Словарный запас трехлетнего ребенка. Расширяем словарный запас ребенка

Надежда Мерзликина
Консультация для родителей «Как расширить словарный запас детей 3–4 лет»

Консультация для родителей

«Как расширить словарный запас детей 3-4 лет »

Как же радуются родители первым словам малыша , стараются запомнить, как он их сказал, с какой интонацией, какое выражение лица было при этом. Но очень быстро летит время, идут год за годом, крохе уже и три, и четыре, а для него машина – это бибика, конфеты – нанака, а высокое дерево –большое, широкая река – большая и взрослый человек – большой. Поэтому в возрасте 3-4 лет родителям необходимо уделять речи детей самое пристальное внимание. Если не уделять достаточное внимание речи ребенка, то словарный запас детей будет бедным . Расширить словарный запас ребенка – одна из основных задач, которая стоит перед нами, как воспитателями, но без вашего участия нам будет очень сложно справиться с этой, очень серьезной проблемой.

Мы с вами люди взрослые и без труда сможем придумать множество синонимов и антонимов к самым разным словам . И наша обязанность научить этому ребенка. Для этого существует множество разных приемов. В своей работе, мы используем специальные игры и упражнения, пословицы и поговорки , сказки. Сказки мы сначала читаем, объясняем новые и непонятные слова , перечитываем их несколько раз, объясняем и закрепляем понятия. Малышам зачастую бывает очень сложно разобраться с определениями и уточнениями. Но им будет значительно легче, если применить их в знакомой для детей жизненной ситуации .

Необходимо рассказывать ребенку, что об одном и том же предмете можно рассказать разными словами и сначала показать самому как можно это сделать, а потом предложить ребенку попробовать самостоятельно.

Также необходимо научить ребенка рассуждать. Например, большой, огромный мир. Для того, чтобы научить ребенка применять в речи эти определения, сначала нужно рассмотреть яблоко, мяч, воздушный шар, дом и т. д. Сравнить какое яблоко большое, а какое маленькое, какой дом низкий, какой высокий и т. д. При этом нудно правильно называть слова , повторяя их несколько раз. И в следующий раз он сам вам подробно расскажет : «Это дерево высокое и толстое, а это низкое и тонкое.» А когда вы услышите от ребенка такой ответ, то по достоинству оцените собственное педагогическое мастерство.

И еще, очень важно, занятия с ребенком должны быть позитивными. Почаще хвалите малыша, но не забывайте о том, что вы должны показать ему образец правильного произношения. И у вас обязательно все получится.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Я с детства с книгами дружу. Как правильно выбирать книги для детей 6–7 лет» Актуальность темы: Не секрет: интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Вот почему вопросы формирования.

Творческая гостиная «Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду?» (для родителей детей 2-3 года) Цель: сформулировать совместно.

Консультация для родителей «Кризис семи лет и как с ним справиться» «Кризис семи лет и как с ним справится». Старший школьный возраст - это переходная ступень в развитии, когда ребёнок уже не дошкольник,.

Играем в речевые игры, развиваем и обогащаем словарный запас ребенка 5–6 лет Чтобы ребенок был успешным в играх с детьми, в общении со взрослыми, в обучении в школе необходима хорошо развитая связная речь. Я предлагаю.

Консультация для родителей «Как развивать мелкую моторику рук у детей 3–4 лет» Как развивать мелкую моторику рук у детей 3-4 летАктуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Адаптация детей 2–3 лет. Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду» Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей.

Речь является неотъемлемой частью нашей жизни. С ее помощью мы общаемся и формулируем мысли, доносим до других свои идеи и чувства. Чем богаче речь, тем эффективнее общается человек. Считается, что современный взрослый использует около 100 000 слов. Но ведь рождается он без словарного запаса вообще - его нужно выучить и постоянно пополнять. О том, как это сделать, и расскажем дальше.

Быстрое увеличение словарного запаса - один из индикаторов нормального развития ребенка

Словарный запас: определяем норму

Все родители хотят, чтобы их дети гармонично развивались и ни в чем не отставали от сверстников. Но при этом важно иметь хотя бы приблизительное понимание границ нормы. Сколько слов должен знать ребенок в 1 год, а сколько - в 5 лет? Как понять, что малыш развивается нормально, а когда нужно бить тревогу?

Средние нормы по словарному запасу у детей:

  • меньше 1 года - 3-4 слова;
  • 1,5 года - 7-20 слов;
  • 2 года - около 50 слов;
  • 3 года - от 250 до 700 слов;
  • 4 года - от 1 500 до 2 000 слов;
  • 5 лет - примерно 3 000 слов;
  • 7 лет - около 3 500 слов.

Если вы достаточно общаетесь с ребенком и много читаете вместе, скорее всего, словарный запас постепенно будет наполняться сам. Однако специалисты советуют дополнительно работать над обогащением детского лексикона. С чем это связано?

Зачем увеличивать словарный запас

Есть несколько причин, почему вам стоит заняться увеличением словарного запаса ребенка:

  • улучшается память;
  • активизируются мыслительные процессы;
  • лучше развиваются умственные способности;
  • возрастают коммуникативные навыки ребенка.

А еще развитие словарного запаса положительно влияет на самооценку и психологический комфорт ребенка. Ему легче выражать свои мысли и эмоции, он не чувствует себя глупым по сравнению со сверстниками и не ощущает неловкости, когда взрослые ведут серьезные разговоры.

То есть как ни посмотри, увеличивать словарный запас нужно. Но как это сделать? Мы нашли 5 проверенных способов - для большей эффективности используйте сразу несколько из них или даже все вместе. И, что самое важное, займитесь развитием лексикона до 12 лет - это идеальное время для развития и обучения ребенка.

Способ 1. Учим стихи


Заучивание стихов - это полезная практика, которая тренирует память и развивает словарный запас. Главное - выбирать стихи, соответствующие возрасту ребенка.

Способ 2. Читаем книги

Чтение хорошей литературы развивает и обогащает лексикон. Но, к сожалению, многие достойные произведения подаются детям в сокращенном и адаптированном виде. В итоге они не только пропускают важные сюжетные моменты, но и теряют возможность выучить много новых слов. Старайтесь находить для ребенка полные версии книг. Главное, подбирайте произведения, которые он сможет понять и осмыслить.

Способ 3. Приобщаемся к прекрасному


Ходите вместе с ребенком в кино, театр или на выставки. Важно, чтобы мероприятие было интересным, а произведение искусства качественным - так вы сможете обсудить все детали увиденного. А именно это вам и нужно - обсуждая фильм или спектакль, ребенок будет стараться использовать больше слов для описания своих эмоций, а еще припоминать недавно услышанные слова.

Способ 4. Подключаем игры


Существует масса игр, развивающих словарный запас: викторины, лото, ребусы и шарады, «складывалки» слов и др. Покупайте красочные игровые наборы и играйте вместе с ребенком каждый день. Возможно, поначалу вам будет немного скучно из-за того, что вы изучаете простые слова, но со временем вы обязательно втянетесь. Ведь так захватывающе побыть в роли первого учителя для своего ребенка.


Если раньше обучение ребенка было довольно жестко ограничено школьной программой, то сегодня появилось множество возможностей для хорошего внешкольного образования. Специально обученные педагоги используют новейшие разработки для того, чтобы быстро научить ребенка говорить и увеличить его словарный запас.

В Украине уже функционирует современный центр интеллектуального развития для детей и взрослых

Рассмотрим особенности развития словаря детей третьего года жизни, детей 3 лет.

Интенсивность роста словарного запаса ребенка на третьем году жизни продолжает оставаться высокой. В среднем словарный запас за возрастной период от 2 до 3 лет увеличивается в 4—5 раз (от 300 слов в 2 года до 1200—1500 слов в 3 года). К концу третьего года жизни в словарном запасе разных детей могут наблюдаться значительные различия.

Содержание словаря детей составляют предметы и объекты ближайшего окружения ребенка: игрушки, посуда, одежда, мебель, близкие взрослые и дети, общающиеся с ребенком, домашние и некоторые дикие животные. Благодаря развитию дифференцированного восприятия и способности к установлению простейших связей ребенок не только называет предмет, но и находит в нем отдельные ярко выраженные части, качества и свойства: у машины — колеса, кузов, кабина; у чайника — носик, ручка; яблоко — красное, сладкое, твердое, может катиться, его можно есть и т. д.

Активное социально-нравственное развитие ребенка способствует пополнению словарного запаса обозначениями личностных качеств, особенностей внешности окружающих ребенка взрослых и сверстников: хорошая, добрая, красивая и т. п. Знакомство детей со способами общения позволяет включить в словарный запас ребенка общепринятые слова приветствия, прощания, обращения, просьбы, благодарности: здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо и т.д.

В единстве со значением слова ребенок осваивает его звучание. В связи с недостаточным развитием фонематического слуха (ребенок лучше слышит ударный слог) и артикуляционного аппарата самостоятельное воспроизведение слова часто вызывает у ребенка трудности, что приводит к использованию им автономной речи, слов-корней: би-би, бибика (машина), ав-ав, ава (собака). Вместе с тем ребенок неосознанно стремится к совершенствованию своих речевых умений, к развитию артикуляции. Это проявляется в характерных для данного возраста самостоятельных речевых упражнениях ребенка: многократных повторениях слова, звукосочетания, фразы. Например, ребенок идет с мамой по улице и повторяет: куки-маки, куки-наки, куки-баки и т.д. Помощь воспитателя ребенку при освоении им правильного произношения может заключаться в следующем:

— четкое и ясное многократное произнесение нового для ребенка слова;

— обязательная замена неоформленного или «детского» слова ребенка его социально закрепленным «взрослым» звучанием (не «би- бика», а машина );

— организация речевых упражнений ребенка в виде повторения чистоговорок (Да-да-да — за окном вода; Та-та-та — накормлю кота ), договаривания стихотворных строк, чтения потешек, пения песенок, проведения словесных игр с движениями, воспроизведения слова хлопками и т. п.

Задачи словарной работы с детьми:

1. Обогащать и активизировать словарь детей.

2. Стремиться к окончательному освобождению речи детей от слов-корней, к использованию ими социально закрепленного звучания слов.

При рождении ребенка молодые родители испытывают не только счастье, но и легкое недоумение, ведь теперь на них лежит ответственность за развитие маленького человека. Главным вопросом станет словарный запас ребенка и грамотные методы по его расширению. Богатство лексикона свидетельствует о развитом интеллекте, поэтому так важно уделить этому вопросу много внимания.

Возрастные нормы

Существуют строгие нормы по степени развития лексикона детей. До года ребенок знает в среднем 3–4 слова, с возрастом количество увеличивается, и в течение второго года доходит до 50 слов, а в 3 года – до 700 слов (минимально 250). В 4 года развитие малыша позволяет знать порядка 250–700 слов. К поступлению в первый класс лексикон дошкольников должен составлять около 3,5 тыс. слов.

Указанные рамки не распространяются на точное произношение каждого слова, что в маленьком возрасте для ребенка по факту невозможно. Речь здесь идет об активном и пассивном словарях. Ребенок не обязан в собственные 7 лет говорить, используя 3,5 тыс. слов, но узнавать и понимать значение уже нужно. Также допускаются отклонения в большую сторону, когда ребенок в два года знает около сотни слов.

Современные приемы позволяют дошкольнику в течение каждого года жизни выучить слова сверх нормы, но нужно ли это на самом деле? Для развития полезны словесные игры, но бесконтрольный поток информации может негативно отразиться на нервной системе малыша.

Способы и методы расширения словарного запаса детей

Естественно, словарный запас ребенка пополняется не за один день, поэтому специалистами были разработаны специализированные методики, чтобы расширить лексикон подрастающего человека. Они все разделены по возрасту и уровню развития детей.

Главной рекомендацией, чтобы пополнить словарный запас ребенка, является провождение большего количества времени за разговорами с малышом, не забывая хвалить его успехи. Но не стоит говорить в одиночку, родительские монологи не разовьют речь у детей.

Художественная литература

Чтение художественной литературы как нельзя лучше скажется на увеличении активного словарного запаса детей. Влияние литературы на формирование грамотной речи доказано как специалистами, так и на практике. Подходящим вариантом станут книги А. С. Пушкина. Не стоит брать книги для школьников и взрослых, детские сказки – вариант, который подойдет.

Пока ребенок в младшей группе, он вряд ли будет уметь читать, поэтому ответственность за лексикон ляжет на родителей. Темп чтения не должен быть слишком стремительным, иначе ребенку будет трудно уловить смысл художественной литературы. Когда малыш начнет читать, лучше покупать ему книги с яркими иллюстрациями, это позволит активизировать зрительную память.

Интересны методы, в основе которых лежит тяга детей к сложным словам. Порой из художественной книги ребенок не запомнит ни одного стандартного слова, но услышав термин из научной литературы, ринется повторять словосочетание с серьезным лицом.

Игровое обучение

Действенные методы и приемы включают в себя настольные игры и другие развлекательные мероприятия. Для дошкольников отлично подойдут речевые игры. В них составляют словосочетания, отвечают на вопросы по принципу викторины, развивая не только лексикон, но и общую эрудицию. К тому же настольные игры могут продолжительное время занимать внимание дошкольников.

Для старших дошкольников подойдут все виды детских кроссвордов. Они удачно справятся сразу с несколькими задачами: расширение лексикона, тренировка памяти и развитие любознательности.

Для активизации лексикона детей рекомендуют игры в слова (аналогия с игрой в города) и в синонимы, где ребенку требуется назвать как можно большее количество слов, схожих по смыслу с названным. Играть можно даже в общественном транспорте, дошкольников увлечет подобное занятие.

Общение

Этот способ проверен миллионами родителей по всему миру. Если после работы не остается сил пообщаться с собственным отпрыском, то вряд ли у него появится обширный лексикон, если кто-то не занимаются с ним дополнительно.

При общении важно дать чаду высказать свое мнение. Это улучшит словарный запас ребенка, а также научит выражать мысли и отстаивать собственное мнение при необходимости. Во время разговоров или пауз следует обратить внимание на новые слова. Важна визуальная составляющая, с ней малышу станет легче запомнить новое слово.

Другие методы и способы

  • Игровая форма помогает обучаться, поэтому расклейка на стенах специальных картинок с названиями изображенных предметов (если малыш умеет читать) дает толчок развитию.
  • Разгадывание интересных загадок и выучивание наизусть забавных стихов в младшей и средней группе дают результаты в среднем выше, чем у сверстников, с которыми не занимаются дома.
  • Лучше выбрать книгу с картинками, которые можно красочно описать словами, используя синонимы. Стремитесь при чтении или рассказе сказок либо художественной литературы увеличивать количество описаний характера, внешности и поведения героев.
  • Работе с синонимами по традиции уделяется достаточное количество времени. После формирования минимального набора слов, которым овладел ребенок, следует расширять его, проводя аналогию с уже изученным материалом.
  • Проработка антонимов станет следующим шагом. Она позволит закрепить изученный объем слов, а также позволит узнать ряд новых. Эти методы и приемы лучше проявят себя в виде игры, иначе ребенку станет скучно.
  • Чтение художественной литературы в идеале сопровождается обсуждением с ребенком главных моментов, иначе активного словарного запаса не станет хватать для четкого выражения мыслей в будущем. Лексикон станет в основном пассивным.

Влияние художественной литературы сильнее всего проявляется при подготовке дошкольников к первому классу, в этом родители убеждаются на практике. Такое же по силе влияние на дошкольников окажет активизация изученных слов при общении с родителями или сверстниками.

Ошибкой станет попытка научить ребенка в 3 года читать, писать и говорить научными терминами. В этом возрасте главным занятием малыша становятся развивающие игры, не нужно выращивать вундеркинда. Развитие должно соответствовать возрасту, перегружать неокрепший интеллект вредно.

Вы с нетерпением ждали, когда первые робкие звуки, которые издает ваш малыш, превратятся в полноценные слова, фразы, предложения. Но, что делать, если с точки зрения речевого развития, ваш ребёнок отстает от сверстников? Эта статья поможет понять, что должен говорить ребенок в 3 года. Как правильно оценить его фактические речевые навыки и вовремя принять меры.

Речь ребёнка в 3 года в норме должна быть достаточно развитой для ведения диалога, самостоятельных монологов, сюжетно-ролевых игр. В это возрасте ваш малыш сможет:

  • Рассказать о себе. Назвать имя, пол, количество лет (сказать словами и показать на пальцах).
  • Составить правильные предложения из 3-5 слов минимум. Они будут с местоимением, глаголом, существительным и прилагательным (наличие грамматических ошибок - естественное явление).
  • «Уменьшить» слово с помощью суффикса (собака - собачка), сделать существительное прилагательным и изменить форму в целом.
  • Использовать приставки (приехать, уехать, заехать), синонимы.
  • Применять в разговоре обобщающие слова (собака+кошка=звери, куртка+брюки=одежда).
  • Правильно выговорить практически все звуки за исключением сложных («ж - ш», «з - с», «ч - щ», «р», «л»).

Сколько же слов говорит ребёнок в три года? Как правило, количество реально используемых малышом слов составляет от 300 до 700. Всего ребёнок понимает и знает около 1500 слов

Словарный запас детей 3-х лет должен постоянно пополняться новыми словами. Обязательно следите за динамикой.

Задержка речевого развития у детей 3 лет: 10 признаков

Задержка речи у трёхгодовалого ребёнка может проявляться в неумении произносить правильно сразу 5-7 звуков. В возрасте 3-х лет пользование этим набором звуков вместо слов допустимо, но консультация и профессиональные занятия с логопедом обязательны, чтобы разобраться точно, почему малыш трёх лет плохо говорит.
Если ваш малыш говорит быстрее, чем необходимо, повторяет отдельные звуки и слоги целого слова, долго тянет их («мммммама», «кукукукушать») - это указывает на заикание. Запишитесь на консультацию к логопеду и невропатологу. Занимайтесь артикуляционной гимнастикой, развивайте речевое дыхание.

  • Обязательно примите меры, заметив, что ваш ребёнок:
  • Не запоминает простой текст, не понимает текст при чтении вслух, не может связать слова для его пересказа.
  • Не слышит негромкие звуки, не распознаёт их направление и источник.
  • Включает большую громкость на телевизоре, чем остальные члены вашей семьи.
  • При наличии таких симптомов причины задержки речи у ребёнка 3-х лет могут быть связаны с нарушениями слуха. Посетите педиатра-терапевта, психиатра и психолога, невропатолога и логопеда.

Некоторые родители считают, что их ребёнок в 3 года ленится разговаривать. И нечто похожее на лень, действительно может приводить к тому, что ребёнок в три года мало говорит. Если физиологических и психологических причин для отставания в речевом развитии нет, то решением станет более частое и продолжительное общение с ребёнком:
Создавайте ситуации, в которых малыш не сможет молчать. Спросите, какое из двух блюд он хочет на обед, пойдет ли с папой в магазин, будет рисовать или лепить. Кивки, звуки и односложные слова лучше, чем молчание.
Давайте ребёнку трубку при звонке знакомых ему людей. Ваш малыш с желанием поговорит с бабушкой по телефону, даже если привык отмалчиваться при живом общении.
Постоянно обсуждайте всё, что видите вокруг. По дороге домой говорите с ребёнком о деревьях, прохожих, машинах. Пусть не сразу, но со временем он вовлечется в разговор.
Развивайте подвижность языка, как мышцы, выполняйте упражнения для развития дыхания, работайте с постановкой интонации, громкости речи, правильных ударений.