Среда и воспитание как факторы развития личности.

Среда - это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда. В понятие «социальная среда» входят такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и др.

Дискуссионным остается вопрос о том, среда или наследственность оказывает большее влияние на развитие человека.

Французский философ К.А. Гельвеций считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в психических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Среда понимается в этом случае метафизически, она фатально предопределяет судьбу человека. Человек рассматривается как пассивный объект влияния среды.

Таким образом, всеми учеными признается влияние среды на формирование человека. Не совпадают лишь их взгляды на оценку степени влияния среды на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что человек достигает более высокого уровня развития в той среде, где созданы благоприятные условия.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение.

Общение - это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

Человек становится личностью только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Взаимодействие человека с обществом, как известно, называется социализацией.

Развитие личности возможно только в деятельности.

В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, учебной, познавательной, трудовой, общественной, политической, художественной, творческой, спортивной и др.

Выступая как форма бытия и способ существований человека, деятельность:

1) обеспечивает создание материальных условий жизни человека;

2) способствует удовлетворению естественных человеческих потребностей;

3) содействует познанию и преобразованию окружавшего мира;



4) является фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;

5) дает возможность человеку реализовать свой личностный потенциал, достичь жизненных целей;

6) создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений.

Следует иметь в виду, что развитие личности при одинаковых внешних условиях во многом зависит от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности.

На развитие личности большое влияние оказывает коллективная деятельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллектив нивелирует личность, а с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Коллективная деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

Характер развития каждой личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависят главным образом от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии отдельных людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же средовых условиях и испытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия.

Отечественная педагогика исходит из признания того, что свободное и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности. Нельзя не согласиться с тем, что при определенных условиях коллектив нивелирует личность. Однако, с другой стороны, индивидуальность может быть развита и найти свое проявление только в коллективе. Организация различных форм коллективной деятельности (учебно-познавательной, трудовой, художественно-эстетической и др.) способствует проявлению творческого потенциала личности. Незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее социальной гражданской позиции. В коллективе в условиях сопереживания, осознания личностной сопричастности взаимодействующих людей осуществляется эмоциональное развитие. Коллектив с его общественным мнением, традициями, обычаями незаменим как фактор формирования обобщенного положительного опыта, а также социально значимых умений и навыков общественного поведения.



В развитии личности велика роль самовоспитания.

Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка определенной цели поведения или деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются разнообразными факторами - как биологическими, так и социальными.

Факторы развития и формирования личности действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на развитие личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Академия экологии, морской биологии и биотехнологии

Отделение экологии

Кафедра общей экологии

Жук Александра Евгеньевна

ФАКТОР СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

Владивосток

ГЛАВА I. ЛИЧНОСТЬ 3

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОД ВЛИЯНИЕМ

ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 5

ЛИТЕРАТУРА 11

ГЛАВА I

ЛИЧНОСТЬ

Личность - это устойчивая система социально значимых черт, которые характеризуют индивида, продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Свойства личности - это то, что сближает индивидов в силу общности исторически и социально обусловленных особенностей их жизнедеятельности. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т. е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества. Стремление к слиянию с социальной общностью (к идентификации с нею) и вместе с тем – к обособлению, проявлению творческой индивидуальности делает личность и продуктом, и субъектом социальных отношений и социального развития одновременно. Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Богатство которых определяет богатство личности. Отчуждение тех или иных присущих целостному родовому человеку видов и форм деятельности (вследствие общественного разделения труда, закрепляемого в классово-антагонистическом обществе его социальной структурой) обусловливает формирование односторонне развитой личности, которая воспринимает собственную деятельность как несвободную, навязанную извне, чуждую. Напротив, присвоение всей целостности исторически сложившихся видов и форм деятельности каждым индивидом в обществе, лишенном классово-антагонистических противоречий, - непременная предпосылка всестороннего и гармонического развития личности. Помимо общественных, личность приобретает черты, вытекающие из специфики условий жизнедеятельности особых социальных общностей, членами которых являются индивиды, т. е. классовых, социально-профессиональных, национально-этнических, социально-территориальных и половозрастных. Освоение черт, присущих этим многообразным общностям, а также социальных ролей, выполняемых индивидами в групповой и коллективной деятельности, с одной стороны, выражается в социально-типических проявлениях поведения и сознания, а с другой стороны, придает личности неповторимую индивидуальность, так как эти социально обусловленные качества структурируются в устойчивую целостность на основе психофизических свойств субъекта. В качестве субъекта социальных отношений личность характеризует активная творческая деятельность, которая, однако, становится возможной и продуктивной благодаря овладению унаследованной от предшествующих поколений культурой. ГЛАВА II РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОД ВЛИЯНИЕМ ФАКТОРОВ СРЕДЫ

Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности (воспитание); к внутренним- биологические, наследственные факторы. Развитие ребенка - не только сложный, но и противоречивый процесс - означает превращение его из биологического индивида в социальное существо- личность.

Человеческая личность формируется и развивается в деятельности и общении. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность, это содействует приобретению им особого социального опыта. Для нормального развития ребенка с самого его рождения, огромное значение имеет общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им окружающего мира. Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир.

Развитие человека - это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.

Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Эти развития и изменения носят возрастной характер. Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества.

На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.

Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта.

Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Задатки - особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах наследственности - генетика - полагает наличие у людей сотни различных задатков - от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование, которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

На любом этапе своего развития человек является природным существом, а потому подчиняется биологическим закономерностям. Но если, биологическое, природное, есть и в человеке, и в животном, то в обоих случаях оно существенно разнится, поскольку биология человека неразрывно связана с социальными условиями, сложившимися в процессе развития человечества как результат общения между людьми. Среда человека имеет всегда социальный характер и оказывает наиболее влияние на растущий и развивающийся организм ребенка. Особенно активно можно воздействовать на организм ребенка с помощью таких социально управляемых факторов, как воспитание в семье и детском коллективе, соблюдение режима, рациональное питание, адекватные физические нагрузки, физкультура, закаливающие процедуры и так далее. Правильное использование перечисленных факторов может обеспечить физическое и духовное развитие ребенка и способствовать коррекции многих дефектов генетического характера.

Социальное и биологическое в человеке - не две параллельные независимые друг от друга составляющие. В каждой личности они настолько тесно переплетены и взаимообусловлены, что исследователи в основе развития ребенка выделяют два важнейших фактора - наследственность и среду, которые являются и источниками, и условиями развития.

В ходе эволюции человека, в процессе трудовой деятельности совершенствовалось не только его тело, но и прежде всего кора головного мозга и центральная нервная система в целом. Человеческие особенности головного мозга закреплялись в генетическом материале и передавались по наследству. Однако психическое развитие человека как личности и сейчас возможно лишь в процессе воспитания, путем повседневного привития ребенку чисто человеческих навыков. Если человеческое дитя даже с самыми “ лучшими” структурными особенностями мозга попадает в условия изоляции от человеческого общества, то развитие его как личности прекращается. Это многократно подтверждено в случаях, когда дети раннего возраста попадали в стаи диких животных или подвергались искусственной изоляции. Психическое развитие ребенка как человеческой личности возможно лишь в окружении других людей при активном и пассивном обучении поведенческим навыкам.

Развитие социального поведения ребенка происходит в процессе воспитания. В первые полгода жизни все новое он усваивает в полном смысле слова с молоком матери. Ибо пищевой безусловный рефлекс способствует закреплению первых условных рефлексов. Дети, вскармливаемые материнским молоком и имеющие непосредственный повседневный контакт с матерью в течение первого года жизни, растут более спокойными, уравновешенными, лучше усваивают все новое, в их характере преобладает доброта, сочувствие к другим людям. Во втором полугодии жизни ребенок все больше интересуется другими окружающими его людьми, сохраняя по-прежнему привязанность к матери.

Развитие социального поведения ребенка раннего возраста осуществляется не только с помощью целенаправленных мер воспитания. Чаще оно происходит на основе наблюдения ребенка за поведением взрослых людей и более старших детей. В связи с этим важная роль принадлежит окружающим условиям. Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок, становится как правило, семейная микросреда - родители, бабушка, дедушка, братья, сестры. Не следует думать, что влияние микросреды вступает в силу, лишь, когда ребенок заговорит. Уже в самые первые месяцы характер заботы взрослых о детях в значительной степени определяет их психическое развитие. Упущенное в этот период трудно восполнимо в дальнейшем. Изоляция детей от родителей может привести при ограниченности, дефиците общения с окружающими к неблагоприятным изменениям в их развитии, к возникновению даже некоторых психопатических черт. Для формирования личностных качеств ребенка значима та семейная атмосфера, в которой живет ребенок: занимают ли родители по отношению к нему единую позицию или разную, проявляют ли они к нему преимущественно строгость и требовательность или же нежность и предупредительность носят ли в семье теплый, дружественный характер или в них преобладают официальность холодность и т.п. Замечено, что в тех семьях, где родители, не проявляя достаточного тепла к ребенку, часто подменяют его навязчивым контролированием, назидательностью и морализаторством, допускают оскорбления и унижения, высмеивание и физические наказания за промахи и неудачи, дети вырастают неуверенными в себе, мало инициативными, с заниженной самооценкой и притязаниями. Эти качества мешают полноценному развитию ребенка не только в дошкольные годы, но и в дальнейшей жизни.

Дети, воспитанные в атмосфере доброжелательности и поддержки, имеют немало преимуществ - у них больше возможности для развития своей активности, они чаще проявляют творческий подход, оригинальность, дружеские чувства, обнаруживают больше эмоциональности в своих взаимоотношениях, нежели их сверстники, живущие в условиях излишней строгости, дефицита теплоты, ласки.

На здоровье ребенка и развитие у него личностных особенностей большое влияние оказывает структура семьи и характер внутрисемейных отношений. Гармоничному развитию личности часто мешают длительные конфликтные ситуации в семье, разводы родителей, воспитание “единственного” ребенка и др. В таких семьях дети часто страдают неврозами, хуже учатся, отстают в физическом развитии, часто болеют различными соматическими заболеваниями.

Если такой ребенок заболевает, происходит дальнейшая астенизация организма, ведущая к снижению физической и психической активности, к ослаблению его реактивности в отношении других неблагоприятных внешнесредовых факторов и предрасполагающая к новым заболеваниям.

В сложном процессе формирования личности участвуют многие физические, биологические и социальные факторы. Длительное отрицательное влияние этих факторов на растущий и развивающийся организм ребенка может привести к аномальному развитию личности и способствовать возникновению нервно-психических расстройств. Для воспитания гармоничной личности и предупреждения нервно-психических расстройств у детей огромное значение имеет социально - экономическая структура общества, система государственных и медицинских профилактических мероприятий. В процессе развития происходит формирование ребенка как личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

ЛИТЕРАТУРА

http://www.diadhilev.perm.ru/art/dokl/00010.htm

http://www.zachetka.ru/referat/preview.aspx?docid=4972&page=3, 2003г.

http://soc-breeding.boom.ru/

http://www.referat.com/catalog/?download=3898.zip.0

Ольга Нечаева
Предметно-развивающая среда как один из факторов всестороннего развития ребенка

Современная система образования, в соответствии с требованиями времени, находится в состоянии обновления и строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности.

Понятие «развивающая среда » - это организованное педагогическое пространство, в рамках которого существуют благоприятные возможности для развития ребенка в ДОУ .

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда , в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении является мощным стимулом их развития .

Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни . Выработав образ среды , ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями . В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче - воспитанию и развитию ребенка . Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов

Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде , так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды .

Согласно ФГОС ДО предметно- развивающая среда группы подразделяется по следующим видам детской деятельности : игровая; двигательная; познавательно-исследовательская; коммуникативная; продуктивная; музыкально-художественная; трудовая; чтение и художественная литература.

Среда должна быть наполнена :

Для отдельных еще и недостижимо.

Стратегия и тактика построения среды определяются особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы : взрослый в общении с детьми придерживается положения : «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель - содействовать становлению ребёнка как личности.

Это предполагает решение следующих задач :

Обеспечить чувство психологической защищённости - доверие ребёнка к миру.

Радости существования (психологическое здоровье) .

Развитие индивидуальности ребенка .

Способы общения - понимание, признание, принятие личности ребенка , основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка , учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения - сотрудничество.

Р. Б. Стеркина отмечает, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о его эмоциональном благополучии и создавать условия для его развития , обязательно строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.

Обстановка в моей группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.

К предметному содержанию игрового пространство группы относятся :

Игры, предметы и игровые материалы , с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы и т. д) ;

Учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги) ;

Оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений) .

Успешность влияния предметно- развивающей среды на развитие ребенка обусловлена его активностью в этой среде . Среда должна выступать субъектом этого развития . Способность детей свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться в последствии к особенностям школьной жизни.

В предметно- развивающей среде организовываю разные формы детской деятельности дошкольников : образовательную деятельность по различным направлениям, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную деятельность детей. Для этого в группе организованы центры, где размещаются игровые материалы, способствующие речевому, познавательному, художественно-эстетическому, коммуникативному, физическому развитию детей . Это дидактические, развивающие и логические игры , направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнавание по описанию, ориентировку по схеме, модели, на становление контрольно-проверочных действий («Так бывает?» , «Найди ошибку» , «Сравни» ) и др. Для развития логики используются игры с логическими блоками Дьенеша, «Четвертый лишний» , «Найди отличия» и др. Полезные игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, а так же направленные на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления) .

Предметная среда проектируется в соответствии с образовательной программой нашего образовательного учреждения и выполняет следующие требования :

Обеспечивает полноценное и своевременное развитие ребенка ;

Побуждает детей к деятельности;

Способствует развитию самостоятельности и творчества;

Обеспечивает развитие субъектной позиции ребенка .

Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в группе познавательной литературы (детских энциклопедий, рабочих тетрадей.

Материал центров постоянно изменяется и дополняется новым в соответствии с реализуемой программой.

Таким образом, предметно- развивающая среда должна давать ребенку чувство психологической защищенности, помогать развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.

Публикации по теме:

Консультация «Предметно-пространственная развивающая среда как средство формирования личности ребенка» Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась.

Один из важнейших факторов развития личности ребенка - среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное.

Консультация «Предметно-развивающая среда группы как средство развития устной речи дошкольников» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяются благоприятные условия для развития.

Предметно-развивающая среда как средство развития игровой деятельности дошкольников Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему.

Предметно-развивающая среда как средство развития сенсорных эталонов детей дошкольного возраста Дошкольный возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей.

3.3. Влияние среды на развитие личности

Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические и социальные, школьные и семейные. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, среда социальное и домашнее. Первое относят к дальнему окружению, а второе - в ближайшее. Понятие социальная среда имеет такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни. Ближайшую среду - семья, родственники, друзья.

Большое влияние на развитие человека, особенно в детстве, обнаруживает домашнюю среду. В семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Семья определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же, обеспечивает и условия для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Взаимодействие человека с обществом называется "социализация". Понятие о социализации как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого осуществляется ее приспособления, сформировалось в американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается с помощью понятия "адаптация".

Понятие адаптация, будучи ведущим понятием биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Оно было экстраполированы в обществоведение и стало означать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро- и макрогруп.

С помощью понятия адаптация, социализация трактуется как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психических и социальных факторов. Несколько иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются Г.Олпорт, а Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация - это процесс самоактуализации "Я-концепции", само реализации личностью своих потенциальных творческих способностей, преодоление негативных воздействий среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания. Эти два подхода не противоречат друг другу, а определяют двусторонний процесс социализации.

Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), Образцы поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Однако, в связи со своей природной активностью личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободы, формирования собственной позиции не повторной индивидуальности. Результатом выявления такой тенденции? развитие и преобразование не только самой личности, но и общества.

Таким образом, сущностное содержание социализации раскрывается в совокупности таких ЕЕ процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и саморегуляция. их диалектическое единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Социализация - это непрерывный процесс, продолжающийся в течение всей жизни. Он состоит из этапов, каждый из которых "специализируется" на решении определенных задач, без решения которых следующий этап может не наступить, быть искаженным или заторможенным. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации считают, что она осуществляется более плодотворно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяют следующие ее стадии:

- К трудовой, содержащий весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельные периоды: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до его вступления в школу; юношеская социализация - обучение в школе, техникуме, вузе;

- Трудовая стадия охватывает период зрелости человека;

- Пислятрудова стадия, наступает в пожилом возрасте в связи с прекращением активной трудовой деятельности.

А.В.Петровський выделил три макрофазы социального развития личности на к трудовой стадии: детство - адаптация индивида, овладение нормами социальной жизни; отрочество - индивидуальная, что выражается в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности "быть личностью"; юность - интеграционная, что выражается в приобретении черт и свойств личности, которые отвечают необходимости и потребностям группового и личностного развития.

Какие же факторы социализации и формирования личности? Факторами социализации называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для осуществления процесса социализации. А.В.Мудрик выделил основные факторы специализации, объединив их в четыре группы:

- Мегафакторы (мега - очень большой, общий) - космос, планета, мир, которые в той или иной степени через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших труп людей, проживающих в отдельных странах;

- Макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос общество, государство, которые влияют на социализацию всех жителей, проживающих в определенных странах (это влияние опосредованное другими группами факторов)

- Мезофакторы (мезо - "средний, промежуточный») - условия социализации больших групп людей, выделяемых по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, поселок, город); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

- Микрофакторы - это те, которые непосредственно влияют на конкретного человека - семья и домашний очаг, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и др.

Микрофакторы оказывающие влияние на развитие личности через так называемых агентов социализации, то есть лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми происходит ее жизни. На разных возрастных этапах состав агентов разный. Так, по отношению к детям и подросткам таковы родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости агентами также муж или жена, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом и члены их семей.

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального положения, возраста человека. К ним относятся способы кормления младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт и др.). Чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей проявить социализирующий влияние на личность. Однако, социальные группы неравнозначны по своим возможностям оказывать влияние на личность на разных этапах ее онтогенетического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывает действенное влияние группа сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выдвигается социальное положение, трудовой и профессиональный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос. Сейчас все большее значение ученые придают макрофакторы социализации, в том числе И природно-географическим условиям, так как установлено, что они влияют на становление личности.

Факторы социализации - это развивающая среда, которое должно быть спроектировано, хорошо организованное и даже построено. Важнейшим требованием к развивающей среды является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста. Вместе с тем, нельзя переоценивать роль социальных факторов в формировании личности. Еще Аристотель писал, что душа "есть неисписанная книга природы, опыт наносит на ее страницы свои письмена". Д.Локк считал, что человек рождается с душой чистой, как доска (tabyla rasa), покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске все, что ему заблагорассудится. Социальная среда в этом случае трактовалось метафизически, как нечто неизменное, роковое, такое, что определяет судьбу человека, а человек трактовалась как пассивный объект воздействия среды.

Переоценка роли среды (Гельвеций, Дидро, Оуэн) позволила сделать вывод: чтобы изменить человека, нужно изменить среду. Но среда - это, в первую очередь, люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, нужно изменить людей. Однако, человек не пассивный продукт среды, она тоже влияет на среду. Изменяя среду, человек тем самым изменяет себя.

Признание деятельности личности ведущим фактором ее становления выдвигает вопрос о целенаправленной активности, саморазвитие личности, то есть вопрос о непрерывную работу над собой, над собственным духовным развитием. Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального подхода, формирования творческой индивидуальности школьника, осуществление коллективного воспитания и стимулирования личностью своего дальнейшего развития.

Характер развития личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависит преимущественно от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же условиях и испытывают на себе примерно одинаковые воспитательные воздействия.

Отечественная педагогика руководствуется положением о том, что свободный и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности. Конечно, при определенных условиях коллектив нивелирует личность. Однако, индивидуальность может развиваться и найти свое выражение в коллективе. Организация различных форм коллективной деятельности (учебно-познавательная, трудовая, художественно-эстетическая и др.) Способствует выявлению творческого потенциала личности. Коллектив с его общественным мнением, традициями, обычаями незаменим как фактор формирования общественного положительного опыта, а также социально значимых умений и навыков общественного поведения.

Как в теоретическом, так и в практическом плане интересное такой вопрос: что имеет большее влияние на развитие человека - среда или наследственность? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Но, например, английский психолог Д. Шаттлеворт (И935) пришел к такому выводу по поводу влияния основных факторов на умственное развитие: 64% из факторов умственного развития приходится на наследственные влияния; 16% - на различия в уровне семейного среды; 3% - на различия в воспитании детей в семье; 17% - на совокупные факторы (взаимодействия наследственности со средой).

Развивается каждый человек индивидуально и "судьба" влияния наследственности и среды у каждого своя .

Общая характеристика понятия «образовательная среда».

Термин «образовательная среда» прочно вошел в обиход российских психологов в конце XX в. под влиянием идей экологической психологии. В современном мире все яснее осознается, что образование личности не следует отождествлять с освоением специальных учебных программ под руководством педагогов, образование - это итог действия широкого спектра разнородных факторов. В наше время образование уже не связывается только с деятельностью специальных социальных институтов: детских садов, школ, колледжей или университетов. Уже само понятие образовательная среда подчеркивает факт множественности воздействий на личность и объемлет широкий спектр факторов, определяющих воспитание, обучение и развитие личности.

Образовательная среда не является элементом психики, но развитие психики человека нельзя рассматривать вне связи с окружающей средой. Это положение отстаивал еще Л. С. Выгодский, отмечавший важную роль окружающей ребенка социальной среды (термина «образовательная среда» тогда еще не использовали). По его утверждению: «...социальная среда является источником возникновения всех специфически человеческих свойств личности, постепенно приобретаемых ребенком, или источником социального развития ребенка, которое совершается в процессе реального взаимодействия идеальных и наличных форм» . С точки зрения педагогической психологии, изучать образовательную среду чрезвычайно важно, без этого не могут быть адекватно поняты многие принципиальные проблемы развития психики, связанные с приобретением нового опыта.

Наблюдавшийся в начале 1990-х гг. всплеск интереса к образовательной среде как к комплексу факторов, определяющих обучение и развитие личности, связан с активной деятельностью ряда российских психологов (С. Д. Дерябо, В. П. Лебедева, В. А. Орлов, В. И. Панов, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков, В. А. Ясвин и др.). Естественно, что у разных специалистов нет единой позиции в определении понятия «образовательная среда», в понимании ее структуры, функций, в отношении к методам ее проектирования и экспертизы. Однако, используя понятие «образовательная среда», большинство специалистов подчеркивают, что обучение, воспитание и развитие происходят не только иод воздействием направленных усилий педагога и зависят не только от индивидуально-психологических особенностей ребенка. Они существенным образом детерминированы социокультурными условиями, предметно-пространственным окружением, характером межличностного взаимодействия и другими средовыми факторами.

Исходным основанием для понимания смысла термина «образовательная среда» служит представление о том, что психическое развитие человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте «человек - окружающая среда». Согласно такому подходу под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия как уже имеющихся способностей и личностных особенностей учащихся, так и еще не проявившихся интересов и способностей.