Картины художников для детей. Репродукции картин художниковдля детей

Мир детства - неотъемлемая сторона образа и культуры любого народа. Однако художественный интерес к этому вопросу возникает лишь на определённом этапе культурного развития общества. Большой вклад в понимание этого мира внесли литература и искусство.
Особый мир сокровенных чувств открывается в творчестве художников. Дети служили им вечным источником красоты и вдохновения.
Живописцы, изображая детские образы, следовали культурным и нравственным канонам своего общества. Западно-европейские художники в течение нескольких веков осваивали духовную сферу детского портрета. Русским мастерам удалось ускоренными темпами искать и разрабатывать изобразительные средства и способы отражения мира детства. Детские образы в русской живописи наделены непередаваемой самобытностью, чувственностью, присущей отечественным мастерам.
Иконописец не ставил задачи показать детство, ему не было это интересно. Главное для него было создать образ, созвучный христианскому пониманию. Оттого у персонажей иконы как будто бы нет возраста, дети условны, они не обладают чертами детскости. Они целомудренно закутаны с ног до головы. Черты лица детей плохо выражены и символизируют лишь смирение.
Условный образ младенца используется иконописцами и при изображении души: художник писал спеленатого младенца. Ему было необходимо напомнить зрителю о детской чистоте, безгрешности, невинности. Примером является икона Успение Богоматери.
История до XVIII века во многом была безличной. Путь человеку задавался изначально при рождении, и отклонений практически не было. Дети в те времена в точности воспроизводили путь своих родителей: они наследовали их социальный статус, уровень достатка и образованности. И все же в живописи появляются новые черты: художников начинают интересовать реальные лица. Сначала это лишь важные «персоны». Именно от этого слова ведет происхождение «парсуна» - портрет личности, не являющейся святым. Парсун с изображением детей немного.
Во второй половине XVIII века происходит открытие детства, детского тела, манер, речи - в жизни, в литературе, в искусстве. Детство начинает осознаваться как особое время в жизни человека, которое имеет периоды: младенчество, детство, подростковый возраст, юность. Ребенок становится более значительным лицом. Он не просто наследует честь и имущество семьи, он должен воспитать в себе качества и умения, которые поддерживают социальный статус. Налицо интерес к воспитанию, появляется представление о том, что детей надо специально учить и уделять этому громадное внимание.
В конце века наступает эпоха сентиментализма, когда человек открывает для себя мир чувств в культуре и живописи. Возникает культ семьи, дружбы, романтической любви, природы. Художника привлекает камерная жизнь, слитая с природой.
В первой половине XIX века наступает «золотой век» русской культуры, период романтизма. Пространство жизни человека становится более сложным, многообразным. Художники этого времени оперирует яркими, насыщенными, звонкими красками. Мир предстает нарядным, жизнерадостным, это мир счастья, красоты и гармонии. Это время живописцев, посвятивших немало полотен образам детей, их чувствам, переживаниям. Они писали не просто детские образы, но характеры и эмоциональные состояния. Великие русские живописцы передавали мир детства с неповторимой самобытностью и чувственностью.
В истории нашей родины рубеж XIX и XX веков насыщен огромным общественно-историческим содержанием. Это было время, ознаменованное тремя революциями, последняя из которых, Великая Октябрьская социалистическая революция, открыла новую эру в истории России и в истории всего человечества. В русской живописи формируется новое течение, получившее название «социалистический реализм». Его представителями, писавшими образы детей, были Ф.П. Решетников, А.А. Дейнека, К.С. Петров-Водкин и другие.

Согласитесь, что наверное, если не все, то по крайней мере, большинство всех родителей на Планете хотят вырастить из своих детей творческих, уникальных, высококультурных личностей. Мы с самых ранних лет пытаемся приучить и привить любовь у наших детей к театрам, галереям, выставкам и многому другому. Но не всякий малыш испытывает радость от посещения таких заведений. Что-то его может испугать, что-то быть для него непонятным, а поэтому и скучным…В любом случае, я считаю, что наверное, основная задача нас родителей, не навязчиво таскать малыша по всеми известным заведениям, а привить любовь к искусствам, рассказать, зачем это все нужно. Поэтому перед тем как водить ребенка, возьмите соответствующую литературу, расскажите о художниках, покажите картинки, побеседуйте, а потом уже весьма подготовленного ребенка ведите в музей. Таким образом, когда он кажется там, то все ему покажется знакомым, он будет узнавать картины, которые разглядывал с Вами, вспоминать художников, о которых Вы ему рассказывали дома и этот мир для него не будет уже чужим, а будет частичкой чего-то знакомого и домашнего.

Я считаю, что с искусством малыша можно знакомить с самого малого возраста, когда ему исполниться 3 месяца. Его мозг настолько пытлив и любознателен в это время, что он с большим удовольствием будет рассматривать все, что Вы ему показываете. Так почему бы не показать ему картины одних из самых известных художников.

Здесь я бы хотела бы написать несколько слов об очень хороших книжках, которые Вы сможете использовать, что рассказать своим детям об искусстве.

Материалы

Кроме того, тут же Вы можете бесплатно скачать картины известных художников:

нажимайте на картинки ниже, чтобы скачать и распечатать:

здесь собраны картины одни из самых изветсных художников

Как играть?

Самым маленьким малышам можно просто распечатывать и показывать карточки, при этом называть названия картин и художников. С детьми постарше можно поиграть с игры на развитие, мелкой моторики, внимательности, памяти и много другого. Самый простой вариант распечатать два вида одинаковых картинок, один из которых разрезать на карточки и предложить разложить малышу разрезанные карточки с основным полем с карточками. Такая игра подойдет для малышей от 1,3-1,5 лет. Игра на развитие памяти — распечатать два вида одинаковых карточек и переворачивать, пока не найдешь пару одинаковых.

Можно выложить 4 разных картины, потом попросить малыша закрыть глаза и спрятать одну из них. Когда он откроет глаза, предложить отгадать какая из картин исчезла.

Книги по теме

Кроме того, всем советую скачать или купить книгу известного французского искусствоведа, преподавателя в Истории Искусств в Школе Лувра Франсуаза Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве?».

Это книга, написанная об искусстве специально для родителей, которые сами любят все прекрасное и стремятся привить это своим малышам.

Очень хорошая книга, которая повествует детям об искусстве, издательского дома Белый город «Азбука русской живописи». Она представляет собой энциклопедию, которая содержит более 100 известных картин русских художников. С помощью нее малыш познакомится различными направлениями и жанрами русской живописи.

Вот как выглядит эта замечательная книга:

Пример страницы изнутри книги:

Очень хорошая также серия книг «

На них смотрят как на недотеп и неудачников. А что если этот малыш сейчас, отказавшись от игр, проявит невероятное мужество и силу духа?

В момент, когда взрослые теряют контроль над ситуацией - только ребенок может найти выход из неразрешимого положения. Детское сознание не заковано в стереотипы, ребенок скорее подумает о спасении мира, чем взрослый! И пусть они боятся, сомневаются и не могут сделать правильный выбор, когда вокруг одна ложь, но чистое детское сознание, идеалистическое и начисто лишенное взрослого эгоистического прагматизма, всегда поможет найти выход. Именно о них книги нашей серии «Сказки странных детей».

Купить ЛАБИРИНТ OZON

Сказки, стихи, песенки в рисунках Булатова и Васильева


Эрик Булатов и Олег Васильев по окончании знаменитого Суриковского института поначалу тоже в основном занимались живописью. Мало того - впоследствии они прославились на весь мир, и лучшие музеи почитали за честь приобрести их картины. Но это - во «взрослом» мире. А для детей не менее популярными и любимыми были книжки, оформленные этими же художниками. На них, как принято говорить, выросло уже не одно поколение читателей нашей страны, и не только нашей - книги многократно переиздавались на иностранных языках.




OZON ЛАБИРИНТ АСТ Купить

Стихи. Сказки в рисунках Васнецова


Васнецов создал свой собственный сказочный мир. Те, кто видят его рисунки впервые, порой воспринимают их как нечто вполне обыкновенное: вот, мол, один из многих художников в народном стиле - а таких после него в самом деле появилось немало. Но вряд ли кто может сравниться с ним по удивительному сочетанию декоративности и пластики, лёгкости и насыщенности, драматичности и юмора, детской непосредственности и мудрой глубины. Неповторимые образы Васнецова узнаваемы и любимы - как детьми, с которыми он говорит на равных, ни капли не заигрывая и не сюсюкая, так и взрослыми, которым он помогает обратиться к лучшему, что обязательно должно с детства сохраниться в их душах. Может быть, не случайно даже в самой фамилии художника слышны отзвуки весны и солнца. И глядя на его рисунки, мы учимся смотреть на мир такими же широко распахнутыми глазами, какими смотрел на него Юрий Васнецов.




Купить OZON ЛАБИРИНТ АСТ

Весёлые сказки в рисунках Каневского


Если бы существовал титул «Самый весёлый художник», то Аминадав Каневский, без сомнения, был бы первым кандидатом на это звание. Не только потому, что он иллюстрировал в основном детские книги, из классики - Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина, к тому же всю жизнь рисовал карикатуры для журналов. Просто его взгляд на мир был таким: в жизни больше весёлого, чем грустного, и смешного, чем страшного. И этим мудрым знанием он, как никто, умел делиться с другими - в первую очередь с детьми. Художник прекрасно понимал, насколько важно воспитать в человеке умение с юмором относиться к тому, что огорчает, без злобы воспринимать то, что раздражает, а главное - стараться понять самого себя, не боясь, когда надо, посмеяться над самим собой. Ведь смех, как известно, - это проявление радости познания.




Сказки. Стихи в рисунках Елисеева


Анатолий Михайлович Елисеев рисует всегда с видимым аппетитом, с нескрываемой радостью, что делает книги, нарисованные им, очень же­ланными на детском книжном столике.

Взрослые тоже любят его рисунки, с большим интересом рассматривая его бесконечно остроумные выдумки, забавные придумки, которые в изо­билии сопровождают основную тему в любой его иллюстрации.




Сказки в рисунках Рачёва


Вспоминая Евгения Михайловича Рачёва часто говорят - «художник русских народных сказок», забывая, что среди его работ были иллюстрации к самым разным сказкам - башкирским, белорусским, болгарским, русским, словацким, украинским, народов Севера, к замечательной венгерской сказке «Два жадных медвежонка», к сказке румынского писателя Октава Панку Яшь «Всё в лесу хорошо, только портные плохие» и многие другие.

Кроме того, он замечательно иллюстрировал книги о природе и животных, а также многочисленные басни и сатирические сказки. И везде художник легко узнаваем по рисункам с уникальными «рачёвскими» зверями.




OZON ЛАБИРИНТ АСТ Купить

Стихи и сказки с иллюстрациями
Олега Зотова


Олег Зотов – признанный классик отечественной детской иллюстрации. В книгу «Стихи и сказки в рисунках О.Зотова» вошли лучшие его работы: «Сказки» А.С.Пушкина (приз «Золотое яблоко» на Международной выставке в Братиславе в 1981 г.), «Бородино» М.Ю. Лермонтова, сказки К.И.Чуковского и стихи С.Я.Маршака и Э.Н.Успенского, сказка Х.К.Андерсена «Соловей» и русские песенки-потешки. Книга станет украшением детской домашней библиотеки и будет сопровождать ребёнка долгие годы.




Купить ЛАБИРИНТ АСТ

Стихи и сказки в рисунках Лебедева


В книге «Сказки и стихи в рисунках В. Лебедева» собраны произведения для детей с выдающимися рисунками Владимира Васильевича Лебедева (1891–1967) – живописца, признанного мастера плаката, основателя ленинградской школы книжной графики и собственной «лебедевской школы».

Сказка «Слонёнок» Р. Киплинга в переводе К. Чуковского с иллюстрациями мастера впервые вышла в свет в 1922 году, цикл стихотворений С. Я. Маршака «Разноцветная книга» в 1947 году, сказка Л. Н. Толстого «Три медведя» в 1948 году. Книга представляет рисунки и к другим произведениям С. Я. Маршака, В. В. Маяковского, С. Михалкова.




OZON ЛАБИРИНТ АСТ Купить

Владимир Сутеев «Сказки»


В книге собраны сказки классика детской литературы, одного из основателей отечественной мультипликации, художника детской книги Владимира Григорьевича Сутеева (1903-1993) из знаменитой книги «Сказки и картинки». Это любимые детьми разных поколений сказки и сказки-мультфильмы – «Кто сказал «мяу»?», «Под грибом», «Мешок яблок», «Кот-рыболов», «Разные колёса» и другие. Сказочник В. Сутеев прославился тем, что придумывал для детей изумительные сказочные истории для самых маленьких и сам рисовал к ним картинки. Кроме того, за свою жизнь он успел поработать сценаристом, режиссёром и художником-постановщиком. Поэтому герои его сказок такие яркие, динамичные и запоминающиеся. Для детей до 3-х лет.




Купить OZON ЛАБИРИНТ АСТ

Веселые истории в рисунках дяди Коли Воронцова


Книга с рисунками дяди Коли Воронцова – это всегда подарок и детям, и взрослым. Тут есть что рассмотреть, есть над чем посмеяться. Оригинальные, «самостоятельные», т.е. дополняющие текст иллюстрации делают издание необыкновенно содержательным и нарядным, а классические произведения К.Чуковского «Царь Пузан» и «Вредные советы» Г.Остера позволяют отнести его к классике детской литературы. В книгу входят несколько историй Н.Воронцова про кота Помпона.




OZON ЛАБИРИНТ АСТ Купить

Добрые сказки в рисунках Савченко


В нашей книге мы представляем творчество замечательного художника А. М. Савченко – одного из лучших известных художников-мультипликаторов и художников детской книги. Маленькие читатели всегда выберут книжку с картинками А. Савченко, потому что сразу узнают героев своих любимых мультфильмов – «Петя и Красная Шапочка», «Вовка в Тридевятом царстве», «Дереза», «Как Ослик счастье искал»… Иллюстрации любимого художника малышей такие же добрые и тёплые, каким был в жизни и сам художник.




Купить OZON ЛАБИРИНТ АСТ

Хорошие стихи и сказки в рисунках Чижикова


Рисунки, выполненные замечательным художником Виктором Чижиковым, уже давно стали классикой российской иллюстрации. Даже не зная имени художника, юные читатели навсегда запоминают его особенный стиль и безошибочно узнают его. В нашей книге собраны лучшие из произведений, иллюстрированных художником В. Чижиковым: «Три поросёнка» С.Михалкова, «Муравьиный фонарщик» Ю.Кушака, «Сказки» Е. Пермяка, «Игрушки» А. Барто и многие другие.




Сказки в рисунках Устинова


Николай Устинов – настоящий классик. Отточенный годами изобразительный язык, присущий только ему, прекрасное рисовальное мастерство, помноженное на великолепную технику, потрясающие знания в области материальной культуры, истории, литературы и многое-многое другое делают его неповторимым творцом детской книги.

В этой книжке собраны проиллюстрированные им сказки, причём не только русские. Везде с чрезвычайной достоверностью воссозданы костюмы и быт европейских стран. Но будь это братья Гримм или Шарль Перро - кое-где всё равно угадывается переславский пейзаж. Это его мир - мир Коли Устинова, который он любит сам и любви к которому учит всех нас.




Подпишитесь на новости

Книги о художниках и картинах для самых маленьких

2016-10-14 | 27

С какого возраста стоит знакомить ребёнка с искусством - показывать картины, рассказывать о художниках, водить в музеи? Однозначного ответа тут нет, всё зависит от ваших личных предпочтений и интересов малыша. Но точно известно одно - , а в дошкольном возрасте ребёнок наиболее открыт для знаний и новой информации. Предлагаем вам подборку книг, которые помогут в ненавязчивой и увлекательной форме познакомить малыша с картинами великих художников.

Джеймс Мейхью
«Кати в картинной галерее», «Кати и импрессионисты», «Кати и подсолнухи»
Издательство «Молодая мама»

Это потрясающе красивые книги о встречах малышки Кати с «внутренним миром» картин. Да, в музее можно не только чинно ходить от картины к картине, но и попасть в самое настоящее приключение. Особенно - если ты любознательная Кати. Каждая картина, которую героиня встречает в музее - это история, участницей которой становится и сама девочка. Вот она пьёт чай с мадам Муатесье с картины Жана-Огюста Энгра, вот танцует на сцене вместе с балеринами Дега, а вот отправляется спасать знаменитые подсолнухи Ван Гога из лап проворного пса Пижончика.

Кто-то может посчитать недостатком практически полное отсутствие информации о художниках (кроме имени автора, названии картины и - в случае с импрессионистами - направления, никакой дополнительной информации не даётся). Где, когда жил художник, что за люди и места изображены на картинах - этого читатели из книги не узнают. Зато смогут посмотреть на сами картины и их прекрасно стилизованные вариации. Ведь информация о том, в каком именно году создал свою работу художник, для малышей - пустой звук. А вот если ребенок запомнит саму картину, если она ему понравится, - это вполне может стать стимулом для более подробного изучения в более сознательном возрасте.

Андрей Усачёв
«Прогулки по Третьяковской галерее», «Прогулки по Эрмитажу»
Издательство «Азбука»


Поэта Андрея Усачёва отдельно представлять не надо. Его имя - знак качества в современной детской литературе. Книги о прогулках - это весёлые стихотворные путеводители по двум главным музеям страны. Иллюстрацией к каждому стихотворению служит одна из картин, выставленных в музее. Стихи у Усачёва разные - весёлые и грустные, короткие и длинные, но все они написаны таким языком, каким могли бы разговаривать сами герои картин. Тут можно встретить слова «благоухает», «батька», «матушка-Москва». Так что вы сможете не только приятно и интересно провести время вместе с ребёнком, но и существенно расширить его словарный запас. Книгу лучше изучать именно вместе: в стихотворениях, так же, как и на картинах, встречаются исторические, библейские сюжеты, что наверняка вызовет дополнительные вопросы.

Малышам обязательно понравятся забавные коты художницы Елены Гозман, которые вместе с читателями путешествуют по музеям. А после изучения книг можно смело отправляться и в настоящую Третьяковку. Психологи говорят, что если в залах музея ребенок встретит знакомые картины, искусство для малышей становится гораздо ближе.

Сара Курто, Кейт Дэвис
«Рассказы о художниках»
Издательство «Махаон»

Известный факт - дети обожают приклеивать. Именно поэтому многие обучающие книги и тетради сейчас выпускаются с наклейками: они добавляют в образовательный процесс элемент игры. Авторы книги «Рассказы о художниках» предлагают детям самостоятельно заполнить рамы известными полотнами. Надо не просто рассмотреть страницу: малышам предлагается отклеить наклейку, подобрать для неё необходимую рамку, пытаясь ровно и красиво разместить в ней изображение. Так малыш волей-неволей запомнит произведение искусства. Наверняка среди картин у него появятся свои фавориты, о которых захочется узнать побольше. Рядом с каждой картиной дана небольшая справка - она может касаться биографии художника, техники написания картины. Да, возможно, не каждого ребёнка заинтересуют тонкости сочетаний цветов у импрессионистов (хотя факты в книге подобраны действительно интересные). Малыш всегда может использовать книгу просто как альбом для наклеек. Ведь искусство для малышей, как и любое другое занятие, прежде всего - увлекательная игра.

Анна Обиолс
Серия «Художники»
Издательство «Феникс-Премьер»


Ещё один способ заинтересовать ребёнка искусством - начать изучение живописи не с картин, а с личностей самих художников. Когда есть интерес к человеку, автоматически появляется интерес и к тому, чем он прославился. Воспринимать эти книги как обучающие материалы не стоит. Это фантазия, сказки, основанные на самых известных картинах живописцев, выдуманные приключения художников и их маленьких друзей.

Самые популярные художники для малышей - конечно, импрессионисты. В серии вышли книги о Ван Гоге, Гогене, Дега и Моне. Очевидный плюс серии в том, что картины разных художников не будут смешиваться у малыша в одну кучу, как это может случиться, если все они встречаются в одной книге. Когда с каждым художником и его работами связаны отдельные истории, гораздо легче запомнить, что балерины - это Дега, подсолнухи - Ван Гог, а жаркие страны - Гоген.

В конце каждой книги - биографическая справка о художнике и рассказ о направлении искусства.

Стефани Ледю, Стефан Фраттини
«Искусство. От кроманьонца до тебя»

Эту книгу можно использовать в качестве первого учебника по истории искусств. Поэтому интересна будет не только детям, но и взрослым - поможет уложить обрывочные представления об эпохах и направлениях в систему. Просто и наглядно тут показано, как менялось искусство с самых древних времён до наших дней. Вот пещерные люди выводят на стенах пещеры свои наскальные рисунки, вот египтяне строят пирамиды, постепенно появляются красиво украшенные дворцы, храмы и церкви, художники Средневековья трудятся над витражами, полотнами и гобеленами, возникают разные стили живописи и архитектуры, появляется фотография… В общем, это просто клад для того, кто хочет разбираться в искусстве. С ребёнком эту книгу советуем изучать постепенно. Для начала её можно использовать в качестве виммельбуха. Иллюстрации Тибо Рассата очень яркие, живые и детализированные, их можно разглядывать с самого раннего возраста, не касаясь информационной стороны вопроса. А когда малыш начнёт интересоваться тем, кто именно изображён на картинках, чем они занимаются, можно потихоньку начинать изучение.

Анна Умрихина
Конспект занятия «Художники России»

«Знакомство детей с картинами русских художников , описание картин».

Образовательные области : «Познавательное развитие» , «Художественно -эстетическое развитие» , «Речевое развитие»

Цель : Познакомить детей с картинами русских художников .

Задачи : Продолжать знакомить детей с картинами русских художников : Васнецова, Шишкина, Айвазовского, Репина, Серова, Ватагин. Закрепить умение отвечать на вопросы по сюжету картины, составлять описательный рассказ. Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказывании. Развивать монологическую речь. Прививать любовь к русской живописи, воспитывать чувство сострадания, познавательные интересы.

Материалы и оборудование : картины художников : Васнецова, Шишкина, Айвазовского, Серова, Репина, Ватагина; музыкальное сопровождение, медальки.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, давайте встанем в круг друзей и поздороваемся друг с другом.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты –мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Здравствуйте.

Воспитатель : Я очень рада видеть вас.

Ребята, мы с вами живём в замечательной, красивой стране. Как она называется? (Россия .)

А кто же делает нашу страну красивой, могущественной, известной? (Люди.)

Во всех городах и сёлах страны трудятся люди. От труда людей разных профессий зависит, будет ли наша страна сильной, красивой и богатой.

Мы с вами знаем много профессий, давайте их вспомним. (Демонстрируются слайды, а дети называют профессии людей.)

А сегодня я познакомлю вас ещё с одной профессией, которая доставляет всем нам удовольствие, учит видеть красоту, создает настроение, помогает узнать об истории страны и мира.

Отгадайте, о какой профессии пойдёт речь :

У него есть карандаш, разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть и бумаги плотный лист,

А ещё мольберт-треножник,

Потому что он… (художник ) .

- Художник – это творец , он создаёт прекрасные картины. Художники рисуют пейзажи , портреты, натюрморты. Они работают в мастерских или рисуют на природе. Художники делают нашу жизнь прекраснее.

Что может изображать художник на своих картинах ? (Природу, человека, его черты лица, настроение, животных, героев сказок.)

Воспитатель : Стать настоящим художником совсем непросто . Для этого нужно долго и упорно трудиться, развивать память, воображение, наблюдательность, изучать творчество великих художников . А ещё у художника должен быть талант .

Воспитатель : Ребята, а теперь послушайте загадки, угадав их мы узнаем, какие инструменты помогают художнику в работе .

Я люблю купаться в краске.

Совершенно без опаски

С головою окунаюсь,

А потом, не вытираюсь,

По бумажному листу

Или тканому холсту

Влево, вправо, вверх и вниз

Я гуляю. Кто я? (Кисть)

Вот тебе помощник деревянный.

Должен быть он острым постоянно.

Контур, натюрморт, портрет, пейзаж

Быстро нарисует… (Карандаш)

Чтобы ноты разложить,

У музыкантов есть пюпитры,

А чтобы краски разводить,

Художникам нужны… (Палитры) .

Познакомимся : я - краска,

В круглой баночке сижу.

Вам раскрашу я раскраску,

А еще - картинки к сказке

Нарисую малышу.

Ярче я, чем карандаш,

Очень сочная. (гуашь)

Нанесет она узор,

Очень трепетный и нежный,

Будь то небо или бор,

Иней тонкий белоснежный,

Зеленеющий апрель –

Всё раскрасит. (акварель)

Вы меня перелистали -

Как в музее побывали.

Космос на одной странице,

На другой странице - дом,

На последней - хвост жар-птицы.

А всё вместе я -. (альбом)

Воспитатель : На протяжении многих столетий художники изображали в своих картинах окружающий их мир, всю его многообразную природу, животных, предметы, человека и его жизнь. Отсюда возникло деление картин по жанрам.

Воспитатель : Картины, изображающие природу, называли жанром пейзажа;

Если видишь на картине, нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака, или снежная равнина,

Или поле и шалаш- обязательно картина

Называется пейзаж.

Изображение красивых вещей и предметов – жанром натюрморта;

Если видишь на картине чашку кофе на столе

Или море в большом графине, или розу в хрустале

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу, знай, что это натюрморт.

Рисование человека – жанр портрета; а изображение животных – жанром анималистки.

Если видишь, что с картины смотрит кто – нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,

Летчик или балерина, или Колька твой сосед

Обязательно картина называется портрет.

Если видишь на картине, нарисован слон,

Крокодил, жираф, горилла, кошка иль питон

Или звери Аргентины, иль пингвин Арктический

Значит жанр такой картины – анималистический.

Изображение морского пейзажа – маринистическим жанром;

Картины в которых изображаются сцены из былин и народного фольклора называют – былинным жанром.

Ребята, а где хранят свои работы художники ? Правильно, некоторые произведения художников хранятся в музеях и картинных галереях.

Ребята, а вы знаете имена великих художников ? (Василий Ватагин, Иван Айвазовский; Иван Шишкин, Виктор Васнецов, Серов, Репин)

Воспитатель : сейчас я приглашаю вас в музей живописи. В музее люди всегда спокойны и внимательны, умеют слушать собеседника.

Когда войдём в музей искусства,

Откроем тайну красоты.

Слилось в нём всё: и мысль, и чувство,

Талант, художник , чудо, ты.

Воспитатель : Сегодня мы с вами познакомимся с ними по лучше.

Физкультминутка «Художник »

Художник картину всю ночь рисовал,

(Дети выполняют поочередные движения руками вверх и вниз)

Работал на совесть, покоя не знал.

(«Вытирают» лоб поочередно правой и левой руками)

И вот за окошком высокие ели,

(Поднимают руки вверх)

Пушистые ели,

(Руки в стороны)

А потом мы увидели небосвод,

(Поднимают руки вверх)

Где звезда веселый танец свой ведет,

(Кружатся)

Снежинки летели прямо на нас -

(Делают «фонарики» )

Мы отдохнули и будем рисовать сейчас.

(Выставляют поочередно руки вперед)

Известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов.

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье священника Михаила Васильевича Васнецова.

С самого детства будущего художника интересовала русская история, старинные былины и предания. Художник рисует не простые картины, он рисовал картины по известным сказкам. Виктор Михайлович Васнецов пишет картину «Богатыри» . Он писал её очень долго- целых 20 лет!

Работа по картине

Кто изображен на картине?

Как зовут богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

Какой богатырь самый могучий? (Илья Муромец)

Какой богатырь самый мечтательный? (Алеша Попович)

Кто из них самый старший?

Какие доспехи одеты на богатырях? Доспехи- это военная русская одежда. (шлемы, кольчуги)

Что держит в руках Добрыня Никитич? (меч)

А что у Ильи Муромца? (копье)

У Алеши Поповича? (лук)

Что охраняют богатыри? (родную русскую землю)

Воспитатель : Вы все правильно сказали. У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое серыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила, вскормила и послала богатырей на свою защиту.

Известный русский художник И . И Шишкин

И. И. Шишкин родился в Елабуге на реке Каме. Давайте с вами посмотрим на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина с бородой и кудрявыми волосами. В народе его называли – лесной богатырь, царь леса. На его картинах шумят сосновые рощи, волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы. Кто ни посмотрит на его картины – залюбуется.

В – ль : А теперь давайте, посмотрим картину И. Шишкина, она называется «Утро в сосновом лесу» . На этой картине художник нам показал раннее утро. Скажите, какие деревья нарисовал художник ?

Дети : ответ детей

В – ль : Как называется лес, где растут одни сосны?

Дети : ответ детей

В – ль : Ребята, посмотрите какие они высокие и могучие. Мы видим, как лес заполняется чистым, прозрачным, утренним воздухом. Буря поломала старые деревья, вырвала их с корнем. Кого вы видите на картине?

Дети : ответ детей

В – ль : Медведица с медвежатами вышла на прогулку, и медвежатам очень нравиться лазать по поваленным деревьям.

Известный русский художник Илья Ефимович Репин .

Родился будущий художник в 1844 году в Чугуево (Харьковская губерния) .

Страсть к живописи обнаружилась у Репина рано, и в 1855 году его отдали в школу типографов, но в 1857 школу закрыли, и Репин отправился учеником в иконописную мастерскую.

В – ль : А сейчас я предлагаю посмотреть картину «Яблоки и листья»

Картина изображена на темном фоне по которому разбросаны маленькие и большие листья, центральный элемент композиции – яблоки. Они выглядят как настоящие живые плоды кажется,что мы можем почувствовать запах спелых яблок и зелени.

Известный русский художник Валентин Александрович Серов.

Валентин Александрович Серов родился в 1865 году в Санкт-Петербурге, в семье композиторов Александра Николаевича Серова и Валентины Семёновны Серовой (урождённой Бергман, из крещёной еврейской семьи) . Его прадедом (со стороны отца) был естествоиспытатель Карл Иванович Габлиц.

Начал свое образование в классической гимназии, но прошел в ней только три низшие класса и вышел из нее с намерением посвятить себя всецело искусству. Проведя два года в занятиях рисованием и живописью под руководством И. Е. Репина (в мастерской которого, в Париже, рисовал в продолжение одной зимы, будучи еще 8 - 9-летним мальчиком, поступил в ученики Императорской Академии Художеств

Главные произведения этого талантливого художника – портреты .

Картина «Девочка с персиками» .

Портрет Веруши Мамонтовой - настолько больше композиция, чем конкретный портрет конкретного человека, что не случайно его распространенное название - «Девочка с персиками» . Картина буквально соткана из радости и солнечного света, свет скользит по стенам, падает на скатерть, играет на рукавах и плечах розового платья девочки. Кажется, будто воздух комнаты прозрачен и звонок, наполнен нежным запахом персиков и светящими искорками золота. В темных глазах Веруши томится детская непоседливость, девочка едва сдерживает улыбку, ей не терпится надкусить персик, уже выбранный изумительно прописанной загорелой рукой.

Известный русский художник Василий Алексеевич Ватагин.

В. А. Ватагин родился 20 декабря 1883 (1 января 1884) года в Москве, в семье преподавателя гимназии. Василий Ватагин очень любил животных и всю свою жизнь он изучал повадки их и пластику, восхищаясь их цветовой окраской, гибкими движениями, выразительностью силуэтов. Ватагин по праву считается сооснователем Дарвиновского музея.

Картина «Детство бегемота» .

Кто изображен на картине

Что мы можем рассказать про маленького бегемотика

Какие чувства вы испытываете глядя на эту картину

Рисунки Ватагина удивительно передают не только зверей, но и колорит, настроение той или иной местности. «Стоит посмотреть животное в его родной стихии, - писал Ватагин, - страуса или антилопу, бегущих в степи, попугаев или обезьян в тропическом лесу, морских птиц на прибрежных скалах, верблюда в пустыне, волка или лося в наших лесах, рыб в прозрачной воде среди водорослей - перед нами возникает великолепный синтез, когда животное, растение, земля, вода и небо сливаются вместе и проявляется чудесная, единая живая природа».

Известный русский художник Иван Константинович Айвазовский .

Родился Иван Константинович 17 (29) июля 1817 г. в Феодосии. Еще в детстве у Ивана были выявлены способности к музыке и рисованию. Первые уроки художественного мастерства были даны ему известным феодосийским архитектором, Я. Х. Кохом.

Став выпускником училища, Айвазовский поступил в симферопольскую гимназию. После ее окончания, по протекции феодосийского градоначальника, А. И. Казначеева, будущего художника зачислили в столичную Императорскую Академию художеств .

Картина "Девятый вал"

На картине художник изобразил раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца освещают бушующий океан и громадный "девятый вал", готовый обрушиться на группу людей, ищущих спасение на обломках мачт. За обломок мачты погибшего корабля цепляются четыре человека в восточной одежде, уцелевшие после кораблекрушения. Пятый старается выбраться из воды на мачту, ухватившись за падающего с нее своего товарища. Им ежеминутно угрожает гибель среди обрушивающихся на них валов, но они не теряют надежды на спасение. Воля, мужество, вера человека окажутся сильнее стихии.

Воспитатель : Ребята, мы много узнали о художниках , и сейчас я предлагаю вам самим стать художниками . Я буду загадывать загадки, а вы будете по очереди рисовать отгадки.

Бродит одиноко

Огненное око.

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает. (Солнце)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Коровам без нее беда,

Она их главная еда. (Трава)

Течет, течет, не вытечет,

Бежит, бежит, не выбежит. (Река)

Ног нет, а идет

Глаз нет, а плачет. (Туча)

Серебряные нити

Сшивают землю с небом. (Дождь)

Воспитатель : Интересно, что это у вас получилось

Дети. Пейзаж.

Воспитатель : Наша экскурсия в музей закончилось. Я предлагаю каждому из вас взять по одной репродукции картины великих русских художников и всем вместе создать в группе альбом репродукций