Какую максимальную скорость может развить подводная лодка. Титановая «Золотая рыбка

Почти сорок лет назад начала свою службу уникальная подводная лодка. Эта самая быстрая подводная лодка установила рекорд – 80,4 км/час. Приказ об ее создании поступил в 1959 году, а со стапелей она сошла в середине 70-х. Субмарине не суждено было стать массовой – был создан единственный экземпляр.

Начало пути

Все началось с разработки американцами в середине прошлого столетия новой военной доктрины – специальной стратегии реалистического устрашения. Америка начала перестраивать военно-морской флот, чтобы взять под контроль мировой океан. Большое внимание уделялось авианосным ударным кораблям. У СССР ничего этого не было, и, чтобы что-то поставить в противовес, был сделан упор на подводные суда. Минусом уже существующих субмарин была необходимость для запуска ракеты находиться на поверхности.

Конструкторы получили задание – сделать крылатую ракету с возможностью подводного запуска, предназначенную для атак на большие суда. Они успешно справились с заданием, создав ракетный комплекс «Аметист». У новых ракет, помимо возможности подводного запуска, была возможность автономного управления, что позволяло субмарине уходить от врага сразу после удара.


Но одного ракетного комплекса было мало. Нужна была самая быстрая подводная лодка, которая могла бы нести смертоносные снаряды. Именно тогда и приступили к проекту 661 – субмарине К-162 «Анчар». Лодка К-162 разрабатывалась тысячей специалистов, работавших в жестких условиях. Нужно было не просто создать новую подлодку – было запрещено использовать любые решения, применявшиеся ранее. Была необходима машина будущего, не имеющая аналогов в мире. При этом она должна развивать максимально возможную скорость – у ракет была маленькая дальность полета.

Создание легенды

Руководил проектом крупный ученый тех времен Николай Исанин. Будучи умелым специалистом, он почти никому не был известен. Проект был завершен в декабре 1960 года. Почти все тут было впервые. Вместо привычной системы управления у нее был штурвал. За работой механизмов стали наблюдать с помощью телекамер. Многие системы контролировались автоматикой.

За энергетику отвечала пара атомных реакторов. На субмарине применялась разработанная именно для нее инновационная атомная пароэнергетическая установка. Ее мощность была значительно выше, чем у любой другой подлодки. Полностью заправленная ядерным горючим, она могла на полном ходу четыре раза обогнуть земной шар. Для американцев разработка стала предметом откровенной зависти.

Наибольшее внимание уделили снижению шума, хотя на полной скорости самая быстрая подводная лодка все равно шумела очень сильно. Автоматика позволила значительно уменьшить численность экипажа, а условия жизни стали гораздо лучше. Каюты были комфортабельными, имелись неплохая вентиляция, регенерация воздуха, система его очистки, отопление, возможность приготовления горячей еды и мороженого.


Подлодка К-162 даже визуально ничем не напоминала предшественниц – напоминавшая формой кита, она получила прозвище «золотая рыбка». К выбору материала для корпуса также подошли нестандартно. Впервые в мире использовался титановый сплав – крепкий, с небольшим весом, устойчивый к коррозии. Все это требовало дополнительного времени, и задержки вызывали негодование руководства страны. В результате пришли к решению как можно быстрее собрать такую же лодку, но из корабельной стали – это был другой проект – 670. Его и правда удалось собрать гораздо быстрее – первая такая субмарина отправилась в первое плавание в 1967 году. Всего их было 17, но титановый оригинал продолжал стоять в порту.

Конец службы

До финиша добрались только в конце 1969 года. Запуск подлодки планировали приурочить ко дню рождения Брежнева – 17 декабря. Тестовый запуск состоялся 13 числа. Субмарину удалось разогнать во время первого старта до 77 км/ч – это стало рекордом. Когда самая быстрая подводная лодка в мире поднялась на поверхность, ее не могли узнать – вся краска начисто содрана, при этом сварочные швы разгладились. Еще через год удастся обновить рекорд – разогнавшись до 83 км/ч.


После испытаний субмарину перекрасили, и она стала частью Северного флота. Именно после этого, в 1971 году произошел легендарный случай с авианосцем «Саратога». Он шел на базу в Майами, когда матросы обнаружили преследующую их субмарину. Уйти им от нее так и не удалось. Советская подлодка с легкостью могла обогнать авианосец, которым гордились США. Американы получили сильнейший удар по самолюбию.


При всех ее достоинствах, была эта субмарина неудобной в эксплуатации, ее часто ремонтировали. Наиболее серьезная авария случилась в конце 70-х годов. Из-за того, что приходилось торопиться во время планового ремонта была допущена ошибка, начал разгоняться реактор без подачи воды. Спас лодку лопнувший компенсатор главного насоса, несколько отсеков затопило радиоактивной водой, люди не пострадали. Госкомиссия приказала заменить сломавшийся механизм, но субмарина была в единственном экземпляре, а производства, на которых она создавалась, уже были расформированы. Тем не менее, специалистам удалось справить проблему, и субмарина проработала еще много лет. Утилизировали легендарную машину, получившую от американцев прозвище “Papa”, лишь в 2010 году.

«К-162 быстрее всех!» - говорили моряки о сверхскоростной атомной подводной лодке. Конструкторам, работавшим над созданием военной техники в СССР, нередко удавалось создавать образцы, опережавшие мировой уровень. Однако по причинам тотальной секретности о военно-технических рекордах тогда мало кто знал.
7 рекордов подводной лодки К-162

Скорость

18 декабря 1970 года советская атомная многоцелевая подводная лодка проекта 661 «Анчар» К-162 достигла под водой скорости 44,7 узла, что соответствует по сухопутным меркам 82,78 км/час. Ни до, ни после такой огромной скорости подводные крейсера не показывали.
Решение о проектировании этой субмарины было принято в 1959 году. В западноевропейской части страны были убраны еще не все руины прошедшей войны, даже в крупных городах гужевой транспорт был делом обычным, а на стапелях закладывалась титановая атомная подводная лодка - первая титановая в мире. Для этой лодки создавались специальные противокорабельные ракеты «Аметист» с подводным стартом, строились особо мощные ядерные реакторы. Многое в новой субмарине было реализовано не только впервые в СССР, но и впервые в мире. Введение в строй К-162, без преувеличения, можно сравнить с запуском первого человека в Космос.
Стоимость
Не так уж и давно была озвучена стоимость проектирования и строительства проекта 661 - 240 миллионов рублей. По тогдашнему официальному курсу чуть больше 200 миллионов долларов. Сущие копейки, если учесть, что сейчас атомные субмарины обходятся в миллиард… долларов. Пятьдесят лет назад и 200 миллионов было дорого. И «Анчар» назвали «золотой рыбкой». Хотя можно сказать, сказочное имя означало: «золотая рыбка» способна выполнить любое желание своей команды.
Возможности
Для этой субмарины задач невыполнимых поистине не существовало. Она могла догнать и преследовать любой военный корабль, а при необходимости его уничтожить.
С 25 сентября по 4 декабря 1971 года К-162 совершила дальний поход в Атлантику. Во время этого похода советская субмарина буквально приклеилась к авианосцу США «Саратога». Несмотря на то, что американский корабль развивал и долгое время удерживал скорость 30 узлов, оторваться он так и не смог. Как вспоминал тогдашний командир АПЛ Юрий Голубков, он ощутил реальную возможность занять любую нужную позицию относительно авианосца и уничтожить его первым залпом.
Был случай, когда К-162 отрабатывала учебные задачи в Баренцевом море, почти там же, где десятилетия спустя погиб «Курск». Экипаж лодки зафиксировал, что ее преследует чужая субмарина. Благодаря высокой скорости и маневренным характеристикам, К-162 сама вышла в хвост вражеской подлодки и держала ее под прицелом, пока та не скрылась в нейтральных водах.
Характеристики
Основные характеристики К-162: наибольшая длина - 106,9 м, наибольшая ширина по стабилизаторам - 16,7 м, нормальное водоизмещение - 5200 тонн, скорость длительного полного подводного хода - 37-38 узлов, глубина погружения (предельная/рабочая) - 550/400 м, автономность - 70 суток, экипаж - 82 человека, вооружение - 10 ПУ ракет П-120 «Аметист» (размещены в носовой части подводной лодки побортно вне прочного корпуса наклонно к горизонту), 4 торпедных аппарата калибра 533 мм при общем количестве принимаемых торпед 12 (из них 8 запасных). Торпедные аппараты обеспечивали беспузырную стрельбу торпедами с глубин погружения подводной лодки до 200 м.
Уникальность
«Золотая рыбка» так и осталась единственной в своем роде. И не только потому, что была слишком дорогой - многие ее тактико-технические характеристики перестали отвечать требованиям времени. Но на ней отработали очень многие ноу-хау, которые потом в значительно улучшенном виде удалось реализовать на других проектах атомных субмарин - многоцелевых и стратегических.
В конце 1970-х годов в строй ВМФ вошли, наверное, самые уникальные из серийных атомных подлодок в мире. Это многоцелевые субмарины проекта 705 «Лира», по классификации НАТО - «Альфа». Лодки отличались малыми размерами, очень высокой степенью автоматизации, были сверхманевренными и сверхскоростными.
Подводная скорость равнялась 41 узлу, что ненамного уступало рекордной, показанной лодкой проекта «Анчар». По мнению западных специалистов-подводников, увернуться от атаки «Лиры» было практически невозможно, а ее саму поразить было чрезвычайно трудно даже управляемыми торпедами - маневренность «Лир» была выше, и лодка легко уходила от выпущенных по ней торпед. К сожалению, и эти прекрасные лодки развития не получили и в 1990-е годы были полностью списаны из состава подводных сил ВМФ.
В мае 1983 года в Северодвинске спустили на воду глубоководную атомную подводную лодку проекта 685 «Плавник» К-278. Она вошла в историю под именем «Комсомолец» как лодка, погибшая из-за пожара на борту.
К-162 тоже осталась единственной в своем роде. На ней так и не удалось толком отработать технические новинки, многие из которых были революционными. Она слишком мало находилась в строю, а в 1990-е годы подводный флот России едва не прекратил свое существование. Тем не менее, два рекорда К-162 остались непревзойденными.
Глубина
4 августа 1985 года «Комсомолец» погрузился на глубину 1027 метров. Это абсолютный рекорд для подводных лодок. При всплытии на глубине 800 метров был произведен торпедный залп. Никогда еще с такой глубины торпедами не стреляли. Была подтверждена неуязвимость проекта К-162. На глубине 800 метров эту субмарину можно поразить только ядерным зарядом, а она могла ударить торпедой по любому надводному и подводному кораблю. Увы, как казалось, непотопляемая титановая подводная лодка затонула 7 апреля 1989 года в Норвежском море после пожара, случившегося на борту по так и не выясненной причине.
Неповторимая «Акула» В конце 1970-х в состав ВМФ СССР стали вводить атомные ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 941 «Акула». Это были самые большие подводные лодки в мире. Подводное водоизмещение равнялось 48 тысяч тонн. Для сравнения, американская «Огайо» имела подводное водоизмещение 18,7 тысячи тонн. «Акулы» оказались также единственными в мире лодками катамаранного типа - они имели два независимых друг от друга прочных корпуса, между которыми находились пусковые установки. Такая конструкция значительно повышала живучесть подводного крейсера. Однако это не спасло проект 941. После развала СССР, по требованию США все крейсера были разоружены, их стратегические ракеты физически уничтожены, технология производства и технологические линии были также ликвидированы. В настоящее время идет утилизация корпусов еще оставшихся на плаву гигантских субмарин - очень ярких символов мощи стратегического подводного флота СССР.


История службы
27 января 1965 года. Вторично зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ К-162.
Осень 1965 года. Сформирован первый экипаж.
31 декабря 1969 года. Вступила в строй.
9 января 1970 года. Вошла в состав Краснознаменного Северного флота.
14 декабря 1970 года. Прибыла к постоянному месту базирования в Западную Лицу.
18 декабря 1970 года. Состоялись испытания, в ходе которых был установлен мировой рекорд скорости под водой. Председатель комиссии государственной приемки контр-адмирал Владимир Петрович Маслов, главный конструктор Николай Федосеевич Шульженко и ответственный сдатчик Кузьма Михайлович Палкин согласовали маневр - развитие максимально возможного хода. Но для этого пришлось заблокировать аварийную защиту турбин и перейти на ручное управление главным турбозубчатым агрегатом (ГТЗА). На пост управления турбинами заступил инженер изготовителя турбин Кировского завода Александр Скворцов. При мощности реакторов 97 % была достигнута скорость 44,7 узла (82,78 км/час) на глубине погружения 100 м.
29 декабря 1970 года. Зачислена в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на Западную Лицу.
30 марта 1971 года. Кораблю была поставлена задача - выйти на Мотовскую мерную линию и зафиксировать максимальную скорость не только по собственным (корабельным) приборам, но и по наблюдению гидрографических судов. Это событие должно было состояться в день и час открытия XXIV съезда КПСС, в адрес которого предполагалось отправить с моря донесение о мировом рекорде скорости. К сожалению, из-за штормовой погоды гидрографические суда не смогли выйти в море. А когда шторм утих, решение о донесении в адрес съезда было отменено. Старший на борту - председатель комиссии опытной эксплуатации заместитель командира 11-й ДиПЛ ПЛ капитан 1 ранга Эрнест Бульон разрешил развить ход при 100 % мощности реакторов. Был сделаны 2 галса, достигнута скорость 44,85 узла (83,06 км/час), а на третьем галсе не справились с управлением турбинами. Старший на борту принял решение прекратить рискованный режим движения. Таким образом, в официальных документах остался мировой рекорд скорости подводного плавания - 44,7 узла.
25 сентября - 4 декабря 1971 года. Совершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан (от Гренландского моря до Бразильской впадины), где продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США «Саратога». Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца лодка всплывала на поверхность всего один раз.
24 октября 1972 года - 6 января 1975 года. Находилась в среднем ремонте на заводе «Севмаш» в Северодвинске.
15 января 1978 года. Присвоен новый тактический номер - К-222.
Июнь 1984 года. Перечислена в состав 50-й ДиПЛ 9-й ЭПЛ с базированием на Ура-губу, посёлок Видяево.
Декабрь 1984 года. Выведена из эксплуатации. Поставлена на прикол в Северодвинске.
14 марта 1989 года. Исключена из состава ВМФ.
7 ноября 1999 года. Спущен флаг ВМФ. Корабль передан гражданскому экипажу предприятия «Севмаш».
Последние 20 лет
С 1988 года лодка находится в резерве, на хранении на морской базе в Северодвинске. В 2008 году начат демонтаж К-222 на «Севмаше». 23 июля 2008 года лодка переведена с ПО «Севмаш» к причалу центра судоремонта «Звёздочка» для дальнейшей утилизации. 2010 год сентябрь - октябрь: утилизирована на ОАО «ЦС „Звездочка“», трехотсечный блок находится на плаву неподалеку от причала № 27 (г. Северодвинск).

Оригинал взят у dobriy_vasya в Самая быстрая подлодка в мире.

Скоро ж праздник! Давайте я вам историю одну расскажу.
Осенью 1971 года в Пентагоне в обстановке повышенной нервозности обсуждался неожиданный и неприятный морской инцидент.
С борта ударного авианосца 6-го флота США «Саратога» пришло сообщение, верить которому специалисты поначалу просто отказывались.

Авианосец возвращался из Средиземного моря на базу в Майями, когда американские моряки обнаружили у себя «на хвосте» подлодку. Неоднократные попытки оторваться от загадочной субмарины к успеху не приводили.
Подлодка легко обгоняла шедший полным ходом (30 узлов) авианосец, являющийся гордостью ВМС США.


Ситуация казалась попросту невероятной и даже мистической, так как ни одна из подлодок всех известных на то время флотов не имела таких технических возможностей.
Военное командование США было всерьез озадачено этой необычной ситуацией. Их безраздельное господство в мировом океане оказалось под сомнением. Американцы даже не знали, что советская подлодка обошла авианосец лишь на одной из своих турбин.

Что же за таинственная субмарина неслась со скоростью торпеды наперегонки с военным кораблем?
Это была атомная подлодка К-162 проекта 661 «Анчар» (по кодификации НАТО - "Papa").
1

В 1962 году на заводе «Севмаш», при строительстве лодочки, впервые в мировом подводном кораблестроении были применены корпусные конструкций из титана.
Именно ей принадлежит мировой рекорд подводной скорости 44,7 узла (80,4 км/час) - занесена в Книгу рекордов Гиннесса.
Ни до, ни после такой огромной скорости подводные крейсера не показывали.
Во время этого похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца этого дальнего похода лодка всплывала на поверхность всего один раз.

Для этой лодки были созданы специальные противокорабельные ракеты "Аметист" с подводным стартом, размещенные побортно в межкорпусном пространстве носовой части. Ракета имела максимальную дальность стрельбы 80 км и маршевую скорость полета 1160 км/ч. Боевая часть ракеты — фугасно-кумулятивная или ядерная. Также атомоход имел четыре носовых 533-мм торпедных аппарата с боезапасом в 12 торпед.
Как вспоминал тогдашний командир АПЛ Юрий Голубков, он ощутил реальную возможность занять любую нужную позицию относительно американского авианосца и уничтожить его первым залпом.

Ее появление в середине 70-х годов ознаменовало качественное новое управление в строительстве советских подводных лодок, но в силу ряда причин эта субмарина оказалась в составе ВМФ СССР единственной.
За дороговизну постройки, а она достигала по курсу тех лет более 200 миллионов рублей, лодку прозвали «Золотая рыбка».
При этом на скоростях выше 35 узлов из-за турбулентного характера обтекания лодки возникали шумы, доходящие в центральном посту лодки до 100 децибел. Подобный шум не только приводил к дискомфорту экипажа, но и лишал лодку скрытности.
К тому же уже было развернуто серийное строительство более дешевых и малошумных подводных лодок 670 проекта.

Лодка служила на Северном флоте, базировалась в Западной Лице, потом в Видяево. В 1984 году выведена из эксплуатации, в 1989 году исключена из состава флота.
Осенью 2010 года утилизирована в Северодвинске...

Вместе с тем, на ней отработали очень многие ноу-хау, которые потом в значительно улучшенном виде удалось реализовать на других проектах атомных субмарин - многоцелевых и стратегических.

Созданная, советскими учеными и специалистами подлодка К-162 со своими феноменальными скоростными возможностями и новейшим вооружением поразила американцев.
По самолюбию США в те годы она нанесла весьма ощутимый удар.

Технические характеристики подводного атомного ракетоносца проекта 661 «Анчар»:
Водоизмещение - 8000 тонн;
Длина - 106 м;
Высота - 14,5 м;
Глубина погружения - 550 м;
Экипаж - 85 человек;
Вооружение:
Ракетный комплекс «Аметист» - 10 ракет (пуск производится с глубины 30 м);
Торпедные аппараты 533 мм - 4 (боекомплект 12 торпед).

Подлодке К-162 проекта 661 «Анчар » принадлежит рекорд подводной скорости 44,7 узла (80,4 км/час) . Ее появление в середине 70-х годов ознаменовало качественное новое управление в строительстве советских подводных лодок, но в силу ряда причин эта субмарина оказалась в составе ВМФ СССР единственной.

Осенью 1971 года в Пентагоне в обстановке повышенной нервозности обсуждался неожиданный и неприятный морской инцидент. С борта ударного авианосца 6-го флота США «Саратога » пришло сообщение, верить которому специалисты поначалу просто отказывались. Авианосец возвращался из Средиземного моря на базу в Майями, когда американские моряки обнаружили у себя «на хвосте» подлодку. Неоднократные попытки оторваться от загадочной субмарины к успеху не приводили.

Подлодка легко обгоняла шедший полным ходом (30 узлов) авианосец , являющийся гордостью ВМС США. Ситуация казалась попросту невероятной и даже мистической, так как ни одна из подлодок всех известных на то время флотов не имела таких технических возможностей. Военное командование США было всерьез озадачено этой необычной ситуацией. Их безраздельное господство в мировом океане оказалось под сомнением. Американцы даже не знали, что советская подлодка обошла лишь на одной из своих турбин. Что же за таинственная субмарина неслась со скоростью торпеды наперегонки с военным кораблем?

Это была субмарина особо секретного проекта, по определению создателей — «убийца авианосцев» . По причинам секретности о некоторых важных событиях происходящих в советском флоте мы узнали спустя десятки лет, причем это относится не только к катастрофам и крупным авариям, но и бесспорным достижениям победы.

Парадоксально, но лишь по сообщению о трагедии с подлодкой «Комсомолец» мы узнали, что у нас была подлодка, способная погружаться на глубину до одного километра. В истории с американским авианосцем принимала участие самая быстроходная в мире подлодка. Об этом тогда мало кто знал даже среди военных, не говоря уже о гражданских.

Что заставило создать подлодку проекта 661?

В середине XX века США разработали новый военный план — стратегия реалистического устрашения. В его рамках появилась так называемая океанская стратегия. Американцы шли на резкую перестройку военно-морского флота с тем, чтобы перенести основную мощь своих наступательных сил на просторы мирового океана. Основой этой силы становились авианосные ударные группы (АУГ).

В 60-е года у Советского Союза авианосцев не было и прежде всего, по причинам экономическим. На строительство больших не хватало денег, и все же Никита Хрущев хотел заставить Америку считаться с геополитическими амбициями СССР. Американским авианосцам можно было что-то противопоставить и ставку сделали на подводный флот.

Существенным недостатком подлодок начала 60-х годов было то, что для запуска ракеты субмарина должна была вплывать на поверхность , а ведь себя обнаружить — значит на половину проиграть. Перед ракетными конструкторами была поставлена задача — создать крылатую ракету с подводным стартом для поражения крупных надводных кораблей.

Созданный в конце 60-х годов под руководством Челомея подводный ракетный комплекс «Аметист » был принят на вооружение. Это и стало первой в мире ракетой с подводным стартом. Хотя дальность стрельбы и масса ее боеголовки ниже, чем головки надводного старта, эти недостатки с лихвой компенсировались фактором скрытности и внезапности удара.

Кроме того, новые ракеты имели автономную систему управления и наведения на движущуюся цель, так что сразу после ракетной атаки советская подлодка могла не обнаруженной уйти от кораблей сопровождения противника. Однако и такая уникальная крылатая ракета это только средство доставки заряда. Сразу родилась идея создания подлодки, которая могла нести на борту несколько таких крылатых ракет.

Как создавалась подлодка проекта 661

Над созданием этого уникального корабля работали тысячи специалистов, и каждый из них был обязан хранить тайну. Конструкторам этой подлодки были поставлены условия — запрещалось использовать решения отработанные на подводных лодках построенных ранее . Речь шла не просто о создании новой подлодки, разработчикам предписывалось создать субмарину будущего. По замыслу военных заказчиков эта подлодка должна была развивать максимально возможную скорость.

Крылатые ракеты «Аметист » имели не большую дальность полета — всего 80 км, именно по этой причине и необходима была высокая скорость движения , чтобы максимально быстро подойти к авианосцу на дистанцию ракетной атаки. Руководить проектом должен был по-настоящему крупный ученый, способный бросить вызов времени.

Таким был академик Николай Исанин. Один из ведущих специалистов в области кораблестроения. Всю жизнь он был одним из самых секретных людей страны — он не давал интервью и не выступал публично. Инструкторы под его руководством работали круглыми сутками, и в декабре 1960 года проект подлодки будущего был завершен. В нем обрели жизнь 398 совершенно новых технических решений .

Описание множества компонентов и узлов этой подлодки можно смело начинать со слова впервые. У этой субмарины вместо типичных рулевых органов был штурвал как у самолета. Никогда еще в таком объеме не применялась телемеханика. Для наблюдения за работой систем в опасных для человека отсеках стали использовать телекамеры. Гораздо шире, чем ранее, работу отдельных узлов подлодки и их взаимодействия контролировала автоматика.

Конструкторы подводной лодки обратились к новой для того времени науке — эргономике. На суше собирались макеты командных пунктов и постов управления в натуральную величину. Энергетику подлодки должны были обеспечивать два новых атомных реактора . На подлодке проекта 661 была применена новая специально для нее разработанная двухвальная атомная пароэнергетическая установка мощностью по 40 тысяч л.с. на каждом валу. Эта мощность превосходила в два раза показатели зарубежных и отечественных подлодок.

Установка включает в себя две автономные группы оборудования левого и правового бортов и состоит из двух реакторов, двух главных турбозубчатых агрегатов, двух автономных турбогенераторов и вспомогательного оборудования. Запасы ядерного горючего в реакторах могли обеспечить более четырех кругосветных плаваний полным подводным ходом без перезарядки активной зоны реактора.

Управление пароэнергетической установкой осуществляется оператором дистанционно из поста управления, путем задания необходимого режима с автоматическим выводом на мощность по заданному режиму хода с помощью автоматизированной системы управления защиты и контроля. Эта технология была на порядок экономичнее и безопаснее. Подобных реакторов до сих пор нет ни у кого в мире, а для США эта разработка является предметом неприкрытой зависти.

Особое внимание при проектировании подлодки было обращено на снижение подводной шумности и уровня акустических помех и работе гидроакустических станций . С этой целью впервые в практике отечественного подводного судостроения амортизирован блок паропроизводительной установки, создан главный турбозубчатый агрегат в моноблочном исполнении, применены регулируемые приводы наиболее шумных вспомогательных механизмов паротурбинной установки, использованы более эффективные амортизирующие крепления механизмов.

Широкое применение средств автоматизации позволило сократить численность личного состава, а также обеспечить управление всеми техническими средствами и оружием подлодки из пяти постов централизованного управления. Условия обитаемости обеспечивало подводникам благоприятные возможности для труда и отдыха.

На подлодке находились комфортабельные каюты с кондиционированием воздуха и люминесцентного освещения, кают-компания, столовая команды, медицинский блок, душевая и другие помещения. Была обеспечена необходимая вентиляция, очистка и регенерация воздуха, рациональное водоснабжение и отопление, приготовление горячей пищи, прохладительных напитков и мороженного.

Даже внешне подлодка К-162 не была похожа на своих предшественниц. Если все предыдущие дизельные и атомные субмарины все-таки напоминали надводный корабль, то эта подлодка была похожа на кита. Сохраняя живой символ соединения морской биологии и корабельной архитектуры. Впрочем, на советском флоте К-162 звали не китом, а «Золотой рыбкой».

Революционным решением стал выбор материала для внешнего корпуса подлодки. Рассматривались три варианта — корабельная сталь, авиационный алюминий и титан . Взвесив все за и против, конструкторы остановились на титане. Впервые в мире корабль стали строить из титанового сплава . Примененный на подлодке в качестве конструкционного материала титановый сплав обладает такими отличительными качествами как высокая прочность, малый удельный вес, немагнитность, коррозийная стойкость.

Это стало решающим фактором достижения подлодкой рекордных скоростей. До середины XX века титан не находил практического применения из-за сложности обработки. Сварку титановых конструкций приходилось производить в аргоновой среде. Эти работы требовали ювелирной точности и хирургической чистоты.

Многоцелевая атомная подводная лодка К-162 была заложена 28 декабря 1963 года на Северодвинском судостроительном предприятии «Севмаш» под заводским номером 501, но ее строительство постоянно задерживалось как на чертежных досках, так и на стапелях:

во-первых , по ходу дела вносились серьезные изменения в конструкцию корпуса. Титан не корабельная сталь, здесь требовались другие методики расчета прочности;

во-вторых , по существу рождалась новая отрасль в металлургии, а также производственных мощностей по изготовлению изделий из титана в промышленных масштабах. Все это создавалось параллельно, а время шло.

Задержка сроков строительства новой подлодки вызвали рост недовольства «наверху». Также торопили военные. В итоге было решено в сжатые сроки построить подлодку с таким же ракетным комплексом, но из обычной корабельной стали. Этот заказ был передан Горьковскому конструкторскому бюро — конкурентам Исанина. Горьковчане умело использовали аргумент, что военным нужен был любой корабль с ракетами подводного старта, причем в серийном производстве.

Коммунистической партией ставилась задача — за каждым американским авианосцем закрепить «подводного пастуха» с крылатыми ракетами для чего нужны были подлодки в количестве не меньшим числа американских авианосцев.

Стальной атомный подводный ракетоносец проекта 670 «Charlie»

В 1967 году в Горьком на заводе «Красное Сормово» благополучно сходит на воду стальной атомный ракетоносец проекта 670 . На вооружение ВМФ СССР было поставлено 17 таких подлодок. Именно они войдут в историю как «убийцы авианосцев». В справочниках НАТО эти подлодки получили название «Charlie », а титановая субмарина все еще стояла на стапелях.

Боевая служба атомной подлодки «Анчар»

На финиш в Северодвинске кораблестроители вышли в декабре 1969 года. Спуск на воду в это время года было трудным. Несколько суток рабочие кололи лед буксирами, растапливали паром, чтобы подлодка могла спуститься в воду. Приближалась ритуальная дата, 17 декабря день рождения Брежнева, и подлодка К-162 должна была стать своего рода подарком генеральному секретарю, но для Советского Союза это был дорогой подарок — стоимость атомной подлодки «Анчар» была равна 1 проценту бюджета страны .

Подлодка «Анчар» вышла на ходовые испытания в 02:30 в понедельник 13 декабря , но подводникам было не до суеверия, так как это было время максимального прилива. Канал, по которому спускались к морю, не был рассчитан на восьмиметровую осадку атомохода.

Подлодка должна была идти на глубине 100 метров. Напряженно застыли на постах горизонтальные и вертикальные рулевые, счёлкнуло реле автопилота. Подлодка стала набирать скорость. Чтобы не упасть, все в центральном посту схватились за закрепленные предметы. В уши ворвался гул обтекающей корпус воды. Он нарастал, превращаясь в самолетный надсадный рев. Матросы следили за счетчиками лага и глубиномера.

Скорость постепенно возрастала — 20 узлов, 30 узлов, 42 узла (77 км/час) под водой и всего лишь при 80% мощности реактора. Это был рекорд. Ни один эсминец США теперь был не в силах догнать летящую подлодку К-162 в те далекие годы . И вот подлодка подошла к первой поворотной точке. Подводники впервые ощутили ускорение и крен как в самолете. Палуба под ногами накренилась так, что чуть не посыпались на правый борт. Еще чуть-чуть и подлодка могла бы свалиться в самый настоящий авиационный штопор со всеми печальными последствиями. Над рубкой было 100 метров. В это время приборы показали скорость 44,7 узла, что равняется скорости торпеды.

Представьте себе подлодку размером с четырехэтажный дом, несущуюся со скоростью автомобиля. Вот уже более 30 лет и до сегодняшнего дня это абсолютное мировое достижение. Из-за секретности оно не попало в книгу рекордов Гиннеса, но в историю советского подводного флота этот рекорд вписан золотыми буквами.

После испытания у родных причалов те, кто встречал, с трудом узнали подлодку. Ее корпус стал другим. Вся краска слетела, весь титановый корпус был отполирован водой, загладились даже сварочные швы.

Вскоре подлодка была заново покрашена и 13 января 1970 года единственная в мире титановая субмарина вступила в боевой состав Северного флота . В сентябре 1971 года К-162 вышла в свой первый боевой поход и прошла от Гренландского моря до Бразильской впадины в район экватора. В этом-то походе и произошел знаменитый случай с американским авианосцем «Саратога ».

Созданная советскими учеными и специалистами подлодка К-162 со своими феноменальными скоростными возможностями и новейшим вооружением поразила американцев. По самолюбию США в те годы она нанесла весьма ощутимый удар. И все же подлодка была сложна и неудобна в эксплуатации. Часто находилась в ремонте. За все время службы подлодки К-162 не было человеческих жертв, а аварии были.

Самая серьезная авария произошла в конце 70-х. Плановый ремонт предполагал перезарядку обоих реакторов. Ремонт затягивался, техников торопили. Из-за спешки монтаж системы управления защиты реактора был проведен по старым чертежам, и это дало о себе знать. В один момент реактор стал набирать мощность или как говорят атомщики — разгонятся, без подачи воды второго контура.

Однако всех спасло чудо, лопнул компенсатор главного насоса, который сработал как нештатный предохранительный клапан. Несколько тонн радиоактивной воды вытекло в один из отсеков. К счастью людей там не было. Решение госкомиссии звучало как приговор подлодке — замена вышедших из строя агрегатов и механизмов. Но запасных комплектов не существовало, ведь подлодка была в единственном экземпляре, а чтобы их изготовить, надо было восстанавливать давно уничтоженные производственные линии, на что могли уйти годы.

Ситуацию спасли специалисты технического управления флота — сумели заварить трещину. После испытаний шов выдержал. Через несколько дней подлодка вышла в море. Так с заваренной трещиной в первом контуре атомная подлодка К-162 и ходила еще 10 лет до конца своей морской службы. Подлодка проекта 661 «Анчар» находилась в боевом составе ВМФ 17 лет, выведена из состава флота в 1988 году .

Технические характеристики подлодки проекта 661 «Анчар»:
Водоизмещение — 8000 тонн;
Длина корпуса — 106 м;
Высота — 14,5 м;
Ширина корпуса — 11,5 м;
Средняя осадка — 8,1 м;
Скорость надводная — 19 узлов;
Скорость подводная — 44,7 узла;
Глубина погружения — 550 м;
Экипаж — 85 человек;
Автономность плавания 70 суток
Вооружение :
Ракетный комплекс «Аметист» — 10 ракет (пуск производится с глубины 30 м);
Торпедные аппараты 533 мм — 4 (боекомплект 12 шт.);

Сегодня легендарная подлодка доживает свой век у последнего в своей жизни причала – её готовят к утилизации. Даже через 30 лет все поверхности ее корпуса находятся в идеальном состоянии. Переоборудовать и перевооружить ее оказалось дороже, чем построить новую субмарину.

По натовской классификации подлодка К-162 называется «Papa ». Говорят, что такое имя ей было дано совершенно случайно, однако, по сути, подводный крейсер К-162 является прародителем целого направления в строительстве отечественных подлодок следующих поколений. За эти годы были разработаны другие корабельные системы, повышена живучесть и скрытность отечественных субмарин. Появились новые типы ракет более эффективные и мощные, и все же именно этот проект стал подлинным родоначальником целого направления в подводном кораблестроении.

/По материалам korabley.net и ru.wikipedia.org /

7 апреля 1989 года произошла одна из крупнейших трагедий в истории подводных сил отечественного ВМФ. В результате внезапно начавшегося пожара в Норвежском море затонула подводная лодка «Комсомолец», единственная субмарина проекта 685 «Плавник», до сих пор считающаяся рекордсменом по глубине погружения. Люди многие века мечтали о строительстве кораблей, способных перемещаться под водой, однако первые настоящие подводные лодки были построены только в XIX веке. И тогда же они были использованы в военных целях. В настоящее время субмарины используются в ВМФ 33 стран, в том числе в России. И именно отечественным подводным лодкам принадлежит ряд мировых рекордов: глубине погружения, быстроходности, маневренности и величине корпуса.

Самая глубоководная субмарина - К-278 «Комсомолец» (проект 685 «Плавник»)


Работа над этим проектом началась в СССР в 1966 году. Его целью было создание субмарины с повышенной глубиной погружения, делающей ее неуязвимой для вооружения и радаров противника. Задача оказалась трудной: этап проектирования продолжался почти 8 лет и был завершен только в 1974 году. Строительство подводной лодки К-278 проекта «Плавник» заняло чуть больше пяти лет, с 22 апреля 1978 по 3 мая 1983 года, когда субмарина была спущена на воду. После успешных ходовых испытаний К-278 вошла в состав Северного флота и уже в августе 1984 года установила мировой рекорд по глубине погружения - 1020 метров. При этом «Плавник» не только был способен без вреда для себя находиться на этой глубине, но и производил с нее торпедные стрельбы. Предполагалось, что максимальной глубиной погружения для этой подводной лодки будет 1250 метров. В феврале 1989 года К-278 получила название «Комсомолец». Военные специалисты НАТО, не знавшие официальных наименований советской военной техники, дали «Комсомольцу» кодовое обозначение Mike. Эта подводная лодка была гордостью отечественного подводного кораблестроения. К сожалению, она успела выполнить всего три боевые службы.
В 11 утра 7 апреля 1989 года, во время возвращения субмарины с последнего задания, внутри нее возник пожар, ликвидировать который не удалось. В 11.14 «Комсомолец» всплыл на поверхность, однако пожар продолжался. К этому моменту к терпящей бедствие подводной лодке уже шли спасательные суда. Около 16.30 внутри К-278 произошла серия взрывов, и в кормовые отсеки стала проникать вода. Экипаж начал готовиться к эвакуации, но события развивались слишком быстро. В 17.08 подводная лодка затонула. Прибывшее на место спасательное судно сумело спасти только 27 из 69 человек экипажа. Установить точные причины трагедии так и не удалось. По одной из версий, все дело было в конструктивных недостатках К-278, по другим - в неумелых действиях экипажа. В настоящее время затонувший «Комсомолец» лежит на дне Норвежского моря.

Самая большая подводная лодка - «Акула» (проект 941)


В начале 1970-х годов в Соединенных Штатах Америки был запущен проект по созданию новой твердотопливной ракеты с дальностью полета более 7000 км, а также атомных субмарин, отличающихся повышенным уровнем скрытности и способностью нести 24 таких ракеты. Эта серия подводных лодок получила название «Огайо». В ответ на это в СССР началась разработка новых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52). По дальности полета (более 8300 км), а также некоторым другим характеристикам Р-52 превосходила новую американскую ракету «Трайдент I», однако была почти вдвое длиннее и втрое тяжелее. Для подобных ракет были необходимы новые ракетные подводные крейсера. Так были созданы подводные лодки проекта 941 «Акула», ставшие самыми большими субмаринами в мире. В классификации НАТО они были названы SSBN Typhoon. 23 сентября 1980 года на воду была спущена первая «Акула». Ее наибольшая длина (то есть расстояние между наиболее удаленными друг от друга по длине точками корабля) составляет 172 метра, наибольшая ширина - 23,3 метра. Подводное водоизмещение «Акулы» более чем в два раза превосходит надводное: 48000 тонн против 23200 тонн. В погруженном состоянии половина веса подводной лодки приходится на балластную воду, за что проект 941 получил прозвание «Водовоз».
Благодаря новой системе снижения гидроакустического шума, «Акула» стала самой тихой отечественной подлодкой в своем классе. Кроме того, она была, пожалуй, самой комфортной субмариной в мире: в ней нашлось место для спортзала, салона для отдыха, солярия и «живого уголка». На «Акуле» есть даже плавательный бассейн размером 4в2 м и глубиною 2 м, который заполняется забортной водой с возможностью подогрева, а также обшитая дубовыми досками сауна. Каюты офицеров оборудованы телевизорами и кондиционерами. Именно эта повышенная комфортность дала проекту 941 еще одно прозвище - «Плавучий Хилтон». С 1981 по 1989 года было построено 6 подводных лодок данного типа. Три из них к настоящему моменту утилизированы (как принято говорить у моряков - «распилены на иголки») в рамках выполнения договора об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2. Еще две субмарины из этой серии прошли в конце 1990 - начале 2000х годов поддерживающий ремонт, а последняя, «Дмитрий Донской», используется в настоящее время для испытания новейшей российской баллистической ракеты «Булава».

Самая быстрая подводная лодка - К-222 (проект 661 «Анчар»)


Работа над этой лодкой началась в 1959 году. Целью проекта было создание новой скоростной подводной лодки с корпусом из титановых сплавов, а также усовершенствованной атомной энергетической установкой и возможностью запуска крылатых ракет из-под воды. Для того, чтобы стимулировать поиск новых технических решений, было запрещено использовать уже существовавшую технику, приборы, оборудование и системы автоматики. По сути, новую субмарину делали с нуля, что заметно увеличило сроки ее проектирования и строительства, а также повысило ее стоимость. За дороговизну эта субмарина получила на флоте прозвище «Золотая рыбка». Результатом стала уникальная подводная лодка, не имеющая аналогов во всем мире, названная К-162. По своим ходовым и маневренным качествам она превосходила все субмарины, существовавшие на тот момент в Советском союзе и за рубежом. В 1969 году строительство К-162 было завершено. На государственных испытаниях при 80%-ной мощности реакторов она развила скорость в 42 узла, что на 4 узла превышало ее спецификационные требования. В 1971 году на полной мощности она показала скорость в 44,7 узла (82,8 км/ч), что по сей день считается абсолютным рекордом скорости среди подводных лодок.

Однако было обнаружено, что при скорости более 35 узлов турбулентный поток, обтекающий корпус подводной лодки, создает шум, который на центральном посту лодки достигал 100 децибел. Это лишало лодку скрытности и мешало работе экипажа. Кроме того, в процессе эксплуатации была выявлена низкая надежность механизмов и оборудования. В 1970 году К-162 была переведена в Северный флот, а в 1971 году совершила свой первый боевой поход (от Гренландского моря до Бразильской впадины). В 1978 году эта подводная лодка была переименована в К-222, в 1988 году - выведена в резерв. В 2008 году начался ее демонтаж. В классификации НАТО К-222 носила название Papa.

Самая маневренная подводная лодка - «Лира» (проект 705, 705К)


Эти небольшие подводные лодки разрабатывались как высокоскоростные перехватчики, способные настигать и уничтожать обнаруженные локационными средствами субмарины противника до того, как информация об их местонахождении устареет. При их создании конструкторы отступили от некоторых основ подводного кораблестроения, что позволило воплотить в жизнь ряд новаторских технических решений. Специально для этих субмарин создавались новые материалы и технические средства на основе последних достижений науки и техники того времени. Для изготовления корпуса и некоторых других элементов конструкции использовались титановые сплавы, позволявшие снизить вес лодки и увеличить ее прочность. Одной из задач, стоявших перед создателями проекта 705, было сочетание небольшого (около 2000 тонн) водоизмещения и высокой скорости, требовавшей мощного реактора. В мае 1960 года проект был окончательно утвержден, однако уже три года спустя стало ясно, что конструкция подлодки-перехватчика недоработана. Тогда было решено увеличить водоизмещение субмарины, а также удвоить количество отсеков и размер команды.
Так в 1977 году появилась подводная лодка 705К («Лира»), усовершенствованный вариант проекта 705. Ее надводное водоизмещение составляло 2300 тонн, подводное - 3180 тонн, а максимальная скорость равнялась 41 узлу. Иными словами, по скорости перемещения 705К уступала только «Анчару». «Лира» была способна развить полную скорость за одну минуту, она могла преследовать любой морской корабль или оторваться от преследования со стороны любого противника. Высочайшую маневренность этой субмарины характеризует ее способность на максимальной скорости за 42 секунды сделать поворот на 180° и начать двигаться в обратном направлении. Для обслуживания новой подлодки требовался экипаж в 32 человека. Подводные лодки проекта 705К, носившие в классификации НАТО название Alfa, находились в строю 20 лет. За время их эксплуатации не погиб ни один человек из экипажа, однако были выявлены существенные недостатки, препятствующие эффективному использованию этих субмарин. В 1990 году почти все «Лиры» были исключены из состава флота. Подводная лодка К-123, находившаяся на капитальном ремонте с 1983 по 1992 годы, была выведена из строя только в 1997 году.