Балет: Без слов. Эксклюзивное интервью с примой Большого театра Марией Александровой

1997 г. — I премия Международного конкурса артистов балета в Москве.
1999 г. - приз журнала «Балет» «Душа танца» (номинация «Восходящая звезда»).
2004 г. - Национальная театральная премия «Золотая маска» за исполнение партии Классической танцовщицы в балете «Светлый ручей» Д.Шостаковича в постановке Алексея Ратманского (сезон 2002/03).
2005 г. - звание «Заслуженная артистка Российской Федерации».
2009 г. - звание «Народная артистка Российской Федерации».
2018 г. - удостоена Премии Леонида Мясина (Позитано) в категории «Танцовщица года на международной сцене».

Биография

Родилась в Москве. Будучи еще студенткой Московской государственной академии хореографии (класс ) приняла участие в Международном конкурсе артистов балета в Москве (1997 г.), завоевала I премию и была принята в труппу Большого театра. Сольные партии стала получать в первый сезон работы в театре, ставший для нее последним, который она провела в ранге артистки кордебалета. Педагогом-репетитором Марии Александровой была . В настоящее время репетирует под руководством . С 2017 г. работает в театре по контракту.

Репертуар

1997
Царица бала («Фантазия на тему Казановы» на музыку В.А. Моцарта в постановке М. Лавровского)
первая вариация в гран па («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции Ю.Григоровича)
Мирта («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции В.Васильева, а затем и в спектакле в редакции Ю. Григоровича)
фрейлины («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)

1998
Уличная танцовщица («Дон Кихот»)
Фея Смелости («Спящая красавица» П.Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю.Григоровича)
солистка («Сны о Японии» на музыку Л. Ето, Н. Ямагучи и А. Тоша в постановке А. Ратманского)

1999
все вариации в картине «Тени» («Баядерка» Л.Минкуса, хореография М.Петипа в редакции Ю.Григоровича)
три дриады («Дон Кихот»)
солистка III части («Симфония до мажор» на музыку Ж.Бизе, хореография Дж.Баланчина) — первая исполнительница в Большом театре
мазурка («Шопениана» на музыку Ф.Шопена, хореография М.Фокина)
кобылицы («Конек-горбунок» Р.Щедрина в постановке Н.Андросова)

2000
Императрица («Русский Гамлет» на музыку Л. ван Бетховена и Г. Малера в постановке Б. Эйфмана)
Китри («Дон Кихот», хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева)
Рамзея (первая исполнительница), Конго («Дочь фараона» Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М. Петипа)
Гамзатти («Баядерка»)

2001
Одиннадцатый вальс («Шопениана»)
сверстницы принца, Испанская невеста Лебединое озеро» П. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича, использованы фрагменты хореографии М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского) - была в числе первых исполнителей балета в этой редакции

2002
Эгина («Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича)
Сильфида («Сильфида» Х. Левеншелля, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э.М. фон Розен)

2003
Классическая танцовщица («Светлый ручей» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского) - первая исполнительница
Клеманс («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Эсмеральда («Собор Парижской Богоматери» М. Жарра в постановке Р. Пети)
Мехмене Бану («Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича)
Аспиччия («Дочь фараона»)
Джульетта («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева в постановке Д. Доннеллана и Р. Поклитару) - первая исполнительница

2004
Фея Сирени («Спящая красавица»)
па де де Чайковского (хореография Дж. Баланчина)
Леа («Леа» на музыку Л. Бернстайна в постановке А. Ратманского, вторая редакция)
Гермия («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф.Мендельсона-Бартольди и Д.Лигети в постановке Дж.Ноймайера) - первая исполнительницав Большом театре

2005
Мельничиха («Треуголка» М. де Фальи, хоерография Л. Мясина) - первая исполнительница в России
Одетта-Одиллия («Лебединое озеро»)
солистка («Игра в карты» И. Стравинского в постановке А. Ратманского) - участница премьеры этого балета
Раймонда («Раймонда»)

2006
Кармен («Кармен-сюита» Ж. Бизе - Р. Щедрина в постановке А. Алонсо)

2007
солистка (Misericordes на музыку А. Пярта в постановке К. Уилдона) - участница мировой премьеры этого балета
солистка («В комнате наверху» Ф. Гласса, хореография Т. Тарп)
Медора («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки)
солистка («Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера)
Ученица («Урок» Ж. Делерю в постановке Ф. Флиндта)

2008
Жанна («Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена) - первая исполнительница
вариация (участница премьеры балета в этой редакции), Пахита (Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки)

2009
Сванильда («Коппелия» Л. Делиба, хореография М. Петипа и Э. Чекетти, постановка и новая хореографическая редакция С. Вихарева) - первая исполнительница
Никия («Баядерка») - дебютировала на гастролях Большого балета в США
Эсмеральда («Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки, В. Медведева) - первая исполнительница

2010
Графиня Пиковая дама» на музыку П. Чайковского в постановке Р. Пети)
Принцесса Аврора («Спящая красавица»)

2012
дуэт («Dream of Dream» на музыку С. Рахманинова в постановке Й. Эло)
Главная мочалка («Мойдодыр» Е. Подгайца в постановке Ю. Смекалова) - первая исполнительница

2013
плита, вальс, пылес осы («Квартира», музыка Fleshquartet, постановка М. Эка) - участница премьеры в Большом театре

2014
Катарина
(«Укрощение строптивой» на музыку Д. Шостаковича, хореография Ж.-К. Майо)

2015
ведущая пара
Классическая симфония» на музыку С. Прокофьева в постановке Ю. Посохова)
Жизель («Жизель» в редакции Ю. Григоровича )
Ундина («Г ер ой нашего времени » И. Демуцкого , часть «Тамань», хореография Ю.Посохова, режиссер К. Серебренников )

2016
Ундина
(«Ундина» Х. В. Хенце, хореография В. Самодурова)
Cильфида («Сильфида» в редакции Й. Кобборга)

2017
Марго
(«Нуреев» И. Демуцкого, хореография Ю. Посохова, режиссер К. Серебренников) - первая исполнительница

Участвовала в молодежных «Новогодних премьерах» Большого театра (1997-98 гг.), выступив в балете «Блэк аут» в постановке Стефана Фреденрайха и исполнив сольные партии в балетах Йорга Маннеса «Четыре поцелуя» на музыку И.С. Баха и «Перипетии любви» на музыку В.А. Моцарта.

В 2001 г. дважды выступила в Большом театре в балете «Дон Кихот» с премьером АБТ Хосе Мануэлем Карреньо.

В 2003 г. участвовала в гала-концерте солистов Большого театра и Королевского балета (Ковент Гарден) на сцене Большого театра. Исполнила па де де из балета «Корсар» А.Адана (хореография М. Петипа), партнер - Карлос Акоста.

Выступила в роли Рамзеи в трех представлениях «Дочери фараона», которые в 2003 г. снимала в Большом театре французская компания Bel air Media для последующего выпуска балета на DVD.

Гастроли

В 1997 г. выступила в Нью-Йорке на сцене Линкольн-центра в гала-концерте звезд русского балета, посвященном Сергею Дягилеву, исполнив с Николаем Цискаридзе Большое классическое па на музыку Д. Обера (хореография В. Гзовского).
В 2000 г. принимала участие в гала-концерте звезд балета в Мадриде (партнер Игорь Йебра).
В 2001 г. танцевала с солистом Большого театра Марком Перетокиным главные партии в балете «Дон Кихот» в Башкирском театре оперы и балета в рамках Международного фестиваля балета имени Р. Нуреева .
В том же году приняла участие в постановке Театра танца Алексея Фадеечева, исполнив партию Солистки I части в балете «Между небом и землей» (хореография Т. Макинтайра) и стала первой исполнительницей партии Китри в спектакле Русского камерного балета «Москва» (редакция М. Лавровского).
В 2001-02 гг. выступала в роли Мирты в серии представлений балета «Жизель» со звездными составами (Юлия Махалина, Диана Вишнева, Владимир Малахов, Игорь Зеленский) на сцене афинского концертного зала «Мегарон».
В 2002 г. приняла участие в гала-концерте, сопровождавшем церемонию открытия нового театра в городе Аполло (США). Партнер — Николай Цискаридзе.
В 2003 г. в составе антрепризы «Малахов и друзья» выступала в гала-концертах в Афинах на сцене зала Мегарон и приняла участие в Международном фестивале балета в Японии (в обоих случаях партнером был Сергей Филин). В программе «Малахов и друзья» затем принимала участие неоднократно.
В 2007 г. выступила на VII Международном фестивале балета «Мариинский» - в партии Гамзатти в балете «Баядерка» (хореография М. Петипа в редакции В. Пономарева и В. Чабукиани; Никия - Ульяна Лопаткина, Солор - Николай Цискаридзе); в заключительном гала-концерте исполнила па де де из балета «Лебединое озеро» (партнер - солист Мариинского театра Игорь Колб); участвовала в гала-концерте в честь Майи Плисецкой на сцене Королевского театра/Teatro Real в Мадриде.
2008 г. - танцевала партию Одетты-Одиллии в балете «Лебединое озеро» (хореография М. Петипа, Л. Иванова в редакции К. Сергеева)в рамках VIII Международного фестиваля балета «Мариинский» (партнер - солист Мариинского театра Данила Корсунцев);
дважды выступила в гала-концертах Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуреева (Казань), исполнив Классическое па де де на музыку Д.Ф.Э. Обера (партнер - премьер Большого балета Дмитрий Гуданов);
в рамках Первого сибирского фестиваля балета выступила в спектаклях Новосибирского государственного академического театра оперы и балета , исполнив партию Гамзатти («Баядерка» в редакции И. Зеленского; Солор - худрук балетной труппы НГАТОБ Игорь Зеленский, Никия - солистка НГАТОБ Анна Жарова; солистка дрезденской Земпер-оперы Елена Востротина) и дебютировав в партии Принцессы Авроры («Спящая красавица» в редакции К. Сергеева, постановка С. Вихарева; Принц Дезире - солист балета Цюрихской оперы Семен Чудин);
выступила в Париже в партии Раймонды в балете «Раймонда» (хореография М. Петипа в редакции Р. Нуреева) с балетной труппой Парижской национальной оперы (Жан де Бриен - премьер Большого балета Александр Волчков).
2009 г. - в Новосибирске с труппой НГАТОБ выступила в спектаклях «Лебединое озеро» (редакция К. Сергеева, В.Бурмейстера) и «Дон Кихот» (постановка С. Вихарева), исполнив партию Одетты-Одиллии (Принц Зигфрид - солист НГАТОБ Роман Полковников) и Китри (Базиль - солист НГАТОБ Максим Гишенков).
В том же году вместе с Дмитрием Гудановым приняла участие в организации концерта балетных звезд «Гран балет гала. Шедевры» , состоявшегося на сцене Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
В рамках этого концерта прошла премьера номера Les deux genres (хореография С. Землянского) в исполнении героев вечера, самой Марии Александровой и Дмитрия Гуданова, выступивших в этот вечер и в нескольких других классических и современных номерах.
В 2010 г. выступила на юбилейном X Международном фестивале балета «Мариинский» - вновь в партии Гамзатти (Никия - Виктория Терешкина, Солор - Игорь Зеленский).
Стала постоянной участницей проекта «Русские сезоны XXI век» , инициированного Благотворительным фондом им. Мариса Лиепы, компанией SAV Entertainment и театром «Кремлевский балет». Новые сезоны призваны возрождать к новой жизни некогда знаменитые постановки легендарной антрепризы Сергея Дягилева - «Русских сезонов» XX века. Александрова стала первой исполнительницей партии Армиды в балете «Павильон Армиды» Н. Черепнина (режиссер-постановщик А. Лиепа, хореография Ю. Сморигинаса), премьера которого состоялась в 2009 г. на сцене Государственного Кремлевского дворца. В декабре 2010 г. на той же сцене прошел творческий вечер артистки: она выступила в трех заново воссозданных «дягилевских» балетах, исполнив заглавную партию в «Жар-птице» И. Стравинского (по М. Фокину, возобновлен А. Лиепой), сольную партию в «Болеро» М. Равеля (по Б. Нижинской, возобновлен при участии Х. Митчелл) и стала первой женщиной в истории балета, выступившей в заглавной партии «Петрушки» И. Стравинского (по М. Фокину, возобновлен А. Лиепой). В рамках этого проекта неоднократно принимала участие в гастролях - в 2009 г. выступала в Риге на сцене Латвийской национальной оперы и в ряде городов России (Ярославль, Рязань, Иваново, Ижевск и др.), в 2010 г. - в Париже на сцене Театра Елисейских полей и в нескольких городах России (Ярославль, Нижний Новгород, Тула).

В 2014 г. в рамках VI Международного фестиваля балета «В честь Екатерины Максимовой» выступила в партии Китри в балете «Дон Кихот» Л. Минкуса (редакция В. Кокорева, Базиль - Владислав Лантратов) с балетной труппой Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М.И. Глинки .
В 2015 г. исполнила партию Балерины в балете «Занавес» на музыку О. Респиги в постановке В. Самодурова с труппой Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета (мировая премьера ).
В 2017 г. исполнила заглавную партию в балете «Лауренсия» А. Крейна (хореография В. Чабукиани, редакция и постановка Н. Ананиашвили) с балетной труппой Тбилисского театра оперы и балета им. З.Палиашвили (Фрондосо - Владислав Лантратов);
партию Одетты-Одиллии («Лебединое озеро» в редакции К. Сергеева) с балетной труппой Екатеринбургского театра оперы и балета (Принц Зигфрид Илья Бородулин).
2018 г. - выступила в партии Китри в балете «Дон Кихот» (хореография А. Горского) с балетной труппой Мариинского театра (Базиль - Владислав Лантратов);
исполнила заглавную партию в балете «Жизель» (постановка О. Корзенкова. Е. Ивановой) с балетной труппой Ростовского государственного музыкального театра (Граф Альберт - Владислав Лантратов).

Мария Александрова - известная российская танцовщица современности. Является примой-балериной Большого театра. Сыграла более шестидесяти партий. За заслуги в области культуры ей присвоено звание народной артистки. Имеет множество престижных наград.

Танцы в жизни балерины

Мария Александрова родилась 20 июля 1978 года в российской столице. С детства испытывала тягу к танцам, которая реализовалась в ее участии в деятельности детского ансамбля танца «Калинка». Ансамбль пользовался большой популярностью в Москве и за ее пределами.

Но для талантливой девочки этого было недостаточно. Ее стал интересовать балет, и в 1988 году Маша поступила в Московскую государственную академию хореографии (МГАХ). В младших классах ее обучением занималась Коленченко Людмила. Классический танец в средних классах преподавала Добржан Лариса, в старших - Головкина Софья, ректор академии.

Во время учебы в МГАХ Мария участвует в постановках «Щелкунчик», «Шопениана» и др. Кстати, очень часто ее сценическим партнером был известный сегодня танцовщик Цискаридзе Николай.

Будучи еще студенткой академии, Александрова становится финалисткой конкурса "Евровидение" для молодых танцоров.

В период завершения учебы в академии Александрова участвует в различных международных фестивалях, один из которых - Московский конкурс артистов балета 1997 года, принесший начинающей балерине золотую медаль, первую премию и, что самое главное, приглашение в труппу балета Большого театра (БТ).

В Большом театре

В Большом театре молодой, но талантливой танцовщице сразу доверили исполнение сольных партий.

Уже в октябре 1997 года Мария Александрова исполнила сольную партию в «Фантазиях на тему Казановы». Выступление было высоко оценено зрителем, и вскоре молодая балерина уже была на гастролях в Нью-Йорке в составе труппы БТ. Интересно, что в то время Александрова числилась в театре как танцовщица кордебалета.

Начало сезона 1998/1999 ознаменовалось для Марии первым шагом по карьерной лестнице: она была переведена из танцовщиц кордебалета в корифейки. Надо отметить, что данная категория танцовщиц всегда находится на переднем плане сцены.

Выступления Александровой в новом статусе были замечены известными критиками. Ей присуждается премия журнала «Балет». Успешные выступления артистки в нескольких новых балетных постановках способствовали ее официальному переводу в солистки Большого театра. Репетитором Александровой становится Татьяна Голикова.

Стоит отметить, что образовавшийся тандем работает и сегодня.

Репертуар примы Большого театра

В репертуаре Александровой числится более шестидесяти партий постановок, в частности:

  • «Дон Кихот» (Международный фестиваль балета им. Р. Нуреева, 2001);
  • «Баядерка» (VII Международный фестиваль балета, 2007);
  • «Эсмеральда» (2009);
  • «Укрощение строптивой» (2014);
  • «Жизель» (2015) и др.

Несмотря на то, что Александрова является примой балета БТ, она не отказывается от выступлений на вторых ролях. По ее мнению, артист должен играть все, что ему по душе.

Личная жизнь балерины

Мария Александрова - актриса, личная жизнь у которой долгое время стояла на втором плане, а карьера - на первом. К тому же творческий график не оставлял ей времени на это, хотя крепкая семья присутствовала в ее мечтах. Однако попадавшиеся на жизненном пути мужчины не отвечали запросам девушки.

Свою личную жизнь Мария старается не афишировать. Однако кое-что все же стало известно, и прежде всего - о ее избраннике. Муж Марии Александровой - художник, зовут его Сергеем. Это голубоглазый брюнет, с которым в 2005 году они создали семью. Со слов самой балерины, в семье царит полная идиллия и взаимопонимание.

Награды и заслуги

За столь короткий период сценической деятельности Мария Александрова была отмечена рядом престижных наград.

  • В 1997 году - участие в Московском конкурсе артистов балета принесло талантливой балерине первую премию в номинации «Лучшая солистка» и золотую медаль.
  • В 1999 году журнал «Балет» присудил молодой балерине приз «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда».
  • В 2004 году Александрова получает премию в театральном конкурсе «Золотая маска» за роль в «Светлом ручье».
  • В 2005 году балерина становится Федерации, а в 2009 - народной артисткой России.

Александрова о балете

Мария Александрова - балерина, имя которой известно не только в России. На нее любят ходить в Америке и Японии. Александрову считают интеллектуальной и эмоциональной балериной, и ее мысли о балете подтверждают это.

Прежде всего, известная артистка считает, что танец должен служить инструментом для совершенствования нашего мира. И это должно происходить тогда, когда у человечества уже нет слов. Язык танца способен творить чудеса, обогащать духовно человека.

И Александрова гордится русскими балетными артистами, которые при всех своих сложностях характеров все же могут пользоваться этим инструментом. В этом она абсолютно уверена.

Как известно, западные хореографы очень любят в своих постановках высказывать протестные явления в обществе, то есть привносят в них политические мотивы. Иного мнения Мария Александрова. Политика, по мнению танцовщицы, не должна присутствовать в балете. Это искусство существует для создания на сцене яркого образа человеческой души, а не ее раздрая политическими проблемами.

Мария Александрова – это одна из самых популярных балерин в современной истории российской сцены. Она изящна, талантлива и грациозна – именно поэтому признанные критики и простые поклонники балета все, как один, называют ее одной из лучших танцовщиц нашего времени.

Но что еще интересного можно рассказать об этой неординарной и самобытной девушке? Как развивалась ее театральная карьера, и какие наиболее значимые моменты вместила в себя ее судьба? Пролить свет на некоторые моменты прошлого артистки мы постараемся сегодня.

Ранние годы, детство и семья Марии Александровой

Талантливая танцовщица появилась на свет 20 июля 1978 года в городе Москва. В столице России началась ее творческая карьера; здесь же случились и все ее наиболее значимые успехи.

Стоит отметить, что танцы всегда были важной частью жизни нашей сегодняшней героини. Свой творческий путь она начала в ансамбле «Калинка», однако уже довольно-таки скоро начала проявлять немалый интерес к балету. В десять лет Мария Александрова поступила в Московскую государственную академию хореографии, где стала заниматься под руководством Л. А. Коленченко. Впоследствии ее наставниками были Л.В. Добржан и С.Н. Головкина.

Первые роли Марии Александровой

В период обучения она приняла участие в балетных постановках «Щелкунчик», «Коппелия», «Шопениана» и многих других. Долгое время ее партнером по сцене являлся известный в будущем танцовщик Николай Цискаридзе .

Диплом об окончании МГАХ наша сегодняшняя героиня получила в 1996-м году. В этот же период она начала появляться на различных международных фестивалях.

Мария Александрова - Николай Цискаридзе

Особенно успешным для Марии Александровой стал московский конкурс артистов балета. В рамках данного форума, проходившего в российской столице в 1997-м году, девушка исполнила вариацию Гамзатти из «Баядерки», а также некоторые другие интересные партии. Яркое выступление нашей сегодняшней героини принесло ей первую премию конкурса, а вместе с ней и престижное приглашение в труппу Большого театра.

Карьера балерины Марии Александровой

Исполнять на сцене Большого театра сольные партии Мария Александрова начала уже в дебютном для себя сезоне 1997-1998. Весьма примечательным представляется тот факт, что на тот момент наша сегодняшняя героиня еще числилась танцовщицей кордебалета. В этот период она участвовала в таких постановках как «Сон дон Кихота», «Баядерка», «Легенда о любви», «Щелкунчик» и некоторых других. В те годы ее наставницей и репетитором была М.Т. Семенова.

Девятнадцатого октября 1997-го года талантливая молодая балерина исполнила первую для себя сольную партию – роль Царицы в постановке «Фантазии на тему Казановы». Выступление оказалось удачным, и всего месяц спустя Мария Александрова отправилась в составе труппы Большого театра на гастроли в Нью-Йорк.

Монологи о себе. Мария Александрова.

В начале сезоне 1998/1999 талантливая балерина была переведена из числа танцовщиц кордебалета в разряд корифеек. В современном балете представительницы данной категории танцовщиц выделены из общего числа танцовщиц кордебалета и находятся среди них на переднем плане.

После этого последовали новые яркие выступления, которые не остались незамеченными видными российскими критиками. В 1999-м году авторитетный журнал «Балет» присудил Александровой престижную премию в номинации «Восходящая звезда».

Столь высокое признание подтолкнуло молодую балерину к новым свершениям. В 1999-м году она исполнила несколько новых номеров в балетных постановках и уже очень скоро была официально переведена в солистки Большого театра. В этот период ее постоянным репетитором стала Татьяна Голикова. В данном контексте стоит отметить, что именно с ней балерина занимается и поныне.

Начиная с 2000-го года, Мария Александрова стала одной из главных звезд Большого театра. Вместе с его балетной труппой наша сегодняшняя героиня объездила, без преувеличения, полмира. Гастроли театра прошли в различных городах России, а также во Франции, в США, Финляндии, Италии и многих других государствах мира. Как признается сама балерина, на протяжении всей карьеры ей поступали предложения из театров Парижа, Нью-Йорка и некоторых других городов. Однако решиться на переезд все не получалось.


В 2004-м году за исполнение партии в балете «Светлый ручей» Мария Александрова получила престижную театральную премию «Золотая маска». Год спустя в коллекции личных наград нашей сегодняшней героини появилась также грамота о присуждении ей звания Заслуженной артистки России. Четыре года спустя талантливая танцовщица была удостоена также звания Народной артистки России.

За всю свою карьеру Мария Александрова исполнила более шестидесяти различных партий, большинство из которых до сих пор считается образцом высокого балетного искусства.

Мария Александрова сегодня

В настоящее время наша сегодняшняя героиня все также выступает на сцене Большого театра, а также ездит с ним на гастроли по разным городам Земли. В августе 2013-го года в прессе появились сообщения о том, что во время гастролей в Лондоне девушка получила серьезную травму. Сегодня балерина находится под присмотром лучших врачей Европы. Однако сам факт возвращения на большую сцену на данный момент находится под вопросом.

Личная жизнь Марии Александровой

В 2005-м году Мария Александрова вышла замуж за мужчину по имени Сергей. Как заявляет сама балерина, ее избранник является художником. Однако что-то более конкретное о нем не известно. Сама же танцовщица говорит о своем муже, как об идеальном мужчине «брюнете с голубыми глазами».

Грациозную и талантливую балерину Марию Александрову поклонники и ценители балета называют лучшей танцовщицей нашего времени. Прима-балерина Большого театра снискала славу и почет благодаря невероятной трудоспособности и, конечно же, бесспорной одаренности.

Мария Александровна Александрова – коренная москвичка. Девочка родилась в июле 1978 года в семье, не имеющей отношения к искусству. Поначалу Маша занималась танцами в детском ансамбле «Калинка». Но вскоре начала проявлять интерес к балету. В 10 лет Маша поступила в столичную академию хореографии, где наставники отметили успехи начинающей балерины.

Диплом академии Мария Александрова получила в 1996 году. На тот момент юная балерина уже успела зарекомендовать себя с лучшей стороны.

Балет

Еще в период обучения в Московской государственной академии хореографии танцовщица успела появиться в нескольких балетных спектаклях – «Щелкунчик», «Коппелия» и «Шопениана».

Долгое время партнером Марии Александровой по сцене был . Вместе танцовщики выступили на множестве международных фестивалей.

Успешное выступление юной балерины на столичном конкурсе артистов балета в 1997 году принесло Марии главную премию конкурса. Судьи высоко оценили исполненную Александровой партию Гамзатти из «Баядерки». Но главной победой балерины оказалась не награда, а приглашение в труппу Большого театра.

Дебют балерины на сцене Большого состоялся в сезоне 1997-1998. Тогда Мария Александрова исполнила первые сольные партии, хотя еще числилась в кордебалете. Ценители этого вида искусства впервые увидели талантливую танцовщицу в постановках «Щелкунчик», «Сон » и «Легенда о любви». Тренером Александровой в этот период стала балерина и талантливая наставница .

19 октября 1997 года балерина, рост которой составляет 162 см, а вес – 45 кг, исполнила партию Царицы в спектакле «Фантазии на тему Казановы». Выступление оказалось настолько успешным, что уже через месяц Александрову приняли в группу, которая отправилась на гастроли в Нью-Йорк.


После гастролей, в начале сезона 1998-1999, талантливую балерину перевели из кордебалета в разряд корифеек.

В конце сезона авторитетное издание «Балет» присудило Марии Александровне Александровой престижную премию в номинации «Восходящая звезда». В том же году балерину, исполнившую ряд блестящих партий, официально перевели в солистки Большого театра.

В новом веке Мария Александрова признана прима-балериной Большого. С труппой БТ артистка объездила половину мира. Марии часто поступали предложения от балетов Нью-Йорка, Парижа и Лондона. Но Маша не захотела покидать родину, где сумела сделать такую блестящую карьеру.


В 2004-ом за исполнение партии в постановке «Светлый ручей» танцовщица была награждена престижной театральной премией «Золотая маска». Через год Мария Александрова получила звание Заслуженной артистки Российской Федерации. Спустя 4 года стала Народной артисткой России.

В ноябре Мария Александрова побывала в Санкт-Петербурге, где выступила на концерте «Балетмейстер», посвященном 80-летнему юбилею хореографа Олега Виноградова. На сцене БКЗ «Октябрьский», помимо артистов Большого и Мариинского театров, выступили также звезды зарубежной сцены – танцовщики из США, Южной Кореи, Испании, Германии.


Сейчас артистка поглощена мировой премьерой «Нуреев», которая состоялась в начале декабря на сцене Большого театра. Образ главного героя на сцене воплотил премьер балетной труппы Владислав Лантратов. Мария Александрова в постановке, которая еще до выхода наделала много шума, исполнила партию Марго Фонтейн, собирательный образ советских танцовщиц Аллы Осипенко и воплотила .

Музыку к балету, который представил из себя сплав классического танца, оперы, хорового, драматического и кинематографического искусства, написал композитор Илья Демуцкий. Либреттистом, сценографом и режиссером действа выступил . Хореографию поставил Юрий Посохов, дирижировал оркестром Антон Гришанин.


Постановка прошла при аншлаге, зал был полон светской публики, в том числе присутствовали представители политической и бизнес-элиты. Предполагается, что права на спектакль будут проданы европейскому театральному коллективу, но пока следующий показ заявлен в Большом театре на конец июня 2018 года.

  • 2007 – Медора, «Корсар» А. Адана
  • 2010 – Графиня, «Пиковая дама» на музыку П. И. Чайковского
  • 2014 – Катарина, «Укрощение строптивой» на музыку
  • Публикации раздела Театры

    Современные российские балерины. Топ-5

    В предлагаемую пятерку ведущих балерин вошли артистки, которые начали карьеру в главных музыкальных театрах нашей страны - Мариинском и Большом - в 90-х годах, когда ситуация в политике, а за ней и в культуре стремительно менялась. Балетный театр становился более открытым за счет расширения репертуара, прихода новых хореографов, появления дополнительных возможностей на Западе и одновременно более требовательным к исполнительскому мастерству.

    Этот короткий список звезд нового поколения открывает Ульяна Лопаткина, которая пришла в Мариинский театр в 1991-м и сейчас практически завершает карьеру. В конце списка - Виктория Терёшкина, которая также начала работать в эпоху перестройки в балетном искусстве. И сразу за ней идет следующее поколение танцовщиц, для которых советское наследие - лишь одно из многих направлений. Это Екатерина Кондаурова, Екатерина Крысанова, Олеся Новикова, Наталья Осипова, Оксана Кардаш, но о них в другой раз.

    Ульяна Лопаткина

    Сегодняшние СМИ называют ученицу Наталии Дудинской Ульяну Лопаткину (род. в 1973) «иконой стиля» русского балета. В этом броском определении есть зерно истины. Она - идеальная Одетта–Одиллия, подлинная «двуликая» героиня «Лебединого озера» в холодновато-рафинированной советской версии Константина Сергеева, сумевшая также развить и убедительно воплотить на сцене другой лебединый образ в декадентской миниатюре Михаила Фокина «Умирающий лебедь» Камиля Сен-Санса. По этим двум ее работам, зафиксированным на видео, Лопаткину узнают на улице тысячи поклонников во всем мире, а сотни юных балетных учениц стараются постичь ремесло и разгадать тайну перевоплощения. Утонченная и чувственная Лебедь - это Ульяна, и еще долго, даже когда новое поколение танцовщиц затмит гениальную плеяду балерин 1990–2000-х, Одетта–Лопаткина будет ворожить. Также она была недостижима, точна технически и выразительна в «Раймонде» Александра Глазунова, «Легенде о любви» Арифа Меликова. Ее бы не назвали «иконой стиля» и без вклада в балеты Джорджа Баланчина, чье американское наследие, напитанное культурой русского императорского балета, Мариинский театр осваивал, когда Лопаткина была на самом пике карьеры (1999–2010). Ее лучшими ролями, именно ролями, а не партиями, так как Лопаткина умеет драматически наполнять бессюжетные композиции, стали сольные работы в «Бриллиантах», «Фортепианном концерте №2», «Теме с вариациями» на музыку Петра Чайковского , «Вальсе» Мориса Равеля. Балерина участвовала и во всех авангардных проектах театра и по результатам сотрудничества с современными хореографами даст фору многим.

    Ульяна Лопаткина в хореографической миниатюре «Умирающий лебедь»

    Документальный фильм «Ульяна Лопаткина, или Танцы по будням и в праздники»

    Диана Вишнёва

    Вторая в силу рождения, всего лишь на три года младше Лопаткиной, ученица легендарной Людмилы Ковалёвой Диана Вишнёва (род. в 1976) в реальности никогда не «приходила» второй, но только первой. Так сложилось, что Лопаткина, Вишнёва и Захарова, отделенные друг от друга тремя годами, шли бок о бок рядом в Мариинском театре, полные здорового соперничества и одновременно восхищения огромными, но совершенно разными возможностями друг друга. Там, где Лопаткина царила томной грациозной Лебедью, а Захарова формировала новый - урбанистический - образ романтичной Жизели, Вишнёва выполняла функцию богини ветра. Еще не окончив Академию русского балета, она уже танцевала на сцене Мариинки Китри - главную героиню в «Дон Кихоте», еще несколько месяцев спустя показала свои достижения в Москве на сцене Большого театра . А в 20 лет стала прима-балериной Мариинского театра, хотя многим приходится ждать повышения до этого статуса до 30 и более лет. В 18 (!) Вишнёва примерила на себя роль Кармен в номере, сочиненном специального для нее Игорем Бельским. В конце 90-х Вишнёва по праву считалась лучшей Джульеттой в канонической редакции Леонида Лавровского, она же стала самой грациозной Манон Леско в одноименном балете Кеннета МакМиллана. С начала 2000-х параллельно с Петербургом, где участвовала во многих постановках таких хореографов, как Джордж Баланчин, Джером Роббинс, Уильям Форсайт, Алексей Ратманский, Анжелен Прельжокаж, начала выступать за рубежом как приглашенная этуаль («звезда балета»). Сейчас Вишнёва чаще работает в собственных проектах, заказывая балеты для себя известным хореографам (Джон Ноймайер, Алексей Ратманский, Каролин Карлсон, Мозес Пендлтон, Дуайт Роден, Жан-Кристоф Майо). Балерина регулярно танцует в премьерах московских театров. Огромный успех сопутствовал Вишнёвой в балете Большого театра в хореографии Матса Эка «Квартира» (2013) и спектакле Джона Ноймайера «Татьяна» по «Евгению Онегину» Александра Пушкина в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в 2014-м. В 2013-м стала одним из организаторов ноябрьского фестиваля современного танца Context, который с 2016 года проходит не только в Москве, но и в Петербурге.

    Документальный фильм «Всегда в движении. Диана Вишнёва»

    Светлана Захарова

    Младшая в тройке знаменитых птенцов Академии имени А. Вагановой из 90-х, Светлана Захарова (род. в 1979) моментально нагнала своих соперниц и в чем-то перегнала их, поступив, как когда-то великие ленинградские балерины Марина Семёнова и Галина Уланова , «на службу» в московский Большой театр в 2003 году. За плечами у нее была учеба у прекрасного педагога АРБ Елены Евтеевой, опыт работы с Ольгой Моисеевой, звездой Кировского балета 70-х, и гигантский послужной список. В любом из спектаклей петербургского периода Захарова ярко выделялась. Ее коньком, с одной стороны, стали интерпретации героинь в старинных балетах Мариуса Петипа , реставрированных Сергеем Вихаревым, и солисток в авангардных постановках ведущих хореографов - с другой. По природным данным и «техническим характеристикам» Захарова не просто превосходила коллег в Мариинском театре и после в Большом, она вошла в когорту самых востребованных балерин мира, которые танцуют везде в гостевом статусе. А самая главная балетная компания Италии - балет Ла Скала - предложила ей в 2008 году постоянный контракт. Захарова в какой-то момент призналась, что станцевала «Лебединое озеро», «Баядерку» и «Спящую красавицу» во всех возможных сценических редакциях от Гамбурга до Парижа и Милана. В Большом театре, вскоре после переезда Захаровой в Москву, Джон Ноймайер ставил свой программный балет «Сон в летнюю ночь», и балерина блеснула в нем в двойной роли Ипполиты-Титании в паре с Обероном Николая Цискаридзе. Также она приняла участие в постановке «Дамы с камелиями» Ноймайера в Большом. Захарова успешно сотрудничает с Юрием Посоховым - она танцевала в Большом театре премьеру его «Золушки» в 2006 году и в 2015-м исполнила роль Княгини Мэри в «Герое нашего времени» .

    Документальный фильм «Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова. Откровение»

    Мария Александрова

    В то же самое время, когда триада петербургских танцовщиц покоряла Северную Пальмиру, в Москве взошла звезда Марии Александровой (род. в 1978). Ее карьера развивалась с небольшим опозданием: когда она пришла в театр, свой век дотанцовывали балерины предыдущего поколения - Нина Ананиашвили, Надежда Грачева, Галина Степаненко. В балетах с их участием Александрова - яркая, темпераментная, даже экзотичная - была на вторых ролях, зато именно ей доставались все экспериментальные премьеры театра. Совсем еще юную балерину критики увидели в балете Алексея Ратманского «Сны о Японии», вскоре она уже интерпретировала Екатерину II в балете Бориса Эйфмана «Русский Гамлет» и др. А дебюты в главных партиях таких балетов, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда», «Легенда о любви», она терпеливо ждала годы.

    Судьбоносным стал 2003 год, когда Александрову выбрал в качестве Джульетты хореограф новой волны Раду Поклитару. Это был важный спектакль, открывший дорогу новой хореографии (без пуантов, без классических позиций) в Большом театре, и революционное знамя держала Александрова. В 2014-м она повторила свой успех в другом шекспировском балете - «Укрощение строптивой» в хореографии Майо. В 2015-м Александрова начала сотрудничество с хореографом Вячеславом Самодуровым. Он поставил на нее балет про театральное закулисье - «Занавес» в Екатеринбурге, а летом 2016 года выбрал на роль Ундины в одноименном балете в Большом театре. Балерина сумела использовать вынужденное время ожидания для оттачивания драматической стороны роли. Тайный источник ее креативной энергии, направленной на лицедейство, не иссякает, и Александрова всегда находится в боевой готовности.

    Документальный фильм «Монологи о себе. Мария Александрова»

    Виктория Терёшкина

    Как и Александрова в Большом, Виктория Терёшкина (род. в 1983) находилась в тени вышеупомянутой тройки балерин. Но она не ждала чьего-то ухода на пенсию, она начала энергично захватывать параллельные пространства: экспериментировала с начинающими хореографами, не терялась в трудных балетах Уильяма Форсайта («Приблизительная соната», например). Часто делала то, за что другие не брались, или брались, но не справлялись, а у Терёшкиной получалось и получается абсолютно всё. Её главным коньком было безупречное владение техникой, помогла выносливость и присутствие рядом надежного педагога - Любови Кунаковой. Любопытно, что в отличие от Александровой, ушедшей в подлинный драматизм, который только возможен на балетной сцене, Терёшкина «поставила» на усовершенствование техники и возвела в культ торжествующую бессюжетность. Ее любимый сюжет, который она всегда разыгрывает на сцене, вырастает из чувства формы.

    Документальный фильм «Царская ложа. Виктория Терёшкина»