Библиотечные музеи. Музей в библиотеке: опыт создания и функционирования

В начале нового XXI века человечество стремится осмыслить свой исторический путь, определить перспективы исторического развития. В связи с этим особое значение приобретает сохранение культурных ценностей. Значительная часть культурного наследия аккумулируется в музеях. Изменение взгляда на роль и значение музея в развитии города и региона обусловило восприятие музея как важного фактора развития туризма, формирования положительного имиджа региона, как центра патриотического воспитания молодёжи.

В данном контексте закономерно возникает проблема определения целей и содержания деятельности главных подразделений музея. К таковым относится и музейная библиотека, без которой сегодня немыслимо успешное функционирование как крупного, так и малого музея.

Библиотеки историко-краеведческих музеев России имеют долгую и интересную историю формирования их уникальных коллекций. Организация большинства музейных библиотек происходила одновременно с основанием музеев в период середины XIX - начала ХХ веков. В формировании библиотечных фондов принимали участие крупные российские музеи, образовательные учреждения, местные отделения Русского Географического общества, Ученой Архивной комиссии, общества археологии и этнографии, наиболее известные и уважаемые губернские и городские общественные деятели, представители власти и бизнеса (купцы, владельцы крупных промышленных предприятий), деятели культуры и искусства.

Основные задачи библиотеки тесно взаимосвязаны с главными функциями музея как социального института. Выполнение библиотекой музея своей миссии возможно лишь при её включении в общекультурные процессы музея, выявлении особых, специфических функций, характерных именно для неё.

Поскольку музейная библиотека не является самостоятельным структурным подразделением, а входит в состав музея, то требуется рассмотрение функций самого музея.

Термин «краеведческий музей» появился в 20-е годы ХХ века. Именно к этому времени окончательно сформировалось краеведческое движение в стране. Современная формулировка понятия объединяет краеведение и историю, поэтому музеи называются историко-краеведческими. Согласно определению, которое имеется в литературе, это такие музеи, собрания которых документируют различные стороны жизни (природные условия, историческое развитие, экономику, быт, культуру) конкретного региона или населенного пункта, составляют часть его природного и культурного наследия. Специфика краеведческих музеев заключается в их комплексном характере. В коллекциях музеев данного типа представлены источники всех видов по разным отраслям знания. Деятельность краеведческих музеев связана с комплексом научных дисциплин (естественных, гуманитарных, технических).

Музееведческие исследования, практика музейной деятельности относят к числу основных функций российского музея следующие: комплектование, хранение, научное описание, которые реализуют сотрудники отдела фондов; экспонирование, образование и воспитание посредством экскурсионного обслуживания посетителей, подготовку издательской продукции, которые выполняют сотрудники экскурсионно-массового и выставочного отделов. Работа музейной библиотеки нацелена на реализацию основных функций музея как социокультурного учреждения.

В соответствии с общепринятой классификацией библиотека музея относится к типу специальная (научная) библиотека или. Базовыми характеристиками для отнесения библиотек к данному типу являются: ведомственная принадлежность, тематическое ядро фонда, характер информационного обслуживания и структура пользовательской аудитории. В литературе имеется определение музейной библиотеки как научно-вспомогательного подразделения, обеспечивающего основную деятельность музея.

Библиотека историко-краеведческого музея определена как научный отдел, который содействует деятельности музея через реализацию исследовательской, когнитивной и интерпретационной функций.

Построение функциональной структуры библиотеки историко-краеведческого музея конкретизируется одновременно с нескольких точек зрения: с позиции множественности концепций функциональной структуры библиотек в современном библиотековедении; с точки зрения деятельности музея как определяющего фактора развития библиотеки, а также в аспекте анализа роли и места музейной библиотеки в современном информационном пространстве региона. Это достигается лишь при введении функционального принципа, который предполагает анализ социальных деятельностных систем и их функционирования в целом и в отдельных элементных проявлениях.

Функциональная структура библиотеки историко-краеведческого музея зависит от формы существования книжного фонда в музее. В тех музеях, в которых книжный фонд является подотделом отдела фондов музея, наиболее важными функциями для данной структуры являются кумулятивная и мемориальная. Это соответствует концепции музейной деятельности в целом и деятельности отделов фондов, в частности.

Другая форма существования книжного фонда в музее - это самостоятельное структурное подразделение - научная библиотека музея, в деятельности которого основные функции дополняются коммуникативной функцией. Это полностью соответствует сути библиотеки как социального института независимо от ведомственной принадлежности. Именно коммуникативная функция отличает библиотеку музея от подотдела книжных фондов. Соответственно, имеются различия в нормативно-правовом регулировании деятельности библиотеки музея и подотделов книжных фондов. Типового положения о библиотеке музея на сегодняшний день не существует, поэтому сотрудники музейных библиотек разрабатывают нормативно-правовую документацию, ориентируясь на федеральное законодательство в области библиотечного и музейного дела.

В нормативно-правовой документации, разработанной руководителями музейных библиотек России и США, общим моментом деятельности в них является четкое разделение групп пользователей по приоритету обслуживания: правом первоочередного обслуживания пользуются сотрудники музеев, для «внешнего» пользователя оговариваются особые условия.

Кумулятивная, мемориальная и коммуникативная функции определены в литературе как общебиблиотечные, то есть свойственные всем библиотекам, но в структуре деятельности музея они приобретают специфические черты. На основе функционального подхода выявлены особенности реализации кумулятивной функции в музейной библиотеке.

Для этого был произведен анализ деятельности библиотек историко-краеведческих музеев по следующим позициям: формирование фондов музейных библиотек; количественный состав фонда; особенности качественного состава фонда; критерии отбора документов; использование сегментов документного рынка.

Согласно документам, регламентирующим деятельность музейных библиотек, предметную область комплектования определяют совместно с научным советом музея. На первое место в процессе комплектования выходят не столько полнота комплектования, сколько задача отбора документов. Основными критериями отбора являются их соответствие профилю работы музея, а также научная, историческая, художественная, экспозиционная ценность документа, его практическая значимость, степень его соответствия профилю фонда, задачам библиотеки и потребностям пользователей. Состав фонда музейной библиотеки и выполняемые им функции определяются исторически сложившейся спецификой и актуальным состоянием истории как науки, что диктует введение новых видов носителей информации. Эти аспекты находят отражение в типах и видах документов, отбираемых для хранения: местные издания на всех видах информационных носителей; изобразительные материалы (эскизы проектов экспозиций, карточки почтовые, фотографии, альбомы, афиши, открытки); выставочные буклеты; каталоги выставок и аукционов; определители. На основе выявленных закономерностей и общих моментов в истории музейных библиотек, а также функционирования фонда сформулированы современные тенденции комплектования фондов библиотек историко-краеведческих музеев: максимальное комплектование особо значимых специальных разделов, соответствующих музейным коллекциям; расширение тематического и видового диапазонов комплектования в связи с введением новых направлений музейной работы; разграничение деятельности по комплектованию с другими родственными учреждениями, что, в конечном итоге, повышает эффективность и качество комплектования фондов музейных библиотек.

Во многих музейных библиотеках имеются фонды редких книг, поэтому мемориальная функция для музейных библиотек имеет особое значение. В процессе ее реализации происходит выделение отдельных коллекций из общего фонда редких книг, в частности, коллекции рукописей и рукописных книг, первопечатные книги, издания, напечатанные церковнославянским и гражданским шрифтами, книги с владельческими надписями, коллекции авторских переплетов, обложек, экслибрисов, суперобложек, иллюстраций и других элементов книги. Этот процесс зависит, в том числе, от тематики научных исследований сотрудников музея. Реализация мемориальной функции включает также мероприятия по консервации и реставрации особо ценных изданий, создание оптимальных условий для хранения книг, обеспечение безопасности и защита от хищений, создание фонда страховых копий.

Смысл деятельности библиотеки состоит не только в приобретении и сохранении документного фонда, но и предоставления его пользователю. В этом состоит сущность коммуникативной функции. Анализируя особенности реализации коммуникативной функции в библиотеке историко-краеведческого музея, необходимо отметить выдвижение на первый план определение состава пользователей и их информационных потребностей.

Пользователями библиотеки музея являются в первую очередь научные сотрудники музея (в эту категорию включены также сотрудники муниципальных музеев). Для полноценного выполнения своих должностных обязанностей они нуждаются в информационном обеспечении выставочной, хранительской, научно-исследовательской, реставрационной, просветительской, экскурсионной и других видов деятельности музея. Далее по степени важности следует информация по вопросам краеведения, необходимая для концептуального обоснования экспозиций и выставок, научного описания музейных предметов, этикетажа экспонатов в экспозиции; отечественная история; затем следуют актуальные научные документы и информация по естественным наукам.

В состав читателей входят «внешние» пользователи, не являющиеся сотрудниками музея, но имеющие информационные потребности, которые могут быть удовлетворены именно в музейной библиотеке, выполняющей специфические функции. Это студенты высших учебных заведений, аспиранты, учащиеся средних школ. В последние годы появились новые категории - журналисты, частные коллекционеры, исследователи-краеведы, работники кино и телевидения. Работа «внешних» пользователей имеет в своей основе стремление получить справочные данные по интересующему их вопросу или дополнить уже имеющуюся информацию. Музейная библиотека, удовлетворяющая информационные потребности «внешних» пользователей, своей деятельностью влияет на формирование положительного имиджа музея как учреждения, открытого для всех категорий пользователей.

Происходит увеличение пользователей в рамках категории «посетители музейной экспозиции», для которых наиболее важными являются научно-популярные книги и статьи, позволяющие им удовлетворять познавательные потребности.

научный библиотека музей заповедник

Дорогие коллеги!

Продолжаю систематизировать материал о музейной деятельности библиотек. Сегодня приведу примеры попыток классифицировать данное направление деятельности.

Библиотеки и музеи выполняют общие социальные функции (мемориальные, коммуникационные, информационные) и задачи (сбор, обработка, изучение, хранение, демонстрация). Поэтому вполне закономерно соединение двух разных по содержанию фондов и организации деятельности учреждений в единую информационную структуру. Появление элементов музейной деятельности объясняется тем, что привычное представление о библиотеке или музее как консервативном компоненте культуры, хранилище памяти предметов, уходит в прошлое. Библиотеки и музеи обладают потенциалом для создания общих баз данных, облегчающих пользователю поиск достоверных сведений.

Мотивация к применению музейных форм и методов деятельности:

Профессиональные мотивы: осознание ценности библиотечной профессии, новых возможностей библиотеки, стремление подтвердить социальную значимость, активная имиджевая политика;

Личные мотивы: личностная активность библиотекаря, его творческие способности, которые проявляются в авторской концепции экспозиции, выставки, в использовании оригинальных форм и методов работы.

Вышеперечисленные причины, по которым библиотеки обращаются к музейной деятельности, приводят к разнообразию ее результатов. Особенности музейной работы библиотекари адаптируют к условиям своих учреждений и получают новое качество библиотечных услуг.



На данный момент кандидат педагогических наук Юлия Анатольевна Демченко, сотрудник Еткульской ЦБС Челябинской области в рамках своей диссертации предлагает свой вариант классификации библиотек , осуществляющих музейную деятельность:

- по структуре:

*библиотеки с музейным отделом

*библиотеки, не имеющие музейного отдела;

- по степени функционирования:

*библиотеки-музеи,

*музеи-библиотеки,

*библиотеки с библиотечным музеем,

*библиотеки с мини-музеем;

-по форме:

*библиотеки, непосредственно участвующие в работе музеев, не входящих в их состав,

*библиотеки, сотрудничающие с музеями,

*библиотеки, организующие библиотечно-музейные выставки

Элементы музейной деятельности в настоящее время активно используются в работе большей части библиотек. Фонд музея при библиотеке включает в себя предметы, в основном относящиеся к объекту исследования данного музея. Объект исследования или тема музея может быть разной. Музеи в библиотеках могут работать над созданием экспозиции, посвященной какому-либо определенному человеку — ученому, писателю, поэту, артисту. Фонд музея будет содержать: книги, сборники трудов данного автора; фотографии или портретные картины; какие-либо личные вещи; статьи об авторе из журналов и газет; награды.

Как правило, библиотекам присваиваются «громкие» имена знаменитых классиков, память которых увековечивают государственные мемориальные музеи. При всем желании сотрудникам библиотеки бывает нелегко приобрести какие-либо подлинные экспонаты, связанные с жизнью знаменитого писателя (это обязательный элемент музея). Но библиотека может собрать весь репертуар выдающегося деятеля, ретроспективные и современные публикации о нем, создать свою информационную базу. Конечно, в библиотеке должна постоянно действовать выставка, посвященная конкретному деятелю.

Не только публичные, но и национальные и вузовские библиотеки обращаются к внедрению элементов музейной деятельности. Это связано с поиском новых направлений и форм реализации научной деятельности, повышением активизации профессиональной деятельности сотрудников, актуализацией просветительской и воспитательной функций библиотеки. Например, библиотека, создающая музей вуза или музей библиотеки, является организатором изучения истории высшей школы и библиотечного дела в своем регионе, что можно рассматривать как часть краеведческой работы.

В наиболее крупных библиотеках, нередко обладающих уникальными собраниями документов, включая рукописи и книжные памятники, появляются музейные экспозиции, посвященные истории письменности и книгопечатания, как, например, Музей книги в Российской национальной библиотеке.

Главный библиограф отдела информационно-библиографического обслуживания Национальной библиотеки Удмуртской республики О. Г. Колесникова в аналитической справке в зависимости от профилирования и формы организации музейных коллекций выделяет некоторые их типы и виды. Прежде всего, разграничивает такие понятия, как «библиотека-музей» и «музей при библиотеке».

Музей при библиотеке функционирует как самостоятельное подразделение (отдел библиотеки или сектор при каком-либо отделе).

Библиотека-музей – учреждение, где на первый план выносятся мемориальные задачи (примерами могут служить Пушкинская библиотека-музей ЦБС г. Белгорода , Гаврилов-Ямская межпоселенческая центральная районная библиотека-музей в Ярославской области и др.). Организационный статус такой библиотеки меняется, и первостепенной становится музейная специфика. Библиотека принимает на себя научно-исследовательские функции и ведет углубленную поисково-собирательскую деятельность. Все подразделения библиотеки при этом работают на единой концептуальной основе, используя как музейные, так и библиотечные методы и формы работы. Музейная экспозиция при этом статична – это печатные материалы, неопубликованные документы, фотографии, предметы быта, картины, скульптуры.

Библиотеки-музеи и музеи при библиотеках можно разделить на несколько групп. Во-первых, это музеи книги , отражающие историю книжного дела. Их отличительная особенность – наличие в фонде книжных памятников и архивных документов. Музеи книги в качестве структурных подразделений функционируют в таких библиотеках, как РГБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН, Курганская ОУНБ им. А. К. Югова, Зональная НБ Воронежского государственного университета, ЦГДБ им. А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге (Музей детской книги), ЦГБ г. Невинномысска (Ставропольский край) и др.

Музеи истории библиотечного дела по своему содержанию и методике работы близки к музеям книги. Их отличительная особенность – наличие в фонде документов по истории возникновения и развития библиотек определенного региона (района, города). Подобные музеи созданы в Национальной научной библиотеке Республики Северная Осетия-Алания, Новосибирской государственной областной научной библиотеке, ЦГБ им. Н. К. Крупской г. Сарапула (Удмуртская Республика), ЦГБ г. Мурманска.

Музеи истории отдельных библиотек

Культурная миссия библиотеки состоит в передаче из поколения в поколение накопленных человечеством знаний. Но и сама библиотека является феноменом культуры, знания о котором необходимо хранить и приумножать. В качестве примера библиотечных музеев данного типа можно назвать Музей истории РГБ, Музей истории Библиотеки РАН, Музей истории Межпоселенческой центральной библиотеки им. И. И. Лажечникова (г. Коломна, Московской обл.).

Персональные музеи

Множество российских библиотек носят имена выдающихся деятелей культуры, искусства, науки и т. д. В таких библиотеках часто создаются музейные экспозиции, посвященные людям, чьи имена они носят. Именно вокруг биографии, творческой или научной деятельности этого лица выстраивается мемориальный комплекс, профилированный книжный фонд, направления и методика работы, а также традиции библиотеки.


В 1998 г. решением топонимической комиссии администрации города Санкт-Петербурга библиотеке-филиалу № 5 Невской Централизованной библиотечной системы было присвоено имя русского поэта Николая Рубцова. В том же году в ней была разработана целевая программа «Возрождение духовности», которая предусматривала установление партнерских отношений с Союзом писателей России, Рубцовским центром и литературными объединениями, а также создание литературного музея «Николай Рубцов: стихи и судьба» . В экспозиции воссоздан интерьер пионерской комнаты Никольского детского дома Вологодской области, где Н. Рубцов воспитывался, и интерьер библиотеки детского дома, где собраны книги довоенных и военных лет, которые мог читать будущий поэт. Всего фонд музея насчитывает более 3000 экспонатов. Библиотека собрала почти все сборники стихов поэта – как прижизненные, так и изданные после его гибели. Эксклюзивны экспонаты в экспозициях: рукописи, машинописные листы, автографы поэта, первый вариант машинописно-рукописного сборника его стихов «Волна и берег», редкие издания его книг; произведения искусства (живописные полотна по мотивам рубцовской лирики, скульптурные портреты Н. М. Рубцова); мемориальные вещи и др. Библиотека собирает и публикации, посвященные жизни и творчеству поэта. Особенно ценными являются воспоминания людей, знавших и друживших с Н. Рубцовым. Библиотека располагает исследованиями творчества поэта не только российских, но и зарубежных авторов.

Основная цель организации историко-краеведческих и историко-этнографических музеев в библиотеках заключается в изучении и сохранении материальной и духовной культуры народов, населявших в прошлом ту или иную территорию и живущих на ней в настоящем. В целом по стране библиотечные музеи подобного типа численно превосходят все другие.

Виртуальные музеи – это музеи, существующие в глобальной информационно-коммуникационной сети Интернет благодаря объединению информационных и творческих ресурсов для создания принципиально новых виртуальных продуктов – виртуальных выставок, коллекций и др. Опыт создания виртуальных библиотечных музеев уже имеется у Псковской ОУНБ (музей книги «Дыхание веков» ), Костромской УНБ (музей А. Ф. Писемского ), ЦБС г. Пскова (музей поэта, писателя, публициста, переводчика и общественного деятеля Станислава Золотцева ), Кондопожской ЦРБ им. Б. Е. Кравченко Республики Карелия (виртуальный музей «Kondopoga.ru» ).

Используя в работе элементы музейной деятельности, библиотеки трансформируются и формируют новый творческий стиль и библиотечный имидж, более привлекательный для пользователей, повышая тем самым свой социальный статус и в целом способствуя поступательному развитию отечественной культуры. Возрастание роли музейной составляющей в деятельности библиотек во многом объясняется неформальным творческим подходом библиотечных специалистов. Организовать музей при библиотеке указом «сверху» невозможно – это не предусмотрено типовым штатным расписанием. Музеи создаются преимущественно по личной инициативе библиотекаря. Если сами сотрудники будут увлечены идеей создания музея в своей библиотеке, если они ради этой идеи добровольно возьмут на себя дополнительную нагрузку, сумеют привлечь к организационной работе местную администрацию, читателей, жителей – только в этом случае музей в библиотеке может состояться.


Литература

Полифункциональность современных библиотек во многом обусловлена нарастанием интеграционных процессов в культуре. В связи с изменением социальных условий библиотеки осуществляют деятельность других учреждений культуры – с полным сохранением при этом своего основного профиля работы. В библиотеках появились выставочные залы, театральные студии, видеозалы и т. п. Около 15–20% библиотек России занимаются в той или иной мере и музейной деятельностью, выполняя, таким образом, одну из основных своих социально значимых функций – мемориальную, заключающуюся в сохранении, возрождении и популяризации культурного наследия.

Отечественные библиотековеды объясняют феномен выполнения библиотеками музейных функций целым рядом причин. Заместитель директора по развитию ЦГПБ им. В. В. Маяковского Т. Кузнецова выделяет следующие:

  1. Библиотека осталась единственным бесплатным, а следовательно, по-настоящему общедоступным социальным институтом.
  2. Библиотеку посещают люди с разной мотивацией, всех возрастов и профессий, в то время как в музеи ходят далеко не все (психологический фактор).
  3. Музейные экспозиции в библиотеках создаются, как правило, не на основе научно проработанной концепции, как это происходит в музейных учреждениях, а по инициативе самих владельцев раритетов, которые могут участвовать в данном процессе, а следовательно, сохранять связь со своей коллекцией.
  4. Основные источники формирования музейных коллекций в библиотеках – частные дары. Это объясняется тем фактом, что библиотеки пользуются авторитетом и доверием, и именно сюда люди чаще всего готовы передавать свои коллекции или семейные реликвии.
  5. В библиотеки можно передать раритеты не только в дар, т. е. навсегда, но и на временное хранение.
  6. Активизируя краеведческую деятельность, библиотеки, изучая историю своих районов и свою собственную, начинают собирать, наряду с письменными документами, предметы материальной культуры .

На последний фактор указывает также С. Г. Матлина, отмечая, что создание самобытных музеев становится престижным, способствует созданию положительного имиджа библиотеки, способствует росту ее авторитета в конкретном населенном пункте, а также на уровне района и области .

К сожалению, музейная деятельность, осуществляемая библиотеками РФ, не имеет выраженного правового статуса. Нормативно-правовая база, регулирующая музейную деятельность, включает Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 г.), соответствующие законы, принятые в субъектах РФ, нормативные акты, утвержденные Правительством РФ и региональными органами исполнительной власти. К нормативным актам федерального уровня относятся: «Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» (1985 г.), «Положение о Музейном фонде Российской Федерации» (1998 г.), «Положение о государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации» (1998 г.).

В Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» дается определение музея как некоммерческого учреждения культуры, созданного собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций . Из приведенного определения следует, что основным признаком музея является статус «учреждения» – самостоятельного юридического лица. Таким образом, музеи в библиотеках, являясь структурными библиотечными подразделениями, не вправе называться музеями, и употребление в данном случае слова «музей» не может использоваться в качестве юридического термина. Более приемлемыми будут такие определения, как «коллекция документов», «собрание...» и т. д.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», в Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» внесены следующие изменения: «Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений». Иными словами, музейная деятельность, не являясь уставным направлением работы библиотеки, не рассматривается учредителем как профильная для финансирования в рамках государственного заказа .

Вместе с тем документ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» официально дает библиотекам возможность развивать музейную деятельность. «Культурная деятельность» в нем определена как работа по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей . Среди основных направлений этой деятельности выделены: изучение, сохранение и использование памятников истории и культуры, музейное дело и коллекционирование, а также «иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются и распространяются и осваиваются культурные ценности» . Исходя из Федерального закона «О библиотечном деле», библиотеки сами определяют содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах, и, следовательно, вполне могут заниматься деятельностью по сохранению культурного наследия . Таким образом, на основании вышеуказанного, библиотеки получают право заниматься всеми видами культурной деятельности, включая музейную. Это предполагает не только создание коллекций музейных материалов, но также их учет, хранение, изучение и использование.

Несмотря на отсутствие четко прописанной нормативно-правовой базы, элементы музейной деятельности в настоящее время используются в работе библиотек достаточно активно. В зависимости от профилирования и формы организации музейных коллекций можно выделить некоторые их типы и виды. Прежде всего, необходимо разграничить такие понятия, как «библиотека-музей» и «музей при библиотеке». Музей при библиотеке функционирует как самостоятельное подразделение (отдел библиотеки или сектор при каком-либо отделе). Библиотека-музей – учреждение, где на первый план выносятся мемориальные задачи (примерами могут служить Пушкинская библиотека-музей ЦБС г. Белгорода , Гаврилов-Ямская межпоселенческая центральная районная библиотека-музей в Ярославской области и др.). Организационный статус такой библиотеки меняется, и первостепенной становится музейная специфика. Библиотека принимает на себя научно-исследовательские функции и ведет углубленную поисково-собирательскую деятельность. Все подразделения библиотеки при этом работают на единой концептуальной основе, используя как музейные, так и библиотечные методы и формы работы. Музейная экспозиция при этом статична – это печатные материалы, неопубликованные документы, фотографии, предметы быта, картины, скульптуры .

Библиотеки-музеи и музеи при библиотеках можно разделить на несколько групп. Во-первых, это МУЗЕИ КНИГИ , отражающие историю книжного дела. Их отличительная особенность – наличие в фонде книжных памятников и архивных документов. Музеи книги в качестве структурных подразделений функционируют в таких библиотеках, как РГБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН, Курганская ОУНБ им. А. К. Югова, Зональная НБ Воронежского государственного университета, ЦГДБ им. А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге (Музей детской книги), ЦГБ г. Невинномысска (Ставропольский край) и др.

Осознавая необходимость приобщения различных слоев населения к ценностям книжной культуры, Архангельская ОНБ им. Н. А. Добролюбова выступила с инициативой представить масштабный социокультурный проект «Виртуальный музей книжных памятников Архангельского Севера» (получил грант Президента РФ). В ходе его реализации был создан информационный продукт – сайт «Виртуальный музей “Книжные памятники Архангельского Севера”» , посвященный истории книги на Русском Севере, созданию и бытованию книжных памятников, их роли в контексте истории России и мировой истории. В музее несколько залов: «Памятники мирового значения», «Монастырские библиотеки», «Библиотека Афанасия Холмогорского», «Крестьянские и старообрядческие библиотеки», «Первые печатные книги на Русском Севере», «Зал Ломоносова», «Книжная культура на Русском Севере в XIX веке». Посетив их, можно познакомиться с рукописными и старопечатными книгами, факсимильными изданиями.

В Центральной библиотеки № 65 им. В. Г. Короленко ЦБС Северного административного округа г. Москвы существует постоянно действующая мемориальная экспозиция, посвященная жизни и деятельности выдающегося русского писателя, – Виртуальный музей В. Г. Короленко . Среди разделов сайта музея – «Факты биографии» (знакомит с жизненным и творческим путем писателя, а также публикациями и исследованиями современных авторов о нем. Посетив этот раздел, можно совершить виртуальную экскурсию, проводимую известным московским краеведом, главным хранителем Музея истории МСХА им. Тимирязева С. Величко. Тема экскурсии – «В. Г. Короленко в Москве: Петровско-Разумовское, Головино, Михалково, Ховрино»); «Воспоминания и переписка» (воспоминания дочери писателя С. В. Короленко и переписка В. Г. Короленко с А. П. Чеховым); «Литературное наследие В. Г. Короленко» (список основных произведений писателя); «В. Г. Короленко-живописец» (малоизвестен факт о больших способностях писателя к рисованию; некоторые из зарисовок Короленко можно увидеть в данном разделе); «Музеи В. Г. Короленко» (раздел знакомит с литературно-мемориальными музеями В. Г. Короленко в Житомире и Полтаве, Домом-музеем (дачей) В. Г. Короленко в Джанхоте Краснодарского края); «Литературное объединение “У Короленко”» (деятельность литературного объединения любителей поэзии, созданного в 1995 г. и проводящего свои встречи в библиотеке); «Имя Короленко» (перечень названных именем В. Г. Короленко образовательных учреждений, библиотек, улиц и т. д.).

* * *
Используя в работе элементы музейной деятельности, библиотеки трансформируются и формируют новый творческий стиль и библиотечный имидж, более привлекательный для пользователей, повышая тем самым свой социальный статус и в целом способствуя поступательному развитию отечественной культуры. Возрастание роли музейной составляющей в деятельности библиотек во многом объясняется неформальным творческим подходом библиотечных специалистов. Организовать музей при библиотеке указом «сверху» невозможно – это не предусмотрено типовым штатным расписанием. Музеи создаются преимущественно по личной инициативе библиотекаря. Если сами сотрудники будут увлечены идеей создания музея в своей библиотеке, если они ради этой идеи добровольно возьмут на себя дополнительную нагрузку, сумеют привлечь к организационной работе местную администрацию, читателей, жителей – только в этом случае музей в библиотеке может состояться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. О библиотечном деле: федеральный закон от 29 дек. 1994 г. № 78-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. 2 янв. № 1.
  2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2010. 10 мая. № 19. Ст. 2291.
  3. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: федеральный закон // Собрание законодательства РФ. 1996. 27 мая. № 22. Ст. 2591.
  4. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: федеральный закон от 09.10.1992 № 3612-1 (ред. от 05.05.2014) // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Колосова С. Г. Сохранение культурного наследия. Особенности работы библиотек-музеев и музеев библиотек: формы, методы, социальное партнерство // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. 2007. № 41. С. 81–85.
  6. Кузнецова Т. В. Культурная инициатива или социальная закономерность // Библиотечное дело. 2010. № 21. С. 20–24.
  7. Кузнецова Т. В. Музейная деятельность библиотек: культурная инициатива или социальная закономерность: на примере общедоступных библиотек Санкт-Петербурга // Библиотечные технологии: прилож. к журн. «Библиотечное дело». 2010. № 4. С. 73–83.
  8. Кузнецов Т. В. О музейной деятельности общедоступных библиотек Санкт-Петербурга (обзор) // Музейная деятельность публичных библиотек: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (СПб., 30 июня – 2 июля 2010 г.). СПб., 2010. Ч. 1. С. 18–39.
  9. Матлина С. Г. Нужны ли библиотекам музейные подразделения? // Библиотечное дело. 2007. № 18 (66). С. 2–6.

Составитель :
главный библиограф отдела информационно-
библиографического обслуживания О. Г. Колесникова

Переход в новое тысячелетие для многих публичных библиотек стал переходом и в качественно новое состояние, для которого характерны не только расширение содержания деятельности и традиционных функций, но и изменение их социально-культурной роли. Порою, сама жизнь создает новую модель библиотеки, определяет ее место в обществе и предназначение. Таким феноменом уходящего столетия явились музеи в библиотеках. Особое место среди всех библиотек занимают библиотеки-музеи (или библиотеки, в чью структуру входит музей). Библиотеки-музеи бывают разные. Условно их можно разделить на литературные и историко-краеведческие. Сейчас уже определение больших музейных коллекций, организованных при библиотеках имеет понятие «мини-музей», которое было признано с одобрением всеми библиотекарями республики Татарстан. Создание «мини-музеев» считается престижным, так как положительно влияет на имидж библиотеки, способствует росту ее авторитета, как в данном населенном пункте, так и в масштабах района.

Можно ли назвать появление музеев в библиотеках инновацией? И да, и нет. В инноватике хорошо известна формула, согласно которой категорию новизны характеризуют не столько временные, сколько качественные изменения.

Появление музеев в библиотеках событие не случайное. Создание музея -- всегда начало большой работы.

Несмотря на финансовые проблемы, библиотеки стремятся широко использовать современные технологии, способствующие повышению творческого потенциала читателей. Библиотечные работники края наряду с подготовкой различного рода программ стали разрабатывать такие формы обслуживания, которые могли бы не только усилить общественную значимость библиотек, но и привлечь внимание «власть предержащих».

Музей как инновационная форма -- это более высокий, во многом профессиональный подход в устройстве экспозиции -- в нём достаточно большое собрание материалов. Всё это позволяет более конкретно, на примерах вести просветительскую деятельность.

Библиотеки становятся более интересными, привлекательными и для новых, потенциальных читателей. А их стремление создать новую модель учреждения позволяет и раскрыть творческий потенциал его сотрудников, и содействовать их профессиональному росту, и определять перспективы дальнейшей деятельности, направленной на ее востребованность в местном сообществе.

Музей будет служить не только источником привлечения новых слоев, выявляя уникальность библиотек, но и формировать новую мотивацию традиционных посетителей.

Если библиотека располагает достаточным помещением, библиотекарь увлечен краеведением, если музейная функция не будет преобладать над основной функцией библиотек -- информационной, то музеи имеют полное право на существование.

Музейный образовательный процесс в современном его понимании строится на принципе диалога. Это создает условия для активного включения индивида в процесс творческого саморазвития, который потребует от него полной активизации всех сфер высшей нервной деятельности. Образовательный процесс в музее сочетает рациональный и ценностный аспекты, и являются творческой деятельностью, состоящей из нескольких этапов:

I этап -- накопление историко-культурного опыта, эмоциональных, впечатлений от общения с подлинными предметами, образов, возникших в сознании в ходе «переживания» музейных предметов, чувственного опыта познания прошлой действительности, тактильных ощущений. А так же опыта самопознания, познания личных возможностей, своего творческого потенциала и, как следствие, -- нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

II этап -- осознание музея как культурно-исторического феномена. Формирование образа музея в сознании.

III этап -- осмысление музейного предмета, предполагающее сочетание чувства, разума и действия. На этом этапе создается предпосылка к диалогу с ушедшими культурными реальностями.

Образовательные возможности музея реализуются в большей степени благодаря развитию такой научной деятельности и практической, как музейная педагогика, включающая в себя как представление музейной информации, управление процессом ее восприятия, так и изучение эффективности ее воздействия на музейную аудиторию.

Сравним функции музея в библиотеке и самостоятельного музея.

Таблица 1. Сравнительный анализ функций самостоятельного музея и музея в библиотеке

Литературные музеи можно условно разделить на следующие:

¦ музей писателя;

¦ музей книги;

¦ музей литературного персонажа;

¦ музей литературного жанра.

Итак, рассмотрим деятельность данного жанра музеев на примере деятельности некоторых конкретных музеев.

Например, Дом Н.В. Гоголя на Никитском бульваре, хранящий память о последних годах жизни писателя, -- единственный сохранившийся дом в Москве, где Николай Васильевич Гоголь жил продолжительное время: с 1848 по 1852 гг. Теперь в этих стенах открыт единственный в России музей великого классика и действует научная библиотека.

Музейное пространство охватывает всё здание со всеми его помещениями, но основная экспозиция размещается на первом этаже особняка. Здесь собраны подлинные исторические предметы и произведения искусства, а также вещи, принадлежавшие Н.В. Гоголю.

Фонд музея содержит уникальные коллекции: изобразительные материалы, редкие книги и документы, бытовые предметы, фотоматериалы, археологические находки. В коллекции изобразительных материалов есть редкие и малоизвестные портреты Н.В. Гоголя, а в собрании редких книг и документов можно назвать, прежде всего, рукопись -- список «Авторской исповеди» Н.В. Гоголя (1853), прижизненные издания «Арабесок» (1835), «Мёртвых душ» (1846), «Выбранных мест из переписки с друзьями» (1847).

Экспозиция рассчитана на самые разные категории посетителей: специалистов-филологов, творческих работников, студентов, школьников и пенсионеров. На базе музея для всех желающих проводятся экскурсии и лекции. Для иностранных гостей разработан аудиогид на четырёх языках.

Научная работа Дома Н. В. Гоголя включает в себя проведение ежегодных международных Гоголевских Чтений, изучение источников о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, а также музейных реликвий, исследовательские экспедиции и методические разработки. Результаты научных исследований публикуются в виде печатных изданий.

Дом Н. В. Гоголя -- мемориальный музей и научная библиотека осуществляет комплексное музейное и библиотечно-информационное обслуживание населения в полном объёме. Для посетителей всегда открыты двери нотно-музыкального отдела, читального зала, абонемента и справочно-библиографического отдела. В читальном зале можно не только заказать книгу, но и найти нужную информацию в Интернете. Обширный и разнообразный фонд абонемента традиционно предоставляет книги для чтения на дом. Специалисты справочно-библиографического отдела помогают осуществлять поиск изданий по каталогам и картотекам.

Местоположение Дома Н.В. Гоголя уже много лет привлекает студентов близко расположенных учебных заведений: Московской Государственной Консерватории им. П.И. Чайковского, Высшего музыкального училища при МГК, РАМ им. Гнесиных, РАТИ. Фонды библиотеки-музея позволяют пользоваться ею как учебной. Нотно-музыкальный отдел был и остаётся очень популярным среди учащейся молодежи, которая приходит сюда целыми группами. Особенно много студентов занимается здесь после лекций. В среднем каждый день особняк на Никитском бульваре посещают более 400 студентов.

В Доме Н.В. Гоголя проводятся различные культурные акции: встречи в рамках Литературно-музыкальной гостиной, проекты цикла «Усадебный театр», календарные праздники, концертные программы, конференции, лекции и семинары.

Музей романа В.А. Каверина «Два капитана» в г. Псков собрал большой экспозиционный материал:

¦ Письма В.А. Каверина

¦ Документы из семейного архива Кавериных

¦ Книги морской тематики

¦ Картины художников-маринистов

¦ Переписка с внучкой Ф. Нансена Марит Греве, экипажем атомной подводной лодки «Псков», записи встреч клуба с моряками и исследователями.

Музей расширяет международные связи, влияет на социокультурную среду города, интегрирует интерес подростков к профессиям, связанным с экстремальными ситуациями, например к профессии спасателей.

В музее создан попечительский совет, состоящий из:

¦ Комитета по культуре Псковской области;

¦ Еврейского культурного общества, Псковского отделения;

¦ Псковского фонда культуры.

Создана база информационного обеспечения музея с помощью PR-кампании, разработана деятельность музея: экскурсионное сопровождение на трех языках; сбор дополнительного материала для фонда; разработан экскурсионный маршрут по городу, создана презентация музея; организована коммуникативная среда клуба на основе музея; и установлены партнерские связи с другими регионами, имеющими литературные музеи. Все это делается с помощью работников библиотеки.

Таким образом, функционирование библиотеки музея изначально неотделимо от деятельности музея.

С 1996 г. в Псковской областной библиотеке работает подростковый клуб «Два капитана», в заседаниях которого принимают участие члены Псковского морского собрания, школьники-кадеты, пограничники Псковской флотилии, моряки-подводники, полярные исследователи.

Членами клуба и библиотекарями собран большой экспозиционный материал, включающий: письма В.А. Каверина; документы из семейного архива Кавериных; книги морской тематики; картины художников-маринистов; переписку клуба с внучкой Ф. Нансена Марит Греве, экипажем атомной подводной лодки «Псков»; записи встреч членов клуба с моряками и исследователями.

Раз в два года проводятся областные Каверинские чтения, издано методико-библиографическое пособие «Капитаны живут среди нас».

Комната-музей татарского писателя Ф. Шафигуллина в городе Зеленодольск (1999 г. открытия) представляет собой так называемый мини-музей. Основой фонда этого музея явились личные вещи и книги из библиотеки писателя, предоставленные вдовой, поэтессой Эльмирой Шарифуллиной. В экспозиции собраны все произведения писателя, рецензии на них, переписка с родными и друзьями, фотографии, рисунки. Под музей выделено 2 комнаты. В первой комнате расположена экспозиция, рассказывающая о литературной жизни города и района в разные годы. Здесь представлена информация и портреты писателей земляков, просветителя татарского народа Каюма Насыри. Вторая комната полностью посвящена жизни и творчеству Фаиля Шафигуллина. Экспозиция состоит из пяти разделов:

¦ Карашамский период.

¦ Вдали от Родины.

¦ Зеленодольский период.

¦ Казань.

¦ Память.

Одна из экспозиций воспроизводит внутренний интерьер татарской деревенской избы конца 30-х годов XX века.

Ежегодно в мае проходят Шафигулинские чтения, а также фольклорные вечера и праздники. Предполагается создание видео-фонда выставок и мероприятий, а также создание буклетов и путеводителей.

В филиале № 13 ЦБС Казани успешно работает литературная экспозиция, посвященная жизни и творчеству современной татарской поэтессы Гульшат Зайнашевой. Поэтесса несколько лет назад ушла из жизни, оставив после себя не только большое литературное, но и музыкальное наследие, так как она была автором стихов многих популярных татарских песен. Библиотекари нашли общий язык с родственниками Гульшат Зайнашевой, в результате их сотрудничества появился литературно-музыкальный мини-музей, проводятся интересные мероприятия.

Все вышеназванные библиотеки продолжают исследовательскую и поисковую работу по темам своих экспозиций, привлекая в эту интересную работу и читателей. Мероприятия, проводимые библиотеками, тесно связаны с созданными экспозициями и поэтому всегда вызывают живейший интерес со стороны посетителей библиотек. Одним словом, музеи в составе библиотеки намного усиливают информационную и образовательную, культурно-просветительскую и воспитательную функции библиотек.

Перечисляя достоинства музейных экспозиций в библиотеках, нельзя не остановиться и на проблемах. Можно назвать следующие основные проблемы данных мини-музеев:

В зданиях библиотек не предусмотрены специальные помещения для музея, музейные экспозиции в основном занимают небольшие площади в читальных залах или в фойе библиотек;

Не использовано специальное музейное оборудование, требующее больших материальных затрат;

Мини-музеи организованы усилиями исключительно сотрудников библиотек, тогда как в создании музейной экспозиции должны участвовать профессиональные экспозиционеры, художники, дизайнеры.

Возникновение названных проблем связано с тем, что музейные экспозиции в библиотеках в большинстве случаев создаются по инициативе творчески мыслящих сотрудников библиотек, которым для получения финансовой поддержки трудно обосновать руководству района или города значимость, «духовную рентабельность» своего проекта. Очень редко, но бывают и такие случаи, когда инициатором строительства библиотеки-музея выступает администрация города. Однако вышеназванные библиотеки нашли оптимальный путь развития. Впереди -- новые поиски, эксперименты, творческая работа, без которых невозможно осуществлять интересные проекты.

К сожалению, библиотеки сталкиваются с некоторыми проблемами:

¦ отсутствует единая концепция создания музея;

¦ отсутствует единая правовая база оформления музея в библиотеке;

¦ также нет единого регламентирующего документа, подтверждающего сведения о том, какие источники должны находиться в фонде музея-библиотеки.

Наш музей будет содержать «изюминку» -- мы планируем включить в концепцию музея -- переписку и встречи с современниками, друзьями и родными В. Высоцкого, а также устраивать экспозиции, посвященные данным лицам.

СЛАВА МАТЛИНА

Нужны ли библиотекам музейные подразделени

О библиотеках-музеях и мемориальных библиотеках

Библиотекам-музеям посвящено немало публикаций. Большинство из них просто фиксируют конкретный опыт работы. К сожалению, лишь малая толика содержит анализ библиотек-музеев как нового явления в культурной жизни страны.

Слава Григорьевна Матлина, кандидат педагогических наук, доцент, ответственный редактор журнала «Библиотечное Дело», Москва

ТЕМ более никто из авторов не задаётся принципиально важным вопросом: почему в конце прошлого столетия «вдруг» появились модели библиотек, совмещающие социальные роли, собственно, библиотеки и музея (театра, салона, центра национальных культур etc.) И так ли уж необходимо библиотеке совмещать эти роли? А ведь осмысление этого вопроса предполагает отрефлексированное представление о путях дальнейшего развития инновационных моделей, большая часть которых построена на синтезе различных стилей.

В известной степени ответ на этот вопрос даёт статья известного культуролога В. Ю. Дукельского с метафорическим заголовком «Культура возвращается домой». «...На наших глазах формируется своеобразная культура,... в рамках которой потребитель хочет найти в одном месте (универсальном учреждении культуры) театр и филармонию, музей и парк аттракционов, библиотеку и дискотеку.»1 (Выделено мной. - С. М.).

В. Ю. Дукельский упоминает о «вторичном синтезе», к которому «твёрдо идет культура». Общеизвестно, что библиотека как специфический культурный институт своим распространением уже в Новое время обязана музеям. Наиболее известные примеры - Библиотека Британского музея и Румянцевская библиотека, предшественница ГБЛ-РГБ. В конце XIX - начале ХХ вв. провинциальные меценаты создавали так называемые Народные дома, где под одной крышей сосуществовали, взаимодействуя между собой, библиотека, музей, театр, иногда и чайная.

Сегодня учёные констатируют полистилистический характер развития современной культуры, снятие «перегородок», когда

в процессе воспроизводства духовных ценностей акцент переносится со средств на конечный результат. Не случайно, например, по свидетельству зарубежного коллеги Б. Смита, произведения изобразительного искусства, размещённые в новом здании Британской библиотеки, служат не только украшению интерьера, но и важной составляющей её коллекций (New Libr. World. -1998. - Vol. 99. - №1145. - S. 276-386.)

От экспозиции к музею

Эффективность интеграции различных культурных институтов, включая музеи и библиотеки, доказывается практикой. Так широкую известность в стране и за её пределами получили новые направления деятельности знаменитых столичных музеев. Ежегодно в музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина вот уже более четверти века проводятся «Декабрьские вечера», соединяющие изобразительный и музыкальный ряд, и, что особенно важно в контексте данной статьи, предусматривающие широ-

«Декабрьские вечера»

кое экспонирование книжных раритетов.

Профессионалы до сих пор ностальгически вспоминают замечательную выставку «Даль свободного романа», посвященную в год пушкинского юбилея «Евгению Онегину». Столичный музей А. С. Пушкина в своём культурном центре регулярно проводит праздники и балы, книжные развалы -

lt3a^£is Библиотечное ДТэЛО

то есть использует тот же арсенал средств «погружения в культуру» Золотого века, что и публичные библиотеки.

На протяжении многих лет в Музее книги Ленинской библиотеки была открыта для публики экспозиция кабинета знаменитого библиофила и артиста Н. П. Смирнова-Сокольского. Здесь экспонировали не только уникальные книги, имеющиеся в единственном экземпляре, но и замечательный предметно-вещевой ряд, воссоздающий эпоху пушкинского Петербурга. Большинство выставок современного Музея книги РГБ также являются по своему стилю книжно-иллюстративно-предметны-

ми, воплощая интегративное начало современных экспозиций. В настоящее время в РГБ становятся традицией экспозиции картин и фотографий, предметов декоративного искусства, которые не только не препятствуют обслуживанию пользователей, но вносят в него новые краски, выполняя познавательную, эстетическую, рекреативную функции.

Событиями культурной жизни Москвы в последние годы стали также экспозиции Выставочного зала Федеральных Государственных архивов, где системно представлены уникальные архивные документы, предметы - вплоть до личных вещей, принадлежащих членам царской семьи, и книжные раритеты из личных коллекций известных исторических деятелей.

Пушкинская библиотека в г. Белгороде

Аналогичные тенденции сближения деятельности старейших культурных институтов характерны также для областных (краевых) научных и муниципальных библиотек в различных регионах. Там подобного рода выставки нередко «привязаны» к личным интересам и пристрастиям читателей, коллекционирующих старинные предметы быта, гравюры, открытки, значки, ракушки и т. п. На этой основе нередко формируются музейные собрания многих библиотек: Пушкинской в г. Белгороде2, Есенинской в Липецке (см. статью И. Рол-дугиной в данном номере журнала и др.) etc. Личные коллекции собиратели или их потомки нередко передают в дар библиотеке или продают ей.

Помимо интегративных тенденций в развитии современной культуры существуют и другие факторы культурологического свойства, определившие массовое распространение библиотек-музеев. Ведущую роль в этом процессе играет чрезвычайно возросший уровень развития библиотечного краеведения.

В последние годы наряду с традиционным сбором, хранением и продвижением краеведческих документов, на ведущее место выходит поисковая, архивная и музейно-собира-тельская, по сути, исследовательская работа. Количество неопубликованных документов (прежде всего из личных архивов местных жителей) возрастает за счёт тех, что создают сами библиотекари. Имеются в виду, например, «Летописи села», фиксирующие все мало-мальски значимые для жителей события, записи воспоминаний старожилов, ветеранов войны и труда. Это также генеалогические «деревья» сельских и частично городских семей, включая «ветви», давно разбросанные по стране и за её пределами.

Объектом сбора и продвижения становятся не только книги, статьи, но и предметно-вещные реалии: предметы быта, аксессуары художественно-литературной жизни конкретного периода, коллекции значков, медалей, орденов, произведений живописи.

Последние годы муниципальные библиотеки собирали вербальные источники информации: фоно- и видеозаписи старинных песен: колыбельных, свадебных, частушек. Сегодня они идут дальше. При участии специалистов из региональных центров коллеги организуют историко-этно-графические экспедиции, цель которых наряду со сбором уникальных изданий и предметов крестьянского быта - сохранить нематериальное культурное наследие:

обычаи, местный говор. Из экологических экспедиций, организуемых совместно с местной школой и при помощи общественных организаций региона, привозят фактологические сведения об уникальных природных ресурсах своего района, его фауне и флоре, родниках. При этом краеведческая ресурсная база пополняется видео- и фотодокументами, гербариями, дневниковыми записями юных натуралистов.

В целях хранения и эффективного продвижения к пользователям всех этих «некнижных», но очень значимых документов появляется необходимость в новых структурных подразделениях. Оптимальными из них становятся «краеведческие (историко-этнографические) музеи».3

«Вещь - концентрат культуры»

(Г. П. Щедровицкий)

Наряду с интегративными тенденциями и повышением роли краеведение укажу ещё на одну предпосылку появления инновационных моделей синтетичного типа. Имеется в виду новое понимание роли «вещи» в современной культуре. Многие из известных философов-постмодернистов посвятили этой проблеме специальные работы. Имеются в виду работы Ж. Бодрийя-ра, Р. Барта, Ж. Дерриды. Но в первую очередь, замечательного отечественного методолога Г. П. Щедровицкого.

Разрабатывая в 60-е гг. прошлого века методологию дизайна, он выделял «вещный характер современной культуры». Ему принадлежит ставшая знаменитой метафора «Вещь - концентрат культуры». Основной акцент философ делал на «нетоварные формы» вещи. Вещи у него не только часть предметного мира, но более того - показатель его целостности.

Особую роль, по мнению методолога, принадлежит вещи как средству коммуникации. Она может многое рассказать человеку: о своём времени, хозяевах, об их пристрастиях, стиле жизни и т. п. Вещь воплощает сразу множество смыслов: эстетический, технический, связанные с уникальным и тиражированным в культуре. Современный человек живёт среди хаоса предметов и предметных форм, и нуждается в поиске путей его преодоления.4

Назовём и ещё один фактор, повлиявший на сегодняшний «музейный бум», который затронул и библиотеки. Известный культуролог, А. В. Лебедев на примере |>

#18 *2007 Д JIO

музеев, вновь созданных по оригинальным проектам, показывает, что учреждение культуры становится важным ресурсом развития города, села, создаёт собственные бренды. Благодаря им в местную культуру готовы вкладывать деньги различные фирмы. В результате, даже малый город или село становятся центром туризма, различного рода фестивалей, праздников, привлекающих тысячи людей.

В России среди таких уникальных проектов можно назвать Выборгскую библиотеку им. А. Аалто - гениального финского архитектора, чьё единственное в России здание (здание местной библиотеки), давно является объектом паломничества экскурсантов. Поэтому Выборгская Центральная городская библиотека - музей в изначальном смысле этого слова.

Другой пример - не слишком большой город Кировск Мурманской области, где провёл детство Венедикт Ерофеев и где до сих пор живут члены его семьи. Библиотека, создавшая музей писателя, стала научным центром по изучению его творчества, который может по праву считаться главным культурным брендом города.

К сожалению, даже включённые в туристические маршруты, эти библиотеки-музеи в настоящее время лишь в малой мере осознают себя как культурный ресурс, притягательный для получения социального и материального капиталов. Х

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст

КОЛОСОВА СОФЬЯ ГЕННАДЬЕВНА - 2007 г.