Николай григорьевич рубинштейн и кто еще. Пианист Николай Рубинштейн: биография, творчество и интересные факты

Рубинштейн Антон Григорьевич

(1829-1894) русский пианист, композитор, дирижер, педагог

Рубинштейн Николай Григорьевич

(1835-1881) русский пианист, дирижер, педагог

С именем братьев Рубинштейнов связано развитие музыкального искусства России XIX века и всего последующего времени. Они основали Петербургскую и Московскую консерватории, воспитали целое поколение талантливых музыкантов, композиторов и исполнителей.

Антон и Николай, два брата - старший и младший, с детства знали, что будут музыкантами, потому что в их доме постоянно звучала музыка. Они начали осваивать музыкальную грамоту едва ли не раньше, чем научились читать и писать.

Сначала музыкой с ними занималась мать, потом братья оттачивали мастерство под руководством пианиста-педагога А. И. Виллуана и теоретика музыки Э. Дэна.

Старший брат Антон в десять лет начал уже давать концерты. Тогда же он совершил свое первое концертное турне по Европе, которое прошло с большим успехом. Он несколько лет провел за границей, где совершенствовал свое мастерство и занимался теорией композиции.

В 1849 году, в возрасте 20 лет, Антон возвращается на родину, но через 5 лет снова уезжает за рубеж и с 1854 по 1858 год выступает там с концертами. Антон Рубинштейн целых полвека занимался концертной деятельностью и за это время завоевал мировую славу гениального пианиста-виртуоза. Он стал основоположником русской фортепьянной школы. Выдающийся пианист особенно любил музыку польского композитора Ф. Шопена. 1ак же великолепно А. Рубинштейн исполнял музыку Ф. Листа, с которым его связывали тесные дружеские отношения.

Антон Рубинштейн и сам писал музыку. Трудно перечислить все, что он создал за свою творческую жизнь. Легче выразить это в цифрах. Он создал 15 опер, среди которых самая известная лирико-драматическая опера «Демон» на сюжет одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова; 5 ораторий, 6 симфоний. Наиболее известными из них считаются Вторая, под названием «Океан», и Четвертая - «Драматическая». Из пяти фортепианных концертов, написанных композитором, сейчас чаще всего исполняется Четвертый. Антон Рубинштейн сочинял и камерную музыку: ему принадлежит около 20 камерно-инструментальных ансамблей, 4 фортепианные сонаты, более 160 романсов и песен, среди которых такие известные, как «Ночь», «Персидские песни» и др.

Несмотря на огромную занятость, Антон Рубинштейн находил время для общественной деятельности. Он видел, сколько в России музыкальных талантов, и стремился помочь им. В 1859 году пианист основал Русское музыкальное общество. Главной его задачей явилось «развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов».

Реализация этой программы началась с создания музыкальных классов, на основе которых в 1862 году была открыта первая в России Петербургская консерватория. Антон Рубинштейн потратил много сил на ее организацию и стал первым директором консерватории. При этом он вел там класс композиции, и среди его учеников были будущий великий композитор П. И. Чайковский, музыкальный критик Н. Ларош, пианист И. Гофман. Впоследствии свои жизненные и педагогические впечатления А. Г. Рубинштейн описал в книге «Музыка и музыканты».

Николай Рубинштейн во всем следовал примеру своего старшего брата. Он был блестящим пианистом и дирижером. Но главным делом его жизни стало развитие музыкальной культуры Москвы. По примеру Антона он создает Московские классы Русского музыкального общества, на их основе в 1866 году организует Московскую консерваторию и приглашает работать в ней лучших музыкантов. В течение 14 лет в Московской консерватории преподавал П. И. Чайковский, который по рекомендации А. Г. Рубинштейна приехал в Москву из Петербурга и на первое время даже поселился в доме Н. Г. Рубинштейна.

Благодаря таланту и энергии Николая Григорьевича российские любители музыки могли слушать произведения выдающихся композиторов - Бетховена, Берлиоза, Шумана, Листа, Шопена, Глинки, Чайковского.

До конца жизни Николай Григорьевич Рубинштейн оставался директором и профессором Московской консерватории. И также до конца жизни выступал как солист и дирижер симфонических и камерных концертов Московского отделения Русского музыкального общества, которое сам же и создал в 1869 году.

14 июня исполняется 175 лет со дня рождения известного пианиста, дирижера, снователя Московской консерватории Николая Григорьевича Рубинштейна.

Русский пианист, дирижер, педагог и музыкально-общественный деятель Николай Григорьевич Рубинштейн родился 14 июня (2 июня по старому стилю) 1835 г. в Москве в семье мелкого фабриканта. Семья Рубинштейн перебралась в Москву из приднестровского села Выхватинец за три года до рождения Николая. Заниматься музыкой он начал с четырех лет под руководством матери, а с семи лет концертировал вместе со старшим братом Антоном, также ставшим выдающимся пианистом.

В 1844-1846 гг. Николай Рубинштейн жил с матерью и братом в Берлине, где брал уроки игры на фортепиано у немецкого пианиста, композитора Теодора Куллака и теории музыки у известного немецкого музыкального теоретика Зигфрида Дена. Затем занимался у русского музыкального педагога, композитора Василия Виллуана.

В 1847 г. Николай Рубинштейн вернулся в Россию и до конца дней жил в Москве.

В 1855 г. он окончил юридический факультет Московского университета. В годы учебы в университете Рубинштейн с большим успехом концертировал, а в 1858 г. возобновил регулярную концертную деятельность.

В 1859 г. по его инициативе было открыто московское отделение Императорского Российского музыкального общества (ИРМО) и Николай Рубинштейн стал его председателем и дирижером симфонических концертов. Он также принимал деятельное участие в открытии Московской консерватории в 1866 г. и стал ее первым директором и профессором фортепианного класса.

Как отмечают музыкальные критики, Рубинштейн был выдающимся педагогом по игре на фортепиано, прекрасным капельмейстером и перворазрядным пианистом-художником. Он в течение всей жизни выступал как пианист, главным образом в Москве, с разнообразным репертуаром, основу которого составляли произведения Баха, Бетховена, Листа, Шумана, Шопена, а также русских композиторов-современников.

Рубинштейн был исключительно сильным дирижером (критики сравнивали его в этом смысле с Вагнером). Под его управлением прошло более 250 концертов, главным образом в Москве, но также в Петербурге и других городах. Сбор с концертов, данных им в конце 1870-х гг. в 33 городах России, был пожертвован в пользу Красного Креста.

За границей Рубинштейн концертировал редко: в 1872 г. он играл в Вене, в том же году организовал русские концерты на всемирной выставке в Париже. В этих концертах Рубинштейн выступал дирижером и пианистом. Он был первым серьезным пропагандистом русской музыки во Франции.

Содействие молодым, начинающим талантам было его страстью. Его учениками были композитор, пианист Сергей Танеев, один из лучших дирижёров и пианистов России начала XX века Александр Зилоти.
Немаловажную роль сыграл Николай Рубинштейн в композиторской карьере Петра Ильича Чайковского. Он был глубоким интерпретатором и пропагандистом его творчества, первым исполнителем многих его фортепианных и симфонических произведений.

Под руководством Рубинштейна силами учеников консерватории состоялась первая постановка оперы "Евгений Онегин".

Сочинял Рубинштейн мало, исключительно фортепианные пьесы и романсы.

Популярность Николая Рубинштейна в Москве и вообще в России, не только как музыканта, но и как филантропа, была очень велика.

Скончался Николай Рубинштейн 23 (11 по старому стилю) марта 1881 г. в Париже, но похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. После его смерти московской фирмой Юргенсона был издан альбом, в который вошли все его фортепианные сочинения.

На его смерть Петр Чайковский написал фортепианное трио "Памяти великого художника"; тому же событию посвящена кантата Сергея Танеева "Иоанн Дамаскин".

Рубинштейну посвящен также Второй концерт для фортепиано с оркестром, "Русское скерцо " Чайковского.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Рубинштейн (Николай Григорьевич) - брат предыдущего, пианист-виртуоз (1835 - 1881). Семи лет уже концертировал вместе с братом. Учился в Берлине у Куллака игре на фортепиано и у Дена теории музыки, затем занимался у Виллуана. Окончив курс в университете, Р. в 1860 году стал во главе московского отделения Русского музыкального общества, а в 1866 году сделался директором вновь учрежденной московской консерватории, с которой не расставался до самой смерти и для которой очень много сделал. Р. был выдающимся педагогом по игре на фортепиано, прекрасным капельмейстером и мощным, перворазрядным пианистом-художником. За границей Р. концертировал редко: в 1872 году он играл в Вене, в 1872 году организовал русские концерты на всемирной выставке в Париже, являясь первым серьезным пропагандистом русской музыки во Франции. В этих концертах Р. выступал дирижером и пианистом. Содействие молодым, начинающим талантам было его страстью; можно сказать с уверенностью, что в композиторской карьере П.И. Чайковского Р. играл немаловажную роль. Популярность Р. в Москве, и вообще в России, не только как музыканта, но и как филантропа, была очень велика. Сбор с концертов, данных им в конце 70-х годов в 33 городах России, был пожертвован им в пользу Красного Креста. Р. сочинял мало, исключительно для фортепиано. По смерти Р. издан был московской фирмой Юргенсона альбом, в который вошли все фортепианные сочинения Р. Н. С.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РУБИНШТЕЙН НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РУБИНШТЕЙН НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Николай Григорьевич , русский пианист, дирижёр, педагог и музыкально-общественный деятель. Ученик А. И. …
  • РУБИНШТЕЙН НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
    (1835-81) российский пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель. Брат А. Г. Рубинштейна. Организатор Московского отделения Русского музыкального общества (1860) и Московской консерватории …

  • брат А. Г. Р., пианист-виртуоз (1835—1881). Семи лет уже концертировал вместе с братом. Учился в Берлине у Куллака игре на …
  • РУБИНШТЕЙН, НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? брат А. Г. Р., пианист-виртуоз (1835?1881). Семи лет уже концертировал вместе с братом. Учился в Берлине у Куллака игре …
  • НИКОЛАЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (победа народа; Деян 6:5) - родом из Антиохиян, обращенный вероятно из язычества в Христианскую веру, один из диаконов Церкви апостольской, …
  • НИКОЛАЙ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Николаевич, великий князь (1856-?). - Окончил военную академию в 1876 г. Участвовал офицером в русско-турецкой войне. В период от 1895 …
  • НИКОЛАЙ в Краткой биографической энциклопедии:
    Николай - Мурликийский архиепископ, святой, высокочтимый на Востоке и Западе, иногда даже мусульманами и язычниками. Его имя окружено массой народных …
  • РУБИНШТЕЙН
    Моисей Матвеевич (1878-1953), психолог и педагог. Преподавал в Университете им. А.Л. Шанявского (с 1908) и на московских Высших женских педагогических …
  • РУБИНШТЕЙН в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Сергей Леонидович (1889-1960), психолог и философ, д-р педагогических наук (1937), ч.-к. АН СССР (1943), д.ч. АПН РСФСР (1945). Преподавал в …
  • РУБИНШТЕЙН в Большом энциклопедическом словаре:
    (Rubinstein) Артур (1887-1982) польский пианист. Выступал с 1898. С 1937 жил в США, с 1954 во Франции. Прославился исполнением сочинений …
  • НИКОЛАЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (4 в.) архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …
  • РУБИНШТЕЙН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Рубинштейн (Николай Григорьевич) - брат предыдущего, пианист-виртуоз(18351881). Семи лет уже концертировал вместе с братом. Учился в Берлинеу Куллака игре на …
  • НИКОЛАЙ ИМЯ 5 ПАП в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя 5 пап. Н. I (858—867), римлянин знатного рода, был избран под влиянием императора Людовика II. Отличаясь твердой волей и …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП НОВОМИРГОРОДСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Иван Григорьевич Заркевич) — епископ новомиргородский, духовный писатель (1827— 885). Учился в СПб. духовной академии; до принятия монашества состоял священником …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП АЛЕУТСКИЙ И АЛЯСКИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (в мире Михаил Захарович Зиоров, род. в 1850 г.) — епископ алеутский и аляскинский (с 1891 г.); образование получил …
  • НИКОЛАЙ ДУХОВН. ПИСАТЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Петр Степанович Адоратский) — духовный писатель (1849—96). Воспитанник Казанской духовной академии, Н., по принятии монашества, пробыл 4 года …
  • НИКОЛАЙ ГРЕЧ. РИТОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Nikolaos) — греч. ритор из Мир-Ликийских, жил в конце V в. по Р. Хр., автор "Progymnasmata" — введения в стилистические …
  • НИКОЛАЙ НАЛИМОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Николай Александрович Налимов, род. в 1852 г.) — экзарх Грузии, архиепископ карталинский и кахетинский, воспитанник спб. духовной академии. …
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Николай - архиепископ мирликийский (города Мир в Ликии), великийхристианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и посмерти, "правило веры и образ …
  • РУБИНШТЕЙН
  • НИКОЛАЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • РУБИНШТЕЙН
    (Rubinstein) Артур (1887 - 1982), польский пианист. Концертировал с 1898 как солист и ансамблист. С 1937 в США, с 1954 …
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словарике:
    I (1796 - 1855), российский император (с 1825), третий сын императора Павла I. Вступил на престол после внезапной смерти императора …
  • РУБИНШТЕЙН
    РУБИНШТ́EЙН Сер. Леон. (1889-1960), психолог и философ, ч.-к. АН СССР (1943). Осн. тр. по филос. проблемам психологии, исследованию памяти, восприятия, …
  • РУБИНШТЕЙН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РУБИНШТ́EЙН Ник. Григ. (1835-81), пианист, дирижёр, муз.-обществ. деятель. Брат А.Г. Рубинштейна. Организатор Моск. отделения Имп. Рус. муз. об-ва (1860) и …
  • РУБИНШТЕЙН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РУБИНШТ́EЙН Ида Львовна (1883-1960), танцовщица, драм. актриса, участница первых Русских сезонов в Париже. Партии: Клеопатра ("Клеопатра" на музыку А.С. Аренского …
  • РУБИНШТЕЙН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РУБИНШТ́EЙН (Rubinstein) Артур (1887- 1982), польск. пианист. Выступал с 1894. С 1937 жил в США, с 1954 во Франции. Концертировал …
  • РУБИНШТЕЙН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РУБИНШТ́EЙН Ант. Григ. (1829-94), пианист, композитор, дирижёр, муз.-обществ. деятель. Брат Н.Г. Рубинштейна. Основатель Имп. Рус. муз. об-ва (1859) и первой …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ САЛОС, псковский юродивый. В 1570 во время похода Ивана IV на Псков встретил царя у ворот города, обличая его …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Старший) (1831- 1891), вел. князь, третий сын имп. Николая I, ген.-фельдм. (1878), поч. ч. Петерб. АН (1855). С …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Младший) (1856- 1929), вел. князь, сын Николая Николаевича (Старшего), генерал от кавалерии (1901). В 1895-1905 ген.-инспектор кавалерии, с …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ МИХАЙЛОВИЧ (1859-1919), вел. князь, внук имп. Николая I, генерал от инфантерии (1913), историк, поч. ч. Петерб. АН (1898). Монографии …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (Николай Кребс, Krеbs) (1401-64), философ, богослов, учёный, церк. и полит. деятель. Ближайший советник папы Пия II, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ ДАМАССКИЙ (64 до н.э.- нач. 1 в. н.э.), др.-греч. историк. Из соч. дошли во фрагментах: "История" (в 144 кн.), …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ II (1868-1918), последний рос. император (1894-1917), старший сын имп. Александра III, поч. ч. Петерб. АН (1876). Его царствование совпало …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (1796-1855), рос. император с 1825, третий сын имп. Павла I, поч. ч. Петерб. АН (1826). Вступил на престол …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (?-867), папа Римский с 858; при нём произошёл разрыв с Вост. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ из Отрекура (Nicolas d"Autrecourt) (ок. 1300 - после 1350), франц. философ, предст. номинализма. Преподавал в Париже. Критиковал схоластич. аристотелизм, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Бор. Дорофеевич Ярушевич) (1892-1961), церк. деятель. В 1922-24 в ссылке. В 1942-43 замещал местоблюстителя патриаршего престола митрополита …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Ив. Дм. Касаткин) (1836- 1912), церк. деятель, с 1870 глава Рус. правосл. миссии в Японии, основатель Япон. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Миры в Ликии, М. Азия), христ. святой, широко почитаемый в Вост. и Зап. …
  • НИКОЛАЙ
    Басков, Рыбников, …
  • НИКОЛАЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Последний царь …
  • НИКОЛАЙ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • НИКОЛАЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Николай, (Николаевич, …
  • РУБИНШТЕЙН
    Абрам Михайлович (1909-55) , российский химик-неорганик, доктор химических наук (1942). Основные труды в области химии комплексных соединений и аффинажа благородных …
  • НИКОЛАЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …
  • НИКОЛАЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Мужское …

1835-1881, русский пианист, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Председатель Московского отделения Императорского русского музыкального общества (с 1860), директор Московской консерватории (с 1866).

В декабре 1865 года, когда Чайковский держал выпускной экзамен, для которого им была написана кантата "К Радости", Н.Г.Рубинштейн приехал в Петербург. Последовало приглашение молодого музыканта в Москву, сначала преподавателем Музыкальных классов, а затем и консерватории, открытие которой намечалось на осень 1866 года. Чайковский приглашение принял, и переезд в Москву имел поистине судьбоносное значение в его творческой биографии. Он оказался в музыкальной и бытовой атмосфере "старой столицы", многое в которой было близко ему как человеку и музыканту, попал в тесный кружок коллег, с которыми не расставался потом всю жизнь. Но, как пишет Модест Чайковский , "В первые годы, без преувеличения, для Чайковского вся Москва - это Рубинштейн" (ЖЧ I 206, изд. 1903).

Отношения этих двух музыкантов претерпевали кризисы, и самый острый был связан с неприятием Николаем Рубинштейном Первого концерта для фортепиано с оркестром , - концерта, для него написанного! Он нашел пассажи неисполнимо-трудными и отверг сочинение в целом... Впоследствии же он этот концерт играл неоднократно и незабываемо-прекрасно. В частности, блестяще исполнил его на Всемирной выставке в Париже в 1878 году (оркестром дирижировал знаменитый К.Э. Колонн). Это был едва ли не первый триумф неизвестного в Западной Европе русского композитора. Влиятельный музыкальный критик Г.А.Ларош писал в некрологе: "... если когда-нибудь дар виртуоза мог быть назван творческим даром, то именно говоря о Н.Г.Рубинштейне. Какое поэтическое перо, какой художественный подбор выражений сумеют передать потомству очарование и могущество этой игры? Волнуя и поражая своих слушателей, он умел оставаться ясным и спокойным; <...> чувство меры соединялось в этой игре с титанической силой, с обаятельною чувственною прелестью. <...> самое дорогое и близкое для себя содержание он находил в нашей современной музыке. <...> Шопен, Шуман , Антон Рубинштейн , Лист , Чайковский... <...> Говорить ли о том, словно из бронзы вылитом, могучем образе, который он придал Первому концерту автора? " (Ларош Г.А. Избранные статьи. Вып. 5 Л., 1978, с 88 и 90). Николаю Рубинштейну Чайковский посвятил следующий, Второй фортепианный концерт.

Петр Ильич высоко ценил Николая Рубинштейна как интерпретатора своих сочинений. Он писал Николаю Григорьевичу: "... я бы, конечно, никогда не сделал бы себе имени, если б у меня не был под рукой такой превосходный истолкователь, как ты. Если б тебя не было в России, то я был бы обречен на вечные искажения".

Разумеется, Чайковский имел в виду прежде всего деятельность Рубинштейна - дирижера. Вот лишь неполный перечень сочинений Петра Ильича, впервые прозвучавших под управлением "московского" Рубинштейна: Вторая, Третья и Четвертая симфонии ; Первая сюита; фантазии "Буря" и "Франческа да Римини" , "Итальянское каприччио"... "Ты - единственный капельмейстер в мире, на которого я могу вполне положиться" - признавался Чайковский Рубинштейну (УП, 16).

Потрясала преданность Николая Григорьевича своему делу и своему любимому детищу - Московской консерватории. Тяжело больной, в начале 1881 года, он продолжал дирижировать и преподавать. Врачи настояли на поездке для лечения во Францию. Он не доехал до Ниццы и умер в Париже. Чайковский посвятил "Памяти великого художника" (так названо посвящение) Трио для фортепиано, скрипки и виолончели - камерно-инструментальный реквием.

Л. З. Корабельникова

Николай Рубинштейн - популярный российский композитор и дирижёр. Известен как один из создателей Московской консерватории (занимал пост первого директора).

Краткая биография

Николай Рубинштейн был рождён 14 июня 1835 года на территории Москвы в семье мелкого фабриканта. Ранее семья Николая проживала на территории небольшого села Выхватинца (Приднепровье), но за 3 года до рождения мальчика его родителями было принято решение переехать в будущую столицу России.

В период с 1844 по 1846 года Николай вместе со своим старшим братом Антоном и матерью проживали в Берлине.

В возрасте 12 лет Рубинштейн с семьей снова возвращается в Москву, где будущий музыкант и прожил практически до конца своей жизни.

Кем был по профессии? В возрасте 20 лет юноша окончил Московский университет и получил профессию юриста.

Поскольку вся жизнь молодого человека была пронизана музыкой, то параллельно с обучением на юриста он гастролировал, и в 1858 году (через 3 года после получения профессии) он принял решение полностью посвятить себя концертной деятельности.

В 1859 году Николай приложил все усилия для открытия специального отделения Императорского российского музыкального общества в Москве.

Читателю с первых строк статьи стало известно, что основал Николай Григорьевич Рубинштейн. В 1866 году мужчина занял пост директора этой же Московской консерватории. Должность он занимал до конца своей жизни.

Плодотворным для пианиста был 1872 год, в это время он отыграл широко известный концерт в Вене и организовал концерт на Всемирной музыкальной выставке в Париже.

Смерть этого выдающегося музыканта зафиксирована в 1881 году на территории столицы Франции, но похоронили мужчину в Москве, на просторах Новодевичьего кладбища.

Отношения с братом

И Николай) всегда были довольно дружны, поскольку оба не представляли своей жизни без музыки.

Когда Николаю исполнилось 9 лет, его вместе с братом Антоном перевезли в Германию, в Берлин, где мальчики изучали музыку. В то время они гастролировали практически по всем европейским городам.

Николай всегда брал пример со своего старшего брата, даже созданная им Московская консерватория была попыткой повторить успех брата. Ведь Антон открыл консерваторию в Петербурге на 14 лет раньше.

Музыкальная деятельность

Свою музыкальную деятельность Николай Рубинштейн, интересные факты из жизни которого вы можете узнать из этой статьи, начал ещё в возрасте 4 лет под строгим контролем матери, а уже с 7 лет мальчика вместе с братом приглашали на всевозможные концертные выступления как на территории России, так и в странах Европы.

Во время проживания в Берлине мальчик занимался у таких выдающихся людей, как Теодор Куллак (изучал основы игры на пианино и фортепиано) и Зигфрид Ден (изучал теоретические основы музыки). В Москве перешёл он обучался у известного российского музыкального педагога Василия Виллуана.

В возрасте 23 лет молодой человек уже полностью определился со своей жизненной целью и покинул юридическую сферу ради регулярной концертной деятельности.

В 1859 году Николай получил должность дирижера симфонических оркестров в отделении Императорского российского музыкального общества.

В 1866 году он занял должность преподавателя по фортепиано в Московской консерватории.

За всю жизнь Рубинштейн провёл около 250 концертов в роли дирижёра. Концерты проводились как в Москве, так и в других городах России.

А в 1870 году Николай провёл 33 концерта, а все вырученные финансы были пожертвованы Красному Кресту.

За рубежом мужчина не любил проводить концерты, единственными странами, ради которых он делал исключения, были Австрия и Франция. Но даже выступая на концертах за границей, он всё равно отдавал предпочтение российской музыке, за что его прозвали ярым пропагандистом.

Николай предпочитал исполнять уже известные музыкальные произведения. За свою жизнь он сочинил только несколько пьес и романсов для игры на фортепьяно.

Необычайная общительность музыканта

Пианист Николай Рубинштейн всегда обладал особенным талантом: он мог сойтись с любым человеком независимо от его возраста, пола и взглядов на жизнь. Именно поэтому в молодые годы музыканта пригласили вступить в «молодую редакцию» выпускаемого Погодиным журнала «Москвитянин». А затем молодой человек стал участником артистического кружка, членами которого были самые выдающиеся творческие личности того времени.

Отмечено, что в 1859 году, когда Боткин, Толстой и Оболенский разрабатывали проект Общества камерной музыки в Москве, именно Рубинштейна видели в его главе. К сожалению или к счастью, жизнь сложилась таким образом, что Николай посвятил всего себя Московской консерватории.

Развитие Московской консерватории под руководством Рубинштейна

Когда в 1866 году Николай Рубинштейн, биография которого насыщена интересными фактами, поспособствовал открытию в Москве музыкальной консерватории и занял пост её директора, практически никто (даже его брат) не верил, что таким образом мужчина хоть немного продвинет музыкальную сферу в массы.

Но уже через несколько лет благодаря особым управленским и организаторским способностям мужчины консерватория стала лучшим музыкальным заведением не только на территории Москвы, но и практически во всей России.

Именно Николай Рубинштейн поспособствовал тому, что консерватории было выдано право преподавать по собственным учебным программам - их разрабатывали непосредстенно преподаватели учебного заведения. Кроме того, там была создана единственная на территории всей России кафедра древнерусского церковного пения.

В коллективе преподавателей консерватории находились лучшие композиторы и музыканты того времени.

Судебное разбирательство

Несмотря на высокие достижения мужчины в музыкальном плане далеко не все представители власти того времени с уважением относились к Рубинштейну. За малейший промах Николаю сразу же вспоминали его принадлежность к еврейской народности и низкий чин.

Особенно ярко подобное отношение проявилось в период с 1869 по 1870 года во время судебного разбирательства. Суд был связан с тем, что Рубинштейн выгнал из своего кабинета ученицу, которая нарушала все существующие правила, некую П. К. Щебальскую. На первый взгляд незначительная ситуация оказалась предметом судебного разбирательства из-за того, что эта ученица оказалась дочерью генерала, а музыкант был всего лишь губернским секретарем.

Решение суда было принято не в пользу Николая. Суд постановил, что Рубинштейн как низший по чину нанёс оскорбление дочери генерала и теперь обязан выплатить им штраф в сумме 25 рублей. Если у Николая не было бы этих денег, то он вынужден был бы провести 7 дней в тюрьме.

Согласно газетным вырезкам того времени, практически все москвичи обсуждали это дело, и только благодаря вмешательству Сената приговор отменили.

Второе столкновение с властью

Не успел Николай Рубинштейн отойти от прошлого позора, как его заклеймили в деспотизме.

В 1879 году Советом профессоров Московской консерватории было принято решение запретить преподавателю данного заведения Шостаковскому выступать на публике для того, чтобы не позорить ни себя, ни консерваторию.

Но Шостаковский не был согласен с таким положением и объявил, что Рубинштейн деспот и завистник, поскольку не хочет, чтобы равный ему по силе пианист стал известным. Слова Шостаковского закреплялись тем, что он тоже был сыном генерала, а его семья находилась под покровительством брата Александра II.

И снова всё пошло по второму кругу. Началась травля музыканта в газетах и за глаза. Снова пришлось вмешаться Сенату.

Николай Рубинштейн и Чайковский

Среди преподавателей Московской консерватории, которые входили в число друзей Рубинштейна, присутствовал известный российский композитор Пётр Чайковский.

Когда Пётр Ильич узнал о гонении на Рубинштейна из-за предполагаемых деспотичности и зависти, он просто не мог терпеть подобную клевету, поэтому написал письмо российскому художественному критику Владимиру Васильевичу Стасову, который чуть ли не сильнее всех оскорблял Рубинштейна.

Письмо включало в себя следующие строки: «Там, где предо мною открывается свет, польза и величайшие заслуги, вы видите только темноту, вред и даже некие преступления. Но я вам хочу сказать, что все ваши обвинения, направленные на Рубинштейна, безосновательны. Я 12 лет проработал под его руководством, и мне просто невероятно обидно слышать гнусные обвинения в сторону светлого человека. Подобные обвинения могут только привести к тому, что Николай бросит своё детище. Если рассуждать со стороны его карьеры, то этим он только продвинется вверх, но мне не хочется, чтобы погибали дела, так трепетно созданные ним».

Педагогические способности

Многие ученики Рубинштейна утверждали, что он просто невероятный педагог, в особенности это проявлялось в следующих моментах:

  1. Рубинштейн считал, что ученики должны разбираться во всех музыкальных сферах, а не делать акцент только на чём-то одном.
  2. Николай требовал от учеников выражения индивидуальности, а не беспрекословного подражания другим выдающимся личностям.
  3. Был требовательным. Если ученик не был готов к занятию, он нагружал его таким потоком информации и заданий, что в следующий раз такой оплошности никто не допускал.
  4. Делал акцент на увлечённости. Если ученику действительно что-то нравится, значит, у него всё получится.

Изречения учеников Рубинштейна

Несмотря на всю строгость пианиста все ученики были в восторге от его преподавания. Это проявляется в некоторых их изречениях:

  1. Э. Зауэр: «У него было особое чутье, которое позволяло выявить сильные стороны каждого ученика. Он утверждал: каждому - своё. Каждый отдельный талант требует индивидуального подхода, а если его обеспечить, то талант заиграет яркими красками».
  2. А. Зилоти: «На уроках Николай Рубинштейн показывал нам такое мастерство, что невольно хотелось достигнуть хотя бы небольшого количества его способностей. При этом каждому своему ученику он играл по-разному, чтобы затронуть отдельные струны души».

Похороны Рубинштейна

Несмотря на неоднозначное отношение к пианисту во время жизни его похороны действительно были почетными.

В знак траура на территории всей Москвы зажгли уличные фонари. На панихиду люди принесли огромное количество венков из лавра, возле гроба было сложено несметное количество цветов.

Для того чтобы Николай Рубинштейн, краткая биография которого была представлена вашему вниманию в статье, всегда оставался в памяти и сердцах людей, Чайковский написал в честь него трио a-moll «Памяти великого артиста».

Этот человек достоин уважения, и он действительно до сих пор остаётся в сердце каждого ценителя музыки.