Методическая разработка (подготовительная группа) на тему: Проект "Преемственность ДОУ и начальной школы". Педагогический проект на тему: Осуществление преемственности между детским садом и школой (Скоро в школу)

Краткое описание

Цель проекта:
предупреждение и преодоление трудностей поступления в детский сад и при переходе из ясельной и младшей групп в среднюю в другом ДОУ, сохранение здоровья и эмоционального благополучия воспитанников.

Описание

Проект «Преемственность. Ясли – сад»
Гермогенова Е.В., зам. дир. по УВР Гимназия №56 г.
Санкт - Петербург ,
педагог - психолог;
Григорьева И.П., заведующая ГБДОУ №92
Петроградского района, Санкт-Петребург
«От того, как будет чувствовать себя ребенок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям»
В. А. Сухомлинский.

Одной из первостепенных задач руководителя стоит организация процесса адаптации к новым условиям всех участников процесса.
Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, который привык играть дома непростой оказывается ситуация поступления в детский сад, в нашем случае в ясельную или младшую группу детского сада.
Ситуация поступления в детский сад оказывается нелёгкой и для родителей. Именно поэтому основная работа по успешной адаптации ребёнка в новых условиях ведётся с родителями. Одни без особых проблем приходят в детский сад, для других проблема адаптации остаётся актуальной. Для наиболее эффективного решения этих проблем специалистами Дошкольного отделения Гимназии №56 и специалистами ГБДОУ №92 был разработан проект «Преемственность. Ясли – сад»

Цель проекта :
предупреждение и преодоление трудностей поступления в детский сад и при переходе из ясельной и младшей групп в среднюю в другом ДОУ, сохранение здоровья и эмоционального благополучия воспитанников.
Задачи проекта:
1. Обеспечить воспитанникам эмоциональный комфорт в новых условиях.
2. Помочь воспитателям найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися в новых условиях воспитанниками.
3. Разработать пути коррекции проблем дезадаптации.
4. Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях того или иного возрастного периода. Оказывать психологическую помощь и поддержку.
5. Повышать уровень профессиональной компетентности воспитателей, педагогической компетентности родителей.
Преемственность связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы .
(Большой энциклопедический словарь, СПб, 1999г.)

Осуществление преемственности помогает выработать единые подходы в обучении и воспитании, обеспечивает сохранение имеющихся традиций. Несоблюдение правила преемственности в общей системе дидактических принципов обучения и воспитания часто становится причиной дезадаптации , а, следовательно, ухудшения здоровья воспитанника и педагога.

Проект предполагает взаимодействие сотрудников дошкольных образовательных учреждений (руководителей, методистов, воспитателей, психологов). Проект базируется на основных принципах гуманистической психологии и педагогики и ориентирован на тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Проект содержит в себе систему информирования всех участников образовательного процесса в виде буклетов :
·
Для воспитателей
·
Для родителей.

Кто осуществляет преемственность?
Преемственность в обучении, воспитании, развитии ребенка осуществляют:
· воспитатели детского сада;
· специалисты;
· родители.

Нет смысла говорить о психологических особенностях раннего и младшего дошкольного возраста, так как перед нами коллеги, которые не только теоретически, но и практически знакомы с ними. На педагогов, которые работают в яслях, приходится период кризиса трёх лет. Как справится с ним? Как помочь родителям? И здесь на помощь приходит взаимодействие с коллегами, и абсолютно неважно из какого дошкольного учреждения эти коллеги.
Дети, посещающие ясли приходят в детский сад уже более адаптированные, чем их сверстники, пришедшие в детский сад впервые.
Нами было проведено исследование с целью изучения того, какими хотят видеть воспитатели своих будущих воспитанников, пришедших из ясельных и младших групп детского сада.
Изначально мы думали, что педагоги будут говорить о развитии внимания, памяти, мышления (наглядно-образного). Но выяснилось, что педагогов больше всего волнует уровень развития речи, навыков самообслуживания и социализации. Некоторые воспитанники ГБДОУ №92 попадают в Дошкольное отделение Гимназии №56, и мы наблюдаем достаточно высокий уровень развития воспитанников. Главное, что дети, которых мы наблюдаем, эмоционально благополучны и готовы с интересом и желанием познавать мир дальше. Именно поэтому мы разработали данный проект, проект взаимодействия, проект дружбы двух учреждений.
Важный аспект – работа с родителями! В ГБДОУ №92 этот пласт освоен, и родители при переходе на новую ступень являются подготовленными. Система индивидуального консультирования до поступления в детский сад, работа «Родительского клуба», информационные буклеты помогают повышать педагогическую компетенцию родителей.
Компетентность родителя – это сложное индивидуально-психологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее его готовность к реализации воспитательной функции (Костылева Н.Е.). Компетентность родителя выражает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности». Как интегративное личностное образование она основывается на ряде компетенций, проявляющихся в знаниях и опыте в определенной области. Совокупность компетенций, обеспечивающих готовность к реализации воспитательной функции, составляет основу родительской компетентности. Быть компетентным родителем – значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации воспитания собственного ребенка имеющиеся воспитательные компетенции.
Родительская компетентность базируется на ключевых и сопутствующих компетенциях (Е.В. Бондаревская). К ключевым компетенциям относятся те, которые имеют универсальное значение и могут быть использованы в различных видах деятельности при решении множества воспитательных задач. Сопутствующие – те, которые являются дополнительными, позволяющими углубленно решать отдельные задачи личностного развития, отражающие индивидуальные интересы и пристрастия родителей, индивидуальные возможности детей.

Становление родительской компетентности – сложный и динамичный процесс, осуществляемый как в ходе семейного самообразования, так и при непосредственном содействии педагогов образовательных учреждений.

Именно поэтому были разработаны данные блоки проекта.
Работа с родителями.
·
Первая беседа.
·
Информационные буклеты.
·
Родительский клуб «Поддержка» на базе Дошкольного отделения Гимназии №56.
·
Консультативное сопровождение.
·
Анкетирование «Адаптация».
В данном проекте отражена работа с педагогами и воспитанниками.
Работа с педагогами
·
Консультации специалистов.
·
Семинары «Адаптация», «Трудный ребёнок», «Работа с родителями», «Трансформация игры» (на базе Дошкольного отделения Гимназии №56).
·
Круглые столы и консилиумы.
·
Информационные буклеты.
Работа с воспитанниками
·
Индивидуальная и групповая совместная деятельность по программам ФГТ.
·
Ведение «Дневника воспитанника», в дальнейшем «Карта индивидуального сопровождения».
·
Мониторинг эмоционального благополучия воспитанников.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 7900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

доклад преемственность ясли сад и компетенции родителей.doc

«От того, как будет чувствовать себя ребенок,

поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,

что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям»

В. А. Сухомлинский.

Одной из первостепенных задач руководителя стоит организация процесса адаптации к новым условиям всех участников процесса.

Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, который привык играть дома непростой оказывается ситуация поступления в детский сад, в нашем случае в ясельную или младшую группу детского сада.

Ситуация поступления в детский сад оказывается нелёгкой и для родителей. Именно поэтому основная работа по успешной адаптации ребёнка в новых условиях ведётся с родителями. Одни без особых проблем приходят в детский сад, для других проблема адаптации остаётся актуальной. Для наиболее эффективного решения этих проблем специалистами Дошкольного отделения Гимназии №56 и специалистами ГБДОУ №92 был разработан проект «Преемственность. Ясли – сад»

Цель проекта :

предупреждение и преодоление трудностей поступления в детский сад и при переходе из ясельной и младшей групп в среднюю в другом ДОУ, сохранение здоровья и эмоционального благополучия воспитанников.

Задачи проекта:

    Обеспечить воспитанникам эмоциональный комфорт в новых условиях.

    Помочь воспитателям найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися в новых условиях воспитанниками.

    Разработать пути коррекции проблем дезадаптации.

    Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях того или иного возрастного периода. Оказывать психологическую помощь и поддержку.

    Повышать уровень профессиональной компетентности воспитателей, педагогической компетентности родителей.

Преемственность связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы .

(Большой энциклопедический словарь, СПб, 1999г.)

Осуществление преемственности помогает выработать единые подходы в обучении и воспитании, обеспечивает сохранение имеющихся традиций. Несоблюдение правила преемственности в общей системе дидактических принципов обучения и воспитания часто становится причиной дезадаптации , а, следовательно, ухудшения здоровья воспитанника и педагога.

Проект предполагает взаимодействие сотрудников дошкольных образовательных учреждений (руководителей, методистов, воспитателей, психологов). Проект базируется на основных принципах гуманистической психологии и педагогики и ориентирована на тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Проект содержит в себе систему информирования всех участников образовательного процесса в виде буклетов :

    Для воспитателей

    Для родителей.

Кто осуществляет преемственность?

Преемственность в обучении, воспитании, развитии ребенка осуществляют:

    воспитатели детского сада;

    специалисты;

    родители.

Нет смысла говорить о психологических особенностях раннего и младшего дошкольного возраста, так как перед нами коллеги, которые не только теоретически, но и практически знакомы с ними. На педагогов, которые работают в яслях приходится период кризиса трёх лет. Как справится с ним? Как помочь родителям? И здесь на помощь приходит взаимодействие с коллегами, и абсолютно неважно из какого дошкольного учреждения эти коллеги.

Дети, посещающие ясли приходят в детский сад уже более адаптированные, чем их сверстники, пришедшие в детский сад впервые.

Нами было проведено исследование с целью изучения того, какими хотят видеть воспитатели своих будущих воспитанников, пришедших из ясельных и младших групп детского сада.

Изначально мы думали, что педагоги будут говорить о развитии внимания, памяти, мышления (наглядно-образного). Но выяснилось, что педагогов больше всего волнует уровень развития речи, навыков самообслуживания и социализации. Некоторые воспитанники ГБДОУ №92 попадают в Дошкольное отделение Гимназии №56, и мы наблюдаем достаточно высокий уровень развития воспитанников. Главное, что дети, которых мы наблюдаем, эмоционально благополучны и готовы с интересом и желанием познавать мир дальше. Именно поэтому мы разработали данный проект, проект взаимодействия, проект дружбы двух учреждений.

Важный аспект – работа с родителями! В ГБДОУ №92 этот пласт освоен, и родители при переходе на новую ступень являются подготовленными. Система индивидуального консультирования до поступления в детский сад, работа «Родительского клуба», информационные буклеты помогают повышать педагогическую компетенцию родителей.

Проблема становления психолого-педагогической компетентности родителей является одной из наиболее актуальных в системе отечественного дошкольного образования. Многочисленными нормативными и концептуальными документами родители признаются полноправными субъектами педагогического процесса. Несмотря на это, реализация воспитательной функции семьи осуществляется малоэффективно в связи с низким уровнем психолого-педагогической компетентности родителей.

Компетентность родителя – это сложное индивидуально-психологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее его готовность к реализации воспитательной функции (Костылева Н.Е.). Компетентность родителя выражает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности». Как интегративное личностное образование она основывается на ряде компетенций, проявляю-щихся в знаниях и опыте в определенной области. Совокупность компетенций, обеспечивающих готовность к реализации воспитательной функции, составляет основу родительской компетентности. Быть компетентным родителем – значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации воспитания собственного ребенка имеющиеся воспитательные компетенции.

Родительская компетентность базируется на ключевых и сопутствующих компетенциях (Е.В. Бондаревская). К ключевым компетенциям относятся те, которые имеют универсальное значение и могут быть использованы в различных видах деятельности при решении множества воспитательных задач. Сопутствующие – те, которые являются дополнительными, позволяющими углубленно решать отдельные задачи личностного развития, отражающие индивидуальные интересы и пристрастия родителей, индивидуальные возможности детей.

Становление родительской компетентности – сложный и динамичный процесс, осуществляемый как в ходе семейного самообразования, так и при непосредственном содействии педагогов образовательных учреждений.

Именно поэтому были разработаны данные блоки проекта.

Работа с родителями.

    Первая беседа.

    Информационные буклеты.

    Родительский клуб «Поддержка» на базе Дошкольного отделения Гимназии №56.

Татьяна Егорова
Проект «Преемственность в работе детского сада и начальной школы»

Наш детский сад ведет работу по преемственности со школой уже не первый год . Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким , учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении , помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

При поступлении в школу , важен уровень психологического развития ребёнка. Он становится школьником , когда имеет внутреннюю позицию, а это возможно, когда нет устойчивых страхов, связанных со школьной жизнью . Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на дальнейшее развитие ребёнка. Комфортность пребывания в школе не должна зависеть от организации системы обучения, поэтому преемственность между дошкольным и начальным звеном – одно из условий непрерывного образования ребёнка.

Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы , где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Актуальность

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – единение усилий работников детского сада и начальной школы . Одна из проблем подготовки детей, посещающих ДОУ, к школе состоит в том , что детские сады работают по разным программам, каждая из которых выдвигает свои показатели развития.

В результате показатель развития в разных программах не соотносятся друг с другом. Вместе с тем при поступлении в школу , ребенок подвергается проверке уровня его достижений по совершенно иным критериям, удобным для каждой конкретной школы и нередко завышенным. Кроме того, ребенок лишается возможности наиграться вволю в самый благодатный для игровой деятельности период. В школах нет возможности осуществлять индивидуальную программу обучения и коррекции ребенка с особенностями психического и физического здоровья.

Проблема : недостаточно разработана система преемственности детского сада и школы .

Вид проекта : информационно-практико-ориентированный

Тип проекта

По срокам реализации : долгосрочный

По целевой установке : образовательный

Участники проекта :

Дети подготовительной к школе группы ;

Выпускники детского сада (учащиеся 1 класса начальной школы ) ;

Педагоги и специалисты ДОУ;

Учителя начальной школы ;

Родители.

Цель : обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования .

Задачи :

Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса;

Обеспечить психолого-педагогические условия, направленные на сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника ;

Создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной;

-выработать единую стратегию в работе с родителями ;

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.

Этапы реализации проекта

Создание развивающей среды в группах :

- «Уголок школьника » ;

Уголок «Читаем сами» ;

Уголки для игр «в школу » ;

Картотека разнообразных игр;

Условия для социализации ребенка : обогащение представлений о стране, крае, городе, людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях (профессия, возраст, пол) ;

Игровая площадка для обогащения творческого потенциала, активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении.

Создание у дошкольников мотивации к обучению в школе

Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни , школьниках , их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а также показать школьную жизнь с интересной стороны. В апреле-месяце в школе проводится «День открытых дверей» . Экскурсии в школу – важный компонент мотивационной готовности к школе . Дети подготовительных групп знакомятся со школьными кабинетами , с работниками школы . Эти экскурсии носят познавательный характер, способствуют воспитанию у детей чувства патриотизма.

Встречи с выпускниками и учителями :

Выступление выпускников детского сада на школьных родительских собраниях для будущих первоклассников «Скоро в школу мы пойдём » ;

Проведение выпускного утренника в детском саду ;

Составление плана совместной работы ДОУ и школы на следующий учебный год.

Результаты реализации проекта :

Речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас;

Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других;

Они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать;

У детей, родителей, выпускников появился интерес к сотрудничеству, партнерству;

Адаптационный период у первоклассников прошел благоприятно;

У учителя начальной школы появилась мотивация к взаимодействию с ДОУ.

План работы по реализации проекта

«Преемственность в работе МБДОУ ЦРР – Детский сад №7 и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением предметов № 2»

№ Мероприятие Участники Сроки проведения

1. Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы завуч школы , старший воспитатель детского сада

сентябрь

2. Семинар «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их стыковка » завуч начальных классов , старший воспитатель

сентябрь-октябрь

Проведение праздника «День Знаний» дети старшей и подготовительной к школе групп , педагоги детского сада

4. Оформление уголков в группе для игры «Школа » дети и родители сентябрь

5. Подборка книг о школе . Оформление уголков книг «Читаем сами» дети и родители воспитанников октябрь

6. Организация в методическом кабинете выставки методической и педагогической литературы «Подготовка детей к школе »

педагоги, родители воспитанников

7. Диагностика готовности детей подготовительной группы к школе дети подготовительной к школе группы октябрь

8. Педагогический совет «Итоги предварительной диагностики к школе детей подготовительной группы» заведующая, старший воспитатель, педагоги ДОУ

9. Праздник «Золотая осень» учащиеся начальных классов и дети подготовительной к школе группы ноябрь

10. Посещение учителями начальных классов школы № 2 занятий по математике, обучению грамоте в детском саду учителя начальной школы , воспитатели

11. Оформление наглядного материала для родителей будущих первоклассников (стенды, папки-передвижки) воспитатели ноябрь

12. Концерт для

дошкольников учащиеся школы ноябрь

(в дни школьных каникул )

13. Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Скоро в школу » администрация, учитель начальной школы , родители воспитанников

14. Беседы «Если ты останешься дома один» (основы безопасности, «Зачем учиться в школе дети и воспитатели подготовительной к школе группы

в течение года

15. Познавательный досуг с элементами кукольного театра «Дорожная азбука» (изучение правил дорожного движения) дети подготовительной к школе группы

16. Экскурсия детей подготовительной группы в школу дети , воспитатели, завуч, учителя начальной школы декабрь

17. Выставка детских рисунков «Мои впечатления о школе » дети подготовительной группы декабрь

18. Консультация для воспитателей «Мотивационная готовность детей к школе » старший воспитатель, воспитатели

19. «Новогоднее чудо» (выставка рисунков и поделок ручного труда) школьники -выпускники ДОУ и воспитанники детского сада

Физкультурный праздник «Юные олимпийцы» дети подготовительной группы, первоклассники и родители

21. Мониторинг готовности детей к школьному обучению дети подготовительных к школе групп

22. Семинар-практикум «Обмен опытом. Анализ и обсуждение уроков в школе и образовательной деятельности в детском саду ».

педагоги ДОУ и школы

23. Консультация : «Скоро в школу » родители подготовительной группы

24. Анкетирование родителей детей предшкольного возраста педагоги ДОУ, родители

25. Оформление карт здоровья на каждого ребёнка выпускника детского сада дети , родители, педагоги детского сада апрель

26. День открытых дверей в школе . Выступление детей на родительском собрании в школе «Скоро в школу мы пойдем » педагоги, дети подготовительной группы, родители воспитанников

Собеседование с завучем начальных классов . Анализ успеваемости выпускников детского сада за учебный год старший воспитатель, завуч начальной школы

28. Фотоальбом «Наши мамы и папы – школьники » ; альбом загадок, пословиц и поговорок школьной тематики ; иллюстрации «Все о школе »

дети, родители, педагоги детского сада

Выпускной утренник «Путешествие по стране Детства » дети, родители, педагоги детского сада (приглашаются учителя начальной школы )

Литература :

1. Должикова Р. А., Федосимов Г. М., Кулинич Н. Н., Ищенко И. П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе », Москва, Школьная пресса , 2008.

2. Доскин В. А. Здоровье ребенка и его готовность к школе : пособие для родителей; под ред. В. А. Доскина. – М.: Просвещение, 2007.

3. «Поговорим о преемственности » , Р. Стеркина, «Обруч» , №1, 1997г.

4. «Преемственность : так в чем проблема?» , Е. Сербина, «Обруч» , №1, 1997г

5. «Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка»,- О. П. Миронова, «Управление дошкольным образовательным учреждением» №2, 2003г.

6. Преемственные связи ДОУ , школы и родителей будущих первоклассников : Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

С этим файлом связано 292 файл(ов). Среди них: 39.rar , 38.rar , 37.rar , 36.rar , 34.rar , preemstvennost_proekt_moj.rar , 96.rar , 85.rar , 84.rar , 83.rar и ещё 282 файл(а).
Показать все связанные файлы
Ни для кого не секрет , что переход ребенка из начальной школы в среднюю характеризуется объективными изменениями условий его школьной жизни: увеличивается число учебных предметов, появляется несколько учителей, предъявляющих разные требования; усложняется материал учебных программ, расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий; меняется социальный статус детей. Именно 10 -12 летний возраст связан с двумя кризисами в жизни школьника: с одной стороны, с переходом от детства к отрочеству, с другой стороны, с переходом от начальной к основной ступени образования.

Поэтому, снижение успеваемости, падение интереса к учёбе, нарастание тревожности учащихся, рост депрессивных состояний , снижение самооценки, резкое нарастание дисциплинарных трудностей – является стандартным перечнем проблем, наблюдаемых при переходе на 2 ступень обучения.

Это происходит вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Есть немало житейских обстоятельств, также объясняющих падение успеваемости и интереса к учебе при переходе из начальной в основной школу. Дело, прежде всего в том, что учитель начальной школы, выпустив своих детей в основную, отчетливо видит, как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, т. е. оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе , учитель-предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Он переносит методы обучения, формы взаимодействия со старшими школьниками на подростка, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения. Порой камнем преткновения может стать даже темп речи учителя.

С связи с переходом на 2 ступень обучения ломаются привычные стереотипы, под угрозой самооценка ребёнка – теперь его оценивают не один педагог, а несколько. Таким образом, результат обучения в 5 классе напрямую зависит от того, как проходит процесс адаптации.

Успешность адаптации школьника к обучению в 5-х классах зависит от реализации преемственных связей между начальным и основным общим образованием, а так же напрямую связана с их психологи­ческой готовностью к переходу в V класс.

Интерес к проблемам адаптации представлен во многих работах отечественных психологов и педагогов. Но, несмотря на многочисленные исследования, проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю , ее сущностные психолого-педагогические характеристики не раскрыты до конца. В частности, недостаточно изучены психолого-педагогические основы адаптации школьников на самом первом этапе перехода в среднюю школу. Это и определило тему моего исследования.

Начиная работу над проектом, я выделила объект и предмет исследования, а также наметила цель своей работы. Исходя из цели, я выделила ряд гипотез исследования. Ведь в связи с возрастными особенностями происходят изменения в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп его деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.

Для проверки сформулированных гипотез мною были определены задачи исследования, которые направлены на обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений , навыков, способов деятельности, проведение анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции.

Для обеспечения благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода возникла необходимость сохранения и развития основных способов и форм организации образовательного процесса начальной школы в работе с учениками 5–6-х классов, а также создание эмоциональной обстановки в классе, близкой начальной школе.

Для реализации поставленных задач в работе использован комплекс методик, опросников, анкет. Достоверность выводов проверялось с помощью методов математической статистики - вычисление средних значений.

Базой исследования стали мои выпускники 2008 года, а затем уже они стали пятиклассниками. В исследовании участвовали учителя и родители.

Исследование проводиться в три взаимосвязанных этапа.

Полученный материал на первом этапе позволил выдвинуть основную рабочую гипотезу и наметить программу исследования, а также определить цели и задачи, объект и предмет исследования.

Второй этап состоял из 2 периодов: доадаптационного и адаптационного. Этот этап сыграл важную роль в проверке и уточнении концепции, определения социальных психолого-педагогических аспектов решения проблемы, позволил накопить фактический материал и экспериментально его проверить.

Часто учителя–предметники сетуют на некачественную подготовку учащихся начальной школы, обвиняя этим работу учителя начальных классов. Мне довелось быть и в роли обвинителя и в роли обвиняемого. Я работаю учителем начальных классов и преподаю уроки математики в 5 классе. Познакомившись с программами математики начальных классов и 5 класса, изучив учебники, я поняла, что они имеют разный уровень работы , предполагают различные виды деятельности. Поэтому на совместной встрече учителей-предметников и учителей начальных классов я предложила углубить работу по преемственности 1 и 2 ступеней.

Мною была разработана программа по обеспечению преемственности, составлен психологический паспорт выпускного класса и разработано портфолио для каждого учащихся.

В конце 4 класса выпускники выполнили контрольные работы по трем основным предметам: русскому языку, математике, окружающему миру. В конце сентября бывшие выпускники, а ныне пятиклассники выполнили те же работы. Затем, сравнивая срезы, я заметила некоторое снижение результатов, но все же резких скачков не было. Тем не менее, отметки за повторные контрольные работы совпали на 98%. Это явилось показателем, что мы смогли добиться определённых результатов в совместной работе.

Третий этап включает в себя обработку и анализ полученных результатов исследовательской работы, уточнение теоретических и практических положений.

Анализ качества знаний моих выпускников показал, что адаптационный период проходит успешно. Учащиеся подтверждают свои знания.

Итак, проблема организации, руководства и контроля деятельности всех участников образовательного процесса на переходном этапе может быть успешно решена только путем формирования команды педагогов, заинтересованных в создании благополучной образовательной среды. Этого мы добивались , работая строго по намеченному плану, составленному в соответствии с программой по преемственности.

Основываясь на своём опыте, я считаю, что если один из предметов учебного плана 5 класса ведет учитель начальных классов, имеющий соответствующее образование, остальные предметы ведут учителя основной школы, то это благоприятно скажется на адаптации учащихся на 2 ступени.

Особая роль в обеспечении преемственности отводится классным руководителям, поэтому я думаю, что может существовать и другой вариант – когда роль классного руководителя в 5 классе остаётся за учителем начальной школы.

В заключении хотелось бы сказать об одном из важнейших тандемов «учитель начальной школы – учитель среднего звена», т. к. осуществление всей этой работы зависит только от взаимоотношений прошлого и будущего.

МОУ СОШ № 11

с углубленным изучением ряда предметов

Курского муниципального района

Ставропольского края

«Психолого - педагогические основы адаптации учащихся

на 2 ступени обучения »

Аннотация проекта.

Разработка проекта обусловлена ​​необходимостью создания условий для перехода ребенка из детского сада в школу, который является важным этапом жизни, связан не только с изменением среды его развития, но и с соответствующими процессами самосознания, со столкновением с новыми проблемами, открытием в себе новых возможностей и т.д. Для одних детей — это ощущения выхода на новую жизненную ступень, другим внушает ностальгию по привычной жизни в детском саду, часто порождает стрессовые состояния. Поэтому очень важно, чтобы в дошкольном учреждении, начальной школе, в семье помогли ребенку осознать, что детский сад и школа есть звенья единой системы образования и воспитания. Решить проблемы преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи. В концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка. Все это возможно при условии соблюдения принципа преемственности дошкольного и начального звеньев образования.

Паспорт проекта

Название проекта:

Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни

Автор проекта:

Павлова Светлана Александровна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Тип проекта:

  • практико-ориентированный, внедренческий (по способу деятельности)
  • управленческий (по содержанию)
  • непосредственный (по характеру координации)
  • длительный (по продолжительности выполнения)

Общие принципы

  • свобода выбора
  • свобода общения
  • научность
  • толерантность

Методы:

  • исследовательский
  • частично-поисковый

База реализации проекта: Макеевская общеобразовательная школа I-III ст. № 93 с дошкольным подразделением.

Творение человека - высшее напряжение всех духовных сил. Это и жизненная мудрость, и мастерство, и искусство.

В. Сухомлинский

Нормативно – правовая база

  • Закон «Об образовании» от 19 июня 2015 года (Постановление №I-233П-НС)
  • Государственный образовательный стандарт начального общего образования на 2015-2017 гг.
  • Программы Начального общего образования для общеобразовательных организаций.
  • Письмо №3517 от 20.08.2015 г. “Про методические рекомендации”
  • Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 гг.
  • Типовая образовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы”

Актуальность проекта

На современном этапе развития системы образования, в основе которой заложен гуманистический подход к организации педагогического процесса, одной из актуальных проблем является обеспечение преемственности в обучении и воспитании детей. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» подчеркивает, что именно преемственность — одно из необходимых условий непрерывного образования, которая обеспечивает единство цели, содержания, методов, форм обучения с учетом возрастных особенностей детей в смежных звеньях образования. Исследование проблемы преемственности между дошкольными и начальными звеньями образования имеют глубокие историко — педагогическое корни. Они свидетельствуют, что всегда правомерным был вопрос преемственности между начальными и дошкольными образовательными ступенями, где она выступала основным условием функционирования подготовки детей к школе, а подготовка — важнейшим условием практического обеспечения преемственности в содержании, методах и организации учебно-воспитательной работы дошкольного и школьного звеньев образования.

Цель проекта:

  • Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
  • Обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
  • Организация благоприятных условий в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
  • Формирование устойчивой мотивации каждого ребенка к школьной жизни.

Задания проекта:

  • Найти пути обновления и совершенствования системы дошкольного и начального образования.
  • Направить самостоятельную и самообразовательную деятельности на решение проблемы преемственности и перспективности в обучении и воспитании дошкольников и младших школьников.
  • Усовершенствовать психологические, развивающие, воспитательные и дидактические принципы осуществления преемственности и перспективности.
  • Обеспечить систематический анализ имеющихся трудностей в работе воспитателей ДОУ и учителей начальных классов, создать систему коррекционных мероприятий деятельности.

Психолого – педагогическое сопровождение проекта

Цель: создание условий для максимального личностного развития и обучения ребенка в рамках социально — педагогической среды.

Задания: психологизация среды, в частности повышение общей психологической культуры педагогов, родителей и других взрослых, которые рядом с детьми.

Гипотеза

Реализация проекта «Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» позволит улучшить подготовку детей к школе, успешно адаптировать первоклассников в школе, обеспечить сохранение здоровья, эмоционального благополучия, способствовать развитию индивидуальности личности, создать равные стартовые возможности для всех детей 6-летнего возраста, позволить решить проблемы преемственности и привлечь родителей к сотрудничеству с педагогами.

Направления преемственности дошкольного и начального образования

Реализация направлений осуществляется по следующим связям:

Психологическая связь:

  • изучение особенностей развития детей на переходном этапе;
  • определение специфики перехода от игровой к учебной деятельности;
  • обеспечение психологизация учебно-воспитательного процесса как условия формирования личности на двух уровнях.

Методическая связь:

  • взаимное ознакомление с методами и формами учебно-воспитательной работы в старшей группе и в 1-м классе учебного заведения;
  • обеспечение преемственности согласно методов и приемов работы с детьми по развитию речи, математике, ознакомлению с окружающим миром, физического, эстетического, социального воспитания.

Практическая связь:

  • предварительное знакомство учителей со своими будущими учениками;
  • кураторство воспитателями своих бывших воспитанников;
  • формы взаимодействия педагогических коллективов: семинары, семинары-практикумы, тренинги (педагогического общения, коммуникативных умений), совместная работа психолога с учителями и воспитателями дошкольных групп);
  • система посещения учителями старших групп, наблюдение за деятельностью детей на занятиях и вне их; беседы с детьми и их воспитателями; создание школы будущего первоклассника; организация совместных концертов, спортивных соревнований; ремонт и изготовление игрушек детьми и тому подобное.

Преемственность дошкольного и начального образования является многоаспектной категорией, обладающей сложным строением и широким спектром функций.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

  • Изучение контингента будущих первоклассников (изучение особенностей воспитанников дошкольного подразделения МОШ № 93).
  • Проведение диагностических исследований для определения направлений работы с детьми.
  • Подборка методических рекомендаций для учителей, психолога для определения направления работы с детьми в преодолении дезадаптации.
  • Привлечение воспитателей, учителей, родителей к работе с будущими первоклассниками.

2. Основной этап

2.1. Подготовительная работа с детьми

  • Диагностика готовности к школьному обучению.
  • Знакомство детей с будущими учителями и классами, где они будут учиться (экскурсии).
  • Коррекционно — развивающие занятия с детьми «День школы в детском саду».
  • Проведение открытых занятий воспитателями дошкольного подразделения учебного учреждения.

— Организация открытых уроков в 1-х классах учителями начальной школы

— Индивидуальная и групповая работа психолога и логопеда с детьми старшего дошкольного возраста.

— Совместное проведение праздников и развлечений.

— Проведение бинарных уроков и занятий с участием учителя и воспитателя.

— Кружковая работа с детьми старших групп.

— Обобщенные курсы «Психологическая тропинка» и «Год до школы» для старших дошкольников.

— Занятия с элементами сказкотерапии «Лесная школа» для первоклассников.

— Музыкотерапевтическая педагогика «ПеснеЗнайка».

2.2. Работа с родителями

  • Психолого — консультативная служба для родителей будущих первоклассников. Работа родительского всеобуча «Сегодня ребенок — завтра школьник».
  • Родительское собрание «Подготовка к школе. Ознакомление с содержанием программы «От рождения к школе » и новыми образовательными стандартами.
  • Лектории: «Готовность детей к обучению в школе», «Критерии подготовки ребенка к школе», «Психологическая готовность детей к школе.
  • Семейные проекты «Экомир моей семьи», «В кругу дружной семьи», «Взаимодействие семьи и учреждения по укреплению духовного и физического здоровья детей», «Папа, мама и я — счастливая семья».
  • Дни открытых дверей.
  • Психологический консультпункт для родителей детей будущих первоклассников.

2.3. Работа с педагогическим персоналом

  • Педагогический совет «Преемственность в работе детского сада и школы, как условие обеспечения личностно-ориентированного подхода к образовательно — воспитательному процессу».
  • Творческая группа «Преемственность — залог успеха».
  • Педчтения «Изучение и анализ программ дошкольного учреждения и начальной школы».
  • Заседание «круглого стола» «Будущий первоклассник» (консолидация усилий воспитателей, педагогов, семьи по улучшению всестороннего воспитания и обучения).
  • Семинар — практикум «Психологическая готовность ребенка к школе». Обмен мнениями. Анализ и обсуждение уроков в школе и занятий в детском саду.

3. Обобщающе — аналитический этап

3.1. Исследование уровня влияния проекта на процесс адаптации первоклассников.

3.2. Диаграмма — сравнение количества детей с проблемами в адаптации, которые посещали сад при МОШ №93 с дошкольным подразделением и тех, кто не воспитывались в данном заведении.

3.3. Подведение итогов реализации проекта, создание рекомендацій.

4. Коррекционный этап:

4.1. Мониторинг успешности реализации проекта.

4.2. Коррекция выявленных недостатков.

4.3. Проведение психолого-педагогических консультаций с участниками проекта для внесения коректив в работе (ответственные члены творческой группы, психолог)

4.4. Проведение методических оперативок для оказания помощи воспитателям, учителям, родителям, другим участникам проекта по практической реализации рекомендаций.

И получить сертификат к аттестации ?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБОУ Кесовогорская средняя общеобразовательная школа Образовательный проект Тема: «Организация преемственности начального и основного общего образования» Выполнила: у читель математики Смирнова О.В. П. Кесова Гора 2016

Актуальность: Проблема преемственности в образовательном пространстве средней общеобразовательной школы актуальна всегда. Переход детей из одних педагогических рук в другие – сложный момент в жизни ребёнка. Меняются, во-первых, в соответствии с возрастом, его физиология и психология, во вторых, требования школы, а самое главное изменение - большое количество учителей со своими общими и индивидуальными требованиями. Совокупность этих факторов приводит к снижению качества знаний у о бучающихся, и, как следствие, потере интереса к процессу обучения. С этой проблемой мне самой пришлось столкнуться, так как второй год подряд я преподаю математику в 5 классах. Для подтверждения этого предположения -качество знаний учащихся 4 и 5 классов я показала на диаграммах.

Качество знаний учащихся 4 класса

Качество знаний учащихся 5 класса

Цели проекта: организация преемственности между начальным и основным образованием для предупреждения снижения качества знаний обучающихся

Задачи проекта: 1) изучить теоретический материал по проблеме преемственности в обучении; 2) проанализировать и выявить основные проблемы преемственности начальной и основной школы; 3) разработать пути решения этих проблем

Сроки реализации: ежегодно; Целевая аудитория: учащиеся 4-ых и 5-ых классов; План реализации проекта: 1. Изучение теоретического материала по проблеме преемственности в обучении; 2. Анализ преемственности начального и основного образования в нашей школе; 3. Организация Временной Творческой Группы учителей для решения выявленных проблем

1. Изучение теоретического материала по проблеме преемственности в обучении; « На принципе преемственности основаны все социальные институты обучения и воспитания» Проблема преемственности в образовании существовала всегда, но на разных этапах решалась по разному. В первые эта проблема остро встала в 50-е годы, в прежней десятилетней школе, тогда начальная школа была самостоятельной организацией. Несогласованность между 4 и 5 классами выражалась в различии методов обучения, в преподавании теоретических вопросов и в оформлении записей в тетрадях. Второй раз эта проблема обострилась в 70-е годы. Начальная школа перестала быть обособленным звеном и стала трёхлетней. В это время возникли большие нестыковки в уровне знаний выпускников начальной школы и учеников, приступающих к обучению в 4 классе. В процессе реформ общеобразовательной и профессиональной школы проблема преемственности встаёт третий раз в 80-е годы. Средняя школа становится 11-летней, обучение начинается с 6 лет, а начальная школа снова становится 4-х летней. На современном этапе, в связи с переходом на ФГОС, проблема преемственности снова обострилась и требует незамедлительного решения.

2. Анализ преемственности начального и основного образования в нашей школе Переход от младшей ступени образования к основной в с овременном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относятся: 1)Повышение требований к самостоятельности и ответственности школьников; 2) Возрастающая сложность предметного содержания обучения; 3) Вместо одного учителя – сразу много; 4) Больше учебных предметов; 5) Кабинетная система; 6) Несоблюдение методов и приёмов в обучении одному предмету; 7) Несогласованность требований к уровню знаний учащихся;

Организация Временной Творческой Группы ВТГ ВТГ формируется на 2 года(4и 5 классы) из учителей начальной школы, учителей предметников основной школы, которые будут работать в 5 классах. В её состав входит будущий классный руководитель, психолог и социальный педагог школы. Основная задача ВТГ помочь ученику, пришедшему из начальной школы, ч увствовать себя комфортно и в основной школе, сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы негативного характера. Этапы работы ВТГ: Подготовительный этап Адаптационный этап Стабилизационный этап

Структура временных творческих групп. МО учителей начальных классов ВТГ Методический совет школы МО учителей гуманитарных наук МО учителей точных наук МО учителей естественных наук МО классных руководителей Служба психологического сопровождения

Подготовительный этап - 4 класс Выработка согласованных действий педагогов начальной школы и основного звена 2. Эмоциональная подготовка педагогов основной школы к работе с детьми младшего подросткового возраста. 3. Подготовка учащихся и родителей выпускных классов к продолжению образования в основной школе. 4. Психологическое сопровождение. Задачи: Основные мероприятия 1. Учителя – предметники основной школы знакомятся с программой обучения начальной школы, изучают методику преподавания конкретного учителя 4 класса. 2. Взаимопосещение уроков учителями 4 и 5 классов. 3. Круглые столы с целью обсуждения общих методов и приёмов в обучении 4 . Оформление информационных карт выпускников начальной школы

Адаптационный этап – 1 полугодие 5 класса Задачи: Формирование адаптационно-развивающей среды в 5 классах Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся Формирование системы индивидуальной работы учителей-предметников и классных руководителей по устранению факторов, препятствующих успешной адаптации. Осуществление промежуточного контроля и его анализа успешности Основные мероприятия Круглые столы учителей 4 и 5 классов с целью определения путей взаимодействия и взаимопомощи. Вводные срезовые работы, позволяющие определить уровень подготовленности 5-тиклассников к обучению в основной школе. 3. Анализ результатов срезовых работ. Разработка памяток для учителей начальной школы. 5. Психолого-педагогическое сопровождение.

Рекомендации учителям начальной школы от учителей математики. Объективно оценивать уровень обученности и качества знаний у обучающихся начальной школы. 2. Приучать учащихся заканчивать урок со звонком, не давать дополнительного времени на выполнение контрольных и самостоятельных работ. 3. Приучить вести словарики математических терминов и определений. Приучить учить математические термины и определения. 4. Уделить особое внимание формированию навыков табличного сложения и умножения. Систематически проводить устный счёт. 5. Регулярно повторять все этапы алгоритма выполнения деления. Регулярно включать в устный счёт задания на табличное деление. 6. Чётко отрабатывать порядок действий при выполнении примеров в несколько действий. 7. Требовать выполнения краткой записи к задаче в виде схем и графических рисунков. 8. Регулярно выполнять чертежи как на бумаге в клетку, так и на нелинованной бумаге.

Стабилизационный этап – 2 полугодие 5 класса Задачи: Анализ результатов адаптационного периода; Определение путей решения вопросов и проблем, возникших в адаптационный период; 3. Создание бесконфликтной среды для пятиклассников. Круглые столы участников ВТГ с целью проведения анализа результатов адаптационного периода 2. Составление информационных таблиц на пятиклассников 3 . Создание бесконфликтной среды пребывания пятиклассников.

Прогнозируемые результаты: Стабилизация уровня обученности и качественных учебных показателей при переходе в основную школу. Как следствие: Успешная адаптация выпускников начальной школы в пятых классах. 3. Рост уровня удовлетворённости школьной жизнью. 4. Сохранение здоровья пятиклассников. Основным результатом реализации проекта является:

Спасибо за внимание!