Западноевропейская культура 18 19 века. Европейская культура XVI-XVIII веков

Восемнадцатый век в Западной Европе – последний этап длительного перехода от феодализма к капитализму. В середине века завершился процесс первоначального накопления капитала, велась борьба во всех сферах общественного сознания, созревала революционная ситуация. Позднее она привела к господству классических форм развитого капитализма. На протяжении века совершалась гигантская ломка всех общественных и государственных устоев, понятий и критериев оценки старого общества. Возникла цивилизованная общественность, появилась периодическая печать, образовались политические партии, шла борьба за эмансипацию человека от оков феодально-религиозного миросозерцания.

В изобразительном искусстве возрастало значение непосредственно реалистического отображения жизни. Расширилась сфера искусства, оно становилось активным выразителем освободительных идей, наполнялось злободневностью, боевым духом, обличало пороки и нелепости не только феодального, но и нарождающегося буржуазного общества. Оно выдвинуло и новый положительный идеал ничем не скованной личности человека, свободного от иерархических представлений, развивающего индивидуальные способности и вместе с тем наделенного благородным чувством гражданственности. Искусство становилось общенациональным, обращалось не только к кругу утонченных ценителей, но к широкой демократической среде.

Основные тенденции социального и идейного развития Западной Европы 18 века в различных странах проявляли себя неравномерно. Если в Англии промышленный переворот, совершившийся в середине 18 столетия, закрепил компромисс буржуазии и дворянства, то во Франции антифеодальное движение имело более массовый характер и готовило буржуазную революцию. Общим для всех стран был кризис феодализма, его идеологии, формирование широкого общественного движения – Просвещения, с его культом первичной нетронутой Природы и Разума, ее оберегающего, с его критикой современной испорченной цивилизации и мечтой о гармонии благостной природы и новой демократической цивилизации, тяготеющей к естественному состоянию.

Восемнадцатый век – век Разума, всеразрушающего скепсиса и иронии, век философов, социологов, экономистов; развивались связанные с техникой точные естественные науки, география, археология, история, материалистическая философия. Вторгаясь в умственный обиход эпохи, научные знания создали и для искусства фундамент точного наблюдения и анализа действительности. Просветители провозгласили целью искусства подражание природе, но природе упорядоченной, усовершенствованной (Дидро, А. Поп), очищенной разумом от пагубного воздействия рукотворной цивилизации, созданной абсолютистским режимом, общественным неравенством, праздностью и роскошью. Рационализм философско-эстетической мысли 18 века, однако, не подавлял свежести и искренности чувства, но порождал устремленность к соразмерности, изяществу, гармонической завершенности художественных явлений искусства, начиная с архитектурных ансамблей и кончая прикладным искусством. Просветители придавали огромное значение в жизни и искусстве чувству – средоточию благороднейших устремлений человечества, чувству, жаждущему целеустремленного действия, заключающего в себе силу, революционизирующую жизнь, чувству, способному возродить исконные добродетели «естественного человека» (Дефо, Руссо, Мерсье), следующего естественным законам природы.

Афоризм Руссо «Человек велик только своими чувствами» выражал одну из примечательных сторон общественной жизни 18 столетия, породившей углубленный утонченный психологический анализ в реалистическом портрете и жанре, поэзией чувств проникнуты лирический пейзаж (Гейнсборо, Ватто, Берне, Робер) «лирический роман», «поэмы в прозе» (Руссо, Прево, Мариво, Фильдинг, Стерн, Ричардсон), она достигает высшего выражения в подъеме музыки (Гендель, Бах, Глюк, Гайдн, Моцарт, оперные композиторы Италии). Героями художественных произведений живописи, графики, литературы и театра 18 века стали, с одной стороны, «малые люди» – люди, как все, поставленные в обычные условия эпохи, не избалованные достатком и привилегиями, подверженные обыкновенным естественным движениям души, довольствующиеся скромным счастьем. Художников и писателей в них восхищали искренность, наивная непосредственность души, близкая природе. С другой стороны, в центре внимания – идеал эмансипированного цивилизованного интеллектуального человека, порожденного просветительской культурой, анализ его индивидуальной психологии, разноречивых душевных состояний и чувств с их тонкими оттенками, нечаянными порывами и рефлектирующими настроениями.

Острая наблюдательность, утонченная культура мысли и чувства характерны для всех художественных жанров 18 века. Художники стремились запечатлеть разнообразные в оттенках обыденные жизненные ситуации, самобытные индивидуальные образы, тяготели к занимательным повествованиям и феерической зрелищности, острым конфликтным действиям, драматическим интригам и комедийно построенным фабулам, утонченному гротеску, буффонаде, грациозным пасторалям, галантным празднествам.

Новые проблемы были выдвинуты и в архитектуре. Уменьшилось значение церковного строительства, и возросла роль гражданской архитектуры, изысканно простой, обновленной, освобожденной от излишней импозантности. В некоторых странах (Франция, Россия, отчасти Германия) решались проблемы планировки городов будущего. Рождались архитектурные утопии (графические архитектурные пейзажи – Джованни Баттиста Пиранези и так называемая «бумажная архитектура»). Становились характерными тип частного, обычно интимного жилого дома и городские ансамбли общественных зданий. Вместе с тем в искусстве 18 века по сравнению с предшествующими эпохами снизились синтетическое восприятие и полнота охвата жизни. Нарушилась былая связь монументальной живописи и скульптуры с архитектурой, в них усилились черты станковизма и декоративности. Предметом особого культа стало искусство быта, декоративных форм. Вместе с тем возросло взаимодействие и взаимообогащение различных видов искусства, достижения, обретенные одним видом искусства, свободнее использовались другими. Так, было весьма плодотворным влияние театра на живопись и музыку.

Искусство 18 века прошло два этапа. Первый продолжался до 1740–1760 годов. Он характеризуется видоизменением поздних форм барокко в декоративный стиль рококо. Своеобразие искусства первой половины 18 века – в сочетании остроумного и насмешливого скептицизма и изысканности. Это искусство, с одной стороны, утонченное, анализирующее нюансы чувств и настроений, устремленное к изящной интимности, сдержанному лиризму, с другой стороны, тяготеющее к «философии наслаждения», к сказочным образам Востока – арабов, китайцев, персов. Одновременно с рококо развивалось реалистическое направление – у некоторых мастеров оно приобрело острообличительный характер (Хогарт, Свифт). Открыто проявлялась борьба художественных направлений внутри национальных школ. Второй этап связан с углублением идеологических противоречий, ростом самосознания, политической активности буржуазии и народных масс. На рубеже 1760–1770-х годов. Королевская Академия во Франции выступила против искусства рококо и пыталась возродить парадный, идеализирующий стиль академического искусства конца 17 века. Галантный и мифологический жанры уступили место историческому с сюжетами, заимствованными из римской истории. Они были призваны подчеркивать величие утратившей авторитет монархии в соответствии с реакционным истолкованием идей «просвещенного абсолютизма».

Представители передовой мысли обратились к наследию античности. Во Франции граф де Кейлюс открыл научную эру исследований в этой области («Собрание древностей», 7 томов, 1752–1767). В середине 18 века немецкий археолог и историк искусств Винкельман («История искусства древности», 1764) призывал художников вернуться к «благородной простоте и к спокойному величию древнего искусства, несущего в себе отражение свободы греков и римлян эпохи республики». Французский философ Дидро нашел в античной истории сюжеты, обличающие тиранов, призывающие к восстанию против них. Возник Классицизм , противопоставивший декоративности рококо естественную простоту, субъективному произволу страстей – познание закономерностей реального мира, чувство меры, благородство мысли и поступков. Художники впервые изучали древнегреческое искусство на вновь открытых памятниках. Провозглашение идеального, гармоничного общества, примат долга над чувством, пафос разума – общие черты классицизма 17 и 18 веков. Однако классицизм 17 века, возникший на почве национального объединения, развивался в условиях расцвета дворянского общества. Для классицизма 18 века характерна антифеодальная революционная направленность. Он был призван объединить прогрессивные силы нации для борьбы с абсолютизмом. За пределами Франции классицизм не имел революционного характера, которым он отличался в первые годы французской революции.

XVIII в. - последний исторический этап перехода от феодализма к капитализму. Развитие культуры в этот период во всех странах Европы проходило под знаком идей Просвещения.

В этом веке в Германии сложилась школа клас­сической немецкой идеалистической филосо­фии. Во Франции сформировался самый многочи­сленный отряд просветителей, оттуда по всей Европе распространились идеи Просвещения. В своих произведениях (-Персидские письма» и «О духе законов») Шарль Луи Монтескье высказы­вался против неограниченной монархии и феода­лизма. Вольтер был выдающимся вождем француз­ского Просвещения. Он написал прекрасные литературные, философские и исторические произ­ведения, в которых выражалась ненависть к религи­озному фанатизму и феодальному государству. Деятельность Жана Жака Руссо стала новым этапом в развитии французского Просвещения. Его произ­ведения содержали е себе ненависть к угнетателям, критику государственного строя, социального нера­венства.

Судьба французского материализ­ма связана с именами Дени Дидро, Этьена Бонно Кондильяка, Поля Гольбаха. 50-60-е гг. XVIII в. - расцвет деятельности французских материалистов. Этот период отличается одновременным развитием науки и техники. Благодаря Адаму Смиту политэкономия становится на­учной дисциплиной. Наука быстро развивалась, она была напрямую связана с техникой и производ­ством. В XVIII в, более значимыми становятся лите­ратура и музыка, постепенно они выходят на первый план среди всех видов искусств. Развивается проза как жанр, в которой показывается судьба отдельно­го человека в социальной среде того времени.ьОсобенно плодотворно развивается жанр романа, а котором описывается универсальная картина ми­ра. В конце XVII-XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми стали И. С. Бах и Г. Ф. Гендель. Огромное влияние на музыкальное искусство оказа­ли Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. ван Бетховен. Больших результатов добились театральное искусство, дра­матургия, которая носила реалистический и предромантический характер.

Отличительная черта этого времени - исследо­вание основных вопросов эстетики театра, природы актерского мастерства. XVIII столетие часто называ­ют «золотым веком театра". Величайший драматург П. О, Бомарше считал его «исполином, который смертельно ранит всех, на кого направляет свои удары». Крупнейшими драматургами стали: Р. Ше­ридан (Англия), К, Гольдони (Венеция], П. Бомарше (Франция), Г. Лессинг, И. Гете (Германия),Ф. Шиллер.

Ведущим жанром живописи XVIII в. был портрет.

Среди художников этого времени можно выде­лить Гейнсборо, Латура, Гудона, Шардена, Ватто, Гварди. Живопись не отражает универсальную пол­ноту охвата духовной жизни человека, как это было раньше, В различных странах формирование нового искусства происходит неравномерно. Живопись и скульптура в стиле рококо носили декоративный ха­рактер.

Искусство XVIII в. завершается великолепным творчеством испанского художника Франсиско Гойи. Культурное наследие XVIII в. до сих пор пора­жает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человече­ских страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум. Век Просвещения - век ве­ликих открытий и великих заблуждений. Неслучайно конец этой эпохи приходится на начало Француз­ской революции. Она уничтожила веру просветите­лей в «золотой век» ненасильственного прогресса. Она усилила позиции критиков его целей и идеалов.

Лекция №18.

Тема: европейская культура XVI-XVIII веков.

1. Культура Возрождения.

2. Литература Просвещения.

3. Искусство XVII-XVIII веков.


1.

Новый период в культурном развитии Западной и Центральной Европы получил название Возрождения, или Ренессанса.

Возрождение (на французском языке Ренессанс) - гуманистическое движение в истории европейской культуры в период конца средневековья и начала нового времени. Ренессанс возник в Италии в XIV века, распространился в западных странах (Северное Возрождение) и достиг наибольшего расцвета в середине XVI века. Конец XVI - начало XVII века: упадок - маньеризм.

Феномен Возрождения определялся тем, что античное наследие превратилось в оружие ниспровержения церковных канонов и запретов. Некоторые культурологи, определяя ее значение, сравнивают с грандиозной культурной революции, которая длилась два с половиной столетия и завершилась созданием нового типа мировоззрения и нового типа культуры. В искусстве произошел переворот, сравнимый с открытием Коперника. В центре нового мировоззрения находился человек, а не Бог как высшее мерило всего сущего. Новый взгляд на мир получил название гуманизма.

Антропоцентризм - главная идея мировоззрения эпохи Возрождения. Рождение нового мировоззрения связано с писателем Франческо Петрарки. Схоластике, основанной на формально-терминологическом методе, он противопоставляет научное знание; счастью в «Граде Божьем» - земное человеческое счастье; духовной любви к Богу - возвышенную любовь к земной женщине.

Идеи гуманизма выражались в том, что в человеке важны его личные качества - ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а не социальное положение и происхождение.

В эпоху Возрождения происходит утверждение идеала гармонической, раскрепощенной, творческой личности, красоты и гармонии, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания.

Эпоха Возрождения породила гениев и титанов:


  • Италия - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, политического деятеля Макиавелли, философов Альберти, Бруни, Вала, Фичино, Николая Кузанского, зодчих Брунеллески и Браманте;

  • Франция - Рабле и Монтеня;

  • Англия - Мора, Бэкона, Сиднея, Шекспира;

  • Испания - Сервантеса;

  • Польша - Коперника;

  • Германия - Беме, Мюнцера, Кеплера.
В произведениях этих авторов присутствует мысль о том, что гармоничность сотворенного мира проявляется везде: в действиях стихий, ходе времени, положении звезд, природе растений, животных.

Шедевры эпохи Возрождения:


  • Леонардо да Винчи «Джоконда», «Тайная вечеря»;

  • Рафаэль «Сикстинская мадонна» и «Спящая Венера», «Мадонна Конестабиле» и «Юдифь»;

  • Тициан «Даная» (музей Эрмитаж).
Эпоха Возрождения характеризуется универсализмом мастеров, широким обменом знаниями (нидерландцы заимствуют некоторые колористические особенности итальянцев, а те, в свою очередь, заимствуют от них работу масляными красками на холстах).

Главная черта искусства и культуры Ренессанса - утверждение красоты и таланта человека, торжество мысли и высоких чувств, созидательной активности. В изобразительном искусстве развиваются стили барокко и классицизм, в живописи академизм и караваджизм. Появляются новые жанры - пейзаж, натюрморт, картины быта, охот и праздников.


Леонардо да Винчи Джоконда

Рафаэль Сикстинская мадонна

Архитектура Ренессанса основана на возрождении классической, главным образом римской архитектуры. Основные требования -сбалансированность и ясность пропорций, использование ордерной системы, чуткое отношение к строительному материалу, его фактуре, красоте.

Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии.

Период с последнего десятилетия XV века до середины XVI столетия (Высокий Ренессанс) становится «золотым веком» итальянского искусства. От него остается на память потомкам торжественная и величавая архитектура Браманте и Палладио, он дарит миру бессмертные шедевры Рафаэля и Микеланджело. Весь XVI век продолжается и лишь в начале XVII века угасает цветение рожденной под небом Италии культуры возрождения.

Поздний Ренессанс характеризуется бурным развитием и такого синтетического вида искусства, как театр, наиболее яркими представителями которого стали Лопе де Вега, Кальдерон, Тирсо де Молина (Испания), Вильям Шекспир (Англия).

Таким образом, культура эпохи Возрождения отражает синтез черт античности и средневекового христианства, мировоззренческой основой секуляризации культуры выступает гуманизм.

Эпоха Возрождения заменила религиозный ритуал светским, возвела человека на героический пьедестал.

2.
Люди XVII-XVIII веков называли свое время столетиями разума и просвещения. Средневековые представления, освящаемые авторитетов церкви и всесильной традицией, были подвергнуты критике. В XVIII веке стремление к знанию, основанному на разуме, а не на вере, овладело целым поколением. Сознание, что все подлежит обсуждению, что все должно быть выяснено средствами разума, составляло отличительную черту людей XVII- XVIII столетия.

В эпоху Просвещения завершился переход к современной культуре. Складывался новый образ жизни и мышления, а значит, изменялось и художественное самосознание нового типа культуры. Просвещение увидело в невежестве, предрассудках и суеверии главную причину человеческих бедствий и общественных зол, а в образовании, философской и научной деятельности, в свободе мысли - путь культурного и социального прогресса.

Идеи общественного равенства и личной свободы овладели, прежде всего, третьим сословием, из среды которого и вышла большая часть гуманистов. Среднее сословие состояло из зажиточной буржуазии и людей либеральных профессий, оно обладало капиталами, профессиональными и научными знаниями, общими идеями, духовными стремлениями. Мировоззрение третьего сословия ярче всего выразилось в просветительском движении - антифеодальном по содержанию и революционном: по духу.

Радикальные изменения происходили и на уровне эстетического сознания. Основные творческие принципы XVII века - классицизм и барокко - обрели в эпоху Просвещения новые качества, потому что искусство XVIII века обращалось к изображению реального мира. Художники, скульпторы, писатели воссоздавали его в картинах и скульптурах, повестях и романах, в пьесах и спектаклях. Реалистическая ориентация искусства побуждала к созданию нового творческого метода.

Литература опиралась на общественное мнение, которое формировалось в кружках и салонах. Двор перестал быть единственным центром, к которому все стремились. В моду вошли философские салоны Парижа, где бывали Вольтер, Дидро, Руссо, Гельвеций, Юм, Смит. С 1717 по 1724 год было напечатано более полутора миллионов томов Вольтера и около миллиона томов Руссо. Вольтер был действительно великим литератором - он умел осмыслить и объяснить просто и общедоступно на прекрасном изящном языке самую серьезную тему, привлекающую внимание современников. Он имел громадное влияние на умы всей просвещенной Европы. Его злого смеха, способного разрушить в прах вековые традиции, страшились более чьих-либо обвинений. Он всячески подчеркивал ценность культуры. Историю общества он изображал как историю развития культуры и образования человека. Эти же идеи Вольтер проповедовал в своих драматических произведениях и философских повестях («Кандид, или Оптимизм», «Простодушный», «Брут», «Танкред» и др.).

Направление просветительского реализма получило успешное развитие в Англии. Вся группа представлений и мечтаний о лучшем естественном строе получила художественное выражение в знаменитом романе Даниеля Дефо (1660-1731годы) «Робинзон Крузо». Им написано более 200 работ различных жанров: стихов, романов, политических очерков, исторических и этнографических произведений. Книга о Робинзоне это не что иное, как история изолированной личности, предоставленной воспитательной и исправительной работе природы, возвращение к естественному состоянию. Менее известна вторая часть романа, рассказывающая о духовном перерождении на острове, вдали от цивилизации.

Немецкие литераторы, оставаясь на позициях просветительства, искали нереволюционные методы борьбы со злом. Главной силой прогресса они считали эстетическое воспитание, а главным средством - искусство. От идеалов общественной свободы немецкие писатели и поэты перешли к идеалам свободы нравственной и эстетической. Такой переход характерен для творчества немецкого поэта, драматурга и теоретика искусства Просвещения Фридриха Шиллера (1759-1805). В своих ранних пьесах, имевших громадный успех, автор протестовал против деспотизма и сословных предрассудков. «Против тиранов» - эпиграф к его знаменитой драме «Разбойники» - прямо говорит о ее социальной направленности.

Кроме общепринятых в Европе стилей барокко и классицизма, в XVII-XVIII веке появились новые: рококо, сентиментализм, предромантизм. В отличие от предыдущих веков нет единого стиля эпохи, единства художественного языка. Искусство XVIII века стало своего рода энциклопедией разнообразных стилевых форм, которыми широко пользовались художники, архитекторы, музыканты этой эпохи. Во Франции художественная культура была тесно связана с придворной средой. Стиль Рококо зародилось в среде французской аристократии. Слова Людовика XV (1715-1754) «После нас - хоть потоп» можно считать характеристикой настроения, царившего в придворных кругах. Строгий этикет сменился легкомысленной атмосферой, жаждой наслаждения и веселья. Аристократия спешила развлекаться до наступления потопа в атмосфере галантных празднеств, душой которых была мадам Помпадур. Придворная среда отчасти сама формировала стиль рококо с его капризными, прихотливыми формами. Основоположником рококо в живописи можно считать Антуана Ватто(1684-1721) - придворного живописца. Герои Ватто - актрисы в широких шелковых платьях, франты с томными движениями, амуры, резвящиеся в воздухе. Даже названия его произведений говорят сами за себя: «Капризница», «Праздник любви», «Общество в парке», «Затруднительное положение» .

Ватто «Затруднительное положение».

Как живописец Ватто был гораздо глубже и сложнее своих многочисленных последователей. Он усердно изучал природу, много писал с натуры. После смерти Ватто его место при дворе занял Франсуа Буше (1704-1770). Очень искусный мастер, он много работал в области декоративной живописи, делал эскизы для гобеленов, для росписи по фарфору. Типичные сюжеты - «Триумф Венеры», «Туалет Венеры», «Купание Дианы» . В произведениях Буше манерность и эротизм эпохи рококо выразились с особой силой, в чем его постоянно обвиняли просветители-моралисты.

В эпоху Французской революции в искусстве восторжествовал новый классицизм. Классицизм XVIII века - не развитие классицизма предшествующего столетия - это принципиально новое историко-художественное явление. Общие черты: обращение к античности как к норме и художественному образцу, утверждение превосходства долга над чувством, повышенная отвлеченность стиля, пафос разума, порядка и гармонии. Выразителем классицизма в живописи стал Жак Луи Давид (годы жизни: 1748-1825). Его картина «Клятва Горациев» стала боевым знаменем новых эстетических взглядов. Сюжет из истории Рима (братья Горации дают отцу клятву верности долгу и готовности сражаться с врагами) стал выражением республиканских взглядов в революционной Франции.


И.С.Бах
XVIII век принес много нового в музыкальное творчество. В XVIII веке музыка встала на уровень других искусств, переживавших расцвет еще с эпохи Возрождения. Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Кристоф Глюк, Франц Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт стоят на вершине музыкального искусства в XVIII века. Расцвет музыки как самостоятельного вида искусства в это время объясняется потребностью в поэтическом, эмоциональном выражении духовного мира человека. В творчестве Баха и Генделя еще сохранилась преемственность музыкальных традиций, но они начинали новый этап в истории музыки. Иоганна Себастьяна Баха (годы жизни:1685-1750) считают непревзойденным мастером полифонии. Работая во всех жанрах, он написал около 200 кантат, инструментальных концертов, сочинений для органа, клавира и др. Баху была особенно близка демократическая линия немецкой художественной традиции, связанная с поэзией и музыкой протестантского хорала, с народной мелодией. Через духовный опыт своего народа он ощущал трагическое начало в жизни человека и вместе с тем веру в конечную гармонию. Бах - музыкальный мыслитель, исповедующий то же гуманистическое начало, что и просветители.


Моцарт
Всё новое, что было характерно для прогрессивных направлений в музыке, воплотилось в творчестве австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (годы жизни: 1756-1791). Вместе с Францем Йозефом Гайдном он представлял Венскую классическую школу. Основным жанром Гайдна была симфония, Моцарта - опера. Он изменил традиционные оперные формы, внес психологическую индивидуальность в жанровые типы симфоний. Ему принадлежат около 20 опер: («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»); 50 симфонических концертов, многочисленные сонаты, вариации, мессы, знаменитый «Реквием», хоровые сочинения.

XVIII век вошел в историю Европы, да и всего мира под названием века Просвещения . Понятие "Просвещение" было впервые употреблено французским философом Вольтером в 1734 г. В общем смысле под просвещением понимают процесс распространения научного знания, источником которого является человеческий разум, свободный от догматического мышления. Именно в XVIII веке передовые европейские мыслители осознали необходимость такого распространения и активно решали эту задачу.

Эпоха Просвещения была подготовлена достижениями эпохи Возрождения и научной революции XVII в., в которой особую роль сыграли такие английские мыслители как Френсис Бэкон, Исаак Ньютон, Джон Локк и Томас Гоббс.

Наибольшее развитие идеи Просвещения получили во Франции. Как для английских ученых XVII века, так и для французского Просвещения XVIII века была характерна первоначальная ориентация на сенсуализм как метод познания мира через чувственное восприятие - наблюдения за природой с помощью органов чувств. Затем она была дополнена акцентом на рационализм , на разум как основной источник и критерий истинности научного знания. Просветители верили в то, что мир устроен разумно, а также в то, что человек своим разумом способен познать окружающий мир, осмыслив ту информацию, которую он получил через органы чувств.

Вера в неограниченные возможности человеческого разума в познании мира, и в способность науки разрешить любые противоречия, с которыми сталкивается человеческое сообщество, стала характерной чертой эпохи Просвещения, и именно поэтому XVIII век часто называют веком Разума .

Повышенное внимание уделялось проблемам общественного устройства. Для просветителей характерными были попытки определить законы развития общества и создать на основании этих законов идеальную модель, или хотя бы исправить недостатки современного им общественного строя. При этом просветители опирались на концепцию «естественного права», предполагая, что все люди от рождения обладают определенными правами, проистекающими из самой природы человека. Эти права были нарушены в ходе исторического развития, что привело к созданию несправедливых, ущербных общественных отношений. Теперь задача состоит в том, чтобы восстановить эти права и построить общество, основанное на «естественных началах». Просветители верили, что такое обеспечит наивысший уровень развития культуры. Поэтому определение "естественных составляющих" человека и общества было одним из главных вопросов, которым задавались просветители. Большое внимание они уделяли изучению конкретного опыта общественного развития. И в этой связи признавали наиболее передовым в Европе общественный строй в Англии (конституционная монархия с широкими правами парламента). Английский парламентаризм рассматривался просветителями как образец для подражания.

Главной мишенью для критики деятели французского Просвещения избрали феодальные порядки и католическую церковь. Уже непосредственный предшественник просветителей, священник Жан Мелье получил широкую известность потому, что в своем «Завещании» выступил с жесткой критикой католической церкви и феодальных институтов светской власти. Таким же образом широкую известность получили Шарль Монтескье и Вольтер, первые крупные деятели французского Просвещения.

Резко критикуя церковь, далеко не все просветители были готовы выступать против религии как таковой. Как и ученые XVII века, французские просветители в вопросе о роли Бога в основном стояли на позициях деизма: Бог рассматривался лишь как «Великий Архитектор», создавший мир и установивший законы, по которым этот мир существует. Дальнейшее развитие мира шло по этим законам без божественного вмешательства. Часть просветителей разделяла позиции пантеизма, в котором Бог растворялся в природе и отождествлялся с ней. Ряд просветителей, среди которых были Ламетри, Дидро, Кондильяк, обратились к материализму , рассматривая духовное сознание как одно из свойств материи. Такой подход нес в себе скрытые атеистические начала. Однако на открытый атеизм (отрицание существования сверхъестественных сил вообще и Бога в частности) решались немногие. Первым представителем атеизма стал барон П. Гольбах . Весьма непримиримо к религии и церкви относились также материалисты Дидро и Д’Аламбер . С их точки зрения религия возникла на почве невежества и беспомощности человека перед силами природы, а церковная организация служит для того, чтобы поддерживать это невежество, препятствуя духовному и социальному освобождению людей.

В практическом плане главным для деятелей французского Просвещения была сама просветительская деятельность. Они верили, что история возложила на них особую миссию: распространять и пропагандировать научные знания и веру в торжество разума, в возможность и закономерность общественного прогресса. Прогресс мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума.

Среди первых просветителей следует отметить Шарля Монтескье (1689-1755). О н получил широкую известность, выпустив анонимное произведение «Персидские письма», в котором в форме переписки богатых персов подверг острой сатирической критике современные французские порядки. Затем в сочинении «О духе законов» он на ярких исторических примерах показал существование у разных народов различных обычаев и принципов политического устройства и выступил с осуждением деспотизма, пропагандой идей веротерпимости, гражданской и личной свободы людей. При этом автор не призывал к революции, а говорил о постепенности и умеренности в проведении необходимых преобразований. Монтескье внес важный вклад в развитие культурологической теории. Он сделал вывод о том, что общественный строй, обычаи и сами народы во многом являются продуктами воздействия окружающей географической среды (климат, реки, почвы и др.). Этот подход носил явный материалистический характер и получил название «географического детерминизма».

Самым ярким представителем эпохи Просвещения был французский писатель и философ Вольтер (1694 – 1778 гг.). Его талантливому перу принадлежали сотни литературных, философских, исторических произведений самых различных жанров от сатирических стихов до серьезных философских трактатов, в которых он выступал против феодальных институтов, беспощадно обличал Библию, вымыслы о чудесах и другие религиозные предрассудки. Вольтеру принадлежит знаменитый призыв «Раздавите гадину!», направленный против католической церкви. В то же время Вольтер не выступал против религии как таковой и считал ее необходимой как способ подчинения темных масс: «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать!». Резкая критика церкви и феодальных порядков сочеталась у Вольтера с умеренными практическими рекомендациями. Так, он не считал возможным в современной ему Франции бороться за республиканский строй. Недоверчиво относился к низам общества, считая их слишком темными. Вольтер уделил большое внимание изучению особенностей культуры разных наций. В этой связи он написал работу "Очерки по всеобщей истории, обычаям и характере наций" (1756 г.).

Важный вклад в идеологию Просвещения внес Ж.А. Кондорсе (1743-94 гг.), который в своей работе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794 г.) представил мировую историю как процесс развитие человеческого разума. Он разделил историю человечества на 9 эпох, начало которых связывал с тем или иным крупным изобретением.

Наряду с превалирующим оптимистическим взглядом на культуру, в эпоху Просвещения появилось и пессимистическое отношение к культуре как к средству закабаления и угнетения людей. Так, особое место во французском Просвещении занял уроженец Женевы Жан-Жак Руссо, получивший известность в 1749 г., когда он опубликовал знаменитое "Рассуждение" о том, что «просвещение вредно и сама культура - ложь и преступление». Руссо видел корень зла и бедствий человечества в неравенстве, утверждая, что главной причиной неравенства стало возникновение частной собственности, разделившей людей на богатых и бедных. Неравенство охраняется государством, а религия, искусство и даже наука, способствуют сохранению неравенства, препятствуют счастливой жизни людей. Очевидно, что Руссо абсолютизировал те конкретные формы и институты культуры, которые в современном ему обществе действительно препятствовали развитию демократии и социально справедливых общественных отношений.

Руссо разрабатывал вопросы педагогики и теорию «общественного договора», согласно которой государство есть продукт соглашения граждан и если государство их не устраивает, то они имеют право его сменить. Взгляды Руссо во многом способствовали идейной подготовки Великой Французской революции конца века.

Квинтэссенцией всех идей французского Просвещения стала знаменитая «Энциклопедия» под редакцией Дени Дидро , которая стала своеобразной Библией просветителей. Статьи в энциклопедию были написаны лучшими умами Европы и объясняли все устройство мира с рациональной точки зрения. Просветители рассматривали Энциклопедию как инструмент, при помощи которого они откроют доступ к знаниям широкому кругу людей.

Так как взгляды просветителей расходились с официальной идеологией, то их деятельность часто вызывала суровую реакцию светских и особенно духовных властей. Многие просветители подвергались гонениям, их арестовывали, высылали, уже отпечатанные произведения запрещались и конфисковывались.

Тем не менее, идеи Просвещения получили широкое распространение и проникли даже в те слои общества, которые сами были мишенью их критики. Поэтому многие деятели французского Просвещения обладали высокопоставленными покровителями, которые давали им защиту. Например, выход «Энциклопедии» стал возможен благодаря поддержке мадам де Помпадур, фаворитки короля Людовика XV, которая сама была мишенью критики просветителей.

Никем из деятелей Просвещения не ставилась целью подготовка революции – наоборот все они опасались ее и стремились к постепенному преобразованию общества, через распространение света знаний, долженствующего рассеять тьму невежества. Тем не менее, под влиянием просветительских идей в Европе возникают тайные общества. Первым таким обществом был баварский Орден Иллюминатов, однако наибольшей известностью пользовался орден масонов. Тайные общества создавали и распространяли различную популярную литературу, доступную для среднего читателя. Именно с помощью такой литературы идеи Просвещения разошлись по всей Европе.

В Германии движение Просвещения носило не столь радикальный характер, как во Франции. Внимание немецких просветителей привлекали не социально-политические проблемы, а вопросы философии, морали, эстетики и воспитания. Значительное внимание уделялось вопросам развития культуры.

Концепцию развития культуры разрабатывал Г. Лессинг, который проводил мысль о том, что человечество проходит ряд ступеней органического развития, причем господство религии и вера в божественное откровение свидетельствуют о незрелости общества.

Большое внимание проблемам культуры уделил немецкий философ Иоганн Гердер (1744-1803 гг.), который назвал свой главный 20-томный труд «Идеи к философии истории человечества»(1791). Занявшись вопросом о происхождении языка, он отверг тезис о "богоданности" последнего и выдвинул тезис о естественно-историческом развитии не только природы, но и языка, мышления и человеческой культуры в целом. Гердер - пантеист, растворил бога в природе и видел историю развития природы как поступательное развитие от неорганической материи к миру растений и животных, а затем к человеку. В истории общества он видел процесс нарастания гуманизма, который понимал как улучшение условий жизни и гармоничное развитие каждого индивидуума. Гердер обратил особое внимание на национальную самобытность культуры разных народов и выступил с идеей равноценности различных культур и различных эпох в развитии культуры того или иного народа, видя в них естественно-исторические стадии, одинаково ценные и необходимые в общем процессе поступательного развития. То специальное внимание, которое уделил Гердер проблемам культуры, и широкий круг поставленных им культурологических вопросов, дают все основания считать этого ученого одним их основоположников культурологии как науки.

Существенный вклад в развитие теории культуры внес Иммануил Кант (1724-1804 гг.), основоположник немецкой классической философии. Он рассматривал культуру как искусственный мир, созданный человеком. Основной чертой культурологической концепции Канта стала идея о том, что культура выступает как инструмент освобождения человека от мира природы. Философ противопоставлял мир природы и мир свободы и связывал второй мир с миром культуры. Он отмечал, что в природе господствуют суровые законы зоологии, и человек как продукт природы лишен свободы. Создаваемая человеком культура освобождает его от несвободы и зла природного мира, и важнейшую роль в этом деле играет мораль: сила морального долга побеждает суровые законы зоологии. Таким образом, Кант подчеркнул ведущую роль морали в системе культурных ценностей. В то же время Кант указывал, что мир природы и мир свободы связывает великая сила Красоты, и полагал, что культура в ее высших формах связана с эстетическим началом, с художественным творчеством - с искусством.

В Италии Просвещение имело свои глубокие корни, ведущие в эпоху Возрождения, однако вследствие жесткой позиции церкви просветительское движение развивалось медленно и носило умеренный характер. В начале XVIII в. важную роль в общественной мысли Италии играл Дж. Вико (1668-1744 гг.), который создает циклическую теорию истории, не порывая при этом с традиционной для христианства концепцией Провидения (божественного Замысла). Согласно концепции Вико, божественное Провидение шаг за шагом ведет человечество от варварства к цивилизации, затем вновь наступает эпоха варварства и цикл повторяется. Этот вывод Вико сделал, опираясь на анализ известной ему истории, в которой явно выделялись два свершившихся цикла: от древнейших времен до заката Рима и вновь от «нового варварства» раннего Средневековья к эпохе Просвещения. Тезис о руке Провидения ставит Вико в ряды теистов, но идея повторяющихся исторических циклов плохо совмещалась с традиционным христианским представлением о втором пришествии Христа и установлением "царства Божьего на Земле, как на Небе". Вико полагал, что все нации развиваются по циклам, состоящим из 3 эпох: Эпоха Богов (безгосударственное состояние, подчинение жрецам как служителям богов), Эпоха героев (аристократическое государство, которое угнетает обычных людей) и Эпоха людей (простые люди восстают против аристократии и добиваются равноправия, устанавливая республику; однако в ходе дальнейшего развития происходит дезинтеграция общества и вновь наступает эпоха варварства). Следует отметить, что в рамках этой циклической теории явно содержится и идея поступательного развития политической культуры человеческого общества. Вико одним из первых высказал мысль о классовой борьбе как факторе общественного развития.

Во 2-й пол. XVIII в. главным центром просветительских идей был Милан, где их распространением занимались братья Вьерри . Другим центром итальянского Просвещения становится Неаполь, где читал лекции Антонио Дженовези , изучавший возможности регулирования экономических отношений с помощью законов разума.

Просвещение в Испании отличалось сдержанным отношением испанских мыслителей к французским коллегам, что было своего рода защитной реакцией на негативные оценки французскими просветителями роли Испании в истории Европы. Ведущую роль среди испанских просветителей играл ряд высокообразованных представителей аристократии, таких как Педро Родригес де Кампоманес, граф Флоридабланка, граф Аранда, Гаспар Мельхиор де Ховельянос-и-Рамирес, которые выступали за постепенное реформирование феодального общества. Их деятельность способствовала проведению в Испании реформ в духе «просвещенного абсолютизма».

Англия . Практически все английские мыслители XVIII в., такие как Генри Болингброк, Джеймс Аддисон, А. Шефтсбери и Ф. Хатчисон, были людьми религиозными и отличались умеренностью взглядов, особенно в вопросах политического и общественного устройства. Их идеалом был политический компромисс, а к неотъемлемым естественным правам человека причислялось и право собственности. С именем шотландца Адама Смита связано начало классической политической экономии.

Английские материалисты XVIII века - Гартли, Пристли и другие - признавали мышление продуктом материи. Им противостояло идеалистическое направление, представленное Джоржом Беркли (1685-1753 гг.), который поставил своей целью опровергнуть материализм и обосновать незыблемость религии. Взяв за исходную точку учение Локка об ощущениях, Беркли сделал крайний идеалистический вывод, будто реальный мир существует лишь постольку, поскольку он воспринимается нами через соединение различных ощущений. С идеями Беркли были созвучны взгляды шотландского философа и ученого Дэвида Юма , который постулировал невозможность объективного познания мира (агностицизм ).

Обострение общественных противоречий, связанных с развитием капиталистических отношений, довольно рано вызвало в Англии критику буржуазного общества. На первое место здесь можно поставить Джонатана Свифта с его гениальным сатирическим романом «Путешествия Гулливера» (1726 г.). Разочарование в реалиях британского буржуазного общества с парламентским строем породило неверие в возможность создать совершенное общество на началах разума. Это способствовало повышению интереса к внутреннему миру человека, к его чувствам и переживаниям. В середине XVIII века эта потребность отразилась в новом литературном направлении – сентиментализме . Крупнейшим представителем этого направления был Лоренс Стерн , чей роман «Сентиментальное путешествие» и дал.

Из Англии идеи Просвещения оказались перенесенными за океан в ее североамериканские колонии. Американские просветители были в большей степени практики, чем мыслители, и пытались применить новые научные знания к обустройству своей страны. Больше всего их интересовали проблемы взаимоотношений общества, личности и государства. При этом американские мыслители полагали, что граждане могут менять свою политическую систему, если сочтут это полезным. Наиболее активно эту концепцию отстаивал Томас Пейн в памфлете «Здравый смысл». Деятельность американских просветителей идейно подготовила Американскую революцию и провозглашение независимости североамериканских колоний. Наиболее известные представители американского просвещения, такие как Томас Джефферсон и Бенджамин Франклин , стали лидерами Американской революции и «отцами-основателями» США – первого государства, в конституции которого получили отражения многие важные идеи эпохи Просвещения.

Познание мира. XVIII век был временем бурного развития науки. Оно базировалось на достижениях научной революции XVII в. На рубеже веков в большинстве стран Европы возникают научные учреждения – Академии Наук. Научные знания приобретают все более систематический и точный характер. Ученые ориентировались на практическое использование своих достижений в интересах экономического и общественного развития.

Меняется характер морских путешествий . Если ранее экспедиции были преимущественно военными и торговыми, то теперь в их состав специально включаются ученые, которые заняты поиском и исследованием новых земель. Благодаря изобретению более совершенных навигационных инструментов, таких как секстан (1730 г.) и хронометр (1734 г.), морские путеществия становятся более безопасными. Три экспедиции англичанина Дж. Кука (1768-1771 гг.), а также плавания французских капитанов Л.А. Бугенвиля (1766-1769 гг.) и Ж.Ф. Лаперуза (1785–1788 гг.) положили начало планомерному изучению и практическому освоению региона Тихого океана.

В развитие ботаники и биологии огромный вклад внес шведский ученый Карл Линней (1707–1778 гг.). Он разработал используемую до сих пор систему классификации живых существ, в которую поставил и человека.

Французский исследователь Ж.-Б. Ламарк (1744–1829 гг.) выдвинул первую теорию биологической эволюции, во многом предвосхищавшую идеи Ч. Дарвина.

В области точных наук Иоганн Бернулли и его ученики Леонард Эйлер и Жан Д’Аламбер завершают разработку систем дифференциального и интегрального исчисления и создают теорию дифференциальных уравнений. С ее помощью стали рассчитывать движение комет и других небесных тел, а свое завершение она нашла в знаменитой книге Жозефа Лагранжа «Аналитическая механика» (1788 г.).

Французский ученый Пьер Лаплас (1749-1827 гг.), виртуозно применив математический анализ, доказал устойчивость орбит планет Солнечной системы, а также полностью описал их движение, тем самым опровергнув мнение, что поддержание настоящего вида Солнечной системы требует вмешательства каких-то посторонних сверхъестественных сил.

В физике утверждается мнение, что все физические процессы - проявления механического движения вещества. Изобретение термометра голландцем Фаренгейтом в начале XVIII века и последовавшее за этим появление температурных шкал Реомюра (1730 г.) и Цельсия (1742 г.) позволило вести измерение температуры и привело к появлению учения о теплоте.

В химии была создана теория флогистона (огненная субстанция), обобщавшая знания, касавшиеся процессов горения и обжига металлов. Попытки обнаружить и выделить флогистон стимулировали изучение газообразных продуктов горения и газов вообще. В результате были открыты водород, азот, кислород и явление фотосинтеза. В 1777 году Антуан Лавуазье создал кислородную теорию горения.

Начинается изучение электрических и магнитных явлений . В ходе него было открыто явление электропроводности, создан электрометр. Б. Франклиным и М. В. Ломоносовым был изобретен громоотвод. Француз А. Кулон открыл закона Кулона, который стал основой для последующего развития знаний об электричестве.

Главным итогом развития науки в XVIII в. стало создание полноценной научной картины мира, не требующей теологического обоснования.

Культуру XIX века принято считать культурой буржуазной . Развитие капитализма сопровождалось формированием мощ­ного рабочего движения, возникновением первой в мире рабочей партии (Англия). Идеологией рабочего движения стал марксизм , который оказал огромное влияние на специально-политическую жизнь Европы и всего мира. В 1871 году рабо­чие Парижа на несколько месяцев установили свою власть - Парижскую Коммуну. Под руководством К.Маркса и Ф.Энгельса создается 1-й Интернационал - Международное това­рищество рабочих. После его роспуска в европейских странах стали возникать социально-демократические партии , которые руководствовались идеями марксизма. Марксизм занимает ведущее место в общественном сознании XX века.

В XIX веке возникает новая концепция развития культу­ры - «Элитарная концепция» , согласно которой производи­телем и потребителем культуры является привилегированный класс общества - элита. Концепцию элитарной культуры обосновали Шопенгауэр и Ницше. Элита - это лучшее, от­борное, избранное: что есть в каждом общественном классе, социальной группе. Элита представляет собой наиболее спо­собную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими творческими задатками. Именно элита, по мнению этих философов, обеспечивает общественный прогресс. Сле­довательно, и культура должна быть ориентирована не на зап­росы «массы», «толпы», а на удовлетворение запросов и по­требностей этого слоя общества - людей, способных к эсте­тическому созерцанию и художественно-творческой деятель­ности. (Работа Шопенгауэра «мир как воля и представление» и Ф.Ницше «Человеческое, слишком человеческое» и «Так говорил Заратустра»).

XIX век - век окончательного утверждения капиталис­тической формы хозяйствования , век интенсивного разви­тия промышленного производства, таких его отраслей, как ме­таллургия, машиностроение, энергетика и др. Это и век пол­ного востребования науки, которая поднимается на небыва­лую раннее высоту. Потребности промышленности диктуют формирование в Европе системы школьного и профессио­нального образования. Растет число студентов в университе­тах. Англия становится страной всеобщей грамотности. Вот лишь некоторые из научных достижений этого времени:

Обоснование Чарльзом Дарвином основных факторов процесса эволюции органического мира от обезьяны к че­ловеку;

Создание физиком Майклом Фарадеем учения об элек­трическом поле;

Разработка микробиологом Луи Пастером метода про­филактики против сибирской язвы;

Описание ботаником Робертом Броуном ядра раститель­ной клетки и открытие беспорядочного движения мельчай­ших частиц (броуновское движение).

В практику культурной жизни XIX века входит проведе­ние научных конференций, симпозиумов, всемирных выставок и т.п. Расширяется техническое оснащение художествен­ной культуры ; в конце XIX века появляется киноисскуство, возникает дизайн (художественное конструирование), как следствие бурного развития техники, массовизации производства и расширения границ эстетической деятельности. Проводятся эксперименты по соединению музыки и цвета. (А.Скрябин, М.Чюрленис).

В художественной культуре XIX века нет единой доминан­ты. Формируются и функционируют различные общеевро­пейские стили и направления.

Романтизм (первая треть XIX века) представляет собой широкое идейное и художественное движение в духовной жизни европейского и американского общества. Зародив­шись в Германии (Шиллер, Гете, братья Шлегель) романтизм расширился по всему миру:

В поэзии его представителями были Д.Байрон, В.Гюго, В.Жуковский;

В романтической философии и эстетике - Ф.Шеллинг, С.Кьеркегор;

В музыке - Ф.Шопен, Г.Берлиоз, Ф.Шуберт;

В живописи - Э.Делакруа, Т.Жерико, Д.Констебл, О.Кипренский;

В художественной литературе - В.Скотт, А.Дюма, Э.Гофман, Ф.Купер.

В основе романтизма лежал творческий метод, провозглашавший своим главным принципом абсолютную и безграничную свободу личности. Художники, приверженные к это­му направлению, изображали драматически неразрешимые противоречия между низменной действительностью и высоким идеалом. Отсюда уход романтического в мир иллюзий, в фантастические страны и т.п. В романтизме главное - не показ индивидуализма, а героико-патетическое прославление одиночества.

Произведения художников (роман) наполнены чувства­ми восторга и отчаяния, ощущением вечной загадки мира, не­постижимости его полного познания . Как правило, художник создает в произведении искусства свой мир, более прекрас­ный, чем реальная жизнь. Романтизм был реакцией передо­вых людей Европы на крушение идеалов Великой Французс­кой революции. С наибольшей силой романтизм проявился в художественной поэзии Германии, Франции, Англии.

Он нашел отражение и в музыке. Это музыкальное твор­чество Шопена, Берлиоза, Шуберта, Листа.

Реализм XIX века — это творческий процесс и метод, свой­ственный художественной культуре европейских стран, со­гласно которому задача искусства - правдивое изображение жизни. В трудах Лессинга и Дидро еще в XVIII веке была раз­вита идея реалистического «свободного подражания» приро­де. Реализм XIX века получил название критического реа­лизма . Ему присущи следующие черты:

Глубинное постижение жизни;

Широкий охват действительности;

Художественное осмысление противоречий жизни.

Характер человека трактуется в реалистических произ­ведениях как противоречивое и развивающееся единство. Он может меняться в зависимости от обстоятельств жизни. Для писателей-реалистов (Н.Гоголь, Ф.Стендаль, О.Бальзак, А.Пушкин, Ф.Достоевский, А.Чехов, Л.Толстой и др.) харак­терен обостренный интерес к социальному началу действи­тельности.

В последней трети XIX века в западноевропейской и аме­риканской культуре сложился натурализм - художествен­ный метод, согласно которому природа искусства объясня­лась посредством представлений, заимствованных у есте­ствознания. Художник-натуралист стремится к внешнему правдопо­добию деталей, изображению единичных явлений, вследствие чего явно преуменьшается влияние социального фактора. Художник дает «Куски жизни», считая такое подробное описа­ние условием правдивости в искусстве. (Э.Золя, Г. де Мопас­сан, Г.Гауптман, Д.Мамин-Сибиряк).

В 60-70-е годы XIX века во Франции возникло художе­ственное направление, получившее название импрессио­низм . Импрессионизм наиболее ярко воплотился в изобразительном искусстве. Стилистическими признаками импрес­сионизма являются :

Отказ от замкнутости и стабильности изображения объектов;

Фиксация мгновенных, как бы случайных ситуаций, фрагментарность;

Неожиданные ракурсы фигур и предметов.

В живописи наиболее ярко импрессионизм проявился в тиорчестве О.Ренуара, Э.Дега, Э.Мане, К.Моне, К.Писсаро. Эти художники стремились передать красоту мимолетных состоя­ний природы, подвижность и изменчивость человеческой жиз­ни. Пейзажные работы они писали на открытом воздухе (на пленэре), чтобы передать ощущение сверкающего солнечного света. Это породило новую живописную технику, которая особенно проявилась в цветовом решении полотен: локальный цвет, тончайшее ощущение цветовой гаммы, ее зависимости от освещения и состояния воздушной среды.

Природа понималась импрессионистами, как объективная действительность, которой можно доверять. Художник в их понимании - посред­ник между людьми и природой, призванный раскрыть людям красоту этого мира, свое впечатление от него.