Мистические миры А.К. Толстого

Толстой (граф Алексей Константинович) - известный поэт и драматург. Родился 24 августа 1817 г. в Петербурге. Мать его, красавица Анна Алексеевна Перовская, воспитанница графа А.К. Разумовского, вышла в 1816 г. замуж за пожилого вдовца графа Константина Петровича Толстого (брата известного художника-медальера Федора Толстого). Брак был несчастлив; между супругами скоро произошел открытый разрыв. В автобиографии Толстого (письмо его к Анджело Де-Губернатису при I т. "Сочинений" Толстого) мы читаем: "Еще шести недель я был увезен в Малороссию матерью моей и моим дядей со стороны матери, Алексеем Алексеевичем Перовским, бывшим позднее попечителем Харьковского университета и известным в русской литературе под псевдонимом Антона Погорельского. Он меня воспитал и первые мои годы прошли в его имении". Восьми лет Толстой, с матерью и Перовским, переехал в Петербург. При посредстве друга Перовского - Жуковского - мальчик был представлен тоже восьмилетнему тогда наследнику престола, впоследствии императору Александру II , и был в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр. Отношения, таким образом завязавшиеся, продолжались в течение всей жизни Толстого; супруга Александра II, императрица Мария Александровна, также ценила и личность, и талант Толстого

В 1826 г. Толстой с матерью и дядей отправился в Германию; в памяти его особенно резко запечатлелось посещение в Веймаре Гёте и то, что он сидел у великого старика на коленях. Чрезвычайное впечатление произвела на него Италия, с ее произведениями искусства. "Мы начали", пишет он в автобиографии, "с Венеции, где мой дядя сделал значительные приобретения в старом дворце Гримани. Из Венеции мы поехали в Милан, Флоренцию, Рим и Неаполь, - и в каждом из этих городов рос во мне мой энтузиазм и любовь к искусству, так что по возвращении в Россию я впал в настоящую "тоску по родине", в какое-то отчаяние, вследствие которого я днем ничего не хотел есть, а по ночам рыдал, когда сны меня уносили в мой потерянный рай". Получив хорошую домашнюю подготовку, Толстой в середине 30-х годов поступил в число так называемых "архивных юношей", состоявших при Московском главном архиве министерства иностранных дел. Как "студент архива", он в 1836 г. выдержал в Московском университете экзамен "по наукам, составлявшим курс бывшего словесного факультета", и причислился к русской миссии при германском сейме во Франкфурте на Майне. В том же году умер Перовский, оставив ему все свое крупное состояние. Позднее Толстой служил во II отделении собственной Его Императорского Величества канцелярии, имел придворное звание и, продолжая часто ездить за границу, вел светскую жизнь

В 1855 г., во время крымской войны, Толстой хотел организовать особое добровольное ополчение, но это не удалось, и он поступил в число охотников так называемого "стрелкового полка Императорской фамилии". Участия в военных действиях ему не пришлось принять, но он едва не умер от жестокого тифа, унесшего около Одессы значительную часть полка. Во время болезни ухаживала за ним жена полковника С.А. Миллер (урожденная Бахметьева), на которой он позднее женился. Письма его к жене, относящиеся к последним годам его жизни, дышат такой же нежностью, как и в первые годы этого очень счастливого брака. Во время коронации в 1856 г., Александр II назначил Толстого флигель-адъютантом, а затем, когда Толстой не захотел остаться в военной службе, егермейстером. В этом звании, не неся никакой службы, он оставался до самой смерти; только короткое время было он членом комитета о раскольниках. С середины 60-х годов его некогда богатырское здоровье - он разгибал подковы и свертывал пальцами винтообразно зубцы вилок - пошатнулось. Жил он поэтому большей частью за границей, летом в разных курортах, зимой в Италии и Южной Франции, но подолгу живал также в своих русских имениях - Пустыньке (возле станции Саблино, под Петербургом) и Красном Роге (Мглинского уезда, Черниговской губернии, близ города Почепа), где он и умер 28 сентября 1875 г. В личной жизни своей Толстой представляет собой редкий пример человека, который не только всячески уклонялся от шедших ему навстречу почестей, но еще должен был выдерживать крайне тягостную для него борьбу с людьми, от души желавшими ему добра и предоставлявшими ему возможность выдвинуться и достигнуть видного положения. Толстой хотел быть "только" художником. Когда в первом крупном произведении своем - поэме, посвященной душевной жизни царедворца - поэта Иоанна Дамаскина - Толстой говорил о своем герое: "Любим калифом Иоанн, ему, что день, почет и ласка" - это были черты автобиографические. В поэме Иоанн Дамаскин обращается к калифу с такой мольбой: "простым рожден я был певцом, глаголом вольным Бога славить... О, отпусти меня, калиф, дозволь дышать и петь на воле". Совершенно с такими же мольбами встречаемся мы в переписке Толстого. Необыкновенно мягкий и нежный, он должен был собрать весь запас своей энергии, чтобы отказаться от близости к Государю, которому, когда он заболел под Одессой, по несколько раз в день телеграфировали о состоянии его здоровья. Одно время Толстой поколебался было: ему показалось привлекательным быть при Государе, как он выразился в письме к нему, "Бесстрашным сказателем правды" - но просто придворным Толстой не хотел быть ни в каком случае. В его переписке ясно отразилась удивительно-благородная и чистая душа поэта; но из нее же видно, что изящная его личность была лишена силы и тревоги, мир сильных ощущений и мук сомнения был ему чужд. Это наложило печать на все его творчество.

Толстой начал писать и печатать очень рано. Уже в 1841 г., под псевдонимом Краснорогский, вышла его книжка "Упырь" (Санкт-Петербург). Толстой впоследствии не придавал ей никакого значения и не включал в собрание своих сочинений; ее лишь в 1900 г. переиздал личный друг его семьи, Владимир Соловьев. Это - фантастический рассказ в стиле Гофмана и Погорельского-Перовского. Белинский встретил его очень приветливо. Длинный промежуток времени отделяет первое, мимолетное появление Толстого в печати от действительного начала его литературной карьеры. В 1854 г. он выступил в "Современнике" с рядом стихотворений ("Колокольчики мои", "Ой стоги" и др.), сразу обративших на него внимание. Литературные связи его относятся еще к сороковым годам. Он был хорошо знаком с Гоголем, Аксаковым, Анненковым, Некрасовым, Панаевым и особенно с Тургеневым, который был освобожден от постигшей его в 1852 г. ссылки в деревню благодаря хлопотам Толстого. Примкнув ненадолго к кружку "Современника", Толстой принял участие в составлении цикла юмористических стихотворений, появившихся в "Современнике" в 1854 - 55 годах под известным псевдонимом Кузьмы Пруткова (см.). Весьма трудно определить, что именно здесь принадлежит Толстому, но несомненно, что его вклад был не из маловажных: юмористическая жилка была очень сильна в нем. Он обладал даром весьма тонкой, хотя и добродушной насмешки; многие из лучших и наиболее известных его стихотворений обязаны своим успехом именно иронии, в них разлитой (например "Спесь", "У приказных ворот"). Юмористически-сатирические выходки Толстого против течений 60-х годов ("Порой веселой мая", "Потом богатырь" и др.) немало повлияли на дурное отношение к нему известной части критики. Видное место занимают юмористические пассажи и в цикле толстовских обработок былинных сюжетов. Никогда не стесняясь в своих юмористических выходках посторонними соображениями, этот, по мнению многих из своих литературных противников, "консервативный" поэт написал несколько юмористических поэм, до сих пор не включаемых в собрание его сочинений и (не считая заграничных изданий) попавших в печать только в восьмидесятых годах. В ряду этих поэм особенной известностью пользуются две: "Очерк русской истории от Гостомысла до Тимашева" ("Русская Старина", 1878, т. 40) и "Сон Попова" (ib., 1882, № 12). Первая из них представляет собой юмористическое обозрение почти всех главных событий истории России, с постоянным припевом: "Порядка только нет". Поэма написана в намеренно-вульгарном тоне, что не мешает некоторым характеристикам быть очень меткими (например об Екатерине II: "Madame, при вас на диво порядок процветает, - писали ей учтиво Вольтер и Дидерот, - лишь надобно народу, которому вы мать, скорее дать свободу, скорей свободу дать". Она им возразила: "Messieurs, vous me comblez", и тотчас прикрепила украинцев к земле"). "Сон статского советника Попова" еще более комичен. - Написанные в народном стиле стихотворения, которыми дебютировал Толстой, особенно понравились московскому славянофильскому кружку; в его органе, "Русской Беседе", появились две поэмы Толстого: "Грешница" (1858) и "Иоанн Дамаскин" (1859). С прекращением "Русской Беседы" Толстой становится деятельным сотрудником Катковского "Русского Вестника", где были напечатаны драматическая поэма "Дон-Жуан" (1862), исторический роман "Князь Серебряный" (1863) и ряд архаически сатирических стихотворений, вышучивающих материализм 60-х годов. В "Отечественных Записках" 1866 г. была напечатана первая часть драматической трилогии Толстого - "Смерть Иоанна Грозного", которая в 1867 г. была поставлена на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге и имела большой успех, несмотря на то, что соперничество актеров лишало драму хорошего исполнителя заглавной роли. В следующем году эта трагедия, в прекрасном переводе Каролины Павловой (см.), тоже с большим успехом, была поставлена на придворном театре лично дружившего с Толстым великого герцога Веймарского. С преобразованием в 1868 г. "Вестника Европы" в общелитературный журнал, Толстой становится его деятельным сотрудником. Здесь, кроме ряда былин и других стихотворений, были помещены остальные две части трилогии - "Царь Федор Иоаннович" (1868, 5) и "Царь Борис" (1870, 3), стихотворная автобиографическая повесть "Портрет" (1874, 9) и написанный в Дантовском стиле рассказ в стихах "Дракон". После смерти Толстого были напечатаны неоконченная историческая драма "Посадник" и разные мелкие стихотворения. Меньше всего выдается художественными достоинствами чрезвычайно-популярный роман Толстого "Князь Серебряный", хотя он, несомненно, пригоден как чтение для юношества и для народа. Он послужил также сюжетом для множества пьес народного репертуара и лубочных рассказов. Причина такой популярности - доступность эффектов и внешняя занимательность; но роман мало удовлетворяет требованиям серьезной психологической разработки. Лица поставлены в нем слишком схематично и одноцветно, при первом появлении на сцену сразу получают известное освещение и с ним остаются без дальнейшего развития не только на всем протяжении романа, но даже в отделенном 20 годами эпилоге. Интрига ведена очень искусственно, в почти сказочном стиле; все совершается по щучьему велению. Главный герой, по признанию самого Толстого - лицо совершенно бесцветное. Остальные лица, за исключением Грозного, сработаны по тому условно-историческому трафарету, который установился со времен "Юрия Милославского" для изображения древнерусской жизни. Толстой хотя и изучал старину, но большей частью не по первоисточникам, а по пособиям. Сильнее всего отразилось на его романе влияние народных песен, былин и лермонтовской "Песни о купце Калашникове". Лучше всего удалась автору фигура Грозного. То безграничное негодование, которое овладевает Толстым каждый раз, когда он говорит о неистовствах Грозного, дало ему силу порвать с условным умилением перед древнерусской жизнью. По сравнению с романами Лажечникова и Загоскина, еще меньше заботившихся о реальном воспроизведении старины, "Князь Серебряный", представляет собой, однако, шаг вперед. Несравненно интереснее Толстой как поэт и драматург. Внешняя форма стихотворений Толстого не всегда стоит на одинаковой высоте. Помимо архаизмов, к которым даже такой ценитель его таланта, как Тургенев, относился очень сдержанно, но которые можно оправдать ради их оригинальности, у Толстого попадаются неверные ударения, недостаточные рифмы, неловкие выражения. Ближайшие его друзья ему на это указывали, и в переписке своей он не раз возражает на эти вполне благожелательные упреки. В области чистой лирики лучше всего, соответственно личному душевному складу Толстого, ему удавалась легкая, грациозная грусть, ничем определенным не вызванная. В своих поэмах Толстой является поэтом описательным по преимуществу, мало занимаясь психологией действующих лиц. Так, "Грешница" обрывается как раз там, где происходит перерождение недавней блудницы. В "Драконе", по словам Тургенева (в некрологе Толстому), Толстой "достигает почти Дантовской образности и силы"; и действительно, в описаниях строго выдержан Дантовский стиль. Интерес психологический из поэм Толстого представляет только "Иоанн Дамаскин". Вдохновенному певцу, удалившемуся в монастырь от блеска двора, чтобы отдаться внутренней духовной жизни, суровый игумен, в видах полного смирения внутренней гордыни, запрещает предаваться поэтическому творчеству. Положение высоко-трагическое, но заканчивается оно компромиссом: игумену является видение, после которого он разрешает Дамаскину продолжать слагать песнопения. Всего ярче поэтическая индивидуальность Толстого сказалась в исторических балладах и обработках былинных сюжетов. Из баллад и сказаний Толстого особенной известностью пользуется "Василий Шибанов"; по изобразительности, концентрированности эффектов и сильному языку - это одно из лучших произведений Толстого. О писанных в старорусском стиле стихотворениях Толстого можно повторить то, что сам он сказал в своем послании Ивану Аксакову: "Судя меня довольно строго, в моих стихах находишь ты, что в них торжественности много и слишком мало простоты". Герои русских былин в изображении Толстого напоминают французских рыцарей. Довольно трудно распознать подлинного вороватого Алешу Поповича, с глазами завидущими и руками загребущими, в том трубадуре, который, полонив царевну, катается с ней на лодочке и держит ей такую речь: "...сдайся, сдайся, девица душа! я люблю тебя царевна, я хочу тебя добыть, вольной волей иль неволей, ты должна меня любить. Он весло свое бросает, гусли звонкие берет, дивным пением дрожащий огласился очерет..." Несмотря, однако, на несколько условный стиль толстовских былинных переработок, в их нарядном архаизме нельзя отрицать большой эффектности и своеобразной красоты. Как бы предчувствуя свою близкую кончину и подводя итог всей своей литературной деятельности, Толстой осенью 1875 г. написал стихотворение "Прозрачных облаков спокойное движенье", где, между прочим, говорит о себе:
Всему настал конец, прийми ж его и ты
Певец, державший стяг во имя красоты.
Это самоопределение почти совпадает с тем, что говорили о Толстом многие "либеральные" критики, называвшие его поэзию типичной представительницей "искусства для искусства". И, тем не менее, зачисление Толстого исключительно в разряд представителей "чистого искусства" можно принять только с значительными оговорками. В тех самых стихотворениях на древнерусские сюжеты, в которых всего сильнее сказалась его поэтическая индивидуальность, водружен далеко не один "стяг красоты": тут же выражены и политические идеалы Толстого, тут же он борется с идеалами, ему не симпатичными. В политическом отношении он является в них славянофилом в лучшем смысле слова. Сам он, правда (в переписке), называет себя решительнейшим западником, но общение с московскими славянофилами все же наложило на него яркую печать. В Аксаковском "Дне" было напечатано нашумевшее в свое время стихотворение "Государь ты наш батюшка", где в излюбленной им юмористической форме Толстой изображает петровскую реформу как "кашицу", которую "государь Петр Алексеевич" варит из добытой "за морем" крупы (своя якобы "сорная"), а мешает "палкой"; кашица "крутенька" и "солона", расхлебывать ее будут "детушки". В старой Руси Толстого привлекает, однако, не московский период, омраченный жестокостью Грозного, а Русь Киевская, вечевая. Когда Поток-богатырь, проснувшись после пяти-векового сна, видит раболепие толпы перед царем, он "удивляется притче" такой: "если князь он, иль царь напоследок, что ж метут они землю пред ним бородой? мы честили князей, но не этак! Да и полно, уж вправду ли я на Руси? От земного нас Бога Господь упаси! Нам писанием велено строго признавать лишь небесного Бога!" Он "пытает у встречного молодца: где здесь, дядя, сбирается вече?" В "Змее Тугарине" сам Владимир провозглашает такой тост: "за древнее русское вече, за вольный, за честный славянский народ, за колокол пью Новграда, и если он даже и в прах упадет, пусть звон его в сердце потомков живет". С такими идеалами, нимало не отзывающимися "консерватизмом", Толстой, тем не менее, был в середине 60-х годов зачислен в разряд писателей откровенно-ретроградных. Произошло это оттого, что, оставив "стяг красоты", он бросился в борьбу общественных течений и весьма чувствительно стал задевать "детей" Базаровского типа. Не нравились они ему главным образом потому, что "они звона не терпят гуслярного, подавай им товара базарного, все чего им не взвесить, не смеряти, все кричат они, надо похерити". На борьбу с этим "ученьем грязноватым" Толстой призывал "Пантелея-Целителя": "и на этих людей, государь Пантелей, палки ты не жалей суковатые". И вот, он сам выступает в роли Пантелея-Целителя и начинает помахивать палкой суковатой. Нельзя сказать, чтобы он помахивал ею осторожно. Это не одна добродушная ирония над "материалистами", "у коих трубочисты суть выше Рафаила", которые цветы в садах хотят заменить репой и полагают, что соловьев "скорее истребити за бесполезность надо", а рощи обратить в места "где б жирные говяда кормились на жаркое" и т. д. Весьма широко раздвигая понятие о "российской коммуне" Толстой полагает, что ее приверженцы "все хотят загадить для общего блаженства", что "чужим они немногое считают, когда чего им надо, то тащут и хватают"; "толпы их все грызутся, лишь свой откроют форум, и порознь все клянутся in verba вожакорум. В одном согласны все лишь: коль у других именье отымешь да разделишь, начнется вожделенье". Справиться с ними, в сущности, не трудно: "чтоб русская держава спаслась от их затеи, повесить Станислава всем вожакам на шею". Все это вызвало во многих враждебное отношение к Толстому, и он вскоре почувствовал себя в положении писателя, загнанного критикой. Общий характер его литературной деятельности и после посыпавшихся на него нападок остался прежний, но отпор "крику оглушительному: сдайтесь, певцы и художники! Кстати ли вымыслы ваши в наш век положительный!" он стал давать в форме менее резкой, просто взывая к своим единомышленникам: "дружно гребите, во имя прекрасного, против течения". Как ни характерна сама по себе борьба, в которую вступил поэт, считавший себя исключительно певцом "красоты", не следует, однако, преувеличивать ее значение. "Поэтом-бойцом", как его называют некоторые критики, Толстой не был; гораздо ближе к истине то, что он сам сказал о себе: "двух станов не боец, но только гость случайный, за правду я бы рад поднять мой добрый меч, но спор с обоими - досель мой жребий тайный, и к клятве ни один не мог меня привлечь". - В области русской исторической драмы Толстому принадлежит одно из первых мест; здесь он уступает только одному Пушкину. Исторически-бытовая драма "Посадник", к сожалению, осталась неоконченной. Драматическая поэма "Дон-Жуан" задумана Толстым не только как драма, для создания которой автор не должен перевоплощать свою собственную психологию в характеры действующих лиц, но также как произведение лирически-философское; между тем спокойный, добродетельный и почти "однолюб" Толстой не мог проникнуться психологией вечно ищущего смены впечатлений, безумно-страстного Дон-Жуана. Отсутствие страсти в личном и литературном темпераменте автора привело к тому, что сущность дон-жуанского типа совершенно побледнела в изображении Толстого: именно страсти в его "Дон-Жуане" и нет. На первый план между драматическими произведениями Толстого выступает, таким образом, его трилогия. Наибольшей известностью долго пользовалась первая часть ее - "Смерть Иоанна Грозного". Это объясняется прежде всего тем, что до недавнего времени только она одна и ставилась на сцену - а сценическая постановка трагедий Толстого, о которой он и сам так заботился, написав специальное наставление для нее, имеет большое значение для установления репутации его пьес. Сцена, например, где к умирающему Иоанну, в исполнение только что отданного им приказа, с гиком и свистом врывается толпа скоморохов, при чтении не производит и десятой доли того впечатления, как на сцене. Другая причина недавней большей популярности "Смерти Иоанна Грозного" заключается в том, что в свое время это была первая попытка вывести на сцену русского царя не в обычных до того рамках легендарного величия, а в реальных очертаниях живой человеческой личности. По мере того как этот интерес новизны пропадал, уменьшался и интерес к "Смерти Иоанна Грозного", которая теперь ставится редко и вообще уступила первенство "Федору Иоанновичу". Непреходящим достоинством трагедии, помимо очень колоритных подробностей и сильного языка, является чрезвычайная стройность в развитии действия: нет ни одного лишнего слова, все направлено к одной цели, выраженной уже в заглавии пьесы. Смерть Иоанна носится над пьесой с первого же момента; всякая мелочь ее подготовляет, настраивая мысль читателя и зрителя в одном направлении. Вместе с тем каждая сцена обрисовывает перед нами Иоанна с какой-нибудь новой стороны; мы узнаем его и как государственного человека, и как мужа, и как отца, со всех сторон его характера, основу которого составляет крайняя нервность, быстрая смена впечатлений, переход от подъема к упадку духа. Нельзя не заметить, однако, что в своем усиленном стремлении к концентрированию действия Толстой смешал две точки зрения: фантастически-суеверную и реалистическую. Если автор желал сделать узлом драмы исполнение предсказания волхвов, что царь непременно умрет в Кириллин день, то незачем было придавать первостепенное значение стараниям Бориса вызвать в Иоанне гибельное для него волнение, которое, как Борис знал от врача, будет для царя смертельно помимо всяких предсказаний волхвов. В третьей части трилогии - "Царе Борисе" - автор как бы совсем забыл о том Борисе, которого вывел в первых двух частях трилогии, о Борисе косвенном убийце Иоанна и почти прямом - царевича Димитрия, хитром, коварном, жестоком правителе Руси в царствование Феодора, ставившем выше всего свои личные интересы. Теперь, кроме немногих моментов, Борис - идеал царя и семьянина. Толстой не в состоянии был отделаться от обаяния образа, созданного Пушкиным, и впал в психологическое противоречие с самим собой, причем еще значительно усилил пушкинскую реабилитацию Годунова. Толстовский Борис прямо сентиментален. Чрезмерно сентиментальны и дети Бориса: жених Ксении, датский королевич, скорее напоминает юношу эпохи Вертера, чем авантюриста, приехавшего в Россию для выгодной женитьбы. Венцом трилогии является срединная ее пьеса - "Федор Иоаннович". Ее мало заметили при появлении, мало читали, мало комментировали. Но вот, в конце 1890-х годов, было снято запрещение ставить пьесу на сцене. Ее поставили сначала в придворно-аристократических кружках, затем на сцене Петербургского Малого театра; позже пьеса обошла всю провинцию. Успех был небывалый в летописях русского театра. Многие приписывали его удивительной игре актера Орленева, создавшего роль Федора Иоанновича - но и в провинции всюду нашлись "свои Орленевы". Дело, значит, не в актере, а в том замечательно благодарном материале, который дается трагедией. Поскольку исполнению "Дон-Жуана" помешала противоположность между психологией автора и страстным темпераментом героя, постольку родственность душевных настроений внесла чрезвычайную теплоту в изображение Федора Иоанновича. Желание отказаться от блеска, уйти в себя так знакомо было Толстому, бесконечно-нежное чувство Федора к Ирине так близко напоминает любовь Толстого к жене. С полной творческой самобытностью Толстой понял по-своему совсем иначе освещенного историей Федора - понял, что это отнюдь не слабоумный, лишенный духовной жизни человек, что в нем были задатки благородной инициативы, могущей дать ослепительные вспышки. Не только в русской литературе, но и во всемирной мало сцен, равных, по потрясающему впечатлению, тому месту трагедии, когда Федор спрашивает Бориса: "царь я или не царь?" Помимо оригинальности, силы и яркости, эта сцена до такой степени свободна от условий места и времени, до такой степени взята из тайников человеческой души, что может стать достоянием всякой литературы. Толстовский Федор Иоаннович - один из мировых типов, созданный из непреходящих элементов человеческой психологии.

Алексей Константинович Толстой – русский писатель, поэт и драматург из рода Толстых.

Алексей Константинович Толстой
(1817-1875)
«И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало».
А. К. Толстой

Родился 5 сентября 1817 года в Санкт-Петербурге в семье графа Константина Петровича Толстого. Когда мальчику было всего 6 недель, брак его родителей распался, и Анна Алексеевна увезла сына на Украину в имение своего брата Алексея Перовского. Практически, дядя стал главным воспитателем Алексея Константиновича. Поскольку сам он был известным беллетристом, то и в племяннике с ранних лет сумел воспитать любовь к книгам и литературному творчеству. Именно Перовский (псевдоним Антон Погорельский), сочинил для племянника сказку «Чёрная курица» о приключениях мальчика Алеши.

С шести лет Алексей выучился читать, полюбил стихи, заучивал их наизусть и уже сам пробовал писать. Он ещё в детском возрасте познакомился с Пушкиным, во время поездки с мамой и дядей в Германию - с Гёте, а поездка в Италию связана со знакомством с великим художником Карлом Брюлловым (который позднее напишет портрет юного Толстого). Товарищем по играм стал для Толстого наследник престола, будущий император Александр II. В 1834 году Толстой был зачислен «студентом» в Московский главный архив министерства иностранных дел. В декабре 1835 года он сдает в Московский Университет экзамены на получение аттестата на вступление в первый разряд чиновников государственной службы. Государственная служба Толстому глубоко противна, он хочет стать поэтом, но не находит в себе сил порвать со службой, боясь расстроить родных.

В 1836 году Толстой берет четырехмесячный отпуск, чтобы сопроводить тяжелобольного Перовского в Ниццу на лечение, но по дороге, в варшавской гостинице, Перовский умирает. Все свое состояние он оставляет Алеше.

В конце этого же года Толстой переведен в департамент министерства иностранных дел и вскоре назначен в русскую миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне. Во Франкфурте Толстой большую часть своего времени, как и всякий молодой светский человек, проводит в развлечениях.

С 1838 - 1839гг. Толстой живет за границей - в Германии, Италии, Франции. В это же время он пишет свои первые рассказы (на французском языке) «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет» (которые будут опубликованы только после смерти автора).
Первые рассказы Толстого - яркие образцы мистики. Вернувшись в Россию, Толстой продолжает жить «светской жизнью»: приударяет за барышнями на петербургских балах, с шиком тратит деньги, охотится в своём имении Красный Рог, перешедшем ему по наследству. Охота становится для Толстого страстным увлечением, он неоднократно с риском для жизни ходил с рогатиной на медведя. Вообще, Алексей Константинович отличался удивительной физической силой - закручивал винтом серебряные вилки и ложки, разгибал подковы.

В 1841 году состоялся литературный дебют Толстого - под псевдонимом «Краснорогский» опубликована мистическая повесть «Упырь», первое русское произведение на «вампирскую» тему. Повесть заслужила одобрительную рецензию Белинского. В 1850 году Толстой вместе со своим двоюродным братом Алексеем Жемчужниковым, скрывшись за псевдонимами «Y» и «Z» отправили на цензуру комедию в одном действии «Фантазия». Цензор хотя и внес в произведение поправки, но в целом ничего предосудительного в нем не нашел. Премьера пьесы состоялась 8 января 1851 года в Александрийском театре и закончилась грандиознейшим скандалом, после которого постановка была запрещена.

В том же 1851 году Алексею Толстому пожаловано звание церемониймейстера двора, а также происходит важнейшее событие в его личной жизни - поэт знакомится со своей будущей женой Софьей Миллер. Им далеко не сразу было суждено воссоединиться.

Муж Софьи Андреевны не давал ей развода, да и развестись в те времена было весьма проблематично. Не хотела и мать Толстого, чтобы он женился на Софье Андреевне. Конечно, она мечтала о совсем другой невесте для единственного сына. Официально их брак был оформлен только в 1863 году.

Письма, Толстого к Софье Андреевне, написанные в зрелом возрасте поражают своей несказанной нежностью. Все, кто знал эту пару, говорили, что их брак был счастливым от первого до последнего дня.

Возникшее чувство к Миллер вдохновляет Толстого. С 1854 года он систематически печатает свои стихотворения, в том числе и под именем Козьмы Пруткова - писателя, придуманного им вместе с братьями Жемчужниковыми. Во время Крымской войны Толстой вступил в армию майором, но в военных действиях не участвовал: заболел под Одессой тифом и с трудом выжил. После выздоровления, он участвует в коронации Александра II, в день коронационных торжеств произведен в подполковники и назначен флигель-адъютантом к императору. Военная служба тяготит его, и в 1861 году он добивается своей отставки. Приходит литературная слава - его стихи пользуются успехом.

Поэта увлекает и русская история - «смутное время» и эпоха Ивана Грозного - и он создает исторический роман «Князь Серебряный» и «Драматическую трилогию», но особенно интересна Толстому домонгольская Русь, которую он идеализирует во многих балладах и былинах.

В это время, он написал три пьесы, которые составили драматическую трилогию: «Царь Борис», «Царь Федор Иоаннович» и «Смерть Иоанна Грозного» (1862-1869гг.). К началу 70-х годов у писателя возник замысел драмы «Посадник», повествующей об эпизоде из истории древнего Новгорода, но закончить его, к сожалению, автору не удалось.

В последние годы своей жизни Толстой тяжело болел. Не находя спасения от страшных головных болей, он начинает применять инъекции морфия. Развивается зависимость от морфина. 28 сентября 1875 года Толстой умирает в Красном Роге от слишком большой дозы морфия. Похоронен был возле сельской церкви. Его вдова, Софья Андреевна вернулась в столицу, завещав похоронить себя в Красном Роге.

Алексей Константинович Толстой, был писателем большого природного таланта. Лучшие его произведения входят в золотой фонд поэзии, прозы и драматургии. Сильная и благородная личность Алексея Константиновича Толстого, воплощавшего в себе лучшие качества русского человека, - как бы реальное жизненное продолжение тех принципов и идеалов, которые он воспел в своем художественном творчестве. И, разумеется, не упомянуть самого знаменитого русского мудреца Козьму Пруткова было бы непростительной ошибкой. Наиболее блестящие афоризмы «председателя Пробирной Палатки» принадлежат как раз перу Толстого. «Зри в корень!», «Бди!», «Если хочешь быть счастливым, будь им», «Где начало того конца, которым оканчивается начало?», «Не всё стриги, что растёт». И вечно актуальное для наших березняков: «Держаться партии народной и современно и доходно».

Царедворец, поэт, патриот, историк, писатель, сатирик, насмешник, мистик, авантюрист, силач и красавец... Как там у Козьмы Пруткова? «Никто не обнимет необъятного»? Парадоксальным образом автору изречения, графу Алексею Толстому, это почти удалось.

Знаете ли вы что

Алексей Толстой был физически очень силён. Как говорят исторические документы, он могу при помощи одних рук разгибать подковы, а также он мог всего одним пальцем вгонять гвоздь в стену.

С супругой Софьей у Алексея Константиновича Толстого детей не было.

Жена Толстого, несмотря на то, что родилась в провинции, была очень образованна и обладала пытливым умом. Знала четырнадцать иностранных языков.
Алексей Константинович был заядлым охотником, не один раз в одиночку ходил с рогатиной на медведя.
В 2014 году Министерством культуры было выделено 40 миллионов рублей для воссоздания оригинального интерьера музея-усадьбы. Часть предметов интерьера XIX века выкуплена из частных коллекций. Директор Елена Ловяго отметила, что доподлинно не известно, как был обставлен дом писателя, поэтому работники музея ориентируются на типичный облик дворянской усадьбы того времени.
Из произведений Толстого к фантастике, помимо мистической прозы («Упырь», «Семья вурдалака», Встреча через триста лет», «Амена»), относятся многие поэтические произведения - поэма «Дракон», баллады и былины «Сказка про короля и про монаха», «Вихорь-конь», «Волки», «Князь Ростислав», «Садко», «Богатырь», «Поток-богатырь», «Змей Тугарин», драматическая поэма «Дон Жуан». Фантастические элементы присутствуют и в некоторых других произведениях писателя.

Интернет-ресурсы:

Алексей Константинович Толстой. Все книги автора [Электронный ресурс] // Читать книги онлайн: электронная библиотека. – Режим доступа: https://www.bookol.ru/author/aleksey-konstantinovich-tolstoy.htm

Бугримова, Ольга. Тайны А. К. Толстого [Электронный ресурс] / О. Бугримова // Проза.ру: литературный портал. – Режим доступа: http://www.proza.ru/2015/07/29/1745

Жуков, Дмитрий. Алексей Константинович Толстой [Электронный ресурс] / Д. Жуков. – Режим доступа: https://www.e-reading.club/book.php?book=102609

Ерёмин, Виктор. Алексей Толстой, или О, счастливчик! / В. Еремин // LiveInternet. - Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/steampunk3d/post419155158/

Кудряшов, Константин. Литература абсурда. Алексей Толстой не терпел скуки в творчестве и жизни / К. Кудряшов [Электронный ресурс] / / Аргументы и факты. 2015. - № 41. – Режим доступа: http://www.aif.ru/culture/person/literatura_absurda_aleksey_tolstoy_ne_terpel_skuki_v_tvorchestve_i_zhizni

Толстой Алексей Константинович. Собрание сочинений [Электронный ресурс] / А. К. Толстой // Lib.Ru/Классика. – Режим доступа: http://az.lib.ru/t/tolstoj_a_k/

Афоризмы и цитаты:

Все, что не ты - так суетно и ложно,
Все, что не ты - бесцветно и мертво.

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!

В природе человеческой окрашивать чужие поступки нашим личным расположением к их совершителям.

Прослыть боится слабым лишь тот, кто слаб.

Правду сказать недолго, да говорить-то надо умеючи.

Печали вечной в мире нет
И нет тоски неизлечимой.

Не вдруг приходит вдохновенье,
Земное бремя тяжело...

Блажен, кто рядом славных дел
Свой век украсил быстротечный.

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Нас редко оскорбляет обвинение в пороках, которых мы решительно чужды.

К чему душа, когда любовь погибла!
Теперь мне боле нечего терять -
И смерть и ад на бой я вызываю!

В праздник пей, да не допивай; пой, да не оглядывайся!

Не было б вам на том свету ни дна, ни покрышки.

24 августа (5 сентября) 1817 г. в семье банковского советника, графа Константина Петровича Толстого, и Анны Алексеевны, урождённой Перовской, родился мальчик Алексей. Так сложились карты, что ребенку не суждено было жить в полной семье - родители разошлись. Алеша обрел нового отца в лице брата матери, Алексея Перовского (псевдоним А. Погорельский), человека творческого. Автор всем известной повести «Черная курица, или Подземные жители», конечно, не мог не повлиять на мальчика. Кстати, повесть была сочинена специально для маленького Алексея. Фантастические мотивы и извечный поиск писателя объясняется именно этим - семейными литературными истоками. Насыщенные красками воспоминания детства - село Погорельцы, путешествие по Италии, конечно, нашли отражение в творчестве, но не затронули главного - сумрачную душу писателя.

Вурдалаки, фантастические поиски оказались молодому человеку ближе. Молодой студент Толстой пишет «Встречу через триста лет», «Упыря» и «Семью вурдалака». Юноша с тонким душевным строением и нежными чертами лица пытался обрести почву под ногами, и может этим объясняется его увлечение такой земной Софьей Миллер (урожденной Бахметевой). Браку препятствовали. Со стороны Алексея - мать, а со стороны Софьи - ее бывший муж. Конечно, это не могло не сказаться на здоровье хрупкого автора, реальная жизнь которого беспрестанно ставила препоны, не в пример зыбкому фантастическому творчеству, где можно было проявить полет души. Именно Софье была посвящена большая часть любовной лирики, и в том числе широко известное стихотворение «Средь шумного бала…».

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

И в конце поэт произносит:

Люблю ли тебя — я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!..

Все так и произошло - Алексей и Софья познакомились на маскараде в Большом театре. Толстой возможно и отличался от привычного светского молодого человека, для которого важны лишь внешние проявления жизни, но в тоже время при своем нежном строении души умудрялся быть завсегдатаем светских мероприятий и даже позволял себе рискованные шутки. Всегда в нем будто уживалось два человека: тот, которому приходилось испытывать определенное влияние общества, и он сам, настоящий, человек свободный, не терпящий никаких ограничений. Это проявилось и в том, когда он не пожелал остаться на военной службе. Жизнь придворного и политического деятеля также была чуждой для него.

Несмотря на уговоры доброжелателей, всегда знающих жизнь лучше, чем тот, кто ее проживает, в 1859г. Толстой уходит в бессрочный отпуск, а в 1861г. добивается полной отставки. Типичный «неформал» по нынешним временам, человек, посмевший противопоставить обществу личные устремления. Наконец у него появилась возможность посвятить себя главному - словесности, делу жизни, которому он и предался в имениях Пустынька на берегу реки Тосны под Санкт-Петербургом и Красный Рог в Черниговской губернии. Помимо увлечений мистикой (надо заметить, что Алексей Константинович даже посещал сеансы английского спирита Юма), тайнами существ потустороннего мира, Толстой отдал дань и миру реальному в произведениях, кстати, принесших ему наибольшую известность: «Князь Серебряный», «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис».

Хотя порой казалось, что сил у Толстого больше, чем у других (например, ему удавалось сгибать и разгибать подковы, пальцем вгонять в стену гвозди, писатель в одиночку ходил с рогатиной на медведя), но здоровье было Ахиллесовой пятой Алексея Константиновича: его мучала астма и страшные невралгические головные боли. Как это бывает, в то самое время, когда жить бы ему казалось да жить, и дела пошли на лад: в 1873 году Толстого избрали членом-корреспондентом Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности, уже в следующем году наметились ухудшения, принесшие свои страшные плоды. Врачи прописали ему морфин, который вместо положенного исцеления, лишь помог писателю отправиться на тот свет - 28 сентября (10 октября) 1875 года Алексей Константинович ввел себе слишком много морфия. Смерть наступила мгновенно.

Кузина Полина




А.К. Толстой, Брянская земля.

Имя Алексея Константиновича Толстого (родился в С. Петербурге в 1817 году) известно каждому любителю русской словестности. Это и историко - приключенческий роман "Князь Серебряный" и афоризмы Козьмы Пруткова, и драматическая трилогия, и, конечно же, незабываемые строки его стихотворений.
В детстве будущий поэт жил в Красном Роге, до семнадцатилетнего возраста "беспрестанно путешествовал с родными... но постоянно возвращался в имение." Как потом вспоминал Толстой, на его склонность к поэзии повлияла брянская природа: "...Воздух и вид наших больших лесов, страстно любимых мною, произвели на меня глубокое впечатление, наложившее отпечаток на мой характер и на всю мою жизнь..." Сюда, в Красный Рог, он вернулся, оставив службу в конце 50-х годов, здесь же и скончался 28 сентября 1875 года, и похоронен возле сельской церкви.
Будучи человеком европейского образования, Толстой оставался истинно русским патриотом, не отделявшим себя от судьбы Родины. Как написанные сегодня, звучат его слова:

Да, он грустит во дни невзгоды,
Родному голосу внемля,
Что на два разные народа
Распалась русская земля.

Как он любил свой мирный уголок,
Взрастивший в нем возвышенные чувства,
Где в тишине, от суеты далек,
Он уходил в свой чудный мир искусства.
... И до конца он любоваться мог
Своих лесов любимыми краями:
И осенил родимый Красный Рог
Его конец безоблачными снами.

«Здесь все живет и дышит им, все напоминает о нем: и кресла его, и письменный стол, за которым он писал свои произведения, и черный рояль. Здесь еще не стерлись его следы, отзвуки его голоса, кажется, что он только вчера проходил по этим комнатам».

Сотни подобных записей можно найти в книгах отзы­вов посетителей литературно-мемориального музея в Крас­ном Роге. Он стал притягательным памятным местом для любителей поэтического слова.

Приезжая сюда, люди воздают дань глубокого уважения Алексею Константиновичу Толстому - выдаю­щемуся русскому поэту, прозаику и драматургу, автору широко известной трилогии «Смерть Иоанна Грозного»,

«Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис», романа «Князь Серебряный», прекрасных исторических баллад, лирических стихотворений, одного из создателей зна­менитого Козьмы Пруткова.

Открытие литературно-мемориального музея в Крас­ном Роге состоялось в 1967 году, когда широко отме­чалось 150-летие со дня рождения А. К. Толстого. Именно с этим уголком брянского края была связана значительная часть жизни писателя. Усадьба с уникаль­ным парком, живописные окрестности Красного Рога, чарующая русская природа явились своеобразной колы­белью будущего поэта. Сама обстановка будила поэти­ческую фантазию, развивала склонность к литературному творчеству. Именно здесь А. К. Толстой написал зна­чительную часть произведений.

Родился Алексей Константинович 24 августа 1817 года в Петербурге. Когда мальчику было шесть недель, мать увезла его в Черниговскую губернию в имение своего брата А. А. Перовского - в Погорельцы. Потом они переехали в Красный Рог. Здесь и прошло детство будущего поэта. Позже этот край он назовет своей истин­ной родиной.

Воспитание Алеши взял на себя его дядя - Алексей Алексеевич Перовский, известный прозаик 20-30-х годов XIX века. Он печатал свои произведения под псевдонимом Антоний Погорельский. А. А. Перовский знакомил племянника с природой, с жизнью местного населения, воспитывал у него любовь ко всему доброму и прекрасному, пробуждал интерес к русской и зару­бежной литературе.

Это не прошло бесследно. С шестилетнего возраста А. К. Толстой начал пробовать свои силы в поэзии. О его ранних стихотворных опытах одобрительно ото­звался А. С. Пушкин.

Десяти лет будущий поэт с матерью и ее братом побывал в Германии. А еще четыре года спустя состо­ялось путешествие в Италию.

В 1834 году А. К. Толстого определили в Москов­ский архив Министерства иностранных дел, где он разбирал и производил описание древних документов. В следующем году, т. е. в семнадцать лет, юноша выдержал в словесном отделении Московского универ­ситета экзамены на право получения чина и был «признан достойным на вступление в первый разряд чиновников государственной службы». В 1837 году его назначили в русскую миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне.

После четырехлетнего пребывания в Европе, с конца 1840 года, началась служба Алексея Константиновича в Петербурге. Но сухая казенная работа мало радовала Толстого. Его неодолимо влекло литературное творчество. И он серьезно занимался любимым делом. В 1841 году вышла фантастическая повесть «Упырь», были напеча­таны стихотворение, несколько очерков и рассказов. Широко известные стихи «Ты знаешь край, где все обильем дышит...», «Колокольчики мои...», «Василий Ши­банов», «Курган» и другие тоже были написаны в этот период, хотя увидели свет гораздо позже.

В начале пятидесятых годов «родился» Козьма Прут­ков. От имени этого тупого и самовлюбленного бюро­крата николаевской эпохи А. К- Толстой, его двоюрод­ные братья Алексей и Владимир Жемчужниковы выступали в самых различных жанрах. Писали стихи, басни, эпиграммы, пародии, пьески, афоризмы, истори­ческие анекдоты, в которых высмеивались явления окру­жающей действительности.

В сентябре 1861 года. Алексею Константиновичу удалось добиться отставки и бросить службу. Он посе­лился в Красном Роге. В шестидесятых годах он опуб­ликовал драматическую поэму «Дон Жуан» и роман «Князь Серебряный», затем написал одну за другой три пьесы, составившие трилогию «Смерть Иоанна Гроз­ного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис».

В 1867 году вышел сборник стихотворений, подводив­ший, итог более чем двадцатилетней поэтической работе А. К. Толстого. Большое место в сборнике заняла лирика, в которой главную тему составляют пейзажи родного края и настроения, навеянные им. Как проникно­венно звучат, например, эти строки:

Ты знаешь край, где все

обильем дышит, Где реки льются чище серебра, Где ветерок степной ковыль

колышет, В вишневых рощах тонут

хутора, Среди садов деревья гнутся

И до земли висит их плод

Шумя, тростник над озером

трепещет, И чист, и тих, и ясен свод

небес, Косарь поет, коса звенит

и блещет. Вдоль берега стоит кудрявый

лес, И к облакам, клубяся

над водою, Бежит дымок синеющей струею?

В стихотворении «Колодники», ставшем популярной народной песней, нарисована картина, полная трагизма и безысходности.

Спускается солнце за степи, Вдали золотится ковыль,- Колодников звонкие цепи Взметают дорожную пыль.

Идут они с бритыми лбами, шагают вперед тяжело, Угрюмые сдвинули брови, На сердце раздумье легло.

Поют про свободные степи, Про дикую волю поют. День меркнет все боле,-

а цепи Дорогу метут да метут...

Отзвуки народных песен с их радостями и печалями слышатся в толстовских «Ты не спрашивай, не распы­тывай», «Не божьим громом горе ударило», «Ты почто, злая кручинушка», «Кабы знала я, кабы ведала» и других. Народная мудрость, трогательная простота присущи многим этим стихотворениям. Другой темой лирики Толстого является любовь - глубокая, чистая, вдохновляющая.

И еще одна особенность творчества Алексея Констан­тиновича, о которой хорошо сказал композитор П. И. Чай­ковский: «Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов». Стихи Толстого были положены на музыку Чайков­ским, Кюи, Римским-Корсаковым, Рубинштейном, Бороди­ным, Мусоргским, Рахманиновым, Танеевым и другими. До сих пор, например, не утратил очарования и неж­ности романс, созданный на эти взволнованные стихи А. К. Толстого:

Средь шумного бала случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты.

свирели. Как моря играющий вал.

Умер Алексей Константинович 28 сентября 1875 года. Похоронили его возле Краснорогскои церкви в семейном склепе.

Юбилейная медаль к 170-летию со дня рождения А. К. Толстого

Из построек того времени в усадьбе сохранились домик хозяйственного двора, бывшая прачечная и фли­гель, в котором ныне располагается музей поэта. За преде­лами усадьбы находятся церковь и могила поэта с ка­менным надгробием. Как и толстовская усадьба, они на­ходятся под государственной охраной как памятники истории и культуры.

Ежегодно в сентябре в Красном Роге проводится празд­ник поэзии. Это дань уважения советских людей А. К- Тол­стому, творчество которого выдержало испытание време­нем.

Именем замечательного поэта-земляка назван Брян­ский городской парк культуры и отдыха. Здесь Алек­сею Константиновичу Толстому установлен памятник.

В здании флигеля, восстановленном после войны, ныне разместился музей А.К. Толстого

Село Красный Рог. Литературно-мемориальный музей А.К. Толстого, бюст поэта и фамильный склеп Толстых.

Село Красный Рог

Флигель. Единственное сохранившееся мемориальное здание усадьбы. Фото 2006 г.

Портрет А.К. Толстого. (Б. Яшин)


(воспоминания А.Ф. Войстроченко)


(подготовка усадьбы А.К. Толстого к его юбилею)


Парк-музей им. А.К. Толстого:

Деревянный фонтан "Чёртова мельница"

Памятник А.К. Толстому

3 сентября 2016 г. всё культурное сообщество Брянска и страны отмечает 199 лет графу А.К. Толстому.

Ежегодный Всероссийский праздник поэзии «Серебряная лира»

3 сентября 2016 года в Литературно – мемориальном музее А.К. Толстого состоялся ежегодный Всероссийский праздник поэзии «Серебряная лира». В рамках праздника был организован областной творческий конкурс «Заветные тропинки А.К. Толстого», основанный на одноименном новом туристическом маршруте. В конкурсе приняли участие сотрудники и экскурсоводы государственных и муниципальных музеев Брянской области.

Сотрудники «Брянского государственного краеведческого музея» представили гостям праздника театрализованную миниатюру «Романтические грезы или иллюзии воспоминаний» на стихи А.К. Толстого «Во дни минувшего бывало…». Участники сценки своей удивительной игрой попытались передать зрителю чувства, нахлынувшие на А.К. Толстого при написании данного стихотворения. За участие в конкурсе «Заветные тропинки А.К. Толстого» сотрудники Брянского государственного краеведческого музея были награждены дипломом второй степени.

30 августа в городском выставочном зале открылась фотовыставка «Есть много звуков в сердца глубине…», посвященная 200-летию со дня рождения Алексея Константиновича Толстого. Идею фотографов поддержал директор театра Андрей Викторович Саликов, его режиссером стала заслуженная артистка РФ Марина Финогенова, а воплотили в жизнь артисты Брянского театра драмы им. А.К.Толстого и фотографы фотоклуба «Брянская улица».
Народный артист РФ Иосиф Камышев, артисты театра Андрей Савченков, Ксения Ланская, Мария Максимова, Илья Беззуб, Леонид Гой, Татьяна Сычева предстали на фотографиях в образах из «Князя Серебряного» и «Дон Жуана». Елена Дигина и Олег Чиганов воплотили образы Софьи Толстой и Алексея Константиновича Толстого, навеянные стихотворением «Средь шумного бала».
Авторы фотографий – образов – Галина Семенова, Наталья Книжникова и Марина Свиридова.

Когда-то эти места бли-
стали несказанной роско-
шью, и ансамбль усадьбы
до сих пор поражает ве-
личием. В 2017 году ис-
полняется 200 лет со дня
рождения известного соз-
дателя баллад, лирических
стихов, исторического ро-
мана «Князь Серебряный»,
а так же драматической
трилогии «Смерть Иоан-
на Грозного», «Царь Федор
Иоаннович» и «Царь Бо-
рис». Афоризмы Козьмы
Пруткова, одним из «от-
цов» которого был Тол-
стой, актуальны и сегодня.
Уса дебный дом Тол-
стых сгорел в 1941 году,
и на его месте в 1993‑м
возведено здание музея.
Частью усадьбы является
сохранившаяся церковь
Успен и я, пост роен на я
в 1777 году. Самобытный
сплав из элементов дере-
вянного зодчества с под-
р а ж а н и ем к а ме н н ы м
формам при дает сель-
ской церквушке особую
теплоту. Известно, что
в 1861 году с крыльца этой
церкви Толстой читал Ма-
нифест об освобождении
крестьян от крепостной
зависимости.

Офорт "Дом-музей А.К.Толстого". Антонов Е.Н.

Родной Брянск, милая сердцу Брянщина.

И, как сестра, мой путь сопровождала
Река Нерусса – юркое дитя:
Сквозь заросли играя и светя,
Она то искрилась, то пропадала.

(Трубчевск, Брянская область)

1912 год, май. «При ясной и чистой погоде и при большом стечении публики в воздух поднял первый самолёт на Брянщине авиатор Кузьминский».

Картины брянских художников о Брянском крае.


М. Шмыров. «Зима»

Брянские поэты и писатели о земле Брянской.

В брянской литературе тема малой родины - одна из самых значительных. Образы городов, сел и деревень Брянщины раскрываются последовательно и многогранно. В творчестве наших земляков есть много произведений, про­никнутых пафосом любви к родине, беспокойством о ее судьбе, гордостью за людей, которые трудятся на брянской земле. Например, стихотворение И. Радченко «Ненаглядная сторона»:

На лугах трава ароматная, Рожью высветлены поля -Это брянская благодатная, Хлебом пахнущая земля.

На холмах дубы лучезарные, Сосен звонкая полоса -Это брянские легендарные, Чудодейственные леса.

Над речной струей дремлет лилия, Ручеек поет, как струна, -Это брянская, сердцу милая, Ненаглядная сторона.

Хронограф. Судьбы. События. Мгновения.

1950 год. Советский период - эпоха переименований. С 1918 по 1967 год улица Фокина называлась улицей Ленина (с перерывом на два года немецкой оккупации, когда ее называли улицей Пушкина), а теперешний проспект Ленина с 1920-х по тот же 1967-й был улицей Фокина (при немцах Бежицкая). Улица Калинина с 1919-го и до конца 1950-х была улицей III Интернационала (при немцах Московской, как до революции). А бульвар Гагарина до конца 1960-х был Советской улицей; улица Горького была улицей Васильева, а Большая Лубянка - улицей Иванова.

Казённая мужская гимназия.
Ул. Калинина, 66. Построена в 1913 г. архитектором Н.А. Лебедевым при поддержке меценатов П.С. и С.С. Могилевцевых. Просуществовала как гимназия 5 лет. После гражданской войны в ней находились трудовая школа, совпартшкола.
Здание разрушено в годы Великой Отечественной войны. В начале 50-х годов XX века построен городской Дом культуры промкооперации, позже ДК местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий (архитектор А.Э. Фридман). Современное использование: городской Дом культуры.

Старые и новые фотографии Брянска и Брянской области.


Так выглядела Петровская гора в 30-е годы. Горне-Никольская церковь сохранилась до сих пор.

Немного интересного, умного, мудрого.

***********************

Нужно жить так, что бы не бояться отдать своего говорящего попугая главной сплетнице города.

Улыбнись …. чуть чуть лирики.

****************************

Мальчик говорит маме:
- Папа уже пришёл! Что мы ему сначала покажем – твоё новое платье или мой дневник?

Фамилия Толстой в нашем представлении тесно связывается с литературным творчеством, и это неслучайно. В русской прозе и поэзии было целых три известных автора, носивших ее: Лев Николаевич, Алексей Константинович и Алексей Николаевич Толстой. Произведения, написанные ими, ничем не связаны, а вот сами авторы объединены кровным родством, хотя и дальним. Все они являются представителями большой дворянской ветви. Татьяна Толстая, современная писательница, кстати, тоже относится к этому роду. Хотя наиболее известным из представителем этой дворянской ветви является, безусловно, Лев Николаевич, сегодня мы предлагаем вам познакомиться с творчеством Алексея Константиновича. Произведения Алексея Николаевича Толстого также заслуживают пристального внимания. Однако это уже тема совсем другой статьи. Так, например, создал тезка интересующего нас поэта и писателя Алексей Толстой произведения для детей, которые и по сей день очень популярны и увлекательны.

Биография Толстого Алексея Константиновича

Алексей Константинович Толстой (годы жизни - 1817-1875) - поэт, писатель, драматург. Он родился в Петербурге. Происходил из рода Разумовских по материнской линии (прадед его - последний гетман Малороссии а дед, А. К. Разумовский - министр народного просвещения при царе Александре I). Отец будущего писателя - граф К. П. Толстой, с которым мать сразу же после рождения мальчика рассталась. Воспитывался Алексей Константинович под руководством своей родительницы и ее брата - А. А. Перовского, писателя, поощрявшего поэтические опыты юного Толстого.

В 1834 году он был принят на службу в Министерство иностранных дел, в Московский архив. После этого был на дипломатической службе. Толстой Алексей, произведения которого мы представим вам ниже, получил в 1843 году звание камер-юнкера.

Фантастические повести и романтическая проза

В конце 1830-х - начале 1840-х годов он создал фантастические повести, тяготеющие к готическому роману, а также романтическую прозу: "Встреча через триста лет", "Семья вурдалака". Первое его опубликованное произведение - это написанная в 1841 году повесть "Упырь", созданная под псевдонимом Краснорогский. Также в 1840-е годы Алексей Константинович приступил к работе над историческим романом под названием (окончен в 1861 году), в это же время был создан целый ряд лирических баллад и стихов, вышедших несколько позже (в 1850-60-е годы). Приобрели большую популярность многие произведения Алексея Толстого. Список их следующий: "Курган", "Колокольчики мои", "Князь Михайло Репнин", а также "Василий Шибанов" и др.

Сотрудничество в "Современнике"

В начале 1850-х годов произошло сближение Толстого с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым и другими писателями. Начиная с 1854 года в "Современнике" печатаются его литературные пародии и стихи. В соавторстве с В. М. и А. М. Жемчужниковыми (своими двоюродными братьями) в отделе этого журнала "Литературный ералаш" были опубликованы под псевдонимом Козьма Прутков сатирико-пародийные произведения. Творчество этого вымышленного автора стало зеркалом отживающих в литературе явлений и одновременно создавало сатирическую картину бюрократа, претендующего на то, чтобы быть законодателем художественного вкуса.

Толстой Алексей, произведения которого к тому времени были уже многочисленны, отойдя от участия в "Современнике", с 1857 года начал печататься в "Русской беседе", а позднее, в 1860-70-х годах - в основном в "Вестнике Европы", а также "Русском вестнике". В это время он отстаивал принципы так называемого "чистого искусства", то есть независимого от любых политических идей, в том числе "прогрессивных".

В 1861 году Толстой Алексей Константинович, произведения которого рассматриваются в этой статье, наконец, увольняется со службы, очень тяготившей его, и полностью сосредотачивается на литературном творчестве.

В 1862 году была опубликована его поэма "Дон Жуан", в следующем - "Князь Серебряный" (роман). В 1866 году на свет выходит первая часть большого творения - исторической трилогии "Смерть Иоанна Грозного", через два года - вторая - "Царь Федор Иоаннович", а в 1870 году - заключительная - "Царь Борис".

Лирическое наследие

Отвечая на вопрос о том, какие произведения написал Алексей Толстой, нельзя не отметить и его лирику. В 1867 году появляется первый поэтический сборник этого автора. В последние десять лет жизни им были написаны баллады (1868 год - "Змей Тугарин", 1869 - "Песня о Гаральде и Ярославне", 1870 - "Роман Галицкий", 1871 - "Илья Муромец" и др.). Возникли также политические сатиры в стихах ("История государства Российского...", опубликованная в 1883 году, "Сон Попова" - в 1882 и др.), лирические стихи и поэмы (1874 год - "Портрет", 1875 - "Дракон").

Общая характеристика творчества

Творчество Алексея Константиновича проникнуто единством философских идей, мотивов, лирических эмоций. Можно отметить интерес к таким проблемам, как философия истории, национальная старина, неприятие царской тирании - эти особенности творчества Толстого нашли отражение во многих его произведениях, относящихся к различным жанрам. Идеалом устройства страны, соответствующим русскому национальному характеру, Алексей Константинович считал древний Новгород и Киевскую Русь. Уклад жизни Руси того времени представлялся ему следующим: высокий уровень развития различных искусств, важное значение такого культурного слоя, как аристократия, уважение князя к свободе и личному достоинству граждан, простота нравов, многообразие и широта международных связей, в особенности с Европой.

Баллады

Изображающие образы Древней Руси баллады пронизаны лиризмом, они отражают страстную мечту их создателя о духовной независимости, а также восхищение героическими цельными натурами, которые изобразил в народной эпической поэзии Алексей Толстой. Произведения, список которых вам предлагается ("Сватовство", "Илья Муромец", "Канут", "Алеша Попович" и другие баллады) отмечены тем, что образы легендарных героев в них, сюжеты исторических событий иллюстрируют авторскую мысль, воплощают его идеалы (к примеру, князь Владимир Киевский). Они по своим художественным средствам близки некоторым другим лирическим стихотворениям Алексея Константиновича ("Край ты мой...", "Коль любить, так без рассудку", "Благовест" и др.).

Баллады Толстого, изображающие эпоху укрепления на Руси государственности, пронизаны насквозь драматическим началом. Их сюжетами являются события времени правления Ивана Грозного, которого поэт считал самым ярким выразителем принципа поглощения государством личности и неограниченного самовластия.

Баллады "драматические" по своей форме более традиционны, чем "лирические", которые относятся в основном к концу 1860-х - началу 1870-х годов. Однако и эти произведения Алексея Константиновича Толстого отмечены тем, что он выступил как оригинальный поэт, способный видоизменять структуру жанра.

Например, в одной из баллад, "Василий Шибанов", он пересматривает классическую ситуацию спора с царем свободолюбивого подданного, получившую широкое распространение под влиянием произведений Ф. Шиллера. Передавая то, как Курбский обличает Ивана Грозного, Толстой в участниках этого драматического конфликта - мятежном боярине и царе - подчеркивает общее: неблагодарность, бесчеловечность, гордость. Готовность пострадать за правду, способность к самопожертвованию Алексей Константинович находит в простом человеке, которого приносят в жертву данному спору сильные мира сего. Так, раб одерживает над царем нравственную победу и восстанавливает своим подвигом торжество истинного величия человека над мнимым. Как и другие "драматические" баллады этого автора, "Василий Шибанов" по тематике своей и психологической сложности образов героев, а также по этическому подходу создателя к историческим событиям сближается с творениями крупных жанров, которые написал Толстой Алексей. Произведения эти мы сейчас рассмотрим.

Романы Толстого

Алексей Константинович в своем романе "Князь Серебряный" изображает жестокие столкновения в обстановке разнузданной тирании сильных людей и показывает, что на личность монарха, а также на его окружение произвол оказывает пагубное влияние. В этом произведении отмечено, что, отстраняясь от испорченного уже придворного круга, иногда даже вынужденные скрываться от социального угнетения и преследований одаренные люди, принадлежащие к различным слоям общества, тем не менее "творят историю", защищают страну от нападения внешних врагов, осваивают и открывают новые земли (Ермак Тимофеевич, Митька, Иван Кольцо, князь Серебряный и др.). Стиль этого произведения связан с традициями повести и исторического романа 1830-х годов, в том числе и идущими от таких повестей Николая Васильевича Гоголя, как "Тарас Бульба" и "Страшная месть".

Драматургическое творчество

В вышеупомянутой драматической трилогии автор изобразил русскую жизнь конца 16 века - начала 17. И в этих пьесах для него более важно решение различных историко-философских проблем, чем точное следование историческим фактам. Алексей Константинович изображает трагедию трех правлений, трех самодержцев: Ивана Грозного, одержимого идеей о том, что его власть - божественного происхождения, мягкосердечного правителя Федора и мудрого Бориса Годунова, "гениального честолюбца".

Большое внимание Толстой Алексей, произведения которого часто изображали минувшие эпохи, уделял созданию своеобразных, индивидуальных и ярких портретов исторических лиц. Его огромным достижением является образ государя Федора, который свидетельствует о том, что в 1860-е годы писатель усвоил принципы психологического реализма. В 1898 году Московский художественный театр был открыт постановкой трагедии этого автора - "Царь Таковы основные драматургические произведения Алексея Толстого. Список их можно продолжить, поскольку мы перечислили лишь основные.

Политическая сатира

Особенности исторического мировоззрения Алексея Константиновича нашли отражение и в его Например, за таким анекдотическим сюжетом, который был у произведения "Сон Попова", скрывалась насмешка автора над либералами. В стихах "Против течения" или, например, "Порой веселой мая..." и других отразилась полемика с нигилистами. В "Истории государства..." Алексей Константинович подверг исторические явления беспощадному осмеянию, он считал, что они мешали жить России.

Интимная лирика

В отличие от баллад и драматургии, интимной лирике этого автора была чужда приподнятость тона. Задушевны и просты лирические произведения Алексея Константиновича Толстого. Многие из них являются как бы психологическими стихотворными новеллами ("То было раннею весной", "Средь шумного бала, случайно...").

Музыка, созданная по произведениям Алексея Константиновича

Алексей Константинович вводил в свое творчество элементы народного поэтического стиля, часто его стихи бывают близки к песне. Положены на музыку многие творения, которые создал Алексей Толстой. Произведения (список включает более 70 стихотворений) стали основой для романсов, которые писали на его слова П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, М. П. Мусоргский и другие.