Программа и календарно- тематическое планирование театрального кружка для младших школьников "в гостях у сказки". Учебно-тематический план театральной студии «Театральные ступеньки»

Ростовская область Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

сл. Большая Мартыновка

Утверждаю:

Директор МБОУ – СОШ № 1

сл. Большая Мартыновка

И.В.Реуцкова

Приказ от 29.08.2016 г.

№198

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Студии театрального мастерства «Вдохновение»

Уровень общего образования, класс: начальное общее, 2 - Б класс

Количество часов в неделю: 1 час.

Количество часов в год: 33часа.

Учитель:Ильинова Юлия Николаевна

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО, программы «Театр» для начальной школы (автор И.А. Генералова), «Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка».

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа разработана основе ФГОС НОО , программы «Театр» для начальной школы (авт. И.А.Генералова),

«Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка».

Данная программа реализуется для обучающихся 1 класса. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ - СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка в 2016-2017 уч. году количество часов в неделю: 1 час; в год: 33 часа.

Цели и задачи программы:

  • Развивать умение равномерно размещаться по сценической площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.
  • Развивать ритмические способности и координацию движений.
  • Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела.
  • Развивать способности создавать образы с помощью жеста и мимики.
  • Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации в соответствиис характером и настроением музыкальных произведений.
  • Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики. Развивать правильное речевое дыхание, тренировать три вида выдыхания.
  • Тренировать опору дыхания и свободу звучания с мягкой атакой.
  • Улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков.
  • Расширять диапазон и силу звучания голоса.
  • Учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п.).
  • Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Нормировать четкую, грамотную речь.
  • Пополнять словарный запас, образный строй речи.
  • Строить диалог между героями разных сказок.
  • Подбирать рифмы к заданным словам.
  • Развивать способность представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени. Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев.
  • Развивать умение сочинять коллективную сказку по очереди, добавляя свое предложение.
  • Знакомить детей с терминологией театрального искусства.
  • Познакомить с театральными профессиями: гример, костюмер, осветитель, звукорежиссер.
  • Разъяснить особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусств.

Ценностные ориентиры программы

В основе занятий театром лежит игра, поскольку занимает значительное место в постижении мира. В процессе игры дети совместно с учителем моделируют вымышленные и реальные ситуации, которые будят воображение и развивают стремление к творчеству.

Программа студии театрального мастерства «Вдохновение» преследует цели: опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, привить через театр интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней, научить творчески относиться к любой работе. Курс направлен на воспитание и развитие понимающей, умной, интересной личности, обладающей художественным вкусом, разносторонними взглядами, имеющей собственное мнение.

Театр как искусство многомерное, многоликое и синтетическое способен помочь ребенку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру. Игра – непременный атрибут театрального искусства, она позволяет детям и педагогам взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат.

Театрализованная игра должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Но не следует бояться неудач, т.к. это прекрасно закаляет характер ребенка, учит переживать свой проигрыш, воспитывает способность искать компромиссы.

  1. Планируемые результаты.

Личностные УУД : желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Регулятивные УУД : принимать и сохранять поставленную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные УУД : осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД : вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Основной формой учёта результатов внеурочной деятельности является портфолио.

  1. Содержание курса.

Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.

Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.

Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.

Находить оправдание заданной позе.

На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.

Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах.

Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.

Знать и четко произносить в разных темпах 8 - 10 скороговорок.

Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

  1. Программно-методическое обеспечение
  • Пособие И.А.Генераловой «Театр»
  • Приложения:
  1. Общеразвивающие игры.
  2. Специальные театральные игры.
  3. Игры на развитие двигательных способностей.
  4. Игры и упражнения на речевое дыхание.
  5. Учебные программы к спектаклям.
  6. Сценарии спектаклей.
  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

П/п

Дата

Дата

факт

курса

Деятельность учащихся

Работа над спектаклем

1.09

Вводное занятие

Подведение итогов прошлого сезона. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений.

Понятия: театр, актер, аншлаг, бутафория, декорации.

Игра «Назови свое имя ласково»

Учащиеся садятся в круг и играют в игру. Игра «Театр»

Обсуждение репертуара

8.09

Театральное искусство

Что такое искусство. Театр как вид искусства.

Театральный словарь : бенефис, грим, зритель, миниатюра

Игровой тренинг «Нос, пол, потолок»

«Театральные жмурки»

Работа над миниатюрой

15.09

Дорога в театр

Путешествие в театр. Театр Карабаса Барабаса.

Театральный словарик-премьера.

Игровой тренинг «Снежный ком», «Буратино и папа Карло», «Куклы и кукловод»

Работа над ролями в миниатюре

22.09

Что возьмем в театр

Театральные предметы, Предметы, которые не рекомендуется брать в театр.

Театральный словарь :

котурны, жест, мимика.

Игровой тренинг «Буратино и папа Карло», «Я не возьму в театр…»

29.09

Когда нужно приходить в театр

Обсуждение с детьми, когда начинаются вечерние и дневные спектакли

Театральный словарь :

этюд, оркестр, дирижер.

Игровой тренинг «Тройка, или абракадабра»

6.10

Театральные профессии

Знакомство с театральными профессиями.

Игровой тренинг «Жмурки».

«Нос, пол. Потолок», «Штирлиц»

13.10

В театре. Перед спектаклем.

Знакомство с гардеробом, зрительным залом, сценой, оркестровой ямой.

Театральный словарь : реквизит, репертуар, премьера, пьеса-игра.

Упражнения «Штирлиц», «Снежный ком» на тему «Театральные профессии»

Знакомство со сказкой.

Обсуждение пьесы-сказки

20.10

Антракт

Аплодисменты

Знакомство с правилами поведения в театре.

Театральный словарик-антракт

Упражнения «Шар», «Телефон»,

«Летает-не летает»

Обсуждение и распределение ролей

27.10

Создание спектакля

Знакомство с бутафорской и гримерной.

Путешествие по театральной мастерской.

Театральный словарь :

этюд, оркестр, дирижер

Упражнение «Гномы»,

10.11

В мастерской художника и костюмера

Знакомство с костюмерной. Эскизы костюмов.

Театральный словарик-костюм.

Тренинг «Гномы», «Хоровод»

Разучивание ролей для пьесы-сказки

17.11

Мастерская актера и режиссера

Знакомство с профессиями актер и режиссер.

Главное в профессии – воображение.

Тренинг «Гномы», «Хоровод». «Змейка», дидактическая игра «Полет в страну Фантазию»

Разучивание ролей для пьесы-сказки

24.11

Придумываем и делаем костюмы

Знакомство с театральными костюмами и профессией художник-костюмер

Театральный словарь :

Акт, пьеса, диалог, антракт, монолог, реплика, ремарка

Изготовление костюмов.

Разучивание ролей для пьесы-сказки

1.12

Театральные маски

Знакомство с театральными масками разных стран.

Тренинг «В пещере горного короля»

Разучивание ролей для пьесы-сказки

8.12

Делаем декорации

(практическое занятие)

Придумываем и выполняем декорации к сказке.

Тренинг «Брито-стрижено»

Генеральная репетиция сказки

15.12

В мастерской бутафора

Знакомство с понятием реквизит.

Дидактическая игра «На корабль погрузили…»

Премьера спектакля

22.12

Пальчиковые куклы

Упражнения «Медведи в клетке», «Змеи», «Ежик»

Слушание новой пьесы.

12.01

Пальчиковые куклы

Изготовление пальчиковых кукол.

Тренинг «Воробьи-вороны», «Хлопки»

Обсуждение и распределение ролей.

19.01

Играем в сказку

Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки.

Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе.

Учатся выразительно передавать характерные особенности героев сказки.

Пантомимическая игра «Узнай героя»

МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ

Цель. Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.

Разучивание ролей для пьесы-сказки

26.01

Наши эмоции

Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: радость, грусть, страх, злость.

Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли.

Подбирают графические карточки с эмоциями к конкретной ситуации.

Выполняют упражнение «Изобрази эмоцию»

Репетируют пьесу – сказку.

Разучивание ролей для пьесы-сказки

2.02

Изображение различных эмоций

Совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию. Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, страх.

Выполняют этюды на изображение различных эмоций.

Репетируют пьесу – сказку.

Разучивание ролей для пьесы-сказки

9.02

Распознаем эмоции по мимике и интонации голоса

Учить распознавать эмоции радости, грусти, злости по мимике и интонации голоса. Обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающими различные эмоции.

Работают по графическим карточкам

Игра «Угадай эмоцию», «Испорченный телефон»

Репетируют пьесу – сказку.

Разучивание ролей для пьесы-сказки

16.02

Настроение героев

Помочь понять и осмыслить настроение героев. Закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам.

Беседуют о настроении героев сказки

Игра-загадка «Изобрази настроение»

Репетируют пьесу – сказку.

Разучивание ролей для пьесы-сказки

2.03

Игровой урок

Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку.

Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции, изображать их, находить выход из ситуации.

Упражняются в изображении разных эмоций

Репетируют пьесу – сказку.

Разучивание ролей для пьесы-сказки

9.03

Преодолеем страх

Закрепить умение детей изображать страх. Учить преодолевать это состояние. Изображение различных степеней страха

Игра «Преодолеем страх». Тренируются в изображении страха и учатся его преодолевать.

Разучивание ролей для пьесы-сказки

16.03

Делаем афишу и программки

Изготовление афиш и программок к спектаклям

Дидактическая игра «Волшебная корзинка»

Импровизация «Подарок»

23.03

Учимся актерскому мастерству

Учимся верить в воображаемую ситуацию.

Этюд «Одно и то же по- разному», «Угадай: что я делаю»

Разучивание ролей для пьесы-сказки

6.04

Пантомима

Развивать двигательные способности детей, пластическую выразительность.

Игры «Муравьи», «Кактус и ива», «Пальма»

Разучивание ролей для пьесы-сказки

13.04

История театра

Знакомство с русским театральным искусством

Игра «Вопрос-ответ»

Разучивание ролей для пьесы-сказки

29-31

20.04

27.04

4.05

Балет

Развитие пластической выразительности и воображения.

Игры «Буратино и Пьеро», «Баба-Яга», музыкально-пластические импровизации.

Разучивание ролей для пьесы-сказки

32-33

11.05

18.05

Итоговое занятие

Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок. Проведение викторины.

Отвечают на вопросы викторины.

Репетируют пьесу – сказку в костюмах.

Генеральная репетиция сказки.



Программа

Г.Отрадный

Возрастной состав учащихся: 10-13лет

Срок реализации: 3 года

Программу разработала:

Лебедева Надежда Юрьевна воспитатель

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Полное название учреждения

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Отрадный»

Наименование программы

Программа художественно-эстетического воспитания « »

Руководитель детского объединения- Лебедева Надежда Юрьевна

Цель программы

Формирование творческой личности, способной к самореализации.

Задачи программы

1.Образовательные

· оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;

· учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;

· дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях;

· привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;

· научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть. Понять, как рождается сюжет

2.Коррекционные·

· развивать умение владеть своим телом;

развивать зрительное и слуховое внимание,память,наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

· развивать воображение и веру в сценический вымысел;

· развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по разному;

3.Воспитательные

· воспитывать в ребенке готовность к творчеству

· воспитывать умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение характера героя;

· развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях

Срок реализации

2016– 2019 г.г.

Исполнители основных

мероприятий программы

Обучающиеся, воспитанники 3-5-х классов, педагогический коллектив школы, общественность.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Театральный кружок предназначен обучать и воспитывать одаренных к творчеству детей и подростков. Даная программа базируется на психологических особенностях детей 10-14 лет. Темы программы сочетают в себе определенный понятийный материал с многообразными формами практической творческой работы. При этом программа предусматривает развитие театрально-творческой активности учащихся в едином процессе освоения ими знаний и представлений об искусстве театра. Вместе с тем эти темы могут помочь в подготовке литературно- драматических композиций, театрализованных программ и спектаклей.

В занятиях с данной возрастной группой первостепенное значение имеет опора на имеющийся уже у учащихся опыт общения с театральным искусством. Задача руководителя – мобилизовать этот заранее приобретенный опыт, помочь им заново его осмыслить, чтобы на этой основе пробуждать их творческую активность, эмоциональную память и воображение.

Структура программы предполагает возможность творческой интерпретации ее содержания. Учитель вправе выстраивать свою работу, исходя из потребностей и возможностей данного школьного коллектива.

Общие методические принципы работы педагога по программе театрального кружка:

Занятия проводятся со всеми желающими детьми, без какого-либо отбора. Оптимальное количество детей на занятиях 12-16 человек. Занятия желательно проводить в просторном помещении.

Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.

Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получать они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.

Данная программа не предполагает буквального выполнения, она ориентирует педагога на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Программа реализуется в течении трех лет по 2 часа в неделю.

Направления:

Развитие эстетических способностей;

Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

Овладение навыками общения и коллективного творчества;

1. Что такое театр

2. Чем отличается театр от других видов искусств

3. С чего зародился театр

4. Какие виды театров существуют

5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

1. Об элементарных технических средствах сцены

2. Об оформлении сцены

3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

2. Образно мыслить

3. Концентрировать внимание

4. Ощущать себя в сценическом пространстве

ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

1. Общения с партнером (одноклассниками)

2. Элементарного актёрского мастерства

3. Образного восприятия окружающего мира

5. Коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

1. Что такое выразительные средства.

2. Фрагмент как составная часть сюжета.

3. Действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.

1. Применять выразительные средства для выражения характера сцены.

2. Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.

3. Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.

4. Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.

ИМЕЕТ ПОНЯТИЕ:

1. О рождении сюжета произведения.

2. О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.

3. О сверхзадаче и морали в произведении.

ИМЕЕТ НАВЫКИ:

1. Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.

2. Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.

3. Анализировать последовательность поступков.

4. Выстраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.

1. Знает древнегреческие, современные, кукольные, музыкальные театры

2. Что такое ширма

3. основы актерского мастерства

1. Создавать образы и декорации для спектаклей

2. Распределяет роли. Анализировать произведение

3. Выражать свои мысли

5. Заучивать небольшие тексты

Имеет навыки:

1. Выразительной жестикуляции

2. Выстраивать логическую цепочку

3. Имеет навыки кукловождения

Календарно-тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

Форма и методы работы

Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выбор актива кружка

Театр снаружи и внутри. Знакомство с понятием «театр»

Фронтальная работа

Ритмопластика. Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.

Групповая

Культура техники и речи. Игры по развитию внимания(«имена», «цвета», «краски», «Эхо») и т.д

Групповая

Ритмопластика. Отработка сценического этюда «Обращение» (знакомство, положение, зеркало)

Групповая

Произнесение скороговорок по очереди с разными темпами и силой звука, разной интонацией.

Словесная форма работы

История одной куклы. Просмотр фильма про Буратино.

Групповая

Художественная мастерская Папы Карло

Фронтальная

Репетиция фрагмента из сказки «Буратино» А.Толстого

Индивидуальная работа

Органичность музыки в спектакле. Подбор музыкального сопровождения к спектаклям

Фронтальная работа

Отработка ролей

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Культура речи и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

Групповая работа

Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием)

Групповая работа

Театральная азбука. Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание.

Индивидуальная работа

Театральная игра. Викторина по сказкам

Фронтальная работа

Просмотр сказки- спектакля «Новогодние приключения Маши и Вити». Анализ произведения

Групповая работа

Отработка ролей

Индивидуальная работа

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, музыкальным сопровождением.

Индивидуальная работа

Выпуск газеты «Вопросах и ответах» (В ресторане, в кафе. Приглашение, дом, семья)

Фронтальная работа

Инсценирование мультсказок по книге «Лучшие мультики малышам»

Фронтальная работа

Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш

Фронтальная работа

Встреча с актерами театра кукол

Групповая работа

Мастерская декораций

Индивидуальная работа

Выразительные средства в театре

Групповая работа

Развитие воображения и умения работать «в маске»

Фронтальная работа

Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мечами

Индивидуальная работа

Привычки дурного тона (Этикет)

Групповая работа

Разучивание ролей к итоговому спектаклю

Индивидуальная работа

68 часов

Второй год обучения

Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Изготовление «Уголка театрального кружка «Творческая мастерская»

Групповая работа

Основы театральной культуры

Групповая работа

Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии

Фронтальная работа

Игры со словами, развивающие связную образную речь.

Фронтальная работа

Чтение в лицах стихов А.Барто

Индивидуальная работа

Инсценирование русских народных сказок

Фронтальная работа

Репетиция эпизодов спектакля

Индивидуальная работа

Подготовка декораций

Групповая работа

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, музыкальным сопровождением.

Индивидуальная работа

Упражнения на постановку дыхания

Индивидуальная работа

Ритмопластика. Испытание пантомимой

Фронтальная работа

Пантомимические этюды

Групповая работа

Техника грима. Светотень

Индивидуальная работа

Анализ мимики своего лица

Групповая работа

Чтение и обсуждение инсценировки по сказке С.Михалкова «Как медведь трубку нашел». Обсуждение пьесы, распределение ролей.

Групповая работа

Художественная мастерская. Изготовление декораций

Групповая работа

Репетиция спектакля

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, музыкальным сопровождением.

Конкурс чтецов

Фронтальная работа

Театральный видеосалон. Просмотр музыкальной сказки-спектакля «Волк и семеро козлят»

Фронтальная работа

Обсуждение темы «Наркотики». Выпуск газеты «Цапля- курильщица»

Групповая работа

Инсценирование сказок К.Чуковского

Групповая работа

Изготовление реквизитов к спектаклям

Фронтовая работа

Репетиция спектакля

Индивидуальная работа

68часов

Третий год обучения

Этикет. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибка, мягкость жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов

Групповая работа

Беспредметный этюд

Фронтальная работа

Работа над образом. Сказочные гримы

Индивидуальная работа

Мимика. «Немое кино»

Фронтальная работа

Знакомство с произведением Дж.Родарри.

Групповая работа

Распределение ролей с учетом пожелания учащихся. Выразительное чтение произведения

Групповая работа

Репетиция эпизодов спектакля

Фронтальная работа

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, музыкальным сопровождением.

Индивидуальная работа

Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса.

Групповая работа

Сочинение- рассуждение по выбранной пословице

Групповая работа

Выпуск газеты «твори, выдумывай, пробуй!»

Фронтальная работа

День пантомимы

Групповая работа

Знакомство с кукольным театром. История кукольного театра.

Фронтальная работа

Овладение навыками кукловождения (перчаточные, пальчиковые, ложковые куклы, куклы настольного театра).

Групповая работа

Постановка пальчикового кукольного театра «Курочка Ряба»

Репетиция

Индивидуальная работа

Генеральная репетиция

Индивидуальная работа

Создание сценических этюдов.

Групповая работа

Изготовление декораций

Фронтальная работа

Круглый стол «Азбука общения»

Индивидуальная работа

Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики)

Индивидуальная работа

«Капустник»

Групповая работа

Анализ работы за год

Фронтальная работа

68часов

Итого за три года: 204 часа

Список литературы

1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).

3. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.

4. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.

5. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.

6. Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

Г.Отрадный

2016

Возрастной состав учащихся: 10-13лет

Срок реализации: 3 года

Программу разработала:

Лебедева Надежда Юрьевна воспитатель

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Полное название учреждения

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Отрадный»

Наименование программы

Программа художественно-эстетического воспитания « »

Основной разработчик программы

Руководитель детского объединения- Лебедева Надежда Юрьевна

Цель программы

Формирование творческой личности, способной к самореализации.

Задачи программы

1.Образовательные

  • оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
  • учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;
  • дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях;
  • привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;
  • научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть. Понять, как рождается сюжет

2.Коррекционные·

  • развивать умение владеть своим телом;

развивать зрительное и слуховое внимание,память,наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

  • развивать воображение и веру в сценический вымысел;
  • развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по разному;

3.Воспитательные

  • воспитывать в ребенке готовность к творчеству
  • воспитывать умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение характера героя;
  • развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях

Срок реализации

2016– 2019 г.г.

Исполнители основных

мероприятий программы

Обучающиеся, воспитанники 3-5-х классов, педагогический коллектив школы, общественность.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Театральный кружок предназначен обучать и воспитывать одаренных к творчеству детей и подростков. Даная программа базируется на психологических особенностях детей 10-14 лет. Темы программы сочетают в себе определенный понятийный материал с многообразными формами практической творческой работы. При этом программа предусматривает развитие театрально-творческой активности учащихся в едином процессе освоения ими знаний и представлений об искусстве театра. Вместе с тем эти темы могут помочь в подготовке литературно- драматических композиций, театрализованных программ и спектаклей.

В занятиях с данной возрастной группой первостепенное значение имеет опора на имеющийся уже у учащихся опыт общения с театральным искусством. Задача руководителя – мобилизовать этот заранее приобретенный опыт, помочь им заново его осмыслить, чтобы на этой основе пробуждать их творческую активность, эмоциональную память и воображение.

Структура программы предполагает возможность творческой интерпретации ее содержания. Учитель вправе выстраивать свою работу, исходя из потребностей и возможностей данного школьного коллектива.

Общие методические принципы работы педагога по программе театрального кружка:

Занятия проводятся со всеми желающими детьми, без какого-либо отбора. Оптимальное количество детей на занятиях 12-16 человек. Занятия желательно проводить в просторном помещении.

Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.

Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получать они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.

Данная программа не предполагает буквального выполнения, она ориентирует педагога на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Программа реализуется в течении трех лет по 2 часа в неделю.

Направления:

Развитие эстетических способностей;

Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

Овладение навыками общения и коллективного творчества;

К концу первого года обучения ученик:

ЗНАЕТ:

1. Что такое театр

2. Чем отличается театр от других видов искусств

3. С чего зародился театр

4. Какие виды театров существуют

5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

1. Об элементарных технических средствах сцены

2. Об оформлении сцены

3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

УМЕЕТ:

2. Образно мыслить

3. Концентрировать внимание

4. Ощущать себя в сценическом пространстве

ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

1. Общения с партнером (одноклассниками)

2. Элементарного актёрского мастерства

3. Образного восприятия окружающего мира

5. Коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

В конце второго года занятий ребенок

ЗНАЕТ:

1. Что такое выразительные средства.

2. Фрагмент как составная часть сюжета.

3. Действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.

УМЕЕТ:

1. Применять выразительные средства для выражения характера сцены.

2. Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.

3. Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.

4. Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.

ИМЕЕТ ПОНЯТИЕ:

1. О рождении сюжета произведения.

2. О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.

3. О сверхзадаче и морали в произведении.

ИМЕЕТ НАВЫКИ:

1. Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.

2. Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.

3. Анализировать последовательность поступков.

4. Выстраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.

К концу третьего года воспитанник будет:

Знать:

  1. Знает древнегреческие, современные, кукольные, музыкальные театры
  2. Что такое ширма
  3. основы актерского мастерства

Умеет:

  1. Создавать образы и декорации для спектаклей
  2. Распределяет роли. Анализировать произведение
  3. Выражать свои мысли
  4. Направлять свою фантазию в сценическое русло
  5. Заучивать небольшие тексты

Имеет навыки:

  1. Выразительной жестикуляции
  2. Выстраивать логическую цепочку
  3. Имеет навыки кукловождения

Календарно-тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

Сроки

Форма и методы работы

Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выбор актива кружка

Беседа

Театр снаружи и внутри. Знакомство с понятием «театр»

Фронтальная работа

Ритмопластика. Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.

Групповая

Культура техники и речи. Игры по развитию внимания(«имена», «цвета», «краски», «Эхо») и т.д

Групповая

Ритмопластика. Отработка сценического этюда «Обращение» (знакомство, положение, зеркало)

Групповая

Произнесение скороговорок по очереди с разными темпами и силой звука, разной интонацией.

Словесная форма работы

История одной куклы. Просмотр фильма про Буратино.

Групповая

Художественная мастерская Папы Карло

Фронтальная

Репетиция фрагмента из сказки «Буратино» А.Толстого

Индивидуальная работа

Органичность музыки в спектакле. Подбор музыкального сопровождения к спектаклям

Фронтальная работа

Отработка ролей

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Культура речи и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

Групповая работа

Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием)

Групповая работа

Театральная азбука. Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание.

Индивидуальная работа

Театральная игра. Викторина по сказкам

Фронтальная работа

Просмотр сказки- спектакля «Новогодние приключения Маши и Вити». Анализ произведения

Групповая работа

Отработка ролей

Индивидуальная работа

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, музыкальным сопровождением.

Индивидуальная работа

Выпуск газеты «Вопросах и ответах» (В ресторане, в кафе. Приглашение, дом, семья)

Фронтальная работа

Инсценирование мультсказок по книге «Лучшие мультики малышам»

Фронтальная работа

Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш

Фронтальная работа

Встреча с актерами театра кукол

Групповая работа

Мастерская декораций

Индивидуальная работа

Выразительные средства в театре

Групповая работа

Развитие воображения и умения работать «в маске»

Фронтальная работа

Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мечами

Индивидуальная работа

Привычки дурного тона (Этикет)

Групповая работа

Разучивание ролей к итоговому спектаклю

Индивидуальная работа

68 часов

Второй год обучения

Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Изготовление «Уголка театрального кружка «Творческая мастерская»

Групповая работа

Основы театральной культуры

Групповая работа

Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии

Фронтальная работа

Игры со словами, развивающие связную образную речь.

Фронтальная работа

Чтение в лицах стихов А.Барто

Индивидуальная работа

Инсценирование русских народных сказок

Фронтальная работа

Репетиция эпизодов спектакля

Индивидуальная работа

Подготовка декораций

Групповая работа

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, музыкальным сопровождением.

Индивидуальная работа

Упражнения на постановку дыхания

Индивидуальная работа

Ритмопластика. Испытание пантомимой

Фронтальная работа

Пантомимические этюды

Групповая работа

Техника грима. Светотень

Индивидуальная работа

Анализ мимики своего лица

Групповая работа

Чтение и обсуждение инсценировки по сказке С.Михалкова «Как медведь трубку нашел». Обсуждение пьесы, распределение ролей.

Групповая работа

Художественная мастерская. Изготовление декораций

Групповая работа

Репетиция спектакля

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, музыкальным сопровождением.

Конкурс чтецов

Фронтальная работа

Театральный видеосалон. Просмотр музыкальной сказки-спектакля «Волк и семеро козлят»

Фронтальная работа

Обсуждение темы «Наркотики». Выпуск газеты «Цапля- курильщица»

Групповая работа

Инсценирование сказок К.Чуковского

Групповая работа

Изготовление реквизитов к спектаклям

Фронтовая работа

Репетиция спектакля

Индивидуальная работа

68часов

Третий год обучения

Этикет. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибка, мягкость жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов

Групповая работа

Беспредметный этюд

Фронтальная работа

Работа над образом. Сказочные гримы

Индивидуальная работа

Мимика. «Немое кино»

Фронтальная работа

Знакомство с произведением Дж.Родарри.

Групповая работа

Распределение ролей с учетом пожелания учащихся. Выразительное чтение произведения

Групповая работа

Репетиция эпизодов спектакля

Фронтальная работа

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, музыкальным сопровождением.

Индивидуальная работа

Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса.

Групповая работа

Сочинение- рассуждение по выбранной пословице

Групповая работа

Выпуск газеты «твори, выдумывай, пробуй!»

Фронтальная работа

День пантомимы

Групповая работа

Знакомство с кукольным театром. История кукольного театра.

Фронтальная работа

Овладение навыками кукловождения (перчаточные, пальчиковые, ложковые куклы, куклы настольного театра).

Групповая работа

Постановка пальчикового кукольного театра «Курочка Ряба»

Репетиция

Индивидуальная работа

Генеральная репетиция

Индивидуальная работа

Создание сценических этюдов.

Групповая работа

Изготовление декораций

Фронтальная работа

Круглый стол «Азбука общения»

Индивидуальная работа

Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики)

Индивидуальная работа

«Капустник»

Групповая работа

Анализ работы за год

Фронтальная работа

68часов

Итого за три года: 204 часа

Список литературы

  1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
  2. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
  3. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
  4. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.
  5. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
  6. Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с.

Разделы: Коррекционная педагогика

С каждым годом все больше появляется детей с нарушениями речи.
И все больше детей с системными нарушениями, которые проявляются не только в нарушении произношения, но и в нарушении интонационной выразительность речи, в неумении строить даже простые предложения, высказывания, неумении выражать свои эмоции. Так же у этих детей наблюдаются моторная неловкость, неуверенность, зажатость.
В комплексе коррекционных мероприятий с такими детьми большую помощь оказывает театральная деятельность. Так как именно в процессе этой деятельности можно непринужденно, в игровой форме решать перечисленные выше проблемы.

Календарно-тематическое планирование

№ занятий

Тема занятия

Октябрь Что такое театр? Дать представление о театре, познакомить с видами театров – беседа-диалог с показом иллюстраций, афиш, фотографий.
– и/у «Назови свое имя ласково»
– музыкально-пластический этюд «Я кленовый листочек»
Театральные профессии Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Воспитывать желание узнавать новое – беседа-диалог о театральных профессиях(актер, режиссер, художник, композитор)
– и/у «Догадайся, кто я»
речевое упражнение (чистоговорки)
Знакомство со сказкой «Мешок яблок» Познакомить детей со сценарием музыкальной сказки «Мешок яблок». Воспитывать добрые, гуманные чувства, развивать речь детей умение высказывать своё мнение. – знакомство со сказкой
– беседа по содержанию сказки:
выявление положительных и отрицательных героев сказки (обоснование ответов)
– театральная игра «Кто в гости пришел?»
домашнее задание: «нарисовать лес и в лесу домик зайцев».
Выразительные средства актера Активизировать использование в речи детей понятий мимика и жест.
Развивать умение согласованно действовать в коллективе, воспитывать уверенность в своих возможностях.
– показ и обсуждение
– и/у «Улыбаемся, удивляемся»
– и/у «Подбери героя сказки к схеме»
музыкальная игра
– пластические этюды по героям сказки «Мешок яблок»
Ноябрь Техника речи Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито и т.д. Учить строить диалоги. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие – мимическая гимнастика
– чистоговорки
– беседа по теме (Маханева стр106)
– и/у «Расскажи стихотворение с разными эмоциями»
– разбор монолога зайца
6 Ритмопластика Напомнить сказку детям.
Учить детей имитировать движения, характерные для различных животных под музыку и без нее
– напоминание сказки детям.
– прослушивание музыки к танцу зайцев и козлят.
– импровизационные танцы
– разучивание танцев козлят и зайцев
7 Диалог Учить детей обыгрыванию диалогов, используя выразительные средства (жесты мимику, голос)
– театральная игра «Узнай героя»
– обыгрывание диалога «Ворона и заяц»
8 Распределение ролей Передавать образы персонажей сказки в действиях и движениях. Воспитывать дружеские уважительные отношения между детьми. – разминка (артикуляционная гимнастика, чистоговорка, мимическая гимнастика, пантомима)
– обсуждение главных героев
– пластические этюды: медведь, ворона, ежик, крот.
– определение актеров на каждую роль
– обыгрывание диалога зайца и медведя
Декабрь 9 Песня Отрабатывать интонационную выразительность речи и пения, создавать цельные, полные образы персонажей сказки. – разминка (артикуляционная гимнастика, скороговорка, мимическая гимнастика, пальчиковая игра)
– музыкальная игра
– прослушивание колыбельной зайчихи, обсуждение
– разучивание колыбельной
10 Выразительные средства Стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа.
Учить взаимодействовать с партнером в театральной игре, побуждать выражать эмоции в роли.
– психогимнастика
– пластический этюд
– работа над ролями волка и вороны
– творческое задание – изобразить слепого крота
11 Творчество детей Развивать умение согласованно действовать в коллективе, воспитывать уверенность в своих возможностях.
Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений.
– разминка (артикуляционная гимнастика, скороговорка, мимическая гимнастика, пантомима)
– ритмопластика
– работа над ролями медведя и ежика
– театрализованная игра
12 Техника речи Отрабатывать интонационную выразительность речи, дикцию.
Развивать у детей дикцию. Учить работать дружно, вместе, сообща.
артикуляционная гимнастика
– скороговорки
– отработка диалогов «Заяц – бельчата», «Заяц – еж».
– и/у « кто позвал?»
Январь 13 Театр пантомимы
«Что это за герой сказки?»
Упражнять детей без слов средствами мимики и жестов показывать героев сказок, их характерные черты. Расширять знакомство с понятием «Пантомимика». – психогимнастика
– пластический этюд
– театрализованная игра «Что за герой?»
– работа над ролями вороны и волка
14 Песня Совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию с помощью мимики, интонации во время исполнения песни. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств разными способами – распевка
– чистоговорки
– м/и « спой как….»
– разучивание финальной песни
– д/з «Слепи своего любимого героя сказки «Мешок яблок»»
Февраль 15 Генеральная репетиция. Работа с костюмами.

Учить детей подбирать для себя костюмы. Готовить их к выступлению. Развивать самостоятельность, творчество, фантазию. Воспитывать желание помочь товарищу. Развивать эстетические чувства. Определить готовность детей к показу сказки.

Объединенная репетиция музыкальной сказки.
16 Премьера сказки
Показ сказки родителям
17 Знакомство с приемами управления перчаточными куклами типа би-ба-бо. Познакомить детей с перчаточными куклами и с некоторыми приемами руководства куклой (движение по ширме, манипуляции руками, головой, уход с ширмы)
– показ кукол би-ба-бо и основных приемов руководства
– работа каждого ребенка с куклой на местах и за ширмой
– музыкально-ритмическая игра «Красная шапочка» на песню из одноименного к/ф
18 Знакомство со сценарием сказки «Красная шапочка» Познакомить детей со сценарием постановкой сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. Дополнить сказку нужными эпизодами. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение. – разминка, психогимнастика
– знакомство со сценарием сказки
– обсуждение и сравнение с общепринятым вариантом сказки
– этюд на развитие воображения «Доброе животное» (Алябьева, стр. 79)
Март 19 Знакомство с особенностями работы актера за ширмой Совершенствование владения приемами вождения кукол на ширме. Воспитание культуры поведения, умения работать в коллективе. – пальчиковая игра
– и/у «Покажи куклой, как…
– показ и объяснение правил поведения актеров за ширмой
– обыгрывание диалогов волчат
20 Техника речи

Развивать речевое дыхание, тренировать выдох. Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.

– разминка, включающая в себя скороговорки и чистоговорки
– игровые упражнения со свечой
– работа над ролями волка и красной шапочки
– игра «испорченный телефон».
21 Выразительные средства в кукольном спектакле Совершенствовать умения детей владением перчаточными куклами. Развивать воображение, творчество, уверенность в своих силах. – разминка
– игровые этюды на ширме
(идет бабушка, бежит волчонок, кукла радуется, плачет ит.д.)
– музыкальная игра «Настроение»

д/з «Слепи любимого героя нашей сказки»

22 Музыка и куклы Упражнять в умении детей управлять куклами на ширме, согласно музыке. Развивать музыкальный слух, внимание, моторную ловкость. – разминка, включающая распевки
– м/и «Угадай музыку»
– разучивание финальной песни, сопровождение куклами
– работа над первой сценой
Апрель 23 Песенное творчество Совершенствовать умение детей управлять куклами. Упражнять в согласовании движений кукол и характером песни – разминка
– и/у «Спой как..»
– повторение финальной песни с движениями кукол
– работа над ролями бабушки и красной шапочки
24 Творчество детей Развивать воображение, творчество детей. Совершенствовать речевые навыки. – разминка
– и/у « Невиданный зверь»
– работа над второй сценой
25 Знакомство с театральной профессией художник-декоратор

Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать память, внимание, творчество и фантазию.

– разминка, включающая в себя пальчиковую игру
– беседа о театральной профессии
– совместное изготовление
декораций леса к спектаклю
– работа над ролями мамы и к. шапочки
– Д/З «Приготовить атрибуты для постановки кукольного спектакля.
26 "Веселые сочинялки". Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей (диалогическую). – мимическая гимнастика
– и/у «Однажды…» придумывание диалогов между случайными героями (метод картотеки)
– работа над третьей сценой
Май 27

Отработка диалогов.
.

Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Расширять образный строй речи.

– разминка
– и/у « Продолжи фразу»
– работа над диалогом красной шапочки и волка
м/и «Сапожник»
28 Техника речи Отрабатывать интонационную выразительность речи, движений, эмоциональных чувств. Воспитывать музыкальный и эстетический вкус детей. – чистоговорки и скороговорки
– речевая игра «узнай по голосу»
– работа над ролями волчат и красной шапочки
– музыкально – речевая игра «Купим мы с бабушкой…»
29 Генеральная репетиция

Развивать самостоятельность, творчество, фантазию. Воспитывать дружеские чувства, умение поддержать товарища, похвалить его успехи. Определить готовность детей к показу сказки.

– разминка
– репетиция кукольного спектакля в декорациях
– и/у «Хорошие слова»
30 Премьера кукольного спектакля Совершенствовать самостоятельность в организации спектакля. Побуждать испытывать чувство радости от коллективной театрализованной деятельности.
Формировать дружеские взаимоотношения
Показ спектакля «Красная шапочка» родителям и детям других групп.

Людмила Абраменко
Календарное планирование по теме «День театра»

Календарное планирование работы группы : «Умники и умницы» по теме : «День театра »

Март IV неделя 20.03-25.03.2017

Цели : Приобщение и формирование положительного отношения к театральному искусству

Итоговое мероприятие : Драматизация сказки «Теремок» для младшей группы

Утренняя гимнастика комплекс №15.

Бодрящая гимнастика ___

Воспитание КГН, навыков самообслуживания совершенствовать умения завязывать шапки и застегивать куртки.

Работа с родителями Афиша детских спектаклей на текущий месяц.

ННОД Совместная деятельность в ходе режимных моментов Индивидуальная работа Создание условий для самостоятельной деятельности

Понедельник I половина дня Познавательное развитие

Беседа - «Театр » - что это такое?

Цель : познакомить детей с историей создания театра . Продолжать воспитывать культуру поведения в театре , углубить знания детей о разных видах театра .

(Музыка. По плану муз . Руководителя) Беседы о правилах поведения в театре - Дать детям представление о правилах поведения в общественных местах; формировать личностное отношение к несоблюдению и нарушению правил.

Сюжетно – ролевая игра «Мы пришли в театр » .- познакомить с правилами поведения в театре ; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира» , «билетера» , «зрителя» ); воспитывать дружеские взаимоотношения. В центре театрализованных игр поместить маски животных.

В центре конструктивных игр поместить схемы постройки зрительного зала.

Прогулка : Смотри картотеку.

II половина дня Вечер. Региональный компонент.

«Мои друзья» - воспитывать доброжелательность. Психогимнастика. «Разные лица» - Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты) . Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой.

Игры "Передай позу", "Что мы делали, не скажем".

Прогулка : Смотри картотеку

Работа с родителями сходить с ребенком на театральное представление

Чтение художественной литературы Р. Н. С. «Теремок»

Вторник I половина дня (Лепка)

Мой любимый герой мультфильма

Ц уметь передавать характерные черты сказочного героя.

Познавательное развитие (ФЭМП)

Решение логических задач – развитие внимания, мышления, логики

(Физическая культура по плану

физ. Руководителя) Беседа о театральных профессиях . - продолжать знакомить с профессиями : артист, суфлер, рабочий сцены, бутафор, костюмер

Презентация «Детский театр »

С/р игра «Мы – артисты» (постановка хорошо знакомой детям сказки) .- Познакомить детей со сценарием (постановкой) сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. Дополнить сказку нужными эпизодами. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение. Поместить в центре творческих игр накидки, плащи.

Рассматривание картин, фотографий про Театр .

Прогулка : Смотри картотек

II половина дня

Игры детей со звучащими инструментами. Цель : дать представление детям о музыкальном оформлении спектаклей.

Прогулка : Смотри картотеку

Работа с родителями обновление атрибутов к сказке «Теремок»

Чтение художественной литературы Сказка «Рукавичка»

Среда I половина дня (Развитие речи)

Рассказывание на тему «Как цыпленок заблудился» .

Ц Подвести детей к самостоятельному продолжению и завершению рассказа, начатого воспитателем.

(Музыка)

По плану музыкального руководителя

Физическая культура на улице) Показ рнс с использованием игрушек би-ба-бо

диалоги : волк - лиса, волк - медведь, мышка – волк.

Цель : Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах

Рассматривание с детьми кукол би-ба-бо. Беседа о том, как правильно пользоваться куклами, что является инструментом для вождения кукол би-ба-бо.

Отгадывание загадок о литературных персонажах

В центре науки поместить стеклянные воронки, прозрачные стаканы, различные фильтры (марля, цветные камушки, ватные диски, древесный уголь) .

Прогулка : Смотри картотеку

II половина дня

Рассматривание фотографий оперного театра , иллюстраций к опере «Снегурочка»

(к балету «Щелкунчик» )

Прогулка : Смотри картотеку

Работа с родителями Изготовление театральной афиши

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Четверг I половина дня Познавательное развитие

Путешествие в театр

Ц закреплять и расширять представления детей о работе актеров в театре

(рисование)

«Петрушка-народный ярмарочный герой»

Ц - Учить детей рисовать портрет петрушки с использованием нетрадиционных форм (обведением карандашом своей ладошки - это колпак, и дорисовывания лица)

Музыкальный досуг. Знакомство с куклами-марионетками».- Совершенствовать приемы кукловождения, закреплять знания о правилах манипуляции театральными куклами ..

Знакомство с музыкальными театрами . Цель : Дать представление о разнообразных жанрах музыкального театра , таких как “опера”, “балет”, “мюзикл”, “музыкальная сказка”.

В центре художества расположить маски для вырезания и раскрашивания.

В центре дидактических игр разместить мимические картинки человека.

Прогулка : Смотри картотеку

II половина дня

Прослушивание записи музыкальных сказок по возрасту детей.

Прогулка : Смотри картотеку

Работа с родителями Нарисовать с ребенком «Мой любимый сказочный герой»

Чтение художественной литературы А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Пятница I половина дня Речевое развитие

Повторение пройденного

Шумаева стр. 106

(Рисование)

Художник в театре

Ц - создание условий для овладения детьми средствами и приёмами создания театральной декорации , развития информационной культуры

Физическая культура

По плану инструктора по физкультуре. Знакомство детей с пальчиковым театром , театром- рукавичкой , театром теней . - дать представления детям об особенностях данного вида театров .

Рассматривание иллюстраций «Театральные декорации » , «Театральные костюмы »

Просмотр отрывков музыкальных фильмов «Мама» (по сказке «Волк и семеро козлят» , балета «Щелкунчик» , мюзикла «Русалочка» , оперы «Снегурочка» и др.

Внесение атрибутов к театрализованным играм

“ Герои детских сказок”.

Прогулка : Смотри картотеку

II половина дня

Упражнение “Расскажи стихи А. Барто с помощью жестов и мимики”

Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно.

Прогулка : Смотри картотеку

Работа с родителями напомнить забрать пижамы.

Чтение художественной литературыА. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»