Исследовательская работа "Народные музыкальные инструменты мордвы: прошлое и настоящее". Конспект занятия «Город музыкальных инструментов» к проекту «В стране музыкальных инструментов Мордовии в образовательных учреждениях РМ

Роль инструментальной музыки в крестьянском быту мордвы

Народная инструментальная музыка в духовной культуре мордвы занимала важное место. Сначала ей заинтересовались этнографы, и лишь потом этномузыкологи, причем в силу разных причин и, прежде всего, несовершенства технических средств фиксации этого искусства, инструментальная музыка гораздо более позднее, чем вокальная, стала предметом научного интереса. Первые сведения по истории, этнографии, обрядам, формам культурной жизни мордовского народа с упоминанием или подробным описанием музыкальных инструментов представлены в работах «У А. Архангельского, Ф. Голицына, В. Майнова, Л. Маркелова, П. Мельникова- Печерского, А. Примерова, К. Самородова, Г. Федяновича, М. Чувашева, А. Шахматова и др.

Благодаря разработке научно-обоснованной методики собирания, классификации и каталогизации инструментальной музыки в работах К.В. Квитки и И.В. Мациевского стало возможно появление фундаментального исследования по этноинструментоведению мордвы Н.И. Бояркина (Бояркин, 1995). Интересы ученого охватывают широкий спектр проблем, связанных с бытованием инструментальной музыки, ее жанрами, формами и стилистикой.

Не менее достоверным, хотя и закодированным источником информации, может быть устное поэтическое творчество мордовского народа, в котором явления инструментальной музыкальной культуры даны в контексте быта, веками сформировавшегося уклада жизни, в контексте этнических традиций, истории, психического склада, всего особо индивидуального комплекса представлений о прекрасном, в контексте этнической системы символов добра и зла, любви и ненависти и т.д.

«Народная инструментальная музыка - это проявляемая в звукокомплексах (с помощью звуковых орудий или выполняющих их функции частей тела человека) область традиционного духовного творчества народа, которое отражает его коллективное сознание, опыт, культуру и функционирует в связи с его внутренними духовными потребностями» (Мациевский, 1987; С. 13).

Понятие «музыкальный инструмент» в этнической культуре трактуется достаточно широко. В разных ситуациях таковыми могут оказаться и гребешки с протянутой между зубчиков бумагой, и лист дерева, и стручок акации, и обыкновенная швейная шпулька, бытовая пила, ложки. Среди традиционных музыкальных инструментов мордвы, упоминающихся в этнографических материалах и текстах песен, наиболее часто встречаются колотушка (шавома –М., чавома - Э.), деревянный ксилофон (кальхциямат - М, кальцеямат-Э), колокольчики (пайгонят - М, баягинеть - Э), варган - М, Э, скрипка (гарьзе, стрелка - М, кайга - Э), флейты (вяшкома - М, вешкема - Э); волынка (фам, уфам - М, пувама - Э), труба (дорама, торама - М). Иногда упоминаются и заимствованные инструменты, например, гармошка (I, № 1).

Слуховая палитра предков современной мордвы была заполнена множеством музыкальных звуков, сообщавших посвященному (представителю этноса) информацию большой наполненности и значимости. В утренние часы далеко по селу были слышны наигрыши пастуха, для которого игра на нюди была второй профессией. «Не владевшего игрой на нюди сельская община не нанимала пасти стадо» (Бояркин, 1984 (а); С. 61).

Среди доспехов легендарного мордовского царя и воина Тюшти - торама. В военное время голос торамы собирал войско на защиту родной земли.

Костюм женщины-мордовки удивительно красив не только зрительно, но и «на слух»: «... подвески в виде небольших колокольчиков, бубенчиков, погремушек, пластинок и цепочек к различным металлическим подвескам» при движении создавали мелодичный звон (Бояркии, 1995 (а); С.26). Не случайно говорили: «... мордовку сначала услышишь, а потом - увидишь» (Крюкова; С.22). Описание женского наряда в эрзянской песне Рождественского дома сходно с описанием звуковой звенящей партитуры (I, № 2).

Удивительно музыкальны обряды и праздники мордвы. Сохранилось множество свидетельств о разных этапах свадебного «спектакля», где упоминается инструментальная музыка (I, № 3). Праздник Рождественского дома - Роштувань кудо, посвященный духам-покровителям домашних животных, птиц, пчел и деревьев, также включал ритуалы, сопровождавшиеся игрой на музыкальных инструментах.

В дни Святок молодежь в сопровождении волынщиков и скрипачей ходила из дома в дом с песнями (Мельников; С. 51). И на осенний праздник «Тейтерень пия кудо» (Девичий пивной дом) приглашался один из традиционных скрипачей (Чувашев; С.286).

По древним верованиям мордвы за границей человеческой смерти продолжается жизнь «потусторонняя» (B.C. Брыжинский), и все, что человек не успевает сделать в земной жизни, он достигает «там», в потустороннем мире. В мокшанской песне «Швец Феденька» дается описание необычного обряда - «свадьбы с покойником»-(I, № 4). По свидетельству неизвестного автора очерка «Мордва», похороны у мордвы «... кончаются пиром, песнями, а подчас и пляскою» (Мордва; С. 234).

Языческое поклонение покровителям Неба, Земли, Воды, стихийным силам природы, зверям и растениям проявилось в многочисленных молянах мордвы, среди составных частей которого были ритуальные угощения всех участников и духов, пение - пазморо (божественных песен) и исполнение инструментальной музыки и ритуальных плясок (Мельников; С.77-78).

Музыкальные инструменты в традиционной культуре мордвы имели важное символическое значение, выступая показателем социального статуса, материального уровня, эмоционального состояния и т.д.

Символ власти -торама (дорама) в мордовском фольклоре в эпической поэзии отождествляется с голосом легендарного царя и воина Тюшти. В момент, когда Тюштя слагает с себя функции руководителя, он, прежде всего, снимает с себя дораму, которая входит в число его военных доспехов (Бояркин, 1995 (б); С.23). Символом красоты, юности в традиционной культуре являются колокольчики и их звучание: красавица Марьша, которую зовет замуж русский молодец Семен, «... одета-обута... разноряжена», и среди слагаемых этого ослепительного яркого наряда с черными сапожками, саратовскими чулочками, сдвоенными платьями и лазоревыми лентами пояс с кистями бубенчатыми (I, № 5).

Колокольчики входили и в состав головных, нагрудных и поясных украшении девушки-мордовки и были символом девичества (I, № 6). Звон символизировал готовность девушки создать семью, и потому после замужества женщина уже не должна была носить колокольчики. Колокольчик в свадебном обряде выполнял так же охранительную функцию оберега, чтоб никто не мог навредить жениху и невесте. Нередко в устно поэтическом творчестве мордовского народа упоминание колокола в функции глашатая очень важного события (I, № 7). Звон колокола слышен в момент вынимания из печки ритуального пирога «лувонь кши» (I, № 8). Со звоном колокола и бубенчиков сравнивалось ораторское мастерство свахи, подчеркивалась красота и сила ее голоса (I, № 9).

В традиционной мордовской поэзии нюди - символ грусти. Исполнитель на нюди или печалится в момент сочинения или воспроизведения наигрыша, или на долю музыканта выпала несчастливая судьба (I, № 10). «Существовал обычай играть на нюди плачевные напевы на кладбище» (Бояркин, 1995 (а); С.60).

Ирина ГАЛКИНА

Рассказать друзьям

ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНЦЕВАЛЬНЫХ МЕЛОДИЙ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ МОРДОВСКОГО НАРОДА

Народное музыкальное искусство мордвы складывалось на протяжении многих веков в тесном взаимодействии с культурой соседних народов. В на­родной поэзии музыкант и танцор, запечатлены веселыми и жизнерадостными людьми

О широкой популярности мордовских музыкантов и танцоров свидетель­ствуют многие материалы фольклора соседних народов. В русской шуточной песне "Калинка-малинка", записанной АС. Пушкиным в 1830 г., говорится о том, как девица мыла фату на болдинском плоту и просила матушку привезти мордвина с волынкою для пляски.

В традиционном мордовском музыкально-танцевальном искусстве, орга­нично вросшем в современный быт народа, сохранились архаичные формы, восходящие к общей финно-угорской музыкальной культуре.

Танцевальному творчеству мордовского народа присуще развитые кол­лективные и одиночные (сольные) исполнительские традиции. По-своему жанру традиционные танцы подразделяются на хороводные, свадебные, пля­совые, необрядовые и заимствованные у русских или соседних народов.

Некоторые виды обрядовых песен, танцев и инструментальных плясовых наигрышей, связанные в прошлом с древним анимистическим культом свя­щенных деревьев, почитаемых зверей, домашних животных и птиц, иные со­хранились в новой функции необрядовых песен, танцев и инструментальных наигрышей.

Важное место в музыкальном искусстве мордовского народа занимает танцевальная инструментальная музыка.

Традиционные виды мордовской танцевальной инструментальной музыки тесно связаны с определенными типами музыкальных инструментов, систе­матизированных по признаку вибратора (источника звука): идиофоны, мем­бранофоны, хордофоны и аэрофоны

Источник звука инструментов класса идиофонов является упругий твер­дый материал. Они применялись преимущественно для отбивания ритма пля­сок в ансамбле с другими видами традиционных инструментов, а также для создания ритуального шума в функции оберега во многих обрядовых действи­ях.

В качестве идиофонов у мордвы использовались всевозможные предме­ты домашней утвари, которые сопровождали танец; ведра, тазы, сковородки, печные заслонки. Кроме того, танец сопровождали и другие музыкальные ин­струменты, относящиеся к группе идиофснов - это шавома - инструмент в ан­самбле с другими употреблялся для выбивания ритма плясок. Звучащим те­лом "шавомы" была гладко выстроганная л пропитанная смолой и конопляным маслом березовая доска шириной 25-30 см. С помощью ремня она подвеши­валась на шею или локоть левой руки исполнителя. Звук извлекался специ­альными небольшими деревянными молоточками ил и деревянными ложками. В ряде мест используются сольно и в ансамбле другие музыкальными инструментами для сопровождения танцев ложки, коса, с помощью которой ударами гвоздя или болта отбивался ритм плясового наигрыша, колокольчики разных размеров, которые подвешивались на ряду с монетами и звенящими метал­лическими пластинками к традиционному женскому костюму. На ритуальных свадебных плясках звон колокольчиков, монет и металлических пластинок об­разовывал своеобразную полифонию из двух противостоящих друг другу рит­мов пляски, каждый из которых имел свой особый строй и тембровый оттенок, определяемый резким звуком звенящих украшений женщин, приплясывающих в кругу, а также трещотка. Этот инструмент представлял собой гладко выстро­ганный деревянный брус цилиндрической формы длиною 15-20 см, диаметром 7-8 см, с ручкой у одного края и вырезанными по поверхности зубьями, с при­крепленной к верхнему краю цилиндру и его ручке деревянной или металличе­ской скобой.

У мембранофонов источником звуков служит натянутая перепонка из кожи или бумаги. В танцевально-музыкальном быту мордовского народа применя­ется несколько инструментов этого класса:

а) гребенка от прядильного станка ил гребенка для расчесывания волос, на которую накладывалась тонкая береста или папиросная бумага;

б) лист дерева - зеленый лист березы или липы прикладывали к губам, поддерживая двумя пальцами. В качестве одиночного инструмента он исполь­зуется для имитации птичьих голосов, а в ансамбле с другими инструмента­ми - для сопровождения танцев или плясовых наигрышей.

Источником звука хордофонов являлись одна или несколько струн, натя­нутых между двумя неподвижными досками и приводимым в колебание путем защипывания или трения. К таким инструментам, сопровождающих танцы или танцевальные действия, относятся гусли, скрипка.

Колеблющимся телом у аэрофонов служит столб воздуха. У мордвы раз­личались аэрофоны с прерывателями, продольные флейты и флейты с внут­ренней щелью, натуральные трубы без приспособления для изменения высо­ты звуков

К таким музыкальным инструментам, которые сопровождали танцеваль­ные действия, относятся:

а) шпулька - катушка для ниток, один конец которой закрывается тонким слоем бересты или кусочком папиросной бумаги. При игре закрытая сторона прикладывается к губам, исполнитель вдуванием извлекает один звук.

б) стручок акации, который представляет собой половину расщепленного стручка акации.

в) свистковая флейта из ивового прута длиной от 30 до 70 см, с вставлен­ной в один конец трубки деревянной или костяной втулкой свистка. Инструмент отличался богатыми исполнительскими возможностями. На нем исполнялись плясовые наигрыши.

г) двойной кларнет из двух скрепленных по бокам тростниковых трубок одинакового или разного размера, длиной от 17 до 20 см. В прошлом на таком кларнете исполнялись ритуал оные пляски и инструментальные сопровождения к ритуальным песням на свадьбе, пастушьи песни, а также бытовые плясовые наигрыши.

Волынки двух видов, различавшиеся по материалу, из которого изготов­лялись и количеству трубок. Играли на волынке по преимуществу плясовые, ритуальные и бытовые танцевальные наигрыши.

Начиная с XIX в., кроме перечисленных выше инструментов, сопровож­дающих танец и танцевальные действия широко бытовали гармоники - вят­ская, саратовская, хромка и русская двухрядка.

Инструментальные плясовые наигрыши у мордвы подразделяются на наи­грыши, композиционно состоящие из двух контрастных по характеру частей - медленного вступления (ушоткс -"начале") и быстрой основной части (кштима - "пляска", "танец"), и мелодии по характеру частей нечленимые, состоящие из одной пляски или целого танцевального действия без вступления.

Ритм и структура танцевальных мелодий отличаются квадратностью и размер, как правило, четный - двух или четырехчетвертной.

Ухваткина Алина

В работе раскрывается история появления музыкальных инструментов мордвы, их назначение, прослежен путь их развития. На примере некоторых инструментов показана самобытность культуры мордвы, связь с природой.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Курташкинская средняя общеобразовательная школа»

Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия

Республиканская учебно-практическая конференция школьников

«Мордовия глазами детей»

Исследовательская работа

Народные музыкальные

инструменты мордвы: прошлое и настоящее.

Секция «Начальные классы»

Выполнила ученица 4 класса

Ухваткина Алина

Руководитель Маскайкина

Татьяна Анатольевна

2018г.

I.Введение…………………………………………………………….стр 2.

II.Основная часть…………………………………………………… стр 3-5

2.1. Возникновение музыкальных инструментов и их связь с бытом и культурой мордвы.

2.2. Ударные музыкальные инструменты - идиофоны……………

2.3. Духовые музыкальные инструменты – аэрофоны……………

III.Заключение………………………………………………………….стр 6

Библиографический список…………………..……………………….стр.7

Приложение……………………………………………………………стр.8-14

I.Введение

Весной прошлого года в нашей школе прошёл районный семинар учителей мордовских языков. Наш класс подготовил мероприятие, посвященное приходу весны. На это мероприятие мы с классом изготовили необычный посох, а наша учительница рассказала нам, что раньше он служил музыкальным инструментом. Мне стало интересно, а на каких еще музыкальных инструментах играли мордовские народы в древности. Какой материал они использовали для их изготовления?

Актуальность исследования : Исследование интересно и актуально для обучающихся, которые хотят узнать больше о культуре мордовского народа.

Проблема : Учащиеся нашей школы изучают мордовский язык, но не все знают мордовские народные музыкальные инструменты, их предназначение, происхождение инструментов, их прошлое и настоящее.

Гипотеза : Возникновение мордовских музыкальных инструментов связано с культурой и бытом мордвы.

Цель работы : Узнать историю появления музыкальных инструментов, назначение, проследить путь их развития.

Задачи: Изучить историческую, учебную, справочную литературу о мордовских народных музыкальных инструментах; систематизировать полученную информацию; на примере некоторых инструментов показать, самобытность культуры мордвы, связь с природой.

Предмет исследования : мордовские народные музыкальные инструменты, их прошлое и настоящее.

Методы исследования : анализ, обобщение, классификация, сравнение.

Структура исследовательской работы : введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения.

II. Основная часть.

2.1. Бережно хранит мордовский народ свою музыкальную культуру, свои песни и наигрыши, и, конечно же, народные инструменты. Ведь предки наши верили в магическую целительную силу звука. (Слайд 3)

Традиционными музыкальными инструментами мордовского народа являются как простейшие приспособления предметов окружающей природы и домашнего быта, так и более сложные и разнообразные по конструкции музыкальные инструменты специального изготовления.

Мордовские инструменты прикладного назначения со временем стали уходить в прошлое, а вот национальные музыкальные инструменты принимают новый вид.

Музыкальные инструменты изготовлялись из дерева, бересты, стеблей растений, листьев травы и деревьев, стволов и ветвей деревьев. (Слайд 4)

Некоторые музыкальные инструменты мы решили изготовить сами вместе с папой, а некоторые я нашла в нашем школьном музее.

2.2 . Существует классификация мордовских народных музыкальных инструментов.

Первая группа –ударные музыкальные инструменты (идиофоны). (Слайд 5)

К ним относятся: байдяма,кальдерьфнема, шавома, шуфтонькуцюфт.

Магическими качествами оберега от болезней и злых сил наделяли мокшане пайгоня –это металлические колокольчики, нанизанные на шнур и висящие на поясе у женщин. Веря в их магическую силу, колокольчики вешали на посох. По преданию, посох принадлежал одному из почитаемых богов мордвы. У мокшан этот инструмент называется байдяма. Он часто использовался в различных ритуалах. (Слайд 6)

А это четырехгранная коробочка из цельного бруска берёзы называется кальдерьфнема. На веревочку прикреплен кусочек дубового сучка, который при раскачивании ударяется о коробочку. С помощью колотушки подавались сигналы сбора на обед для людей. (Слайд 7)

Инструмент шавома – это еловая или берёзовая, гладко выструганная доска. По ней можно ударять деревянными молоточками или деревянными ложками (куцюфт)- они так же служили как самостоятельный инструмент. Шавома часто использовали в ритуалах или при обряде первого дня выгона скота, который шел после долгой зимы, а также для отпугивания хищников от скота, так как ей приписывалась особая магическая сила, которая была способна отпугивать злых духов. (Слайд 8)

Рубе́ль - деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья. Предмет домашнего обихода использовался для выколачивания (стирки) и глажения белья. Рубель - валёк использовали также в качестве музыкального инструмента. При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. (Слайд 9)

2.3 .Вторая группа музыкальных инструментов – духовые (аэрофоны) (Слайд 10)

Самым распространенным инструментом из данной группы является нюди, существовавший с середины второго тысячелетия нашей эры. Это полая деревянная трубка, которая существовала в каждой мордовской семье.С появлением младенца в семьях мастерили дудочку, с язычком и одним отверстием на стволе. С каждым годом жизни ребенка на стволе появлялось отверстие, а всего их было 6, так как в семилетнем возрасте ребенок становился помощником по хозяйству. (Слайд 11)

В традиционной мордовской поэзии нюди - символ грусти. «Существовал обычай играть на нюди плачевные напевы на кладбище». А ёщесчиталось, что звуки нюди могут остановить кровотечение.

Сюра- труба из бычьего или коровьего рога. Одну сторону катушки для ниток стачивали и вставляли в отверстие рога, а на другой делалось углубление для губ. Сюра использовали пастухи в качестве сигнального инструмента, а также ритуального, способного якобы отгонять злых духов. (Слайд 12)

Обрядовым музыкальным инструментом у мордвы был варган. Мокшане называют его цингоряма. Он представляет собой подковообразную железную пластинку с гибким стальным язычком посередине. Звук этого инструмента использовали в песнях, и танцевальных наигрышах. Почитаемым животным у мордвы является лошадь. На этом инструменте легко изобразить топот копыт. На инструменте играли преимущественно плясовые мелодии.

(Слайд 13)

На семейных календарных праздниках исполнялись наигрыши на пустотелой свистульке из обожённой глины с игровыми отверстиями «севоненьвяшкома». Свистульки чаще всего были в форме уточки, так как по преданию верховный Бог у мордвы Шкабаваз плыл по воде на камне в форме утки. Инструмент известен с начала 1-го тысячилетия н. э. (Слайд 14)

Торама- древний духовой сигнальный инструмент. Он изготавливался из колец липы, вставленных друг в друга в форме расширяющейся трубки. Внутрь вставлялся язычок из бересты. По преданию, торама принадлежал первому мордовскому царю Тюште. Во время егоправления на мордовской земле воцарились мир и благоденствие. За это мордва приравняла его к богам и наделила бессмертием. Покидая мордовскую землю, Тюштя оставил своему народу тораму и завещал он:«Вы живите, проживайте в дружбе,торама – труба моя, как прежде, будет собирать вас вместе». (Слайд 15)

С середины 19 века в быт мордвы повсеместно вошли балалайка и гармоника, заимствованных у русских. (Слайд 16)

III.Заключение

Подводя итог всему вышеизложенному, хочется сказать, что мордовские народные музыкальные инструменты возникли сначала как помощники в нелёгком быту людей леса и изготавливались из того материала, который был вокруг них. Впоследствии люди стали на них играть во время отдыха или на праздниках.

Музыкальные инструменты мордвыкак и песенное творчество создавались и развивались на протяжении многих веков в соответствии с условиями жизни, быта и труда. Возникновение инструментов происходило на различных стадиях эволюции культуры народа и в соответствии с общим развитием человеческого общества и во взаимосвязи народов.

В традиционной музыкальной культуре мордвы инструментальная музыка занимала важное место. Как составная часть духовного наследия народа она была неотъемлемым атрибутом быта мордвы, в том числе языческих обрядов и праздников (календарных и семейно-бытовых); инструментальной музыке придавалось магическое, лечебное и воспитательное значение.

В настоящее время многие мордовские национальные инструменты применяются народными музыкантами на праздниках песни и фольклорных фестивалях.

Библиографический список

1.Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовских народов - Саранск, 2004.-992 с.

2.Мордва: историко-культурные очерки / Ред. кол.: В. А. Балашов (отв. ред.), В. С. Брыжинский, И. А. Ефимов; Рук.авт. коллектива академик Н. П. Макаркин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. - С. 463-464.

3.Вертков К.А. и др. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. - М., 1963; Бояркин Н.И. Мордовское народное музыкальное искусство. - Саранск, 1983; Он же. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. - Саранск, 1988;

Юлия Михайлова
Конспект занятия «Город музыкальных инструментов» к проекту «В стране музыкальных инструментов Мордовии»

Занятие № 1

Тема : «»

Цель : - развивать у детей творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах ;

Формировать у детей слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики;

Привить интерес к мордовским музыкальным инструментам .

Ход занятия

Педагог :

Ребята, сегодня мы с вами начинаем необычное путешествие. Это путешествие в сказочную страну музыкальных инструментов нашей республики- Мордовии .

А раз в этой стране живут музыкальные инструменты , значит, в ней живут и звуки, и волшебная музыка . Слышите? Звучит мордовская музыка .

Сегодня мы с вами посетим Город музыкальных инструментов . Ребята, а вы знаете, что инструменты бывают разные ?

Бывают ударные музыкальные инструменты , звук происходит от удара по инструменту , как например барабан, духовые- звучат, когда в них дуют, это дудочка, свирель, труба; струнные- состоят из струн, по которым играют смычками или щипают пальцами. (показы картинок) . Среди музыкальных инструментов мордвы , наиболее часто встречаются колотушка (шавома–М., чавома - Э., деревянный ксилофон (кальхциямат - М, кальцеямат-Э, колокольчики (пайгонят - М, баягинеть - Э, варган - М, Э, скрипка (гарьзе, стрелка - М, кайга - Э, флейты (вяшкома - М, вешкема - Э) ; волынка (фам, уфам - М, пувама - Э, труба (дорама, торама - М) . Иногда упоминаются и заимствованные инструменты , например, гармошка.

А чтобы лучше познакомиться с мордовскими музыкальными инструментами , я вам расскажу сказку. А вы мне будете помогать.

Один музыкант вошел в дом с большой коробкой. В ней были разные музыкальные инструменты . Он вынул из неё колокольчик, ложки, трещотки, барабан, свистульки, бубенцы и еще много других.

Завтра у моего сына день рождения, и вы все пригодитесь.

Наступила ночь, и вдруг в тишине затрещали трещотки :

Трах-тах-тах. Интересно, кого из нас выберет именинник?

Барабанные палочки подпрыгнули и выбили на барабане короткую дробь.

Трам-там-там! Что это за инструмент – трещотки ? Деревянные дощечки, надетые на шнурок. Треска много, а музыки никакой . Конечно, мальчик выберет барабан. Под мой бой он сможет и маршировать и танцевать.

Дин-дон, дин-дон, - заволновался колокольчик, - от вас, барабан, один только бой и шум, а я умею весело звенеть, так что для танцев я больше подхожу.

Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь, - вступили в разговор ложки. – Вы ошибаетесь, если думаете, что ложки – не музыкальные инструменты . Мы сделаны из самого музыкального дерева – клена и умеем цокать очень звонко, а звяканье колокольчиков украшает нашу музыку .

Не шумите малыши, посмотрите, это что за музыкальные инструменты ? - сердито гудел стоящий в углу огромный барабан.

Дин-дон! И на нас они совсем не похожи. - удивился колокольчик.

Мы ваши родственники- мы мордовские народные инструменты .

Музыкальные инструменты пошумели , затихли и уснули. Проснулись они от веселого смеха и топота. В гости к мальчику пришли дети. Их ручки быстро разодрали разные музыкальные инструменты , и пошло веселье. Все инструменты заиграли свои мелодии.

Трах-тах-тах – трещали трещотки.

Трам-там-там – били барабанные палочки.

Динь-дон! – звенел колокольчик.

Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь – разговаривали ложки.

Тут вошел отец мальчика. Он взял мордовские инструменты , показал детям, как на них нужно играть. Ребята взяли все инструменты и началось общее веселье.

Мы все из одной семьи музыкальных инструментов , и у нас свои названия.

Меня зовут колотушка!

А я – веселая свистулька.

Я нюди- говорила грустная дудочка!

Нам не нужно спорить, - разводила меха гармошка, и все инструменты с ней были согласны !

Педагог : Ребята, ну вот мы и прослушали сказку о музыкальных инструментах , и теперь я хочу провести небольшую викторину по сказке. Ответьте мне на вопросы и получите жетон победителя.

Вопросы викторины

1. Чем ударные инструменты отличаются от струнных и духовых инструментов ?

2. Звучание какого музыкального инструмента из сказки вам нравиться больше и почему?

3. Если бы музыкальные инструменты попросили вас разрешить их спор, что бы вы им сказали?

4. Придумайте свои веселые названия для разных музыкальных инструментов .

Педагог подводит итоги викторины и награждает самый активных её участников памятными медальками с изображениями музыкальных инструментов .

используемые источники.

http://muzichka1.ucoz.ru/

Валдоня (Светлячок) : Программа и метод. рекомендации

Публикации по теме:

Цель: Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами: бубен, свирель, трещотки, балалайка, домра и другие инструменты.

«Путешествие в страну музыкальных инструментов» НОД в подготовительной группе (проводилось с незнакомыми детьми) Цель: знакомить детей с шумовыми музыкальными инструментами Оздоровительные задачи: подготовка органов.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в мир музыкальных инструментов»(разновозрастная группа) Цель: Расширять.

Конспект НОД для средней группы «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Конспект НОД для средней группы «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Задачи: 1. Воспитывать любовь к музыке, бережное отношение.

Конспект НОД «В стране музыкальных инструментов». Для детей подготовительной группы Цель: Формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Развивать музыкальные и творческие способности на основе синтеза различных видов.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В мире музыкальных инструментов» Цель:Расширять представления детей о многообразии музыкальных инструментов. Задачи: 1. Познакомить детей с музыкальными инструментами. 2.


Конспект
Тема: Мордовские народные инструменты
Цели и задачи:
Воспитательные: на основе восприятия мордовского народного песенного творчества воспитывать любовь к родному краю и его музыкальному наследию, к прошлому мордовского народа, обогащая тем самым духовный мир детей.
Развивающие: развитие более гибкого музыкального слуха, поэтического мышления, метроритмического чувства, памяти, воображения. Развитие творческих способностей детей, инициативы и самостоятельности.
Обучающие: познакомить с мордовской народной музыкой, ее специфическими особенностями на примере календарно-обрядовых песен.

Ход занятия:
I. Организационный момент.
Встреча детей:
- Добрый день, ребята!
Воспитатель.
- Кого называют композитором? (сочинитель музыки)
- Каких композиторов вы знаете?
- Есть такое высказывании композитор – это народ.
- Как это понимать?
- Народ сочиняет музыку. И такую музыку называют народной.
Воспитатель.
- Ребята, мы с вами живем в самой большой стране мира, в России!
- Как вы думаете, только русские проживают на территории России?
- Вы правы, ребята! Конечно, проживают очень много других народов.
Воспитатель. У каждого народа свои традиции, своя культура, свой язык, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.
(просмотр видео-фрагмента о России и Мордовии)
У: Обряды и праздники мордвы удивительно музыкальны.
У: Народные песни часто исполняли в сопровождении музыкальных инструментов.
У: Какие народные инструменты вы знаете?
У: Ребята, у мордовского народа, как и у всех других народов, существует множество музыкальных инструментов, которые подразделяются на три вида: ударные, струнные и духовые. Давайте послушаем, как на мордовских музыкальных инструментах играют мастера.
(Видеофрагмент - Ансамбль «Торама» играют на мордовских народных инструментах)
- Вам понравилась, ребята, музыка? А исполнители?
У: Ребята, поиграем и мы с вами на инструментах, чтобы и у нас с вами получился оркестр. Инструменты, которые у нас есть - используют и мордва, и русские.
- Сейчас мы распределим роли исполнителей музыки. Кто-то из вас будет петь музыку, а кто-то танцевать – отбивать ритмический рисунок, и, наконец, кто-то играть на инструментах.
Исполнители готовы?
В заключении исполняют произведение (часть детей исполняет ритмический рисунок; другая часть детей мелодию и несколько детей – на инструментах).
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы очень старались! Вы были хорошими исполнителями!
- А взгляните на наши веточки! Как они преобразились! И все это благодаря вам, ребята. А помогла их такими сделать народная музыка! Ведь именно она звучала у нас на уроке.
- Соединив эти веточки, у нас получится прекрасное волшебное дерево.
Воспитатель: Ребята, глядя на это дерево, подумаем, зачем нам нужна народная музыка? И надо ли нам знать и хранить в своей памяти песни родного края?
- Народная музыка - это наши истоки. И пусть все мы разных национальностей, а музыку мы чувствуем и воспринимаем все одинаково. Поэтому сегодня мордовская песня объединяла нас, помогала нам творить.
Воспитатель: Ребята все вы были очень внимательными слушателями, побывали в роли композиторов и от души исполняли народную музыку. Молодцы!


Приложенные файлы