Музыкальные занятия в доу по фгос конспекты. Как организовать эффективное музыкальное занятие? Конспект музыкального занятия «Бумажные приключения»

Музыкальные занятия

Различные формы организации музыкальных занятий обогащают и разнообразят содержание деятельности и методы руководства ею.

Особая роль в решении задач музыкально-эстетического воспитания детей принадлежит занятиям. Это специальная форма организации педагогического процесса. Они носят обязательный характер, осуществляются под руководством взрослых и предусматривают планомерный охват педагогическим воздействием всех детей группы. Все это позволяет строить эстетическое воспитание детей по программе.

Занятия - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры. Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей.

Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии, вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку на протяжении всего занятия должно быть в центре внимания педагога. При ее выполнении успешнее решаются и другие задачи - развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятельности в детском саду и семье. В пении, игре на музыкальных инструментах у детей развивает звуковысотный слух, в музыкально - ритмических движениях, пении, игре на музыкальных инструментах - чувство ритма.

Занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка.

На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое)

Умственное: Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т.е. знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.

Нравственное - волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведенияорганизационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности

Физическое: В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, познают прекрасное.

Певческие навыки: Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций

Виды музыкальной деятельности:

1. Слушание - основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Более старшие дети слушают инструментальную музыку («Клоуны», «Лошадка»). Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней (характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности (темп, динамика, регистр) и именами композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения

2. Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов муз. деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения. на первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, лает собачка, поет птичка)

3. Музыкально-ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок. Движений, необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен.

4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах. В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:

1. Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

2. Слушание музыки

3. Пение и песенное творчество -

4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах

Занятия объединяют детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Они оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях. Праздники, развлечения пройдут успешнее, интереснее, если выученные на занятиях песни, пляски, хороводы дети исполняются выразительно и непринужденно.

Виды музыкальной деятельности на занятии иногда могут иметь и другую последовательность. Начиная со средней группы вводится обучение игре на детских музыкальных инструментах.

На каждом занятии педагог должен осуществлять общевоспитательные задачи. Очень важно, чтобы от общения с музыкой ребенок испытывал радость, узнавал всякий раз что-то новое.

В обучении дошкольников используются разнообразные методы и приемы с учетом возраста детей, содержания занятий.

С новыми музыкально-дидактическими играми детей следует знакомить на занятии. Затем музыкальный руководитель использует их в индивидуальной работе с воспитанниками.

Отличительным является то, что ребят обучают сразу нескольким видам музыкальной деятельности, чего нет на занятиях по рисованию, лепке и т.д.

Трудность построения занятия заключается в том, что педагогу необходимо умело переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъема, когда звучат произведения, различные по тематике, настроению.

Другая трудность - последовательность разучивания учебного материала: первоначальное знакомство, усвоение навыков в процессе обучения, повторение, закрепление, исполнение выученного. На одном занятии этапы разучивания того или иного произведения могут не совпадать. Например, из трех песен, над которыми ведется работа, одна усвоена хорошо и выразительно исполняется, другая прослушивается впервые, третья только разучивается.

На музыкальном занятии недопустимы формальное заучивание репертуара, многократные, однообразные повторения, натаскивание и муштра.

Обучение детей на занятиях должно подкрепляться разнообразными впечатлениями от музыки, получаемыми в других формах организации деятельности.

Следует всегда помнить, что одними усилиями музыкального руководителя на занятиях без поддержки воспитателей и родителей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей.

Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования: умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей; последовательного распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара; преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивании музыкального репертуара; вариативность и соответствии возрастным возможностям детей13.

Таким образом, музыкальное занятие в дошкольном образовательном учреждении является основной формой музыкального воспитания и развития дошкольников. На занятиях происходит процесс познания детьми музыкального искусства во всех его видах.

На чтение 11 мин. Просмотров 2.8k.

«Страна Добрых дел»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: учить детей определять эмоциональное состояние по внешним признакам (мимике); устанавливать связь между разными чувствами и причинами их вызывающими.

Задачи:

  • Закрепить знания и представления детей о характере музыки (веселый, грустный, злой); отражать настроение движениями, мимикой, и жестами; подводить детей к пониманию связи между характером музыки и средствами музыкальной выразительности.
  • Побуждать малышей к активным творческим проявлениям в задачах и музыкальных играх.
  • Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира средствами музыки.
  • Учить детей устанавливать связь голосотворческих движений с объемно — пространственным представлениям.
  • Развитие детского слухового внимания, речевого дыхания, чистоты интонирования; отработка четкой артикуляции, «открытие» звукового аппарата.
  • Совершенствовать певческие навыки.
  • Обогащать детей музыкальными впечатлениями.

Оборудование:

  • магнитофон, кассеты с детскими пьесами и пением птиц;
  • дидактическая кукла Бим – Бом,
  • музыкально – дидактическое пособие «Волшебная поляна» с тремя временами года (лето, осень, зима), фишки – карточки с изображением животных (птица, заяц, медведь, волк, еж);
  • волшебный мешочек, сердце, корзина с «угощениями» для зверей;
  • шумовые инструменты, молоточки – палочки.

Репертуар:

Языково – ритмическая упражнение «Прогулка» («Свободный марш», муз. В.Верховинца; «Под –пляски и высокий шаг», муз. В. Косенко; «Плавный танцевальный шаг», муз. Б. Лятошинского; «Бабочки», муз. С. Майкапара; «Октябрь», муз. П. Чайковского; «Элизе», муз. Л.Бетховена; «Зайчик», муз. Т. Ломової, «Зимние грьози», муз. П. Чайковского; «Зимушка — зима», муз. Д. Компанийца; «Наш сад», муз. В. Герчик.

Ход занятия.

(Дети заходят в зал, становятся в круг, здороваются музыкальным языком, то есть музыкальный руководитель поет: «Добрый день, малыши! Мальчики и девочки!»

Дети отвечают: «Добрый день!»

Музыкальный руководитель : «Всем гостям, добрый день!» (Добрый день!))

Музыкальный руководитель: Дети, вы любите делать добро людям? А почему? (Дети отвечают) Сегодня нас посетил знаменитый весельчак, добряк, волшебник – клоун Бим – Бом. Посмотрите, какой он красивый … (Дети рассматривают игрушку)
Понравился вам Бим – Бом? Давайте покажем друг другу, как клоун улыбается (широко, еще шире).

Артикуляционная гимнастика для ротика «Улыбка».

Молодцы.
Ребята, а как вы считаете, как Бим — Бом с нами поздоровается? (весело, улыбаясь, громко) Кто покажет? (Дети по одному приветствуются — поют или говорят): „Добрый день, малыши!, „Всем – всем, добрый день!” и т. п. Все остальные с той мимикой на лице отвечают: „Добрый день, Бим — Бом!”. Музыкальный руководитель делает вид, что Бим – Бом ему что-то говорит/)

Музыкальный руководитель: Биб — Бому очень понравились ваши поздравления. За ваши открытые сердца и добрые улыбки приглашает всех в Страну Добрых дел, чтобы познакомить вас с его обитателями. А готовы ли вы к необычным приключениям? Итак, в путь.

Языково – ритмическая игра «Прогулка» (разновидности ходьбы).

Музыкальный руководитель: Дети в путешествие идут,
По траве ступают
И веселую песенку
Все вместе поют (обычная ходьба).

Чтобы нам цветы не помять
Надо ноги поднимать (ходьба с высоким подниманием колен).

Между кустами осторожно
Змейкой шагаем (ходьба «змейкой»).
Идем легонько и тихо,
Мы не шумим (легкой бег в среднем темпе с переходом на ходу).

(Дети выполняют различные виды ходьбы; с окончанием музыки останавливаются. Музыкальный руководитель предлагает немножко отдохнуть.)

Музыкальный руководитель: Вижу, без помощи волшебника нам не обойтись. Дорога дальняя, а силы нам еще пригодятся для добрых дел. Чем же мы доберемся до Сказочной страны? (Дети предлагают разные виды транспорта. Бим – Бом будто что-то шепчет музыкальному руководителю.)

Музыкальный руководитель: Дети, Бим – Бом предлагает нам продолжить путешествие на самой настоящей телеге. Только где же мы его возьмем? (Бим – Бом дает волшебного мешочка)
Да, разумеется, у Бим – Бома в мешочке есть много волшебных молоточков, которые помогут быстро смастерить повозку.

Языково – ритмическая упражнение «Веселые молоточки».

(Дети сидят на стульях и молоточками передают ритм, который наносит музыкальный руководитель, одновременно произнося рифмованные строки.)

Дети и музыкальный руководитель:

Стучи, стучи, молоток,

Тук – тук, тук – тук — ток,

Стучи веселей. Бей точнее, молоток.
Этот и этот, и этот гвоздик

Тук – тук, тук – тук -ток,
Забивай покрепче.

Смастерили мы тележку.

Музыкальный руководитель: Хорошего тележки мы вместе смастерили, занимайте места:
Поэтому в дорогу отправляйтесь, все внимательно рассматривайте.

Упражнение на звукоподражание «Едем мы на коляске».

(Упражнение выполняется в умеренном темпе. Дети самостоятельно подбирают звуки окружающей среды (скрип телеги, шепот ветра, шорох листьев, пение птиц, бульканье ручейка).)

1.Едем мы на коляске
В гости к леска. (Скрипа – скрип, скрип – скрип)

2.Ветерок нас встречает, (Фу – фу – фу…)
С листьями в прятки он играет. (Ш – ш – ш…)

3.А веселии птички
Завели свои песни. (Фить – фить, чив – чив, тех – тех…)

4.На ветке белочка сидит,
Орешки съесть ей не терпится(Цок – цок – цок…)

5. Вот ручей течет, булькая,
Он убежать к реке хочет. (Брр –брр…)

6. Очень долго ехали,
Наконец мы приехали. Ух! (Все вместе.)

(Музыкальный руководитель открывает 1 страницу дидактического пособия «Волшебная поляна». Звучит фонограмма птичьего пения.)

Музыкальный руководитель: Ребята, куда же это тележка нас привез? Так, на волшебную поляну. Посмотрите как красиво. Хотя на дворе лютая зима, а здесь повсюду цветы и бабочки, все цветет.

Слушание пьесы С. Майкапара «Мотылек».

Дидактическая игра «Бабочки и цветы».

(Дидактическая игра: звучит музыка – бабочки летают, музыка останавливается — бабочки садятся на цветы. Дети движениями рук отражают начало и окончание инструментальной музыки.)

Музыкальный руководитель: Дети, эта пьеса по настроению? (легкая, подвижная, веселая.) Если музыка веселая, то и день должен быть «солнечным» (подсказывают дети). Поможем солнышку освободиться от тучки.

Дыхательное упражнение «Освободим солнышко от тучки».

(Упражнение проводится с целью улучшения у детей речевого дыхания и выработки целенаправленной воздушной струи. Дети дуют на тучку, снова повторно звучит пьеса «Бабочка» – выбранная ребенок самостоятельно перемещает на стенде тучку от солнышка, открывает его.)

Упражнение «Ученый кузнечик».

(Упражнение на развитие звуковысотного слуха, определение движения мелодии.)

Музыкальный руководитель: Ой, а это кто здесь прыгает по цветам? Покажись малышам!.. Да это же кузнечик разгулялся. Дети, этот конек ученый, прыгает по цветам, как ему указывают. Ну-ка, конек, прыгай до 3 – х цветки, а затем отсюда вниз.

А теперь к 5 –й цветка и снова вниз.

(Дети на склад «скок» сопровождают пение движениями рук. Музыкальный руководитель наигрывает мелодию на металлофон, выбранная ребенок сопровождает пение движением конька по цветам.)

(Меняется лицо Бим – Бома с веселого на грустное.)

Музыкальный руководитель: Дети, посмотрите на нашего Бим – Бома, он почему-то очень грустный, вот – вот заплачет. Дружище, что случилось, почему ты такой расстроенный? (делает вид будто тот что-то рассказывает).

Бим – Бом нашел в траве маленького птенца. Оно выпало из гнезда и зовет мамочку. (Слышны звуки минора.) Покажите мне голосом, как поет воробушек! (Дети выполняют упражнение и показывают рукой).

Музыкальный руководитель: Поможем воробушку снова попасть к гнездышка? Тогда возьмем птичку в ладошки и подкидывают ее вот так В Х (высоко и быстро с порогом „х”).

Упражнение «Помоги воробушку».

(Основным элементом упражнения является восходящая интонация с резким переходом из грудного «в» в фальцетный «в» регистр с характерным «переломом» голоса «х».)

(Звучит сначала взволнованная музыка. Музыкальный руководитель говорит, что не понимает что происходит, откуда взялся сильный ветер и разогнал всех бабочек, тучки закрыли солнышко. Звучит печальная музыка из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Октябрь».)

Языково – ритмическая упражнение «Песенка дождика».

(Упражнение направлено на развитие ритмического и мелодического слуха (чистоту интонирования), автома-тизацию звуков, освобождение нижней челюсти для свободной артикуляции.)

Музыкальный руководитель: Начался небольшой дождь. Не пугайтесь, дети! Давайте вместе с дождиком споем его песенку, вот такую (поет высоко на одном звука):
Те – те – те – те – те – те – да,
Песенку пою так!

Музыкальный руководитель: А дождь все не унимается, а наоборот становится еще сильнее и песенка его теперь такая (поет низко на одном звука):
Тук – тук – тук, Тук – тук – тук,
Слышно дождика нам звук.

(Песня дождика повторяется несколько раз, чтобы дети смогли зафиксировать в памяти высокое и низкое
положение звука.

Музыкальный руководитель предлагает детям показать еще языком песенку маленького и сильного дождика – выполнить высокие и низкие щелчки.)

Упражнение «Высокие и низкие клацающие звуки».

(Дети щелкают языком, изменяя форму рта

Музыкальный руководитель: Все, дождик перестал идти, не смог нас напугать. Обратите внимание, дети, как сменилась пора года. Странность, вместо лета пришла… (Дети отвечают).

(Меняется страница. Звучит повторно пьеса «Октябрь» Музыкальный руководитель предлагает детям изобразить при помощи шумовых инструментов из волшебного мешочка Бим — Бома шорох листьев, ветер, дождь…)

Игра на шумовых инструментах, «Элизе», муз. Л. В. Бетховен, в инструментальной обработке.

Музыкальный руководитель: Ой, посмотрите дети, за деревом кто-то спрятался, видимо какая-то зверушка. Помогите мне ее отыскать.

(Объяснить детям, что вот где – несколько карточек животных. После прослушанной музыки нужно выбрать ту карточку, о ком подсказывает музыка.)

Слушание пьесы «Зайчик» Т. Ломовой, из цикла «В лесу».

(Музыкальный руководитель обращает внимание детей на лицо Бим – Бома, оно испуганный. За елкой видно фигуру волка.)

Упражнение «Страшный зверь».

(Упражнение на установление связей между голосотворческими движениями и объемно – пространственным представлениям, на развитие речевого слуха, чистоты интонирования. Дети дают образную характеристику волку: весь серый, очень зол — В, большие страшные глаза — УО, страшные клыки — УОА.

(Когда волк исчезает, лицо Бим – Бома снова становится веселым.

Звучит фонограмма муз. П. И. Чайковского «Зимние грёзы». Меняется страница на «Зиму».)

Музыкальный руководитель: Что за невидаль, опять сменилась пора года. Вокруг бело – бело, а под ногами слышно как шуршит снег.

Упражнение «Артикуляция».

(Упражнение на развитие певческого дыхания, «открытие» артикуляционного аппарата. Упражнение состоит из сильной активной произношения согласных. Рот максимально открыт движениями челюсти вверх-вниз.

В таком положении производится бесшумный вдох ртом и использование движения конечностей рук. Руки поднимаются на уровень рта, конечности раскрываются так, чтобы пальцы были расставлены и напряжены, ладони развернуты вперед. Конечности работают вместе с произношением согласных(ш, с).

(Музыкальный руководитель предлагает детям согреться веселым танцем.)

Песня – танец Д. Компанийца «Зимушка – Зима».

Музыкальный руководитель: Посмотрите-ка, какой странный шатер. Ой, тише, малыши, это же берлогу. Медведь зимой спит и видит во сне мед и сладкие ягодки, он сосет лапу и «канючит» — очень просит, чтобы ему дали меда – «ням – ням – ням».

Упражнение «Канючим».

(Упражнение на развитие певческого дыхания, освобождение нижней челюсти для свободной артикуляции.
Исходное положение лицо расслаблено, рот чуть приоткрыт, глаза полусонные. Это необходимо для включения расслабленного регистра голоса, который не имеет фиксированной звуковисотності.)

Музыкальный руководитель: Как вы считаете, дети, все лесные звери зимой спят? (Нет.) Можете назвать тех зверей, которым нужна помощь зимой? (Дети отвечают.)

(Воспитатель оставляет корзину с гостинцами для зверей: мед – медведям, морковь – зайцам, капусту, сенце – оленям, лосям, зерно – птичкам, орешки – белки.)

Музыкальный руководитель: Ребята, Бим – Бом говорит, что вы молодцы, настоящие друзья, помогаете в трудную час, не забыли и о животных.
Это потому, Бим – Бом, что в нашем детсаду учат малышей никогда не оставлять друзей в беде, помогать друг другу. Мы все вместе – одна дружная семья и знаем, что такое добро. Предлагаю всем вместе спеть песню дружбы.

Песня В. Герчик «Наш сад».

Музыкальный руководитель: За хорошие поступки, на правах настоящего волшебника, Бим – Бом награждает вас почетным званием «Добрый волшебник». Становитесь вместе под его серебряный дождь. А еще Бим – Бом на память о сегодняшней встрече дарит вам вот это сердце, пусть оно всегда согревает всех своим теплом.

(Дети благодарят Бим –Бому за подарки, прощаются и уходят.)

Музыкальное занятие в старшей или подготовительной группе детского сада на тему "Музыка и наше здоровье"

Захарова Ирина Александровна, музыкальный руководитель филиала МДОУ ДС №1 ДС №3 г. Белинского, Пензенской обл.
Описание работы. Конспект будет полезен музыкальным руководителям детского сада, воспитателям, учителям музыки в начальной школе. Здесь показан вариант преподнесения детям представления о том как музыка может влиять на здоровье человека (соответственно возрастным особенностям детей). Присутствуют проблемные ситуации, различные формы работы, пример "хорошей" и "плохой" музыки, использованы сказочные персонажи - Кот Базилио и Лиса Алиса. Занятие показывала на конкурсе "Воспитатель года" в 2016 году с детьми разновозрастной группы (старшая, подготовительная). Представлены фотографии и видео (любительские). Фильм для занятия (в конспекте проставлены минуты и секунды), мне показалось его удобнее использовать, чем презентацию. Надеюсь, мой опыт будет полезен.
Цель: формирование музыкального вкуса, представления о том, как музыка влияет на здоровье человека.
Задачи: эмоционально воспринимать музыку разного характера и высказываться о ней;
формировать умение с помощью пластических движений и художественного творчества передавать характер музыки;
развивать творческое мышление и воображение, познавательную активность, вокально - хоровые, коммуникативные навыки.

Ход занятия.

1.Вход. Под музыку дети змейкой вбегают в зал. (песня для входа "Тропинка -торопинка"(00:03)
Музыкальный руководитель: Ребята я очень рада, что веселая тропинка привела вас в музыкальный зал. Садитесь как вам удобно.
(Звучит фрагмент вступления "Вальса цветов" П.И.Чайковского (01:06)
Музыкальный руководитель: Ребята, что вы сейчас слышите? (музыку)
- Как вы считаете, для чего нужна человеку музыка? (ответы)
- Говорить сегодня мы будем не только о музыке. А вот о чём, вы узнаете, отгадав загадку.
Всем известно нам давно
Молоко коровье
Помогает укрепить
Детское …… (здоровье)
- Как вы считаете, может ли музыка как-то влиять на здоровье человека?
- Сегодня мы будем слушать и исполнять разную музыку, и я думаю мы найдём ответ на вопрос влияет ли музыка на наше здоровье, а если да, то как она это делает?
Сейчас давайте полюбуемся пейзажами, послушаем музыку и подумаем, какие чувства она передаёт.
2.Чайковский "Вальс цветов" – слушанье (фрагмент(01:32)
Музыкальный руководитель: Какое настроение передаёт эта музыка?
- Как называется эта музыка, кто из вас узнал?
- Кто написал эту музыку?
- Кто бы мог танцевать под эту музыку?

Музыкальный руководитель: Да. Это произведение написал известный русский композитор П.И.Чайковский и назвал его «Вальс цветов». Под эту музыку в волшебном танце кружатся сказочные герои – принц и принцесса в окружении прекрасных цветов. Давайте представим, что мы оказались в сказке, превратились в прекрасные цветы и танцуем вместе со всеми. Кто хочет, может украсить себя цветами. (дети одевают веночки и галстуки с цветами)
- Постарайтесь сами придумать движения соответствующие музыке. По хлопку меняем движение.
3. Пластическая импровизация под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов» (03:11)


Музыкальный руководитель: Молодцы, вы очень красиво танцевали. Как вы думаете, какое действие эта музыка может оказать на здоровье человека? (она может укрепить здоровье)
- Почему вы так думаете? (она несёт добро, радость и счастье, от неё на душе хорошо. ещё танцевали, а танцевать полезно)
- Почему вы думаете, что танцевать полезно? (укрепляет осанку, развивает мышцы)
- Да, эта музыка дарит нам счастье и здоровье, давайте и мы с помощью музыки пожелаем всем здоровья и песней скажем – Добрый день!
4.Логоритмическая (коммуникативная) игра - распевание «Здравствуй!»
Здравствуй, небо голубое! (поднимают руки)
Здравствуй, солнце золотое! (смыкают сверху руки полукругом)
Здравствуй, вольный ветерок! (машут на себя)
Здравствуй, маленький дубок! (машут перед собой)
Мы живём в одном краю.(вытягивают вперёд)
Всех я вас приветствую! (поднимают руки вверх)


5.«Добрый день» сл. В.Суслова, муз. Я.Дубравина - исполнение (04:50)


Музыкальный руководитель: Как вы думаете, может эта песня помочь нам в какой-то ситуации? (если грустно, она может поднять настроение)
- Почему? (потому что характер музыки весёлый и радостный)
- Как эта песня может повлиять на наше здоровье?
- Почему она может укрепить здоровье (она дарит радость, хорошее настроение, пение укрепляет лёгкие, развивает дыхание, улучшает ручь)
- Да, если правильно петь, то это полезно для здоровья. А какие правила правильного пения вы знаете? (не кричать, правильно дышать, чётко проговаривать слова)
- Молодцы, вы всё правильно сказали. А теперь представьте, что вы оказались на лесной поляне, присели отдохнуть, закрыли глаза и услышали музыку.


6.Слушание Mariage d"Amour - Поль де Сенневиль - исп.Ричард Клайдерман. (фрагмент) (06:21)
Музыкальный руководитель: Музыка закончилась и вы открыли глаза.
А теперь подойдите к мольберту и с помощью цветных мелков передайте настроение музыки на бумаге.
Свободная изобразительная деятельность. (под музыку) (07:20)


Музыкальный руководитель: Почему вы выбрали такие краски? (музыка светлая нежная спокойная, поэтому краски светлые, нежные - жёлтый, розовый, голубой)
- Молодцы. Вы всё правильно сделали, и мне хочется сделать вам подарок. Здесь была музыкальная шкатулочка…. Где же она? Вы не видели, ребята?
(Музыка((08:51) Заходят Кот Базилио и Лиса Алиса. Ссорятся и толкаются)


Кот: Отдай, это я первый увидел!
Лиса: Зато я первая взяла!
Кот: Отдай, я ещё раз попробую открыть. Там золото может быть или драгоценности!
Лиса: Не дам, не дам. У тебя всё равно ключа нет.
Кот: а вот и есть, а вот и есть.
Музыкальный руководитель: Ой, ребята, кажется к нам гости. Здравствуйте, уважаемые, вы попали в детский сад. Так, что не ссорьтесь и не ругайтесь, пожалуйста.
Лиса: Ой, детки!
Кот: А она мне шкатулку не отдаёт. Я её первый увидел!
Лиса: Она мне самой нравится. Правда, ключика к ней нет. Ну, ничего, я своим ключом попробую (ковыряет в замке, звучит громкая, неприятная музыка (09:13) кот и лиса пугаются )


Музыкальный руководитель:(вынимает ключ, музыка перестаёт звучать) Да это же мой сундучок. Я его приготовила, чтобы ребятам сюрприз сделать, а вы его взяли без разрешения и посмотрите что наделали. И совсем не такая музыка должна звучать! Ребята, что вы можете сказать о музыке, которую сейчас услышали? (она грубая, резкая, неприятная, очень громкая)
- Что можно делать под эту музыку? (ссориться, драться, кривляться)
- Давайте с помощью мелков изобразим впечатления от этой музыки.
Свободная изобразительная деятельность
Лиса и Кот крутятся около детей.
Лиса: Желтенький возьмите
Кот: Голубенький лучше
Музыкальный руководитель: Ребята, расскажите Коту и Лисе почему вы выбрали такие цвета? (она неприятная, страшная, поэтому цвета тёмные)
- Эта шкатулочка - подарок для ребят. И открыть его правильно может только специальный ключик. Ребята какой ключик может открыть музыкальную шкатулочку (показываю три ключа. Дети выбирают скрипичный, открываю шкатулку)
- Посмотрите, ребята, что здесь? (музыкальные инструменты)


Лиса: Вы, ребята нас простите и играть с собой возьмите.
Кот: Без разрешения мы брать ничего не будем.
Вместе: Мы обещаем.
Музыкальный руководитель: Ну, что ж, если вы обещаете, мы с ребятами вас простим. Берите музыкальные инструменты. Посмотрим какую музыку принесёт эта волшебная шкатулочка. Музыка вам расскажет сказку, смотрите на экран и будьте внимательны.


7.Музицирование на детских музыкальных инструментах"Добрый мастер" (10:03)
Музыкальный руководитель: Какое настроение передала музыка? (ответы детей)
- Как она может влиять на наше здоровье? (укреплять, потому что приносит радость и веселье)
Лиса и Кот: Спасибо. Теперь мы поняли какую музыку полезно и нужно слушать. А теперь нам пора. До свиданья, дети. (уходят, музыка (12:44)
Музыкальный руководитель: Мы сегодня слушали разную музыку. Посмотрите на ваши рисунки. Какую музыку вам хочется слушать, ту которую вы изобразили светлыми, яркими красками или ту, которую изобразили тёмными? Почему?
- Какая музыка полезна для здоровья? (та, которую приятно слушать, которая приносит радость, светлую спокойную)
- Молодцы ребята. Мне очень приятно было с вами сегодня общаться. (звучит музыка, потом тише, потом громче)
8.Выход. Музыкальный руководитель: Слышите, ребята, весёлая тропинка вас зовёт в группу, а там ждёт приятный сюрприз (дети змейкой выбегают из зала)


Любительское видео занятия.

Видеопрезентация к занятию. Мне показалось её удобнее использовать, чем просто презентацию.

Знакомству детей с народными инструментами посвящены отдельные . Конспект музыкального занятия в детском саду подготовлен музыкальным руководителем высшей категории Кутушевой Э.В., МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 56 «Северяночка», г. Нижневартовск и предназначается для детей второй младшей группы.

Цель занятия в детском саду:

  • Познакомить детей с русским народным инструментом гусли.

Задачи занятия в детском саду:

  • Воспитывать любовь детей к русской народной музыке и русскому народному инструменту — гусли, получать удовольствие и радость от самого процесса соприкосновения с музыкой.
  • Развивать представления детей об изобразительности музыки, создающей образ (гусли изображают героев русской сказки); о выразительных средствах музыки (динамика, регистр), звуковысотности (высоко-низко, движение мелодии вверх-вниз).
  • Развивать коммуникативные качества детей посредством музыкальной игры и парной пляски.
  • Передавать характер музыки в движении, в пении.
  • Расширять запас слов, обозначающих названия в русском фольклоре (русская народная музыка, древнерусский народный музыкальный инструмент, гусли), персонажей русской народной сказки, музыкальных терминов (тихо-громко, высоко-низко, движение мелодии вверх-вниз).

Ход занятия в детском саду В ГОСТЯХ У СКАЗКИ

Под веселую русскую народную музыку дети заходят в зал. Музыкальный руководитель встречает детей.

Проводится упражнение-распевка «Здравствуйте».

Музыкальный руководитель: — Ребята, а вы любите сказки? (Дети отвечают.) Тогда садитесь поудобнее и слушайте. Сегодня к нам из знакомой сказки пришел гость, а вот из какой он сказки и кто он, догадайтесь сами!

— Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? (Колобок).

Музыкальный руководитель: — А теперь, слушайте сказку внимательно. Бабка испекла Колобок и положила его на подоконник студиться. Но надоело Колобку там лежать, вот он и спрыгнул с окна, перекатился через порог и поскакал по ступенькам вниз. Потом решил вверх подняться и опять вниз спуститься…

Попевка «Лесенка».

Колобок вверх скакал, скок, скок, скок.
А потом вниз скакал, прыг, скок, скок.

Музыкальный руководитель: — Выкатился колобок на улицу, а там звонко поют птички.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Мы на веточках сидим».

Мама:

— Сижу на нижней ветке я,
И пою: чик-чирик.

Птенчики:

— Сидим на верхней ветке мы,
И поем: чик-чирик.

Музыкальный руководитель: — Катился колобок дальше, катился и увидел красивый цветок. Наклонился он к цветочку и понюхал его.

Проводится пальчиковая игра «Цветочек» Е. Железновой.

Музыкальный руководитель: — И покатился колобок дальше. Вдруг видит – на пеньке лежит чудесный мешочек. (Показывает.) Он, ребята, вам дружочек! Очень хочется узнать, что там спрятано? А вы как думаете, что в мешочке спрятано?

Дети отвечают. Музыкальный руководитель достает из мешочка гусли и показывает их детям.

Музыкальный руководитель: — Вот какой красивый инструмент! Это древнерусский музыкальный инструмент, и называется он «гусли». О нем рассказывается в разных сказках. Послушайте, пожалуйста, как он звучит!

Музыкальный руководитель играет на гуслях.

Музыкальный руководитель: — Как звучат гусли?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель: — Да! Гусли звучат весело, задорно и радостно! Дети, а мы с собой в сказку возьмем гусли, и они нам помогут? (Ответы детей.) Тогда слушаем сказку дальше. Катился Колобок, а навстречу ему… кто?

Музыкальный руководитель играет на гуслях, дети узнают и охарактеризуют «медведя» по исполняемой музыке.

Медведь (воспитатель):

Музыкальный руководитель: — Не ешь Колобка, Мишенька, а лучше посмотри, как наши дети пляшут!

Дети танцуют парный танец.

Медведь: — Ой, спасибо, порадовали! Так и быть, не трону Колобка!

Музыкальный руководитель: — Побрел Медведь в лес, а Колобок дальше покатился. Катится, катился, а навстречу ему… кто?

Музыкальный руководитель играет на гуслях, дети узнают и охарактеризуют «зайца» по исполняемой музыке.

Заяц (воспитатель): — Колобок, Колобок, я тебя съем!

Музыкальный руководитель: — Нет, Заяц, не получится! А давайте мы его напугаем! А помогут нам гусли. Я буду играть тихо, а вы будете «шуршать» ладошками. А когда я буду играть на гуслях громко, вы будете громко хлопать в ладошки.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Громко-тихо».

Во время игры Заяц незаметно уходит.

Музыкальный руководитель: — Ой, а где же Заяц? (Дети отвечают: испугался, убежал.) Обрадовался Колобок и дальше покатился. Катится Колобок, катится, а навстречу ему… кто?

Музыкальный руководитель играет на гуслях, дети узнают и охарактеризуют «волка» по исполняемой музыке.

Волк (воспитатель): — Колобок, Колобок, я тебя съем!

Музыкальный руководитель: — Волк, не надо обижать Колобка. Он хороший, добрый, с ним надо дружить, как дружат наши ребята. Об этом они сейчас и споют.

Дети исполняют песню «Есть у солнышка друзья» Е. Тиличеевой.

Волк: — Хорошая песенка! Так и быть, не трону я тебя, Колобок!

Музыкальный руководитель: — Побежал Волк в лес, а Колобок дальше покатился. Катится, катится, а навстречу ему… кто?

Музыкальный руководитель играет на гуслях, дети узнают и охарактеризуют «лису» по исполняемой музыке.

Лиса (воспитатель): — Колобок, Колобок, я тебя съем!

Музыкальный руководитель: Не ешь Лиса Колобка, мы тебе песенку споем.

Лиса: Не хочу я песни слушать, я хочу съесть Колобка.

Музыкальный руководитель: — Не ешь Лиса Колобка, мы тебе на музыкальных инструментах сыграем.

Лиса: — Не хочу!

Музыкальный руководитель: — Ну тогда мы потанцуем!

Лиса: — Не хочу.

Музыкальный руководитель детям: — Тогда мы Лису перехитрим. Давайте мы с ней поиграем.

Проводится коммуникативная игра «Улыбка».

Во время игры незаметно прячут Колобка. Лиса начинает искать Колобка.

Лиса: Засмотрелась я на вас, не заметила, куда Колобок делся?

Музыкальный руководитель: — Бегала Лиса, бегала, искала Колобка, искала, да так ни с чем в лес и убежала. А Колобок поблагодарил вас за помощь и побежал домой. Вот и сказке конец, а кто слушал да помогал – молодец! А кто нам помогал? (Ответы детей.) Конечно же, вы и наш гость, древнерусский музыкальный инструмент – гусли! Наше занятие подошло к концу.

Цель: развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыке, их смену.

Задачи: привлечь внимание детей к различным интонациям музыки, научить различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, гармонизацию; развивать способность детей передавать движениями характер музыкального произведения; учить детей передавать эмоциональную окраску песен путем выразительных средств исполнения: грустную, лирическую — ласково, напевно, в умеренном темпе; веселую, задорную — легким звуком, в оживленном темпе.

Под музыку дети спокойно заходят в музыкальный зал и садятся на стульчики. Музыкальный руководитель поет музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!» по ступеням мажорного трезвучия. Дети отвечают «Здравствуйте!» также по ступеням мажорного трезвучия.

Музыкальный руководитель . Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами, какое у меня было настроение? (Дети отвечают: настроение веселое, радостное.) Правильно! Настроение у меня очень хорошее, веселое, ведь я очень рада видеть вас на этом музыкальном занятии. А если бы я вдруг поздоровалась вот так? (Повторяет приветствие в миноре. Дети отвечают: грустное, печальное.)

Правильно, ребята. Ведь мы с вами уже знаем, что музыка обладает волшебным свойством — она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания: нежность, волнение, грусть, жалость. Сейчас мы послушаем пьесу, которая называется «Болезнь куклы». Сочинил ее великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Прислушайтесь внимательно, и вы поймете, какие чувства хотел выразить композитор в этой музыке.

Проводится сравнительный анализ двух контрастных по характеру произведений.

Звучит фрагмент пьесы П. И. Чайковского «Болезнь куклы» из «Детского альбома».

Кто нам скажет, какая сейчас прозвучала музыка?

Дети. Эта музыка грустная, печальная, хмурая, тревожная, жалобная, тоскливая, обиженная, плачущая.

1-й ребенок.

Очень грустная музыка,

В ней мы слышим печаль.

И смеяться не хочется,

И кого-то нам жаль...

Музыкальный руководитель.

Это верно. Здесь звучали

Ноты грусти и печали.

А вот мелодия другая —

Вы нам расскажете, какая?

Звучит пьеса «Новая кукла» П. И. Чайковского из «Детского альбома».

Дети . Эта музыка веселая, радостная, игривая, задорная, прыгучая, бойкая, озорная, солнечная.

2-й ребенок.

Очень радостная музыка, —

Ноги сами в пляс идут.

И мальчики, и девочки

Сейчас запляшут тут!

Музыкальный руководитель.

Довольна я ответом вашим.

Ну что ж, друзья,

Давайте спляшем!

Исполняется танец «Смени пару». Для танца можно использовать мелодию песни Г. Струве «Про козлика» или любую другую польку двухчастной формы.

А. Дети парами легко бегут по кругу. Мальчики садятся на одно колено, а девочки обегают их.

Б. Стоя лицом друг к другу, дети делают по три хлопка у правого и левого уха.

Мальчики делают «пружинку», а девочки боковым галопом перебегают к следующему мальчику.

После танца дети садятся на места. Тихо звучит музыка П. Чайковского «Утреннее размышление».

Музыкальный руководитель . Вы помните, ребята, чудесную сказку про Дюймовочку? Посмотрите, какой перед вами красивый цветок! Может быть, мы найдем ее там, внутри? (Раскрывает лепестки и вынимает куколку.) Вот и Дюймовочка! (Сажает куколку между цветами, которые лежат врассыпную на столе.) Помните, в сказке Дюймовочка мечтала о стране эльфов? Мы поможем ей попасть туда, если выполним все музыкальные задания, которые находятся под этими цветами.

Музыкальный руководитель переворачивает цветы по очереди и предлагает детям исполнить задание. Небольшие плоские цветы изготовлены из цветного картона. На обратной стороне каждого цветка — музыкальное задание и нарисованная куколка-эльф с крылышками. Эльф прикрепляется так, что, когда цветок переворачивается, фигурка эльфа приподнимается перпендикулярно цветку.

Музыкальный руководитель.

Первый мы цветок возьмем

И узнаем, что же в нем?

«Чтобы громко, чисто петь,

Надо многое уметь.

Прямо с самого утра

На распевке детвора».

Упражнение на развитие музыкального слуха и голоса «Вот иду я вверх, вот иду я вниз. Топ-топ-топ-топ-топ. Топ-топ-топ-топ-топ!». Упражнение выполняется с различными заданиями. Надо спеть: грустно, весело, хмуро, ласково, сердито, протяжно, в быстром темпе и т.п.

Музыкальный руководитель.

Второй цветочек поднимаем,

Что там задано, узнаем...

«Рано утром в светлый дом

Все мы радостно идем.

В этом доме...

Дети . Детский сад!»

Музыкальный руководитель. Он устроен...

Дети . Для ребят!

Исполняется песня «Детский сад», слова и музыка Н. Пономаревой

Музыкальный руководитель.

Второй цветочек поднимаем,

Что нам задано, узнаем.

«Ах, вот какая жалость —

Уже четыре дня

Я с куклой поругалась,

Не слушает меня».

Девочки-солистки исполняют песню «Ах, вот какая жалость», слова и музыка Т. Копыловой.

Музыкальный руководитель . Какая грустная песня. Ругаться, дети, не годится, надо срочно по мириться!

Третий мы цветок возьмем

И узнаем, что же в нем?

«Дружит лес, и дружит луг,

Солнышко нам тоже друг!

В круг вам, дети, надо встать

И про дружбу рассказать».

Исполняется веселый танец «Ты мой друг, и я твой друг» под песню А. Пугачевой «Сто друзей». Движения по выбору музыкального руководителя.

Музыкальный руководитель.

Еще цветочек поднимаем.

Сейчас задание узнаем...

«Что за шум, что за звон?

Слышен он со всех сторон.

Так это же милашки —

Наши неваляшки!»

Танец «Неваляшки».

Музыкальный руководитель.

Пора еще цветочек взять,

Что нам задано опять?

«На прощанье еще раз

Потанцуйте вы для нас!»

Исполняется танец «Мы хотели танцевать» или любой другой общий танец по выбору музыкального руководителя. После танца дети садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель . Наше занятие подходит к концу, и мне очень бы хотелось вас порадовать. Посмотрите, сколько у меня воздушных шариков! Сегодня мы много говорили о настроении в музыке. А как вы думаете, какого цвета грустное настроение? А веселое? Мечтательное? Сердитое? (Дети отвечают.)

А давайте попробуем «оживить» эти воздушные шары! Мы выберем для них «глазки», «бровки», «ротик» и постараемся более точно выразить «настроение» шарика каждого цвета.

Звучит «Утреннее размышление» П. И. Чайковского, дети выполняют задание. Для изготовления глазок, ртов, бровей, носов удобно использовать цветную самоклеящуюся пленку. Глазки и носики можно наклеить заранее, чтобы «лицо» не расползлось за пределы разумного. Выражение «лица» у шарика достигается путем приклеивания в разном положении бровей и ртов.

Музыкальный руководитель . Теперь понятно, что это — грустный шарик. А этот — задумчивый, мечтательный. А этот на что-то очень рассердился. А вот этот — веселый хохотунчик! Они такие разные, каким бывает и наше с вами настроение. Возьмите эти шарики с собой в группу, там вы с ними еще поиграете. А нам пора прощаться. (Поет.) До свиданья, дети! Дети (поют). До свидания!

Под спокойную мелодию дети покидают зал.

Литература

Казначеева Т. Н. Конспект музыкального занятия. / Музыкальная палитра. № 1. 2007. Роот 3. Музыкально-дидактические игры.