Романтические черты шуберта. Франц Шуберт

Франц Шуберт. Романтик из Вены

«Как и Моцарт, Шуберт больше принадлежал всем –
окружающей среде, людям, природе, чем себе,
и музыка его была его пением про всё, но не лично про себя…»
Б. Асафьев

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 года в Лихтентале, предместье Вены. Первые уроки музыки преподал ему отец, Франц Теодор Шуберт, учитель лихтентальской приходской школы. Затем мальчик перешёл под опеку Михаэля Хольцера, регента местной церкви и добрейшего старика - он бесплатно учил Шуберта гармонии и игре на органе.

В возрасте одиннадцати лет Шуберт поступил певчим в императорскую капеллу и, распростившись с родным домом, уехал в Вену (благо от предместья до города было рукой подать). Теперь он жил в императорском королевском конвикте - привилегированном интернате. И учился в гимназии. Об этом так мечтал его отец.

Но жизнь его была невесела: подъём на заре, долгие и утомительные стояния на клиросе, вездесущие надзиратели, всегда умеющие найти за мальчиками провинность, за которую следует высечь или заставить бессчётное число раз повторять молитвы. Существование Франца, привыкшего к кроткому наставничеству Хольцера, было бы совсем беспросветным, если бы не новые друзья - дружили тем крепче и самоотверженней, чем больше воспитатели поощряли детей к наушничеству и доносительству, якобы направленному к «спасению душ заблудших товарищей».

Пять лет (1808 - 1813), проведённые композитором в конвикте, были бы для него невыносимо тяжелы, если бы не верные друзья, которых он нашёл здесь. Слева направо Ф. Шуберт, И. Иенгер, А. Хюттенбреннер.

И если бы не музыка. Талант юного Шуберта заметил придворный капельмейстер - Антонио Сальери. Он продолжил заниматься с ним и после его ухода из школы в 1813 году (связанного с тем, что голос подросшего певчего стал ломаться и утратил необходимую «хрустальность»).

В 1814 году в Вене произошло событие огромной важности - состоялась премьера бетховенской оперы «Фиделио». Предание гласит, что Шуберт продал все свои школьные учебники, чтобы попасть на эту премьеру. Возможно, дело обстояло и не столь драматично, но доподлинно известно, что поклонником Бетховена Франц Шуберт оставался до конца своей недолгой жизни.

Этот же год ознаменовался для Шуберта и более прозаическими событиями. Он поступил на работу в ту же школу, где преподавал его отец. Педагогическая деятельность казалась молодому музыканту скучной, неблагодарной, бесконечно далёкой от его высоких потребностей. Но он прекрасно понимал, что быть обузой для семьи, которая и без того едва сводила концы с концами, он не может.

Несмотря на все тяготы, те четыре года, что композитор посвятил учительству, оказались весьма плодотворными. К концу 1816 года Франц Шуберт является уже автором пяти симфоний, четырёх месс и четырёх опер. И самое главное - он нашёл жанр, вскоре прославивший его. Нашёл песню, где так волшебно сливались музыка и поэзия, две стихии, без которых композитор не мыслил своего существования.

В Шуберте, тем временем, вызревало своё решение, которое он и воплотил в жизнь в 1818 году. Он бросил школу, решив все свои силы посвятить музыке. Этот шаг был смелым, если не сказать - безрассудным. Других доходов, кроме учительского жалованья, музыкант не имел.

Вся дальнейшая жизнь Шуберта представляет собой творческий подвиг. Испытывая большую нужду и лишения, он создавал одно произведение за другим.

Нищета и невзгоды помешали ему жениться на любимой девушке. Её звали Тереза Гроб. Она пела в церковном хоре. Мать девушки возлагала на её брак большие надежды. Естественно, Шуберт не мог её устроить. Музыкой можно жить, но ею не проживёшь. И мать отдала дочку замуж за кондитера. Это было ударом для Шуберта.

Через несколько лет возникло новое чувство, ещё более безнадёжное. Он полюбил представительницу одного из самых знатных и богатых семейств Венгрии – Каролину Эстергази. Чтобы понять, что чувствовал тогда композитор, надо почитать строки его письма одному из друзей: «Я чувствую себя самым несчастным, самым жалким человеком на свете… Представь себе человека, самые блестящие надежды которого превратились в ничто, которому любовь и дружба не приносят ничего, кроме глубочайших страданий, у которого вдохновение прекрасным (по крайней мере побуждающее к творчеству) грозит исчезнуть…»

В эти трудные времена отдушиной для Шуберта становились встречи с друзьями. Молодые люди знакомились с литературой, поэзией разных времён. Исполнение музыки чередовалось с чтением стихов, сопровождало танцы. Иногда такие встречи посвящались музыке Шуберта. Их даже стали называть «шубертиадами». Композитор сидел за роялем и тут же сочинял вальсы, лендлеры и другие танцы. Многие из них даже не записаны. Если он пел свои песни, это всегда вызывало восхищение слушателей.

Его никогда не приглашали выступить в публичном концерте. Его не знали при дворе. Издатели, пользуясь его непрактичностью, платили ему гроши, а сами наживали огромные деньги. А крупные произведения, которые не могли пользоваться большим спросом, не издавались вообще. Бывало так, что ему нечем было заплатить за комнату и он часто жил у своих друзей. У него не было своего фортепиано, поэтому он сочинял без инструмента. Ему не на что было купить новый костюм. Бывало, что несколько дней подряд он питался одними сухарями.

Отец оказался прав: профессия музыканта не принесла Шуберту славы, громкого успеха, славы, удачи. Она принесла только страдания и нужду.

Но она подарила ему счастье творчества, бурного, непрерывного, вдохновенного. Он работал систематически, каждый день. «Я сочиняю каждое утро, когда я кончаю одну пьесу, я начинаю другую», - признавался композитор. Он сочинял очень быстро и легко, как Моцарт. Полный список его произведений насчитывает более тысячи номеров. А ведь прожил он всего 31 год!

Известность Шуберта тем временем росла. Его песни вошли в моду. В 1828 году были опубликованы его важнейшие сочинения, а в марте того же года состоялся один из самых знаменательных для него концертов. На вырученные от него деньги Шуберт купил себе фортепиано. Он так мечтал о том, чтобы обладать этим «королевским инструментом». Но долго наслаждаться приобретением ему не довелось. Всего через несколько месяцев Шуберт заболел брюшным тифом. Он отчаянно сопротивлялся болезни, строил планы на будущее, пытался работать в постели...

Композитор умер 19 ноября 1828 года в возрасте 31 года после двухнедельной лихорадки. Похоронен Шуберт на центральном кладбище рядом с могилой Бетховена, недалеко от памятника Моцарту, могил Глюка, Брамса. И. Штрауса – так состоялось, наконец, полное признание композитора.

Известный в то время поэт Грильпарцер, на скромном памятнике Шуберту на венском кладбище написал: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды».

Звуки музыки

«Одна красота должна вдохновлять человека в течение всей его жизни –
это верно, но сияние этого вдохновения должно освещать всё остальное…»
Ф. Шуберт

Восьмая симфония си минор «Неоконченная»

Судьбы многих великих произведений (как и их авторов) полны превратностей. На долю «Неоконченной» симфонии выпали все возможные из них.

Друзья любили песни Франца Шуберта. Как нежно звучали они, как безошибочно дотрагивались до самых глубинных струн души, эти песни! Но вот «крупная форма» ... Нет, друзья старались не огорчать милого Франца, однако ж, между собой нет-нет, да и проговаривались: «Всё-таки это не его».

Шуберт написал «Неоконченную симфонию» в 1822 - 23 годах. А через два года отдал её партитуру одному из лучших и старинных своих друзей - Ансельму Хюттенбреннеру. С тем, чтобы друг передал её Обществу любителей музыки города Граца. Но друг не передал. Из лучших, вероятно, побуждений. Не желая «опозорить милого Франца» в глазах просвещенной публики. Хюттенбреннер и сам писал музыку (отдавая предпочтение, между прочим, крупной форме). Он понимал в ней толк. И не сочувствовал симфоническим потугам своего школьного товарища.

Так случилось, что одного из лучших произведений Шуберта «не существовало» до 1865 года. Первое исполнение «Неоконченной» состоялось почти через сорок лет после смерти композитора. Дирижировал Иоганн Гербек, случайно обнаруживший партитуру симфонии.

«Неоконченная симфония» состоит из двух частей. Классическая симфония - всегда - четырёхчастная. Версию, что композитор желал закончить её, «дописать до нужного объёма», но не успел, нужно отмести сразу. Сохранились наброски к третьей части - неуверенные, робкие. Словно Шуберт и сам не знал, нужны ли эти попытки набросков. Два года партитура симфонии «вылёживалась» у него в столе, прежде чем перешла в руки к рассудительному Хюттенбреннеру. За эти два года у Шуберта было время увериться в том, что - нет, не надо «дописывать». В двух частях симфонии он высказался полностью, «выпел» в них всю свою любовь к миру, всю тревогу и тоску, которыми обречён томиться человек в этом мире.

Два главных этапа переживает человек в жизни – юность и зрелость. И в двух частях симфонии Шуберта острота столкновений с жизнью в юности и глубина постижения смысла жизни в зрелости. Вечное переплетение радости и печали, страданий и восторгов жизни.

Подобно грозе - порывами ветра, далёкими раскатами грома - начинается Шубертовская «Неоконченная симфония».

Квинтет Ля мажор «Форель»

Квинтет «Форель» (его иногда ещё называют «Фореллен-квинтет») тоже, как и «Неоконченная симфония», необычен с точки зрения формы. Он состоит из пяти частей (а не из четырёх, как это принято), исполняется скрипкой, альтом, виолончелью, контрабасом и фортепиано.

В самую счастливую пору своей жизни написал Шуберт этот квинтет. Шёл 1819 год. Вместе с Фоглем композитор путешествует по Верхней Австрии. Фогль, уроженец этих краев, щедро «делится» ими с Шубертом. Но не только радость узнавания новых мест и людей принесло Шуберту это путешествие. Он впервые воочию убедился в том, что его знают не только в Вене, в узком кругу друзей. Что почти в каждом хоть немного «музыкальном» доме есть рукописные копии его песен. Собственная популярность не просто удивила его - она его ошеломила.

В верхнеавстрийском городке Штейре Шуберт и Фогль повстречали страстного почитателя шубертовских песен, промышленника Сильвестра Паумгартнера. Ещё и ещё раз просил он друзей исполнить для него песню «Форель». Он мог слушать её бесконечно. Для него-то Шуберт (больше всего на свете любивший доставлять радость людям) и написал «Фореллен-квинтет», в четвёртой части которого звучит мелодия песни «Форель».

В квинтете бурлит, переливаясь через край, молодая энергия. Порывистые мечты сменяются грустью, грусть вновь уступает место мечтам, звонкому счастью бытия, которое только и возможно в двадцать два года. Тема четвертой части, простая, почти наивная, грациозно ведомая скрипкой, расплескивается множеством вариаций. А завершается «Форель» безудержным, искрящимся танцем, навеянным Шуберту, вероятно, танцами верхнеавстрийских крестьян.

«Аве Мария»

Неземная красота этой музыки сделала молитву Деве Марии наиболее популярным религиозным сочинением Шуберта. Она принадлежит к числу внецерковных романсов-молитв, созданных композиторами-романтиками. В переложении для голоса и хора мальчиков подчёркнута чистота и невинность музыки.

«Серенада»

Настоящей жемчужиной вокальной лирики является «Серенада» Ф. Шуберта. Это произведение - одно из самых светлых, мечтательных в творчестве Шуберта. Мягкая танцевальная мелодия сопровождается характерным ритмом, подражающим звучанию гитары, ведь именно под аккомпанемент гитары или мандолины пели серенады прекрасным возлюбленным. Мелодия, волнующая душу уже почти два столетия...

Серенадами назывались произведения, исполнявшиеся вечером или ночью на улице (итальянское выражение «al sereno» означает она открытом воздухе) перед домом того, кому серенада посвящается. Чаще всего - перед балконом прекрасной дамы.

Презентация

В комплекте:

1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Шуберт. «Неоконченная» симфония, mp3;
Шуберт. Серенада, mp3;
Шуберт. Аве Мария, mp3;
Шуберт. Квинтет ля мажор «Форель», IV часть, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «История зарубежной музыки»

на тему: « Романтизм в музыке и творческий облик Франца Шуберта»

Выполнил

студент группы МЗ-113 А.А. Никулин

Зачётная книжка №5103511

Проверил

канд. искусствоведения, доцент Л.В. Кордюкова

Екатеринбург, 2016

ВВЕДЕНИЕ

Франц Шуберт – австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 вокальных композиций, девяти симфоний, а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки. В своих великолепных произведениях он противопоставлял житейской действительности – богатство внутреннего мира маленького человека. Идейный стержень большинства шубертовских произведений образует столкновение идеального и реального.



Первый композитор-романтик, Шуберт – одна из трагичнейших фигур в истории мировой музыкальной культуры. Жизнь его, недолгая и небогатая событиями, оборвалась, когда он был в расцвете сил и таланта. Он не услышал большей части своих сочинений. Во многом трагически складывалась и судьба его музыки. Бесценные рукописи, частью хранившиеся у друзей, частью кому-то подаренные, а порою просто потерянные в бесконечных переездах, долгое время не могли быть собраны воедино.

Всякий раз столкновение мечты и реальности получает индивидуальное толкование, но, как правило, конфликт не находит окончательного разрешения . Не борьба во имя утверждения положительного идеала находится в центре внимания композитора, а более или менее отчетливое обнажение противоречий. В этом – главное свидетельство принадлежности Шуберта к романтизму. Основной его темой стала тема обездоленности, трагической безысходности . Тема эта не выдумана, она взята из жизни, отразив судьбу целого поколения, в т.ч. и судьбу самого композитора. Как уже было сказано, свой короткий творческий путь Шуберт прошел в трагической безвестности. Ему не сопутствовал успех, естественный для музыканта такого масштаба.

Романтизм явился своеобразной реакцией на Просвещение с его культом разума. Его возникновение было обусловлено разными причинами. Важнейшая из них – разочарование в итогах Великой французской революции , не оправдавшей возлагавшихся на нее надежд.

Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна. Мечта – это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.

Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именномузыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств .

В данной работе рассматривается содержание и особенности творческого стиля Франца Шуберта в контексте романтического музыкального искусства.

Цель работы – раскрыть творческий облик Шуберта, обобщить вклад композитора в европейский романтизм XIX века и вывести особые черты музыки этой эпохи

В ходе работы нужно решить следующие задачи:

1) раскрыть стилевые черты музыки романтизма, её предпосылки и характерные особенности;

2) рассмотреть Франца Шуберта как первого композитора романтизма;

3) проанализировать творческий облик Шуберта и особенности его творчества;

4) произвести анализ произведений Франца Шуберта.

Работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО ШУБЕРТА В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОГО РОМАНТИЗМА

Романтизм в европейской музыке XIX в. Стилевые черты

Эпоха романтизма – один из интереснейших и самых насыщенных периодов истории человечества. Французская революция, грозные походы Наполеона, перекраивавшие карту Европы, ломка старого уклада жизни и вековых человеческих отношений – такое было время, которое застали первые романтики .

Смена художественных направлений была следствием громадных социальных перемен, которыми отмечена общественная жизнь Европы на рубеже двух веков.

Важнейшей предпосылкой этого явления в искусстве стран Европы послужило движение народных масс, пробужденных Великой французской революцией.

Революция, открывшая новую эпоху в истории человечества, привела к огромному подъему духовных сил народов Европы. Борьба за торжество демократических идеалов характеризует европейскую историю рассматриваемого периода.

В неразрывной связи с народно-освободительным движением сложился новый тип художника – передового общественного деятеля, который стремился к полному раскрепощению духовных сил человека, к высшим законам справедливости. Не только писатели, как Шелли, Гейне или Гюго, но и музыканты нередко отстаивали свои убеждения, берясь за перо. Высокое интеллектуальное развитие, широкий идейный кругозор, гражданское сознание характеризуют Вебера, Шуберта, Шопена, Берлиоза, Вагнера, Листа и многих других композиторов XIX века.

Вместе с тем определяющим в становлении идеологии художников нового времени явилось глубокое разочарование широких общественных слоев в результатах Великой французской революции. Обнаружилась иллюзорность идеалов эпохи Просвещения. Принципы «свободы, равенства и братства» остались утопической мечтой. Буржуазный строй, сменивший феодально-абсолютистский режим, отличался беспощадными формами эксплуатации народных масс.

Обманутые в лучших надеждах, не способные примириться с действительностью, художники нового времени выражали свой протест по отношению к новому порядку вещей.

Так возникло новое художественное направление – романтизм .
Белинский в своих сочинениях пишет:

«Романтизм – принадлежность не одного только искусства, не одной только поэзии: его источник в том, в чем источник и искусства, и поэзии – в жизни… В теснейшем и существеннейшем своем значении романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца. В груди и сердце человека; чувства, любовь есть проявление или действие романтизма, и потому почти всякий человек-романтик». Сфера романтизма – «таинственная почва души и сердца, откуда поднимаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазию» .

Обличение буржуазной ограниченности, косного мещанства, филистерства составляет основу идейной платформы романтизма. Оно главным образом и определило содержание художественной классики того времени. Но именно в характере критического отношения к капиталистической действительности заложено различие между двумя его основными течениями; оно раскрывается в зависимости от того, интересы каких социальных кругов объективно отражало то или иное искусство.

Романтизм в искусстве в целом – явление сложное и неоднородное. Каждое из двух основных течений, о которых говорилось выше, имело свои разновидности и нюансы. В каждой национальной культуре, в зависимости от общественно-политического развития страны, ее истории, психологического склада народа, художественных традиций, стилистические черты романтизма принимали своеобразные формы. Отсюда множество его характерных национальных ответвлений. И даже в творчестве отдельных художников-романтиков иногда скрещивались, переплетались разные, подчас противоречивые течения романтизма.

Освобождение личности от психологии феодального общества привело к утверждению высокой ценности духовного мира человека. Глубина и многообразие душевных переживаний вызывают огромный интерес художников. Тонкая разработанность лирико-психологических образов – одно из ведущих достижений искусства XIX столетия. Правдиво отражая сложную внутреннюю жизнь людей, романтизм открыл в искусстве новую сферу чувств.

И в музыкальном творчестве господствующее значение приобретает тема «лирической исповеди», в особенности любовная лирика, с наибольшей полнотой раскрывающая внутренний мир «героя». Эта тема проходит красной нитью через все искусство романтизма, начиная с камерных романсов Шуберта и кончая монументальными симфониями Берлиоза, грандиозными музыкальными драмами Вагнера. Ни один из композиторов-классицистов не создал в музыке столь разнообразные и тонко очерченные картины природы, столь убедительно разработанные образы томления и мечты, страдания и душевного порыва, как романтики.

По-новому звучит в творчестве романтиков героико-революционная тема, которая была одной из главных в музыкальном творчестве «глюко-бетховенской эпохи». Преломляясь через личное настроение художника, она приобретает характерный патетический облик. Вместе с тем, в отличие от классических традиций, тема героики у романтиков трактована не в универсальном, а в подчеркнуто патриотическом национальном преломлении.

Для музыкального искусства новой эпохи интерес к национальной культуре повлек за собой последствия громадного значения.

XIX век характерен расцветом национальных музыкальных школ, опирающихся на традиции народного искусства. Это относится не только к тем странам, которые уже в предшествующие два столетия давали композиторов мирового значения (такие, как Италия, Франция, Австрия, Германия). Ряд национальных культур (Россия, Польша, Чехия, Норвегия и другие), остававшихся до этой поры в тени, выступили на мировую арену со своими самостоятельными национальными школами, многие из которых стали играть важнейшую, а иногда и ведущую роль в развитии общеевропейской музыки.

В новое же время опора на местное, «локальное», национальное становится определяющим моментом музыкального искусства. Общеевропейские достижения отныне составляются из вклада множества ясно выраженных национальных школ.

Как следствие нового идейного содержания искусства появились и новые выразительные приемы, свойственные всем многообразным ответвлениям романтизма. Эта общность позволяет говорить о единстве художественного метода романтизма в целом, который в равной мере отличает его как от классицизма эпохи Просвещения, так и от критического реализма XIX столетия. Он одинаково характерен и для драм Гюго, и для поэзии Байрона, и для симфонических поэм Листа.

Можно сказать, что главная черта этого метода заключается в повышенной эмоциональной выразительности. Художник-романтик передавал в своем искусстве живое кипение страстей, которое не укладывалось в привычные схемы просветительской эстетики. Первенство чувства над разумом – аксиома теории романтизма. В степени взволнованности, страстности, красочности художественных произведений XIX века прежде всего проявляется своеобразие романтической экспрессии. Не случайно музыка, выразительная специфика которой наиболее полно соответствовала романтическому строю чувств, была объявлена романтиками идеальным видом искусства.

Столь же важной чертой романтического метода является фантастический вымысел. Воображаемый мир как бы возвышает художника над неприглядной действительностью. По определению Белинского, сферой романтизма служила та «почва души и сердца, откуда подымаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазией.

Этой глубокой потребности художников-романтиков великолепно отвечала новая сказочно-пантеистическая сфера образов, заимствованная из фольклора, из старинных средневековых легенд. Для музыкального творчества XIX века она имела, как мы увидим в дальнейшем, первостепенное значение.

К новым завоеваниям романтического искусства, значительно обогатившим художественную выразительность по сравнению с классицистским этапом, относится показ явлений в их противоречии и диалектическом единстве. Преодолевая присущие классицизму условные разграничения между областью возвышенного и бытового, художники XIX века намеренно сталкивали жизненные коллизии, подчеркивая при этом не только их контрастность, но и внутреннюю связь. Подобный принцип «драматургии антитез» лежит в основе многих произведений того периода. Он характерен для романтического театра Гюго, для опер Мейербера, инструментальных циклов Шумана, Берлиоза.

К характерным чертам метода нового искусства XIX века следует отнести также тяготение к образной конкретности, которая подчеркивается обрисовкой характерных подробностей. Детализация – типичное явление в искусстве нового времени, даже для творчества тех деятелей, которые не были романтиками. В музыке эта тенденция проявляется в стремлении к максимальному уточнению образа, к значительной дифференцированности музыкального языка по сравнению с искусством классицизма .

Формально-художественные предпосылки романтизма сложились в стилевых течениях рококо и сентиментализма, однако решающий сдвиг в сознании произошел под влиянием Французской революции. Особенный интерес вызвала попытка решения проблемы свободы и глубокое разочарование – неудачный финал этой попытки.

Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений, неузнаваемо преобразивших жизнь. Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищались провозглашением идей Свободы, Равенства и Братства.

Но время шло, и они замечали, что новый общественный порядок далек от того общества, наступление которого предвещали философы XVIII века. Наступила пора разочарования.

В философии и искусстве начала века зазвучали трагические ноты сомнения в возможности преобразования мира на принципах Разума. Попытки уйти от действительности и в то же время осмыслить ее вызвали появление новой мировоззренческой системы – Романтизма .

Синтез искусств, воспетый романтиками, повлиял на средства музыкальной выразительности. Мелодия стала более индивидуальной, чутко реагирующей на поэтику слова, а сопровождение перестало быть нейтральным и типичным по фактуре.

Гармония обогатилась невиданными красками, чтобы поведать о переживаниях героя-романтика. Так, романтические интонации томления отлично передавали альтерированные гармонии, усиливающие напряжение. Романтики любили и эффект светотени, когда мажор сменялся одноимённым минором, и аккорды побочных ступеней, и красивые сопоставления тональностей. Новые эффекты обнаруживались и в натуральных ладах, особенно когда требовалось передать в музыке народный дух или фантастические образы.

В целом мелодия у романтиков стремилась к непрерывности развития, отвергала любую автоматическую повторность, избегала регулярности акцентов и дышала выразительностью в каждом своём мотиве. А фактура стала настолько важным звеном, что её роль сравнима с ролью мелодии .

Первый композитор-романтик, Шуберт - одна из трагичнейших фигур в истории мировой музыкальной культуры. Жизнь его, недолгая и небогатая событиями, оборвалась, когда он был в расцвете сил и таланта. Он не услышал большей части своих сочинений. Во многом трагически складывалась и судьба его музыки. Бесценные рукописи, частью хранившиеся у друзей, частью кому-то подаренные, а порою просто потерянные в бесконечных переездах, долгое время не могли быть собраны воедино. Известно, что «Неоконченная» симфония ждала своего ис-полнения более 40 лет, а До-мажорная - 11 лет. Пути, открытые в них Шубертом, долгое время оставались неведомыми.

Шуберт был младшим современником Бетховена. Оба они жили в Вене, их творчест-во совпадает по времени: «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь» - ровесники 7 и 8 симфоний Бетховена, а его же 9-я симфония появилась одновременно с шубертовской «Неоконченной». Только полтора года отделяют кончину Шуберта от дня смерти Бетховена. Тем не ме-нее, Шуберт - представитель совершенно нового поколения художников. Если бетховенское творчество сформировалось под влиянием идей Великой французской революции и воплоти-ло ее героику, то искусство Шуберта родилось в атмосфере разочарования и усталости, в обстановке самой жесткой политической реакции. Начало ей положил «Венский конгресс» 1814-15 гг. Представители государств, победивших в войне с Наполеоном, объединились тогда в т.н. «Священный союз», главной целью которого было подавление революционных и национально-освободительных движений. Руководящая роль в «Священном союзе» принадлежала Австрии, точнее главе австрийского правительства канцлеру Меттерниху. Именно он, а не пассивный, безвольный император Франц, фактически управлял страной. Именно Меттерних был подлинным творцом австрийской самодержавной системы, суть которой сводилась к тому, чтобы пресекать в зачатке любые проявления свободомыслия.

То обстоятельство, что всю пору творческой зрелости Шуберт провел в меттерниховской Вене, в огромной мере определило характер его искусства. В его творчестве нет произведений, связанных с борьбой за счастливое будущее человечества. Его музыке мало свойственны героические настроения. Во времена Шуберта уже не было речи об общечеловеческих проблемах, о переустройстве мира. Борьба за все это казалась бессмысленной. Самым важным представлялось сохранить честность, ду-шевную чистоту, ценности своего душевного мира. Так родилось художественное течение, получившее название « романтизм» . Это искусство, в котором впервые центральное место заняла отдельная личность с ее непов-торимостью, с ее исканиями, сомнениями, страданиями. Творчество Шуберта - рассвет музыкального романтизма. Его герой - это герой нового времени: не общественный деятель, не ора-тор, не активный преобразователь действительности. Это несчастный, одинокий человек, надеждам которого на счастье не дано сбыться.

Коренное отличие Шуберта от Бетховена заключалось в содержании его музыки, как вокальной, так и инструментальной. Идейный стержень большинства шубертовских произведений образует столкновение идеального и реального. Всякий раз столкновение мечты и реальности получает индивидуальное толкование, но, как правило, конфликт не находит окончательного разрешения. Не борьба во имя утверждения положительного идеала находится в центре внимания композитора, а более или менее отчетливое обнажение противоречий. В этом - главное свидетельство принадлежности Шуберта к романтизму. Основной его темой стала тема обездоленности, трагической безысходности . Тема эта не выдумана, она взята из жизни, отразив судьбу целого поколения, в т.ч. и судьбу самого композитора. Как уже было сказано, свой короткий творческий путь Шуберт прошел в трагической безвестности. Ему не сопутствовал успех, естественный для музыканта такого масштаба.

Между тем творческое наследие Шуберта огромно. По интенсивности творчества и художественному значению музыки, этого композитора можно сравнить с Моцартом. Среди его сочинений - оперы (10) и симфонии, камерно-иструментальная музыка и кантатно-ораториальные произведения. Но каким бы выдающимся не был вклад Шуберта в развитие различных музыкальных жанров, в истории музыки имя его связано прежде всего с жанром песни - романса (нем. Lied ). Песня была стихией Шуберта, в ней он достиг небывалого. Как заметил Асафьев, «то, что совершил Бетховен в области симфонии, то Шуберт совершил в области песни-романса...» В полном собрании сочинений Шуберта песенная серия представлена гро-мадной цифрой - более 600 произведений. Но дело не только в количестве: в творчестве Шуберта совершился качественный скачок, позволивший песне занять совершенно новое место в ряду музыкальных жанров. Жанр, игравший в искусстве венских классиков явно второстепенную роль, стал равным по значению опере, симфонии, сонате.

Инструментальное творчество Шуберта

Инструментальное творчество Шуберта насчитывает 9 симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 15 фортепианных сонат, множество пьес для фортепиано в 2 и 4 руки. Выросший в атмосфере живого воздействия музыки Гайдна, Моцарта, Бетховена, которая была для него не прошлым, а настоящим, Шуберт удивительно быстро - уже к 17-18 годам - в совершенстве освоил традиции венской классической школы. В его первых симфонических, квартетных и сонатных опытах особенно ощутимы отголоски Моцарта, в частности, 40-й симфонии (любимейшего сочинения молодого Шуберта). С Моцартом Шуберта тесно сближает ясно выраженный лирический склад мышления. В то же время во многом он выступил наследником гайдновских традиций, о чем говорит близость к австро-немецкой народной музыке. Он перенял у классиков композицию цикла, его частей, основные принципы организации материала. Однако опыт венских классиков Шуберт подчинил новым задачам.

Романтические и классические традиции образуют в его искусстве единый сплав. Шубертовская драматургия - следствие особого замысла, в котором господствует лирическая направленность и песенность, как главный принцип развития. Шубертовские сонатно-симфонические темы родственны песням - и по своему интонационному строю, и по приемам изложения и раз-вития. Венские классики, особенно Гайдн, нередко также создавали темы на основе песенной мелодики. Однако воздействие песенности на инструментальную драматургию в целом было ограниченным - разработочное развитие носит у классиков чисто инструментальный характер. Шуберт же всячески подчеркивает песенную природу тем :

  • часто излагает их в репризной замкнутой форме, уподобляя законченной песне (ГП I части сонаты A-dur);
  • развивает при помощи варьированных повторов, вариантных пребразований, в отличие от традиционного для венских классиков симфонического развития (мотивного вычленения, секвенцирования, растворения в общих формах движения);
  • иным становится и соотношение частей сонатно-симфонического цикла - первые части нередко излагаются в неторопливых темпах, в результате чего значительно сглаживается традиционный классический контраст между быстрой и энергичной первой частью и медленной лирической второй.

Соединение того, что казалось несовместимым - миниатюрного с масш-табным, песенного с симфоническим - дало совершенно новый тип сонатно-симфонического цикла - лирико-романтический.

Романтизм явился своеобразной реакцией на Просвещение с его культом разума. Его возникновение было обусловлено разными причинами. Важнейшая из них – разочарование в итогах Великой французской революции, не оправдавшей возлагавшихся на нее надежд.

Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства идостойна только отрицания. Мечта – это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.

Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства – никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.

Если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает свое развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее. Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, Н. Паганини; последующий этап (1830-50-е гг.) – творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.

В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности, причем в новом освещении – в ее конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества – едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана).

Внимание к чувствам приводит к смене жанров – господствующее положение приобретает лирика, в которой преобладают образы любви .

С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы . Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии. С образами природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений – «большая» симфония C-dur Шуберта).

Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики . Музыка впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными средствами. Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто совершенно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок). В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству . Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору – народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.

«Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды», - эта эпитафия поэта Грильпарцера высечена на скромном памятнике Францу Шуберту на венском кладбище.

Действительно, до обидного малый срок жизни был отпущен судьбой уникальному в своей гениальной одаренности музыканту - всего тридцать один год. Но интенсивность его творчества была поистине поразительной. «Я сочиняю каждое утро; когда я кончаю одну пьесу, я начинаю другую», - признавался композитор. Он словно торопится, предчувствуя, как мало времени в его распоряжении, он даже ночью не расстается с очками, чтобы, проснувшись от очередной озарившей его музыкальной идеи, тут же записать ее. Свою первую симфонию Шуберт пишет в 16 лет, а затем две - в 18, две - в 19 лет... Гениальная си-минорная симфония, получившая название «Неоконченной», написана им в 25 лет! Для кого-то еще молодость, начало пути, а для него - вершина творческой зрелости. Песни - жанр, в котором композитору в наибольшей степени удалось сказать свое, новое слово, слово композитора-романтика, - рождались порой до десятка в день, а всего их у Шуберта свыше 600!

Именно песня, с ее чисто шубертовской чистотой, проникновенной задушевностью, возвышенной простотой, определила своеобразие его творчества в целом, проникла и напитала мир его фортепианных пьес, камерных ансамблей, симфоний и произведений других жанров.

Родился Ф. Шуберт в 1797 г. в предместье Вены - Лихтенталь. Его отец, школьный учитель, был родом из крестьянской семьи, в которой очень любили музыку и постоянно устраивали музыкальные вечера. В них принимал участие и маленький Франц, исполняя партию альта в струнных квартетах. Природа одарила Франца прекрасным голосом, поэтому, когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, его поместили в конвикт - школу подготовки церковных певчих.

Учась в конвикте, играя в ученическом оркестре, а иногда и исполняя обязанности дирижера, Шуберт много и с большим увлечением сочинял и сам. Его выдающиеся способности обращают на себя внимание знаменитого придворного композитора Сальери, с которым Шуберт занимался в течение года.

Желание отца Шуберта сделать из сына своего преемника потерпело неудачу. Прослужив три года помощником учителя начальных классов, молодой музыкант бросил это поприще, скромный, но надежный заработок и всецело посвятил себя творчеству. Полная материальная неустроенность, нужда и лишения - ничто не могло остановить его.

Вокруг Шуберта формируется кружок одаренных молодых людей, художников, поэтов, музыкантов, горячо интересующихся искусством, политикой. Иногда эти встречи полностью посвящались музыке Шуберта и потому получили название «шубертиад».

Однако широкого общественного резонанса музыка Шуберта при его жизни не получала, в то время как блестящая и развлекательная музыка И. Штрауса, Ланнера имела огромный успех, ни одна опера Шуберта не была принята к постановке, ни одна из его симфоний не была исполнена оркестром.

И все же в Вене узнали и полюбили музыку Шуберта. Большую роль в этом сыграл выдающийся певец Иоганн Михаэль Фогль, который прекрасно исполнял песни Шуберта под аккомпанемент самого композитора. Трижды совершили они концертные поездки по городам Австрии, и их выступлениям неизменно сопутствовал большой интерес слушателей.

В 1828 г. незадолго до смерти Шуберта состоялся единственный при его жизни концерт, в программу которого вошли произведения различных жанров. Концерт был организован стараниями друзей Шуберта и имел огромный успех, который окрылил композитора, наполнил его радужными надеждами. Но этим прекрасным надеждам не суждено было сбыться.

Произведения Ф.Шуберта:

Песни, симфонии;

«Ave Maria»;

«Серенада»;

«Бурный поток»;

Песни на стихи Гейне из «Книги песен»;

«Двойник»;

Симфония си минор («Неоконченная»).

Вокальные циклы: «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь»

Пожалуй, нет другого композитора, заслуженно получившего титул великого, гениального и создавшего при этом произведения почти исключительно для одного инструмента - для фортепиано. Соединив в лице Фредерика Шопена дар композитора и пианиста-исполнителя, судьба словно предназначила ему раскрыть душу этого инструмента, его неисчерпаемые выразительные возможности, вызвать к жизни новые, неведомые прежде, истинно романтические жанры фортепианной музыки: баллады, ноктюрны, скерцо, экспромты.

Питая свое творчество из истоков народной польской музыки, Шопен возвышает простые незатейливые народные танцы (мазурки, полонезы) до масштаба романтических поэм, насыщает их драматизмом, высокой трагедийностью.

Творчество Шопена - это гениальное, совершенное воплощение в музыке драматической судьбы его родины - Польши, ее трагической борьбы за свою независимость, и трагедии собственной, личной жизни, прожитой в разлуке с родиной, с родными и близкими.

Фридерик Шопен родился в 1810 г. недалеко от Варшавы, в местечке Желязова Воля, где отец его служил домашним учителем в имении графа Скарбека. Мальчик рос в окружении музыки: отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и играла на фортепиано.

Музыкальные способности Фридерика проявились очень рано. Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет. В это же время было издано одно из первых его сочинений - полонез для фортепиано соль минор. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам.

Окончив лицей, Шопен поступил в Высшую школу музыки. Его занятиями руководил известный педагог и композитор Иосиф Эльснер. Сохранилась его краткая характеристика, данная юному музыканты: «Изумительные способности. Музыкальный гений».

В 1830 г. двадцатилетний музыкант отправляется в зарубежную концертную поездку. Однако временное расставание с родиной обернулось разлукой на всю жизнь. Разгром польского восстания и последовавшие за этим преследования и репрессии отрезали Шопену путь к возвращению. Свое горе, гнев, возмущение он излил в музыке. Так родилось одно из величайших его творений - этюд до минор, получивший название «Революционного».

С 1831 г. и до конца своей жизни Шопен прожил в Париже. Но Франция не стала второй родиной композитора. И в своих привязанностях, и в своем творчестве Шопен оставался поляком.

Умирая, Шопен завещал родине свое сердце. Это завещание было выполнено его близкими. Но замурованное в костеле с. Креста в Варшаве сердце Шопена, вечно живое, трепетное и гордое, бьется в его музыке, в его Прелюдиях, Этюдах, Вальсах, Концертах.

Произведения Ф. Шопена:

Мазурки, полонезы;

Сочинения № 24, № 2, № 53;

Ноктюрны, фантазии, экспромты;

Этюд № 12 «Революционный»;

Цель: формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального образа на примере произведений Ф.Шуберта.

1. Образовательные:

  • познакомить с творчеством композитора-романтика Ф. Шуберта;
  • углубить знания учащихся о музыкальных стилях;
  • выявить отличительные признаки романтизма.

2. Развивающие:

  • дальнейшее освоение художественного наследия выдающихся представителей музыкально-исторического стиля.

3. Воспитательные: воспитывать чувство вкуса, способность определять на слух принадлежность музыкальных произведений к музыкальному стилю.

Демонстрационный материал: компьютер, мультимедийный проектор, практический курс "Учимся понимать музыку" из серии "Кирилл и Мефодий".

Ход урока

I. Введение

  1. Организационное начало
  2. Повторение

Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с основными стилями в музыкальном искусстве.

Слайд № 1.

Стиль - это своеобразие, присущее музыке определённого исторического периода, национальной композиторской школы, творчеству отдельных композиторов, исполнителей.

Назовите основные направления музыкально-исторического стиля, с которыми мы познакомились на прошлых уроках (барокко, рококо, классицизм).

Перечислите основные признаки искусства барокко, рококо, классицизм (Ответы детей)

II. Основная часть

1. Вступительное слово учителя о романтизме.

В начале XIX века в Европе зарождается романтизм - новое направление в искусстве, воспевшее правду чувств, идеальный мир, созданный воображением. Очень ярко романтизм воплотился в музыке.

Запишите в тетради понятие "романтизм".

Слайд № 2

Романтизм - художественное течение в культуре европейских стран, возникшее на рубеже 18-19 вв.

После революции во Франции во всей Европе установились реакционные режимы, преследовалось всё передовое, революционное, любые общественные движения. Человеку оставалось одно - уйти в себя, углубиться в мир личных переживаний.

Слайд № 3

Отличительные признаки музыкального стиля композиторов-романтиков: картинность, красочность, изобразительность, лиризм, внимание к внутреннему духовному миру человека. Героический революционный дух эпохи просвещения сменился духовностью XIX века.

2. Слушание - "Музыкальный момент" Ф. Шуберта.

Какая это мелодия по настроению? (Ответы детей).

Мы слушали пьесу "Музыкальный момент" австрийского композитора, крупнейшего представителя раннего романтизма Франца Шуберта

Слайд № 4 - портрет Ф. Шуберта (1797 - 1828)

- "Музыкальный момент" так именуются некоторые короткие пьесы. Уже название говорит об особом характере создания музыки - в порыве вдохновения, в захватившем композиторе настроении ("моменте"). Его "Музыкальный момент фа минор" подкупает своим изяществом, лёгкой "танцевальностью", задушевностью.

Слайд № 5

Франц Шуберт - один из самых тонких музыкальных лириков в мировой культуре, обладавший гениальным песенным даром. В 18 лет создал шедевры вокальной лирики: "Маргарита за прялкой", "Форель", баллада "Лесной царь". Открыв для себя лирику Мюллера, повествующую о странствиях, страданиях, надеждах и разочарованиях одинокой романтической души, Шуберт создал вокальные циклы "Прекрасная мельничиха" (20 песен на слова В. Мюллера), "Зимний путь" (24 песни на слова В. Мюллера). 600 песен проникновенно раскрывают чувство человека - мечтательного, страдающего, протестующего. Он написал более тысячи фортепианных и оркестровых произведений. Главное место среди них занимают изящные миниатюры, наполненные простым и искренним чувством. Шуберт не узнал прижизненной славы. Знаменитая "Неоконченная симфония" зазвучала через 40 лет после его смерти.

3. Слушание - Ф. Шуберт "Неоконченная симфония" № 8.

Франц Шуберт писал циклы песен так же, как Гойя писал серии картин. Получились будто бы роман в песнях, рассказы о человеческой судьбе музыкальными средствами. Он был горячим поклонникам поэзии Гёте, Шиллера, Гейне. Свои первые песни композиторов написал на стихи Гете. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова великого немецкого поэта.

Сегодня мы обратимся к балладе "Лесной царь".

Слайд № 6

4. Прослушивание баллады Ф. Шуберта "Лесной царь" и беседа о ней.

Вам знаком жанр баллады? (Ответы детей).

Слайд № 7

- Вокальная баллада - это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остродраматический. В нём переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика.

Опережающее задание - Произведение звучит на немецком языке, определите количество действующих лиц.

Слушание - "Лесной царь" Ф. Шуберта

Сколько действующих лиц? (4)

Послушайте русский перевод текста В. Жуковского.

Как видим, в стихах и в музыке нарисована большая драматическая картина. Эта песня - целая драма. Музыка баллады наполнена отчаянием, тоской и безысходностью. Она настолько гибко следует за текстом, что перед нашими глазами проносится стремительно скачущий всадник с прижатым к груди ребёнком и догоняющий их Лесной царь. Мы слышим и взволнованную речь рассказчика, и страдания, просьбы, и ужас в возгласах умирающего мальчика, и коварно соблазнительные речи Лесного царя. Фоном, "скрепляющим" музыкальные характеристики, является фортепианное сопровождение, изображающее стремительный бег коня.

5. Прослушивание "Аве Мария" Ф. Шуберта.

Что чувствует человек при звучании этой пьесы? (Ответы детей)

Слайд № 8

Слушание - "Аве Мария" Ф. Шуберта с текстом.

Это самое известное произведение Шуберта написано на стихи известного английского поэта и писателя Вальтера Скотта.

Слайд № 9

Всего Шуберт написал семь песен на стихи Вальтера Скотта.

Мелодия песни так проникновенна, так задушевна, что стала использоваться в качестве молитвы.

Слушание - "Аве Мария" (инструментальное исполнение) со зрительным рядом.

Слайды № 10 -17

  • Сурбаран. Мадонна с младенцем. 17 век
  • Эль Греко. Святое семейство
  • Рембрандт. Святое семейство 1645
  • К.С. Петров - Водкин. Мать. 1913
  • Андрей Рублев. Богоматерь Владимирская
  • Рафаэль. Сикстинская Мадонна
  • Герард Давид. Мария, обнимающая тело Христа
  • В. Перов. Богоматерь и Христос у житейского моря
  • Ламберт Ломбард. Милосердие

III. Заключение

1. Итог урока

Музыке Ф.Шуберта свойственна удивительная душевная открытость и искренность, и всегда находит путь к сердцам слушателей. Он при всех своих жизненных невзгодах, писал светлую музыку, способную облагораживать человеческую душу.

2. Повторное слушание - "Музыкальный момент" Ф. Шуберта

3. Исполнение ранее выученной песни.

4. Домашнее задание: если бы вы были художниками, каким бы вы показали человека-романтика? "Нарисуйте" словесный портрет.