Каком году был открыт памятник. Самые известные памятники, построенные на народные средства

Краудфандинг — это не только проекты на Kickstarter и других подобных сервисах. Если оглянуться вокруг, можно найти массу примеров использования этой финансовой модели. Множество памятников архитектуры и искусства было построено именно на народные деньги. По всему миру регулярно возводятся памятники известным личностям, построенные на средства жителей того или иного города. В нашей стране очень многие храмы также построены на деньги прихожан.

В этой статье мы рассмотрим самые известные и необычные исторические памятники, возвести которые помог краудфандинг.


Статуя Иисуса в Рио-де-Жанейро
Известный на весь мир символ Рио-де-Жанейро — статуя Иисуса — построена на деньги простых бразильцев. Памятник огромен – высота его 38 метров, вес — 1145 тонн, размах рук — 30 метров. Строили монумент почти 9 лет, о сборе денег было объявлено в прессе, также активно агитировала бразильцев скидываться католическая церковь. В результате было собрано 2,2 млн реалов. Однако, статую изготавливали во Франции ввиду невозможности сделать такую сложную конструкцию в Бразилии того времени.

Также большую статую Иисуса — Кришту Рей — построили в Португалии в середине 20 века. И также она была построена на народные средства — в основном, на деньги женщин. Дело в том, что Португалия не участвовала во Второй Мировой войне, и португальские женщины благодарили Бога за то, что их отцы, мужья и сыновья не погибли в сражениях.

Символ свободы и демократии Америки — Статуя Свободы — тоже была построена на народные деньги. «Леди Свобода» стала подарком французских граждан по случаю столетия американской революции. Средства на ее постройку собирали и во Франции, и в Штатах. Изначально сбор средств происходил очень медленно, так что даже всемирно известный Джозеф Пулитцер выступал с призывом помочь строительству.

Еще один известный на весь мир памятник, построенный с помощью коллективного финансирования — Колонна Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне. Однако в этом случае краудфандинг помог собрать лишь £20 485, так что государству пришлось также поучаствовать в этом процессе.

Самый известный из российских храмов — Храм Христа Спасителя — также внес свою лепту в историю коллективного финансирования. Часто при описании этого храма (особенно, когда рассказывают о его разрушении в 1931 году) говорится, что он построен на народные деньги. Однако это верно только отчасти. Храм в том виде, в котором он вошел в историю, строился почти полностью за казенный счет. Но не все знают, что это был второй проект храма. Первая стройка началась еще при Александре I в начале 19 века по проекту художника Карла Магнуса Витберга, и вот именно этот проект собрал значительные народные пожертвования. Кстати, первая стройка планировалась на Воробьевых Горах. Но за 7 лет не завершен был даже нулевой цикл стройки. Проект закрыли в 1825, а новый вариант храма стали строить лишь в 1831 году.

Строительство одного из самых красивых зданий Бухареста — Атенеум, построенный в 1888 году по проекту французского архитектора Альберта Галлерона, — почти полностью осуществилось за счет народных пожертвований. В этом здании находится румынская филармония.

Памятники многим известным людям в России являются народными. Например, памятник Пушкину на Пушкинской площади в Москве. Деньги собирали по инициативе выпускников Царскосельского лицея, за 20 лет было собрано 106 тысяч рублей. Памятник Гоголю на Никитском бульваре в Москве также построен на народные деньги, необходимую сумму — 70 тысяч рублей — собрали за 16 лет. На первый памятник Ломоносову в Архангельске сумму чуть более 50 тысяч рублей собрали быстрее — менее чем за 3 года.

Памятник Гоголю, Москва Памятник Пушкину, Москва

Забавный памятник Чехову был установлен в 2004 году в Томске. Построен он также благодаря коллективному финансированию. Писатель изображен в карикатурном виде, а на постаменте красуется надпись:

Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего «Каштанку».

Этот памятник — своеобразная месть жителей Томска писателю, за то, что последний довольно резко отозвался о городе.

Один из самых известных русских памятников, установленный на народные деньги, безусловно памятник «гражданину Минину и князю Пожарскому», который находится в Москве напротив Собора Василия Блаженного. Изначально памятник предполагалось ставить в Нижнем Новгороде, где и было собрано ополчение, но, учитывая важность подвига Минина и Пожарского для истории всей страны в целом, памятник установили в Москве.

А в Челябинске на деньги медработников открыли памятник древнегреческим богам здоровья — Асклепию и Гигее. Памятник находится на территории 1 городской больницы. Торжественно открыт он был в 2011 году, но по задумке скульпторов он выглядит как древняя статуя, которую нашли и отреставрировали.

Памятник собакам, Токио В Токио у подножия всемирно известной телебашни на народные деньги установлен памятник собакам. Эти ездовые собаки принимали участие в экспедиции на Антарктиду в 1958 году. Из-за экстремальных погодных условий экспедицию не смогли эвакуировать на ледоколе и было принято решение забрать людей на вертолете. 15 собак оставили привязанными с недельным запасом еды на станции, так как планировали вернуться за ними следующим рейсом. Однако этим планам не суждено было сбыться — из-за суровой зимней погоды лететь за собаками не было возможности. Участники экспедиции подверглись большому общественному порицанию на родине, расстроенные жители Токио поставили собакам памятник на собственные деньги. Через год следующая экспедиция в Антарктиду с удивлением обнаружила, что 2 собаки выжили, 6 пропали без вести, а 7 погибло, не сумев освободиться от привязи. 2 выжившим собакам был поставлен еще один памятник. Диснеевский фильм «Белый плен» был снят по мотивам именно этой истории.

Конечно же, на самом деле памятников, музеев, храмов, построенных на народные деньги в разы больше, чем мы рассмотрели в статье, и, безусловно, они будут появляться и в будущем. Мы снова видим, что краудфандинг — явление историческое и привычное для людей по всему миру, и перспективы у народного финансирования просто огромные.

В России всегда было много памятников. Но самыми известными, самыми культовыми произведениями искусства стали лишь некоторые. Итак, наша 10-ка самых известных памятников в России:

1. Памятник Петру I - Москва

Официальное название - Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота». Автором монумента стал Зураб Церетели. Грандиозная скульптурная композиция была установлена на искусственном острове на стрелке, в месте слияния Москвы-реки и Обводного канала, недалеко от знаменитой кондитерской фабрики Красный Октябрь. Открытие памятника приурочили к празднованию 850−летия Москвы. Общая высота монумента равняется 98 метрам, это самый высокий памятник в России, и один из самых высоких во всем мире.

кликабельно:

2. Памятник «Рабочий И Колхозница» - Москва

«Рабочий и колхозница» - выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Автор - Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м. Находится на Проспекте Мира, близ Северного входа ВДНХ.

Изначально памятник рабочий и колхозница разрабатывался для выставки в Париже, но получившийся результат всех ошеломил. Ведь были применены не только принципиально новые материалы для памятника (нержавеющая сталь до этого не применялась), но и новые принципы построения. Ведь до этого также не приходилось увеличивать с натуры в 15 раз, это был грандиозный эксперимент.

Примечательные факты памятника рабочий и колхозница:

· Доставлялся памятник рабочий и колхозница в Париж на 28 железнодорожных вагонах, но даже такого разделения оказалось не достаточно, т.к. некоторые детали не проходили в тоннели, и приходилось еще разрезать.

· Перед открытием памятника в Париже была вовремя замечена диверсия, кто-то подпилил тросы крана, что собирал памятник на выставке, после этого была выставлена круглосуточная охрана из добровольцев и сотрудников, что приехали собирать памятник.

· Первоначально памятник рабочий и колхозница был собран в течение 1 месяца, люди работали в три смены, спали только по три часа в рядом построенном сарае, где всегда горел в центре большой костер.

· В Париже памятник был собран за 11 дней, хотя планировалось 25 дней.

· Является символом киностудии «Мосфильм».

· Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей

3. Памятник Родина Мать Зовет - Волгоград

Скульптура «Родина-мать зовёт» в Волгограде является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», расположенного на . Эта статуя – одна из самых высоких в мире, занимающая 11−е место в книге рекордов Гиннесса. Ночью монумент освещается прожекторами. Общая высота памятника - 85-87 метров.

Её военное название – «Высота 102». В годы Сталинградской битвы здесь развернулись наиболее ожесточённые бои. И здесь же потом похоронили погибших защитников города. Их подвиг увековечен в уникальном памятнике-ансамбле «Героям Сталинградской битвы», возведённом в 1967 году по проекту известного советского скульптора Евгения Вучетича.

4. Памятник-обелиск «Покорителям космоса» - Москва

Монумент «Покорителям космоса» воздвигнут в Москве в 1964 году, в ознаменование достижений советского народа в освоении космического пространства. Это облицованный титановыми панелями обелиск высотой 107 м, изображающий оставляемый за собой ракетой шлейф, находящейся на вершине обелиска. На фасаде металлическими буквами выложены поэтические строки Николая Грибачева:

И наши тем награждены усилья,
Что, поборов бесправие и тьму,
Мы отковали пламенные крылья
Своей стране и веку своему!

Первоначально рассматривался вариант размещения монумента на Ленинских горах (сегодня Воробьёвых) между зданием МГУ им. М.В. Ломоносова и смотровой площадкой с видом на Лужники. Его предполагалось выполнить из дымчатого полупрозрачного стекла с ночной подсветкой изнутри. Высота монумента должна была составить 50 м. По личному предложению С. П. Королёва было решено облицевать монумент покрытием из «космического» металла – титана. Высота грандиозного памятника выросла в два раза и составила 100 м, а общий вес всей конструкции – 250 тонн. Окончательным местом строительства монумента был избран пустырь недалеко от входа на ВДНХ и одноимённой станции метро.

Монумент стал символом качественного технологического скачка своего времени: 4 октября 1957 года Советским Союзом был запущен первый Искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 года космос заговорил на языке человека – и этим языком был русских язык.

Вместе с обелиском родился на свет и новый тип строительной конструкции – наклонная башня. История хранит в своих скрижалях лишь одно подобное сооружение – знаменитую «Падающую башню».

5. Памятник «Тысячелетие России» - Великий Новгород

Памятник «Тысячелетие России» - монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея основания государства Российского. Памятник напоминает колокол. Его верхняя часть представляет собой шар, символизирующий державу - эмблему царской власти. Общая высота памятника - 15 метров. Это один из самых знаковых памятников в России, более подробно о нем .

6. Памятник Затопленным кораблям - Севастополь

Памятник затопленным кораблям является самым знаменитым воинским памятником Севастополя, был изображен на советском гербе города и считается одним из главных городских символов. Памятник находится в Севастопольской бухте, у набережной Приморского бульвара. Величественный и гордый памятник затопленным кораблям - один из любимейших жителями и гостями города. Он является символом и визитной карточкой Севастополя. Высота - 16.7 метров.

Есть еще один значимый для Севастополя памятник — бригу «Меркурий» и капитану Казарскому. Это был первый памятник в молодом тогда городе. Об этом .

7. Памятник Георгию Победоносцу - Москва

Статуя Георгию Победоносцу находится на территории парка Победы Москвы и входит в состав мемориального комплекса на Поклонной горе. Расположена у подножия обелиска, посвященному 1418 дням и ночам Великой Отечественной войны. Святой Георгий Победоносец поражает копьем змею, являющуюся символом зла. Статуя Георгию Победоносцу - одна из центральных композиций мемориального комплекса.

8. Памятник «Медный Всадник» - Санкт-Петербург

Медный всадник - памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Открытие памятника состоялось в августе 1782 года. Является самым первым памятником в Санкт-Петербурге. Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.

9. Памятник мамонтам в Ханты-Мансийске

Скульптурная композиция «Мамонты» появилась в Ханты-Мансийске в 2007 году. Создание данного памятника было приурочено к 425−летию столицы Ханты-Мансийского автономного округа. Скульптура находится на территории знаменитого Археопарка. Скульптурная композиция состоит из 11 бронзовых памятников. Общий вес этих памятников превышает отметку в 70 тонн. Все памятники установлены в натуральную величину. Высота самого высокого мамонта превышает 8 метров, а самый маленький мамонт в высоту составляет всего лишь 3 метра.

10. Памятник «Алёша»

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») - мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска. Основной в мемориале является фигура солдата в плащ-палатке, с автоматом за плечом. Высота постамента памятника - 7 метров. Высота же самого монумента 35,5 метров, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. «Своим ростом» «Алёша» уступает лишь волгоградской статуе «Родина-мать». Тем не менее, он входит в число высочайших памятников в России.

Памятники и скульптуры Москвы, ч.1 - Район Арбат yakaev wrote in May 6th, 2012

Представляю вашему вниманию новый цикл обзорных статей, посвященных различным интересным объектам нашей столицы. В первой части цикла "Памятники и скульптуры Москвы" я покажу все памятники и скульптуры (а иногда будут встречаться и бюсты, монументы, обелиски), которые можно встретить в московском районе Арбат (в границах, взятых с официального сайта района). Кроме их внешнего вида также приведена краткая историческая справка. Вполне возможно, что это будет интересно как гостям столицы, так и ее жителям.

Из-за огромного количества памятников (тогда бы статья получилась "бесконечной") цикл будет разделен на несколько частей. Причем каждому району, входящему в Центральный административный округ, будет посвящена отдельная статья (из-за большей плотности объектов в центре), а вот для остальных округов будет по одной части на каждый.

Все фотографии были сделаны мною за время многочисленных прогулок по городу. В этом цикле не будет временных скульптур, установленных на улице (т.е. таких, которые через месяц, год, например, может не быть на прежнем месте). Если я пропустил какой-то памятник или скульптуру, то прошу сообщать об этом в комментариях.


Памятник Ф.М.Достоевскому Около Российской государственной библиотеки находится памятник одному из самых известных русских писателей Федору Михайловичу Достоевскому. Авторами памятника, установленного в 1997 году (в честь празднования 850-летия Москвы), являются скульптор А.И.Рукавишников и архитекторы М.М.Посохин и А.Кочековский. Находится памятник прямо около выхода со станции метро "Библиотека имени Ленина".

Памятник М.В.Ломоносову Установлен в 1957 году на Моховой улице перед зданием университета. Авторами памятника являются скульптор И.И.Козловский и архитектор Г.Г.Лебедев. Интересно, что данная скульптура - уже 3-я, установленная на этом месте. Первый памятник Михаилу Васильевичу Ломоносову на этом месте был открыт в 1876 году. Это был бронзовый бюст, работы С.И.Иванова. Во время Великой Отечественной войны постамент был разрушен в результате попадания бомбы, а уцелевшая часть скульптуры перенесена в клуб МГУ, где ее можно увидеть и сейчас. В 1945 году был установлен временный монумент, скульптора Меркулова, который в 1957 году был заменен бронзовым, стоящим на этом месте по сей день. Добраться до памятника можно от станции метро "Библиотека имени Ленина".

Памятник-бюст М.В.Фрунзе В 1959 году в сквере на улице Знаменка напротив здания, где в первые годы Советской власти помещался Реввоенсовет (ныне здание занимает Министерство обороны Российской Федерации), был установлен памятник-бюст Михаилу Васильевичу Фрунзе. Автором памятника является скульптор З.М.Виленский. Ближайшая станция метро - "Боровицкая".

Памятник Н.В.Гоголю Памятник Николаю Васильевичу Гоголю был открыт к 100-летию со дня рождения писателя 26 апреля 1909 года на Пречистенском (ныне Гоголевском) бульваре. Памятник Гоголю выполнен в граните и бронзе. В 1951 году памятник убрали с Гоголевского бульвара, освобождая место для нового монумента. До 1959 года он хранился в музее. В 1959 году, в год 150-летия со дня рождения писателя, на волне хрущевской оттепели памятник "вернули из ссылки", установив возле дома, где Гоголь жил последние четыре года и где он скончался. Памятник Гоголю создан скульптором Н.А.Андреевым и архитектором Ф.О.Шехтелем. Постамент памятника Гоголю декорирован барельефными изображениями героев произведений Гоголя.

Памятник Н.В.Гоголю Открыт 2 марта 1952 года по указанию И.В.Сталина в конце Гоголевского бульвара к столетию со дня смерти писателя. Авторами являются скульптор Н.В.Томский и архитектор Л.Голубовский. Находится этот памятник на месте, где до этого располагался монумент писателя работы Н.А.Андреева. К обоим памятникам Гоголя быстрее всего можно добраться от станции метро "Арбатская".

Памятник М.Ю.Лермонтову Памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову открыт в 1994 году в сквере на Новом Арбате, недалеко от дома-музея писателя, в котором поэт жил в 1830-1832 годах. Авторы памятника - скульптор А.Бурганов, архитекторы М.Посохин и З.Харитонова. Найти памятник можно, если двигаться по Новому Арбату из центра и свернуть после Дома книги во двор.

Памятник Е.Ф.Гнесиной Памятник Елене Фабиановне Гнесиной, русской пианистке, педагогу,профессору, заслуженному деятелю искусства, был установлен в 2004 году перед главным входом в Концертный зал Российской академии музыки имени Гнесиных. Создателями монумента являются скульпторы А.Н.Бурганов и И.А.Бурганов, а также архитектор Е.Г.Розанов. Открытие памятника Гнесиной было приурочено к 130-летнему юбилею со дня ее рождения и 60-летию со дня основания музыкального училища.

Памятник И.А.Бунину Памятник известному русскому писателю и лауреату Нобелевской премии по литературе Ивану Алексеевичу Бунину установлен напротив дома 26 по Поварской улице. Монумент выполнен по проекту скульптора А.Бурганова и архитектора В.Пасенко. Памятник был открыт 22 октября 2007 года - в 137-ую годовщину со дня рождения Ивана Бунина. Памятник подарен столице ассоциацией "Бунинское наследие" и музеем "Бурганов-центр".

Памятник М.И.Цветаевой Около дома-музея Марины Ивановны Цветаевой в Борисоглебском переулке, где известная русская поэтесса жила в 1914-1922 годах и откуда она с семьей уехала в эмиграцию, в Борисоглебском переулке 26 декабря 2007 года был открыт бронзовый памятник. Авторами являются скульптор Н.Матвеева и архитекторы С.Бурицкий и А.Дубовский. Открытие памятника было условно приурочено к 115-летию со дня рождения Марины Цветаевой.

Памятник М.Горькому Открыт 11 января 1956 года на Поварской улице в сквере перед зданием Института мировой литературы имени А.М.Горького. Авторами памятника являются В.И.Мухина и архитектор А.Л.Заварзин.

Памятник И.А.Бродскому Памятник поэту Иосифу Бродскому, нобелевскому лауреату по литературе, был открыт 31 мая 2011 года на Новинском бульваре, напротив американского посольства. Памятник собирались установить еще за четыре года до этого. Но этому мешали бюрократические проволочки. По слухам против установки памятника выступал бывший мэр Москвы Юрий Лужков, прохладно относившийся к творчеству поэта. Авторы монумента - скульптор Г.Франгулян и архитектор С.Скуратов. В центре композиции возвышается 3-метровый Бродский, а за ним - безликая и безымянная толпа. Автор памятника Г.Франгулян объяснил, что толпа символизирует и друзей, и знакомых, и врагов поэта. Но главная особенность скульптур в том, что все они плоские. По словам скульптура, он не хотел делать плоть поэта, так как его работа - скорее пристанище духа.


Памятник погибшим защитникам демократии в августе 1991 года Памятник установлен на пересечении Садового кольца и Нового Арбата в память о трех погибших гражданских - защитников Белого дома - Дмитрия Комаря, Ильи Кричевского и Владимира Усова. Они попали под колеса военной техники, введенной в Москву. Сам трагический инцидент на Новоарбатском мосту произошел 21 августа 1991 года в переломный момент августовского путча, когда в центре Москвы произошло нападение защитников Белого Дома на колонну дивизии, выполнявшей указания ГКЧП.

Памятник А.С.Пушкину Памятник известному русскому писателю Александру Сергеевичу Пушкину был открыт 29 сентября 1993 года в сквере на Старопесковской площади, которая находится недалеко от Старого Арбата. Сквер к северу от храма Преображения Господня что на Песках на Арбате был разбит в 1870 году и тогда же назван "Пушкинским". Авторы монумента - скульптор Ю.Динес и архитектор О.А.Шкинев. 16 июня 2007 года после благоустройства территории сквера состоялось торжественное открытие реконструированного памятника А.С.Пушкину. Реконструкция была произведена ко дню рождения великого русского поэта.

Памятник Булату Окуджаве Первый памятник Булату Окуджаве в Москве был открыт 8 мая 2002 года. Монумент установлен на углу Арбата и Плотникова переулка. Памятник создан скульптором Г.Франгуляном совместно с архитекторами И.Поповым и В.Прошляковым. Открытие памятника было приурочено сразу к двум датам в жизни Окуджавы - Дню Победы, ради которой он три года воевал на фронтах Великой Отечественной войны, и дню рождения - 9 мая 2002 года Булату Окуджаве исполнилось бы 78 лет. Скульптурная композиция высотой два с половиной метра представляет собой арбатский дворик - место, где прошло детство поэта.

Памятник Александру Пушкину и Наталье Гончаровой Памятник был открыт в 1999 году напротив дома-музея Пушкиных на Арбате. Авторами памятника являются скульпторы А.Н.Бурганов и И.А.Бурганов, архитекторы Е.Розанова и А.Кузьмина. Скульптурная композиция представляет собой бронзовые фигуры поэта и его любимой женщины в процессе венчания. Добраться быстрее всего до памятника можно от станции метро "Смоленская", находится он почти в самом конце Арбата.

Скульптура "Шерлок Холмс и доктор Ватсон" Первый в России памятник знаменитому сыщику Шерлоку Холмсу и его бессменному помощнику доктору Ватсону был открыт возле здания посольства Великобритании на Смоленской набережной 27 апреля 2007 года. Открытие было приурочено к 120-летию с момента выхода первой книги Артура Конан Дойля о знаменитом сыщике "Этюд в багровых тонах". Автором скульптурной композиции является А.Орлов. Прототипом для скульптора послужили образы героев Конан Дойля, созданные первым иллюстратором приключений знаменитого детектива Сидни Пейджетом. Но тем не менее в скульптурах отчетливо угадываются черты лиц актеров Василия Ливанова и Виталия Соломина, исполнивших эти знаменитые роли. Как всегда с такими скульптурами связана примета. Если сесть между Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном, и положить руку на записную книжку доктора Ватсона, то решатся многие проблемы. Но если вы захотите дотронуться до трубки Шерлока Холмса, то у вас будут крупные неприятности.

Православный памятный знак в честь храма Бориса и Глеба Установлен в 1997 году на месте храма Бориса и Глеба у Арбатских ворот, разрушенного в 1930 году. Первые упоминания о храме относятся к 1483 году. Бывший храм находился, а теперь памятный знак находится около кинотеатра "Художественный".

Памятник-бюст Николая II Бюст последнему императору России находится во дворе храма Николая Чудотворца, что в Старом Ваганькове, недалеко от станции метро "Боровицкая" в Староваганьковском переулке. Когда и при каких обстоятельствах он здесь появился - к сожалению, информации об этом я не нашел.

Продолжение следует...

2017 год закончился девятым по счету предложением вернуть памятник Дзержинскому из «Музеона» на Лубянку. 2018 год - ​начался с предложения отправить в музей скульптуры под открытым небом монумент Ленину на Калужской площади. Число памятников в Москве перевалило за девятьсот. Столица задает тренд, который подхватывает провинция. «Новая» рассказывает о главных возмутителях общественного спокойствия и художественного вкуса.

Петр Саруханов / «Новая газета».

Последнее в 2017 году заседание комиссии по монументальному искусству Мосгордумы продлилось чуть больше часа. В комиссии пять художников и пять архитекторов. В этот раз комиссия собирает кворум — ​в глубоких креслах вокруг овального стола расположилась дюжина человек.

За этим столом решают, появится ли на улицах Москвы очередной памятник, прямым голосованием. Но прежде проект должен пройти ряд согласований и оказаться в пухлой зеленой папке, которую на входе в зал вручают каждому члену комиссии. В этот раз в ней четыре памятника.

Памятник Сергею Михайловичу Третьякову, младшему брату мецената, предлагается установить у входа в парк «Сокольники». Памятник Марине Цветаевой работы Зураба Церетели — ​во дворе одной из московских школ, памятник Гиляровскому — ​на Хитровской площади. Абстрактную композицию «Мать и дитя» — ​у стен Российской академии музыки имени Гнесиных.

Корреспондент: Татьяна Васильчук / «Новая», Видео: Александра Сорочинская / для «Новой»

Первым в повестке идет Третьяков. Помимо заключений чиновников к каждой заявке, которую рассматривает комиссия, прилагаются гарантийные письма от организаций, которые берутся оплатить памятник. Организации самые разные — ​от Совета ветеранов до окрестных точек быстрого питания. Тут же — ​макеты. К ним, понятно, особое внимание. Папку члены комиссии пролистывают еще до начала заседания.

— Вот этот-то ничего!

— Что тут делает этот камень? Словно домоуправ табличку поставил.

— Оформиловка, не стоит даже рассматривать!

От формы переходят к содержанию. К примеру, памятником Сергею Третьякову руководство «Сокольников» предлагает увековечить вклад московского городского головы в создание парка. Третьяков предложил выкупить парк «Сокольники» для общественного пользования за счет средств городской казны. У комиссии — ​вопросы.


Фото: Виктория Одиссонова / "Новая газета"

— Помилуйте, какое отношение он имеет к парку? Еще при Екатерине были гуляния в Сокольниках. Тогда надо и Алексея Михайловича увековечить, который там соколиную охоту устраивал. Если мы будем ставить памятники всем руководителям Мосгордумы…

Консенсус находится быстро — ​комиссия поддерживает проект. Памятник Марине Цветаевой работы Зураба Церетели проскакивает без сучка без задоринки, благо что монумент скульптор передает в дар. Доходит очередь и до абстрактной композиции «Мать и дитя». По замыслу скульптора женщина-виолончель держит на коленях дочь-скрипку. Комиссия, впрочем, считывает иные смыслы.

— Где тут мать, где тут дитя? Контрабас с грудями!

— Натянутая аллегория, — ​дипломатично заключает член комиссии.

Вскоре выясняется, что территория академии находится в федеральной собственности: вопрос передают на откуп Министерству культуры. Последний пункт повестки — ​памятник Гиляровскому. В итоге для «короля репортажа» определяют другое место — ​в районе Столешникова переулка. На выходе члены комиссии сдают зеленые папки — ​заседание объявляется закрытым.

— Люди продолжают назначать встречи на Твербуле у Пампуша, — ​замечает москвовед, автор проекта «МосПешком» Павел Гнилорыбов. Так образный язык города трансформировал памятник Пушкину на Тверском бульваре.

И продолжает давать обидные прозвища тем памятникам, что не слишком нравятся. Достоевский страдает геморроем, Вацлав Воровский на Лубянке — ​радикулитом, Петра I работы Зураба Церетели городской фольклор окрестил емким выражением «мужик с газетой сушит трусы», а памятник Пушкину с Гончаровой — ​насмешливым «карлики женятся».


Фото: Москвовед Павел Гнилорыбов. Глеб Лиманский / "Новая газета"

— Свое чувство прекрасного есть у каждого человека, не всегда он может его сформулировать. Зато понимает, что с памятником что-то не так. И вовсе не потому, что мы либералы и антибольшевики, у нас возникают вопросы к Ивану III в Калуге на фоне советского герба.

Что не так

Вопросов этих не счесть. Число памятников в Москве перевалило за 900. Ушедший год должен был быть рекордсменом — ​в городе появилось почти 50 монументов.

Сорок два из них — ​бюсты, установленные Российским военно-историческим обществом в сквере организации. Но главный поставщик патриотической монументалистики изобрел ноу-хау: назвать памятник «экспонатом» и избежать формальностей по согласованию со столичными властями.

По такой схеме в столице появилась трехметровая бронзовая скульптура Ивана Грозного. Из-за протестов жителей монумент не установили во Владимирской области, зато Грозный прижился в сквере — ​в статусе «экспоната».

Но и без «экспонатов» тенденция очевидна — ​волна новых памятников в Москве нарастает.

За первое послевоенное десятилетие число памятников в столице выросло в девять раз, достигнув значения в среднем 10 монументов в год, в 2010-х ежегодно появлялось уже по 20 памятников.

Больше трети (около 40%) памятников Москвы посвящены событиям Великой Отечественной войны. Владимиру Ленину в Москве установлено 39 памятников, и это абсолютный рекорд. Для сравнения: Александру Пушкину посвящено 9 монументов, почетное третье место делят полководцы — ​Михаил Кутузов и Георгий Жуков.


Кристина Прудникова, специально для «Новой газеты»

Больше всего памятников в Центральном округе Москвы — ​около 250, что как минимум в два раза больше, чем в любом другом округе. Гендерный баланс тоже хромает: только один из десяти монументов в столице посвящен женщине.

Год памятников

2017 год был особенным не только по числу памятников, он был разновекторным. Если создание Аллеи правителей и установка памятника изобретателю автомата Михаилу Калашникову вполне вписываются в один ряд, то возведение Стены скорби — ​памятника жертвам политических репрессий — ​из него явно выбивается.

На этом фоне очевидно упорство, с которым власти сражаются с перспективой появления мемориальной таблички на месте убийства Бориса Немцова.

К 27 февраля 2018 года площадь имени российского политика будет открыта в Вашингтоне, в то время как в России «Немцов мост» зачищают даже от импровизированного народного мемориала.

Скандалом года стало открытие памятника советскому инженеру Михаилу Калашникову. Инициатором установки выступило Российское военно-историческое общество, Мосгордума и корпорация «Ростех». После открытия на монументе была обнаружена схема немецкой штурмовой винтовки. Схему демонтировали, но вопросы остались.

Их стоит адресовать прежде всего Российскому военно-историческому обществу. Организация прямо называет направление своей работы по установке памятников «монументальной пропагандой». За шесть лет работы Совет общества, в составе которого Дмитрий Рогозин, Виктор Вексельберг и Сергей Шойгу, принял решение об установке более 200 монументов.

В том же 2017 году организация открыла Аллею правителей в Петроверигском переулке. В сквере Военно-исторического общества появились скульптуры 42 правителей России начиная с Рюрика. Изначально линейка обрывалась на Александре Керенском, но в сентябре на аллее  — ​Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева, Андропова, Черненко и Горбачева работы скульптора Зураба Церетели. Проект «Декоммунизация» встретил бюст Сталина одиночными пикетами.

Но по-настоящему знаковым событием года стало появление памятника жертвам политических репрессий. Стена скорби скульптора Георгия Франгуляна представляет собой бронзовый барельеф длиной 32 метра с символическим изображением человеческих фигур. На скрижалях по краям монумента слово «Помни» написано на 22 языках, площадь перед памятником вымощена камнями, привезенными из гулаговских мест. Памятник открыли в День памяти жертв политических репрессий в присутствии президента Владимира Путина, назвавшего репрессии «ударом по народу, который чувствуется до сих пор».

В 2018 году традицию «строевого построения», по всей видимости, продолжат шестнадцать бюстов московских патриархов, которые планируется установить у храма Христа Спасителя.

Проект уже согласован Мосгордумой. Как и памятники Михаилу Булгакову на Большой Пироговской, Уильяму Шекспиру на Варварке. На Петровке планируют разместить монумент начальнику московской сыскной полиции начала XX века Аркадию Кошко. На Арбате появится памятник погибшим журналистам новой России. Власти согласовали установку в 2018 году монументов Чингизу Айтматову и Александру Солженицыну.

Слово депутата

Как показывает опыт 2017 года, возведение памятников становится элементом идеологического противостояния. Активными участниками «войны памятников» становятся московские муниципальные депутаты. Таганка, Якиманка, Сухаревская площадь — ​в городе несколько горячих точек.

Осенью 2017 года депутаты Красносельского района отказались от установки памятника Петру и Февронии на Сухаревской площади. «В середине октября на очередном заседании мы с коллегами рассмотрели запрос комиссии по монументальному искусству Мосгордумы, — ​рассказывает муниципальный депутат Илья Яшин. 

"Поскольку Петр и Феврония не имеют к Красносельскому району никакого отношения, то и памятник им тут необязателен».

Правда, Яшин оговаривается, что «здесь нет борьбы с православием, мы никого не хотим этим решением оскорбить».

Похожая история и на Якиманке с памятником бывшему президенту Узбекистана Исламу Каримову. Депутаты района прошлого созыва проект монумента согласовали, нынешнего — ​пытаются это решение отменить. По словам депутата Якиманки Андрея Морева, жители узнали о появлении памятника одновременно с началом работ по установке постамента. «Мы с коллегами провели голосование и озвучили решение приостановить работы над памятником, — ​объясняет он. — ​Монумент не вписывается в историко-культурный ландшафт района. Настаиваем на том, чтобы вернуть району прежний облик комфортного пространства. Есть вопросы и к личности самого Каримова».

В январе 2018 года депутаты округа выступили с новой инициативой — ​ провести референдум о переносе памятника Владимиру Ленину с Калужской площади в парк «Музеон».

В это время на Таганке руководитель молодежной организации «17 вагон» Дмитрий Захаров выступает против возведения памятника Солженицыну. «Это человек, который предал свою страну, который призывал бомбить СССР ядерными бомбами, — ​заявил он. — ​А сейчас он героизируется». Пока Захаров собирает подписи жителей против возведения памятника, неизвестные оклеивают район оскорбительными листовками в адрес писателя.

Триггером для общества остаются разговоры о возвращении памятника Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь. После провала путча в августе 1991 года под ликование протестующего народа основатель ВЧК был свергнут с постамента. Позже «железный Феликс» переехал в «Музеон». Однако поклонники «рыцаря революции» не оставляют попытку вернуть скульптуру на Лубянскую площадь, в конце декабря КПРФ отправила соответствующий запрос Владимиру Путину. Попытка была уже девятой по счету, но успехом, судя по всему, не увенчалась.

Мораторий на памятники

Опрошенных «Новой» москвоведов беспокоят темпы появления памятников в городе. « Из-за обилия монументов в Александровском саду уже не видно Кремля. Я бы ввел в Москве мораторий на возведение любых памятников», — ​замечает Павел Гнилорыбов.

Москвовед и координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин отмечает, что до насыщения городской среды еще очень далеко, однако не хочется подсказывать скульпторам, где есть места.

Перед каждым новым творением в Москве стоит задача — ​не стать антигением места.

«Воплотить гений места чрезвычайно трудно, — ​замечает Рахматуллин. — ​О большей части современных монументов этого сказать нельзя. Мы видим, что памятник Владимиру гением места не становится, памятник Петру I — ​это антигений Москвы. И притом в огромном размере. Антигений диссонирует и травмирует сознание и психику города. Эта травма не исчезнет. Поэтому и разговор о монументе Петра, его демонтаже будет возвращаться».

«Нам не приходится объяснять, что такое «Последний адрес»

Общий тренд, обозначенный историками и искусствоведами, — ​либерализация памятников и внимание к трагическим страницам советской истории. Это не только появление Стены скорби, первого общенационального монумента, но и Маски скорби работы Эрнста Неизвестного в Екатеринбурге на месте захоронения 20 тысяч человек, расстрелянных в 1930-х годах, а также развитие проекта «Последний адрес».

Трагическая история конкретного человека умещена в несколько строк на пластине из нержавеющей стали — ​за три года по всей России появилось 630 таб-личек размером с ладонь.

Жил, родился, арестован, расстрелян, реабилирован — ​это воскрешение имени, ответ безвременью.

Инициатор проекта Сергей Пархоменко отмечает, — «уже не приходится объяснять, что такое «Последний адрес». В этом году проект набрал скорость — ​в год стабильно появляется 200 табличек. Развитию проект обязан добровольным пожертвованиям частных лиц — помочь «Последнему адресу» можно на сайте проекта.

«Последний адрес» начинался с Москвы и Петербурга, сейчас он охватывает 39 городов. Проект стал международным — ​добавились Чехия, Украина, на очереди — ​Молдавия, Румыния и Грузия.

Смена повестки

Еще одним трендом эксперты называют обращение к локальной истории. В Вятке, к примеру, установили памятник единственному уездному фотографу. Появляются памятники жертвам Первой мировой войны, сталинских репрессий, Русско-японской, Русско-турецкой, Крымской войн.

— С одной стороны, это рождает Сталиных, наркомов и местечковых героев соцтруда, — ​отмечает Гнилорыбов, — ​а с другой стороны, появляются десятки памятников местным героям, отечественным самородкам.

Идет открытие России силами ее собственных граждан. В 2018 году этот низовой процесс окончательно перерастет в национальное движение.


Субботник в парке Музеон. Фото: РИА Новости

Но советские традиции монументальной пропаганды никуда не исчезли; к примеру, идет размножение памятников и их отправка по регионам. «Стандартный бюст Николая II рассылается по всем городам, — ​рассказывает Гнилорыбов. — ​Таких памятников по России уже тридцать. Второй лидер по количеству копий — ​монумент Петру и Февронии, их уже несколько десятков. В итоге в стандартном региональном центре тебя ждут Сталин, Петр и Феврония, Николай II».

По всей стране прошла массовая реставрация памятников Ленину, но резко уменьшилось число Сталиных, отмечает он. Отдельно Гнилорыбов вспоминает Ульяновск, где появилась мемориальная доска, примирившая Александра Керенского и Владимира Ленина. Она появилась на стенах гимназии, где учились оба исторических деятеля.

Памятник Столыпину в Челябинске открыли с третьего раза. Реформатора берегли до приезда первых лиц. Сначала ждали приезда Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева, потом — ​губернатора Челябинской области Бориса Дубровского. В итоге покрывало упало в присутствии вице-губернатора.

В Ставрополе появился памятник жертвам Холокоста — ​в Русском лесу, на месте бывшего аэродрома, где в августе 1942 года расстреляли пять тысяч человек. В Новороссийске — ​памятник хамсе, промысловой рыбе, которая в годы войны помогла выжить черноморским городам.

В 2017 году новые памятники появились в Крыму, оба в Ялте. Идея установить монумент Франклину Рузвельту принадлежала горожанам, Александру III — ​властям. К слову, ради памятника российскому императору пришлось принести в жертву теннисные корты — ​едва ли не единственную окрестную спортплощадку, что вызвало недовольство жителей.

Но памятники ушедшего года не всегда про переосмысление прошлого. Подтверждение тому — ​не только открытый в Оренбурге монумент старшему лейтенанту Александру Прохоренко, погибшему в боях за Пальмиру, но и памятник, установленный в Костроме депутатом «Единой России» Владимиром Михайловым.

Депутат «Единой России» открывает памятник Свободе («Власть на службе народа») в Костроме. Фото: РИА Новости

Трехголовый Змей Горыныч запряжен крестьянским плугом, что, как пояснил на открытии депутат, «символизирует три ветви власти на службе у народа». Все бы хорошо, если бы не надпись на монументе,— «Памятник Свободе».

Работа с данными — агентство дата-журналистики Mediagun

Сегодня, 4 марта 2018 года, исполняется 200 лет со дня открытия первого скульптурного памятника в Москве – памятника Минину и Пожарскому. , поэтому расскажем о старых памятниках, поставленных в Москве до революции, которые можно видеть и сейчас.

Прогуляться по Москве и посмотреть памятники —>

Точное количество памятников в Москве не сможет назвать ни один даже самый дотошный москвовед. Другое дело Информационный центр правительства Москвы, который в 2008 году насчитал их аж 988 штук. Конечно, с тех пор их значительно прибавилось. Монументальные и крохотные, украшающие столицу и портящие ее внешний вид, посвященные значительным событиям и отдельным историческим личностям. Описать все это многообразие невозможно, поэтому в связи с юбилеем первого памятника предполагаю сделать несколько тематических подборок.

ПЕРВЫЕ ПАМЯТНИКИ

Долгое время в России скульптурных памятников не было. Исторические события было принято увековечивать не памятниками, а строительством различных культовых сооружений: соборов, церквей, небольших часовен, а также основанием монастырей. Так, известный всем Покровский собор (Храм Василия Блаженного) – памятник взятию Казани. При этом каждая из церквей, входящих в этот ансамбль освящена в честь тех святых, в чей день произошли победные сражения в этом походе. Казанский собор на Красной площади – памятник победы над поляками. Несуществующий ныне храм Честных Вериг апостола Петра в Петроверигском переулке был выстроен в честь венчания на царство Ивана Грозного, Симеона Столпника на Николоямской улице – Бориса Годунова и так далее.

Помимо храмов, начиная с эпохи правления Петра Первого выдающиеся события отмечались также триумфальными воротами и арками. Первый скульптурный памятник в Москве появился только в начале XIX века, в 1818 году.

ПАМЯТНИК МИНИНУ И ПОЖАРСКОМУ

С предложением создать памятник лидерам Второго ополчения, освободившего Москву в 1612 году от польского нашествия, выступило в начале XIX века Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Установить монумент изначально предполагалось не в Москве, а в Нижнем Новгороде – на родине ополчения. Модель памятника по своей инициативе в 1804 году выполнил скульптор Иван Петрович Мартос. В 1811 году первоначальное решение было изменено: от установки памятника в Нижнем Новгороде отказались в пользу Москвы – главного места действия Второго ополчения, а после окончания Отечественной войны 1812 года монумент Минину и Пожарскому обрёл новое значение, стал символом победы над захватчиками и изгнания их из Москвы.

Памятник был создан после сбора пожертвований, в котором приняла участие буквально вся страна: императорская семья, дворяне, купцы, мещане, крестьяне. Размер пожертвований колебался от 50 копеек до 5000 рублей, средства приходили из различных губерний России. Торжественное открытие монумента состоялось на Красной площади 20 февраля (4 марта) 1818 года в присутствии императора Александра I и при огромном стечении народа: люди заполнили не только всю Красную площадь, но и крышу здания Верхних торговых рядов и даже башни Кремля.


Литография Дациаро по оригиналу Ф.Бенуа. Верхние Торговые Ряды в середине 1850х-1850х гг.

Памятник был поставлен в самом центре Красной площади, напротив главного входа в здание Верхних торговых рядов (ныне ГУМ). Выбор места был не случаен: Кузьма Минин, обращаясь к раненому князю Дмитрию Пожарскому с призывом возглавить ополчение, своей рукой указывает на Кремль, где в этот момент находятся захватчики.

Пожарский опирается на щит с ликом Спаса Нерукотворного, принимает из рук Минина меч и готовится встать. Постамент украшен двумя горельефами: на лицевой стороне – сцена сбора средств на Второе ополчение, на задней стороне – наступление и разгром русским войском поляков.

Кроме того, на пьедестале присутствует надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия, лета 1818». Отмечу, что на лицевом горельефе слева изображен сам скульптор Мартос, отдающий отечеству двоих сыновей. Кстати, сыновья скульптора позировали ему при создании фигур Минина и Пожарского.

В первые годы после революции существовала угроза уничтожения монумента, звучали предложения по его переплавке. К счастью, эти планы так и остались лишь планами. Однако оставить памятник на прежнем месте власти тоже не могли. Официально необходимость переноса объяснялась тем, что монумент, находясь в центре Красной площади, создаёт помехи для транспорта и демонстраций. Неофициально - слишком уж сурово смотрел гражданин Минин, правой рукой указывая на мавзолей Ленина, а левой - вручая меч князю Пожарскому, в связи с чем у горожан рождались свои ассоциации и присказки. В результате в 1931 году памятник был передвинут с центра Красной площади к собору Василия Блаженного, где он находится и сегодня.

Кстати, Нижний Новгород свой монумент всё же получил.

В 2005 году Зураб Церетели создал чуть уменьшенную копию московского памятника Минину и Пожарскому, которая была установлена возле Нижегородского кремля.

ПАМЯТНИК ПУШКИНУ

Пожалуй, самый известный памятник Москвы - памятник Пушкину работы скульптора Александра Опекушина. Он был задуман в честь восьмидесятилетнего юбилея поэта, но открыт годом позже, 6 июня 1880 г., в день, когда Пушкину исполнился бы 81 год. В отличие от многих известных литераторов и живописцев, Пушкин при жизни ни разу не позировал для создания своих скульптур. Изначально монумент стоял на противоположной стороне Тверской улицы, спиной к Тверскому бульвару, и смотрел на Страстной монастырь.



В советское время монастырь снесли. В 1950 году памятник был перемещен на другую сторону Тверской улицы (в то время Горького), на место снесенной колокольни Страстного монастыря, и развернут на 180 градусов.

Пьедестал украшают строки из пушкинского стихотворения «Памятник». При публикации этого стихотворения в 9-м томе первого посмертного собрания сочинений Жуковский по цензурным соображениям изменил его текст.

В 1880 г. царская цензура не пропустила строфу «Что в мой жестокий век восславил я свободу» и до 1937 года, на памятнике красовалась другая цитата в переделке Жуковского:

И долго буду тмъ народу я любезенъ ,
Что чувства добрыя я лирой пробуждалъ,
Что прелестью живой стиховъ я былъ полезенъ
И милость къ падшимъ призывалъ.

В 1936 году, к столетию со дня смерти Пушкина, двустишия были заменены на полные четверостишия, восстановлен пушкинский текст, а орфография заменена на современную.

ПАМЯТНИК ПИРОГОВУ

Знаменитый русский хирург Николай Иванович Пирогов определенный период жизни сотрудничал с не менее талантливым хирургом Николаем Васильевичем Склифосовским, который считал Пирогова своим наставником и учителем. Желая увековечить память старшего товарища, именно Склифосовский учредил Общество русских врачей, инициировал проведение «Пироговских съездов» и поддержал инициативу по созданию в Москве памятника Пирогову. Однако давать согласие на установку монумента городские власти побоялись, так как в то время памятники возводили в честь царских особ и полководцев, но никак не ученых. Николай Васильевич отправился лично на прием к императору, и высочайшее дозволение было получено. Средства из казны на памятник не выделили, и их пришлось собирать через специально созданный комитет.

Скульптору Владимиру Шервуду еще при жизни великого хирурга довелось лепить его скульптурный портрет, поэтому памятник получился фотографически точным. Поставлен памятник на Большой Пироговской улице перед зданием терапевтической клиники I Московского медицинского института имени Сеченова. Николай Иванович Пирогов изображен в застегнутом сюртуке, сидящим в кресле; в левой руке он держит череп, а в правой - металлический зонд, которым в те времена искали в теле раненого осколки и шрапнель (другие объяснения назначения этого предмета ошибочны). 3 (12) августа 1897 года памятник в Москве был торжественно открыт. К сожалению, скульптор не успел насладиться успехом своего творения - он скончался 9 (21) июля. С четырех сторон постамента — медные доски с выдержками из сочинений ученого и хирурга.

Памятник Пирогову занимает уникальное место среди других московских памятников. Хоть он поставлен до революции, его никогда не пытались уничтожить и даже никуда не переносили!

ПАМЯТНИК ГОГОЛЮ

26 апреля 1909 года, к столетнему юбилею Николая Васильевича Гоголя, в конце Пречистенского (ныне Гоголевского) бульвара Москвы был открыт памятник писателю. Скульптор Николай Андреев изобразил Гоголя в период его душевного кризиса, утратившим веру в своё творчество, опустошённым до отчаяния. Такая трактовка не всем пришлась по вкусу и вызвала разные мнения в обществе.

Советской власти грустный поэт в центре Москвы не понравился. В 1951 году памятник Андреева отправили «в ссылку» в Донской монастырь, а на его месте поставили бодрого писателя в духе соцреализма. На постаменте первого памятника была простая и лаконичная надпись: «Гоголь». На новом памятнике изобразили дарственную: «Великому русскому художнику слова от правительства Советского Союза».

Однако времена в очередной раз изменились, началась хрущевская «оттепель». В 1959 старого Гоголя забрали из монастыря, и, так как его место уже было занято, поставили неподалеку, во двор бывшей усадьбы графа А. П. Толстого на Никитском бульваре. В этом доме Н. В. Гоголь провёл последние четыре года жизни. Стихи Льва Озерова:

Плывёт бульвар с Арбатом в паре,

Дворы пустынны в декабре.

Весёлый Гоголь — на бульваре,

Печальный Гоголь — во дворе.

Пьедестал памятника обрамлён бронзовыми барельефами, на которых представлены герои из наиболее известных произведений Гоголя: «Ревизора», «Шинели», «Тараса Бульбы», «Мёртвых душ» и других. Многие отмечали, что эти барельефы, наполненные жизненностью гоголевских персонажей, по своему эмоциональному настрою образуют диссонанс с общим впечатлением от памятника, идут вразрез с воплощённым образом самого писателя.




После 1959 года время от времени обсуждался вопрос о возвращении памятника на первоначальное место. В 1993 году Оргкомитет по проведению празднования 500-летия Арбата, отмечавшегося в том году (в его состав входил Юрий Лужков), выступил с инициативой в рамках торжественных мероприятий перенести скульптуру работы Андреева на историческое место. Предложение поддержал президент Российского фонда культуры академик Д. С. Лихачёв; оно было одобрено Моссоветом и вынесено на обсуждение Верховного Совета РФ. Но конфликт в октябре 1993 года, закончившийся разгоном Верховного совета, помешал осуществлению замысла.

ПАМЯТНИК ФЁДОРОВУ

В 1870 году Императорское Археологическое общество Москвы открыло сбор средств на установление памятника первопечатнику Ивану Федорову. Деньги на памятник жители Москвы копили 39 лет! Наконец 7 сентября 1909 года недалеко от Никольской улицы Москвы, где в старину находился Печатный двор, торжественно открыли памятник работы скульптора Сергея Волнухина.

Как выглядел Иван Федоров в реальной жизни, никто не знал. Поэтому скульптор изобразил собирательный портрет русского мастера. Левой рукой он поддерживает печатную доску, а в правой держит отпечатанный лист. И этот памятник сейчас стоит не там, где был установлен в 1909 году. Сначала его в 1934 году при расширении Театрального проезда и сносе Китайгородской стены подвинули вглубь, затем, уже в 1990-е, при строительстве торгового комплекса «Наутилус», передвинули ближе к гостинице «Метрополь».


Вот и всё. Некоторые думают, что Москву до революции украшали многочисленные памятники царям и полководцам, снесенные при советской власти. На самом деле их было всего три:

1898. Памятник Александру II в Кремле, скульптор А.Опекушин.

1912. Памятник Александру III у Храма Христа Спасителя, скульптор А.Опекушин.

1912. Памятник полководцу Скобелеву на Скобелевской площади, скульптор П.Самонов.

Так что за сто лет, с 1818 по 1917, в Москве было поставлено всего восемь скульптурных памятников , из которых до нас дошло пять.

Речь в рассказе идет именно о скульптурных памятниках. Здесь не рассматриваются, например, памятник-часовня героям Плевны у Ильинских ворот () и тому подобные сооружения.

До революции в городе устанавливались еще бюсты, их расчет также не берём. Хотя среди них были весьма колоритные, о которых мало кто знает. Например, в 1897 г. на Божедомке (ныне улица Дурова) в саду богадельни Общества германских подданных для оказания помощи нуждающимся соотечественникам были установлены на средства немецкой диаспоры памятники-бюсты Вильгельму I и Отто фон Бисмарку. Естественно, с началом Первой мировой войны они были убраны.

Публикация подготовлена: Василий П. Современные фото сделаны автором.