Муз индустрия. Музыкальная индустрия в россии

Начало XX века характеризуется бурным разви­тием музыкальной индустрии развлечений. Большую роль в развитии концертной деятельности сыграли Петербургское филармоническое общество, Москов­ское филармоническое общество, Русское музыкаль­ное общество, Кружок русской музыки, концертная музыкальная организация «Дом песни», просущест­вовавшая до 1918 года. Музыкальная эстрада в этот период находилась, в основном, в руках частной ант­репризы.

Особенно активно развивается сфера грамза­писи. Первая в России фабрика грампластинок от­крылась в Риге в 1902 году. А в 1907 году производство пластинок организовала фирма Пате, ввозившая мат­рицы из-за границы (с 1922 г. - «Фабрика имени 5-летия Октября»). С 1910 года выпуск пластинок начи­нает фабрика «Метрополь-рекорд» на станции Апрелевка под Москвой. В 1911 году запущена в экс­плуатацию фабрика товарищества «Сирена-Рекорд», которая за год отпечатала 2,5 миллиона пластинок.

Государственная Дума приняла закон «Об ав­торском праве», где впервые были учтены интересы звукозаписывающих компаний. Образовано Агентст­во музыкальных прав русских авторов (АМПРА). Го­довое валовое производство в России составляло 18 миллионов грампластинок, на рынке действовало около 20 компаний. Апрелевский завод увеличил мощности до 300 тысяч пластинок в год. Был создан «Синдикат объединенных фабрик», с целью противо­действовать крупным зарубежным производителям. Однако после начала первой мировой войны в России их количество сократилось.

В 1915 году вступил в строй завод «Пишущий амур в Москве». До революции в России насчитыва­лось шесть фабрик, выпускавших 20 миллионов штук грампластинок в год; кроме того, 5-6 миллионов про­изводилось по импортным матрицам. Большинство фабрик были основаны на личном русском капита­ле - «Товарищество Ребиков и К?» и другие.

Однако в это же время рынок сталкивается и с первыми негативными явлениями в музыкальной индустрии, харак­терными и для современного шоу-бизнеса. Появились первые пиратские пластинки, производством которых занималась компания «Неографон» и петербургский филиал американской фирмы «Мелодифон». Дальше всех пошел предприниматель Д. Финкельштейн - его товарищество «Орфенон» производило исключитель­но пиратские пластинки.

Подобные явления происходили и в музыкаль­ных издательствах. В начале XX века нотно-издательское дело в России достигло высокого уровня раз­вития, не уступая по технике полиграфического оформления нот зарубежным музыкальным издани­ям. Такие русские музыкальные издательства как фир­ма Юргенсона, завоевали мировое признание.

В первые десятилетия XX века существовали многочис­ленные музыкальные магазины - фирмы на пери­ферии (Ярославль, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Саратов и других городах), занимавшиеся музыкаль­но-издательской деятельностью. Музыкальные изда­тельства и музыкальные магазины в России выпуска­ли каталоги, изданных ими нот, являющиеся и по сей день ценными источниками изучения музыкальных вкусов эпохи.

Кардинальные изменения в музыкальном ис­кусстве произошли после революции 1917 года. Издательское дело переходит в руки государства (Декрет Совета народных комиссаров от 19 декабря 1918 го­да). В 1921 году нотные издательства и нотопечатни объединяются в единое нотное издательство, которое в 1922 году вошло в состав «Госиздата» на правах его музыкального сектора. В 1930 году музыкальный сек­тор реорганизуется в Государственное музыкальное издательство «Музгиз» с отделением в Ленинграде, ставшее крупнейшей музыкально-издательской фир­мой.

В эти же годы работает и ряд других музыкаль­ных издательств, в частности, кооперативное «Тритрон» (1925-1935 гг.). Они выпускали ноты и книги по музыке. Эпизодическим выпуском нот занимается ряд общественных организаций и ведомств: Москов­ское общество драматических писателей и компози­торов (МОПИК, 1917-1930 гг.), Всесоюзное управле­ние по охране авторских прав.

В 1939 году при Союзе композиторов создан Музыкальный фонд СССР, в за­дачи которого входило издание произведений советских композиторов. В 1964 году «Музгиз» и «Совет­ский композитор» объединились в одно издательство «Музыка», но в 1967 году они снова разделяются. Этими издательствами выпускаются журналы «Со­ветская музыка» и «Музыкальная жизнь».

Производство грампластинок также претерпе­вает период резких перемен. Эта отрасль была нацио­нализирована. А одной из первых грампластинок, вы­пущенных в свет при советской власти, стала запись речи В.И. Ленина «Обращение к Красной Армии». В 1919-1920 гг. отдел «Центропечати» «Советская пластинка» выпустил более 500 тысяч граммофонных дис­ков. Это были преимущественно речевые записи - выступления видных партийных и общественных де­ятелей.

В 20-е годы было возобновлено производство на старых предприятиях, а в 30-е годы начинает рабо­ту Всесоюзный дом звукозаписи в Москве. В 1957 бы­ла основана всесоюзная студия грамзаписи. В 1964 го­ду была создана Всесоюзная фирма «Мелодия», объединившая отечественные заводы, дома и студии грамзаписи и ставшая на многие годы монополистом в звукозаписи.

В концертной деятель­ности также произошли большие изменения. Организация и руководство всей отраслью перешли в руки государст­ва, что оказало большое влияние на идеологическую направленность творчества исполнителей. Особенно это стало заметно в области эстрадного искусства. Бы­ли созданы специальные государственные учрежде­ния, которые занимались организацией концертной деятельности артистов всех жанров, в том числе и эст­рады.

В эту систему под эгидой министерства культу­ры входили «Госконцерт», «Союзконцерт», «Росконцерт», республиканские, областные и городские фи­лармонии, концертные объединения, осуществлявшие руководство всей сложнейшей концертной жизнью в нашей стране. Свободное предпринимательство каралось законом как нелегальная деятельность. Вместе в этот период на первое место вы­двигается музыкально-просветительская и культурная работа.

Концерты проходят не только в концертных за­лах больших городов, но и в небольших клубах, домах культуры, в цехах заводов, фабрик, в совхозах, колхо­зах, в красных уголках и на фермах. При этом оплата артистам проводилась по строго установленным тари­фам - от 4,5 до 11,5 рублей за концерт.

С возникновением рыночной экономики на официальной эстраде начинают развиваться альтерна­тивные направления. Появляются проблемы, связан­ные с реорганизацией этой деятельности. Сформировалось главное противоречие: между личным характером таланта и практикой присвоения государством его труда. Ведь право платить исполни­телю от спроса ранее отсутствовало. Появление мно­гочисленных фирм и компаний, работающих в музы­кальной эстраде, стало объективным ответом нового времени на возросший интерес, как потребителей, так и предпринимателей к эстраде в целом и ее направле­ниям.

В Москве в настоящее время функционирует свыше се­мидесяти государственных и частных ассоциаций, фирм, компаний, объединений, занимающихся орга­низацией концертной деятельности. Без учета нелегальных, неоформленных объединений управлять такой многогранной деятельностью под силу только высокопрофессиональным специалистам-менеджерам, которые должны не только и не столько удовлетворить возрастающие запросы публи­ки, но и предвидеть их, четко улавливая конъюнктуру рынка и отслеживая деятельность конкурентов, учи­тывая в своей работе другие факторы этого рынка, та­кие как платежеспособность населения и пр.

Лекция - Сергей Тынку


Удивительное дело, но очень многие люди до сих пор не знают о том, как устроен механизм музыкальной индустрии сегодня. Поэтому постараюсь объяснить все в двух словах. И, кстати, если ты не понимаешь, что такое индустрия, то за рубежом под этим понимают бизнес. То есть, речь о том, как устроен музыкальный бизнес, или музыкальная индустрия. Забей себе в голову, раз и навсегда, индустрия - это бизнес.

Как и любая другая, музыкальная индустрия выпускает и продает продукт. И этим продуктом является концерт. Раньше продуктом являлись записи, но в наше время это уже не актуально. Теперь продукт - только концерт. Почему именно концерт? Потому что музыканты зарабатывают именно на концертах и слушатели платят деньги именно за концерты.

Соответственно, основная цель индустрии состоит в том, чтобы понять спрос аудитории (на той или иной территории) на концерты того или иного формата, стиля и ценника. Самой индустрии все равно какую музыку и каких музыкантов продавать. Лишь бы продать поудачнее. Это как в баре. Адекватному хозяину бара все равно, каким пивом торговать, и он разливает то, на которое спрос больше, и на котором можно больше заработать - купить дешевле и продать дороже.

Чтобы артисту попасть в музыкальную индустрию, оставаться там и быть успешным... нужна всего одна вещь - быть востребованным. Это как с любым товаром на любом рынке. Если на ваш концерт есть спрос, то вы будете в индустрии. Если спроса нет, то значит вас там не будет. Индустрия заинтересована в артистах, которые приносят деньги, на которых прийдет народ.

Этот закон работает и для больших стадионов в Америках и для мелких кабаков в Самарской области. Музыкальная индустрия везде одинаковая.

Обратите внимание, надо не обязательно быть хорошим, а надо быть именно востребованным. А у нас часто люди думают, что если товар (музыкант) хороший, то это значит должно быть востребованным. А это разные вещи. И понятие "хороший" - очень субъективно. А вот понятие "востребованный" можно пощупать руками и измерить в количестве зрителей и денег, которые они принесут.

Индустрия состоит из трех основных участников - концертная площадка, артист, зритель. И главным является зритель. Потому что все это дело существует на деньги зрителя. Он платит за все. На его деньги живут концертные площадки и артисты. Он заказывает музыку во всех смыслах и оплачивает банкет.

Индустрии наплевать, как артист добивается популярности и востребованности (это личное дело и затраты артиста и его менеджера). Хорошая музыка, скандалы, грамотный пиар, мода и т.д. Индустрии всё равно какой товар продавать. Ёе задача - продавать востребованное. Если в твой клуб (или в бар) не приходят люди, то ты разоряешься. Поэтому у индустрии задача понять, что нужно народу, - это едва ли не самое главное в индустрии.

Просто представь на секунду, что у тебя есть свой рок-клуб. Ты потратил бабло, чтобы купить его, тратишь бабло на его поддержание, платишь персоналу и несешь кучу других расходов. И вот представь тебе надо выбрать кого-то из артистов для концерта у себя в клубе. И гонорар ему заплатить. Кого-то ты захочешь видеть у себя в клубе, если тебе надо зарабатывать, а не нести убытки?

Делать какого-либо артиста востребованным и популярным - эта задача самого артиста (и его менеджмента). Индустрии все равно кого продавать. Она просто ориентируется на текущие вкусы зрительской аудитории. Разумеется, эти вкусы как-то постоянно меняются. Поскольку вкусы аудитории неоднородны, то и индустрия работает с артистами разных жанров и стилей.

В соответствии с популярностью (востребованностью) артиста индустрия предлагает зрителю концерты на площадках большей или меньшей вместимостью, плюс устанавливает разные цены на билеты. Но индустрия всегда ориентируется на спрос. Можно сказать это бездушная машина, тупо отображающее текущее состояние рынка и спроса. Грубо говоря индустрия - это тысячи концертных площадок, чье количество, размер и формат определяется исключительно рынком, то есть спросом на тех или иных артистов и жанры на определенных территориях.

Помни, в разное время на разных территориях спрос бывает тоже на разное!

Ни артисту ни зрителю нет смысла быть недовольным индустрией. Она просто показывает состояние рынка, реагируя на него, а не формируя его. Если чего-то в индустрии нет, или представлено слабо, то это только потому что в данный момент на данной территории на этот продукт существует вот такой спрос (нулевой или малый).

Если какой-то артист не попадает в индустрию (или попадает, но не в том масштабе, какого хотелось бы), то это не вина индустрии. Она лишь реагирует на вкусы толпы. И ей плевать на конкретные имена артистов.

Вот так в двух словах все устроено.

Соответственно, понятие востребованной музыки бывает разной. Если ты делаешь музыку, ориентируясь на свой вкус, то не удивляйся, что она не нужна музыкальной индустрии. Твой вкус совем необязательно совпадает со вкусом аудитории, которая платит. А если и совпадает, то не факт, что качество твоего музыкального продукта выдерживает конкуренцию с другими артистами. Всегда помни о конкуренции. В наше время музыкантов на свете намного больше, нежели требуется аудитории. Поэтому в музыкальную индустрию попадают не все желающие.

Если в деревне спрос на музыку - это один гармонист на новогоднюю пьянку, то значит десять гармонистов не пролезут в индустрию этой деревни.

На свете существуют менеджеры музыкантов. Это посредники между артистами и зрителями, артистами и индустрией. Кто-то (как и везде) может обходится без посредников, а у кого-то не получается. Как и любые посредники менеджеры стремятся заработать. Поэтому для них важно видеть и понимать, сможет конкретный артист стать популярным или "не в коня корм". Этим видением пониманием хороший менеджер отличается от плохого. Это его заработок. Индустрии опять таки наплевать, как артист пытается стать популярным - за счет менеджеров или без. Под словом "менеджер" в этом тексте можно понимать не только одного человека, но и целую контору по продвижению.

Многие артисты возлагают громадные надежды на менеджеров, которые по их мнению решат все проблемы. Но тут не все так просто. Если менеджер хороший и понимающий рынок, то он будет работать только с артистом, обладающим, по его мнению, потенциалом. И артисту надо как-то уметь очаровать менеджера, заставить его поверить в себя. И получается, что менеджер не волшебник, продающий плохой товар, и артисту прежде всего надо выдавать товар соответствующих свойств (который можно будет продать).

Если менеджер плохой, то он запросто может взяться за артиста с непонятными перспективами. И тут может быть, что плохой менеджер ничем не поможет, а может и так, что хороший с точки зрения рыночных перспектив артист будет успешным и с плохим менеджером. Но в любом случае, если артист решает раскручивать себя при помощи менеджера, то ему надо заставить менеджера поверить в этого артиста.

И надо помнить, что менеджер - это не бесплатно. Если менеджер (контора) вкладывает в раскрутку деньги (или время/силы), то, значит, они видят потенциал в товаре (артисте) и планируют отбить затраты, и еще заработать. А если с тобой никто из толковых менеджеров не хочет иметь дел, то значит они не видят в тебе рыночного потенциала. Они, как и все, могут ошибаться - попробуй докажи это им и рынку.

Пойми, если твой потенциал очевиден, то вокруг тебя тут же образуется море людей, желающих на тебе заработать. А вот если неочевиден, то приходится влачить жалкое. Это как с бабами. Если ты супер телка, то вокруг тебя море мужиков. А если ты не очень, то и спрос на тебя на рынке мужиков намного меньше. Все очень просто в этом мире.

В музыкальной индустрии действуют те же законы, что и на обычном рынке. Представь себе магазин продуктов. Там стоит 10 пакетов молока от разных брендов. И вот ты допустим решил делать молоко. Хорошее молоко. Ты приходишь в магазин и говоришь - у меня хорошее молоко, возьмите на полку. А тебе отвечают, молоко может и хорошее, но его никто не знает и не будет покупать - спрос народа уже сложился на определенные бренды. Зачем нам закупать на полки какой-то потенциальный неликвид? Тогда ты начинаешь рекламировать свой товар - снимаешь ролики для ящика, вешаешь рекламу на билбордах по городу, раздаешь у метро бесплатные пакеты населению, нанимаешь звезду для промоушена. Все! Спрос появился - тебя взяли в магазин. Сначала в один, потом в другой, потом по всей стране! Ты в бизнесе, чувак!

    Конечно, в реальности ситуация со спросом и магазином может оказаться сложнее. Они могут сказать, что им все равно чем торговать - люди на районе купят любое молоко за эту цену и поэтому что-то менять в ассортименте они не собираются. Тогда надо будет мотивировать магазин - предлагать им закупочные цены ниже конкурентов или тупо пихать взятку. В случае с концертными площадками, которым все равно кто играет у них в условном кабаке, все решается такими же методами - снижение запросов по гонорарам артисту и опять таки старая добрая взятка. Это рынок.

Простая понятная схема. Но тут важна одна деталь. Ты должен производить молоко такого качества, которое нравится народу. И по тем ценам, по которым народ хочет его покупать. То есть пакет не должен стоить 200 баксов. И это не должно быть молоко собаки. По крайней мере в России. Тебе самому может и нравится собачье (или крысиное) молоко, но если ты выходишь на рынок, пытаешься заползти в индустрию молока, то есть в бизнес, то там надо учитывать спрос на продукты на определенной территории.

То есть, если говорить о молочной индустрии, то тут тоже самое все - товар (артист), магазин (концертная площадка), покупатель (зритель). И есть рекламные отделы и агенства (лейблы, менеджеры-посредники), которые раскручивают товары за деньги.

Конечно, множеству музыкантов по всей планете, совсем не хочется думать о рынке, товаре, покупателях и прочих неромантичных вещах. И у многих успешных артистов получилось жить в своем исключительно возвышенном мире, занимаясь исключительно творчеством (но при этом выплачивая менеджерам, которые погружены в рутину и быт).

Но если ты не достиг такого уровня просветления, то тебе надо либо заниматься рынком и своей популярностью самостоятельно, либо пытаться очаровать какого-то менеджера (контору), которые в тебя поверят. А такие менеджеры, конечно, есть. Поскольку есть успешные артисты в любой стране, и делами этих артистов кто-то занимается. А вот если в тебя не верят - то, дружок, все проблемы только в тебе. Ни в ком другом. Это сложно признать - посмотреть в зеркало и сказать себе "кажется, я не то, что нужно людям".

Ты, конечно, можешь нанять менеджера (как и любую рекламную контору) тупо за свои деньги (а не за долю с концертов)... но это похоже на платный секс. Правильным пацанам дают бесплатно. А если тебе не дают нахаляву по любви, то у тебя явно есть какие-то проблемы с востребованностью.

Очень часто невостребованные артисты обвиняют в своей невостребованности индустрию, менеджеров-посредников, зрителей. Это очень глупо. Индустрия и менеджеры реагируют на запросы зрителя, на спрос. А зрители - это свободные люди, которые сами решают куда им тратить свои деньги. Если они не хотят тебя - это их право. Они тебе ничем не обязаны. Они не заставляли тебя заниматься музыкой.

А самый надежный способ влиться в индустрию, и это знают все профессиональные музыканты и менеджеры всех времен и народов... очень прост. Надо тупо сочинять хиты. И всё! Песни, которые нравятся народу. Пиши хиты, чувак, и у тебя точно будет всё! Обрати внимание - все исполнители, у которых не получилось вписаться в индустрию, - у них нет ни одного хита.

Но допустим, ты не можешь или не хочешь писать хиты? Но ведь можно играть чужие - это тоже востребовано (в кабаках и на корпоративах), и с этим тоже попадают в индустрию - просто возможно не на тот уровень, куда кому-то хотелось бы. А если совсем не играть хиты, то никаких гарантий нет попадания в индустрию нет. Может и получится устроиться в индустрию, а может и нет.

Ну вот и всё. Надеюсь, теперь тебе понятно, почему у одних артистов много концертов и денег, а у других кот наплакал.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и особенные черты концертной деятельности, ее назначение и порядок реализации. Требования к участникам концертных программ: режиссеру, ведущему, исполнителям, музыкантам. Структура и характеристика основных элементов концертной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 25.06.2010

    Рассмотрение проблемы методического обеспечения деятельности учреждений культуры. Изучение специфики функционирования системы методического обеспечения социально-культурной деятельности на примере мурманского областного Дома народного творчества.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2013

    дипломная работа , добавлен 14.12.2010

    Развитие духовного фактора в жизни подростков как приоритетное направление в социально-культурной деятельности. Знакомство с особенностями организации социально-культурной деятельности среди детей на базе Детского дома культуры имени Д.Н. Пичугина.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2017

    Основные направления организации досуга сельского жителя в современных условиях. Диагностика уровня удовлетворенности жителей д. 2-я Пристань качеством организации социально-культурной деятельности, рекомендации и методы по ее усовершенствованию.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2015

    Сущность функции индивидуализации личности. Цели и задачи социально-культурных институтов, формы социально-культурной деятельности. Поколение как субъект социально-культурной деятельности. Способы передачи культурной информации в процессе инкультурации.

    контрольная работа , добавлен 27.07.2012

    Режим функционирования, финансовая и хозяйственная деятельность, образовательный процесс, задачи, направления деятельности и функции Дворца детского и юношеского творчества. Направления учебной и методической деятельности в социально-культурной сфере.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2012

Конкуренция в шоу-бизнесе привела к тому, что появляется маркетинг музыкальной индустрии. Когда аудиоискусство стало сферой предпринимательства, ему понадобились инструменты для продвижения своих продуктов. Маркетинг в музыке опирается на традиционные стратегии и методы, но, безусловно, имеет много специфических черт и особенностей.

Понятие маркетинга

Укрупнение производств, выпуск все большего количества товара высокого качества приводит к тому, что становятся необходимыми особые усилия для стимулирования покупательской активности. По мере повышения производительности возникают первые Первоначально он был направлен на усовершенствования товара и производства, но постепенно формируются современные представления о продвижении как об особой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей при помощи обмена. Сегодня под маркетингом понимается особая коммуникация между производителем и покупателем, которая приводит к удовлетворению потребностей. Он призван помочь покупателю и продавцу достичь своих целей. В этом смысле маркетинг музыкальной индустрии также является специфическим взаимодействием производителя и потребителя. Продюсер предлагает на аудиорынке товар, который позволит слушателю удовлетворить свои потребности.

Появление музыкального маркетинга

Возникновение музыкального маркетинга связано с формированием индустрии развлечений и досуга. Когда появляется шоу-бизнес, сфера в которой люди зарабатывают деньги на предоставлении развлекательных услуг, появляется и необходимость максимально полно удовлетворять потребности рынка. Чем больше росла конкуренция, тем сильнее ощущалась потребность в специальных усилиях по реализации создаваемого продукта. Зачатки музыкального маркетинга можно обнаружить еще в давние времена. Например, отец Моцарта выполнял, по сути, функцию продюсера музыканта: он отбирал репертуар, вел пропагандистскую деятельность с целью организации концертов. Композитор и исполнитель являлся средством для извлечения прибыли и для удовлетворения потребностей публики в развлечении. Но в полном смысле слова музыкальный маркетинг появляется только на этапе высокого развития развлекательной индустрии. Только с перенасыщением рынка и большой конкуренцией возникает необходимость продуманного продвижения музыкального продукта.

Формирование музыкальной индустрии

Шоу-бизнес включает в себя несколько отраслей: кинематограф, театр и зрелища, музыку. Аудиоиндустрия - это отрасль мировой экономики, которая извлекает прибыль путем реализации музыкального продукта или услуги. Человек испытывает потребность в прослушивании музыки с самых древних времен, феномен ее воздействия на психику до конца не изучен. Однако очевидно, что она тесно связана с эмоциями, которые являются глубинным человеческим переживанием. Именно с ними и связывают значимость музыки в жизни человека. Раз существует спрос, то, естественно, возникает и предложение. Музыкальная индустрия возникает вместе с возможностями массового распространения аудиопродукта, то есть вместе с техническим прогрессом. Шоу-бизнес появляется вместе с публичными зрелищами, исследователи по-разному определяют дату его рождения: от XI до XIX века. Но так как первые законодательные акты, регулирующие организацию публичных шоу, появились только в середине XIX века, то именно отсюда традиционно ведется отсчет. Музыкальная индустрия формируется с появлением граммофонной записи, которая начинает распространять музыкальный продукт в массы. Следующие революционные этапы связаны с возникновением радио и телевидения. Впоследствии индустрия только набирает обороты, совершенствуются носители звука, растут тиражи и конкуренция. Ежегодно рынок музыкальной индустрии продолжает увеличиваться на несколько процентов, особенно заметен рост в интернет-сегменте. Сегодня без продвижения невозможно реализовать ни один музыкальный проект, даже с самыми талантливыми исполнителями.

Музыка как товар

Песни, исполнения аудиопроизведений, музыкальные группы и солисты являются средством извлечения прибыли. Особенность музыки как объекта продвижения заключается в том, что она одновременно сочетает свойства товара и услуги. Аудиопродукт должен удовлетворять потребность слушателя, иметь определенное качество и соответствующую ему цену, он должен обладать престижностью и потребительской ценностью, как любой товар. Кроме того, музыка, как и услуга, неотделима от исполнителя, она неосязаема, результат ее потребления невозможно предугадать. При этом аудиопродукт является товаром, так как имеет цену, качество, может удовлетворять потребность и требует продвижения от производителя к покупателю.

Профессия: продюсер

Важнейшую роль в создании и продвижении музыкального продукта играет музыкальный продюсер. Он задумывает продукт, подбирает исполнителя и материал в соответствии с потребностями рынка. Он хорошо понимает тенденции рынка, может влиять на вкусы и желания публики, способен предугадывать потребности слушателей. Музыкальный продюсер также материально обеспечивает создание продукта, он находит технику, покупает музыку, тексты, оплачивает труд исполнителей и сопровождающего персонала. И еще одна важнейшая функция продюсера - это обеспечение продаж продукта, он планирует маркетинговые мероприятия, организует туры и концерты. Продюсер - центральная фигура в музыкальной индустрии, он является специалистом по маркетингу и менеджменту одновременно.

Цели и задачи маркетинга

Маркетинг музыкальной индустрии, как и любой другой, имеет самую главную цель - это увеличение продаж. Но для того чтобы повысить спрос, необходимо решить сопутствующие задачи. Важной целью музыкального маркетинга является распространение информации о продукте и исполнителе. Только высокая осведомленность может привести к покупке. Еще одна задача маркетинга - создать продукт, удовлетворяющий потребности слушатели. Поэтому каждый исполнитель должен иметь не только уникальное качество, но и уникальное позиционирование. Музыкальный маркетинг должен поддерживать постоянную коммуникацию между слушателем и исполнителем, учитывать изменения в восприятии товара, формировать лояльное отношение к товару со стороны потребителя.

Объекты продвижения

В музыкальном маркетинге существует несколько объектов продвижения. В первую очередь это исполнитель или группа. Когда на музыкальном рынке появляется новое имя, задачами маркетинга становится создание осведомленности о нем у целевой аудитории. Раскрутка групп и солистов начинается с того, что разрабатывается позиционирование, а уж затем планируется коммуникация, формируется и стимулируется спрос. Исполнитель также нуждается в брендинге, каждый музыкант стремится стать брендом, ведь это ведет к постоянным высоким продажам. Также объектом продвижения может быть аудиопродукт. Пластинка, концерт, фильм - все это требует продуманного рекламного плана, чтобы максимизировать спрос и прибыль. Музыкальные хиты чаще всего появляются в результате продуманных маркетинговых усилий.

Стратегия маркетинга

Долгосрочный план развития товара называют маркетинговой стратегией. Для того чтобы разработать стратегию, нужно хорошо представлять себе состояние рынка и специфику сегмента, на который продвигается товар. Музыкальный маркетинг как особая деятельность не может применять все существующие маркетинговые стратегии. Здесь нужен специальный подход, который учтет особенности музыкального продукта. Наиболее приемлемы стратегии интенсивного роста, которые базируются на повышении маркетинговых усилий на существующих рынках. Также возможно применять стратегию глубокого проникновения на рынок, в этом случае маркетинговые программы стимулируют покупку большего количества товара, а также и услуг. Стратегии должны способствовать долгосрочному и устойчивому спросу, поэтому на музыкальном рынке чрезвычайно важен имидж исполнителя, который необходимо тщательно планировать и поддерживать.

Целевая аудитория музыкального маркетинга

Маркетинг музыкальной индустрии базируется на понятии то есть на выявлении особой целевой аудитории, для которой и разрабатывается данный продукт. Определение сегмента чрезвычайно важно для успешного сбыта продукта. Выделение целевой аудитории на музыкальном рынке чаще всего производится по следующим параметрам: возраст, пол и образ жизни. Существует продукт для молодежи, детей и зрелых людей, музыка для мужчин и женщин. Образ жизни, интересы, вкусы также являются критерием выделения целевой аудитории. Можно увидеть, что сегодня на всех рынках, в том числе и музыкальном, происходит демассификация, производятся продукты для все более узких аудиторий. Так, есть музыка для любителей корейских сериалов или для готов. Это позволяет сбывать больше товара.

Методы продвижения

В маркетинге существуют четыре основных метода достижения целей: это стимулирование спроса, прямые продажи, PR и реклама. Все четыре элемента комплекса маркетинга используются в продвижении музыкального продукта, но используются чаще, чем стимулирование спроса. Продвижение песни без рекламы и PR невозможно. Для того чтобы альбомы покупались, необходимо формировать осведомленность и спрос, и для этого используются такие методы, как прямая медийная реклама - размещение информационных материалов в СМИ, а также инструменты BTL - ивент-маркетинг, коммуникации через социальные сети, интернет-маркетинг.

План продвижения музыкального продукта

Исходя из выбранной стратегии маркетинга, вырабатывается план продвижения исполнителя или группы. На первом этапе необходимо определить цели продвижения, это может быть, например, формирование осведомленности или поддержание известности. Затем планируется деятельность по трем направлениям: промоушн (размещение продукта в теле- и радиопередачах), паблисити (создание информационного шума вокруг продукта, запуск легенд и сплетен, раздача интервью, размещение в рейтингах, создание журналистских материалов), перфоманс (организация живого общения между исполнителем и слушателем, организация концертных выступлений, автограф-сессий). Музыкальные группы и солисты должны быть постоянно на слуху, поэтому необходимо задействовать разнообразные средства рекламы и PR для обеспечения постоянного присутствия исполнителя в информационном поле слушателя.

Бренды в музыке

Маркетинг в музыкальном искусстве изначально связан с созданием звезд, то есть брендов. Для того чтобы слушатель доверял исполнителю, чувствовал к нему симпатию и привязанность необходимо тщательно продумать имидж будущей звезды. Раскрутка групп или солистов начинается с создания названия, которое должно содержать некую философию, посыл, на основе которого впоследствии будет планироваться коммуникация со слушателями. Следующий шаг - это создание личной истории. Фанаты хотят знать о своем кумире все, поэтому начнут искать информацию о его личной жизни, прошлом, и продюсер должен заранее позаботиться о продающем мифе. Например, легендой мега-популярной группы «Ласковый май» была история про детей из детского дома, это придавало коллективу дополнительный ореол жалости и способствовало популярности. Также необходимо продумать внешний вид исполнителя, чтобы он соответствовал ожиданиям целевой аудитории. Кроме того, следует сформулировать ключевое сообщение, которое нужно будет закреплять в головах слушателей. Например, Стас Михайлов позиционируется как певец для зрелых, разведенных женщин, в этом и состоит его конкурентное преимущество. После того как все элементы бренда созданы, необходимо систематически поддерживать имидж исполнителя.

Мировой опыт музыкального маркетинга

Сегодня музыкальные хиты рождаются не только благодаря таланту композиторов и исполнителей, но чаще всего благодаря усилиям продюсеров. Современная индустрия поставила процесс рождения звезд на поток. Безусловно, для старта необходим талантливый материал, но больше нужен грамотный продюсер, которому знакомы эффективные маркетинговые методы производства музыкальных брендов. Ярким примером такой работы продюсеров являются, например, Леди Гага, Джастин Бибер или группа "Виагра".

Как часто до нас отовсюду доносится музыка. Музыка становится звуковым фоном нашей жизни. А знакомы ли вам ощущения, когда вот просто забыл взять с собой наушники? Тишина, нет – даже пустота. Непривычно, и руки стремятся что-то включить. Перестает играть музыка – включается внутренний голос, а его слушать как-то совсем не хочется. Напоминает нам о незаконченных делах, укоряет в чем-то, серьезные мысли приносит. Нет, поскорее бы уже начался новый трек. Мы просто привыкли к музыке, привыкли, что всё время не одни, а с этими весёлыми (или не очень) музыкальными ритмами.

Наверное, у каждого есть любимые мелодии, при звуке которых где-то глубоко внутри всплывают строки знакомых песен. При этом часто так бывает, что текст песни человек знает наизусть, а о смысле запечатлённых в памяти и даже часто произносимых слов он никогда и не задумывался. Так происходит потому, что музыку большинство людей привыкли слушать в формате фона или отдыха, то есть, расслабившись и ни о чём не думая, наслаждаясь эмоциями или просто погрузившись в сторонние мысли.

В результате такого прослушивания мировоззрение человека наполняется текстами и смыслами, не прошедшими фильтрацию на уровне сознания. А так как информация подаётся в сопровождении различных ритмов и мелодий, то усваивается она очень хорошо, и в дальнейшем с уровня подсознания начинает влиять на поведение человека. Какие же программы поведения транслирует массовой аудитории современная популярная музыка – та, которую крутят по телевизору и на радио, и можно ли к ней относиться неосознанно, то есть не задумываясь о её влиянии? Давайте посмотрим несколько видеообзоров:

После просмотра этих видеороликов уместно вспомнить цитату древнекитайского философа Конфуция: «Разрушение любого государства начинается именно с разрушения его музыки. Не имеющий чистой и светлой музыки народ обречён на вырождение».

Обратите внимание, в последнем обзоре речь шла не только о содержании конкретных песен, но и об общей направленности тематики популярной музыки. Это важный нюанс, который надо учитывать. Ведь музыка должна отражать разные аспекты нашей жизни, а не возвышать какой-то один до несоответствующего ему размера и важности.

Творчество человека, когда оно идёт от души, всегда отражает его внутренний мир, затрагивает вопросы личного развития, поиска ответов на волнующие вопросы. Если же творчество подменяется бизнесом, и на первое место выходит зарабатывание денег, то его содержание автоматически наполняется соответствующими смыслами и формами: примитивными, шаблонными, пресными, глупыми.

Прослушивание того контента, который сегодня крутят на и в эфире большинства радиостанций, представляет собой реальный процесс программирования людей на бессознательную реализацию в своей жизни всех перечисленных в роликах моделей поведения.

При этом в представленных видеообзорах проводился анализ только содержания текстов и видеоряда клипов, но огромное влияние на человека оказывает и ритм, и тональность, и мелодичность, и громкость музыки. Ведь любая музыка – это, в конце концов, вибрации, которые могут либо гармонировать с внутренним состоянием человека, либо в прямом смысле действовать разрушительно.

Влияние музыки на общество

Диссонанс в музыке, резкие перепады ритма, громкое звучание – всё это организм воспринимает как стресс, как загрязняющий фактор, который воздействует не только на нервную, но также и на сердечно-сосудистую и эндокринную системы. В интернете вы можете найти результаты множества экспериментов, которые показывают, что если классическая или народная музыка улучшают психические способности, то современная попсовая музыка, построенная на одних и тех же ритмах, или тяжёлая рваная музыка наоборот угнетают психику человека, ухудшая память, абстрактное мышление, внимательность.

Наглядно увидеть влияние музыки можно вот на этих картинках:

Эти фотографии сделаны японским исследователем Масару Эмото. Он подвергал воду воздействию разных мелодий и речи человека, после чего замораживал её и фотографировал с большим увеличением полученные замороженные кристаллы воды. Как видно на слайде, под воздействием звуков классической музыки кристаллы дистиллированной воды приобретают изящные симметричные формы, под воздействием тяжёлой музыки или негативных слов, эмоций замороженная вода образует хаотические, фрагментированные структуры.

Учитывая, что мы все по большей части состоим из воды, можете себе представить, какое значительное влияние на нас оказывает музыка. По этой причине к выбору тех композиций, которые вы часто слушаете сами или включаете детям, следует относиться осознанно, оценивая воздействие музыки и эффект, который вы хотели бы получить.

Музыка влияет на человека в 3-х аспектах:

  1. Содержательный посыл текстов песен и видеоряда клипов
  2. Вибрации музыки (ритм, тональность, мелодичность, тембр голоса и т.д.)
  3. Личные качества популярных исполнителей, чья жизнь выставлена напоказ

Третьим пунктом на этом слайде мы выделили личный аспект, связанный с нравственностью тех исполнителей, которые получают известность и славу. Так как современный шоу-бизнес построен на том, что выносит на публичное обсуждение всю личную жизнь так называемых звёзд, навязывая подрастающим поколениям их в качестве кумиров, олицетворяющих «успех», то при оценке современных песен надо учитывать и образ жизни, который своим примером транслируют их исполнители.

Все, наверное, слышали про такую популярную западную певицу, как . Давайте посмотрим, какую идеологию она продвигает своим творчеством, да и личным примером.

В рамках проекта Научи хорошему были сделаны аналогичные обзоры на других самых популярных западных исполнителей: , – и везде одно и то же. Их карьера развивается как по шаблону: из относительно простых и скромных девушек они, войдя в индустрию шоу-бизнеса, постепенно превращаются в тех, чьи фотографии и плоды творчества даже неловко демонстрировать в ходе лекции из-за навязчивой вульгарности и пошлости.

При этом именно этих звёзд постоянно награждают главными музыкальными премиями, их клипы крутят на телеканалах и радиостанциях, даже у нас в России регулярно звучат их песни. То есть , в музыкальной индустрии выстроена та же самая система, опирающаяся на 3 главных инструмента: институты премий, финансовые потоки и контроль над центральными СМИ.

Где искать хорошие песни?

Через этот заслон хорошим исполнителям – тем, которые поют действительно осмысленные песни и стараются направлять своё творчество на благо людей, пробиться практически невозможно. Ситуация начинает меняться только сегодня, когда с появлением Интернета каждый человек получил возможность через свои аккаунты в соцсетях, через ведение блогов и создание сайтов выступать в роли самостоятельного средства массовой информации.

Появление проекта Научи хорошему и многих других объединений неравнодушных людей – это закономерный процесс разрушения старой системы, построенной на жёстком контроле лиц, допущенных к СМИ. И именно в Интернете можно найти песни тех исполнителей, которых вы не услышите по телевизору, но чью музыку действительно приятно и полезно слушать.

Они также ездят с гастролями по городам, выступают на сценах, собирают полные залы, но их фотографии не печатают в глянцевых журналах, а и их песни не транслируют на популярных радиостанциях или музыкальных телеканалах. Потому что для современной музыкальной индустрии, их творчество не подходит по «формату», определяемому и навязываемому широкой аудитории через всё те же средства массовой информации, а точнее – средства формирования и управления общественным сознанием.

В качестве примера осмысленного творчества предлагаем вашему вниманию одну из песен, которую придумали и записали читатели проекта Научи хорошему.