Аниш капур скульптуры. Гороскопы художников

В прессе появилось сообщение, что знаменитый британский художник индийского происхождения Аниш Капур (Anish Kapoor), судя по всему, удостоится чести возвести в Лондоне к Олимпийским играм 2012 года огромную, высотой более 120 метров, скульптуру.

Информация о том, как в точности будет выглядеть творение Капура, пока держится в секрете. Однако известно, что скульптура, которая должна разместиться в Олимпийском парке, будет асимметричной и напоминать гроздь сцепленных между собой раздробленных колец. Такая форма по замыслу автора должна гармонировать с изгибами расположенного неподалеку Центра водных видов спорта, построенного в 2008 году по проекту архитектора Захи Хадид (Zaha Hadid), а также перекликаться с пятью кольцами олимпийской эмблемы. Внутри стальной структуры будут предусмотрены лифты для посетителей, которые смогут с высоты насладиться видами Лондона. Также планируется оборудовать и ресторан, однако это связано с определенными конструкторскими сложностями, поэтому вопрос о включении его в проект пока окончательно не решен.

На возведение скульптуры потребуется 15 миллионов фунтов. Эти средства Лондону пообещал пожертвовать один из самых состоятельных жителей Великобритании Лакшми Миттал (Lakshmi Mittal), являющийся совладельцем крупнейшей в мире металлургической компании Arcelor Mittal. Скульптура будет сделана из стали, и этот материал будет отражать род деятельности Миттала, заработавшего на нем 10,8 миллиарда фунтов.

Скульптура Капура станет самой высокой в Европе.

Аниш Капур – индийский скульптор. Он родился в Бомбее; мать Аниша Капура была еврейской иммигранткой из Багдада, его дед служил в синагоге в Пуне, поэтому будущий скульптор рос в индуистско-еврейской атмосфере.

В самом начале 1970-х Капур перебрался в Лондон, чтобы изучать искусство. Сначала он поступил в колледж искусств Хорнси, а позже – в школу искусств и дизайна в Челси.

Капур добился международной известности: его персональные выставки проходили в галереях Тейт и Хайвард в Лондоне, а также в Базеле, Мюнхене, Берлине, Мадриде, Вене, Бостоне; его скульптуры украшают едва ли не весь мир – от Северной Америки до Норвегии и Японии; в 1990 году на XLIV Венецианской биеннале он представлял Великобританию и получил приз "Premio Duemila". В 1991 году Аниш был удостоен награды "Turner Prize".

Самые известные из его скульптур –
"Облачные врата"

скульптуру установлена в центре Чикаго.

представляет из себя монолит 20 метров длинну, 10 метров в высоту и 12 в ширину.

Скульптура выполнена из стали и весит 110 тонн.

Несмотря на поэтическое название, данное скульптуре автором, публика зовет ее просто - "Боб". За бобовидную форму.

Зеркальная скульптура «Облачные ворота» в центре Чикаго. Каркас представляет из себя монолитный блок из нержавеющей стали 20 метров в длину, 10 метров в высоту и 12 метров в ширину. Поверх каркаса положено 100 листов из нержавейки. В результате, получилось гигантское трехмерное зеркало причудливой формы.

Скульптуры Аниша часто довольно просты; он любит использовать в своих работах волнистые, изогнутые формы, а также яркие цвета. Скульптуры притягивают зрителей таинственностью, размером и красотой; поначалу Капур покрывал скульптуры и пол рядом с ними порошковым красителем, что было навеяно воспоминаниями о ярких зданиях рынков и храмов Индии.

“Svayambh”, Музей изящных искусств в Нанте.

Позже он обратился к благородному в своей простоте камню, часто используя мотив двойственности (земля-небо, материя-дух, женское-мужское, видимое-невидимое и пр.) и добиваясь сложных форм скульптур.

А самые последние работы основаны на отражении и его искажении – их поверхноcть обычно зеркальна.

Индийский скульптор часто использует красный воск, напоминающий о плоти и крови.

Среди работ Капура есть и просто гигантские изваяния – как, например, 35-метровая скульптура "Таратантара" (1999) в Англии

А это возведение скульптуры Таратантара(Taratantara) (1999) в Baltic Flour Mills в Гейтсхеде, Англия.

"Marsyas" (2002) галерее Тейт.

Скульптура Аниша Капура Марсий вдохновила Арво Пярта на создание симфонии № 4 «Лос-Анджелес» (2008), посвященной Михаилу Ходорковскому.

Большое зеркальное изваяние, отражающее небо, расположилось в Ноттингеме, Норвегия. Скульптура снабжена особым экраном, без которого пролетающие над конструкцией птицы могли бы загореться. Экран сооружен на крыше ноттингемского театра, неподалеку от скульптуры.

Англия; "Облачные врата" - 110-тонная скульптура из нержавеющей стали, украшает Рокфеллер-центр в Нью-Йорке, а в 2006 году к ней добавилось еще одно "Небесное зеркало"

В 2008 году Аниш Капур провел персональную выставку в Бостоне и тогда же создал композицию "Память" для Фонда "Guggenheim".

А в 2009 г. скульптор стал первым приглашенным на Брайтонский фестиваль художественным руководителем. Он не только отвечал за "наполнение" события, но и лично создал для него 4 скульптуры (включая еще одно "Небесное зеркало").
В итоге было привлечено такое количество зрителей, что полиции пришлось направлять транспортные потоки в объезд места действия и тщательно следить за организацией мероприятия во избежание давки.

За свою карьеру Капур много работал и в области архитектуры, утверждая, что его работы – это не чистая скульптура и не чистая архитектура, а некое их сочетание. Среди архитектурных проектов Аниша – не только уже названные станции метро в Неаполе, но и проект мемориала принцессе Диане.

В сентябре-декабре 2009 года была выставка Капура в Королевской академии в Лондоне, и он стал первым скульптором, который добился этой чести при жизни.
Последней «персоналкой» современного британского художника, прошедшей в стенах Королевской Академии, стала выставка Генри Мура (Henry Moore). Она состоялась в 1988 году - через два года после смерти великого скульптора.
Одним из главных экспонатов выставки Аниша Капура инсталляция под названием «Стрельба в угол». В одном из залов музея размещена пушка, которой управляет специально нанятый артиллерист. Каждые 20 минут он будет стрелять в стену огромными ядрами из красного воска, которые взрываются на скорости 50 км/ч. Художник назвал эту работу «психодрамой». Произведение напоминает зрителю о том, что одной из главных движущих сил мира, в котором мы живем, является насилие. Оставить в этом жестоком мире след, заявить о себе - значит совершить акт насилия.

Также монументальная движущаяся инсталляция «Сваямбх» («сам себя порождающий» на санскрите). Это 40-тонный красный комок из смеси краски, воска и вазелина, который медленно объезжает все залы на специально проложенных для него рельсах. Проезжая сквозь дверные проемы, комок оставляет «кровавые» следы.

Паблик-арт – искусство, рассчитанное на размещение на общедоступных территориях, таких, как открытые пространства или здания, открытые для доступа публики.

Аниш Капур (Anish Kapoor)планирует реализовать проект «Гиганты долины Тис» (The Tees Valley Giants), в рамках которого будут созданы крупнейшие объекты паблик-арта (public art) в мире. Проект будет разрабатываться с Сесилом Балмондом (Cecil Balmond), ведущим мировым инженером-строителем.
На протяжении ближайших 10 лет Капур и Балмонд собираются создать пять скульптур – по одной в Мидлсборо (Middlesbrough), Стоктоне (Stockton), Редкаре (Redcar), Хартлпуле (Hartlepool) и Дарлингтоне (Darlington).

Первая скульптура будет стоять в Мидлсборо и получит название Temenos. Сообщается, что она будет длиной с футбольное поле (110 метров) и высотой 50 метров, а состоять должна из колонны, а также овального кольца и обычного кольца, соединенных плетением из стальной проволоки.

Балмонд заявил по этому поводу:
«Я думаю, это будет вызывать что-то вроде благоговения. Это будет новый пейзаж». При этом отмечается, что замысел Temenos’а похож на проект «Марсий» (Marsyas), который Капур и Балмонд выставляли в Турбинном зале (Turbine Hall) галереи Тейт Модерн (Tate Modern) шесть лет назад. Сейчас «Марсий» хранится в Норфолке в разобранном виде.

Возведение Temenos’а обойдется в $6 млн, а все пять скульптур вместе будут стоить $30 млн. Деньги планируется получить от частных инвесторов и общественных организаций, известно, что футбольный клуб «Мидлсборо» пожертвует около $700 тысяч. Весь проект является инициативой Джо Дочерти (Joe Docherty), главы фонда по возрождению долины Тиса (Tis Valley Regeneration).

По уровню общественного негодования Аниш Капур может посоревноваться с Джеффом Кунсом: его работы разрисовывают вандалы, а решение художника запатентовать пигмент черного цвета провоцирует на ответные акции. Тем не менее работы Капура находятся в коллекциях мировых музеев, а сам он прочно обосновался в списках главных художников современности. Сантана Преап рассказывает о том, почему Капур - это больше чем скандал.

Работы Аниша Капура вызывают отвращение и восторг, причем иногда одновременно. Самую известную работу скульптора наверняка видели даже далекие от современного искусства люди - огромная зеркальная капля «Облачные врата» в Чикаго стала одним из самых узнаваемых арт-объектов мира.

Не так давно вокруг Аниша Капура и его любви к монохрому разразился скандал. Художник приобрел права на использование самой черной краски в мире: высокотехнологичный материал, из которого сделан пигмент, поглощает 99,6% света, что приближает его по свойствам к черной дыре. Пользователи интернета были возмущены такой эксклюзивностью, инстаграм Капура завалили гневными комментариями, а некий художник Стюарт Сэмпл изготовил «самую розовую» краску в мире и запретил Капуру ее покупать. В ответ Аниш Капур выложил фото среднего пальца в этой самой краске. Потому что нет художника, стремящегося познать сущность пустоты более рьяно, чем Капур.

Скульптура цвета

Аниш Капур родился в 1954 году в Бомбее. В 19 лет он переезжает в Англию и изучает искусство в Колледже искусств и дизайна в Челси. Неудовлетворенный классическим образованием, он сразу начинает работать с нетрадиционными для скульптуры материалами. Например, с красочным пигментом, который красной линией пройдет через его художественную практику. Из пигмента Капур формирует геометрические формы желтого, синего и любимого красного цвета. «Мне очень нравится красный, - говорит Капур. - Возможно, красный - очень индийский цвет, и я, росший в его окружении, распознаю его на каком-то другом уровне».

Второй любимый цвет Капура - синий, как у художника Ива Кляйна, который за пару десятилетий до него запатентовал «интернациональный синий Кляйна». Синий для Аниша Капура становится символом метафизического пространства, космоса и неба.

«1000 имен», 1982 год. Смола, краска, 48 x 48 x 23 сантиметра. Фото: Ela Bialkowska, Galleria Continua

«1000 имен», 1982 год. Смола, краска, 180 x 60 x 45 сантиметров. Фото: Ela Bialkowska, Galleria Continua

«1000 имен», 1982 год. Смола, краска, 60 x 60 x 40 сантиметров. Фото: Ela Bialkowska, Galleria Continua

Насыщенные монохромные груды из серии «1000 имен» отсылают к его родине, где на рыночных прилавках красуются такие же горы специй и красок ритуального предназначения. В отличие от скульптуры минималистов, где означающее тождественно означаемому, в работах Капура всегда присутствует символизм. В этом Аниш Капур схож с его любимым художником , придающим искусству ритуальное, шаманское, целительное значение.

Используя главный ресурс живописи - краску, Аниш Капур создает скульптурное, а значит, физическое ощущение цвета. Цвет становится непосредственным, материально присутствующим объектом, а не средством изображения предмета. Акцент смещен на текстуру и чувственное восприятие монохрома. Вогнутые круги разных размеров приглашают зрителя к погружению с близкого расстояния. Затем художник экспериментирует с деформацией красочной массы. Габаритные куски смеси пигмента, воска и вазелина Аниш Капур ставит на рельсы и проводит сквозь дверные проемы, что заставляет массу принять форму отверстия. В работе «Стрельба в угол» Капур стреляет массой из пушки, вызывая не только тактильно-зрительный эффект, но и возбуждая обоняние зрителя.

Используя главный ресурс живописи - краску, Аниш Капур создает скульптурное, а значит, физическое ощущение цвета.

Сквозь кроличью нору

Аниш Капур кружит зрителю голову всевозможными искривлениями и искажениями. Главной темой становится пустота, дыра, отверстие. Как можно показать дыру? Лишь очертив вокруг нее бублик. Подобным образом работают архитекторы, создающие форму вокруг пространства, тем самым его очерчивая. «Думаю, я кое-что понимаю о пространстве. Я считаю, что скульптор работает с пространством в той же мере, что и с формой», - говорит Капур.

Художник постоянно играет со зрителем, сбивая его ощущение трехмерности реальности. Словно кроличья нора, дыры приводят к выходам в другие измерения. Глядя на «Спуск в пустоту» 1992 года, мы видим черный плоский круг на полу. На самом деле это отверстие, которое ведет в круглое пространство, окрашенное темной краской. В 2018 году один посетитель в инсталляцию, что только вызывает удивление, почему он стал первым за двадцать с лишним лет.

Еще один способ Аниша Капура сбить зрителя с толку - это зеркальные инсталляции. Они переворачивают мир с ног на голову, сливаются с окружающей средой и забирают внутрь себя, напоминая человеку о его собственном присутствии. Инсталляция становится невидимой, оставляя созерцать только то, что она отражает. Собственный образ притягательнее других, чем можно объяснить необычайную популярность чикагских «Облачных врат». Инсталляцию, прообразом которой послужила капля ртути, обожают дети и туристы, потому что она увлекательная, игровая и взывает к нарциссическому стремлению изучить самого себя.

Скульптуры Аниша Капура дают опыт соразмерности - ощущение себя в определенном пространстве, соотношение себя с инсталляцией. Играя с восприятием объемов, Капур позволяет проникнуть внутрь своих скульптур. В 2011 году художник создает гигантскую работу «Левиафан» в парижском Гран-Пале. Как Алиса в Стране чудес, которая выросла до таких размеров, что едва помещалась в дом, «Левиафан» занял все внутреннее пространство здания. Капур отсылает к библейскому морскому чудищу и одноименному труду философа Томаса Гоббса, сравнивающего с Левиафаном государство, которое поглощает человека. Снаружи инсталляция довлеет над зрителем. В кроваво-красном нутре «Левиафана» на удивление оказывается намного больше пространства, чем снаружи.

Лоно мира

Еще одна тема творчества Аниша Капура - телесность и анатомия человека, чаще всего женская. В отличие от классической скульптуры, главной темой которой является форма человеческого тела, Капур исследует содержание человеческого организма. Мысли о собственных внутренностях часто вызывают дискомфорт и даже отвращение, а потому рассматривать эти скульптуры особенно увлекательно. Капур снова использует красный - цвет крови и органов. «Это цвет наших тел изнутри, - говорит художник. - Если вывернуть тело наизнанку, оно будет красным». Начиная с ярко-красной артериальной крови и заканчивая жуткой расчлененкой, Аниш Капур показывает жизнь от рождения до разложения. Его скульптуры витальны - они обладают пульсацией, энергией живого существа.

Скульптуры Капура чаще всего женского пола, он говорит о них как о «ней». Женское начало - та самая изначальная пустота, а влагалище - ее вместилище. «Происхождение мира» 2004 года - черная дыра в пустой комнате - цитирует скандально известную одноименную работу Гюстава Курбе, изображающую женское лоно.

Женское начало - та самая изначальная пустота, а влагалище - ее вместилище.

Находится в расцвете творческих сил и уже достиг вершины славы. За свою длительную карьеру он совершил многое: стал первым британским художником, чьи работы при жизни были показаны в Королевской Академии в Лондоне; его персональную выставку посетило 275 000 посетителей, что сделало ее самым успешным прижизненным показом в истории британского искусства; проектировал сценографию для классическых опер Моцарта, Дебюсси и танцевальной постановки Жюльет Бинош; создал самый масштабный художественный проект когда-либо существовавший на территории Великобритании и самую дорогостоящую скульпутуру в мире. На сегодняшний день творческие идеи Капура принесли ему сумму равную $ 62 млн. Эти же идеи послужили школой молодому поколению художников, поводом для новых теорий арт-критики и одновременно моральной опорой для людей, потерпевших великие катастрофы истории и современности.

На Венецианской биеннале 1990 года, где Капур представлял Великобританию, ему была присуждена Premio Duemila. В следующем году он получил одну из наиболее престижных наград современного искусства - британскую премию Тернера. В 1999 году Капур был избран академиком Королевской Художественной Академии и удостоен почетного членства Лондонского института, Университета Лидса (1997) и Королевского института британских архитекторов (2001).

Его работы хранятся в постоянных коллекциях известных музеев мира: Музее современного искусства в Нью-Йорке, галерее Тейт Модерн в Лондоне, музее Гуггенхайма в Бильбао, музее современного искусства Стокгольма, музее искусства ХХI века в Японии. Персональные выставки Аниша Капура проводились в галереях Тейт и Хейворд в Лондоне, Кунстхалле Базеля, музее королевы Софии в Мадриде, Национальной галерее в Оттаве, Музее современного искусства искусств Бельгии, Centro Cultural Banco do Brasil в Бразилии, музее Гуггенхайма Нью-Йорка и Берлина.

Но задумываться о ретроспективной выставке Аниш Капур себе не позволяет. И говорит, что у него еще слишком много нереализованных идей для будущих проектов, чтобы оглядываться в прошлое.

Его работы «обличают простоту глубины» - считают критики. Капур создает «первопричины» - утверждают другие. Сам же художник настаивает на том, что ему «нечего сказать».

1954: родился в Бомбее, Индия

1970-1973: учился в Техническом институте в Израиле

1973: переезжает в Лондон, где учится в художественных школах Hornsey и Chelsea

1990: представляет Британию на Венецианской биенале, где был награжден Premio Duemila

1991: британская премия Тернера

1996: открыл Мемориал Холокоста в Либеральной Еврейской Синагоге (Лондон) в честь годовщины террора Ночи Разбитых Витрин

1999: избран членом британской Королевской Академии Художеств

2000: скульптура «Марсий» окрыта для показа в галерее Тейт в Лондоне

2002: в Лондоне представлена инсталляция «Параболические воды»

2006: открытие скульпутры «Облачные Врата» в Чикаго - на сегодняшний день самой дорогой в мире художественной работы стоимостью в £10 млн.

2007: создал скульптуру «Сваямбх»

2009: создает пять скульптур для Tees Valley, средняя высота которых - 100 м

Творчество Аниша Капура не вписывается в традиционные рамки британского современного исккусства, оказываясь как бы между поколений и вне школ. С одной стороны, он принадлежит к следующему за так называемой группой Новых Британских Скульпторов поколению, таких как Ричард Дайко и Ричард Вентворт. Хотя развитие их взглядов во многом идет в одном направлении, особенно со времен совместной выставки в лондонсой галерее Lisson - неизменно представляющую эту гуппу художников. Все же, чтобы считатся представителем группы Новых Британских Скульпторов Капур слишком молод.

Но с другой стороны, к 1991 - году, когда Капур выиграл премию Тернера, ему было 37, и он был самым старшим в списке учасников, который включал, например, Рейчел Уайтрид и многих других представителей нового поколения группы Британских Художников. Однозначно причислять Капура к этому поколению художников также нельзя - когда их язык лишь формировался, Капур уже уверенно проговаривал свои идеи: звучные, четко узнаваемые, своеобразные. Идеи его, и никого другого.

Искусство интересовало Аниша Капура с раннего возраста, но не смел перечить указаниям ролитетлей и в возрасте 16 лет с одним из братьев отправился в Израиль, чтобы некоторое время провести в Кибуце, а затем приступить к учебе в университете по специальности электротехники.

На вопрос о влиянии еврейской культуры на свое мировозрение Аниш Капур отказывается отвечать и настаивает на том, что в вопросах его воспитания родители - мать еврейских кровей и отец из традиционной индуистской семьи - были «космополитичны и современны».

На протяжении первых шести месяцев в университете выяснилось, что проблемы Капура в освоении математики делают невозможным его последующее обучение. «Тогда я решил, что стану професиональным художником. Поэтому я уехал в Лондон, чтобы поступить в художественную школу». С 1970 по 1973, будучи уже в Лондоне, Капур посещал лекции в Hornsey College of Art и Chelsea School of Art. Это время для художника стало своего рода передышкой - периодом психологической адаптации к новому окружению.

Его ранние студенческие работы носили преимущественно перформативный характер - в них не было повествования, но был процесс, по мнению самого автора, глубоко символичный. Перформансы были поставлены на основе взаимоотношений двух людей, которые взаимодействуют через обьект, какой-либо реквизит. Работа с этим обьектом была очень важна, часто носила сексуальный подтекст. «Язык всех моих последующих работ был заложен уже в этих студенческих перформансах, черт возьми» - вспоминает Аниш Капур.

1979 стал знаковым годом для Капура. «Тогда в начале года я снова уехал в Индию... и там внезапно осознал, что все мои работы, созданные в художественной школе и мастерской Лондона связаны с тем, что я уже видел здесь, на родине в Индии. Говоря о связи, я имею ввиду то особое отношение к предмету, обьекту, которое воспитала во мне индийская культура». Отношение к обьекту как к части ритуального процесса. Творение, буквально религиозное творение, примеры которого Капур неосознанно наблюдал в повседневной жизни Индии. Именно из идеи ритуала и возникли первые значительные работы художника.

Тысяча имен

1980- е и 1990-е

Извесность пришла к Анишу Капуру в 1980-е годы, благодаря созданию геометрических, биоморфных скульптур, созданных из таких простых материалов, как гранит, известняк, мрамор и разные виды штукатурки. Эти ранние скульптуры зачастую имели вид просто изогнутой формы.

Их цвет стал определяющим мотивом. Через порошковый пигмент, которым были окрашены скульпутры, он проникал в саму их форму. «Когда я создавал окрашенные таким образом обьекты, мне казалось что они формируются, проистекают один из другого. Поэтому я решил дать им общее название «Тысяча имен», что для меня означает бесконечность, ведь тысяча - символическое число».

В искусстве «до Капура» на протяжении многих лет существовала традиция, которая диктовала определенное отношение к материалу в скульптуре. Следовательно этой традиции, материал в искусстве должен был оставатся тем, чем он есть вне искусства, в реальности. Капур еще со студеческих лет категорически не соглашался с этой парадигмой и утверждал в материале начало иллюзии. Нерушимая «реальность материалов» стала тем, от чего художник бежал в своих поисках. В частности в эксперементах с пригментом - «Я быстро осознал, что когда наносишь пигмент на обьект, то он остается не только на его поверхности».

Окрашенные пигментом объекты могут быть спроецированы на стены галереи или выставлены на полу. В последнем случае пигмент, покрывающий обьект, также захватывает и поверхность вокруг. Тогда все это пространство читается как цельная инсталляция, а сам обьект, как считает скульптор, выглядит вершиной айсберга над поверхностью воды. «Таким образом, я создаю иллюзию, что большая часть находящегося на поверхности окрашенного обьекта, скрыта в ее глубине и остается для нас невидимой. Эти обьекты иллюстрируют мою мысль о том, что мы видим лишь часть, и не имеем полного представления об обьекте или идее».

В ходе экспериментов с пигментом, Капура все больше и больше захватывала природа невидимых обьектов. Художник утверждает, что все его последующее творчество определяется заложенными в этих экспериментах идеях, к которым он постоянно возвращается. «Год, когда я начал создавать окрашенные скульпутры был невероятным. Я не знал, откуда такие идеи приходят ко мне. Я не думал над ними, они просто сами возникали у меня в голове». Наиболее полно этот первый приод творчества Аниша Капура был представлен как часть выставочного проекта группы Новая Скульптура в лондонской галерее Hayward в 1978 году.

К концу 1980-х годов идеи Капура были признаны мировым художественным сообществом, а художник был оценен за новаторские исследования в сфере материального и нематериального искусства, в особенности за смелость возвести пустоту и свободное пространство в ранг инсталляции.

Пустоты

С 1987 года Аниш Капур начал работать в камне. Это были в основном обьекты, сделанные из каменных массивов - с вырезанными отверстиями и негативными полостями, в которых пустоты играли формообразующую роль. Они аппелировали к идее двойственности (земли - неба, материи - духа, света - темноты, видимого - невидимого, сознательного - бессознательного, мужского - женского, тела - ума). В теоретических размышлениях на тему содержания в художественном обьекте Капур ссылается на позицию Барнетта Ньюмана, отбрасывая в сторону сюжетность. Своими работами он последовательно доказывает, что содержание возникает из отстраненных размышлений о форме, о материальном, и тогда сюжетность сама по себе отходит на второй план. Возникает нечто новое.

Аниш Капур усматривает это новое в самом художнике. По его мнению, сейчас одним из наиболее мощных течений в современном искусстве становится уход от личного опыта художника. Если мы обратимсся к экспериментам в духе сюрреализма, или же любым другим вплоть до экспрессионизма - то увидим, что все они, так сказать, «служат» художнику. Капур стремится найти другой путь, в котором художник ищет содержание, на первый взгляд кажущееся абстрактным, на более глубоком, символичном уровне, который обязательно содержит философские и религиозные идеи. «Не хочу показаться напыщенным, но я считаю, что именно в этом «углублении», обращении к первичному, и есть великая тайна бытия». Капур не определяет свои работы сюжетом и содержанием. Он расширяет эту традиционную парадигму и наполняет их содержанием.

С 1995 года Аниш Капур работает с высокоотражающими поверхностями нержавеющей стали. Эти работы имеют свойства зеркал, отражающих или искажающих окружающее пространство. В последующее десятилетие скульптор решился на более масштабные проекты, где форма и пространство обыгрываются в этом контексте. Наиболее знаменательными среди них являются следующие обьекты:

Марсий

2000- е

В 2002 году Капур представил в Millennium Dome в Лондоне проект «Параболические воды» - инсталляцию с быстро вращающимися потоками цветной воды.

Инсталляция из стали 2002 года «Марсий» площадью 320 м 2 была размещена в лондонской галереи Тейт Модерн. Название скульптуры отсылает к древнегреческой мифологии, к истории героя Марсия, который имел храбрость бросить вызов Аполлону в музыкальном состязании, за что был жестоко убит. «Это история о самомнении в искусстве, о тщеславии, о тщеславии творца» - комментирует выбор названия Капур.

Облачные Врата

В 2006 году «Облачные Врата» - 110-тонная скульптура Капура из нержавеющей стали с зеркальной отделкой была установлена в рамках постоянно действующей выставки в Millennium Park Чикаго. Капур говорит об этом объекте в терминах живописи: задача традиционного станкового полотна заключается в том, чтобы вовлечь зрителя в созданное пространство, пространство, которое, очевидно, уходит за пределы картинной плоскости. В отражающей же поверхности, напротив, пространство не уходит, а наступает на зрителя, создавая нечто более возвышенное, то, что нельзя создать традиционными приемами.

Скульпутра «Облачные Врата» размещена таким образом, чтобы дать возможность зрителям пройти под ней, как под мостом, и ощутить масштабы невесомого объема огромной скульпутры над собой, увидеть ее центр, как говорит Капур, «пуповину», точку, от которой форма развивается.

В тот же период использование в работах красного воска стало частью узнаваемого стиля Капура. Как основной или вспомогательный материал он призван был вызывать ассоциации с плотью, кровью и преображением. Примером такой работы стала инсталляция 2006 года с использванием текстов Салмана Рушди «Кровные связи» и «Вопрос тысячи и одной ночи», представляющая собой два бронзовых куба, соединенных красным воском, со вписанным по наружной стороне текстом.

Свайямбху

В 2007 году Капур показал обьект «Сваямбху» (что в переводе с санскрита означает «самообразующий»), в котором также был использован символизм красного воска. Работа содержит отсылки на кровь, мотивы железной дороги, что несомненно имеют связь с событиями Холокоста.

Марсель Дюшан заявлял, что все объекты мира принадлежат сфере искусства. Капур на основе этого приниципа занимается развитием обоснования художественного обьекта в духе немецкого постмодерниста Йозефа Бойса, утверждая, что все объекты в мире еще и символичны.

В этом контексте интересно проследить логику выбора локаций для скульпутр Аниша Капура - это Haus дер Kunst музей в Мюнхене, основанный Гитлером, и музей в Нантах - городе, откуда французские евреи на поездах были сосланы в лагеря смерти.

Говоря о скульпутре Сваямбх, Капур акцентирует внимание на ее взаимодействии с архитектурой. Блок обьекта больше чем дверной проем, через который он проходит. Взаимодеймствуя в таких условиях с поставленными архитектырными рамками, скульптура начинает преобразовывать здание, в которое помещена. Сваямбх ознаменовывает цикл работ Капура начала нулевых, обьедененых идеей уничтожить границу между архитектурой и изобразительным искусством.

Память

В 2008 году Капур создал проект «Память» для инсталляций в Берлине и Нью-Йорке. Скульпутра весом в 24 тонны представляет собой огромный объем яйцевидной формы и напоминает массивные стальные обьекты Ричарда Серра, испещренные ржавчиной. Зажатая в пространстве галереи, скульпутра похожа на подводную лодку, что застряла в ущелье. Она может быть увидена только по частям из разных залов галереи. Собрать же образ воедино можно лишь через воспоминания, по памяти. А темнота, что заполняет обьект изнутри, является олицетворением памяти, или скорее амнезии - пространства, где индивидуальные и коллективные воспоминания со временем исчезают. Пространство темноты кажется безграничным, так же как vice versas кажется безгарничным пространство света у Джеймса Террелла.

«Кинотеатр Земли» для Pollino - наибольшего национального парка Италии - был создан для проекта ArtePollino и открыт для постоянного осмотра с сентября 2009 года. Работа представляет собой глубокий вырез в ландшафте 45 метров длинной и 7 метров глубиной с отделкой из бетона и грунта. Зрители могут пройти через инсталляцию, как вдоль экрана кинотеатра и посмотреть кино Земли в безмолвной пустоте пространства созданной человеком глубины.

В 2009 году Капур стал первым приглашенным художественным руководителем Brighton Festival. В рамках которого художник представил собственные скульптуры.

Зеркало Неба

Городская инсталяция «Зеркало Неба», размещенная в садах Brighton Pavilion, стала вариацией в духе современной эстетики на тему традиционной пейзажной живописи века XVIII. Эффект работы состоит в буквальном переносе пространства неба на землю. Большая, 23-тонная сферическая скульптура из нержавеющей стали размещена на платформе в несколько метров выше уровня Рокфеллер Плазы. Ее вогнутая сторона, направленная вверх под углом 30 градусов, отражает перевернутый силует знаменитого небоскреба и бегущие сквозь него облака. Благодаря своим оптическим свойствам обьект меняется в течение дня и ночи и является примером того, что Капур называет «не-объект», скульптура, которая несмотря на свою монументальность, предполагают чистое пространство, определяются пустотой и часто кажется исчезающей в окружении. Капур обобщает: «Идея, выкристализированная моими работами на протяжении всей карьеры, это идея не-обьекта, отсутствующего обьекта, имматериальной части материального мира».

Базой для лаконичных, обманчиво простых обьектов Капура служит сложная теоретическая концепция. Через «Зерало Неба», Капур размышляет о форме в скульптуре. «Мне интересна идея о том, что форма в некотором смысле выворачивает себя наизнанку. Тогда лицевая сторона и изнанка предстваляются одинаковыми. Это то, чего мы не можем заметить, когда форма находится в привычном состоянии. Форма сама по себе находится в постоянном процессе - выворачивает и обличает свою внутреннюю сторону. Я чувствую, что именно такое понимание формы наиболее полно соответсвует духу нашего времени».

Капур также создает в рамках фестиваля большой site-specific проект, также размещенный в The Chattri (проект, в котором его местонахождение и окуржение играют решающую роль) под названием «Расчленение Жанны д"Арк»и инсталяцию на основе перформанса «Воображаемая монохромность». Реакция публики на эти работы оказалась настолько бурной и непредсказуемой, что полиции пришлось перенаправить дорожное движение вокруг комплекса и применить меры по отношению к посетителям.

Стрельба

Инсталляция «Стрельба», которая будет показана в рамках выставки в PinchukArtCenter в Киеве, представляет собой пушку, стреляющую гранулами воска в один из углов галереи. Эта работа носит характер театрального представления. По мере того как воск накапливается в углу зала, обьект выходит за свои первоначальные рамки, меняет форму.

Переворачивая мир вверх дном

В 2010 году Капуром была создана по заказу Музея Израиля в Иерусалиме работа «Переворачивая мир вверх дном». Она по описаниям автора представляет собой «16-футовые песочные часы из полированной стали, которые отражают и переворачивают небо и землю Иерусалима». Таким образом, скульптура создает визуализацию двойственности города - его святого и мирского, небесного и земного начал».

В том же году Капур был приглашен для создания пяти масштабных работ в рамках проекта Tees Valley Regeneration, ставших широко известными как Гиганты Tees Valley.

Теменос

Первой была создана и представлена публике в июне 2010 года скульптура«Теменос». Название происходит от греческого слова, обозначающего святилище, обостобленное пространство ритуала. Обьект составляет 50 метров в высоту и 110 метров в длину, и представляет собой стальную сетку, натянутую между двух огромных обручей. Несмотря на свои грандиозные масштабы благодаря такому строению, скульптура носит характер излюбленнго Капуром не-обьекта, остается эфирным, неопределенным обьемом. Но все же комментируя «Теменос», Капур, в первую очередь, обращается к теме масштаба. «Каждая идея имеет свои масштабы. Марсий не был бы тем, чем он является, будь он втреть меньше. Египедские пирамиды перестали бы быть знаковыми обьектами, измени бы они однажды свои масштабы». Капур называет масштаб инструментом скульптуры. И во владении этим инструментом Капур достиг мастерства - скульптура «Теменос», установленная в Tees Valley признана самой большой скульпутрой, когда-либо представленой на територии Великобритании.

Левиафан

Весной 2011 года работа «Левиафан» была представлена в категории Monumenta на выставке в Гран-Пале в Париже. Капур посвятил ее китайскому художнику Ай Вэйвэю, арестованному властями Китая за правозащитную деятельность, работу которого созданную специално для Киевской биеннале можно будет увидеть в Арсенале уже на следующей неделе.

Капур так обьясняет свой проект: «Это один объект, одна форма, один цвет... моя цель в его создании заключалась в сотворении пространства, которое бы чутко реагировало на светоотражающую природу главного нефа Гран-Пале. Посетители смогут пройти внутрь объекта и погрузиться в цвет. Я надеюсь, это станет для них созерцательным и поэтическим опытом». Левиафан стал отправной точкой прямых экспериментов Капура на грани архитектуры и скульптуры.

Капур активно работает с архитекторами и строительными инженерами. Но художник утверждает, что работы, созданные в сотрудничестве, нельзя с точной уверенностью отнести ни к скульптуре, ни к архитектуре в чистом виде. Из таких работ стали знаменательными следующие.

Проект «Ковчег Нова», созданный в сотрудничестве с архитектором Арата Исодзаки, целью которого стала помощь пострадавшим в следствие землетрясения в Японии 11 марта 2011 года. Работа предсталяет собой мобильный концертный зал, расчитанный на 700 человек. Его надувная оболочка изготовлена ​​из эластичного материала, обеспечивает быстрый монтаж и демонтаж, что позволяет быстрое перевезение театра по разрушеным районам страны с музыкальными концертами.

В 2011 году Капур представил обьект «s» в миланской Fabbrica del Vapore. Проект всецело занимает производственный зал фабрики, вытянутое открытое пространство которого напоминает неф собора. Объект напоминает собой туннель, составленый из огромных стальных массивов, длина и высота которых достигает 60 и 8 метров соответственно. Вход инсталляции имеет форму кубка, задействуя округлые выгнутые внутренние и наружные поверхности, создает эффект парения и делает контакт обьъкта с поверхностью минимальным. Попадая через этот вход внутрь скульптуры, зритель со временем теряет восприятие пространства, которое постепенно становится все темнее и темнее. Таким образом, пространство объекта побуждает человека использовать для ориентирования другие, помимо привычного зрительного, органы чувств.

За время работы выставки обьект постепенно будет покрываться грунтом обьемом в 160 кубометров посредством больших механических устройств. Таким образом, вокруг туннеля сформируются трапециевидные остроконечные горы грязи, через которые он как бы будет проходить.

Орбита

В июне 2011 работа Аниша Капура и инженера Сесиля Бальмонда «Орбита»была объявлена ​​победителем в конкурсе художестенных обьектов для Олимпийских игр 2012 года, и размещена для постоянного показа в Олимпийском парке. Высотой 115 метров, Орбита стала самой высокой скульптурой Великобритании.

На вопрос, является ли ключем к успеху в работе ее ориентация на взаимодействие с публикой, художник ответчает, вторя знаменитой фразе Марселя Дюшана: «Полагаю, что художник не знает, что он делает. Я придаю большее значение зрителю. Он — творец исскуства». Капур утверждает знаковый характер зрителя для жизни его работ, и говорит: «Круг моих бессюжетных объектов может стать завершенным только благодаря зрителю. В отличие от работ сюжетных, у которых нет острой нужды в отзыве, - они сами рассказывают свою историю, замыкают круг, расставляют контрапункты без чьего-либо участия. Я же считаю такой круг незавершенным. И верю, что реализация идеи полного обновления искусства, наделения его новыми смыслами возможна только при участии зрителя».

Стать участником круга обьектов Аниша Капура и посмотреть на его работы можно будет в Киеве с 19 мая по 30 сентября 2012, во времяна его первой персональной выставки в Восточной Европе.

По материалам: thejc, publicartfund, guardian.co.uk, bbc.co.uk, nytimes.com, wikipedia.org

Подбор материала и перевод: Анна Радзевич

Скульптурная композиция Левиафан была представлена на четвертой по счету выставке Монумента (Monumenta) в Париже, Франция. Скульптор Аниш Капур (Anish Kapoor) показал многочисленным посетителям события своё необычное видение библейского морского чудовища.

Гиббс купил это место в 1991 году. С тех пор он выписал себе несколько эпических работ Нейла Доусона (Neil Dawson), Энди Голдсуорси (Andy Goldsworthy), Леон ван ден Эйкель (Leon van den Eijkel).

Выше: Без названия, 1990.

Центральным объектом экспозиции кураторы выбрали пушку – которую будут заряжать огромными снарядами с красным воском, выстреливающими в стену каждые 20 минут. Скорость полета этого послания – 50 км. в час. Работа так и называется, “Стрельба в угол” (Shooting into the Corner). Художник говорит, что смысл здесь – психо-драма; “в мире насилия признание тоже является его актом”.

Выше: Без названия, 2005.

Выше: Для Альбы (Here for Alba), 2008.

Большая часть оставшегося пространства займет монументальная скульптура “Свайамбх” (Svayambh). Название переводится с санскрита как “саморожденный” – в данном случае, оно обозначит 40-тонную груду из красной краски, воска и вазелина, которая будет постоянно перемещаться по галерее по специальным рельсам, оставляя за собой кровавый след.

Выше: На грани мира (At the Edge of the World), 1998.

Для зрителей, ожидающих от Королевской Академии чего-то более традиционного, такое зрелище станет настоящим шоком. Однако, сюрпризы ожидают и любителей актуального искусства – представит на выставке шесть новых скульптур, захватывающих концептуально и впечатляющих своими размерами.

Выше: Зеркальное небо в Ноттингеме (Sky Mirror Nottingham), 2001.

Открытие выставки состоится 26 сентября. Знаменитый скульптор принял приглашение Академии с большим восторгом – он был удивлен, что противоречивая природа его работ не встретила сопротивления у кураторов и инвесторов. “Мои работы стали настоящим испытанием для всех в Академии, и этой большой вызов, ведущий к прогрессу”, – сказал автор.

Выше: Альба (Alba), 2003.

Выше: Без названия, 2005.

Однако, многие воспринимают продвижение Королевской Академии в сторону актуального искусства достаточно критично, считая, что это имеет отношение не столько к искусству, сколько к попытке заработать больше денег.

Выше: Ворота-облако (Cloud Gate), 2004.

Директор Академии, Чарльз Саумарез Смит (Charles Saumarez Smith), не видит здесь никакого противоречия: “Я всегда рассматриваю финансовую перспективность выставки. Я уверен, что работы привлекут большое внимание публики”.

Выше: Прошлое настоящее будущее (Past Present Future), 2006.

В статье использованы иллюстрации с сайта: www.rosslovegrove.com

Выше и ниже: серия “Духи девушек” (Spirit Girl), Марни Вебер (Marnie Weber), Галерея Эмили Цингоу (Emily Tsingou Gallery),

Ниже: цветная фотография, Сергей Братков (Sergey Bratkov), галерея Регина (Gallery Regina),

Специалисты, ориентирующиеся в сумрачных коридорах современного искусства, в один голос называют этого скульптора и художника мастером, ведь он входит в число наиболее выдающихся деятелей современной массовой культуры. Его работы поражают зрителей размахом и концептуальностью замысла. Он – один из лучших творцов нашего времени, поскольку такое удивительное искусство не оставляет равнодушным никого.

Аниш Капур (Anish Kapoor, 1954) представляет индийскую и британскую культуру. Мы познакомим вас с его творчеством и расскажем, чем именно ему удалось покорить мир.

Произведения Аниша Капура украшают улицы самых крупных городов нашей планеты, его инсталляции встречаются в журналах и на фотографиях туристов. На счету известного художника международные выставки в галереях Лондона, Базеля, Берлина, Мадрида, Вены, Мюнхена и Бостона.

Творчество Аниша Капура никогда не вписывалось в традиционные рамки современного искусства Британии, оказываясь как бы вне пространства и времени. Одни критики говорят, что его скульптуры «обличают простоту глубины» , другие считают, что Капур создает «первопричины» , а сам автор замечает, что ему иногда «нечего сказать» .

Аниш Капур родился и вырос в городе Бомбей (Индия). Искусство интересовало его уже с ранних лет, но жизнь сложилась так, что ему пришлось поехать в Израиль и поступить в университет на факультет электротехники. Но время, посвященное изучению точных наук, было потрачено зря, потому что в математике молодой человек разбирался плохо. Он решил стать профессиональным художником и уехал в Лондон, чтобы поступить в художественную школу.

На все вопросы о влиянии европейской культуры на свое мировоззрение художник отвечать отказывается, но подчеркивает, что воспитание, данное родителями, было весьма «космополитично и современно».

Все работы художника, созданные в лондонской школе, были связанны не только авторским замыслом, но и культурой, в которой воспитывался Капур. Индия не могла не оставить отпечатка в сознании известного скульптора, так как он на протяжении многих лет наблюдал повседневную жизнь своей страны и народа. Национальные ритуалы и религия легли в основу многих будущих работ художника.

В то же время нельзя не отметить, что ранние произведения в большинстве случаев носили перформативный характер: они не имели сюжета и глубины, а их символичность была поверхностной. Каждая работа была основана на взаимодействии двух людей и объекта между ними.

«Язык всех моих последующих работ был заложен уже в этих студенческих перформансах, черт возьми» , – говорил сам Аниш Капур.

Анализируя творчество Капура, замечаешь, как сильно оно меняется, начиная от материалов, с которыми он работает, до места действия и авторского замысла. На выставках демонстрируются то геометрические скульптуры ярких цветов, то изваяния из камня, то гигантские конструкции причудливых форм. Но неизменными остаются их грандиозность, замысловатость и насыщенная палитра красок.

«В некотором смысле все мои работы - о соединении противоположностей. Это всегда было свойством того, что я делаю. Конъюнкция между физическим, тем, что присутствует, и тем, чего нет. Я думаю, что этого, конечно, недостаточно для того, чтобы говорить о пустоте как о чем-то существующем. В некотором смысле необходимо физически присутствовать, получать новый опыт, существовать в реальности настолько, насколько это только возможно» ,- сказал Аниш Капур, для Audio Arts Magazine в июне 1990 года.

Лондон – город, в котором для художника открылись возможности творить и быть услышанным, возможности показать миру свою родную культуру и в один прекрасный день проснуться знаменитым. Первая выставка, которая принесла ему известность, состоялась в 1978 году и называлась «Тысяча слов» (A Thousand Name). На ней были представлены множество геометрических и биометрических скульптур, сделанных их мрамора, гранита и различных видов штукатурки. Но самое главное в них – это пигментный порошок, который автор заимствовал из индийских национальных традиций. Покрытые им фигуры проецировались на стены галереи или просто стояли на полу. Краска покрывала объект и окружающее ее пространство, создавая целую инсталляцию, а сама скульптура выглядела как верхушка айсберга над поверхностью воды. Выставка иллюстрировала мысль о том, что зачастую люди видят лишь часть, и не имеют представления о целостности объекта.

На протяжении нескольких следующих лет Аниш Капур искал новые выразительные возможности, которые позволили бы ему осуществлять рискованные манипуляции с формами и пространством. Он создал ряд крупных инсталляций, которые по своим масштабам могут затмить парижскую Эйфелеву башню. Одним из таких ярких проектов является «Марсий» (Marsyas) – огромная красная инсталляция трубообразной формы из высококачественной нержавеющей стали и латекса. Она занимает всю галерею Тейт-Модерн площадью 320 квадратных метров.

«Это история о самомнении в искусстве, о тщеславии творца» , – поясняет выбор названия автор.

В начале 2000-х годов Аниш Капур переходит на работу с красным воском. Одной из самых интересных и уникальных работ, созданных из этого податливого материала, является «Самостоятельная организация» (Svayambh). Она замечательна еще и тем, что по своим размерам превосходит все, что сделано художником за все время творчества.

Огромная, пугающая груда, поставленная на рельсы, медленно ползет по лондонской Королевской академии художеств, оставляя за собой кроваво-красный след. Объект становится властителем всего пространства, которое превращается в его естественную среду обитания.

Статья о художнике будет неполной, если не упомянуть его самую известную работу, которая украшает площадь в Чикаго. Эта инсталляция известна каждому человеку, будь он бывалым туристом или неисправимым домоседом. «Облачные ворота» (Cloud Gate) – грандиозный зеркальный проект, который прекрасно иллюстрирует одну из ключевых идей художника – преображение пространства. Изогнутая поверхность зеркал искажает реальность. При этом само произведение кажется невесомым, оно прячется за собственной зеркальностью, и мы видим не столько скульптуру, сколько гротескное отражение мира.

Аниш Капур – это всегда динамика, стиль и яркие краски Индии в тандеме со строгим британским современным искусством. Увидев его работы, можно испытать бурю как положительных, так и отрицательных эмоций. Но одно известно наверняка – они никогда не оставят вас равнодушными!