Проектная деятельность гитара многоликая. Исследовательская работа "мой друг гитара"

Ряд основополагающих документов в области национального развития, культуры и образования, социальной и молодежной политики, таких как: «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 –2017 годы», «Стратегия развития воспитания в Российской федерации до 2025 года», «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» подчеркивается необходимость формирования условий максимально возможной самореализации человека в социально значимых видах деятельности и признается приоритетная роль культуры в развитии и самореализации личности. Особое распространение в России гитарное музицирование получило с конца 50-х гг. XX в., вместе с развитием молодежного туристического досуга и появлением клубов авторской песни. До сих пор данный вид любительской музыкальной деятельности остается актуальным и занимает ведущие позиции в досуговой сфере.

Стремление к самореализации личности в процессе творческой деятельности предполагает развитие субъектности, осознание человеком своего места в макросреде общественных отношений в целом и творческой среде музыкального коллектива в частности, расширения и обогащения его социального опыта . Именно эта идея и легла в основу педагогического проекта развития социального опыта подростков, обучающихся в гитарной студии «Надежда» МБУДО ДДТ «Кировский».

Почему подростки? Современный подросток строит свои миры и страны, осваивает свои знания в своём образовательном пространстве, из компетентностей выбирает три базовых: компьютер, иностранный язык, вождение автомобиля…, а ещё, как показал проведенный мной опрос – гитара.

Гитара и игра на ней, исполнение песен, публичные выступления на сцене, дружеские посиделки с гитарой по кругу – удовлетворяют все группы доминирующих интересов подростка.

Для современного подростка важна наглядность и культуросообразность, индивидуализация вкупе с виртуальными способами фасилитации социализации, вариативность и открытость. Что можно предложить такому подростку? Какое воспитательное средство способно расширить и обогатить социальный опыт современных подростков с одной стороны, а с другой – отвечает возрастным потребностям современных подростков, является для них привлекательным и значимым? Конечно же, гитара.

Почему гитара? Гитара – один из самых популярных и распространенных музыкальных инструментов, умеющие играть на гитаре, приобретают дополнительную возможность, раскрывать, объяснять многие ситуации, которые имеют для человека личностный смысл.

Почему социальный опыт? В воспитательных организациях социальное воспитание реализуется в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия субъектов процессах: организации социального опыта воспитуемых, их образования и оказания им индивидуальной помощи. Нисколько не умоляя двух других составляющих социального воспитания, мы в своей деятельности больший акцент делаем на развитии и обогащении социального опыта подростков – участников гитарной студии «Надежда». Организация социального опыта индивидуального опыта обучающихся осуществляется через:

– организацию быта и жизнедеятельности коллектива воспитанников;

– организацию взаимодействия, а также обучения ему;

– стимулирование самодеятельности участников студии.

Социальный опыт – это единство различных знаний и способов мышления, умений и навыков, норм и стереотипов поведения, ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, усвоенных и выработанных способов взаимодействия, самопознания, самоопределения, самореализации.

Таким образом, гитарное музицирование, исполнение песен под гитару, на наш взгляд решает не только задачи формирования музыкальной культуры, правильной постановки руки, знания аккордов и умения их исполнять, конечно, и это тоже, но не только. Ключевая идея проекта «Гитара +» заключается в том, что помимо тех результатов, что представлены в образовательной программе гитарной студии «Надежда», эта деятельность расширяет, развивает, обогащает, наполняет иным смыслом и ценностью имеющийся социальный опыт подростков. Именно этой воспитательной составляющей и посвящен мой проект.

Целью проекта является создание условий для обогащения социального опыта подростков, развития их субъектной позиции и формирования ценностных ориентаций в процессе деятельности гитарной студии «Надежда».

В основу всей программы студии игры на гитаре «Надежда» заложено воспитание думающего и чувствующего человека. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Творческий человек склонен к нестандартным, оригинальным действиям, он самостоятелен в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументировано ее отстаивать. Но самое главное, у юного таланта развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. В каждом человеке природой заложено творческое начало, рано или поздно появляется желание его реализовать.

Программа студии предусматривает формирование основ и развитие общей музыкальной культуры; знакомство с особенностями жанра авторской песни, культурным наследием прошлого и творчеством современных авторов-исполнителей (бардов); освоение средств, форм и методов творческого выражения; освоение основ гитарного аккомпанемента.

Обучение детей игре на музыкальном инструменте ведется в двух главных и взаимосвязанных направлениях. Первое – формирование, развитие и совершенствование техники игры на музыкальном инструменте как необходимого средства для достижения художественного результата. Второе – развитие потребности подростков в выражении своих чувств, мыслей и настроений через собственное сочинение поэтическо-музыкального произведения или оригинальное исполнение произведений других авторов .

Занятия в студии оказывают не только содействие в обучении игре на гитаре и вокалу, они воспитывают художественный вкус и этику поведения детей не только на сцене, но и в жизни.

Таким образом, педагогический проект развития социального опыта подростков «Гитара+» является дополнением к образовательной общеразвивающей программе гитарной студии «Надежда» и расширяет воспитательный компонент программы за счет сделанного акцента на обогащение социального опыта подростков и формирования их субъектной позиции.

Реализация проекта осуществляется за счет расширения традиционных для программы гитарной студии «Надежда» приемов и направлений работы за счет таких форм и авторских педагогических «находок», которые в большей мере ориентированы на организацию взаимодействия, общения, самореализации и самоутверждения каждого из членов студии, что в конечном итоге обогащает их социальный опыт и активизирует субъектную позицию каждого.

В основе реализации проекта лежат следующие подходы:

– базовые положения деятельностного подхода к структуре познавательных действий человека и формированию личности;

– гуманистическая система психолого-педагогических воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу развития и проявление всех способностей;

– личностно ориентированный подход в педагогике, определяющий сущность обучения и воспитания как процесс индивидуального саморазвития, способствующего самореализации личности;

– культуросообразный педагогический подход теории воспитания, представляющий человека как уникальный мир культуры, а формирование личности через взаимодействие с системой культурных ценностей;

– положения концепции экзистенциализма, акцентирующие внимание на уникальности, свободе и ответственности личности .

Реализация этих подходов в гитарной студии «Надежда» осуществляется за счет расширения традиционных направлений, приемов и форм работы авторскими педагогическими находками:

Я использую такие формы работы, которые ориентированы на создание общности увлечённых единомышленников и стимулирование активности участников студии. Это открытые гитарные встречи членов объединения, тематические бардовские вечера, вечера при свечах, праздничные капустники, музыкальные дни рождения членов студии, совместное музицирование, субботние кино походы, посещения концертов, а также встречи с Новосибирскими авторами-исполнителями.

Применяются формы работы, направленные на создание позитивного имиджа и установление связи с общественностью, посредством СМИ (студия записывает аудио и видеоматериалы, создаёт картотеку сайтов, а также ведёт 2 группы в «контакте»).

Также создается мобильная система самоуправления, способствующая проявлению инициативы и самостоятельности (это межвозрастное музыкальное наставничество, коллективное освоение музыкального материала и коллективное принятие, и обсуждение авторских песен).

Я активно использую формы работы, направленные на популяризацию и широкое распространение гитарного музицирования, продвижение творческого продукта, любительского объединения гитарного творчества (это открытая сцена, как возможность каждому заявить себя и сделать авторский концерт; квартирники, как неформальные тусовочные выступления, концертная деятельность для различных категорий зрительской аудитории и широкая исполнительская практика). Студийцы ведут не только бурную концертную деятельность, но и являются лауреатами многих районных, городских, областных, региональных, всероссийских и международных конкурсов.

Направленность выступлений: бардовская песня, авторская песня, военно-патриотическая песня, эстрадная песня. Но особое трепетное отношение у студийцев вызывают песни военно-патриотической направленности. Студия игры на гитаре «Надежда» выступала почти во всех ДК города, в филармонии, в консерватории, в школьных актовых залах и городских кафе, в краеведческом музее и музее оружия, на монументе славы и в высшем военно-командном институте, на городке аттракционов и в развлекательных центрах.

Результаты реализации проекта, к которым мы отнесли имеющиеся воспитательные эффекты деятельности гитарной студии «Надежда» и результаты-последействия, отложенные во времени и проявляющиеся в изменении субъектной позиции её участников.

Воспитательные эффекты. Под ними мы понимаем дополнительные, незапланированные результаты, результаты со знаком плюс к образовательной общеразвивающей программе гитарной студии «Надежда», те результаты, которые удалось получить благодаря реализации проекта «Гитара+», связанных в первую очередь с расширением социального опыта подростков. Это, прежде всего:

– развитие опыта публичности подростков через гастроли, авторские выступления;

– получение опыта успешности через реализацию себя не только в студии, но и за её пределами;

– активизация опыта создания, отстаивания, презентации своей позиции через создание авторских песни;

– проживание опыт преемственности. В студии всегда занималось чуть больше сотни учащихся, но в течении учебного года их становится только больше;

– формирование опыта творческого межвозрастного общения;

– развитие опыта ценностного отношения к гитарному музицированию, проявляющееся в выборе песен для исполнения;

– актуализация опыта личностной коммуникабельности: самый зажатый и стеснительный ребёнок, занимаясь в студии, становится более общительным и активным.

Результаты-последействия, понимаемые нами как пролонгированные последствия обучения в гитарной студии «Надежда», которые повлияли на профессиональное и личностное самоопределение его участников:

– профессиональное самоопределение и поступление в музыкальные образовательные учреждения;

– образ жизни, все ребята – выпускники студии «Надежда» уже не представляют своей жизни без гитары;

– возвращение в студию в качестве гостей, наставников и авторов новых песен.

Список литературы

1. Толочкова Е.В. Организационно-педагогические условия самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования. Автореф… дис. канд. пед. наук. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р.Державина, 2013. – 7 с.

2. Черногоров С.С. Рабочая программа дополнительного образования «Аккорд» [Электронный ресурс]. –

С. Газарян

Рассказ о гитаре

Газарян С. С.

Г13 Рассказ о гитаре. - М.: Дет. лит., 1987.- 48 с, фотоил.

Рассказ об одном из самых популярных струнных щипковых музыкальных инструментов - гитаре.

Оформление и подбор фотоиллюстративного материала Г. Ордынского

МНОГОЛИКАЯ ГИТАРА

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

РЫЦАРЬ ГИТАРЫ

ГИТАРА В НАШЕЙ СТРАНЕ

ЧТО МОЖЕТ ГИТАРА?

СКОЛЬКО СТРУН У ГИТАРЫ?

РЯДОМ С РУССКОЙ ПЕСНЕЙ

КАК УСТРОЕНА ГИТАРА?

ВИЗИТ К МАСТЕРУ

ЭЛЕКТРОГИТАРА

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Многоликая гитара

Гитара - самый массовый музыкальный инструмент. Людей, играющих на гитаре, пусть хотя бы на уровне нескольких аккордов, гораздо больше, чем играющих на любом другом инструменте. И наверно, еще больше тех, кто хотел бы научиться играть на ней.

Гитара - самый распространенный инструмент. На первый взгляд может показаться, что массовость и распространенность - одно и то же. Это не так. Например, в некоторых европейских странах губную гармонику можно считать массовым и очень популярным инструментом, но остальной мир относится к ней довольно прохладно. А гитара распространена на всех континентах, включая теперь уже и Антарктиду. Гитара успела побывать даже в космосе. Наверно, со временем там побывают и другие инструменты, но первенство навсегда останется за гитарой. И наконец, гитара - самый разносторонний инструмент. Возьмем хотя бы аккомпанемент - он тоже может быть очень разным. Сопровождение туристской и студенческой песни, где от гитариста требуется в большинстве случаев лишь первоначальное умение, сильно отличается, скажем, от сопровождения старинного русского романса - тут уже нужно владеть инструментом профессионально.

Гитарный аккомпанемент разнится не только степенью мастерства, но и общественной своей ролью. Недавно Музею музыкальной культуры имени М. И. Глинки была передана в дар гитара, которая не представляет особой ценности как инструмент, да и исполняла она всего-навсего несложный аккомпанемент. Но принадлежала гитара Дину Риду - он побывал со своими песнями протеста во всех горячих точках планеты, и это сделало простой инструмент бесценным.

А. Ватто. Песня любви

Ни в одном музее не увидим мы гитару чилийского патриота Виктора Хары. Обломки ее остались лежать на стадионе, превращенном пиночетовцами в концлагерь. Эта гитара была для хунты страшнее автомата. Погиб и ее хозяин. Прежде чем убить певца, ему раздробили руки. Руки, которые превращали струны гитары в оружие.

Мы коснулись только аккомпанемента, но уже увидели, какой разной может быть гитара. Но вот и другие ее роли.

По телевидению нередко передают песни и пляски цыган. Гитары - непременные участницы этого действия. Попробуйте на минуту отвлечься от песни, от танца, вслушайтесь только в музыку гитар, и вы отчетливо услышите, что это уже не просто аккомпанемент. Это самостоятельное искусство, это другая музыка.

Странствующие цыгане-гитаристы издавна бродили по дорогам многих европейских стран. В своей музыке они использовали всего несколько традиционных мелодий, но сочетали их так искусно, что создавалось впечатление бесконечного разнообразия. Цыгане виртуозно импровизировали, украшая мелодию острыми оборотами,- словом, создали свою музыку, которая с трудом передается привычными нам нотными знаками. Теми цыганской музыки тоже своеобразен - вначале очень медленный, он постепенно ускоряется и доходит почти до предела возможностей музыканта, затем следует резкая остановка и все начинается сначала.

В XVIII веке музыканты-цыгане стали объединяться в хоры, сопровождаемые несколькими гитаристами. Одни вели мелодию, а другие - гармонию. Цыганские хоры стали настолько популярными в XIX веке, что вызвали многочисленные подражания. Но можно перенять мелодии, ритмы, манеру игры и пения, но невозможно усвоить те тонкости, что идут от глубинных народных традиций. А без этого подражание остается лишь подражанием, не больше.

Дж. С. Сарджент «Цыганский танец»

Еще один вид искусства гитары - фламенко. Правда, фламенко - это не только гитара. Как и у цыган, это еще и песня, и танец. Родина фламенко - южные провинции Испании. Многие историки музыки считают, что испанские цыгане сильно повлияли на становление фламенко: произошло смешение цыганской и испанской манер исполнения, заимствование и переработка мелодий, и в результате родилось совершенно особенное и самостоятельное искусство.

Цыганские гитаристы очень редко выступают отдельно от хора. А некоторым гитаристам фламенко со временем стало тесно в рамках сопровождения песни и танца, они отделились и стали выступать самостоятельно. Их мастерство, выросшее до необычайной виртуозности, распахнуло перед ними двери самых прославленных концертных залов.

Фламенко на гитаре - это мелодии, чередующиеся аккордами. Мелодии настолько быстрые, что на большинстве других инструментов сыграть их нельзя. Да и на гитаре они возможны только благодаря особым приемам.

И еще фламенко - импровизация. Могут сойтись два-три гитариста и тут же, без всякой репетиции, сыграть сложнейшую композицию, которая никогда не была записана на нотной бумаге. Если их попросят повторить, они сделают это, но уже иначе, чем в первый раз: музыка рождается во время исполнения.

Один из самых выдающихся гитаристов фламенко - испанец Пако де Лусиа. Его выступления не раз передавали у нас по радио и телевидению. Выпущены две его пластинки - «Андалузские мелодии» и «В пятницу вечером в Сан-Франциско».

Пако де Лусиа в своих интервью признается, что не помнит, когда впервые взял в руки гитару, поскольку это было в самом раннем детстве. Играть он учился у отца, в шесть лет уже выступал вместе с ним в небольших кафе. В тринадцать лет он - профессиональный гитарист фламенко, выступающий самостоятельно в концертах. В двадцать три - обладатель первой премии на конкурсе фламенкистов. Еще через пять лет его приглашают выступить в концертном зале Мадрида, предназначенном исключительно для исполнения классической музыки. Несмотря на все эти достижения, Пако де Лусиа считает, что успел освоить только азы фламенко и ему предстоит еще учиться и учиться глубине и выразительности народной испанской музыки.

Следующий вид гитары не слишком распространен и почти неизвестен у нас. Это гавайская гитара. Иногда думают, что гавайская гитара - инструмент какой-то особой конструкции. Это не так. Некоторые незначительные особенности в устройстве действительно есть, если гитара заведомо изготавливается как гавайская, но в принципе это обычная гитара, только на ней должны быть натянуты стальные струны, современные нейлоновые не подходят.

Гавайская гитара во время исполнения кладется плашмя на колени. Исполнитель надевает на три пальца правой руки специальные плектры - нечто вроде наперстков с металлическими перышками, которыми защипываются струны. А в левой руке гитарист держит металлическую пластинку - ею он скользит по струнам, не прижимая их к грифу. Звучание гавайской гитары, поющее, вибрирующее, напоминает человеческий голос. Обычно гавайская гитара ведет мелодию, а аккомпанирует ей вторая гитара или какой-нибудь другой инструмент.

Доступна гитаре и джазовая музыка. Иногда к джазу относят всю легкую музыку, считая так: все, что не классика, то джаз. Это неверно. Джаз - сложнейший вид музыкального искусства со своими особыми законами. Так вот, гитара в совершенстве постигла и сложность джаза, и его законы. В двадцатых годах нашего столетия в джазовых оркестрах она заняла место, которое до этого принадлежало другому инструменту - банджо.

Гитара в джазе - не только аккомпанирующий инструмент. Во многих произведениях ей поручают соло, а соло в джазе - почти всегда импровизация. Иногда джазовые гитаристы выступают в концертах с самостоятельными номерами. Многие из вас слышали, наверно, советского гитариста Алексея Кузнецова - его джазовые импровизации на гитаре всегда воспринимаются с большим интересом.

В дуэтах, трио и небольших ансамблях гитара прекрасно сочетается с другими инструментами - например, скрипкой, домрой, мандолиной. Одно время были популярны так называемые неаполитанские оркестры, основу которых составляли гитары и мандолины. Люди старшего поколения, кому доводилось слышать такие оркестры, помнят их нежнейшее звучание.

Иногда, особенно в самодеятельности, ансамбли составляются из одних гитар. И даже такому ансамблю доступен широчайший репертуар - от простых обработок народных песен до сложнейших произведений.

Мы перечислили уже несколько ролей гитары, и осталось назвать еще три, без которых рассказ о гитарном искусстве был бы едва начат.

Классическая гитара. Та, которая, кажется, может все. Для нее написано огромное количество произведений, вплоть до концертов с симфоническим оркестром.

Русская семиструнная гитара. Без нее трудно представить себе такое великолепное явление музыкальной культуры, как русский городской романс.

И наконец, электрогитара, давшая жизнь новому виду вокально-инструментальной музыки, популярность которой среди молодежи огромна.

Каждая из этих ролей заслуживает отдельного разговора. Но прежде проследим в общих чертах историю гитары. История эта началась тогда, когда не было еще ни скрипки, ни виолончели, ни фортепиано.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ
ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ИСКУССТВА
(КОЛЛЕДЖ)

119017, Москва, ул. Б.Ордынка, 27, тел. 953-58-80
ОТЧЕТ
О проведении II Всероссийского фестиваля-конкурса "Многоликая гитара"

В апреле 2003 г. прошел II Всероссийский фестиваль-конкурс "Многоликая гитара". Конкурс проходил по следующим номинациям:

  • Классическая гитара
  • Фьюжн

Впервые на конкурсе была представлена номинация акустическая гитара.

Организатором и исполнительным директором являлся преподаватель по классу гитара "Государственного музыкального училища эстрадно-джазового искусства (колледж)" Суджян М.А.

Оценивало участников жюри в составе:

  • Председатель - Заслуженный артист РФ - Гарин А.А.,
  • члены жюри - народный артист РФ - Кузнецов А.А.,
  • Лауреаты международных конкурсов и фестивалей - Малолетов Д.И., Суджян М.А., Петров А.Л.

В конкурсе приняли участие гитаристы различных регионов России: Москва, Московская область, Калуга, Сочи, Старый Оскол, Брянск, Приморский край, Владимир, Астрахань, Мурманск, Республика Коми. Так же в конкурсе принимали участие и гитаристы из стран СНГ. В частности из Украины, Башкирии, Казахстана.

Призовые места распределились следующим образом:

"Гран-При" фестиваля - конкурса - Ф.Досумов (г.Ташкент) и А.Давидянц (Москва)

В различных номинациях заняли призовые места:

1. "Классическая гитара"

I место - Минченко Н.. - (Москва)
II место - Нахумова И. (г.Александров)
III место - Болдырев Н. (Москва), Заболотин П.(г.Пенза)
Диплом -Якименко Н.(Москва)
Диплом Рощупкин С. (г.Старый Оскол)

2. "Джаз"

I место - не присуждено
II место - Маланов П. (Москва)
III место - Короп И. (г.Сыктывкар), Шибин М. (Москва)
Диплом - Аникина Е. (Москва)

3. "Рок"

I место - Изотов О. (Москва), Цыганков А. (Москва)
II место - Санок М. (г.Тюмень), Голубев Г. (г.Королев)
Диплом - Орловский С. (Москва)

4. "Фьюжн"

I место - не присуждено
II место - не присуждено
III место - Иванов А. (г.Жуков)

5."Акустика"

I место - Труханов И. (Москва)
Диплом - ансамбль ДМШ им. Верстовского г.Химки - рук.Смирнов А. (выпускник ГМУЭДИ)

Конкурс выявил новые яркие дарования в области гитарного исполнительства и создал условия для их дальнейшего профессионального обучения и совершенствования художественного мастерства.

В частности победители прошлого конкурса И.Кукало и И.Труханов создали группу "Акустик-Бэнд" и успешно выступают по России. Победители этого конкурса Ф.Досумов и А.Давидянц получили предложения для дальнейшего творчества.

Директор
Кандидат педагогических наук
Заслуженный работник культуры РФ