Идейно-художественное своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских. Идейно-художественное своеобразие «Повести о Петре и Февронии Автор прославляет святых создавая идеальные образы

Слайд 1

Тема урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Гимн любви и верности»
Повесть о Петре и Февронии является одним из шедевров древнерусской литературы, памятником агиографической литературы. Создана в середине 16 века

Слайд 2

Оригинальное название:
«Повесть от жития святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еѵфросинии.»

Слайд 3

«Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.» Д.С.Лихачёв
Нравственность - это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т.п.

Слайд 4

муромо-рязанский цикл Ермолай –Еразм выдающийся писатель и публицист 1547 год
Князь Пётр убивает змея. Рукопись 17 века

Слайд 5

Создателем «Повести» является Ермолай-Еразм, современник Ивана Грозного. Ермолай получил поручение от Московского митрополита Макария написать о муромских святых - Петре и Февронии, которые действительно правили в Муроме и умерли в 1228 году. Произведение было написано после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.

Слайд 6

Словарь урока
Митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивый, праведный, иночество, канонизация.
Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху). «Великие Четьи –Минеи» - сборник житий всех святых православной церкви. Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди. Праведный, праведник - святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни. Иночество - буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах. Канонизация – причисление к лику святых.

Слайд 7

Проверь себя Тест-контроль

(+) 1. Змей поведал о своей смерти жене Павла. (–) 2. Петр убил лукавого змия топором. (+) 3. От крови змия тело Петра покрылось струпьями и открылись язвы. (–) 4. Феврония была из села Майского. (из Лаского.) (–) 5. Брат Февронии был скалолазом. (+) 6. Феврония нарочно сказала Петру не мазать мазью один струп, чтобы проверить его. (–) 7. Петр с первого раза взял Февронию в жены. (+) 8. В Муроме бояре и их жены невзлюбили Февронию. (+) 9. Петр и Феврония заранее заказали себе гроб. (+) 10. Их причислили к лику святых. (+) 11. У них не было детей. (+) 12. Феврония вышивала для соборного храма Богородицы воздух с ликами святых. (–) 13. Души Петра и Февронии отошли в разное время. (+) 14. Сразу после смерти их положили в разные гробы. (+) 15. После смерти их пытались разлучить два раза.

Слайд 8

Слайд 9

В своём произведении автор показывает, что зло в мир приходит от дьявола - носителя зла, но также и от корысти, глупости, властолюбия людей. Повесть о Петре и Февронии является одним из шедевров древнерусской повествовательной литературы. Повесть издавалась неоднократно.

Слайд 10

Слайд 11

СКАЗКА? ЖИТИЕ? ПОВЕСТЬ?

Слайд 12

Вывод:
Сказка Житие Повесть

Слайд 13

Мы выявили следующие черты сказки:
1.Сказочный зачин. 2.Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве. 3.Есть сказочный герой змей-искуситель. 4. Добро побеждает зло. Пётр побеждает змея

Слайд 14

5. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок 6. Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена) 7. Волшебные предметы (например, Агриков меч) 8.Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).

Слайд 15

«Житие» - жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь святого. Композиция жития: Рождение святого. Жизнь святого в родительском доме. Решение служить Богу. Уход из родительского дома. Одинокая жизнь в лесу, служение Господу, приход других отшельников и основание монастыря. Прижизненные чудеса. Смерть святого. Посмертные чудеса.

Слайд 16

образец поведения человека
Вступление – обращение к Богу (похвала и молитва о помощи) Собственно житие – рождение святого, праведная жизнь, смерть и чудеса Заключение – похвала святому
«Житие» - жизнеописание святых
Композиция
Христос

Слайд 17

«Повесть о Петре и Февронии» написана в форме жития В ходе работы мы выявили следующие черты житийного жанра:
Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная). Любовь героев к Богу, почитание героями Библии

Слайд 18

Чудеса, которые творят герои Необычная смерть и посмертные чудеса Есть похвальное слово святым. В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.

Слайд 19

В ходе исследования мы выявили следующие жанровые особенности: 1.Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность. 2.Герои повести – реальные люди
Жанр произведения определен в заглавии: «Повесть»

Слайд 20

«…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…»
3.Детали

Слайд 21

4.На первый план выдвигается личность крестьянки 5.Тема социального неравенства 6.История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице

Слайд 22

Житийная повесть с элементами народно- сказочного характера

Слайд 23

СКАЗКА ЖИТИЕ ПОВЕСТЬ
Сказка - произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил. Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых, их деяний. Жития имели определенную структуру. По́весть - прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
- Сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел» - Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития). По́весть - прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
Не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро». - Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития). По́весть - прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
- Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве. - Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. - Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).
- Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве. - Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу. - Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).
- Есть волшебные вещи: агриков меч. - Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу. - Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).
- Добро побеждает зло (Пётр победил змия). - Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов). - В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.
- Загадки и хитроумные испытания. - Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов). - В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.
- Загадки и хитроумные испытания. - Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов). - В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.
Постоянные эпитеты (лукавый змей, блаженный князь, мудрая дева); повторы (два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью). ЖИТИЙНАЯ ПОВЕСТЬ С ЭЛЕМЕНТАМИ НАРОДНО-СКАЗОЧНОГО ХАРАКТЕРА - В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

Слайд 24

К каким эпизодам повести вы бы сделали рисунки? Почему именно к этим? Что бы вы хотели сказать своими иллюстрациями?

Слайд 25

Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал он у вас осуждения?
- Так почему же автор делает Петра главным героем?
- Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения?
Мудрая жена – всегда радость для своего мужа и для окружающих. Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.
- Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней?

Можем ли мы подтвердить эти изречения текстом?

Слайд 26

Слайд 27

Как раскрывает тайну любви Ермолай – Еразм? любовь – самоотречение; любовь – самопожертвование; любовь – труд; любовь требует мудрости; если любовь истинна, то она поможет преодолеть все невзгоды; любовь преображает не только любящих, но и окружающих людей; настоящая любовь не терпит обид, ссор. Она тихая и нежная. Это ежедневное ощущение взаимной «нужности», надёжности; истинная любовь продолжается и на небесах; «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга».

Слайд 28

«…Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствования в жизни этой,  …  по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить».

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Андрей Рублёв. «Троица».

Слайд 32

Дмитрий Сергеевич Лихачёв: «…это повесть о любви – сильной, непобедимой, «до гроба». Буря страстей. . . сменяется в «Повести…» тишиной умиротворённого самоуглубления, эмоциональностью. Феврония подобна «тихим ангелам» Андрея Рублёва. Она мудрая дева. Она готова на подвиг самоотречения. Между её чувством ума и волей нет конфликта: отсюда та необыкновенная «тишина» её образа…»

Областное государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с отклонениями в развитии

специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат v вида

г. Зернограда Ростовской области

Открытый урок литературы в 7 классе

«Повесть о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев»

Подготовила и провела:

Скидело О. С., учитель русского

Технологическое сопровождение урока:

информационные технологии, ИКТ;

личностно-ориентированные технологии;

технология воспитания духовной культуры;

технология педагогического сотрудничества;

технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Методы обучения:

метод творческого чтения;

иллюстративный метод;

эвристический метод;

поисковый метод;

метод анализа и синтеза.

1. Образовательная:

ввести учащихся в мир древнерусской повести о «Петре и Февронии Муромских»;

показать жанровое своеобразие Повести…» как одного из средств создания образов Петра и Февронии;

раскрыть образы святых Петра и Февронии;

помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков;

показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека.

2. Развивающая:

формировать навык вчитывания в подтекст произведения, умение цитировать;

 развивать аналитические способности уч-ся, логическое мышление, устную и письменную речь;

 совершенствовать навыки характеристики героев.

3. Воспитательная:

 воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать;

 воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;

 посредством музыки воспитывать эстетический вкус уч-ся.

Словарная работа: святой, нравственность; митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивые, праведные, иночество, канонизация; сказка, повесть, житие; преподобный, блаженный, смиренный; милосердный.

Оборудование урока:

 Рабочие листы;

 Компьютерная презентация к уроку.

 Выставка произведений древнерусской литературы и репродукций живописи (икон).

 Аудиозапись церковного песнопения.

 Аудиозапись песни «Петр и Феврония» в исполнении хора «Пересвет»..

 Фрагменты из фильма «Петр и Феврония. История любви и верности». Эпизоды «Гонец в доме Февронии», «Смерть Петра и Февронии».

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада видеть ваш хороший настрой на наш сегодняшний урок. Добрых вам открытий!

Психологическая подготовка к восприятию произведения древнерусской литературы

Многие из Вас, ребята, были в церкви. Давайте еще раз окунемся в эту святую тишину и всмотримся в лики святых.

Звучат церковные песнопения. Медленно чередуются с помощью мультимедийного оборудования репродукции образов древнерусской иконописи – Слайд 1-7

Как вы думаете, изображение на иконах - это изображения реальных личностей, простых людей, которые жили когда-то или нереальных, вымышленных?

(Это обычные люди, но они были необыкновенны по отношению к окружающим людям, они обладали высоким чувством человеколюбия).

Почему же они стали святыми? (Люди причислили их к лику святых, потому что они были образцом нравственных и духовных ценностей.

Кто такой святой? (Святой – это человек, посвятивший себя богу.)

Правильно, ребята. Святой – это человек, посвятивший себя богу, делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения. Слайд 8

III. Сообщение темы урока.

В истории христианства остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях.

Сегодня на уроке мы впервые прикоснёмся к произведению Древней Руси – жемчужине древнерусской литературы, героями которого являются святые – супруги Петр и Феврония. Слайд 9

Тема нашего урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Судьба и характер героев. Слайд 10

С этим произведением мы с вами уже познакомились.

Цель нашего сегодняшнего урока: - рассмотреть жанровое своеобразие «Повести…»; попробуем определить, каков же герой древнерусской литературы, каков его характер; попытаемся составить духовный портрет Петра и Февронии, что поможет нам понять нравственность прошлых веков и оценить идейное содержание повести.

Работа с эпиграфом. Слайд 11

Знаток древнерусской литературы Д. С. Лихачев говорил:

Нравственность едина во все века и для всех людей.

Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к нашему уроку и что такое нравственность?

(Нравственность - это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т. п. Нормы поведения, духовные, жизненные ценности одинаковы во все времена для всех людей. Подробно читая древние книги мы можем многое найти для себя)

Мы с вами вернемся к нашему эпиграфу в конце урока. А сейчас перенесемся в древнерусское государство, в далекий ХVI век и узнаем, кто же написал это замечательное произведение «Повесть о Петре и Февронии», какова его предыстория? Слово – Петелину В. и Юровой А. Слайд 12

V. История создания повести. Индивидуальные сообщения уч-ся.

(в костюмах средневековых русичей)

Петелин: ХVI век… - время образования единого Русского государства.

За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария (Слайд 13)по порядку месяцев и дней составляется сборник житий всех святых православной церкви – 12 огромных томов. Он назывался "Великие Четьи-Минеи" (Слайд 14) (В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО – ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЧТЕНИЯ). И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях.

Старый г. Муром славился легендами. (Слайд 15)Здесь родились, жили и княжили 23 православных святых. Таким достижением не может похвастаться ни один город в мире. (Слайд 16) Но самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. Слайд 17 Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм) литературно обработал местные предания и создал повесть о Петре и Февронии Муромских.

Юрова: Петр и Феврония – реальные исторические личности. Слайд 18 Князь Петр правил в Муроме в начале 13 века. Он женился на крестьянке Февронии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Много злобы претерпели они со стороны бояр, но прожили счастливо до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в в один день и час 25 июня 1228 года. Слайд 19

«Повесть о Петре и Февронии» стала любимым чтением средневековых русичей. Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Слайд 20Сохранилось 150 списков повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.

Ребята, в речи наших русичей встретились слова Слайд 21: митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивый, праведный, иночество, канонизация.

Давайте вспомним, что они означают?

Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).

«Великие Четьи –Минеи» - сборник житий всех святых православной церкви.

Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.

Праведный, праведник - святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.

Иночество - буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах.

Канонизация – причисление к лику святых.

Когда была написана «Повесть…»? (Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.)

Кто заказал «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолаю-Еразму? (митрополит Макарий)

VI. Жанровое своеобразие повести. Черты сказки, жития и повести в пр-и.

Повесть о Петре и Февронии – особенное произведение. Известно, что митрополит Макарий все-таки не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи». Почему? Слайд 22 Ответ на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения. Слайд 23-1

Черты каких жанров присутствуют в произведении? (сказки, повести и жития)

Что такое сказка? (Сказка – это фольклорное произведение с установкой на вымысел)

Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных, бытовые)

Дайте определение повести.

Повесть - эпическое произведение, которое меньше по объёму, чем роман, и больше, чем рассказ. Здесь несколько сюжетных линий.

Что такое житие? (Житие – это рассказ о жизни святых.)

Какова их цель? (Цель житий – прославлять святого.)

Назовите виды житий. (Виды:-«мученичество», описывающее мученичество и смерть святого;

Житие-биос (описывает жизнь святого от рождения до смерти)

Какую структуру имели жития?

Жития имели определенную структуру:

Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

Основная часть – рассказ о жизни святого, его благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в бога, о страданиях во имя бога, смерти святого и посмертных чудесах.

Завершалось житие похвалой святому.

А теперь проверим ваше д/з и заслушаем, какие черты сказки, повести и жития вы нашли в произведении?

Перечислите сказочные элементы этой повести.

Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…»

Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве.

Как и во всех сказках, есть сказочный герой - змей-искуситель.

По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.

Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».

Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)

Волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей)

Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).) Слайд 23-2

Какие черты повести присутствуют в произведении?

исторически точны названия мест;

рассказана история бояр, погрязших в междоусобице;

детали быта / описание покоев, врачевания, бортничанья, боярских пиров/. Слайд 23-3

Назовите черты жития в этом произведении.

Какими эпитетами автор награждает героев? Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный. Феврония - святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная.-Что означают слова «блаженный», «преподобный»и «смиренный»?

Блаженный – благой, добрый.

Преподобный - святой из монашествующих.

Смиренный – тихий, кроткий человек, спокойный и ровный нравом; не сердитый, добрый человек.

Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.

Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями). - Слайд 23-4

В чём же жанровое своеобразие этого произведения? Элементы каких жанров использует автор? (Автор использует элементы сразу нескольких жанров: исторической повести, сказки, жития.)

Назовите основной жанр этого произведения. Докажите. А может кто-то думает иначе. (Основной жанр – житие, т. к. рассказывается о жизни святых.)

Почему же митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи»? Слайд 24 (Пр-е не представляет собой каноническое (традиционное) житие. Здесь нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога.)

Вы правы, ребята. Произведение не представляет собой каноническое житие. Испытание героев утверждает земную любовь, семейные ценности, а не монашеский подвиг во имя бога. Литературоведы так определяют жанр произведения: это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера. Слайд 23-5

VII. Характеристика образов главных героев.

Перейдем к анализу худ. образов. Цель нашей беседы - составить духовный портрет муромских святых Петра и Февронии (Слайд 24), что поможет нам понять идейное содержание «Повести…» и лучше справиться с домашним заданием - творческой работой, связанной с этими прекрасными образами.

Откройте тетради. Запишите тему урока. Разделите тетрадный лист на 2 равные части. В левой колонке вы должны будете записать все положительные черты Петра, в правой - все положительные черты Февронии.

Характеристика Петра

Обратимся к образу Петра.

Вы знаете, ребята, что человек в литературе этого периода либо положительный образ, либо отрицательный. Подходит ли под это утверждение образ Петра? Докажите.

(Нет. В нем есть и положительные и отрицательные черты. С одной стороны, он побеждает змея – оборотня, ходит в церковь, молится, терпит болезнь, но с другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово.)

Что мешает ему поступить иначе?

(Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Он считает себя выше простой крестьянской девушки.)

Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга? (Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви Февронии.)

Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте. (Добросердечие и невысокомерие)

Быть невысокомерным, значит быть какаим? (Кротким, смиренным)

Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает? (Мужеством)

Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество, добросердечие, кротость, смирение – настоящие качества мужского характера).

Обладает ли ими Петр? Запишем их.

Какие еще черты раскрываются в характере Петра? (Вера в Бога, мудрость, любовь к людям, любовь и верность близким, справедливость)

Назовите поступки героя, которые подтверждают эти качества. Докажите текстом.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... Разработка открытого урока литературы в 5 классе. Тема урока: Биографические мотивы стихотворения А. С.Пушкина «Няне». Ход урока. Звучит музыка Г. Свиридова к повести «Метель»....
  2. Загрузка... КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ. Тема: «Resume writing” ЦЕЛЬ: формирование практических навыков владения письменной речью: написание резюме. ЗАДАЧИ: Обучающие: ознакомление учащихся с...
  3. Загрузка... Тема урока: «Три склонения имён существительных» (первый урок). Урок разработан для учащихся 5 класса с задержкой психического развития, которые имеют специфические речевые расстройства и...

Разделы: Литература

1) прививать культуру ведения дискуссии на уроке, умение отстаивать свою точку зрения, умение выслушать собеседника.
2) развивать умение работать с текстом(работа с карандашом);
навык работы над анализом эпизода, умение составлять план текста по основным эпизодам;
3) обучение сопоставительному и сравнительному анализу работы над текстом (работа с таблицей).

Ход урока:

Ермолай-Еразм

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Цель урока:

  • Познакомиться с произведением древнерусской литературы.
  • Определить проблематику повести.
  • Выявить новаторство Ермолая-Еразма в создании характера героини.
  • Расширить понятие эпизода эпического произведения.
  • Развивать аналитические умения и письменную речь.

Опрос по пройденному материалу .

  • “Повесть о Петре и Февронии” – это фольклорное или литературное произведение? Почему?
  • Можно ли назвать это произведение житием?
  • Что значит “повесть”, почему это произведение называется повестью?

Анализ произведения.

К какому роду относится “Повесть о Петре и Февронии”?
  • Что значит эпический род? Главные его признаки?
  • Какие признаки эпического рода можно выделить в “Повести о Петре и Февронии”?
  • Что значит понятие “эпизод”?
  • Выделите основные эпизоды в произведении.
  • Работа с текстом произведения.
    (Выполнение и проверка домашнего задания)

    Основные эпизоды повести:

    • Проделки дьявола
    • Отчего смерть змея приключится.
    • Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча.
    • Агриков меч найден.
    • Змей убит.
    • Мудрая девушка из села Ласково.
    • Условие Февронии и исцеление.
    • Заговор против княгини Февронии.
    • “Дайте то, что я прошу!”
    • Прозорливость Февронии.
    • Возвращение в Муром и счастливое княжение.
    • “Приспело время преставления”.
    • Чудеса с телами Петра и Февронии.

    Анализ эпизода эпического произведения.

    1) Озаглавить эпизод.
    2)Указать, какое место этот эпизод занимает в произведении (в начале, в конце, главный или незначительный).
    3)Роль эпизода в раскрытии характеров или в развитии сюжета.
    4) Действующие лица эпизода, какие черты характера проявляет каждый.
    5) Есть ли в эпизоде пейзаж или описание интерьера, предметного мира; их роль.
    6) Как проявляется в эпизоде стиль писателя, что для него характерно.
    7) Языковые особенности эпизода – анализ средств языка, используемых автором.

    НОВАЯ ТЕМА УРОКА

    Классное сочинение аналитического типа на тему “ Изображение человека в фольклоре и древнерусской литературе”. Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного.

    А. С. Дёмин

    Закрепление изученного материала.

    Пётр и Феврония – исторические лица. Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году. Повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней.

    Основные особенности повести

    .
    • Повесть похожа на житие, но содержание произведения отличается от канонического жития.
    • Найдите признаки жития в повести.
    • Что вам напоминает начало повести?
    • Найдите другие признаки волшебной сказки в произведении.

    Работа в рабочей тетради.

    Признаки сказки Черты жития
    • Что необычного в доме Февронии заметил слуга Петра?
    • Как отвечает Феврония на вопросы слуги? Почему он ничего не может понять в словах дочери древолаза?
    • Найдите в тексте повести эпизоды, в которых проявляется ум Февронии, её благочестие и верность.
    • Какое качество подчёркивает автор в её характере в первую очередь?
    • К кому обращается Феврония в трудные минуты?
    • Какие черты характера героини вы находите наиболее привлекательными?
    • Почему после её смерти происходят чудеса?

    Общий Воздух "Спас нерукотворный" с предстоящими вид. 1389

    .
    • “…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…”
    • Прочитайте финал повести.
    • Какое впечатление оно производит?
    • Найдите элементы этих жанров в структуре повести.

    Заполнить таблицу:

    Признаки сказки Черты жития
    1. Сказочный зачин.
    2. Первая часть похожа на народную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве.
    3. Есть сказочный герой змей-искуситель.
    4. Добро побеждает зло. Пётр побеждает змея.
    5. Есть загадки, хитроумные задания-испытания.
    6. Есть волшебные вещи: Агриков меч.
    7. Есть постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).
    1. Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная).
    2. Есть похвальное слово святым.
    3. Любовь героев к Богу, жизнь по “заповедям Божьим”.
    4. Чудеса, которые творит герой (Феврония исцеляет больных).
    5. Необычная смерть и посмертные чудеса.
    • Для создания образов преподобных Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм – исторической повести, волшебной и бытовой сказки, основной же формой является житие.

    Найдите элементы этих жанров в структуре повести.

  • Повесть, заимствуя элементы сказочного и создавая яркие запоминающиеся характеры, является не только образцом благочестивого жития русских князей, но и кладезем житейской мудрости.
  • Тема –
  • история любви.
  • Идея произведения
  • заключается в том, что любовь – это великое, всепобеждающее чувство.

    Троицкий собор в Муроме, где хранятся мощи св. Петра и Февронии

    8 июля православные отмечают праздник святых Петра и Февронии Муромских чудотворцев

    Поездка в Муром на праздник Петра и Февронии (07.07-08.07.2006г.)

    Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

    Цель : -показать значимость “Повести…” в формировании нравственных семейных ценностей;

    Поднятие престижа института семьи;

    Профилактика асоциального поведения в молодёжной среде.

    Задачи:

    Совершенствовать умения учащихся анализировать прочитанное: выразить собственное суждение, раскрыть авторское отношение к героям и событиям, совершенствовать монологическую речь.

    Прививать культуру ведения дискуссии на уроке, умение отстаивать свою точку зрения, умение выслушать собеседника.

    Воспитывать нравственные качества школьников: доброту, преданность в дружбе и любви, умение прощать.

    Формировать навыки исследовательской работы.

    Ход урока

    I.Слово учителя

    Добрый день! В последнее время стало очень модным отмечать день святого Валентина– покровителя влюбленных. Но ведь в русском православном календаре есть свой День влюбленных – 8 июля, связанный с историей святых супругов Петра и Февронии Муромских – покровителей семьи и брака, чьи любовь и супружеская верность вошли в легенды. Жизнь Петра и Февронии - история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи.

    С 2008 года день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. Символично, что этот праздник впервые отмечался в 2008 году, который объявлен годом семьи. Очень много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы поблагодарить святых Петра и Февронию за покровительство в их семейной жизни или попросить о даровании семейного лада и счастья.

    Обращение к эпиграфу урока:

    Ф. Адлер говорил: «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит нравственность человеческого общества».

    Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к сегодняшнему нашему уроку?

    А что, на ваш взгляд, главное в жизни? (великодушие, доброта, сострадание, мудрость, верность, честность…)

    Как вы думаете, может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остается неизменным?

    Возможно, что в древности мы найдем ответ на этот вопрос, ведь древнерусская литература составляет период в 700 лет из 1000 (с X в. по XVII в.)

    Сегодня мы погрузимся в мир древнерусской литературы - спокойный, торжественный, созерцательный, мудрый. Перенесемся в далекий ХVI век…

    На прошлом уроке мы познакомились с содержанием «Повести о Петре и Февронии Муромских», а сегодня обратимся к произведению еще раз, чтобы понять, что же хотел сказать нам автор, какие темы поднимает в повести, какие проблемы волнуют писателя далекого прошлого.

    Первая часть нашего урока пройдет в виде защиты ваших презентаций, которые вы самостоятельно приготовили в группах или историков, или литературоведов.

    Оценивать ваши проекты будет экспертный совет (три ученика), у которых есть лист с критериями оценки презентации. После защиты ваших проектов им будет предоставлено слово.

    II. Защита презентации группы «историков»

    - «Повесть о Петре и Февронии» является одним из шедевров древнерусской литературы, и имя автора ее должно стоять в ряду самых видных писателей русского средневековья.

    Кто же написал это произведение? Какова его предыстория? Слово – нашим историкам.

    Результаты исследовательской работы представит руководитель группы «историков»

    ХVI век - время образования единого Русского государства со стольным городом Москвой. За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария составляется обширное - 12 огромных томов - собрание всех чтомых, т.е. читавшихся, на Руси книг. Это собрание называлось "Великие Четьи-Минеи".

    В "Великих Четьи-Минеях" по порядку месяцев и дней излагались рассказы о жизни святых Православной церкви. Русская пословица гласит: "Не стоит город без святого, селение - без праведника". И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях. Священнику Ермолаю, писателю и публицисту, было поручено написать житие о муромских святых Петре и Февронии.

    Читая произведение, мы обратили внимание, что автор пишет: «В одно время приняли они монашество и облачились они в иноческие одежды. И назван был в иноческом чину блаженный князь Петр Давидом, а преподобная Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией».

    Нас заинтересовал вопрос: «Князь Петр – истинный герой или был прототип?»

    Муром славился легендами. Самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. До сих пор неизвестно, кого можно назвать прототипами героев. Но чаще всего, как мы выяснили, прототипом героя повести, князя Петра, называют князя Давида Юрьевича, правившего Муромом в начале 13 века. Он женился на крестьянке Ефросинии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Брак князя с простой крестьянкой вызвал злобные наветы, но супруги счастливо прожили до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в 1228 году.

    Повесть стала подлинным шедевром древнерусской литературы, она была написана после канонизации, то есть причисления к лику святых, Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Ею зачитывались в Московском государстве, до наших дней сохранилось 150 списков этого произведения.

    Защита презентаций групп «литературоведов»

    III. Работа творческих групп с текстом: «Сказка? Житие? Повесть?»

    Как известно, митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи» (ежемесячные чтения). Почему? Ответ - в исследованиях творческих групп учащихся – литературоведов, которые работали над выявлением особенностей жанра данного произведения.

    В ходе выступления ученики заполняют в тетрадях таблицу:

    Результаты исследовательской работы предоставят руководители каждой группы «литературоведов».

    1 группа литературоведов сказка

    Сказка – фольклорное произведение с установкой на вымысел.

    Прочитав «Повесть о Петре и Февронии», мы выявили следующие черты сказки:

    Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…»

    Повесть начинается событием, которое, несомненно, перешло сюда из сказки: к жене князя Павла стал прилетать Змей и обольщать ее.

    Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве. Как и во всех сказках, есть сказочный герой - змей-искуситель.

    По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.

    Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».

    Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)

    Волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей)

    Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).

    Таким образом, выявленные нами черты, характерные для волшебной и бытовой сказки, позволяют нам отнести «Повесть о Петре и Февронии» к жанру фольклора.

    Но необходимо отметить, что с развитием сюжета образы Петра и Февронии все больше и больше начинают приобретать черты русских святых.

    2 группа литературоведов – житие

    Житийная литература была очень популярна на Руси. Слово «житие» означает «жизнь». Житиями назывались произведения, рассказывающие о святых – государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. То есть житие – это жизнеописание святых.

    Жития имели определенную структуру:

    Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

    Основная часть – рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах.

    Завершалось житие похвалой святому.

    «Повесть о Петре и Февронии» написана в форме жития – это художественная биография людей, причисленных церковью к лику святых.

    В ходе работы мы выявили следующие черты житийного жанра:

    Есть похвальное слово святым: «Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им… Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо по смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!..»

    Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.

    Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями).

    Необычная смерть и посмертные чудеса (верные супруги не только умерли в один день и час, но и не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

    В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.

    Но, как мы можем отметить, в повести нет традиционного для житийного жанра построения произведения (лишь финал – классический образец жития).

    3 группа литературоведов – повесть

    Жанр произведения определен в заглавии: «Повесть». В ходе исследования мы выявили следующие жанровые особенности:

    Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность.

    Герои повести – реальные люди.

    Князь, прежде чем начать лечение, хочет испытать мудрость Февронии и дает ей невыполнимые задания. В сказке подобные задания выполняются с волшебной быстротой. Не то в повести. Феврония на лукавое задание отвечает не менее лукавым.

    Например, Феврония обматывает нитку вокруг иглы: «…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…». Эта деталь показывает изумительное душевное спокойствие Февронии, с которым она решается на смерть с любимым человеком. Автор многое сказал о ней только одним этим жестом.

    На первый план выдвигается личность крестьянки

    Тема социального неравенства

    История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

    Таким образом, в данном произведении есть элементы исторической повести.

    - Итак, каков жанр у этого произведения? “Повесть о Петре и Февронии” – это фольклорное или литературное произведение? Можно ли назвать это произведение житием?

    Делается вывод по определению жанра: житийная повесть с элементами народно-сказочного характера.

    IV. Обобщающая беседа.

    Словесное рисование : К каким эпизодам повести вы бы сделали рисунки? Почему именно к этим? Что бы вы хотели сказать своими иллюстрациями?

    (Мудрая девушка из села Ласково. Условие Февронии и исцеление. Заговор против княгини Февронии. “Дайте то, что я прошу!” Прозорливость Февронии. Возвращение в Муром и счастливое княжение. “Приспело время преставления”. Чудеса с телами Петра и Февронии.)

    Мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести. Князь Петр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть. Но он показал и образец супружеской жизни, верности и веры. Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро – главнее всего для автора.

    Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения? (Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает).

    Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения? (Он учит ценить людей не по происхождению, по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные). Не забудем, что герои повести – реальные исторические лица.

    Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней? (Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее).

    Почему автор не рисует портретов героев повести? (Не внешность, не красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг).

    В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить).

    В чем основная ценность книги? Какие жизненные ценности утверждаются в ней?

    Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности.

    Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.

    Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви – основная идея повести.

    Сочинение-миниатюра: «Как меня изменила “Повесть о Петре и Февронии Муромских”?» (2-3 предложения).

    V. Слово учителя.

    Читая древнерусскую литературу, мы познаем себя, свою душу, делаем жизнь свою более наполненной, познаем свой смысл в ней.

    Чтение отрывков из сочинений-миниатюр.

    VI. Подведем итоги.Рефлексия.

    Чем запомнился вам сегодняшний урок?

    Чем обогатила вас история Петра и Февронии?

    О каких вечных темах мы говорили сегодня?

    Домашнее задание. Составить план сочинения-эссе: «Какие семейные ценности актуальны в наше время?»

    Билет 2

    1. Любовь, преданность, верность главных героев в «Повести о Петре и Февронии Муромских». Связь повести с фольклором.

    Повесть написана в 15 веке писателем публицистом Ермолаем-Еразмом , который был священником в Пскове, потом протопопом дворцового собора Спаса-на-Бору в Москве, потом монахом. Это неединственное, но самое известное произведение. Сохранилось 150 списков "Повести..."

    Тема - история любви, преданности, самоотверженности.

    Идея - показать идеал праведника, утверждение любви - великого чувства.

    Главные герои – Петр и Феврония.

    Жизнь Петра и Февронии – история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи.

    Прочитав «Повесть о Петре и Февронии Муромских», мы выявили следующие черты сказки:

    1. Начало произведения напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда-то князь по имени Павел…»

    2. Повесть начинается событием, которое, несомненно, перешло сюда из сказки: к жене князя Павла стал прилетать Змей и обольщать ее.

    3. Первая часть похожа на волшебную сказку о герое- змееборце, вторая- на бытовую сказку о мудрой деве. Как и во всех сказках есть сказочный герой – змей- искуситель.

    4. По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает Зло: Петр победил змея.

    5. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например, «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».

    6. Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена).

    7. Волшебные предметы(например, Агриков меч, от которого гибнет Змей).

    8. Постоянные эпитеты: «лукавый змей», «мудрая дева» идр.

    Таким образом, выявленные нами черты, характерные для волшебной и бытовой сказки, позволяют нам отнести «Повесть о Петре и Февронии Муромских» к жанру фольклора.

    Житийная литература была очень популярна на Руси. Слово «житие» означает «жизнь». Житиями назывались произведения, рассказывающие о святых- государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. Житие – это жизнеописание святых. Святой – это человек, посвятивший себя богу.

    Жития имели определенную структуру:

    1. Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

    2. Основная часть - рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах.

    3. Завершалось житие похвалой святому.

    «Повесть о Петре и Февронии Муромских» написана в форме жития –это художественная биография людей, причисленных к лику святых.

    Черты житийного жанра:

    2. Есть похвальное слово святым: «Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им…

    3. Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.

    4.Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали пышными деревьями).

    5. Необычная смерть и посмертные чудеса (верные супруги не только умерли в один день и час, но и не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

    В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.

    Но в повести нет традиционного для житийного жанра построения произведения (лишь финал- классический образец жития)

    Жанр произведения определен в названии: «Повесть». В ходе исследования мы выявили следующие жанровые особенности:

    1. Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность.

    2. Герои повести- реальные люди. Князь, прежде чем начать лечение, хочет испытать мудрость Февронии и дает ей невыполнимые задания. В сказке такие задания выполняются со сказочной быстротой. Не то в повести. Феврония на лукаыре задание отвечает не менее лукавым.

    3. Детали. Например, Феврония обматывает нитку вокруг иглы: «…остановилась и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала…» Эта деталь показывает изумительное душевное спокойствие Февронии, с которым она решается на смерть с любимым человеком. Автор многое сказал о ней только одним этим жестом.

    4. На первый план выдвигается личность крестьянки.

    5. Тема социального неравенства.

    6. История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

    Таким образом, в данном произведении есть элементы исторической повести.

    Это житийная повесть с элементами народно- сказочного характера.

    Торжество веры, мудрости, добра и любви – вот основная идея повести. Своей жизнью Петр и Феврония показали, каким должен быть человек, каким должна быть его жизнь.

    8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронию и именно этот день считают днем влюбленных в православии. В 2008 году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. Немало людей совершают паломничество в Муром, чтобы поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.

    2. Какова основная мысль стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»?

    Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» Маяковский написал в 1918 году. Известно, что Маяковский как никто из поэтов принял революцию и был целиком захвачен событиями, связанными с нею. У него была сформирована ясная гражданская позиция, и свое искусство художник решил посвятить революции, людям, ее делавшим. Но в жизни каждого не только светит солнце. И хотя поэты той поры были люди востребованными, Маяковский, как человек умный и чуткий, понимал, что служить творчеством Отечеству надо и можно, но вот толпа не всегда понимает поэта. В конце концов не только любой поэт, но и любой человек остаются одинокими.

    Тема стихотворения : история лошади, которая « грохнулась » на булыжную мостовую, очевидно, от усталости и потому, что мостовая была скользкая. Упавшая и плачущая лошадь – это своеобразный двойник автора: « Деточка, все мы немножко лошади ».

    Как реагируют окружающие? Они смеются! Сразу же собираются зеваки. Лошадь понимает, что помощи ждать ей не придется. Собралась с силенками (« может быть старая… »), « рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла ».

    Идея стихотворения : Если старая упавшая лошадь нашла в себе силы подняться, да еще и пойти, « хвостом помахивая », то и поэт сможет встать и найти силы не только жить дальше, но и творить, даже если видит, что толпа зевак не очень-то нуждается в его, « поэтином », слове.

    Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет.

    Оптимизм, доброта Маяковского к лошадям, к людям (не зевакам), к стране, вера в свое творчество давали ему силы жить. Такому отношению к боли и равнодушию можно учиться, нужно подражать.