Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах Рецензия методика начального обучения игры на инструменте

Инструментальное музицирование (игра на музыкальных инструментах)- вид музыкальной деятельности, в ходе которой дети играют на различных музыкальных инструментах. Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. Такие педагоги, как К.Орф, Б.Теплов, Т.Тютюнникова, Е. Медведева и др. отмечали, что в процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический, чувство музыкальной формы. Кроме этого, инструментальноемузицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств.

С чего же начинается знакомство и освоение того или иного музыкального инструмента?

За основу данной работы была взята теория педагога-музыканта Людмилы Валентиновны Школяр, которая разделила музыкальную деятельность на следующие виды:

  • деятельность слушателя (восприятие);
  • деятельность исполнителя (исполнительство),
  • деятельность композитора (творчество).

На музыкальных уроках эти виды музыкальной деятельности присутствуют в неразрывном триединстве и обычно осуществляются по следующей схеме: восприятие - исполнение - творчество, то есть восприятие музыки предшествует остальным видам. Оно также сопутствует исполнительству и творчеству детей. Соотношение воспроизводящих и творческих действий бывает различным, в зависимости от возраста детей, степени умственной отсталости, самого вида музыкальной деятельности.

Д. Б. Кабалевсий утверждал, что не умеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо ее исполнять (играть). Поэтому первоначально учащиеся на музыкальных занятиях превращаются в слушателей . Сначала дети слушают звуки окружающего мира: звуки природы, улиц города, дома. Потом учатся различать деревянные, металлические, стеклянные звуки, издаваемые обычными предметами. Далее происходило знакомство с музыкальными инструментами: их видами, внешностью, звучанием, способами извлечения звука. На данном этапе работы дети изучали инструменты не только фабричного производства, но и учились изготавливать их своими руками. Ребята создавали самодельные ударные инструменты: барабаны - обычный и индийский, деревянные палочки, ксилофоны, колотушки, колокольчики;шумовые инструменты - музыкальные молоточки, музыкальные рогатки, японский инструмент - бамбузи, шаркунчики;самодельные струнные музыкальные инструменты - гусли, гитара (см. Рисунок 1). Школьники играли на них, вслушивались в звуки, которые они издают. В этот период происходило знакомство со свойствами звука: высотой (звуки высокие и низкие), ритмом (звуки долгие и короткие) динамикой (звуки громкие и тихие), тембром (разная окраска звуков). Для закрепления этих музыкально-слуховых представлений учащихся о звуках использовались различные музыкально-дидактические игры с инструментами: "Музыкальные загадки" (дети угадывают по звучанию музыкальный инструмент), "Музыкальное лото" (дети по звучанию инструмента определяют направление мелодии вверх или вниз) На занятиях проводились маленькие эксперименты со звуками: например, в несколько стаканов наливалась вода до разных уровней. Стеклянной палочкой последовательно дети стучали по всем стаканам и слушали их звучание. В результате был сделан вывод о том, что чем более стакан пуст, тем звук выше. На основе этого опыта ребята сыграли на стаканах русские народные мелодии "Во саду ли в огороде", "Как под горкой, под горой", "Ах вы сени, мои сени".

Следующий вид музыкальной деятельности - это исполнительство. Дети играли на самодельных шумовых музыкальных инструментах, а позже и на настоящих. Были использованы музыкально-дидактические игры "Ритмическое эхо" (дети повторяют заданный ритмический рисунок на музыкальном инструменте), "Мелодическое эхо" (дети повторяют заданный мелодический рисунок на музыкальном инструменте).

При обучении игре на ударных музыкальных инструментах: бонгах, трещотках, треугольнике, в качестве записи нот использовались различные фигуры: звездочки, ромбы, прямоугольники. Каждая соответствовала партии одного инструмента (см. Рисунок 2). Ребята смотрели на графическую партитуру, определяли, в какой последовательности им нужно играть. Получался очень слаженный, шумовой оркестр.

Обучая игре на других музыкальных инструментах, например, на тонированных колокольчиках, была использованацветовая система записи нот , то есть ноты заменялись цветными треугольниками. Длительность звуков обозначались так: длинные звуки - треугольниками больших размеров, короткие - маленьких размеров (см. Рисунок 3).При обучении игре на духовой гармонике наклеивались цветные квадраты на клавиши, а также на листе тетради в определенной последовательности. Ребенок смотрел в эту тетрадь и как по нотам играл на инструменте. Таким образом, ребята разучили и исполнили новогоднюю мелодию "В лесу родилась елочка", русскую народную мелодию "Ой, вставала я ранешенько", патриотическую песню "Катюша". После освоения игры на акустических музыкальных инструментах, ребята знакомились с электронным музыкальным инструментом - с MIDI-синтезатором (синтезатором, который подключен к компьютеру), который позволил экспериментировать с электронными звуками. Для школьников открывается широкий спектр звучания и комбинирования различных музыкальных инструментов. В этом помогмузыкальный редактор?GaragBand. Для освоения нотной грамоты была также использована цветовая система записи нот + ее название.

Приобретая исполнительские навыки в игре на шумовых, музыкальных акустических и электронных инструментах, у многих учащихся возникла потребность в творческих импровизациях. Это наиболее высокий уровень развития музыкальной деятельности - деятельностькомпозитора . Ребятам предлагалось создать простейшие песни по заданным текстам, простейшие марши, колыбельные, плясовые. Потом они записывали придуманные мелодии, используя цветовую систему записи нот или с помощью различных графических изображений.(см. Рисунок 4).На данном этапе дети играли в такие игры, как "Наше путешествие" (дети озвучивают придуманный рассказ с помощью музыкальных инструментов), "Озвучь сказку, стихотворение". Например, на конкурсе чтецов "Родной край", воспитанники 4 класса озвучили с помощью музыкальных инструментов стихотворение о природе: звуки дождя изображали с помощью деревянных палочек, звон ручья с помощью румбы, шелест листьев - шуршанием гафрированной бумаги. Некоторые ребята попытались сочинить музыку и записать ее на компьютер, используя MIDI-синтезатор. Так, ученица 8 класса Данилочкина Евгения сочинила и записала на компьютер свою композицию под названием "Порыв" (Приложение 1).

В процессе творческой деятельности проявлялась индивидуальность каждого ребенка, происходило его самовыражение, дети испытывали удовольствие от собственного музицирования, таким образом, формировалось эмоционально позитивное отношение к музыке.

Такова система работы по обучению учащихся коррекционной школы-интерната игре на различных музыкальных инструментах.

Людмила Новопашина

Методобъединение музыкальных руководителей.

Составил:

Муз. руководитель Новопашина Л. Г. МБДОУ № 1 «Звездочка»

Конспект отдельной части открытого занятия по обучению детей игре на детских музыкальных инструмента. Средний дошкольный возраст

Тема: «Волшебная музыка ритма по методике Карла Орфа». Сказка с использованием шумовых инструментов «В деревне»

Жили-были дед (барабан) и баба (ложки). И была у них веселая внучка Машенька (погремушка). Пошла Машенька утром во двор и решила покормить цыплят. Цыплята (звоночки) прибежали, зернышки поклевали, Маше спасибо сказали и убежали. Зовет Машенька курочек (погремушка). Курочки (маракасы) прибежали, зернышки поклевали, Маше спасибо сказали. Ушла и Машенька в дом, а из дома вышел дед (барабан) и пошел кормить овец. Овцы (банки, бутылки) прибежали, поели и деду спасибо сказали. Ушел и дед в дом (барабан). А на лугу паслась корова Буренка (дудочка). Услышала её бабка и пошла доить коровушку (ложки). Буренка (дудочка) бабке молочка дала и ушла в луга пастись (дудочка). Бабушка сама попила молочка (ложки, напоила внучку (погремушка, деда (барабан, не забыла напоить кошку Мурку (треугольник, собачку Жучку (молоточек). Все поели и песенку запели.

Песенка «Дождик» (шумовой оркестр).

«Лесенка» Е. Тиличевой

1. Занятие. Программное содержание: Познакомить детей с попевкой, упражнять в чистом интонировании.

Метод проведения: Пою сама. Рассматриваем лесенку из 5 ступенек и матрешку, которая перемещается вверх и спускается вниз.

2. П. С. : Учить детей передавать поступенное движение мелодии вверх и вниз.

М. П. : Предлагаю детям спеть попевку, сопровождая каждый звук движением руки (вверх-вниз).

3. П. С. : Учить детей различать поступенное движение мелодии верх

М. П: Дети поют попевку несколько раз. Затем определяем, куда идет матрешка - вверх или вниз. Дети показывают движение матрешки на лесенке (индивидуально).

4. П. С. : Учить детей исполнять мелодию в поступенном её движении на металлофоне.

М. П. : Я исполняю попевку на металлофоне, обращая внимание детей на пластинку, с которой начинается игра. Дети пробуют сыграть попевку (Зребенка, я им помогаю.

5. П. С. : Продолжать учить играть на металлофоне, различать высоту звуков, направление движения мелодии.

М. П. : Дети индивидуально исполняют попевку на металлофоне (Зреб). Я слежу за правильным положением молоточка в руке.

6. П. С. : Осваивать приемы правильного звукоизвлечения.

М. П. :Я предлагаю детям играть попевку на металлофоне, остальные

дети показывают движение мелодии рукой.

7. П. С. : Активизировать самостоятельные движения детей.

М. П. : Предлагаю игру «Музыкальные загадки». 1 ребенок исполняет попевку «Лесенка», другой показывает движение матрешки по лесенке. Следующая загадка «Дождик» (слабый, сильнее, сильный).

Тема: «Волшебная музыка ритма по методике Карла Орфа». Сказка с использованием шумовых инструментов «На лесной поляне»

Как-то летом выглянуло ясное солнышко (погремушка). Вылетели красивые бабочки (звоночки, летают, кружатся и садятся на душистые цветочки.

На дереве запели птички. На нижней веточке кукушка (ксилофон, а на верхней веточке ей вторит маленький воробьишка (металлофон, опять кукушка (ксилофон, опять воробьишка (металлофон).

Выскочили на полянку зайчики (кубики, прыгают, радуются теплому солнышку и вдруг за деревом увидели хитрого лиса (металлофон). Испугались зайцы (кубики) и ускакали. А лис стоит и думает, с кем бы ему подружиться?

Откуда ни возьмись, пробегали мимо волки (банки, бутылки). Увидели лиса и заиграли с ним вместе, да так громко, что разбудили медведей.

Медведи пришли на лесную поляну и тоже заиграли с лесными зверятами, а к ним выскочили и зайки (кубики). И решили звери создать свой, лесной оркестр.

Сели дружненько и заиграли «Во саду ли в огороде» (оркестр

шумовой.)

«Скок-скок-поскок» русская народная песня

1. Занятие. Программное содержание: Знакомство с попевкой. Учить петь, правильно передавая ритмический рисунок попевки.

Метод проведения: Дети слушают попевку, я пою. Поют дети,

передавая хлопками ритмический рисунок попевки

2. П. С. : Точно передавать ритмический рисунок на ударных инструментах.

М. П. : Дети исполняют попевку, показывая движение мелодии рукой. Группа детей играет ритмический рисунок на ударных инструментах. Повторить 2-3 раза, меняя поющих и играющих детей.

3. П. С. : Продолжать осваивать навыки игры на металлофоне.

М. П: Играю на металлофоне сама, указываю пластинки, с кторой начинаем играть (2-3 реб).

4. П. С. : Осваивать приемы правильного звукоизвлечения, развивать самостоятельность.

М. П. : Дети пропевают попевку с музыкальным сопровождением. Показываю, от какой пластинки начинаем играть. Я играю на фортепиано аккомпанемент.

5. П. С. : Осваивать навыки игры на металлофоне, точно передавать ритмический рисунок.

М. П. : Я играю и предлагаю определить мелодию знакомой попевки. Поют все дети, а группа передает ритмический рисунок на кубиках, ложках, коробочках. 2-3 исполняют на металлофоне.

6. П. С. : Осваивать навыки совместной игры.

М. П. : Предлагаю исполнить мелодию на металлофоне поочередно двум детям, а затем им сыграть вместе, используя музыкальное

сопровождение. Учу слушать друг друга и музыкальное сопровождение.

7. П. С. : Учить играть ансамблем.

М. П. : Играют на 2-3 металлофонах. Если ошибаются, играют отдельно.

8. П. С. : Осваивать навыки совместной игры. Развивать творческую активность, соблюдать общую динамику.

М. П. : Дети определяют песню по ритмическому рисунку. Затем поют её с аккомпанементом, 3-4 играют на металлофонах, другие на ударных инструментах.




Публикации по теме:

Доклад «Обучение детей на шумовых музыкальных инструментах» Существует несколько разновидностей детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда,.

Игра детей на детских музыкальных инструментах на праздниках и развлечениях В программу утренников входят различные виды музыкальной деятельности: дети поют, танцуют, играют в музыкальные игры, водят хороводы. Использование.

Игра на детских музыкальных позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения.

Занятие по развитию музыкальных способностей дошкольников при обучении игре на нетрадиционных музыкальных инструментах Развитие музыкальных способностей дошкольников при обучении игре на нетрадиционных музыкальных инструментах. МБДОУ д/с №118 2010 год.

Консультация «Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах» Игра на детских музыкальных инструментах – один из важных видов детской исполнительской деятельности. Она развивает музыкальные и творческие.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 План конспект Открытого урока педагога Горобцовой Галины Вячеславовны в классе фортепиано. Урок проведѐн с учащимся 3 класса общеэстетического отделения Горобцовым Георгием. Использована вариативно-адаптированная программа по предмету «Специальное фортепиано». Все разделы, которые применены на занятии, помогают решить основные задачи. Тема занятия: «Формирование навыков чтения нот с листа». Цель занятия: Развитие музыкального кругозора, активизация мышления, слуха, координации при чтении нот с листа. Задачи: образовательная - овладение учащимся теоретическими знаниями и практическими навыками; развивающая Тип занятия: - освоение нотной графики; - развитие координации; - развитие музыкального глазомера; - развитие ритмических навыков; - метроритмическая организация исполнения; - приобретение навыков слухового контроля. Урок закрепления и систематизации знаний и навыков. Методы и технологии обучения: - наглядные; - вербальные; - практические; - эмоционально познавательные; - методы обобщения; - игровые технологии; - здоровье - сберегающие технологии. Оснащение урока: - музыкальный инструмент; - нотный материал; - учебные пособия; - дидактический материал.

2 План занятия I.Организационный этап. а) приветствие, психологический настрой учащегося; б) сообщение темы урока и его задач. II. Основная часть. 1.Освоение музыкального алфавита 2. Упражнения на развитие координации 3. Освоение нотной графики 4. Ритмические упражнения 5. Развитие навыка «смотреть-слышать» вперед 6. Формирование навыка быстрого запоминания текста «фотографирование» 7.Ансамблевое музицирование III. Заключительная часть Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока). Домашнее задание. Ход урока II. Основная часть Формирование навыков чтения нот с листа связано с последовательным решением целого комплекса практических и педагогических задач. При регулярных занятиях чтением с листа расширяется музыкальный кругозор учащегося, развивается музыкальный слух, мышление, облегчается задача организации пианистического аппарата, вырабатывается быстрая ориентировка на клавиатуре, развиваются сложные двигательные навыки, формируется база для аккомпаниаторской практики, игры в ансамбле. С чего же начинается формирование навыков чтения нот с листа? Со знакомства с музыкальным алфавитом. Я использую в работе три круга музыкального алфавита: - первый круг это семь нотных последовательностей, расположенных по порядку, где каждая из семи нот может являться первой. Проговариваем первый круг музыкального алфавита от заданных звуков. -второй круг музыкального алфавита это «терцовые» последовательности, где также каждая из нот может быть первой. Проговариваем второй круг музыкального алфавита от заданных звуков. - Сегодня мы с тобой познакомимся с третьим кругом музыкального алфавита это «квартовые» последовательности. Вопрос ученику: скажи, что такое «кварта»? Ответ: кварта это интервал шириной в четыре ступени. - Сейчас ты будешь играть и называть ноты, шагая через этот интервал от клавиши «до» первой октавы, пока не доберешься до «до» четвертой октавы. А затем, вернешься в обратном порядке, продолжая называть каждую сыгранную клавишу. Ученик играет и проговаривает третий круг музыкального алфавита. - У меня есть карточка, в которой написаны все варианты третьего круга, дома ты продолжишь изучать его по ней. Действия, связанные с моторикой, являются наиболее элементарным звеном формирования навыков чтения нот с листа. Формирование такой ориентировки, развитие зрительного представления фортепианной клавиатуры, начинается в процессе изучения гамм и упражнений. Гамму разучиваем приѐмом non legato в одну октаву, и затем играем разными штрихами, не глядя на руки. Лучше всего выбрать гамму с использованием чѐрных клавиш такие как: ре, ля, ми, си мажор, а позже минорные: до, соль, ре. Именно черные клавиши будут служить надѐжным ориентиром для пальцев, которые лишаются поддержки зрения.

3 Ученику предлагается сыграть любую из названных гамм штрихами non legato и staccato. При этом стараемся сконцентрировать все его внимание на звучании и артикуляции. С самых первых уроков идет освоение нотной графики с изучением двух ключей одновременно, причем пронумеровываем каждую линейку и в скрипичном и в басовом ключе цифрами 1,2,3,4 и5. Дополнительная линейка ноты «до» первой октавы получила номер ноль. Вопреки традиции, линейки басового ключа считаются сверху вниз. - Найди и сыграй клавишу, которая пишется на четвертой линейке в скрипичном ключе; на первой линейке в басовом ключе; нулевая линейка правой рукой, между пятой и четвертой в басовом ключе левой рукой одновременно. - А теперь сыграй клавишу фа второй октавы и скажи, на какой линейке она пишется; клавишу ми малой октавы и назови ее месторасположение на нотном стане. Игра по нотам представляет для ребенка новые трудности. Целесообразно свести круг проблем до минимума. Игра на начальном этапе одним пальцем позволяет сконцентрировать внимание на правильном извлечении звука, пьесы не должны быть сложными, играть ребенок должен, глядя в ноты. - Сейчас мы с тобой будем играть упражнение «Следопыт» (из учебного пособия «В музыку с радостью» О.Геталовой и И.Визной.) И если на прошлых уроках ты «шел по следу» либо в скрипичном, либо в басовом ключе, то сегодня мы возьмем упражнения с использованием двух ключей одновременно. Вопрос: С какой ноты ты начнешь игру? Ответ: с ноты до. - Твоя задача, смотреть в ноты, определять, куда и как движется мелодия: скачкообразно, поступенным движением вверх или вниз. Известно, что метроритмические навыки развиваются у детей гораздо быстрее и легче, чем навыки звуковысотности, поэтому некоторые педагоги не уделяют метроритмическому воспитанию достаточного внимания. Для того чтобы учащимся было легко ориентироваться в ритме, не создавались ритмические трудности при чтении нот с листа, целесообразно применять специальные ритмические упражнения, вычленяя и отдельно прорабатывая соотношения различных ритмических фигур. В начальном этапе обучения достаточно двух ритмических фигур (половина и две четверти, или четверть и две восьмые). Вопрос: если я буду шагать четвертными длительностями, а ты восьмыми, во сколько раз быстрее ты должен двигаться? Ответ: в два раза. - Давай прошагаем ты восьмыми, а я четвертными. - А теперь поменяемся, я восьмыми, а ты четвертными. Вопрос: на прошлом уроке мы с тобой пели песенку «Наш котѐнок» со словами. Какие длительности здесь встречаются?

4 Ответ: четвертные и половинные. - Ты обратил внимание, что слова помогают тебе почувствовать ритмический рисунок этой попевки? Простучи ритм, проговаривая ритмослоги. - А сейчас разберем русскую народную песню «Каравай». Вопрос: какой размер у песни? Ответ: 4/4 Вопрос: посмотри внимательно на первый такт, что ты о нем можешь сказать? Ответ: в нем две доли вместо четырех, значит это затакт. Вопрос: ты помнишь, что такое затакт?

5 Ответ: В пьесе такт когда-то жил, Самым первым тактом был, Но случилось с ним несчастье Разорвался на две части. Такта этого начало, Позади всей пьесы встало. А конец того же такта Влез в начало, стал затактом. Потому теперь и счет В нем ведут наоборот. - Я сыграю аккомпанемент, а ты прохлопай ритм мелодии: Начинать непосредственно чтение произведений с листа в начале обучения целесообразно с облегченной задачи с прочтения мелодии (воспроизведение хлопками, голосом и т.п.). Возможно, также использовать специальные упражнения: Преподаватель играет пьесу, а ученик проговаривает вслух ноты:

6 Преподаватель начинает играть фразу, ученик продолжает ее, называя вслух ноты, но сохраняя непрерывность движения. Таким образом, вырабатывается умение внимательно следить по нотам и «смотретьслышать» вперѐд. Среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия текста, не маловажную роль играет так называемое фотографирование. Ученику показывают отрезок текста (мотив, фраза, предложение), который он должен запомнить, мысленно представить в звучании и сыграть. В момент исполнения ученик читает и запоминает уже следующий фрагмент. Первый фрагмент: Второй фрагмент: Очень полезно на всех этапах обучения использовать ансамблевые формы музицирования. Такая игра приобщает ученика к сравнительно сложным звучаниям, которые недоступны ему в сольном исполнении, дисциплинирует волю, тренирует внимание, помогает ощутить метроритмическое движение музыки. - Сейчас мы с тобой будем читать с листа ансамбль под названием «Игрушечный медвежонок». Старайся смотреть вперед, слушать внимательно вторую партию, следить за ритмическим развитием пьесы.

7 III. Заключительная часть Формирование навыка быстрого разбора и чтение нотного текста тесно взаимосвязано с общим музыкально-пианистическим развитием ребенка. Наилучшие результаты навыка чтения нот с листа достигаются тогда, когда этот навык формируется с первых шагов обучения пианиста. Опыт показывает, что даже слабые учащиеся, систематически играя с листа, двигаются вперед значительно быстрее и увереннее. У них появляется интерес к игре на инструменте. Педагог должен использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы привить своим ученика любовь к чтению с листа, самостоятельному музицированию. Вопрос: что ты узнал на сегодняшнем уроке? Ответ: третий круг музыкального алфавита, познакомились с новыми песенками. Домашнее задание повторять первый, второй и выучить третий круг музыкального алфавита, играть гаммы и читать с листа. Оценка проделанной учащимся работы: достигнута ли цель урока (освоение навыков чтения с листа?) Лучше ли ты стал понимать, как надо работать дома?


Манусова Елена Александровна преподаватель теоретических дисциплин Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская школа искусств 12 г. Ульяновск КОНСПЕКТ УРОКА СОЛЬФЕДЖИО НА ТЕМУ

УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 КЛАСС I. Общие задачи: Привитие детям любви и интереса к музыке Накопление музыкальных впечатлений и воспитание музыкальнохудожественного вкуса Выявление и всестороннее развитие

1 1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «СОЛЬФЕДЖИО» За время обучения учащиеся должны приобрести целый ряд практических навыков: уметь правильно и интонационно точно петь выученную мелодию, один

1 Пояснительная записка Музыкальное воспитание как грань эстетического предусматривает целенаправленное и систематическое развитие музыкальных способностей детей, формирование эмоциональной отзывчивости

Кренгольмская музыкальная школа Приёмы формирования навыка чтения нот с листа на занятиях фортепиано Вера Алиева педагог фортепиано Нарва, 2015 Навык чтения нот с листа Существует два основных вида исполнения

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Малыш за роялем» составлена в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Конспект открытого урока по теме: «Формирование навыков чтения с листа в классе фортепиано» (первый год обучения) Выполнила: Анфимова Вероника Юрьевна, преподаватель по классу фортепиано с. Боровое, 2016

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МСТЕРСКАЯ СЕЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» МБУДО «Мстерская сельская ДШИ» План открытого урока Тема: Донотный период обучения. Формы работы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА 11 ИМЕНИ М.А. БАЛАКИРЕВА» Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к обучению

Задание 1 1) Ответьте на вопросы устно: - Сколько ступеней в минорной гамме? - Какая ступень находится ниже первой? - Между какими ступенями в миноре полутоны? - Где в гамме идут подряд две неустойчивые

Зарубина И. А. Фортепиано для начинающих Учебно-методическое пособие 2015 Урок - введение Есть мир прекрасный, не простой Ещё неведомый тебе Ты только дверцу приоткрой Услышишь музыку в себе Пойдём

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей Детская школа искусств 8 им.н.а.капишникова Таштагольского муниципального района Методическая разработка «РАЗВИТИЕ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ФЛЕЙТА» Направленность программы: художественная Уровень программы: ознакомительный Срок реализации программы: 1 год Количество часов: 104

Министерство культуры Московской области МОУДОД «Детская музыкальная школа» г. Дубна «Согласовано» «Принято» Педагогическим советом Протокол Л от «/3» & 20О&г «Утверждено» ОУДОД д м ш.) Экспериментальная

Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. 2. Срок реализации учебного предмета. 3. Форма проведения

О формировании навыка чтения нот с листа Преподаватель ДШИ Тлиап А.К. 2017-2018гг. 1. Введение 2. Необходимые условия для формирования навыка игры с листа 3. Начальный этап приобретения навыка чтения нот

Ноты для фортепиано для начинающих скачать бесплатно >>> Ноты для фортепиано для начинающих скачать бесплатно Ноты для фортепиано для начинающих скачать бесплатно В правой руке - аккорды трезвучия. Сайт

Родыгина Елена Ивановна преподаватель по классу фортепиано Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств 1» г. Урай Ханты-Мансийский автономный

Четверть Кол-во часов Дата проведения Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Санкт-Петербургская детская музыкальная школа 24» УТВЕРЖДАЮ

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе основного общего образования социально-педагогической направленности «Индивидуальное обучение музыке» для обучающихся 5-7 классов

ОТКРЫТЫЙ УРОК преподавателя Малеевой Е.В. с учащимися подготовительного класса на тему: «Использование игровых форм при изучении длительностей на уроках сольфеджио» Пояснительная записка. Данный открытый

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская музыкальная школа 3 г. Белгорода СОГЛАСОВАНО: Директор МОУ ДОД ДМШ 3 2009 г. Е. М. Мелихова Адаптированная образовательная

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО. 1 КЛАСС. 1. Звук и нота 2. Регистр 3. Названия звуков, октав 4. Размещение нот на нотоносце 5. Скрипичный ключ 6. Длительности звуков 7. Мажор и минор. Тоника 8. Тональность 9. Гамма

Образовательная программа по предмету «Сольфеджио» Настоящая программа ориентирована на программу педагога методиста Т.А. Калужской по сольфеджио, составленной в 1984 году со сроком обучения 5 лет. Объем

МАУ ДО «Детская школа искусств» Мотовилихинского района г. Перми «Развитие ритмической устойчивости у юных музыкантов-аккордеонистов» Методическое сообщение Составитель: педагог дополнительного образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Рославльская детская музыкальная школа имени М. И. Глинки» «Формирование и развитие навыка чтения нот с листа в классе

1 1.Пояснительная записка Традиционно сольфеджио является обязательной частью музыкального обучения и считается одним из основных предметов музыкального образования и воспитания. Этот предмет представляет

Серия «Школа развития» Д. РОМАНЕЦ НОТНАЯ ГРАМОТА тетрадь-раскраска для дошкольников и младших школьников Издание одиннадцатое Ростов-на-Дону «Феникс» 2018 УДК 784 ББК 85.31 КТК 861 Р69 Романец Д. Р69 Нотная

Муниципальное автономное учреждение культуры дополнительного образования ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА 7 имени С.В. Рахманинова ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ПУТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ПРОГРАММА «Юный музыкант» Составитель: Таймасов Фарит Ханифович Педагог дополнительного образования

Рабочая программа по сольфеджио для подготовительного отделения Автор-составитель: Вельмогина Марина Алексеевна 2017-2018 2018-2019 Пояснительная записка Данная программа предназначена для учащихся, ориентированных

Обучение чтению нот с листа на баяне (Методические рекомендации) Введение Лучший способ научиться быстро читать это как можно больше читать. И.Гофман. Сто лет назад чтение с листа являлось нормой домашнего

Санкт Петербургск е государственное бюджетное учре цдение дополнительного образования етская музыкальная пкола М Пушкинского района Рассплотрено етодическим советом Протокол Л принято Педагогическим Совстом

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе дополнительной, общеобразовательной художественной направленности «В мире музыки». Программа курса «В мире музыки» рассчитана на индивидуальные

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО Игра для развития звуко-высотного слуха детей 5-7 лет Ребёнок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети выкладывают ноты-кружочки от первой линейки

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА "ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ",«ФОРТЕПИАНО», «ГИТАРА», "СКРИПКА", "ВОКАЛ", "БАЯН", "АККОРДЕОН","ДОМРА","БАЛАЛАЙКА" Аннотация на рабочую

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время большое внимание уделяется обучению и развитию детей с особыми образовательными способностями. В течение нескольких лет в ЦДТ «Факел» ведется работа по обучению

Учебный план (1-й год обучения) п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ контроля Всего Теория Практика 1. Вводное занятие 1 1 0 опрос 2. Знакомство с инструментом 3. Элементарная

Особенностью организации образовательного процесса 1 года обучения является то, что обучение проводится по предмету "Эстрадный вокал". Данный предмет направлен на изучение практических основ вокального

Раздел: Музыкальная азбука или где живут ноты(5ч.) Тема: Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано. Расположение нот первой октавы на нотоносце и клавиатуре. Виды деятельности:

Программа по сольфеджио (5-летний срок обучения) 1 класс. 2 Вокально-интонационные навыки. Правильное положение корпуса. Спокойный, без напряжения вдох. Одновременный вдох перед началом пения. Выработка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Музыкальное воспитание - уникальное средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребѐнка. Раннее музыкальное развитие является эффективным средством

Министерство культуры Республики Татарстан Управление культуры г. Лениногорска МБУДО ЛДМШ «им. Н.М. Кудашева» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА СОЛЬФЕДЖИО. срок обучения 7 лет г. Лениногорск 2015 год.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТУПАЮЩИМ 1. Ребѐнок, поступающий в гимназию-колледж, должен иметь хорошие музыкальные способности, очевидную яркую одарѐнность и индивидуальные творческие данные. 2. Поступающий должен

Пояснительная записка Рабочая программа по сольфеджио входит в перечень дисциплин Музыкального отделения ГБОУ Школа 2025. Целостная система музыкального образования представлена комплексом дисциплин (согласно

Департамент культуры города Москвы Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Детская школа искусств 7» Принята на заседании Педагогического совета «0» июня 07 г. УТВЕРЖДЕНЫ

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА В результате двухгодичного обучения по предмету «Сольфеджио» учащиеся должны обладать: - сформированными начальными навыками музыкально-ритмической деятельности

Учебный план Наименование предметных областей и учебных предметов Структура и объем образовательной программы Аудиторные занятия (в часах) Групповые занятия Индивидуальные занятия Распределение по годам

Ивашов Анатолий Иванович 1 преподаватель МБУДО «Детская школа искусств» г.соликамск. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ НОТ С ЛИСТА НА БАЯНЕ Один из центральных вопросов баянной методики выработка у учащихся

1. Пояснительная записка Чтобы услышать музыку, нужно иметь развитое слуховое восприятие. Сольфеджио это дисциплина, которая способна постепенно развить музыкальность человека до высот, позволяющих наслаждаться

Пояснительная записка Данная программа по предмету «Сольфеджио» составлена на основе типовой программы по предмету «Сольфеджио» для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних

Учебный предмет «Сольфеджио» 1 класс Промежуточная аттестация проводится с целью проверки знаний обучающимися основных музыкальных терминов, определений, степени овладения нотной грамотой в конце первого

В музыке высотные взаимоотношения звуков неотделимы от их временной организации, поэтому чувство метроритма является одним из компонентов музыкального восприятия. Методика развития метроритмических навыков

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 1770» «ПРИНЯТО» на заседании Педагогического совета Протокол от«20 г. ремыкин Дополнительная

Программа по сольфеджио (7-летний срок обучения) 1 класс. Вокально-интонащюнные навыки. Правильное положение корпуса, спокойный вдох, одновременный вдох перед началом пения, выработка равномерного дыхания.

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Музыкальное воспитание уникальное средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребёнка. Раннее музыкальное развитие является эффективным средством

Жакович В.В. СОЛЬФЕДЖИО Класс второй Часть IV Воронеж 2017 г. 3 УРОК 25 1.Спой гамму ми минор 3 вида 2.Спой отдельно устойчивые ступени, главные ступени и вводные тоны 3.Диктант 4.Простучи ритмический

Открытый урок по предмету сольфеджио. Тема урока: «Развитие интонационного и ритмического слуха на уроке сольфеджио в младших классах». Цель: Развитие интонационного и ритмического и слуха на основе активного

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Шершнева Наталья Алексеевна преподаватель фортепиано МАУК ДО «ДМШ 1 им. М.П. Фролова» г. Екатеринбург, Свердловская область ПЕРВЫЕ ЗАНЯТИЯ С НАЧИНАЮЩИМИ

Объединение Детский духовой оркестр им. Г.Чертока

Ансамбль трубачей

«Обертон»

План открытого занятия

педагога Дошлова Михаила Рудольфовича

(3 группа, 4 года обучения)

Тема: Работа над пьесами.

Цель: Работа над музыкальным текстом, штрихами и динамикой.

Задачи:

I. Образовательные задачи:

  1. Изучить форму и характер произведения.
  2. Изучить фразировку в произведении, дыхание по фразам.
  3. Применение чистого звучания в ансамбле.
  4. Изучить штрихи и динамические оттенки музыкального произведения.

II . Развивающие задачи:

  1. Способствовать развитию познавательного интереса к предмету.
  2. Учить анализировать, сравнивать, объяснять понятия.
  3. Способствовать развитию памяти.
  4. Способствовать развитию самостоятельности.

III . Воспитательные задачи:

1.Прививать учащимся уважения к старшим, педагогам и своим ровесникам.

2. Укреплять такие качества личности как: настойчивость, трудолюбие, самодисциплина.

Методическое оснащение занятия:

  • оркестровый класс;
  • музыкальные инструменты,
  • нотный материал;
  • доска с нотным станом
  • камертон, тюнер

Методы обучения:

Словесные, практические, иллюстрация, проблемная ситуация.

Тип занятия: комплексное применение знаний и умений.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Приветствие;

Проверка готовности учащихся к занятию;

Доведение до учащихся плана занятия.

2. Изучение нового материала:

Энгармонизм в музыке

3.Закрепление пройденного материала:

Умение интонировать в составе ансамбля

Умение играть в заданном темпе

Умение исполнять штрихи и динамику в произведении

4.Практическая работа.

Одновременное начало звука

Дыхание по фразе

Отработка динамических оттенков при звуковедении

  1. Работа над музыкальным строем

Выстраивание аккорда

Понятие консонанса и диссонанса

Достижение точного интонирования при исполнении музыкального произведения

Изменение напряжения губ и дыхания, что частично повышает и понижает звук

  1. Физкультминутка.
  1. Работа над музыкальным произведением: О. Лангле «Дуэт» часть 1

Вводное сообщение педагога о музыкальном произведении.

Разбор партий

Разбор ритмических рисунков

Слаженность исполнения (ансамбль)

Совместное исполнение произведения

8 . Подведение итогов занятия:

Сообщение педагога о достижении целей урока;

Объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся;

9. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Литература для подготовки к занятию:

  • «Школа игры для духового оркестра». Составители: Н.М.Михайлов, Е.С.Аксенов, В.М.Халилов, С.А.Суровцев, Д.А. Браславский.
  • Б.Диков «О работе над гаммами» Методика обучения игре на духовых инструментах. Музыка 1966г.
  • В.Попов «Духовые. Об интонировании (и не только) в оркестре.
  • Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. М.:Музыка, 1973г.
  • Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Л.:Музыка, 1973г.
  • Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М.:Музыка,1986г.

Методика обучения игре на детских инструментах зависит от:

  • - принадлежности инструмента к определенной классификационной группе и подгруппе;
  • - принципа звукоизвлечения;
  • - возраста исполнителя и постановленных перед ним задач;
  • - уровня физического, музыкального, эмоционального развития исполнителя;
  • - наличия условий (материальных, временных, организационных) для обучения игре на инструменте.

Методика обучения игре на любом народном музыкальном инструменте должна включать следующие этапы:

  • 1. Знакомство с инструментом - историей создания, конструктивными особенностями, исполнительскими возможностями;
  • 2. Постановка исполнительского аппарата - корпуса, рук, амбушюра и т.д.;
  • 3. Освоение основных приемов звукоизвлечения;
  • 4. Развитие исполнительского мастерства - работа над художественно-выразительным, эмоциональным, музыкально-грамотным и технически совершенным исполнением музыкального произведения;
  • 5. Работа над музыкальным произведением.

Методика обучения игре на ударных инструментах

Ударные инструменты особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на большинстве ударных инструментов оркестра (рубель, трещотка, хлопушка и др.) не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем баз особого труда осваивать более сложные ударные инструменты (звонница, дрова и др.), приемы игры (на трех, четырех и большем количестве ложек), а также музыкальные инструменты другой группы оркестра.

В процессе знакомства с ударным инструментом дети:

  • · Узнают об истории его создания;
  • · Изучают конструктивные особенности, исполнительские (в том числе и технические) возможности;
  • · Выделяют характеристики, определяющие специфику конкретного инструмента;
  • · Устанавливают принадлежность к подгруппе по звукообразующему элементу:
    • - корпус инструмента - шумовые;
    • - мембрана, перепонка - перепончатые;
    • - пластина - пластинчатые;
    • - наличие нескольких звукообразных элементов - комбинированный тип;
  • · Познают, как образуется звук:
  • - от удара пальцев рук, ладоней, палочек, молоточков, колотушек, инструментов (одноименных и разноименных) или частей инструментов друг о друга;
  • - в результате встряхивания;
  • - трения (скольжения);
  • - других приемов звукообразования, в том числе смешанных;
  • · Познают свойства звука (неопределенная или определенная высота, тембровые характеристики, динамические возможности и др.);
  • · Приобретают знания об особенностях применения ударных инструментов (создание остинатного ритмического фона, звукоизобразительных эффектов, звукоимитаций; игра соло, в ансамбле, усилие динамических оттенков и т.д.)

Т.к. предлагаемая методика ориентирована на детей дошкольного и младшего школьного возраста, то она включает игровые приемы. Например, при изучении накр ребенок может «поговорить» с волшебным горшком, который отзывается на голос (вибрация мембраны инструмента). Игровая ситуация позволяет в данном случае в образной форме познакомиться с особенностями звукообразования этого инструмента, относящегося к подгруппе перепончатых ударных.

Изучая звонницу, дети находят в ее конфигурации знакомые образы: грибок, колокольчик, ежик и др. Характеризуя звук звонницы как долгий, звонкий и протяжный, они приходят к выводу о зависимости звучания инструмента от материала, из которого он изготовлен, а также от наличия и величины резонатора, размера инструмента, особенностей звукоизвлечения на нем и др.

При игре на ударном инструменте главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творит чудеса, выполняя замысловатые ритмичные фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряженны, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.

Процесс обучения игры следует начинать со специальной пропедевтической разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре использовательский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, прежде чем дети начнут играть на курской трещотке (прием игры «Волна»), с ними проводится игра-разминка «Шофер»: они имитируют движения рук шофера, крутящего руль автомобиля. Или перед тем как дети заиграют на коробочке, им предлагается, меняя руки, «побарабанить» по своим коленкам.

На ряде инструментов (коробочке, пастушьем барабане, накрах, дровах) музыкант играет двумя предметами (палочками, ложками или молоточками). Порядок чередования рук в этом случае определяется метрическим строением такта (удары правой руки производятся сильнее или относительно сильные доли, удары левой руки - на слабые доли) или удобством аппликатуры при исполнении конкретного произведения.