывать свою историю на протяжении всего пути.