Русское искусство эпохи просвещения. Русское музыкальное искусство эпохи просвещения

Общее понятие «Просвещения»: эпоха рационализма, вера во всемогущество разума, «энциклопедизм», «просвещенная монархия». Императрица Екатерина II(1762-1769), ее культурная политика, покровительство искусству и наукам. Новый устав Академии художеств, здание Академии (архитекторы А.Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламотт; 1764-1788). Важнейшие портретисты: живописецФ.С. Рокотов (1735?-1808) , мастер психологической характеристики: «Портрет поэта В.И. Майкова» (ок. 1765); «Портрет А.П. Струйской» (1772); «Портрет графини Е.В. Санти» (1785). -ЖивописецД.Г. Левицкий (1735-1822 ), автор программных работ: «ЕкатеринаIIзаконодательница» (с вариантами, 1783), серия портретов воспитанниц Смольного института - «смолянок» Е.И. Нелидовой (1773), Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской (1773), Г.И. Алымовой (1776; вся серия в ГРМ). Стилистические особенности «просвещенческих» парадных портретов. - СкульпторЭ.-М. Фальконе (1716-1791): памятник ПетруIв С.-Петербурге = «Медный Всадник» (портретная голова исполнена М.-А. Калло; 1782). - ЖивописецВ.Л. Боровиковский (1757-1825) , создатель «сентиментального» направления в портретном жанре: «естественный человек на лоне природы». «ЕкатеринаIIна прогулке в Царскосельском парке» (с вариантами, 1794-1800-е гг.), «Портрет М.И. Лопухиной» (1797); «Портрет графини А. Безбородко с дочерьми» (1803), «Портрет императора ПавлаIв облачении гроссмейстера Мальтийского ордена» (1800). Религиозная живопись Боровиковского. Русское искусство и «позднее» европейское Просвещение - родственные черты и отличия.

Литература

Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII - XIX веков. - М.: Искусство , 1975;

Гершензон-Чегодаева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. - М.: Искусство , 1964;

Евангулова О.С., Карев А.А. Портретная живопись России второй половины XVIII века. - М.: Искусство , 1994;

Кузнецов С. Неизвестный Левицкий. Портретное творчество живописца в контексте петербургского мифа. - СПб.: Логос , 1996;

Дмитрий Григорьевич Левицкий 1735 - 1822. Каталог [выставки из собрания ГРМ]. - Л.: Искусство , 1987;

Молева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. - М.: Искусство , 1980;

Россия - Франция: Век Просвещения. Русско-французские культурные связи в 18 столетии [Каталог выставки]. - Л.: изд-во Государственного Эрмитажа , 1987.

Тема 6. Российская Академия художеств на рубеже XVIII-XIX веков: принципы обучения, нормативная эстетика, система жанров

С.-Петербургская Академия художеств - учебное заведение и оплот «нормативной эстетики». Искусство как исключительное творение красоты: «Художник, желающий сделать произведение свое изящным, должен изображением мысленной красоты стараться превзойти и самое вещество» (из «Рассуждения» П.П. Чекалевского, 1792). Ориентация студентов на идеализацию натуры: «анатомирующий» взгляд (экорше ), использование мотивов и поз античной скульптуры, копирование картин мастеров Возрождения и классицизмаXVIIстолетия. Важность «нравственной сверхзадачи»; иерархия жанров; значение историко-мифологической живописи. -А.П. Лосенко (1737-1773), основоположник исторического жанра в русской живописи. Обучение Лосенко в России, Франции и Италии; важнейшие произведения: «Жертвоприношение Авраама» (1765), «Зевс и Фетида» (1769). Картина «Владимир и Рогнеда» (1770) - первое произведение на сюжет из национальной истории. Другие работы: «Гектор и Андромаха» (1773); портреты Лосенко.

Другие академические исторические живописцы и их произведения: П.И. Соколов (1753-1791 ) «Меркурий и Аргус» (1776), «Венера и Адонис» (1782); -Г.И Угрюмов (1764-1823 ) «Испытание силы Яна Усмаря» (1796), «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» (1797-99); -А.И. Иванов (1776-1848) «Подвиг юноши-киевлянина» (ок. 1810), «Поединок князя Мстислава Удалого с Редедей» (1812); -А.Е. Егоров (1776-1851) «Истязание Спасителя» (1814): использование античных «визуальных кодов» для идеализации/ героизации персонажей. Значение творчества указанных авторов; общее заключение об «академическом подходе» к репрезентации и художественному наследию.

Академическая скульптура (краткая характеристика). М.И. Козловский (1753-1802 ) «Памятник А.В. Суворову» (1799-1801): полководец изображен в виде бога войны Марса; -И.П. Мартос (1754-1835 ) «Памятник Минину и Пожарскому» в Москве (1804-1818): античная стилизация/ героизация; -В.И. Демут-Малиновский (1784-1833) «Русский Сцевола» (1813): национальный герой подан как римский персонаж. Античные героиБ.И. Орловского (1797-1837) : «Парис» (1824), «Фавн, играющий на сиринге» (1825-1838).

Литература

Даниэль С. Европейский классицизм. - СПб.: Азбука -классика , 2003;

Каганович А.Л. Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия. - М.: Искусство , 1963;

Карев А. Классицизм в русской живописи. - М.: Белый город , 2003;

Коваленская Н.Н. Русский классицизм: живопись, скульптура, графика. - М.: Искусство , 1964;

Молева Н., Белютин Э. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. - М.: Искусство , 1956;

Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа первой половины XIX века. - М.: Искусство , 1963.

В конце XVII-XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми были немецкие композиторы Иогани Себастьян Бах (1685-1750) и Георг Фридрих Гендель (1685-1759).

Великий немецкий композитор и органист Бах работал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Он непревзойденный мастер полифонии. Его оркестровая музыка включает концерты для клавишных инструментов и скрипки, оркестровые сюиты. Значительны музыка Баха для клавира и органа, его фуги и хоралы.

Как и Бах, Гендель, использовал библейские сюжеты для своих произведений. Наиболее известные его произведения - оратории «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия». Гендель написал более 40 опер, а также огромные концерты, сонаты, сюиты.

Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа и ее виднейшие мастера - Гайдн, Моцарт и Бетховен. Венские классики переосмыслили и заставили зазвучать по-новому все музыкальные жанры и формы.

«Отцом симфонии» называют Йозефа Гайдна (1732-1709), учителя Моцарта и Бетховена. Им было создано более 100 симфоний. В основе многих из них - темы народных песен и танцев, которые композитор разрабатывал с удивительным искусством. Вершина его творчества «12 Лондонских симфоний», написанных во время триумфальных поездок композитора в Англию в 90-х гг. Гайдн написал множество замечательных квартетов и клавирных сонат, свыше 20 опер, 14 месс, большое количество песен и других сочинений, довел до классического совершенства симфонию, квартет, сонату. В конце творческого пути он создал две монументальные оратории - «Сотворение мира» и «Времена года», в которых выражены мысли о величии мироздания человеческой жизни.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) еще в детстве поражал незаурядными способностями: был виртуозом-исполнителем, сочинял в большом количестве музыку. Необыкновенные способности Вольфганга развивались под руководством его отца - скрипача и композитора Леопольда Моцарта. С1781г. Моцарт живет в Вене, здесь наступает расцвет его творческого гения. В операх Моцарт с изумительным мастерством создает разнообразные и живые человеческие характеры, показывает жизнь в ее контрастах, переходя от шутки к глубокой серьезности, от веселья - к тонкой поэтической лирике.

Эти же качества присущи и его симфониям, сонатам, концертам, квартетам, в которых он создает высшие классические образцы жанров. Вершинами классического симфонизма стали 3 его симфонии (всего Моцартом было написано около50): «Ми бемоль мажор» - жизнь человека полна радости, игры, веселого танцевального движения; «Соль минор» - глубокая лирическая поэзия движения человеческой души, драматичность ее стремления; «До мажор», названная современниками «Юпитер», - обнимает весь мир с его контрастами и противоречиями, утверждая разумность и гармоничность его устройства.

Музыка Моцарта являет высочайшее достижение классицизма по совершенству мелодий и форм.

«Музыка должна высекать огонь из людских сердец», - говорил Людвиг Ван Бетховен (1770-1827), чье творчество принадлежит достижениям человеческого гения. Человек республиканских взглядов, он утверждал достоинство личности художника-творца. Бетховен вдохновлялся героическими сюжетами. Таковы его единственная опера «Фиделио» и увертюры «Эгмонт» и т.д. Завоевание свободы в результате упорной борьбы - вот главная идея его творчества.

Вся зрелая творческая жизнь Бетховена связана с Веной, где он еще юношей восхитил своей игрой Моцарта, занимался у Гайдна, здесь прославился как пианист. Стихийная сила драматических столкновений, возвышенность философской лирики, сочный порой грубоватый юмор - все это может встретить в бесконечно богатом мире его сонат (всего им написаны 32 сонаты). Лирико-драмотические образы Четырнадцатой и Семнадцатой сонат отразили отчаяние композитора в самый тяжелый период жизни, когда Бетховен был близок к самоубийству из-за потери слуха. Но кризис был преодолен: появление Третьей симфонии ознаменовало победу человеческой воли. В период с 1803 по 1813 гг. он создал большинство симфонических произведений. Разнообразие творческих исканий поистине безгранично. Композитора привлекли и камерные жанры. Бетховен стремится проникнуть в сокровенные глубины внутреннего мира человека.

Апофеоз его творчества - Девятая симфония и Торжественная месса. Девятая симфония включает отрывок из шиллеровской «Годы к радости», избранной гимном Европы.

Восемнадцатый век в Европе называют „веком просвещения. В России это определение может быть отнесено к последним десятилетиям века, к екатерининскому времени, и с существенными оговорками. Просвещение затронуло лишь тонкий культурный слой общества - дворянство, причем далеко не все, и небольшое количество выходцев из народа, выдвинувшихся благодаря таланту или предприимчивости в сферы интеллигенции и купечества. Своеобразный национальный вариант культуры Просвещения окрашивался специфическими условиями русской действительности.

Государственное положение дворянства изменилось - законом 1762 года оно было бессрочно освобождено от обязательной службы, которая приобретала теперь для лучших людей характер общественного долга. Образовавшимся досугом и огромными средствами, добываемыми крепостным трудом еще сильнее закабаленных крестьян, пользовались по-разному. Во времена Екатерины не только усиливалась социальная рознь. Явственным стало идейное расслоение дворянства-на впадающих в „древнюю дикость и дичающих до степени салтычих крепостников и тех, кто смысл жизни полагал в службе Отечеству или в собственном интеллектуальном и эстетическом совершенствовании. Все больше честных умов начинает судить о несправедливостях и пороках общества, видя путь к их исправлению в облагоражи­вании личности. Документы, письма, литературные произведения пестрят словами „Отечество, „просвещение, „общество, „добронравие, „человеколюбие, „попечение о благе общем, „чувствования человеческого сердца. К нам эта лексика пришла именно из екатерининского времени. Популярным жанром становятся сатиры, обличающие во имя благонравия и общественной пользы пороки и злоупотребления. Вся поэзия насыщена призывами к дворянству, примеры можно приводить десятками. Вот лишь несколько: А. П. Сумароков - „А во дворянстве всяк, с каким бы ни был чином, не в титле, в действии быть должен дворянином; М. М. Херасков - „Будь мужествен ты в ратном поле, в дни мирны доброй гражданин, не чином украшайся боле, собою украшай свой чин; Г. Р. Державин - „Вельможу должны составлять ум здравый, сердце просвещенно, (...) вся мысль слова, деяньи должны быть - польза, слава, честь. Утопичность программы эпохи Просвещения - сначала облагородить человека, а потом уж улучшить условия его жизни - нам сейчас ясна, мы помним о Пугачеве и Радищеве, но надо быть признательным этим идеям, послужившим питательной почвой для замечательной художественной культуры.

Рядом с нравственным воспитанием и мыслями об общем благе, естественно, шло и вольнодумство, увлечение произведениями французских просветителей, в изобилии читавшихся и переводившихся в России. Начиная от самой Екатерины, зачитывались Монтескье, Вольтером, Дидро, Руссо, Мерсье, Лессингом, Ричардсоном, вырабатывая в себе „античный вкус к доблести (из „Записок Екатерины). „При Петре дворянин ездил учиться за границу артиллерии и навигации; после он ездил туда усваивать великосветские манеры. Теперь, при Екатерине, он поехал туда на поклон философам. Вообще чтение, как никогда ранее, становится одним из любимейших занятий. Многие могли бы сказать о книгах, как ярославский помещик Опочинин: „Они были первое мое сокровище, они только и питали меня в жизни; если бы не было их, то моя жизнь была бы в беспрерывном огорчении...

Таковы были настроения просвещенных людей того времени, того возникшего культурного сообщества, о котором мы узнаем из мемуаров, из публикуемых писем русских писателей и к которому принадлежали лучшие наши портретисты. Удивительно ли, что их творения согреты высоким представлением о человеческой личности, что в их живописи чувствуется мечта о совершенном человеке?

В портретной живописи снова, как в Петровское время, ощущается присутствие гражданственного идеала. Этому способствовала победа в искусстве и литературе эстетических принципов классицизма и его задачи „подражать прекрасной природе и выражать просветительские идеи. Живописец должен быть „в красках философом и смертных просветителем (Я. Б. Княжнин). О том, как нормативно понимались задачи портретиста в изобразительном искусстве теоретиками классицизма, красноречиво говорит популярное в России сочинение французского теоретика конца XVII - начала XVIII века Роже де Пиля, которое вольно, с собственными добавлениями, перевел на русский язык Архип Иванов (1789). Художнику предписывалось работать так, чтобы „портреты казались как бы говорящими о себе самих и как бы извещающими: смотри на меня, я есть оный непобедимый царь... я тот покровитель знатнейших художеств, оный любитель изрядства... я есмь та сановитая госпожа, которая благородными своими обращениями делает себе честь... я та веселонравная, которая любит только смехи и забавы... Для достижения этой цели художник, хотя и должен „подражать как недостаткам, так и красотам, может „поправить и „нос кривоватый, и „грудь гораздо сухую, и „плеча слишком высокие. В „Рассуждении о совершенном живописце П. П. Чекалевского (1782) каждой части лица на портрете поручалась своя задача: „откровенность на челе и бровях, разум в глазах, здравие на щеках и добродушие или приязненность на устах. В следующем году И. Ф. Урванов пишет о „портретного рода художнике: „...надлежит, чтобы все части головы одно изъявляли свойство, или веселое, или важное...

Классическая нормативность, даже догматичность, в какой-то степени стандартизировала портрет, особенно, конечно, парадный, однако присущая русским художникам привязанность к реальности вырывалась за рамки норм, не споря с ними, а создавая тот сплав правил и индивидуальности, который можно назвать стилем времени. Мы увидим далее, как у крупнейших мастеров идеал облагораживал реальность, не отнимая у нее конкретности, но наделяя ее значительностью или поэзией. Стандарт у них возвышался до типичности, до эстетически нравственной программности.

Главная тема искусства ХVIII столетия – прославление монархического государственного устройства , в честь которого слагались не только торжественные оды, но и создавались торжественные архитектурные ансамбли. Именно архитектура становится наиболее ярким выразителем духа эпохи Просвещения в России. Социальные предпосылки и характер архитектурного заказа по сравнению с предшествующими десятилетиями не изменились, хотя происходит заметное смещение их интересов в сторону дворянского сословия. По словам выдающегося историка В. О. Ключевского , «государство замкнулось во дворце» . Оттенок варварского великолепия отражался на дворцовом строительстве, получившем грандиозный масштаб. Общественные здания в эти годы почти не строились. В этот период продолжалось сооружение новых городов-крепостей (Ростов-на-Дону, Оренбург, Изюм ). Складывался ряд региональных архитектурных школ. Однако самые выдающиеся достижения в архитектуре связаны со столицами, с деятельностью петербургских и московских мастеров .

Расцвет русского зодчества в середине XVIII века связан с единой стилевой основой – барокко, в котором отразилась слава государства, его богатство и мощь. Это барокко торжествующей монархии, государственного возвеличивания, с которым связаны зрелища, великолепие зданий и искусства живописи. Для этого времени характерен был синтез искусства, где уживались все его виды: архитектура, скульптура, монументальная и декоративная живопись, прикладное искусство . В барокко данного периода неизменно присутствовала эклектика (смешение различных видов и жанров) – это мозаичность культуры, где прихотливо соединились античное и средневековое, церковное и светское, народное и аристократическое – все это воплощалось в строительстве дворцовых комплексов . Архитектура, живопись, скульптурная декорация, эмблемы и аллегории, искусство садовода и устроителя фонтанов сливались здесь с песнями, музыкой и карнавалом. Все было направлено на то, чтобы доставить «пир глазам, пищу уму, праздник чувствам».
Крупнейшим зодчим середины XVIII века был Ф.-Б. Растрелли , которого в России любовно называли «Варфоломеем Варфоломеевичем» . Одно из выдающихся открытий Растрелли – комплексы парадных интерьеров, наполненных светом, льющимся через огромные окна и отражающимся в зеркальных пилястрах и зеркалах, размещенных в простенках. Позолоченная резьба и лепнина, бронза и живописные плафоны, парадные лестницы – все это дополняло великолепие дворцовых помещений. Становление его стиля происходило уже в первых постройках – дворцы
Э. Бирона в Митаве (1738–1740) и Руентале (1736 – 1740); дворец
М. Воронцова в Петербурге (1749–1757). К лучшим загородным постройкам зодчего относятся Большой дворец в Петергофе (1745 – 1755) и Большой, или Екатерининский, дворец в Царском Селе (1752–1757) с обширным регулярным парком и парковыми павильонами. Знаменитым творением Растрелли стал Зимний дворец в Петербурге (1754–1762), монументальность фасадов которого должна была отражать славу и могущество Российской империи. Крупными мастерами русской архитектуры этого времени были в Петербурге – С. Чевакинский (Никольский Морской собор – 1753–1762) и в Москве Д. Ухтомский : с его именем связан расцвет школы – мастерской, в которой воспитывались знаменитые зодчие А. Кокоринов,В. Баженов,
М. Казаков.



Живопись этого периода была не столь представительна, как архитектура. Надо отметить, что первой половине XVIII века в России в основном трудились иностранные художники . Некоторые из них играли большую роль в художественной жизни России. Среди живописцев, вызванных Петром I из-за границы, наиболее видное место занимали Иоганн-Готфрид Таннауэр и Луи Каравакк . Таннауэр до конца жизни проработал в России, исполнив здесь многочисленные портреты: Петра I,царевича Алексея , сподвижника Петра Александра Меншикова и других представителей эпохи. Одно из лучших его произведений – портрет дипломата графа П. А. Толстого , отличающийся цельностью живописного решения и выраженной индивидуальной характеристикой модели. Портреты Каравакка 30 – 50-х годов в большинстве случаев имеют парадный характер. Неподвижные фигуры императриц Анны Иоанновныи Елизаветы Петровны в пышных одеждах, с атрибутами императорской власти заполняют все пространство полотна.

Л. Каравакк. Портрет Л. Каравакк. Портрет Анны Иоанновны Елизаветы Петровны

В большей степени эти изображения идеализированы, что соответствовало духу прославления монархических особ. Назначение таких портретов – создание величественного образа величественной «самодержицы».
Среди русских живописцев эпохи следует отметить Алексея Антропова . Разнообразна и богата также портретная миниатюра , в которой нашли развитие традиции миниатюр рукописей и книг Древней Руси и росписи на финифти . Наиболее крупными ее представителями считались Андрей Овсов и Григорий Мусикийский . Работы этих мастеров
Петр I дарил своим приближенным в знак особой милости.
Русское искусство этого времени представлено и другими его видами.
Так, в 1738 году открылась первая балетная школа в Петербурге. В 1750 году в Ярославле по инициативе Ф. Г. Волкова открылся первый русский профессиональный театр , который по приглашению Елизаветы Петровны вскоре переехал в Петербург, а с 1756 года был преобразован в Российский театр (директором его был назначен А. П. Сумароков ).
Знаменательным для русского искусства стала середина ХVIII столетия: в 1757 году был издан указ об учреждении в Санкт-Петербурге Академии художеств.
В первой половине века Просвещения проявила себя новая русская литература и общественно-политическая мысль , что было вязано с появлением на литературном Олимпе России первых крупных писателей –
А. Д. Кантемира (1708 – 1744), В. К. Тредиаковского (1703–17690),
А. П. Сумарокова (1717–1777). Они стали первыми представителями классицизма в русской литературе. Отметим, что становление и развитие классицизма в русской культуре происходило значительно позже, чем в европейской культуре, но в относительно сходных исторических условиях становления абсолютистского государства . В России проявился европейский классицизм (в первую очередь французский).
Его доминанта – признание решающей роли просвещенного монарха в установлении справедливого, основанного на утвержденных законах общественного порядка. К наиболее характерным чертам классицизма следует отнести рассудочность, абстрактность и условность в конструировании художественного образа. Вместе с тем русский классицизм отличался чертами неповторимого национального своеобразия , которое выразилось в отражении актуальных проблем общественного развития и обличительной направленности. Классицизм в русской литературе формировался в борьбе с барокко и всем наследием средневековой литературы. Основными его характеристиками были: преимущественно гражданская тематика; единство времени и места событий; пышность и парадность поэзии, существование античных образов. Формы поэзии также были классическими – оды, сатиры, басни . Приведем иллюстрации в пользу высказанных утверждений. Начало классицизма в русской литературе связывают с творчеством А. Д. Кантемира . Он был автором многочисленных сатир «на злобу дня», среди которых назовем: «На хулящих учения» (1729), «О различии страстей человеческих,
«К архиепископу Новгородскому» (1731), «Об опасности сатирических сочинений. К музе своей», «На человека» (1737). Впервые его произведения этого автора в России были опубликованы в 1762 году. А. Д. Кантемир в обличительных стихотворениях – сатирах – резко высмеивал приверженцев старины, врагов просвещения, науки, хотя следует признать, что делалось это писателем зачастую слишком прямолинейно и без признания глубоко нравственной основы традиционной «русской старины». Нельзя не упомянуть и одного из основоположников современного стихосложения, писателя, поэта, прозаика, переводчика, теоретика литературы
В. К. Тредиаковского (1703 - 1769), писавшего торжественные оды императрицам. Наиболее известным произведением последних лет стала его поэма «Телемахиада» (1766), в которой обличались «злые цари».
Первым русским писателем-профессионалом, стал потомок старинного дворянского рода, А. П. Сумароков (1717–1777). В своем творчестве он опирался на достижения в литературе Тредиаковского и Ломоносова. Сумароков провозгласил принцип равноценности всех жанров литературы , при этом сам писал во всех поэтических жанрах. Его перу принадлежат девять трагедий, среди них: «Хореев»( 1747), «Синав и Трувор» (1750), «Семира» (1751), «Димитрий Самозванец» (1771), «Мстислав» (1774) и другие. В трагедиях А. П. Сумароков изобличал царей-тиранов, противопоставляя деспотическим царственным особам идеальных носителей царской власти, что соответствовало логике эпохи. Им написаны двенадцать комедий, среди которых “Тресотиниус” (1750), “Опекун” (1765), “Лихоимец” (1768) и прочие; либретто двух опер и балета; писал Сумароков и «притчи» – басни, песни, занимался сатирической журналистикой. Своей сатирической направленностью писатель-обличитель «нажил» немало врагов среди духовенства, помещиков, чиновников, в придворных кругах.
После смерти Петра I заведенная им зависимость культуры от правительства получила дальнейшее развитие. Правительство и двор стали осуществлять более жесткую культурную политику. Фактически в 1730-1750-е годы «сферой приложения силы искусства и мысли» был в первую очередь дворец , игравший роль политического и культурного центра, а также вельможно-дворянского клуба и храма монархии, театра, на котором разыгрывалось великолепное зрелище с целью продемонстрировать мощь и величие земной власти. В целом Россия этого периода характеризовалась дальнейшим обмирщением, секуляризацией в области политики, культуры, искусства, быта. Продолжал формироваться новый тип общественного сознания, неразрывно связанный с существенными изменениями в социально-экономической, политической и идейно-философской жизни общества. Общественно-политическая мысль этого времени представлена прежде всего в работах уже названных деятелей культуры –
А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова и видного отечественного историка Василия Никитовича Татищева . В их трудах ставился вопрос о совершенствовании государственного устройства России. Так, Татищев, как и другие, считал возможным достижение экономического прогресса в русском обществе в рамках существующего строя. Однако при этом вопрос о каких-либо радикальных
политических изменениях или ликвидации крепостнических
отношений в работах упомянутых авторов не ставился.
Во второй половине ХVIII столетия российское самодержавие достигает своего апогея, вступив в эпоху просвещенного абсолютизма . В наибольшей мере влияние идей Просвещения в политике абсолютизма проявилось в области культуры. Постепенно складывалась единая национальная культура, в созидании которой ведущая роль принадлежала дворянству, формирующейся интеллигенции. Василий Осипович Ключевский красноречиво охарактеризовал одну из особенностей правления Екатерины II (1762-1796): «Век нашей истории, начатый царем-плотником, заканчивался императрицей-писательницей». Стоит отметить, что при жизни Ключевского Академия наук издала 12 томов сочинений императрицы, о которых ученый-историк отозвался так: «Ее сочинения не обнаруживают самобытного таланта. Но она была очень переимчива, у нее то и дело слышны отзвуки и перепевы то Вольтера, Монтескье, Мольера, мадам Равинье…». Еще одно высказывание Ключевского о Екатерине Великой заслуживает внимания: «В каком бы обществе ни вращалась Екатерина, что бы она ни делала, она всегда чувствовала себя как бы на сцене и потому слишком много делала напоказ… Екатерине посчастливилось при вступлении на престол среди всяких людей найти под рукой
таких, с которыми можно было вести дела хорошо».

Если кратко суммировать основные достижения культуры эпохи Екатерины Великой, то правомерно сделать следующие выводы:

· в конце ХVIII века наступил новый период в истории русского просвещения: формируется общеобразовательная, сословная система образования, отразившая наделение дворян практически беспредельными привилегиями и еще более увеличившая пропасть между дворянской культурой и культурой представителей низших слоев. Значительную роль в теоретическом обосновании сословной системы образования сыграл И.И. Бецкой (1704-1795);

· в 60-е годы ХVIII в. зарождается русское Просветительство (по определению проф. А.А. Аронова), в лице А.Н. Радищева получившее наиболее радикальную антикрепостническую, антифеодальную направленность; демократические, гуманистические черты характеризовали творчество таких видных писателей и общественных деятелей, как Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин, С.Е. Десницкий,
А.А. Поленов, Я.П. Козельский
;

· в течение четырех десятилетий (до конца 60-х годов) в русской культуре господствовал классицизм , тесно связанный с просветительством , что привносило в русскую культуру демократические черты. В последней трети ХVIII века в литературе начал складываться новый методреализм , одержавший первые успехи в драматургии. В последнее десятилетие века доминирующим направлением дворянской литературы стал сентиментализм , основоположником которого является Н.М. Карамзин (1766-1826) – создатель в Москве своеобразного центра новой школы;

· последняя треть ХVIII века ознаменовалась созданием научного центра по изучению русского языка и словесности – Российской Академии, просуществовавшей с 1783 по 1841 гг. Первым Президентом Академии стала Екатерина Дашкова . Главная заслуга Академии – составление и издание Словаря русского языка : в 1789-94 гг. вышло первое его издание в 6-и томах, а в 1806-1822 гг. – второе издание, значительно дополненное;

· отмеченный период характеризуется расцветом дворянской усадьбы , что также объясняется предоставлением дворянству исключительных привилегий. Важно в связи с этим заметить, что русская дворянская усадьба представляет не только интерес с точки зрения архитектуры, скульптуры и живописи и других видов искусства, но и в аспекте развития частных библиотек, художественных собраний и коллекций . Многие дворянские усадьбы неразрывно связаны с жизнью и творческой деятельностью крупных представителей отечественной культуры: это Авдотьино Н.И. Новикова, Званка Г.Р. Державина, Михайловское и Болдино А.С. Пушкина, Тарханы М.Ю. Лермонтова и многие другие;

· последняя треть ХVIII столетия – это период расцвета и дворцово-парковой культуры: Марфино при П.С. Салтыкове , Архангельское при Н.Б. Юсупове , Кусково и Останкино при графе
Н.П. Шереметеве ; великолепные ансамбли в окрестностях Петербурга, строившиеся для царской фамилииПавловск, Петерго;

· к очевидным достижениям рассматриваемого периода относятся шедевры русского классицизма, созданные в разных видах искусства: это работы А.Ф. Кокоринова, Валлен-Деламота, И.Е. Старова,
Д. Кваренги, В.И. Баженова, М.Ф. Казакова, А.Н. Воронихина,
И.А. Ерменева, Д.Г. Левицкого, Ф.С. Рокотова, А.П. Лосенко
;

· как ни парадоксально, но мощь русской культуры такова, что даже в екатерининский период, когда положение крестьянства было весьма и весьма тяжелым, а по оценкам некоторых исследователей (проф.
А.А. Аронов) и критическим , расцветают народные промыслы, которые и в настоящее время широко признаны и особенно ценятся в мировой культуре: Палех, Гжель, Хохлома, Федоскино, Мстера , и другие;

· уникальным феноменом русской культуры второй половины ХVIII века, фактически не имеющим аналога в мировой практике, является формирование так называемой «крепостной интеллигенции» , которая появилась благодаря развитию феноменальной талантливости многих простых людей и вопреки существующему крепостному рабству (!)

Мы попытались обобщить позитивные итоги екатерининского периода, однако не признать и очевидных негативных, порой даже отвратительных черт эпохи, тоже нельзя. Василий Осипович Ключевский по этому поводу пишет: «Вся система Екатерины была системой нарядных фасадов с неопрятными задворками, следствиями которых была полная порча нравов в высших классах, угнетение и разорение низших, общее ослабление России». Этот нелицеприятный вывод, увы, не утратил своей актуальности и в наши дни.

Михаил В.А.

Известно, что век Просвещения был временем глубоких перемене экономической и социальной жизни всей Европы. Мануфактуры заменяются крупными фабриками с применением машин. С эмансипацией угнетаемых классов все больше внимания уделяется общественному благосостоянию. Экономические потребности и стремления передовых умов приближают отмену феодального порядка. Известны расхождения между защитниками различных доктрин: защитников разума и защитников точных наук, приверженцев античности и почитателей человеческого сердца. Если век Просвещения может считаться эпохой, которая завершилась отменой старого порядка, то фактически буржуазная революция произошла только во Франции.

Россия оставалась страной по преимуществу аграрной. Правда, Е. Тарле давно уже отмечал, что в XVIII веке она не была безучастна к индустриальному развитию Европы (E. Тарле, Была ли Россия при Екатерине экономически отсталой страной? - „Современный мир", 1910, май, стр. 28.). Просвещение быстро получило распространение в стране. Но третье сословие, которое во Франции возглавляло борьбу против привилегированных сословий, было в России мало развито. Успехи капитализма не улучшали условий жизни крепостных. Наоборот, участие землевладельцев в торговле вело к увеличению барщины и оброка. В течение второй половины XVIII века крестьяне несколько раз поднимали восстания. Пугачевщина угрожала империи. Хотя правительство расправилось с восставшими, сопротивление их не ослабевало.

Во Франции в жалобах сельских жителей проглядывает уверенность, что, удовлетворяя их прошения, можно улучшить их положение (E. See, La France economique et sociale au XVIIIe siecle, 1925, p. 178.). В России, по выражению одного современника, крестьяне даже не в состоянии были осознать всю степень их угнетения (Г. Плеханов, Сочинения, т. XXI, M.-Л., 1925, стр. 255.). В одной народной песне того времени говорится о том, что господа привыкли обращаться с ними как со скотиной. Чтобы понять век Просвещения в России, нельзя обойти это главное противоречие.

В своих законодательных начинаниях и реформах правительство Екатерины II широко пользовалось идеями Просвещения. Наказ Комиссии представителей был выдержан в столь радикальных тонах, что королевская цензура запретила его во Франции. Екатерина испытывала потребность в поддержке общественного мнения Европы. Она призывала дворянство быть более благоразумным, чтобы не вызвать восстания угнетенных („Хрестоматия по истории СССР", т. II, М., 1949, стр. 173.). Но вся ее внутренняя политика, особенно во второй половине царствования, клонилась к укреплению полицейского режима („Осмьнадцатый век". Исторический сборник, издаваемый П. Бартеневым, т. Ill, M., стр. 390.). Образованность становилась привилегией дворянства. Освободительные идеи жестоко преследовались. После 1789 года подозрения в симпатиях к якобинству могли погубить каждого человека.

Русское правительство опиралось на дворянство и на высшую администрацию. Но среди дворянства были люди, которые осознавали приближение кризиса монархии. Они восставали против продажности и падения нравов и требовали, чтобы дворянство было более действенно и добродетельно. Только выполнение гражданского долга может оправдать его привилегии (П. Берков, Л. Сумароков, М.-Л., 1949.".). Консервативная знать думала только о поправках к тому, что существовало, не допуская мысли об изменении общественного порядка.

Другой слой дворянства, разочарованный положением вещей, был склонен к такому отношению к жизни, которое можно определить современным термином „escape" (бегство). Русские франкмасоны стремились к усовершенствованию собственной личности. Уставшая от придворной и светской жизни знать готова была восхищаться порывами сердца и чувствительности, а также прелестями сельской природы (Г. Гуковский, Очерки по русской литературе XVIII века, М. - Л., 1937, стр. 249.).

Наиболее радикальные революционные воззрения отстаивал А. Радищев. Сформировавшийся под воздействием мыслителей Просвещения, Радищев идет дальше своих вдохновителей. Сочувствуя страданиям человеческого рода, Лоренц Стерн блещет в „Сентиментальном путешествии" больше всего в анализе своих глубоко личных переживаний. В „Путешествии из Петербурга в Москву" Радищев целиком захвачен картиной страданий народа (А. Радищев, Путешествие из Петербурга в Москву. Т. I-II, М.-Л., 1935.). Все его мысли и стремления направлены на то, чтобы улучшить судьбу угнетенных людей на всех широтах мира, включая Новый Свет. Сатира Новикова разоблачала пороки привилегированных сословий и оказывала этим сильное воздействие на умы (Г. Макагоненко, Н. Новиков и просвещение в России в XVIII веке, М.-Л., 1951.).

Жан-Жак Руссо и Мабли признавали право народа подниматься против феодальных злоупотреблений. Но Вольтер сомневался в умственных силах народа и не скрывал своего презрения к „черни". На Западе утверждали, что необходимо сперва освободить душу, то есть дать народу образование, прежде чем освободить его тело. Русские просветители относились с большим доверием к простым людям. Радищев был убежден, что как только народ получит свободу, он породит героев.

В поисках золотого века мыслители Запада обращались к первобытному обществу арабов и индейцев. Русские мыслители угадывали в трудовой и патриархальной жизни русских крестьян мудрость, которой не хватало светскому обществу. Скромный дар, полученный Радищевым от слепого нищего, рассматривается им как знак его сердечного согласия с народом.

Представители третьего сословия во Франции уделяли мало внимания нуждам крестьянства, и это стало источником их постоянных разногласий. В России прогрессивным представителям дворянства было суждено защищать интересы народа. Своим интересом к эпической поэзии, к сказкам, к фольклору русские опередили Шлегеля и Перси. Композитор XVIII века Е. Фомин, значение которого было открыто совсем недавно, был автором оперы „Ямщики", сплошь сотканной из народных напевов (Б. Доброхотов, Е. Фомин, М.-Л., 1949.).

Екатерина еще при жизни своим меценатством завоевала себе европейскую славу. Эта слава долго сохранялась и после ее смерти. Екатерина умела воспользоваться огромными средствами, которыми располагала, и угадывала дарования поэтов и художников, которые окружали ее трон. Можно подумать, что в России в XVIII веке все происходило в искусстве по воле государей и в их честь.

В действительности коронованные меценаты и их приближенные были далеко не всегда чутки к нуждам искусства. Э. Фальконе сталкивался с сопротивлением императорской бюрократии („Переписка Фальконе". Сборник императорского русского исторического общества, Спб., 1879.). Великая княгиня упрекала Камерона за нарушение „правил архитектуры" (L. Hautecoeur, L"architecture classique a Saint-Petersbourg a la fin du XVIIIe siecle, Paris, 1912, p. 60.). Но главное это то, что смысл искусства этой эпохи не может быть сведен к прославлению монархии и крепостничества. Ломоносов и Державин вынуждены были посвящать свои оды императрицам, но больше всего их вдохновляла слава родины, богатства ее природы, судьбы народа. Великие архитекторы XVIII века, русские и иностранные, строили дворцы для государей и вельмож. Но при дворе господствовал стеснительный этикет и сервилизм, подавляющая человека роскошь. Между тем в парке и в беседках Павловска царят благородная простота и чувство меры, достойные мудреца, покинувшего развратный свет. В своей недавней книге Рудольф Цейтлер справедливо отмечает внутреннее родство между утопиями этого времени и статуями и картинами классицизма (R. Zeitler, Klassizismus und Utopie, 1914.). Многие дворцы и парки XVIII века выглядят как воплощение мечтаний гуманистов эпохи Просвещения (П. Чекалевский, Рассуждения о свободных искусствах с описанием произведений русских художников. Спб., 1792. Автор хвалит художников Древней Греции, „так как они не унижали своего разума для того, чтобы украсить пустяками дом богатого человека по его вкусу, так как все произведения искусства соответствовали тогда мыслям всего народа". В этом высказывании можно угадать эстетическую программу русского художника XVIII в.).

Нет возможности каждого отдельного художника связывать с определенным общественным слоем и считать его представителем (В. Богословский, Общественная природа и идейная сущность архитектуры русского классицизма последней трети XVIII века. - „Ученые Записки Ленинградского университета". Серия исторических наук, т. 2, 1955, стр. 247.). Более существенно не упускать из виду общей зависимости искусства Просвещения от общественных вопросов, постоянную зависимость лучших умов эпохи от того брожения мыслей. Русские художники эпохи Просвещения служили задаче освобождения человечества от болезней века. Воображая себе общественный строй, основанный на правде, природе, справедливости, они рисовали в своем творчестве идеальные картины искомой гармонии. В этом - связь искусства с историческими предпосылками эпохи.

Петербург - это наиболее регулярный город среди всех столиц Европы, он больше других проникнут духом Просвещения. Европеизация русского искусства была облегчена пребыванием в России в то время первоклассных западных мастеров и, с другой стороны, образовательными путешествиями молодых русских художников во Францию и Италию. Эпоха Просвещения была глубоко проникнута уверенностью, что те же моральные и эстетические принципы могут найти себе применение на всех широтах. Французский язык - как универсальный язык „республики изящной литературы" - укреплял эту уверенность. В результате нередко предавался забвению национальный характер культуры. Недаром почитатель всего французского Фридрих II не обнаруживал чуткости к немецкой культуре своего времени.

Возрождение классического ордера и почитание колонны в архитектуре, мифологические мотивы и аллегории в скульптуре, черты придворной светскости в портрете - все это в большей или меньшей степени было свойственно искусству XVIII века во всех странах Европы. До недавнего времени принято было считать, что и Россия не составляла исключения из этого правила. В свое время А. Герцен считал, что в XVIII веке русская цивилизация была целиком европейской. „Национального в ней осталось, - по его словам, - только известная грубость" (А. Герцен, О развитии революционных идей в России. - Собр. соч., т. VII, М., 1956, стр. 133-262.). Пристальное изучение как русской культуры этого времени, так и других европейских стран, убеждает, что каждой из них были свойственны свои особенности.