Раннее возрождение художники. Живопись раннего возрождения

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 19.12.2016 16:20 Просмотров: 9452

Эпоха Возрождения – время культурного расцвета, время расцвета всех искусств, но наиболее полно выразившим дух своего времени было изобразительное искусство.

Эпоха Возрожде́ния, или Ренесса́нс (фр. «заново» + «рождённый») имела мировое значение в истории культуры Европы. Возрождение пришло на смену Средним векам и предшествовало эпохе Просвещения.
Главные черты эпохи Возрождения – светский характер культуры, гуманизм и антропоцентризм (интерес к человеку и его деятельности). В период эпохи Возрождения расцветает интерес к античной культуре и происходит как бы её «возрождение».
Возрождение возникло в Италии – его первые признаки появились ещё в XIII-XIV вв. (Тони Парамони, Пизано , Джотто , Орканья и др.). Но твёрдо оно установилось с 20-х годов XV в., а к концу XV в. достигло своего наивысшего расцвета.
В других странах Возрождение началось значительно позже. В XVI в. начинается кризис идей Возрождения, следствие этого кризиса – возникновение маньеризма и барокко .

Периоды эпохи Возрождения

Эпоху Возрождения делят на 4 периода:

1. Проторенессанс (2-я половина XIII в.-XIV в.)
2. Раннее Возрождение (начало XV-конец XV в.)
3. Высокое Возрождение (конец XV-первые 20 лет XVI в.)
4. Позднее Возрождение (середина XVI-90-е годы XVI в.)

В становлении Возрождения свою роль сыграло падение Византийской империи. Перебравшиеся в Европу византийцы привезли с собой свои библиотеки и произведения искусства, не известные средневековой Европе. В Византии никогда не порывали и с античной культурой.
Появление гуманизма (общественно-философского движения, которое рассматривало человека как высшую ценность) было связано с отсутствием в итальянских городах-республиках феодальных отношений.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, которые не контролировала церковь. деятельность которых находилась вне контроля церкви. В середине XV в. было изобретено книгопечатание, которое сыграло важную роль в распространении новых взглядов по всей Европе.

Краткие характеристики периодов Возрождения

Проторенессанс

Проторенессанс является предтечей Возрождения. Он ещё тесно связан со средневековьем, с византийскими , романскими и готическими традициями. Он связан с именами Джотто, Арнольфо ди Камбио , братьями Пизано, Андреа Пизано.

Андреа Пизано. Барельеф «Сотворение Адама». Опера-дель-Дуомо (Флоренция)

Живопись Проторенессанса представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ , Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи был Джотто. Его считали реформатором живописи: он наполнил религиозные формы светским содержанием, совершил постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, обратился к реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Раннее Возрождение

Это период с 1420 по 1500 гг. Художники Раннего Возрождения Италии черпали мотивы из жизни, наполняли традиционные религиозные сюжеты земным содержанием. В скульптуре это были Л. Гиберти , Донателло , Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо. В их творчестве начинают развиваться свободно стоящая статуя, живописный рельеф, портретный бюст, конный монумент.
В итальянской живописи XV в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, П. Перуджино и др.) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира.
Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377-1446) – архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы.

Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404-1472) . Этот итальянский ученый, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения получил образование в Падуе, изучал право в Болонье, в дальнейшем жил во Флоренции и Риме. Создал теоретические трактаты «О статуе» (1435), «О живописи» (1435–1436), «О зодчестве» (опубликован в 1485). Выступал в защиту «народного» (итальянского) языка как литературного, в этическом трактате «О семье» (1737-1441) разрабатывал идеал гармонически развитой личности. В архитектурном творчестве Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям. Он был одним из зачинателей новой европейской архитектуры.

Палаццо Ручеллаи

Леон Баттиста Альберти разработал новый тип палаццо с фасадом, на всю высоту обработанным рустом и расчлененным тремя ярусами пилястр, которые выглядят конструктивной основой здания (палаццо Ручеллаи во Флоренции, построен Б. Росселлино по планам Альберти).
Напротив Палаццо стоит Лоджия Ручеллаи, где проводились приёмы и банкеты для торговых партнёров, праздновались свадьбы.

Лоджия Ручеллаи

Высокое Возрождение

Это время самого пышного развития стиля Возрождение. В Италии оно длилось приблизительно с 1500 по 1527 г. Теперь центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II , человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии.

Рафаэль Санти «Портрет папы Юлия II»

В Риме строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптуры, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся шедеврами живописи. Античность по-прежнему ценится высоко и тщательно изучается. Но подражание древним не заглушает самостоятельность художников.
Вершина Ренессанса – творчество Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) и Рафаэля Санти (1483-1520).

Позднее Возрождение

В Италии это период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Искусство и культура этого времени очень разнообразны. Некоторые считают (например, британские учёные), что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 г.». Искусство позднего Возрождения представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений. Многие художники не стремились изучать природу и её законы, а лишь внешне старались усвоить «манеру» великих мастеров: Леонардо, Рафаэля и Микельанджело. По этому поводу престарелый Микеланджело сказал однажды, глядя, как художники копируют его «Страшный суд» : «Многих это моё искусство сделает дураками».
В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая не приветствовала любое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности.
Известными художниками этого периода были Джорджоне (1477/1478-1510), Паоло Веронезе (1528-1588), Караваджо (1571-1610) и др. Караваджо считается основателем стиля барокко.

В начале 15-го века в Италии произошли огромные изменения в жизни и культуре. Горожане, торговцы и ремесленники Италии еще с 12-го века вели героическую борьбу против феодальной зависимости. Развивая торговлю и производство, горожане постепенно богатели, сбрасывали власть феодалов и организовывали свободные города-государства. Эти свободные итальянские города становились очень могущественными. Их граждане гордились своими завоеваниями. Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета. Итальянская буржуазия смотрела на мир иными глазами, они твердо верили в себя, в свои силы. Им были чужды стремления к страданиям, смирению, отказ от всех земных радостей, которые проповедовались им до сих пор. Росло уважение к земному человеку, который пользуется радостями жизни. Люди стали активно относиться к жизни, жадно изучать мир, любоваться его красотой. В этот период зарождаются различные науки, развивается искусство.

В Италии сохранилось множество памятников искусства Древнего Рима, поэтому античную эпоху снова стали почитать за образец, античное искусство стало предметом преклонения. Подражание античности и дало основание назвать этот период в искусстве - Возрождение , что в переводе с французского означает "Ренессанс" . Конечно, это не было слепое, точное повторение античного искусства, это было уже новое, но опирающееся на античные образцы искусство. Итальянское Возрождение разделяют на 3 этапа: VIII - XIV века - Предвозрождение (Проторенессанс или Треченто -с ит.); XV век - раннее Возрождение (Кватроченто) ; конец XV - начало XVI века - Высокий Ренессанс .

По всей территории Италии велись археологические раскопки, искали античные памятники. Вновь открытые статуи, монеты, посуда, оружие бережно сохранялись и собирались в специально созданные для этого музеи. Художники учились на этих образцах античности, рисовали их с натуры.

Треченто (Предвозрождение)

Подлинное начало эпохи Возрождения связывают с именем Джотто ди Бондоне (1266? - 1337) . Его считают основателем живописи эпохи Возрождения. У флорентийца Джотто великие заслуги перед историей искусства. Он был обновителем, родоначальником всей европейской живописи после средневековья. Джотто вдохнул жизнь в евангельские сцены, создал образы реальных людей, одухотворенных, но земных.

Джотто впервые создает объемы с помощью светотени. Он любит чистые, светлые краски холодных оттенков: розовые, жемчужно-серые, бледно-фиолетовые и светло-лиловые. Люди на фресках Джотто коренастые, с тяжелой поступью. У них крупные черты лица, широкие скулы, узкие глаза. Человек у него добр, внимателен, серьезен.

Из работ Джотто лучше всего сохранились фрески в храмах г.Падуя. Евангельские сюжеты он представил здесь как существующие, земные, реальные. В работах этих он повествует о проблемах, волнующих людей во все времена: о добросердечии и взаимопонимании, коварстве и предательстве, о глубине, скорби, кротости, смирении и извечной всепоглощающей материнской любви.

Вместо разобщенных отдельных фигур, как в средневековой живописи, Джотто сумел создать связный рассказ, целое повествование о сложной внутренней жизни героев. Вместо условного золотого фона византийских мозаик, Джотто вводит пейзажный фон. И если в византийской живописи фигуры как бы парили, висели в пространстве, то герои фресок Джотто обрели твердую почву под ногами. Поиски Джотто в передаче пространства, пластики фигур, выразительности движения сделали его искусство целым этапом в эпохе Возрождения.

Один из знаменитых мастеров Предвозрождения -

Симоне Мартини (1284 - 1344).

В его живописи сохранились черты северной готики: фигуры Мартини удлинены, и, как правило, на золотом фоне. Но Мартини создает образы при помощи светотени, придает им естественное движение, пытается передать определенное психологическое состояние.

Кватроченто (раннее Возрождение)

В формировании светской культуры раннего Возрождения огромную роль сыграла античность. Во Флоренции открывается Платоновская академия, библиотека Лауренциана содержит богатейшее собрание античных рукописей. Появляются первые художественные музеи, наполненные статуями, обломками античной архитектуры, мраморами, монетами, керамикой. В эпоху Возрождения выделились основные центры художественной жизни Италии - Флоренция, Рим, Венеция.

Одним из крупнейших центров, родиной нового, реалистического искусства была Флоренция. В 15-м веке там жили, учились и работали многие прославленные мастера эпохи Возрождения.

Архитектура раннего Возрождения

Жители Флоренции обладали высокой художественной культурой, они активно учавствовали в создании городских памятников, обсуждали варианты строительства красивых зданий. Архитекторы отказались от всего, что напоминало готику. Под влиянием античности наиболее совершенными стали считать постройки, увенчанные куполом. Образцом здесь был римский Пантеон.

Флоренция - один из прекраснейших городов мира, город-музей. Он сохранил свою архитектуру с древности почти в нетронутом виде, его самые красивые здания в основном были построены в эпоху Возрождения. Над красными кирпичными крышами старинных построек Флоренции поднимается огромное здание городского собора Санта Мария дель Фьоре , который часто называют просто Флорентийский собор. Высота его достигает 107 метров. Великолепный купол, стройность которого подчеркивается белокаменными ребрами, увенчивает собор. Купол поражает размерами (его диаметр равен 43 м), он венчает собой всю панораму города. Собор виден почти с каждой улицы Флоренции, четко вырисовываясь на фоне неба. Построил это великолепное сооружение архитектор

Филиппо Брунеллески (1377 - 1446).

Великолепнейшим и известным купольным зданием эпохи Возрождения стал собор святого Петра в Риме . Его строили более 100 лет. Создателями первоначального проекта были архитекторы Браманте и Микеланджело.

Здания эпохи Возрождения украшают колонны, пилястры, львиные головы и "путти" (обнаженные младенцы), гипсовые венки из цветов и плодов, листья и многие детали, образцы которых были найдены в развалинах древнеримских построек. Снова вошла в моду полукруглая арка. Состоятельные люди стали строить более красивые и более удобные дома. Вместо тесно прижатых друг к другу домов появились роскошные дворцы - палаццо .

Скульптура раннего Возрождения

В 15-м веке во Флоренции творили два знаменитых скульптора - Донателло и Вероккио . Донателло (1386? - 1466) - один из первых скульпторов Италии, который использовал опыт античного искусства. Он создал одно из прекрасных произведений раннего Возрождения - статую Давида.

Согласно библейской легенде, простой пастух, юноша Давид победил великана Голиафа, и тем самым спас жителей Иудеи от порабощения и стал потом царем. Давид был одним из излюбленных образов эпохи Возрождения. Он изображен скульптором не как смиренный святой из библии, а как юный герой, победитель, защитник родного города. В своей скульптуре Донателло воспевает человека как идеал прекрасной героической личности, возникший в эпоху Возрождения. Давид увенчан лавровым венком победителя. Донателло не побоялся ввести такую деталь, как пастушеская шляпа - знак его простого происхождения. В средние века церковь запрещала изображать обнаженное тело, считая его сосудом зла. Донателло был первым мастером, отважно нарушившим этот запрет. Он утверждает этим, что человеческое тело прекрасно. Статуя Давида - первая в ту эпоху круглая скульптура.

Известна и другая прекрасная скульптура Донателло - статуя воина, полководца Гаттамелата. Это был первый конный памятник эпохи Возрождения. Созданный 500 лет назад, этот памятник до сих пор стоит на высоком постаменте, украшая собой площадь в городе Падуя. Впервые в скульптуре был увековечен не бог, не святой, не знатный и богатый человек, а благородный, храбрый и грозный воин с великой душой, заслуживший славу великими делами. Одетый в античные доспехи, сидит Гаттемелата (это его прозвище, означающее "пятнистая кошка") на могучем коне в спокойной, величавой позе. Черты лица воина подчеркивают решительный, твердый характер.

Андреа Вероккио (1436 -1488)

Самый известный ученик Донателло, создавший знаменитый конный монумент кондотьеру Коллеони, который был поставлен в Венеции на площади у церкви Сан Джованни. Главное, что поражает в памятнике - совместное энергичное движение коня и всадника. Конь как бы устремляется за пределы мраморного постамента, на котором установлен памятник. Коллеони, привстав на стременах, вытянувшись, высоко подняв голову, всматривается в даль. На лице застыла гримаса гнева и напряжения. В его позе чувствуется огромная воля, лицо напоминает хищную птицу. Образ наполнен несокрушимой силой, энергией, суровой властностью.

Живопись раннего Возрождения

Эпоха Возрождения обновила и искусство живописи. Живописцы научились верно передавать пространство, свет и тень, естественные позы, разнообразные человеческие чувства. Именно раннее Возрождение было временем накопления этих знаний и навыков. Картины той поры проникнуты светлым и приподнятым настроением. Задний план часто написан в светлых тонах, а строения и природные мотивы очерчены резкими линиями, преобладают чистые цвета. С наивным старанием изображены все подробности события, персонажи чаще всего выстроены в ряд и отделены от фона четкими контурами.

Живопись раннего Возрождения только стремилась к совершенству, однако, благодаря своей искренности, она трогает душу зрителя.

Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи Гвиди, Известный под именем Мазаччо (1401 - 1428)

Его считают последователем Джотто и первым мастером живописи раннего Возрождения. Мазаччо прожил всего 28 лет, но за свою такую короткую жизнь оставил в искусстве след, который трудно переоценить. Он сумел довершить в живописи революционные преобразования, начатые Джотто. Его живопись отличает темный и глубокий колорит. Люди на фресках Мазаччо гораздо более плотные и мощные, чем на картинах готической поры.

Мазаччо первым стал правильно располагать предметы в пространстве, с учетом переспективы; людей он стал изображать по законам анатомии.

Он умел связывать в единое действие фигуры и пейзаж, драматически и вместе с тем вполне естественно передавать жизнь природы и людей - и в этом огромная заслуга живописца.

Это одно из немногих станковых станковых произведений Мазаччо, заказанное ему в 1426 году для капеллы в церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе.

Мадонна сидит на троне, построенном строго по законам перспективы Джотто. Ее фигура написана уверенными и четкими мазками, что создает впечатление скульптурной объемности. Ее лицо спокойно и печально, отрешенный взгляд направлен в никуда. Закутанная в темно-синий плащ, Дева Мария держит на руках Младенца, золотистая фигурка которого резко выделяется на темном фоне. Глубокие складки плаща позволяют художнику играть со светотенью, что тоже создает особенный зрительный эффект. Младенец ест черный виноград - символ причастия. Безупречно нарисованные ангелы (художник прекрасно знал анатомию человека), окружающие Мадонну, придают картине дополнительное эмоциональное звучание.

Единственная створка, написанная Мазаччо для двухстороннего триптиха. После ранней смерти живописца остальная часть работы, выполнявшейся по заказу папы Мартина V для церкви Санта-Мария в Риме, была довершена художником Мазолино. Здесь изображены две строгие, монументально выполненные фигуры святых, одетых во все красное. Иероним держит раскрытую книгу и макет базилики, у его ног лежит лев. Иоанн Креститель изображен в своем обычном виде: он бос и держит в руказ крест. Обе фигуры поражают анатомической точостью изображения и почти скульптурным ощущением объема.

Интерес к человеку, преклонение перед его красотой были в эпоху Возрождения так велики, что это привело к возникновению нового жанра в живописи - жанра портрета.

Пинтуриккио (вариант Пинтуриккьо) (1454 - 1513) (Бернардино ди Бетто ди Бьяджо)

Уроженец Перуджи в Италии. Какое-то время писал миниатюры, помогал Пьетро Перуджино украшать фресками Сикстинскую капеллу в Риме. Приобрел опыт в сложнейшем виде декоративно-монументальной стенной росписи. Уже через несколько лет Пинтуриккьо стал самостоятельным художником-монументалистом. Работал над фресками в аппартаментах Борджиа в Ватикане. Делал стенные росписи в библиотеке собора в Сиене.

Художник не только передает портретное сходство, но стремится раскрыть внутреннее состояние человека. Перед нами мальчик-подросток, одетый в строгое платье горожанина розового цвета, на голове маленькая синяя шапочка. Каштановые волосы спускаются до плеч, обрамляя нежное лицо, внимательный взгляд карих глаз задумчив, чуть тревожен. За спиной у мальчика - умбрийский пейзаж с тоненькими деревцами, серебристой рекой, небом, розовеющим на горизонте. Весенняя нежность природы, как отзвук характера героя, гармонирует с поэтичностью и очарованием героя.

Изображение мальчика дано на первом плане, крупно и занимает почти всю плоскость картины, а пейзаж написан на заднем плане и очень мелко. Это создает впечатление значительности человека, его господства над окружающей природой, утверждает то, что человек - это прекраснейшее творение на земле.

Здесь представлен торжественный отъезд кардинала Капраника на Базельский собор, длившийся почти 18 лет, с 1431 года по 1449 год, сначала в Базеле, а потом в Лозанне. В свите кардинала находился и молодой Пикколомини. В изящном обрамлении полукруглой арки представлена группа всадников в сопровождении пажей, слуг. Событие не столь реальное и достоверное, сколько рыцарски-утонченное, почти фантастическое. На первом плане красивый всадник на белом коне, в роскошном платье и шляпе, повернув голову, смотрит на зрителя - это Эней Сильвио. С удовольствием пишет художник богатые одежды, прекрасных лошадей в бархатных попонах. Удлиненные пропорции фигур, чуть манерные движения, легкие наклоны головы близки к придворному идеалу. Жизнь папы Пия II была полна ярких событий, и Пинтуриккьо рассказал о встречах папы с королем Шотландии, с императором Фридрихом III.

Филиппо Липпи (1406 - 1469)

О жизни Липпи складывались легенды. Он сам был монахом, но ушел из монастыря, стал бродячим художником, похитил из монастыря монашенку и умер,отравленный родственниками молодой женщины, в которую влюбился уже в преклонном возрасте.

Писал образы мадонны с младенцем, наполненные живым человеческим чувством и переживаниями. В своих картинах он изображал много подробностей: предметы быта, окружающую обстановку, поэтому его религиозные сюжеты были похожи на светские картины.

Доменико Гирландайо (1449 - 1494)

Писал не только религиозные сюжеты, но и сцены из жизни флорентийской знати, их богатство и роскошь, портреты знатных людей.

Перед нами жена богатого флорентийца, друга художника. В этой, не очень красивой, роскошно одетой молодой женщине художник выразил спокойствие, минуту неподвижности и тишины. Выражение лица женщины холодное, ко всему безучастное, кажется, она предвидит свою близкую кончину: вскоре после написания портрета она умрет. Женщина изображена в профиль, что характерно для многих портретов того времени.

Пьеро делла Франческа (1415/1416 - 1492)

Одно из самых значимых имен в итальянской живописи 15-го века. Завершил многочисленные преобразования в приемах построения перспективы живописного пространства.

Картина написана на тополиной доске яичной темперой - очевидно, к этому времени художник еще не овладел секретами масляной живописи, в технике которой будут написаны его более поздние работы.

Художник запечатлел явление тайны Святой Троицы в момент Крещения Христа. Белый голубь, распростерший крылья над головой Христа, символизирует сошествие на Спасителя Святого Духа. Фигуры Христа, Иоанна Крестителя и стоящих рядом с ними ангелов написаны в сдержанной цветовой гамме.
Его фрески торжественны, возвышенны и величавы. Франческа верил в высокое предназначение человека и в его произведениях люди всегда совершают прекрасные дела. Он использовал тонкие, нежные переходы красок. Франческа первым начал писать на пленэре (на воздухе).

Итальянское искусство не развивалось постоянно по восходящей линии, от более низкой ступени к более высокой. Линия культурного развития в эпоху Возрождения была более сложной и гибкой. На протя-жении трех веков при неустанном движении вперед выделились несколько подъемов. Наиболее радикальный из них в Италии произошел в XV веке. Это период раннего Возрождения, отмеченный необычайной интенсивностью поисков. Средоточием новаторства во всех видах искусства в это время, как и во времена Джотто, была Флоренция. Здесь протекала деятельность основоположников раннего Возрождения: живописца Мазаччо , скульптора Донателло , архитектора Брунеллески .

Одним из важнейших завоеваний искусства кватроченто, имевшим историческое значение, явилось учение о перспективе. Перспек-тива - это изображение предметов в соответствии с тем кажущимся изменением их величины и очертаний, которое обусловлено степенью отда-ленности их от зрителя. Первые опыты построения перспективы приме-нялись уже в античной Греции, но в своем классическом виде, как на-учно обоснованная, перспектива сложилась у мастеров итальянского кватроченто. Первым открыл ее законы Филиппо Брунеллески, установив тем самым новую программу развития для всего флорентийского искусства.

Брунеллески сделал решающий для изобразительного искусства вы-вод: если прямые лучи, идущие от выбранной точки пространства к изображаемому предмету, пересечь плоскостью - на этой плоскости получится точная проекция данного предмета. Вероятнее всего, что к изучению оптических законов Брунеллески побудило изучение римских развалин, которые он тщательно измерял и срисовывал.

Друг Брунеллески, скульптор Донателло применил линейную перспективу в скульптурном рельефе («Битва св. Георгия с драконом» , 1416), достигая впечатления пространственной глубины. Их современник Ма-заччо использовал это открытие в живописи (фреска «Троица» , 1427). Наконец, архитектор и ученый-теоретик искусства Альберти дал подроб-ную теоретическую разработку законов перспективы в «Трактате о жи-вописи» (1435).

Новые веяния в изобразительном искусстве раньше всего проявились в скульптуре . Прежде сосредоточенная главным образом в интерьерах, она выносится теперь на фасады церквей и общественных зданий, на городские площади, уже не подчиняясь архитектуре.

Исходным пунктом истории скульптуры раннего Возрождения традиционно считается 1401 год, когда молодой ювелир Лоренцо Гиберти победил на конкурсе скульпторов, состязавшихся за право изготовления бронзовых дверей флорентийского баптистерия . Гиберти вошел в число ведущих скульпторов своего времени. Ему при-надлежит одно из самых прославленных произведений раннего Возрожде-ния - вторые восточные двери баптистерия, позднее названные Микеланд-жело «Райскими вратами». Их рельефы посвящены сюжетам Ветхого завета.

Самым гениальным скульптором кватроченто был Донато ди Никколо ди Бетто Барди, вошедший в историю мировой культуры под именем Донателло (1386-1466). Он принадлежит к числу наиболее смелых рефор-маторов итальянского искусства. Одной из главных заслуг Донателло было возрождение свободно стоящей круглой статуи. Выполненная им статуя Давида-победителя (Флоренция) явилась первой скульптурой эпохи Возрождения, не связанной с архитектурой, освобожденной от тесноты ниши и доступной обозрению со всех сторон. Создавая образ легендарно-го пастуха, победившего великана Голиафа, который для многих италь-янских городов-республик стал символом свободы, Донателло стремился приблизиться к великим образцам античной пластики. Его Давид представлен обнаженным, подобно античному герою. Еще ни один скульптор эпохи Возрождения не брал на себя смелость показать библейский пер-сонаж в таком виде.

Другое знаменитое творение Донателло - памятник мужественному военачальнику Эразмо ди Нарни по прозвищу Гаттамелата («Хитрая кош-ка»). Человек из народа, Эразмо силой ума, таланта стал творцом своей судьбы, сделался выдающимся государственным деятелем. И скульптор, сохранив портретное сходство, показал обобщенный образ человека но-вого времени, словно подтверждающий слова Петрарки: «Кровь всегда одного цвета. Благородным человек делает себя сам великими своими делами».

Еще более широким было обращение к античным традициям в архитектуре . Зарисовки и обмеры древнеримских сооружений, изучение трактата Витрувия, найденного в начале XV века, способствовали быст-рому вытеснению готических форм античными. Возрождается и творчески переосмысливается античный ордер, что внесло в архитектуру нового времени логическую соразмерность и гармоничность. Если готический собор уже в силу своих гигантских размеров трудно обозрим, то зда-ния эпохи Возрождения как бы охватываются единым взглядом. Их отли-чает удивительная пропорциональность.

Первый крупный памятник ренессансного зодчества - воздвигнутый Брунеллески купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. В сво-их размерах он лишь немногим уступает куполу римского Пантеона, но, в отличие от него, опирается не на круглое, а на восьмигранное ос-нование.

Одновременно с сооружением купола Брунеллески руководит пост-ройкой приюта для сирот, Воспитательного дома . Это первое здание ренессансного стиля, очень близкое античным сооружениям по своему строю, ясности облика и простоте форм. Самое замечательное в нем - фасад, украшен-ный портиком в виде арочной лоджии. Портик разворачивается во всю ширину здания, создавая впечатление простора и покоя, и усиливая перевес горизонтальных линий. В итоге - здание, полностью противо-положное готическому стремлению ввысь. Новым является и отсутствие богатых скульптурных украшений, характерных для готических соборов.

Использованный в Воспитательном доме тип лоджии с полукруглыми арками и широко расставленными тонкими колоннами утвердился потом в архитектуре ренессансных палаццо .

Палаццо представляет собой городской дворец-особняк, где жили состоятельные люди. Обычно это трехэтажное здание, выходящее фасадом на улицу. По своему плану палаццо прибли-жались к квадрату, в центре которого был внутренний двор, обнесен-ный арочными галереями.

Живопись итальянского кватроченто начинается с Мазаччо (1401-1428, настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи). Мазаччо был одним из самых независимых и последовательных гениев в ис-тории европейского искусства. Как и многие другие художники этой эпохи, он работал в области монументальной живописи, которая выпол-нялась на стенах техникой фрески. Продолжив искания Джотто, Мазаччо сумел придать изображениям невиданную ранее жизненную достоверность.

Вершиной его творчества являются фрески капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. В них представлена история апостола Петра, а также библейский сюжет «Изгнание из рая», тракто-ванный с исключительной драматической силой.

Все в этих фресках полно особой внушительности, эпической мощи, героики. Все подчеркнуто монументально: художник словно не прорисовывает формы, а лепит их с помощью светотени, добиваясь почти скульптурной рельефности. Замечательным образцом творческой манеры Мазаччо может служить «Чудо со статиром» (повествование о чудесно найденной во рту рыбы монете, открывшей Христу и его уче-никам доступ в город Капернаум).

Судьба оборвала взлет гения на 27-м году жизни, но уже то, что он успел сделать, принесло ему славу основоположника нового искус-ства. После смерти Мазаччо капелла Бранкаччи стала школой всех по-следующих живописцев, местом паломничества.

Мазаччо, Брунеллески, Донателло были далеко не одиноки в своих исканиях. Одновременно с ними в различных городах Италии работало множество самобытных мастеров: фра Анжелико, Паоло Учелло, Пьеро делла Франческа, Андреа Мантенья.

К концу кватроченто характер устремлений итальянской живописи существенно меняется: изучение перспективы, пропорций отходит на второй план, в то время как на первый выдвигается изучение челове-ческой натуры. Вслед за литературой и поэзией живопись открывает напряженную жизнь души, движение чувств. Это способствует развитию портретного жанра, причем нового его типа, в трехчетвертном раз-вороте, а не в профиль, как раньше.

Художником, в чьем творчестве новые художественные идеи нашли наиболее гармоничное выражение, явился Сандро Боттичелли (1445-1510, настоящее имя Алессандро Филипепи).

Боттичелли - представи-тель флорентийской школы живописи. Он был близок двору Лоренцо Ме-дичи, талантливого политика и дипломата, блестяще образованного че-ловека, одаренного поэта, любителя литературы и искусства, который сумел привлечь к себе немало крупных гуманистов, поэтов, художников

Будучи связан с кружком флорентийских эрудитов, Боттичелли охотно опирался в своих работах на составленные ими поэтические прог-раммы. Навеянные античностью и ренессансной поэзией, они носили аллегорический характер. Особую роль в них играл образ Венеры, воплощения любви как высочайшего из человеческих чувств.

Венера - центральный образ прославивших Боттичелли картин: «Весна» и «Рождение Венеры». Именно в этих мифологических композициях, где царит любовь, расцвело загадочное очарование боттичеллевского идеала красоты. В этой красоте есть особая утонченность, хрупкая беззащитность. И вместе с тем в ней скрыта огромная внут-ренняя сила, сила духовной жизни.

То же богатство внутреннего мира человека открывают зрителю порт-реты художника: «Портрет ювелира», «Джулиано Медичи» и другие.

Глубочайшие личные переживания, связанные с общественной жизнью Флоренции конца XV века , определили высокий трагизм поздних работ Боттичелли: «Оплакивание Христа», «Покинутая».

В последней трети XV века наряду с флорентийской школой выдвига-ются художественные школы в Умбрии (Пинтуриккио), Венеции (Джентиле и Джованни Беллини, Карпаччо), Ферраре, Ломбардии, и все же ведущим культурным центром Италии остается Флоренция. Здесь в 1470-х годах началась творческая деятельность Леонардо да Винчи, здесь родился и вырос Микеланджело, завоевав славу первого художника созданием статуи Давида (в качестве символа Флоренции она была поставлена перед Двор-цом Синьории). Флоренция сыграла огромную роль и в творческом станов-лении Рафаэля, написавшего здесь обширную сюиту своих мадонн (когда он приехал во Флоренцию, там работали и Леонардо, и Микеланджело). Творчество этих гениальных мастеров, наряду с искусством Браманте, Джорджоне, Тициана, ознаменовало период Высокого Возрождения.

Медичи - семейство богатых банкиров, которым в XV веке, фактически, принадлежала власть во Флоренции.

народное восстание против Медичи, возглавленное доминиканским монахом Савонаролой, яростное наступление приверженцев Савонаролы на «греховную скверну» светской культуры, наконец, отлучение Саво-наролы от церкви и его смерть на костре.

Испытав сильное влияние Савонаролы, Боттичелли был потрясен его гибелью.

Всем известно, что именно Италия была сердцем всего периода Возрождения. Великие мастера слова, кисти и философской мысли появлялись в каждый из Культура в Италии демонстрирует зарождение традиций, которые будут развиваться в последующие века, этот период стал точкой отсчета, началом великой эпохи развития творчества в Европе.

Кратко о главном

Искусство Раннего Возрождения в Италии охватывает период приблизительно с 1420 до 1500 года, предшествуя и завершая Проторенессанс. Как и для любого переходного периода, для этих восьмидесяти лет характерно и идей, которые предшествовали, и новых, которые, тем не менее, заимствованы из далекого прошлого, из классики. Постепенно творцы избавлялись от средневековых концепций, переводя свое внимание на античное искусство.

Однако несмотря на то, что по большей части они стремились вернуться к идеалам забытого искусства, как в общем, так и частном все же древние традиции сплетались с новыми, но в намного меньшей степени.

Архитектура Италии во время Раннего Возрождения

Главное имя в архитектуре этого периода - это, конечно же, Филиппо Брунеллески. Он стал олицетворением ренессансной архитектуры, органично воплощая свои замыслы, он сумел превратить проекты в нечто завораживающее, и, кстати, до сих пор его шедевры тщательно оберегаются уже на протяжении многих поколений. Одним из его главных творческих достижений принято считать сооружения, расположенные в самом центре Флоренции, самые примечательные из которых купол - флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре и дворец Питти, ставшие точкой отсчета итальянской архитектуры Раннего Возрождения.

К другим важным достижениям итальянского Ренессанса относится также который находится около главной площади Венеции, дворцы в Риме руки Бернардо ди Лоренцо и другие. В этот период архитектура Италии стремится органично объединить черты средневековья и классики, стремясь к логике пропорций. Отличным примером этого утверждения можно назвать базилику Сан Лоренцо, опять же руки Филиппо Брунеллески. В других европейских странах Раннее Возрождение не оставило столь же ярких примеров.

Художники Раннего Возрождения

Итоги

Культура Раннего Возрождения в Италии хоть и стремится к одному и тому же - отобразить классику сквозь призму естественности, но творцы идут разными путями, оставляя свои имена в ренессансной культуре. Множество великих имен, гениальные шедевры и полное переосмысление не только художественной, но и философской культуры - все это принес нам период, предзнаменовавший другие этапы Возрождения, в которых устоявшиеся идеалы нашли свое продолжение.

Весна / Боттичели

Перелом событий в искусстве наблюдается в начале XV века. Тогда во Флоренции произошло мощное зарождение Ренессанса, что и послужило толчком для пересмотра всей художественной культуры Италии . Творчество таких авторов как Мазаччо , Донателло и их соратников говорит о победе ренессансного реализма, который имел серьёзные отличия от «реализма деталей», присущего готическому искусству позднего треченто. Идеалы гуманизма проникают в произведения великих мастеров. Человек, возвышаясь, становится над уровнем обыденности. Большую часть внимания художников занимает колорит индивидуальностей характера, сила человеческих переживания. Скрупулезная детализация сменяется обобщённостью и монументальностью форм. Стоит отметить, что тот героизм и монументальность, которые характеризовали творения открывших итальянскую эру Возрождения великих авторов, удерживаются в искусстве кватроченто лишь некоторое время и развиваются в дальнейшем лишь только в период Высокого Возрождения .

Давид / Донателло

Художественная реформа начала XV века отсекла возможность обращения, как к старым формам, так и к средневековому спиритуализму. С этого временного этапа искусство Италии становится реалистично направленным и обретает оптимистический светский характер, что является определяющей чертой Возрождения.

Чтобы перестать обращаться к традициям готики раннего Возрождения начинается поиск идей в античности и в искусстве Проторенессанса . Это происходит с одним отличием. Так, если раньше воззвание к античности носило скорее эпизодический характер, и зачастую было лишь простым копированием стиля, то теперь к использованию античного наследия подошли с творческой позиции.

Характерные черты искусства начала XV века родственны Проторенессансу, наследие которого имеет широкое использование. При этом если ранее мастера Проторенессанса искали идеи вслепую, то теперь их творческий стиль базируется на точных знаниях.

Мадонна с младенцем /Маззачо

В XV веке происходит сближение искусства и науки. Художники стремятся познать и изучить окружающий мир, что приводит к расширению их кругозора и уходу от узкой направленности цехового ремесла. Также это способствует возникновению вспомогательных дисциплин.

Великие архитекторы и художники (Донателло, Филиппе Брунеллески , Леона Баттисты Альберти и другие) разрабатывают теорию линейной перспективы.

Данный период ознаменовывается систематическим изучением строения человеческого тела и появлением теории пропорций. Для того чтобы правильно и реалистично изобразить человеческую фигуру и пространство привлекаются такие науки как анатомия, математика, анатомия и оптика.

Капелла Лацци собора Санта-Кроче во Флоренции /Брунеллески

В конце XIV — начале XV века в архитектуре происходит оформление стиля Ренессанса и уход от старых традиций. Подобно изобразительному искусству главенствующую роль в обновлении сыграл призыв к античности. Конечно, новый стиль был не просто второй жизнью для античности. Архитектура Ренессанса была создана в соответствии с новыми духовными и материальными запросами людей.

Первоначально архитектура Ренессанса находила свои идеи развития в памятниках, которые были подвластны влиянию античного зодчества. Совместно с новыми идеями творцы Ренессанса, несмотря на отказ от старых устоев, перенимают некоторые свойства готической архитектуры.

Византийское зодчество также отразилось на формировании нового стиля, наиболее ярким примером служит церковное строительство. Процесс превращения и развития архитектуры Ренессанса проистекает от попыток изменения внешних декоративных частей к полной переработке ключевых архитектурных форм.

Мадонна с младенцем /Джентиле да Фабриано

Неоднородностью отличается итальянское искусство — XV века. Различие условий местных школ приводит к появлению разнообразия художественных направлений. Если в передовой Флоренции новое искусство было радушно принято, то это вовсе не означает, что оно получило признание и в других частях страны. Одновременно с работами авторов Флоренции (Мазаччо, Брунеллески, Донателло), в северной Италии продолжали своё существование традиции византийского и готического искусства, лишь понемногу смещаемых Ренессансом.
Одновременное присутствие инновационных и консервативных тенденций свойственно как местным школам скульптуры и живописи, так и архитектуре XV века.