Роль воспитателя в организации музыкальных занятий в моей группе. Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках

Татьяна Стрюк
Консультация «Роль воспитателя на музыкальных занятиях в группах раннего возраста»

«Роль воспитателя на музыкальных занятиях в группах раннего возраста »

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Музыкальное воспитание способствует развитию речи, эмоций, движений, даёт детям радость, побуждает к активности, обогащает яркими художественными впечатлениями. Музыка доставляет удовольствие даже 3х – 4х месячному младенцу : пение, звуки металлофона вызывают у младенца сначала сосредоточение, а затем улыбку. Чем старше дети, тем ярче и богаче положительные эмоции, вызываемые музыкой .

Дошкольное детство – пора наиболее оптимальная для приобщения ребёнка к миру прекрасного. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя . От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника .

Педагогу – воспитателю важно не только понимать и любить музыку , уметь выразительно петь, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на музыкальных инструментах . Самое существенное – уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей .

Воспитывая ребёнка средствами музыки , педагог должен понимать её значение для всестороннего развития личности и быть её активным проводником в жизнь детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни. Подбирают мелодии на металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребёнка. Направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно – воспитатель . Но для этого воспитатель должен иметь необходимые знания в области музыки . В дошкольных средних и высших учебных заведениях будущие воспитатели получают широкую музыкальную подготовку : учатся играть на инструменте, петь, танцевать, овладевают методикой музыкального воспитания . В детском саду работу по повышению уровня музыкальных знаний , развитию музыкального опыта коллектива педагогов ведёт музыкальный руководитель .

Между тем с воспитателя не снимается ответственность за проведение музыкального воспитания в группе с которой он работает, даже если в детском саду имеется очень опытный музыкальный руководитель .

Музыкальное занятие -это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей .

На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое)

Умственное : Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т. е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.

Нравственно-волевое : Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведенияорганизационных моментах, воспитывается умение слушать , петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности

Физическое : В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц .

Эстетические : Чтобы уметь слушать и понимать музыку , нужно ее чувствовать, познают прекрасное.

Певческие навыки : Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.

Педагогу воспитателю необходимо знать :

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию .

2. Знать музыкальный материал своей группы , быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях .

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара , показывать образцы точного выполнения движений.

4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя .

5. Разучивать движения с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.) .

9. Осуществлять музыкальное развитие детей , используя все разделы работы : пение, слушание музыки , музыкально -ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры .

10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях , прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

14. Использовать имеющийся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов .

16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков , индивидуальных возможностей каждого ребенка.

17. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов , кукольных спектаклей.

18. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам .

19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

Роль воспитателя на музыкальном занятии

Роль воспитателя , чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и задач .

Слушание музыки :

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение , выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение :

1. В распевании не участвует

2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию

3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах» .

5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста )

Музыкально -ритмические движения и игры :

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.

2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей) .

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски , танцы дети исполняют самостоятельно.

4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия .

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях :

1. Воспитатель сидит с безучастным видом

2. Воспитатель перебивает исполнение

3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)

4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала) .

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя , не всегда приводит к желаемым результатам. Если все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий , а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей , то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей : пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз . руководителю, т. к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений .

Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя . Там, где воспитатель любит музыку , любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям . Кроме того, в разделе «Движение» , муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем .

Роль воспитателей и музыкального руководителя на праздниках

Ещё хотелось бы поговорить о праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе .

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада : воспитатели , специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т. д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль , свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя , потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

Итак :

1. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.

2. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу : украсить групповую комнату , повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т . д.

3. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей : постараться каждому найти какую-либо роль , стихотворение, и т. д.

5. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.

6. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям .

7. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.

8. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.

9. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).

10. Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место) .

И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!

«Роль воспитателя на музыкальных занятиях».

Музыкальное восприятие является одной из сторон гармоничного развития детей дошкольного возраста. Музыкальным воспитанием занимается как музыкальный руководитель , так и воспитатель каждой группы . Вместе с музыкальным руководителем воспитатели готовятся к музыкальному занятию , разучивают песни, движения к пляскам, инсценировки, продумывают, как интересно провести вечер развлечений, утренник. Поэтому очень важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям лучше усвоить программный репертуар. При этом его активность на занятии зависит , прежде всего, от возраста детей. Наиболее активная роль принадлежит воспитателю младшей группы . Например, при разучивании в этой группе игры «Зайцы и Медведь» он показывает, как зайчики легко прыгают, в процессе игры изображают медведя. Игры такого же типа в старшей группе проходят более самостоятельно.

Кто из старших участвует в игре или танце?

При проведении музыкальных занятий и развлечений , а также утренников, воспитатели всячески помогают музыкальному руководителю при разучивании песен и музыкально -ритмических движений. Дети выполняют их по показу воспитателя , также они следят за качеством выполнения танцевальных элементов и движений, необходимых при разучивании. При проведении развлечений и утренников воспитателю отводится большая роль раскрывать свои артистические качества, держаться естественно, непринужденно, уметь выйти из затруднительного положения. Опыт убеждает, что только совместная работа музыкального руководителя и воспитателя может привести к желаемым результатам в решении задач общего музыкального воспитания дошкольников . Знания, полученные на занятиях , дети переносят в самостоятельную деятельность. При этом воспитателю и музыкальному руководителю надо принимать активное участие в организации этой деятельности. Музыкальный уголок нужно оборудовать так, чтобы дети могли свободно подходить и пользоваться музыкально -дидактическими играми, инструментами. Воспитатели помогают детям освоить правила музыкально-дидактических игр , затем вместе с ними играют в эти игры на правах участников. Знания, умения и навыки, полученные детьми на музыкальных занятиях , воспитатели умело применяют на других занятиях и в повседневной жизни. При наблюдении природы используют песни, хорошо знакомые детям. Вполне возможно разучить какую-либо песню, необходимую для других занятий или для сюжетно-ролевой игры, развлечения. Можно провести занятие , на котором дети изобразят сюжет любимой песни, а потом отгадывать, какая это песня и спеть её. Прежде чем разучить с детьми на музыкальном занятии новую песню , требуется познакомить их с её содержанием, всё сделать для того, чтобы текст песни был понятен ребёнку, чтобы песня дошла до его сознания. И опять на помощь музыкальному руководителю приходит воспитатель . Например, если мы знакомим детей с песней «День Победы» А. Пахмутовой, воспитатель может заранее запланировать занятие по родному языку , в которое включается беседа об этом праздничном дне. При разучивании индивидуальных номеров, воспитателю необходимо помочь музыкальному руководителю . В свободное от занятий время , воспитатель может закрепить с детьми отдельные элементы танцев, повторить выученные с солистами слова к песне, стихи. Роль ведущего на праздниках и развлечениях очень ответственна. Он руководит праздником : объявляет, какие песни, танцы будут исполняться, поясняет происходящее действие, является связующим звеном между зрителями и исполнителями, объединяет в органическое целое отдельные части. От ведущего в большей степени зависит настроение детей. Отсюда важно, чтобы держался он естественно, непринужденно, говорил просто, ясно, не слишком громко, понятно и литературным языком. Ведущий должен быть находчив, остроумен, должен выйти из затруднительного положения. Если вышла заминка, ведущий может предложить загадки или кому-нибудь из детей прочесть стихотворение. Иногда ведущему приходятся заменить или переставить последовательность выступления, подбодрить шуткой застенчивых, остановить расшалившихся детей. Воспитатель – ведущий , являясь ответственным лицом в проведении праздников и развлечений, перед началом проверяет, для всех ли зрителей имеются места, приготовлены ли предметы, требующиеся по ходу выступления, чтобы не приходилось отыскивать их в последний момент. Не все воспитатели обладают в достаточной мере качествами для роли ведущего. Их надо готовить к этому. Второй воспитатель , даже если он не является ведущим на этом утреннике, не должен ни в коем случае оставаться в стороне от подготовки к празднику. Он присутствует на всех подготовительных мероприятиях, хорошо знает песни, игры, танцы.

Развлечение, праздник – общее дело всего коллектива. Поэтому во избежание суеты, неразберихи, ведущий и музыкальный руководитель вместе обдумывают заранее расположение групп в зале, все детские выступления, кто из воспитателей раздаёт те или иные атрибуты.

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возраста группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю - оказывать помощь каждому ребёнку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей группе детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребёнком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала.

Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия. Если в плане занятия намечено дать новую песню, спеть её может воспитатель, если предварительно разучит её с музыкальным руководителем. Допускается и такой вариант: первый раз песню исполняет музыкальный руководитель, повторно - воспитатель. Музыкальный руководитель и воспитатель могут исполнить песню вдвоём. На следующем занятии воспитатель поёт запев песни, а дети - припев. Воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может рассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем, как дети воспринимают музыку. Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, но подают реплики во время исполнения, воспитатель помогает им при анализе наводящими вопросами. При проведении музыкально-ритмических движений с детьми 3-4 лет воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В группах детей 4-5 лет он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них. Воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на занятиях присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей. Особые обязательства налагает на воспитателя отсутствие в детском саду музыкального руководителя, ибо процесс музыкального развития ни в коем случае не должен приостанавливаться. Его осуществляет воспитатель в полном соответствии с задачами и содержанием программы. Обычно музыкальные занятия в отсутствие музыкального руководителя проводятся с использованием вокальной музыки. Для этого воспитателю совершенно необязательно иметь хорошие певческие данные - достаточно обычного голоса, но песни должны исполняться интонационно и ритмически точно, выразительно. Кроме пения, воспитатель может включать в занятие хороводные пляски, слушание музыки с использованием различных народных и детских музыкальных инструментов, технических средств обучения. Они позволяют ознакомить детей с лучшими образцами русской и западной классической музыки, народным музыкальным творчеством, слушать произведения неоднократно в различном исполнении на рояле, баяне, скрипке и др. грамзапись даёт возможность не только слушать музыку, но и выполнять под неё некоторые виды упражнений (ходьба, бег, подскоки, плавный шаг, игры и пляски.

Таким образом, организация работы по музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении зависит от тесного рабочего взаимодействия всего педагогического коллектива.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХ.
Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя- одна из самых важных: от её решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.
Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.
Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребёнок, вам всё интересно и вы вместе с детьми весело поёте песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идёт педагогический процесс, который необходимо контролировать.
А теперь от эстетики перейдём к организационным вопросам.
ИТАК:
1.На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми,
на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.
2.начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя
мальчика и девочку.
3.На занятие следует приходить за 2-3 минуты до начала, чтобы
построиться и настроить детей на занятие.
4.Воспитатель с собой приносит тетрадь с твёрдой обложкой на
спирали и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения
танцев, рекомендации и т д.
5.Во время занятия не покидать зал, чтобы не
пропустить какой либо материал.
6.Выполнять вместе с детьми упражнения. Движения танцев, игр,
петь песни и т д.
7.Следить за правильным выполнением детьми движений.
8.В свободной деятельности закреплять материал, полученный на
занятии.
А сейчас пришло время поговорить о праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, 8 Марта и выпускной бал в подготовительной к школе группе.
Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.
Итак:
1. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.
2. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.
3. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.
4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д.
5. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.
6. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.
7. Ведущему – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Ведущий должен хорошо знать программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей в случае необходимости помочь детям.
8. Перед утренником ведущий должен разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.
9. На утреннике ведущий должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно. Очень оживляет речь ведущего уместная шутка, вопрос к детям, к воспитателям, гостям (Например: «Вы не видели как наши малыши пляшут с платочками?»)
10. На утреннике надо говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно. Ведущий не только сообщает какие песни, танцы будут исполнены, но и разъясняет происходящее.Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы – утомляют ребят.
11. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.
12. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.
13. Ведущий должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили муз. номер и др.). В таких случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений).
14. Необходимо ведущему научиться организованно заканчивать праздник! После угощения – поблагодарить гостя (взрослый персонаж), попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравить всех с праздником), предложить детям выйти организованно из зала (если не предусмотрен сценарием другой вариант) т.е. встать друг за другом или парами и выйти под музыку, а не бежать к родителям.
15. Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место).
И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!

Роль воспитателя на музыкальных занятиях

Музыкальные занятия – это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. На музыкальных занятиях используются разные виды деятельности:

Слушание. Основной вид музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном два вида музыки: вокальная, инструментальная. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Старшие дети слушают инструментальную музыку. Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней(характер), дать некоторые названия(танец, марш, колыбельная), познакомит со средствами выразительности(темп, динамика, регистр) и именами композиторов. Слушая неоднократно произведения, дети постепенно запоминают его, у детей развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения.

Пение и песенное творчество – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения. В процессе разучивания песенного репертуара у детей развивается: память, мышление, воображение. На первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, лает собачка, поет птичка). В дальнейшем расширяется диапазон. Усовершенствуются навыки певческого дыхания, звукоизвлечения.

Музыкально – ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы, упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, художественно – творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок, танцевальных движений, необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передавать сходство с персонажами. В старших группах нужно добиваться от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно, развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирования песен.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого). В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов.

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов: Вводная часть.(движения в различных построениях: колонны, шеренги, звенья, парами, по кругу, ходьба, бег, танцевальные шаги, поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг).

Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

Слушание музыки.

Пение и песенное творчество.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах.

Танец.

Игра.

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, следовательно, он не может оставаться в стороне от музыкально- педагогического процесса. Если все музыкальное воспитание сводится к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, так как он может донести до детей особенности музыкальных произведений. Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе « движение», музыкальный руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем. Ведущую роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя!

Часто воспитатель допускает следующие ошибки на занятиях: Воспитатель сидит с безучастным видом. Воспитатель перебивает исполнение. Дают словесные указания наравне с музыкальным руководителем (хотя двух центров внимания быть не может).

Нарушает ход занятий (входит и выходит из зала).

Активность воспитателя зависит от трех факторов:

От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при прослушивании музыкального произведения.

От программного материала: в зависимости новый или пройденный материал.

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей: Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). Воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости: движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и. При обучении детей музыкально – ритмических движений(особенно в младших группах) воспитатель участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости показывать то или иное движение, напоминая построение или давая отдельные указания в пляске, игре. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал. Воспитатель повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет вместе с детьми.

Таким образом, чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, так как организация работы по музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении зависит от тесного рабочего взаимодействия всего педагогического коллектива.